В данном материале собержится история зарождения, постройки, разрушение и реконструкция Спасской церкви в селе Урик. Дпнная церковь была построена на пожертвование великих декабристов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исторические факты»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
"Уриковская общеоразовательная школа"
Тема : «Декабрист М.С.Лунин».
Населенный пункт: село Урик
Район: Иркутский
Ф.И.О.обучающегося: Терехов Александр
Класс: 7г
Ф.И.О.учителя: Вологжина Ангелина Рамановна
Должность: учитель истории
2021год
Оглавление
1.Введение
§1.Краткая биография М.С. Лунина
§2. Декабрист М.С. Лунин
2.Заключение
«Имеет каждый век свою отличительную черту,
нынешний ознаменовался революционными мыслями».1
1.Введение.
Тема, посвященная декабристам в Сибири очень многогранна. Она включает вопросы о судьбах первопроходцев «русской свободы», если можно так выразиться, на каторге и поселении в тяжелых условиях Сибири, проблемы развития просвещения, культуры и общественно-политической мысли в России в период жизни декабристов в сибирском изгнании.
Посвятив свою жизнь борьбе за новую Россию, декабристы вписали славные страницы в развитие общественной мысли. Брошенные в тюремные казематы, находившиеся на каторге и в ссылке, большинство из них оставались верны своим убеждениям, мучились новыми вопросами о судьбах Отечества.
Нам необходимо тщательно изучать наследие декабристов в Сибири, так как их общественная роль не закончилась после восстания на Сенатской площади в Петербурге и восстания Черниговского полка 3 января 1826 года на юге России. Эта роль продолжалась в Сибири. Ф.А. Кудрявцев в своей работе «Декабристы в Сибири» приводит слова М.С. Лунина: «Настоящее поприще началось со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили».
Основными идеями декабристов были: установление в России конституционного парламентского строя, отмена крепостного права, демократические преобразования, введение гражданских прав и свобод. На прошлое, настоящее и будущее России эти люди смотрели по- другому, не желе их предшественники и современники. Взгляды их являлись важной вехой в развитии общественной передовой мысли. Идеи декабристов нашли отражение в будущих поколениях, которые развивали, дополняли или опровергали их видение на дальнейшее развитие России. Вопрос о декабристах всегда поднимался в критические моменты для России и сейчас для нас это как-никогда актуально.
Тем паче будет интересно узнать о нем побольше.
§1. Краткая биография М.С. Лунина.
Лунин Михаил Сергеевич -29.12.1787- 03.12.1845г.г.
Подполковник –л.-гв. Гродненского полка. Родился в Петербурге, раннее детство провёл в Тамбовской губернии. Православного вероисповедания, впоследствии перешёл в католичество.
Воспитывался дома. Вот что говорил о воспитании на допросе сам Лунин: «Воспитывался у родителей; учители мои были: англичанин Форстер, французы Вовилье и Картье, швед Кирульф и швейцарец Малерб».
В службу вступил юнкером в л.-гв. Егерского полка-сентябрь 1803г, портупей-юнкер-январь 1805, переведен вл.-гв. Кавалергардский полк, эстандарт-юнкером-1805, корнет-1805г., участник войны 1805-1807(Аустерлиц, Гельзборг- награждён орденом Анны 4 ст. Фридланд), поручик-1807, штабс-ротмистр-1810, участник Отечественной войны 1812г (Смоленск, Бородино, Тарутино, Малоярославец, Красное), ротмистр-1813г.,, участник заграничных походов, вернулся в Петербург -18.10.1814г, уволен в отставку 6.10.1815г.
Снова в службу вступил ротмистром Польского уланского полка-20.01.1822, переведён в Варшаву в л.-гв. Гродненский гусарский полк с назначением состоять при великом князе Константине Павловиче- 26.03.1824, назначен командиром 4 эскадрона-в мае 1824г.
Масон, член ложи «Трёх добродетелей».
Член «Союза спасения» (1816), «Союза благоденствия» (член Коренного совета, участник «Московского заговора»1817 и петербургских совещаний 1820) и «Северного общества». Осужден как декабрист в 1826 году и приговорён в каторжную работу на 20 лет, срок сокращён до 15 лет.
Умер в Акатуевской тюрьме в 1845 году
§2. Декабрист М.С. Лунин.
Непосредственного участия в восстании 14 декабря 1825 года Лунин не принимал, так как находился на службе в Польше. Тем не менее считал себя полноценным декабристом. С 1816 года М.С. Лунин участвует в первых декабристских союзах- «Союза спасения» и «Союза Благоденствия», а затем Северного тайного общества.
На допросах по делу декабристов Лунин не отрицал своих взглядов. Делопроизводитель Следственной Комиссии А.Д. Боровков, составил сводку показаний всех привлечённых к делу, которая вошла в «Алфавит декабристов», постоянно лежавший для справок на столе Николая I. Вот что он пишет: «Лунин при первых допросах сознался, что в 1817 году присоединился к тайному обществу, имевшему целью введение конституции или, как он выражается, законосвободного правления… революционные же мысли появились впоследствии времени, когда он уже уклонился от общества…. Пестель читал ему некоторые отрывки из Русской его Правды, которые он совершенно одобрял и почитал их того заслуживающими по их достоинству и пользе, по правоте цели и по глубокомыслию рассуждения».
Михаил Сергеевич сознался, что участвовал в совещании в 1817 году в Москве, на котором Якушкин вызвался на покушение против жизни императора. По поводу призыва совершить убийство царя в масках, у того же Боровкова можно прочитать: « …что в 1818 или 1819 году, рассуждая о насильственных мерах вообще, к коим крайность могла бы принудить в случае неудачного открытия действий, упоминал он о средствах совершить покушение против жизни покойного государя на Царскосельской или какой -либо дороге, он не помнит, говорил ли он при том как показывает Пестель, чтобы сие злодеяние совершено было людьми в масках, присовокупляя, что это был простой разговор, а не цель его действий и политических видов».
На допросе Лунин признается, что им был куплен литографический станок, чтобы печатать разные Уставы и сочинения тайного общества. Куплен этот станок был на деньги из кассы общества.
То, что Лунин не участвовал непосредственно в восстании, говорит о том, что он действительно о нём не знал, так как находился на службе в Польше.
«Насчет происшедшего в С.-Петербурге возмущения 14 прошедшего декабря никаких предуведомлений я не имел и узнал об оном из печатных объявлений; подобно оному не знал я совершенно ничего и о предположении Южного и Северного обществ начать возмутительные действия в мае месяце 1826 года».
Но тут же он говорит: «Не поставляю себе в оправдание отдаление моё от Тайного Общества и прекращение моих сношений с оным, ибо я продолжал числиться в оном и при других обстоятельствах продолжал бы вероятно действовать в духе оного».
Лунин не считал свои конституционные убеждения преступными, сетовал на то, что в Англии бы его называли оппозицией, а дома он преступник.
Но Следственная Комиссия была непреклонна. Основной темой для следователей были планы цареубийства и у Лунина не было никаких шансов.
Результатом следственной комиссии было то, что подполковник Лунин осужден по 2 разряду и по конфирмации 10.07.1826 года приговорён в каторжную работу: «…положить голову на плаху, а потом сослать вечно в каторжную работу, причем в определении главного вида его преступления сказано: «участвовал в умысле цареубийства согласием в умысле бунта, принятием в тайное общество членов и заведением литографии для издания сочинений общества».
М.С. Лунина лишили чинов и дворянства сослали на каторгу на 20 лет, а потом на поселение, срок каторги был сокращен до 15 лет. Он был отправлен в Свеаборгскую крепость, оттуда переведен в Выборгскую. Весной 1828 года отправлен в Нерчинск затем в Петровский завод. В 1836 году Лунин был отправлен на поселение в с.Урик, недалеко от Иркутска. Но судьба приготовила ему новые испытания, это были испытания Акатуем.
2.Заключение.
Взгляды Михаила Сергеевича Лунина, сформированные под влиянием многих факторов, дали толчок для развития общественно- политической мысли. Его идеи не умерли вместе с ним, а продолжали жить дальше. Они подвергались критике или развивались последующими поколениями.
Будучи образованным и честным человеком, он понимал всю пагубность крепостнической системы. В письмах из Сибири четко прослеживаются его чаяния: «Нарушая права человечества допущением рабства, правительство благоприятствует развитию чуждых ему сил, которые могут найти опору в общем мнении и желаниях Народа, когда справедливость и рассудок находятся на их стороне».
За свои убеждения он принял тяжелые испытания: «Я любил справедливость и ненавидел несправедливость и потому нахожусь в изгнании».16 Лунин был уверен, что его идеи не канут в лету, а найдут свое предназначение: «Через несколько лет те мысли, за которые приговорили меня к политической смерти, будут необходимым условием гражданской жизни».17
В ходе работы я достиг результатов:
1.Изучил исторические источники в которых упоминается о судьбе и общественно-политических взглядах М.С. Лунина .
2. Узнал о деятельности декабриста М.С. Лунина.
3. Расширил свой кругозор по истории Забайкалья.
В перспективе данную тему можно расширить и углубить. Использовать для подготовки к урокам истории, краеведения.
Список литературы
Бардакова В. В. Из истории Акатуйской тюрьмы. Чита,1993.С.109-116.
Буклет «История России» изд. DEAGOSTINI раздел «Самодержавие в I половине XIX в.». 1993 год.