Данная методическая разработка поможет учителю при объяснении сложной темы в 11 классе по истории России в период Гражданской войны. Современный подход при проведении урока, ипользование ИКТ на уроках истории,различные методы позволят учителю создать ситуацию на уроке для учеников,чтобы определить причины,участников, планы воюющих сторон. Определить 3 цвета гражданской войны и причины победы " красных"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«История России 20 век»
Муниципальное образовательное учреждение
«Общеобразовательная средняя школа № 13» г.Азов Ростовская область
Разработка урока в 11 классе по теме: «Гражданская война в России»
учитель: Гоцуляк Наталья Васильевна
Эпиграф: Из крови пролитой в боях,
Из праха обращенных в прах,
Из мук казненных поколений,
Из душ крестившихся в крови,
Из ненавидящей любви,
Из преступлений, исступлений
Возникнет праведная Русь.
М. Волошин. 1920г.
Тема урока: «Гражданская война в России».
Тип урока: комбинированный
Цель урока: в результате исследования источников сформировать представление о том, что гражданская война стала национальной трагедией народа; опираясь на исторические источники сформировать представление о причинах победы красного движения.
Задачи:
Образовательные:
Выделить и охарактеризовать политические, социально- экономические и национальные противоречия, которые привели к Гражданской войне в России.
Систематизировать и обобщить знания учащихся о событиях Гражданской войны в России.
Проанализировать политику «военного коммунизма».
Подвести учащихся к выводам об итогах и последствиях Гражданской войны.
Воспитательные:
Продолжить работу над развитием у учащихся человеколюбия и толерантности.
Развивающие:
Продолжить работу над развитием умений учащихся анализировать, обобщать, систематизировать исторические факты, обосновывать свое отношение к ним.
Приемы и средства обучения: повторительная беседа, работа с историческими терминами, работа с документами, презентации, решение проблемных заданий.
Оборудование: документы времён Гражданской войны, плакаты времён Гражданской войны, презентации учителя и учащихся, песни времён гражданской войны мультимедийное оборудование (доска, компьютер)
План урока.
Причины и особенности гражданской войны в России.
Временные рамки Гражданской войны.
Война «внутри демократии».
Красные против белых.
«Военный коммунизм» и его последствия.
Итоги и последствия Гражданской войны.
Ход урока.
Организационный момент. (3 мин.)
Учитель. (Вводное слово, фоном урока могут служить песни гражданской войны, которые можно включить на перемене, это, как правило, привлекает внимание учащихся к теме урока, создаёт рабочий настрой. Урок рассчитан на 2 часа).
В 1917 году в России разворачивается самая страшная, самая беспощадная война. Эту войну россияне вели друг с другом, брат с братом, отец с сыном. Гражданская война... Это незабываемые страницы нашего прошлого, когда страна раскололась на красных и белых, «своих» и «чужих»
Одни идут освобождать Москву и вновь сковать Россию. Другие, разнуздав стихию, Хотят весь мир перековать.
И там и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: “Кто не за нас, тот против нас. Нет безразличных, правда с нами”.
Максимилиан Волошин.
Ребята, обратите внимание, как точно определил автор настроение той эпохи…Общечеловеческие ценности, такие, как милосердие, гуманизм, терпимость, отодвинуты в эти годы на второй план, уступая принципу: «Кто не с нами, тот против нас».
Сегодня наша цель на уроке – изучить проблему побед и поражений в этой войне, посмотреть на войну как бы изнутри, глазами участников тех далёких событий. Попытаться понять, как они сами объясняли причины своих побед и поражений.
В процессе урока вы должны будете дать собственный ответ на следующие вопросы:
Почему победу одержали «красные»?
Можно ли определить победителя в Гражданской войне с позиции общечеловеческих ценностей?
Чему учат итоги Гражданской войны?
Для этого мы должны проанализировать исторические источники и попытаться понять, в чём заключались причины их победы и поражения. А также определить последствия войны для судьбы страны.
Итак, тема сегодняшнего урока «Гражданская война в России» (запись в тетрадь,слайд№1).
1. Причины и особенности Гражданской войны.
Вопрос: что такое гражданская война? (ответы учащихся)
Запись в тетрадь определения «гражданская война» (слайд№2)
Гражданская война - непримиримая вооруженная борьба больших, относящихся к различным классам и социальным группам масс людей, за государственную власть и собственность.
Задание для учащихся: Сформулируйте причины и особенности Гражданской войны в России (§10-11, п.1; с.65-67, п.3; с.68-71, учебник О.В.Волобуева «Россия и мир. История XX века».).
Учитель дополняет ответы учащихся.
Запись в тетрадь причин и особенностей Гражданской войны. ( слайды№3, №4)
Причинами Гражданской войны послужили большевистские преобразования:
Роспуск Учредительного собрания и установление однопартийной политической системы; требование меньшевиков и эсеров созыва Учредительного собрания и начало военного противостояния большевиков и эсеров.
Заключение Брестского мира; потеря обширной территории России.
Чрезвычайные декреты по организации хлебозаготовок.
Тотальная национализация предприятий; упадок промышленности, безработица, голод в столичных городах; запрет большевиков на свободную продажу хлеба.
Особенности Гражданской войны:
Исключительно длительные и кровопролитные военные действия проходили практически на всей территории бывшей Российской империи.
Внутрироссийский конфликт усугубила его интернационализация.
В обществе отсутствовали политические традиции мирного разрешения социальных противоречий.
В общественном сознании ценность человеческой жизни упала до самой низкой отметки- «человек с ружьём».
2. Временные рамки Гражданской войны.
Сообщение учителя с элементами повторения и обобщения. Преподаватель объясняет сложность чёткого обозначения хронологических рамок событий Гражданской войны, дискуссионность в современной отечественной исторической науке её периодизации. Старшеклассники знакомятся с текстом учебника, выявляют критерий, который положен в основу периодизации Гражданской войны в России и хронологических рамок этого периода, данного в методическом пособии к учебнику О.В. Волобуева «Россия и мир. История XX века». (слайд№5)
Традиционные хронологические рамки Гражданской войны:
Лето-осень 1918 года - период постепенного развёртывания Гражданской войны, открытые военные столкновения: мятеж Чехословацкого корпуса; десанты Антанты на Севере и Японии, Англии и США на Дальнем Востоке; формирование антисоветских центров в Поволжье, на Урале, в Сибири, на Северном Кавказе, Дону; расстрел семьи последнего русского царя; объявления Советской республики единым военным лагерем.
Осень 1918-весна 1919 года - период усиления иностранной интервенции: аннулирование Брестского договора, усиление красного и белого террора.
Весна 1919- весна 1920 года- период военного противоборства регулярных армий красных и белых: походы белогвардейских войск А.В. Колчака, А.И. Деникина, Н.Н. Юденича и их отражение, решающие военные успехи Красной Армии.
Лето – осень 1920 года- период окончательного военного поражения белых: война Советской республики с Польшей, разгром войск П.Н.Врангеля в Крыму.
В процессе сопоставления периодизаций (и подходов к их определению) делаются выводы о новом подходе в периодизации Гражданской войны в России современной исторической наукой.
Задание для учащихся: дайте ответы на вопросы.
Каковы причины разногласий историков о дате начала Гражданской войны в России.
Почему историки предлагают несколько периодизаций Гражданской войны?
Какие критерии лежат в основе каждого варианта периодизации?
В заключение беседы делаются записи в тетрадях учащихся. (слайд№6)
Современная периодизация Гражданской войны в России (по учебнику):
1917- весна 1918 года - начальный этап Гражданской войны и интервенции.
Май 1918- осень 1918 года - «демократический» период Гражданской войны.
Осень 1918- 1920 года- военное противоборство красных и белых армий.
1921- 1922 годы - поражение белого движения и подавление большевиками крестьянских мятежей.
Вопросы для учащихся:
Кто, на ваш взгляд, виновен в развязывании Гражданской войны в России? Можно ли дать однозначный ответ на этот вопрос?
Задание для учащихся: проанализировавлозунги и призывы, которые чаще всего встречались на знаменах советских и белогвардейских воинских частей (слайд 7), на агитационных плакатах, сделайте вывод, что было дорого для красных и белых. Кто и за что сражался в братоубийственной Гражданской войне? Ответы учащихся
Учитель: Гражданская война в России — процесс необыкновенно сложный. Говоря о виновниках Гражданской войны в России, мы не можем дать однозначный ответ. Диалектически так не бывает, чтобы в многосторонней борьбе не на жизнь, а на смерть была виновна одна группа людей, один класс, одна сторона. Так что виновны в общероссийском побоище 1917—1922 гг. и красные, и белые, и «зеленые», и целый ряд стран, осуществлявших интервенцию в Россию.
Вопрос: исходя из причин Гражданской войны, можно определить какие социальные силы, участвовали в войне. Назовите их, определите, кто поддержал «красных», кто – «белых»? (ответы учащихся)
Запись в тетрадь (слайд 7)
Вопрос: почему «белых» поддержала часть крестьянства и пролетариата? (ответы учащихся)
3-4. Война «внутри демократии». Красные против белых.
Задание для учащихся: познакомьтесь с текстом учебника, исторической картой №4 «Гражданская война в России».
Вопрос: на каких направлениях происходили главные сражения в период Гражданской войны?
Задание для учащихся: заполните хронологическую таблицу.
Гражданская война и военная интервенция 1917- 1922 гг.
(по материалу учебника и рассказу учителя)
Периоды
Основные события и участники Гражданской войны
Результаты, общая характеристика периода
В ходе обсуждения результатов таблицы будет полезно посмотреть презентации школьников о наиболее знаменитых военачальниках Гражданской войны. Персонализация истории Гражданской войны в России способствует развитию интереса учеников к изучению данной темы. (Приложение№1)
5. «Военный коммунизм» и его последствия.
Задание для учащихся: заполните рабочий лист, используя материал учебника. (Приложение№2)
6.Итоги и последствия Гражданской войны.
Запись в тетрадь (слайды 8,9)
Итоги Гражданской войны
Победа красных (большевиков)
Уничтожение оппозиционных, антисоветских сил
Сохранение целостности России
Последствия Гражданской войны.
Демографические потери с осени 1917 г. по 1922 г. составили почти 13 млн. чел.; эмиграция - около 2 млн. чел.
Нанесён колоссальный ущерб российской экономике
Сумма ущерба на 1922 г. составляла от 40 до 50 млрд. золотых рублей, что превышало четвертую часть довоенного достояния страны
Промышленное производство упало в 7 раз, сокращение посевных площадей (67 % довоенного уровня)
Разрыв с наследием прошлого:
борьба большевиков с культурой, обычаями, традициями старого государства;
борьба с церковью;
насаждение новой «пролетарской» культуры и новой идеологии.
Продолжившийся раскол общества на «своих» и «чужих»
свертывание демократии и установление в стране жесткой однопартийной диктатуры.
Учитель: Подведем итоги нашего урока.
У нас нет оснований идеализировать ни большевиков, ни их противников. Обе стороны проявили рвение, подбрасывая поленья в полыхающий костер братоубийственной войны. При этом каждая сторона считала себя абсолютно правой.
Белые претендовали на роль представителей общенационального дела, воевали и умирали за великую Россию и ее интересы, как они их понимали. В свою очередь большевики были убеждены, что являются выразителями интересов всех трудящихся, борцами против угнетения и эксплуатации, за скорое и окончательное освобождение не только собственного народа, но и всего мира.
Ответьте, пожалуйста, на вопрос: (слайд 10)
В чём же заключается трагизм Гражданской войны?
Можно ли определить победителя в Гражданской войне с позиции общечеловеческих ценностей?(ответы учащихся)
Учитель: Можно сделать вывод о том, что если история чему - либо способна научить потомков, то главный урок гражданской войны состоит в отказе от насаждения нетерпимости, от столкновения различных слоев общества, от насилия и произвола как метода государственного строительства.
Учитель завершает занятие строками И.Северянина:
Я чувствую, близится судное время:
Бездушье мы духом своим победим,
И в сердце России пред странами всеми
Народом народ будет грозно судим.
И спросят избранники — русские люди —
У всех обвиняемых русских людей,
За что умертвили они в самосуде
Цвет яркий культуры отчизны своей.
Зачем православные Бога забыли,
Зачем шли на брата, рубя и разя...
И скажут они: «Мы обмануты были,
Мы верили в то, во что верить нельзя».
И судьи умолкнут с печалью любовной,
Проверив себя в неизбежный черед.
И спросят: «Но кто же зачинщик виновный?» —
И будет ответ: «Виноват весь народ».
Он думал о счастье отчизны родимой,
Он шел на жестокость во имя любви...»
И судьи воскликнут: «Народ подсудимый!
Ты нам неподсуден; мы — братья твои!»
Мы — часть твоя, плоть твоя, кровь твоя, грешный,
Наивный, стремящийся вечно вперед,
Взыскующий Бога в Европе кромешной,
Счастливый в несчастье, великий народ!
Выставление оценок.
Домашнее задание: §10-11, написать эссе о роли личности в событиях Гражданской войны.
Приложение№1.
Семен Михайлович Буденный (1883-1973) — советский военачальник, участник Гражданской войны, командующий 1-й Конной армией, один из первых Маршалов Советского Союза, Трижды Герой Советского Союза. Родился 25 апреля 1883 года в бедной крестьянской семье. Участвовал в русско-японской войне 1904-05 годов и 1-й мировой войне, был награждён за храбрость Георгиевскими крестами четырёх степеней и четырьмя медалями.
В феврале 1918 года С. М. Будённый создал революционный конный отряд, действовавший против белогвардейцев на Дону, который вырос затем в кавалерийскую дивизию, успешно действовавшую под Царицыном в 1918 году — начале 1919 года.
Во второй половине июня 1919 года в Красной Армии было создано первое крупное кавалерийское соединение — Конный корпус под командованием С. М. Будённого, сыгравший в августе 1919 года решающую роль в разгроме в верховьях Дона основных сил Кавказской армии генерала Врангеля. В ноябре 1935 года получил воинское звание Маршал Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны Семен Буденный входил в состав Ставки Верховного Главнокомандования, участвовал в обороне Москвы,
удостоен звания Героя Советского Союза. Семен Михайлович Буденный умер на 91-м году жизни, 26 октября 1973 года. Похоронен на Красной площади в Москве у кремлевской стены.
Василий Иванович Чапаев родился 28.1(9.2).1887в деревне Будайки, ныне в черте города Чебоксары. Герой Гражданской войны 1918-1920. С 1914 года - в армии, участвовал в I мировой войне. Был награжден за отвагу тремя георгиевскими крестами, медалью, получил звание подпрапорщика.
В начале 1918 года сформировал красногвардейский отряд и подавлял кулацко-эсеровские мятежи в Николаевском уезде. С апреля 1919 года командовал 25-й стрелковой дивизией, отличившейся во время контрнаступления Восточного фронта против войск Колчака. 11 июля 1919г. 25-я дивизия под командованием Чапаева освободила Уральск.
В ночь на 5 сентября 1919 года белогвардейцы внезапно напали на штаб 25-й дивизии. Чапаев со своими соратниками сражался против превосходящих сил врага. Расстреляв все патроны, раненый Чапаев пытался переплыть реку Урал, но был сражен пулей и погиб.
Награжден орденом Красного Знамени. Легендарный образ Чапаева отражён в повести "Чапаев" Д. А. Фурманова, в кинофильме "Чапаев" и других произведениях литературы и искусства.
Тухачевский Михаил Николаевич (1893. - 1937) - военный деятель. Родился в семье обедневшего дворянина. Учился в гимназии, в 1914 был отправлен на фронт. За 6 месяцев первой мировой войны Тухачевский был награжден 6 орденами, проявив незаурядное командирское мастерство. В 1918 вступил в РКП(б). О себе говорил: "Моя настоящая жизнь началась с Октябрьской революции и вступления в Красную Армию".
В годы гражданской войны командовал 1-й и 5-й армиями на Вост. фронте; был награжден Золотым оружием "за личную храбрость, широкую инициативу, энергию, распорядительность и знание дела". Успешно провел ряд операций на Урале и в Сибири против войск .
В 1924 - 1925 принимал активное участие в осуществлении технической реконструкции Вооруженных Сил; разрабатывал вопросы развития оперативного искусства, военного строительства, составления военных энциклопедий и др. В 1936 стал первым заместителем. наркома обороны СССР.
В 1935 он первым в истории Красной Армии провел тактическое учение с применением воздушного десанта, положив начало воздушно-десантных войск.
Тухачевский поддержал предложение С.П. Королева о создании Реактивного института для проведения исследований в области ракетостроения. Творческая мысль Тухачевского обогатила все отрасли советской военной науки. Г. К. Жуков оценивал его так: "Гигант военной мысли, звезда первой величины в плеяде военных нашей Родины". В 1933 был награжден орденом Ленина, а в 1935 Тухачевскому было присвоено звание Маршала Советского Союза.
В 1937 Тухачевский был обвинен в создании троцкистской военной организации, осужден как "враг народа" и расстрелян.
Александр Васильевич Колчак (1873-1920) – российский военачальник, полярный исследователь, гидролог, адмирал (1918). Родился 4 (16) ноября 1874 в селе Александровское Петербургского уезда Петербургской губернии. Окончил Морской кадетский корпус , произведен в мичманы. В 1894-1900 служил на военных кораблях на Балтике, затем на Тихом океане; занимался самостоятельно изучением гидрологии и океанографии, начал публиковаться в научной печати. В 1900г. был откомандирован в распоряжение Академии наук. Участник Русской полярной экспедиции.
С началом русско-японской войны, несмотря на хроническую пневмонию и суставной ревматизм, ставшие следствием полярных экспедиций, Александр Колчак добился возвращения в Морское ведомство и направления в Порт-Артур, где командовал миноносцем; под его руководством были расставлены минные заграждения при входе в Порт-Артурскую бухту, затем командовал береговой артиллерийской батареей; был ранен. После сдачи крепости оказался в плену, в апреле 1905 вернулся через Америку в Петербург. Был награжден Георгиевским оружием, орденами Святой Анны 4-й степени и Святого Станислава 2-й степени с мечами.
С 1912 — в действующем флоте; командир эсминца на Балтике, в декабре 1913 произведен в капитаны 1-го ранга, назначен флаг-капитаном оперативной части штаба командующего флотом. В период Первой мировой Александр Колчак войны руководил минированием входа в Финский залив, высадкой морского десанта на Рижском побережье в немецком тылу и т. д.
С сентября 1915 командовал Минной дивизией, руководил обороной Рижского залива. Награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. В апреле 1916 произведен в контр-адмиралы, в июне назначен командующим Черноморским флотом (одновременно произведен в вице-адмиралы «за отличия по службе»).
В 1916-17 командующий Черноморским флотом.
Один из организаторов белого движения в Гражданскую войну.
В 1918-20 «верховный правитель российского государства»; установил режим военной диктатуры в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке, ликвидированный Красной Армией и партизанами. Сам Колчак по постановлению Иркутского ВРК расстрелян. Расстрелян 7 февраля 1920, в Иркутске.
Антон Иванович Деникин (1872-1947) - российский военный деятель, генерал-лейтенант, один из руководителей белого движения, публицист и мемуарист.
А.И. Деникин родился 4 декабря 1872 года. Окончил реальное училище, военно-училищный курс Киевского пехотного юнкерского училища (1892) и Императорскую Николаевскую академию Генерального штаба. Во время Русско-японской войны в марте 1904 подал рапорт о переводе в действующую армию и был назначен штаб-офицером для особых поручений при штабе 8-го армейского корпуса. В Первую мировую войну командовал стрелковой бригадой и дивизией, армейским корпусом.
Осенью 1917 А. Деникин прибыл в Новочеркасск, где принял участие в организации и формировании Добровольческой армии. Стремился сгладить разногласия между генералами М. В. Алексеевым и Корниловым, с октября 1918 - главнокомандующий Добровольческой армией, с января 1919года - главнокомандующий «Вооруженными силами Юга России».
29 августа Деникин арестован и помещен на гауптвахту в Бердичеве, затем переведен в Быхов, где находились в заключении Корнилов и его соратники. 19 ноября 1917 по распоряжению Верховного главнокомандующего генерала Н. Н. Духонина освобожден из-под ареста, как и некоторые другие арестованные по корниловскому делу; с документами на чужое имя пробрался на Дон. С апреля 1920 - в эмиграции.
Работы по истории русско-японской войны; воспоминания: «Очерки русской смуты», «Путь русского офицера». Скончался 7 августа 1947, г. Анн Арбор, США.
Приложение№2.
Рабочий лист.
Дайте характеристику политике «Военного коммунизма»
Волобуев О.В. Россия и мир. История ХХ века: учебник для 11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2005.
А.В. Игнатов. Методическое пособие к учебнику О.В. Волобуева, В.А. Клокова, М.В. Пономарёва «Россия и мир. История ХХ века». – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2005.
Голос народа. Письма и отклики рядовых советских граждан о событиях 1918-1932 гг. М., 1988.