1. ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ».
2. ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРИЧИНАМИ ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ, С ХОДОМ ГУСИТСКИХ ВОЙН, ИХ ИТОГАМИ И ИСТОРИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ.
3. ПРОДОЛЖИТЬ ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ДАВАТЬ ОЦЕНКУ ИСТОРИЧЕСКИМ СОБЫТИЯМ И ЛИЧНОСТЯМ, ВЫСКАЗЫВАЯ ПРИ ЭТОМ СОБСТВЕННЫЕ СУЖДЕНИЯ; УМЕНИЙ АНАЛИЗИРОВАТЬ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И ЧИТАТЬ ИСТОРИЧЕСКУЮ КАРТУ.
4.СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КАЖДОГО РЕБЕНКА.
5.АКТИВИЗИРОВАТЬ ПОЗНОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКЕ ИСТОРИИ ПРЕЗЕНТАЦИИ.
6. ВОСПИТЫВАТЬ ИНТЕРЕС И УВАЖЕНИЕ К ИСТОРИИ ДРУГИХ СТРАН.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Гуситское движение в Чехии" »
ПЛАН-КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ
ТЕМА:
«ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ»
6 КЛАСС
ТЕМА УРОКА:
«ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ»
ТИП УРОКА: изучение нового материала.
ФОРМА УРОКА:
ОБОРУДОВАНИЕ:
Учебник Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского «История средних веков»-М; Просвещение, 2002
Атлас «История средних веков» с комплектом контурных карт. – М: ФГУП, 2010
Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского «история средних веков»-М: Просвещение, 2010
Иллюстрированный материал на доске («Чехия XIII – XV вв.», « Королевство Чехия», «Портрет Яна Гуса» «Портрет Яна Жижки», «Гуситские войны» , высказывания Яна Гуса ).
5. Работа снабжена мультимедийной презентацией, выполненной в программе Power Point (Microsoft Office 2003) (презентация «Гуситское движение в Чехии», фильмы «Ян Гус» и «Табориты») .
ЦЕЛИ УРОКА:
1. ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ».
2. ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРИЧИНАМИ ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ, С ХОДОМ ГУСИТСКИХ ВОЙН, ИХ ИТОГАМИ И ИСТОРИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ.
3. ПРОДОЛЖИТЬ ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ДАВАТЬ ОЦЕНКУ ИСТОРИЧЕСКИМ СОБЫТИЯМ И ЛИЧНОСТЯМ, ВЫСКАЗЫВАЯ ПРИ ЭТОМ СОБСТВЕННЫЕ СУЖДЕНИЯ; УМЕНИЙ АНАЛИЗИРОВАТЬ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И ЧИТАТЬ ИСТОРИЧЕСКУЮ КАРТУ.
4.СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КАЖДОГО РЕБЕНКА.
5.АКТИВИЗИРОВАТЬ ПОЗНОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКЕ ИСТОРИИ ПРЕЗЕНТАЦИИ.
6. ВОСПИТЫВАТЬ ИНТЕРЕС И УВАЖЕНИЕ К ИСТОРИИ ДРУГИХ СТРАН.
ПЛАН УРОКА:
I. ОРГМОМЕНТ
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: ГУСИТЫ, ТАБОРИТЫ, УМЕРЕННЫЕ, ЯН ГУС, ПАНЫ,
ЯН ЖИЖКА, ПАТРИОТ, СЕЙМ.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ПРОЧИТАТЬ ПАРАГРАФ 25, ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ
ПОСЛЕ ПАРАГРАФА 2-7.
ХОД УРОКА:
I. ОРГМОМЕНТ
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Называется тема урока: «Гуситское движение в Чехии». Ученики делают записи в тетрадях. Начало показа презентации (слайд 1 «Гуситское движение в Чехии. 1419 – 1434 гг.»)
ЦЕЛЬ УРОКА: СОЗДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ГУСИТСКОМ ДВИЖЕНИИ В ЧЕХИИ В 1419 – 1434 гг. КАК О СОБЫТИИ, ВЫЗВАНОМ СОВОКУПНОСТЬЮ РЯДА ПРИЧИН.
ЗАДАЧИ УРОКА: ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ: «ПОЧЕМУ НАЧАЛОСЬ ГУСИТСКОЕ
ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ? КАК ПРОХОДИЛО И ЗАКОНЧИЛОСЬ ДВИЖЕНИЕ ГУСИТОВ В ЧЕХИИ?» (СЛАЙД 2). ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (СЛАЙД 3)
ПЛАН:
ПРИЧИНЫ ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ.
ЦЕЛИ ГУСИТОВ.
ЯН ГУС И ЕГО УЧЕНИЕ.
ВООРУЖЕННАЯ БОРЬБА ГУСИТОВ, ТЕЧЕНИЯ В ГУСИТСКОМ ДВИЖЕНИИ.
ВООРУЖЕНИЕ И СПОСОБЫ БОРЬБЫ ГУСИТОВ. ЯН ЖИЖКА
ИТОГИ И ЗНАЧЕНИЕ ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ.
1. Сегодня мы с вами познакомимся с историей еще одного европейского государства – Чехии. С помощью различных источников мы узнаем о яркой страничке в истории Чехии о гуситском движении в Чехии.
В конце урока попробуем ответить на вопросы:
- Почему началось гуситское движение в Чехии?
- Какое значение имели гуситские движения ?
ЗАДАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
Учитель обращается к учащимся:
«Рассмотрите карту «ГУСИТСКИЕ ВОЙНЫ В ЕВРОПЕ» и ответьте на вопросы:
- Каким цветом на карте обозначена территория Чешского королевства в начале XIV в.?
(Заслушиваются варианты ответов уч-ся: темно-коричневым, хаки, горчичным..)
- В состав какой империи входило Чешское королевство в XIV в.?
(В состав Священной Римской империи.)
- В какой части Европы находилось Чешское королевство?
(В центральной части Европы.)
Выслушиваются ответы учащихся.
СЛАЙД 8. «Королевство Чехия входило в состав Священной Римской империи. Чешский король Карл в 1347 – 1378 гг. был даже императором. При нем Прага (Учитель обращает внимание детей на иллюстрацию г. Праги) становится по сути дела столицей империи, а Чехия – ее ядром. Карл IV так заботился о своем королевстве, что современники – немцы называли его с неодобрением «отцом Чехии и отчимом империи».
СЛАЙД 9: «В это время Чехия переживала хозяйственный подъем.
По добыче серебра, из которого тогда чеканили монету, Чехия вышла на одно из первых мест в Европе. В городах насчитывалось более 200 ремесел, в том числе производство сукна и стеклянной посуды. В Чехии, расположенной почти в центре Европы, пересекались важнейшие торговые пути. В Праге два раза в год устраивали большие ярмарки; на них съезжались купцы из Польши, Германии и Италии».
СЛАЙД 10: «В Праге, ставшей при Карле I столицей империи, проживало около 40 тысяч человек. Тогда был сооружен знаменитый Карлов мост, заложен собор Святого Вита.
СЛАЙД 11: В города Чехии переселялись немецкие купцы и мастера. Как и у себя на родине, они создавали в городах самоуправление. До середины XIV века в городском совете Праги не было ни одного чеха. В руках немцев оказались и рудники. Чешские ремесленники и торговцы тщетно добивались участия в городском управлении».
С конца XIII века в Чешское королевство, которое было частью Священной Римской империи, переселяется множество немцев – горожан. Их привлекали богатые чешские рудники (особенно серебряные). Приезжие немцы оказывались лучшими умельцами, чем чешские мастера, и занимали ведущие места в чешской промышленности и культуре. Чехи считали себя не ниже немцев и требовали преимуществ на своей родине, но правители империи не придавали значения мнению простого народа, а чешский король и многие паны- чешские феодалы, (учитель предлагает записать понятие «Паны – чешские феодалы») перенявшие немецкий образ жизни, не хотели ссорится с империей. Национальная рознь обострялась, охватывая все слои общества, и вылилась, в конечном итоге, в так называемые гуситские войны».
СЛАЙД 12: Католическая церковь в Чехии владела третьей частью самых плодородных земель. Главе чешской церкви, архиепископу Пражскому, принадлежало 14 городов и 900 деревень. Особенно богатыми были монастыри. Крестьяне и горожане изнемогали от бесчисленных поборов церкви. Значительную часть доходов, получаемых в Чехии, духовенство отсылало в Рим. Против католической церкви в Чехии назревало общее недовольство.
СЛАЙД 13: В начале XV века небольшая церковь на одной из улиц Праги привлекала многих людей. Сюда приходили горожане, крестьяне и рыцари послушать пламенные проповеди профессора Пражского университета Яна Гуса (1371—1415). (Учитель предлагает записать «ЯН ГУС - Чешский проповедник, мыслитель»)
Просмотр фильма «Ян Гус», закрепление материала просмотром СЛАЙДОВ 9-14.
«Чешский проповедник, мыслитель. В своих лекциях и проповедях в Вифлеемской часовне и Пражском университете он часто говорил о неправильном поведении служителей католической церкви, утерявших истинную веру в Бога и погрязших в пороках.
От критики духовенства Гус перешел к требованиям реформы — переустройства церкви.
Он призывал:
отнять у церкви ее богатства,
отобрать земли у епископов и монастырей;
отменить плату за обряды, а богослужение проводить на родном языке.
Гус сам разработал грамматику чешского языка.
В Чехии должна быть своя церковь, подчиненная не папе, а королю.
А против папы надо применить силу.
«Настает, братья, ныне время войны и меча»,
— утверждал Гус.
Архиепископ Пражский запретил Гусу выступать с проповедями, а затем отлучил его от церкви.
Но Гус не дал себя запугать. Покинув Прагу, он два года жил на юге Чехии, где продолжал выступать перед крестьянами.
Проповедника вызвали на церковный Собор в конце 1414 г. в городе Констанце. Император Сигизмунд выдал ему охранную грамоту, которую он потом предательски нарушил. Здесь Гуса арестовали, бросили в тюрьму. Он подвергся пыткам инквизиторов. Они добивались от него отречения от обвинений в адрес католической церкви. Ян Гус отказался отречься от своих принципов. Он говорил инквизиторам: «Я прав, со мною сам Бог!». На церковном Соборе взгляды Гуса подвергли осуждению, а его приговорили к сожжению. В июле 1415 г. Ян Гус был сожжён на костре в Констанце. Это вызвало взрыв негодования в Чехии. Студенты в знак протеста жгли папские грамоты, индульгенции».
Учитель предлагает ответить на вопрос: «Почему Ян Гус до сих пор почитается в Чехии как национальный герой?».
Ученики отвечают на вопрос: «Ян Гус до сих пор почитается в Чехии как национальный герой, принявший мученическую смерть. Он причислен к лику святых как борец за истинную христианскую веру».
Работа с историческими документами
(лежат на партах перед учащимися):
ЗАДАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
- Прочитайте отрывки из высказываний и проповедей Яна Гуса и ответьте на вопросы к данному тексту.
ВЫСКАЗЫВАНИЕ ЯНА ГУСА О ЧЕШСКОМ НАРОДЕ
Я говорил и говорю, что чехи в королевстве Чешском по закону… и по требованию природы должны быть первыми в должностях, так же, как французы во Франции и немцы в своих землях, - чтобы чех умел управлять своими поданными…
ИЗ ПРОПОВЕДИ ЯНА ГУСА
Клир не учит, а портит народ своим развратом, связанным с богатством. Так надо отнять у него богатство! Преемники Христа должны быть бедны, как апостолы. А они, наоборот, только о том и думают, как бы еще увеличить свои богатства, для чего рассылают продавцов индульгенций и хищных монахов, которые… устраивают никому неизвестные празднества, выдумывают чудеса и грабят бедный народ…
ОХРАННАЯ ГРАМОТА ИМПЕРАТОРА СИГИЗМУНДА
Мы, Сигизмунд… король римлян (и т.д.), принимаем достопочтенного магистра Гуса, бакалавра богословия и магистра искусств, под наше и Священной империи покровительство и защиту; поэтому предписываем всем, чтоб ему было дозволено проехать в Констанц, оставаться там и свободно возвратиться, причем для охраны его и сопровождающих его лиц должно давать проводников…
ПРОТЕСТ ЧЕХОВ ПРОТИВ ЗАТОЧЕНИЯ ЯНА ГУСА (февраль 1415 г.)
Князья и вельможи, богатые и бедные удивляются дерзости папы, заточившего без причины человека невинного и праведного, который поехал на Констанцский собор, чтоб оправдаться в клевете, возведенной на него и на весь чешский народ.
ЯН ГУС НА КОНСТАНЦСКОМ СОБОРЕ
…Наступила тишина. Тогда Гус начал говорить следующее:
«Я не могу отречься ни от одного положения, написанного мною или же проповеданного. Но я отметаю от себя все то, что лживо высказали и представили против меня все эти свидетели. Присяга – их – основа всего зла; все высказанное ими не имеет и тени правды – знает бог!»
…Все были столь разгорячены, что ломали столы и бросали обломками их. Во время этого шума государь удалился. Мог бы удалиться и Гус, если бы захотел. Он, однако, возвратился в свою тюрьму. Когда в храме никого уже не было, противники Гуса хватились его. Они распорядились ударить в набат и сторожить городские ворота, чтобы он не мог убежать из города. Однако, войдя в тюрьму, они нашли Гуса стоящим на коленях и усердно молящимся. Стражи не заперли даже дверей тюрьмы и любовались благородством души Гуса.
ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТАМИ:
- Кто, по мнению Яна Гуса, должен был управлять чехами?
(Управлять чехами должны чехи).
- Что в деятельности церкви не нравился Яну Гусу?
(Богатства церкви, продажа индульгенций, ограбление народа).
- Что обещал император Сигизмунд Яну Гусу?
(Он обещал ему покровительство и защиту в период работы церковного собора).
- Что произошло на соборе с Яном Гусом?
(Он был заточен без всякой причины).
- Какие черты характера проявил Ян Гус на Констанцском соборе?
(Он был верен своим взглядам и идеям христианства до конца, он был благородным человеком).
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
«Что привело Яна Гуса к конфликту с римским папой и его сторонниками?»
Ученики отвечают на данный вопрос.
ВЫВОД: Таким образом, взгляды Яна Гуса привели к конфликту с римским папой и его сторонниками. Его вызывали на церковный собор (съезд высшего духовенства), чтобы он отрекся от своих взглядов. Гус в ответ просил не принуждать его ко лжи. Гуса объявили еретиком, заточили в тюрьму.
Учитель продолжает: 6 июля 1415 г. Ян Гус был сожжен на костре.
Это событие послужило поводом к народному восстанию. Последователей магистра стали называть ГУСИТАМИ.
В 1419 г. эти выступления превратились в открытую вооруженную борьбу между гуситами и католиками.
СЛАЙД .
УЧИТЕЛЬ ОРГАНИЗУЕТ РАБОТУ УЧЕНИКОВ С ТАБЛИЦЕЙ № 1.
Рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы:
- Против кого было направлено недовольство всего народа?
- Против кого – недовольство крестьян и горожан (бедноты)?
Работа учащихся с таблицей: «Гуситское движение в Чехии»
(Таблица лежит перед каждым учеником на парте).
ТАБЛИЦА №1: «Гуситское движение в Чехии»
Какие слои населения участвовали в этом движении?
Чем они были недовольны?
К чему стремились?
Крестьяне
- Росли феодальные повинности, денежный и натуральный оброк.
- Крестьяне:
- должны были давать ночлег и пропитание воинам короля, строить мосты, возводить укрепления;
- платить королевский налог и другие повинности в пользу государства;
- зависели от произвола пана. В каждом феодальном замке был свой суд, тюрьма и палачи. Крестьянам запрещено жаловаться в королевский суд на своих господ.
- Уничтожить феодальную собственность, феодальные повинности и налоги.
- Утвердить равенство и правление народа.
Рыцари (мелкие и средние феодалы)
- Немецкие феодалы, монастыри и папы отбирали у них земли.
- Рыцари вынуждены были либо заложить или продать свой замок и искать службы в наемной армии, либо заниматься грабежом на дорогах
- Отнять у церкви и панов земли.
- Захватить военную добычу.
- Ослабить могущество католической церкви, отобрать у нее земельные владения.
Горожане (купцы и ремесленники)
Против засилья немецких купцов и мастеров. Чешские мастера и купцы не участвовали в управлении городов.
- Изгнать немцев.
- Добиться управления городами Чехии.
УЧИТЕЛЬ ПОДВОДИТ ИТОГ ОТВЕТАМ УЧ-СЯ И РАССКАЗЫВАЕТ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ:
ТАКИМ ОБРАЗОМ, движение широких слоев населения протекало в религиозной форме, оно было направлено против церковных порядков, владений церкви, десятины и самого римского папы.
В 1419 г. эти выступления превратились в открытую вооруженную борьбу между гуситами и католиками. В этом году произошло восстание в Праге. Горожане-чехи ворвались в ратушу, выбросили из окна ненавистных правителей города. Из других городов стали изгонять немецких богачей. Восставшие громили монастыри, убивали или изгоняли служителей церкви. Паны – (чешские феодалы) захватывали церковные земли.
Среди гуситов наметилось два основных крыла – умеренные, в основном жители Праги, и табориты, основавшие новый город – Табор, где они ожидали пришествия Христа.
СЛАЙД . Их общая грамота была изложена в Четырёх пражских статьях. Гуситы требовали свободы религиозной проповеди и права на причащение вином и хлебом для всех христиан, экспроприации у церкви богатств. Гуситы разделились.
СЛАЙД . РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ № 2. УЧЕНИКИ ДОЛЖНЫ СРАВНИТЬ И ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ
- СРАВНИТЕ СОСТАВ ТАБОРИТОВ И УМЕРЕННЫХ.
- СРАВНИТЕ ПРОТИВ КАКИХ ВИДОВ ГНЕТА ВЫСТУПАЛИ ТАБОРИТЫ И УМЕРЕННЫЕ?
- СРАВНИТЕ ЦЕЛИ ТАБОРИТОВ И УМЕРЕННЫХ.
ТАБЛИЦА №2: «Гуситы»
Табориты
(место собраний – гора Табор)
Умеренные (чашники) (символ восставших – чаша для причастия)
Состав
-крестьяне;
- ремесленники;
- городские бедняки;
- часть разорившихся рыцарей.
- зажиточные мастера и торговцы;
- большинство чешских феодалов.
Против каких видов гнета выступали?
Феодального, религиозного и национального.
Против немецкого засилья и католической церкви.
Какие цели перед собой ставили?
Переустройство церкви.
Отобрать земли у епископов и монастырей.
Переустройство церкви.
В Чехии должна быть своя церковь.
ЗАСЛУШИВАЮТСЯ ОТВЕТЫ учащихся.
УЧИТЕЛЬ: Гуситы захватили власть в Чехии – сердце Священной Римской империи. Даже крестоносцы терпели поражение от отрядов гуситов, во главе которых стоял такой талантливый полководец, как ЯН ЖИЖКА (около 1360 – 1424 гг.).
СЛАЙД . ВЫПОЛНЕНИЕ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ЗАДАНИЯ. Проблемный вопрос ученикам: «Почему память о героизме Яна Жижке жива и сейчас?»
РАССКАЗ УЧЕНИКА о Яне Жижка:
«ЯН ЖИЖКА (ок. 1360 – 1424 гг.) Национальный герой чешского народа, полководец. Участник Грюнвальдской битвы 1410 г. С 1420 г. первый гетман таборитов. Родился в Южной Чехии, происходил из семьи разорившегося чешского рыцаря. К началу гуситских войн в Чехии обладал большим боевым опытом. Первую победу войско таборитов под командованием Жижки одержало в 1420 г. в бою у Судомержа. В том же году их отряд из 400 человек, отступивший от города Пльзеня, отбился от 2-тысячного отряда Королевской рыцарской конницы.
После образования военного лагеря гуситов – Табора, Жижка стал одним из четырех гетманов, а фактически главным полководцем. Своё гетманство Жижка начал с реорганизации войска таборитов. Под его руководством гуситы создали постоянную армию, набиравшуюся из добровольцев. Командирские должности были выборными. В 1420 г. войско гуситов одержало первую значительную победу при обороне Витковой Горы, когда решался исход битвы за Прагу. Жижка разработал первый в Западной Европе воинский устав, который определил правила поведения воинов в бою, походе, на отдыхе. Армия гуситов была приучена вести боевые действия круглые сутки, в любую погоду.
В 1421 г. при осаде замка Раби Жижка был ранен и потерял зрение, но остался во главе гуситской армии. Он видел поле битвы глазами своих ближайших помощников и отдавал правильные приказы. Полководец умер от чумы во время осады одного города близ границы с Моравией.
Ян Жижка до сих пор является национальным героем чешского народа.»
ЗАСЛУШИВАЮТСЯ ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ на проблемное задание.
Ян Жижка, как и Ян Гус был патриотом, т. е. человеком любящим свое Отечество.
ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯ: В ЧЕМ ЖЕ СЕКРЕТ ПОБЕД ГУСИТОВ?
СЛАЙДЫ . С феодальными армиями боролось народное войско из крестьян, ремесленников и городских бедняков. Табориты не имели рыцарского вооружения. Главную часть их войска составляла пехота. Воины были вооружены косами, переделанными на пики, топорами, палками с железными наконечниками. Этим крестьянским оружием табориты били опытных в военном деле феодалов и наемников.
Отряды народного войска отличались от армий крестоносцев высоким боевым духом, стойкостью и дисциплиной. За ссоры, пьянство, азартные игры и грабежи воины наказывались, как за тяжкие преступления.
Папа объявил Крестовый поход против гуситов. Войско крестоносцев, состоящее в основном из немецких феодалов, возглавил германский император. В походе приняли участие рыцари и наемники из многих европейских стран.
В 1420 г. крестоносцы окружили Прагу. Узнав об этом, на помощь пражанам выступила армия таборитов которую возглавил опытный воин Ян Жижка. Армия таборитов подошла к Праге намного раньше своих противников. Но Жижка не стал располагать свои войска в самом городе. Для лагеря он выбрал Виткову гору близ города, к которому она была обращена своим восточным склоном. Расположив свои войска за горой так, что крестоносцы их не видели, Жижка решил оказать помощь Праге в самый острый момент сражения. Так и случилось. Когда силы горожан и крестоносцев были на исходе, на помощь защитникам столицы двинулись отряды Я. Жижки. В смятении немецкие рыцари бежали от стен Праги. Чехи долго преследовали их.
Папа и император предприняли против гуситов еще четыре похода, которые закончились так же бесславно.
СЛАЙД .
«После многих поражений крестоносцев, которые не прекратились после смерти Яна Жижки, Сигизмунд понял, что «победить чехов могут только чехи», и стал разжигать рознь между таборитами и умеренными.
Папа пообещал чешским феодалам (панам и рыцарям) оставить в их руках захваченные церковные земли и признал новые церковные порядки в Чехии.»
6. ИТОГИ И ЗНАЧЕНИЕ ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ.
- Каковы итоги и значение гуситских воин? Работа учащихся с текстом учебника на странице 202 (ЧТЕНИЕ УЧ-СЯ В СЛУХ И ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ)
ИТОГИ И ЗНАЧЕНИЕ: Чешский народ в течение 15 лет (с 1419 г. по 1434 г.) героически боролся против католической церкви и крестоносцев.
Города добились управления.
Утвердилась «гуситская» церковь.
Католическая церковь потеряла часть владений.
Крестьяне перестали платить десятину.
Завершилось создание централизованного государства с сословной монархией. Большую роль в управлении страной играл сейм – собрание представителей сословий.
Приостановлены попытки усилить феодальный гнет.
Большинство населения стало чешским.
Передовые идеи Яна Гуса способствовали подъему народа против феодального гнета.
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1). ПРОВЕДЕНИЕ ТЕСТА:
1.СТОЛИЦА СВЯЩЕННОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ В СЕРЕДИНЕ
XIV в.?:
А) ПРАГА Б) РИМ В) НЕАПОЛЬ
2.КТО ОСУЩЕСТВЛЯЛ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ГОРОДСКОМ СОВЕТЕ ПРАГИ ДО СЕР. XIV в.?
А) ПАНЫ Б) НЕМЕЦКИЕ КУПЦЫ И МАСТЕРА В) КРЕСТЬЯНЕ
3.ЗА ЧТО ЯН ГУС ОБЛИЧАЛ ДУХОВЕНСТВО?
А) ЗА ТО, ЧТО ТОРГОВАЛИ ЦЕРКОВНЫМИ ДОЛЖНОСТЯМИ И ИНДУЛЬГЕНЦИЯМИ
Б) ЗА ТО, ЧТО БРАЛИ ДЕНЬГИ ЗА ОБРЯДЫ
В) ЗА ТО, ЧТО БОГОСЛУЖЕНИЕ ВЕЛОСЬ НЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ
Г) ВЕРНО А), Б), В)
4.КОГДА ЯН ГУС БЫЛ СОЖЖЕН НА КОСТРЕ?
А) в 1413 г. Б) в 1415 г. В) в 1425 г.
5.КТО ТАКОЙ ПАТРИОТ?
А) ЧЕЛОВЕК, ЛЮБЯЩИЙ СВОЮ РОДИНУ
Б) ЧЕЛОВЕК, БОРЮЩИЙСЯ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЦЕРКВИ
В) ЧЕЛОВЕК, НЕ ОТКАЗЫВАЮЩИЙСЯ ОТ СВОИХ ИДЕЙ
2). ЗАДАНИЕ ДЛЯ УЧ-СЯ: прочитать текст учебника на странице 174 и ответить на вопрос:
- Какие новинки в военном деле Европы появились благодаря трудам гуситов? (Походные колонны из боевых возов, прикрытых щитами и везущих легкие пушки).
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Выставление оценок ученикам. Поблагодарить всех за работу на уроке.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: подробно объяснить учащимся
Прочитать параграф 25 и ответить на вопросы после параграфа.