kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: Гуситское движение в Чехии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомит учащихся с причинами гуситского движения,  с ходом гуситских войн,  их значением и итогами. Дает представление о жизни и деятельности Я.Гуса.Продолжает формировать у учеников умения и навыки работы с картой и книгой, анализировать, делать выводы, соствлять таблицы и строить рассказ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: Гуситское движение в Чехии.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Берёзовская средняя общеобразовательная школа

п.Берёзовка Карачевского района Брянской области









Урок по теме:

«Гуситское движение в Чехии»


6 класс







Учитель истории и обществознания

Епихина Алла Викторовна

учитель первой квалификационной категории




















Тема: Гуситское движение в Чехии. -1-

Цели урока:- познакомить учащихся с причинами гуситского движения в

Чехии, с ходом гуситских войн , итогами и значением ; дать

представление о жизни и деятельности Я.Гуса;

- продолжить формирование умений работать с картой ,

документом и текстом учебника, анализировать, делать

выводы, составлять таблицу, строить рассказ;

- использовать факты героической борьбы чешского народа

против крестоносцев для патриотического воспитания

школьников.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник «История средних веков» Е.В. Агибалова, Г.М.Донской, компьютер, видеопроектор, экран, слайд-презентация, листы с заданием. тетрадь , плакат с кроссвордом.


Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Проверка домашнего задания.

- Повторим пройденный материал. На прошлом уроке, изучая германию и Италию мы сказали, что ни в одной , ни в другой стране не сложилось централизованного государства, а возникло много независимых.
1)Вопросы:

-В чьих руках находилась реальная власть в Германии? (князей)

(крупные города больше торговали с другими странами, чем между собой и горожане не сильно стремились к единому государству; мелкие и средние дворяне слабы и не стали опорой короля)

-. У кого находилась власть и богатство в Италии ? (у городов)

- О ком идет речь? Он утверждал на должности верных ему людей, распоряжался доходами казны, принимал послов, его охраняла личная гвардия, а его 14-летнего сына папа назначил кардиналом. (Лоренцо Великолеп.)

2)Тестовые задания на слайдах.-2шт. (Слайд1,2)

3.Работа над новым материалом.

1) Сообщение темы и цели.

У: - На сегодняшнем уроке мы будем говорить о Чехии.

(Слайд 3 - Тема урока «Гуситское движение в Чехии».)

Мы познакомимся с гуситским движением. Выясним его причины, покажем различия в составе и целях 2 течений в гуситском движении. Посмотрим в чем сила гуситской армии, и каковы итоги движения в Чехии.

(Запись темы урока)

(Слайд 4 - План)

Работать мы будем по следующему плану:

1.Чехия в 14 веке.

2. Причины гуситского движения.

3.Жизнь и деятельность Я.Гуса.

4. Вооруженная борьба гуситов.

5. Итоги и значение гуситского движения.

2) Чехия в 14 веке.

(Слайд 5 - Задание к карте)

а)Работа с картой с. 205 учебника

- Каким цветом на карте обозначена территория Чешского

королевства в конце 13- нач. 14 века? (темно- зеленым)

- В состав, какой империи входило Чешское королевство?

(Священной Римской империи)

- В какой части Европы находилась Чехия? ( в Центре Европы)

- Как называется столица Чешского королевства?

(Слайд 6 - карта)

-Покажите на этой карте (на слайде) Чехию и ее столицу Прагу.

б) Рассказ учителя.

(Слайд 7 - Чехия)

Напомню, что чешское королевство выделилось из Великоморав-ской державы в 10 веке. А когда чешский король Карл1 стал императором Священной Римской империи, под именем Карла4, Чехия становится в нем самым сильным государством. Карл1 скупая землю, расширил Чехию. Он покровительствовал ремеслу, торговле, культуре. Чехия переживала подъем. Из 200 ремесел быстрее всего развивалось производство стекла и сукна.

(Слайд 8 - Чехия)

По добыче серебра. из которого чеканили монеты Чехия вышла на одно из первых мест в мире. В Чехии ,расположенной почти в центре Европы, пересекались торговые пути. При Карле 1 Прага стала столицей империи, в ней проводились ежегодные ярмарки. Население города- 40 тысяч человек. .Главной достопримечательностью города был Карлов мост.

(Слайды 9,10,11 – Мост , памятник и собор )

3).Причины гуситского движения.

Учитель: Несмотря на кажущееся благополучие в Чехии назревало всеобщее недовольство

(Слайд 12 - Задание)

Работа с текстом учебника с.200 с последнего абзаца

Задание: Выясните, чем было вызвано недовольно населения Чехии.

(проверка)

(Слайд 13 - документ)

Работа с документом

- Какие выводы можно сделать о жизни крестьян на основе этого документа.? Могло ли это стать причиной недовольства?

(Слайд 14 - Причины движения)

- чехи не участвовали в городском управлении ( засилие немцев)

- богатство церкви, много земли

- поборы церкви

-феодальный гнет.

4). Жизнь и деятельность Я.Гуса

У: Среди тех, кто беспощадно критиковал церковь и существующие порядки был Я.Гус

(Слайд 15 - Я.Гус)

Задание: -Прочтите п.2 , ответьте на вопросы.

- Кто такой Я.Гус?

- Против чего он выступал?

- Какие идеи высказывал?

(проверка)

Я.Гус профессор Пражского университета.

Осуждал:- торговлю церковными должностями

-продажу индульгенций

Призывал: - переустройства церкви

- отнять у церкви земли ,богатства

- отменить плату за обряды

Предлагал:- вести богослужение на родном языке,

-церковь должна подчиняться королю, а не папе

(Слайд 16 – Идеи Гуса)

- Что стало с Я.Гусом?

(Отлучили от церкви. Вызвали на церковный собор в г.Констанц. 1415г.- казнь Я.Гуса)

-Какие, по вашему мнению качества личности привлекали к нему людей?

(Слайд 17,18,19 - Гус за работой, суд и казнь Я.Гуса)

5) Вооруженная борьба гуситов .

Учитель: Казнь Я.Гуса воспринята народом Чехии как сигнал к открытой борьбе, к вооруженному выступлению. Народ потянулся в горы, где слушал сторонников Гуса.- проповедников.

(Слайд 20- Дата)

Всех последователей называли гуситами.

(запись понятия)

Гуситское движение против католической церкви не было единым.

а) Работа с учебником с.203 Прочтите и заполните таблицу.

(Слайд 21 - таблица)

Течения гуситов

Состав восставших

Что требовали, к чему призывали

Табориты

Крестьяне, бедные рыцари, основная масса горожан

Реформы церкви и общества

Уничтожить частную собственность, повинности и налоги отменить.

умеренные

Зажиточные бюргеры. большинство дворян

Упразднить привилегии и землевладения церкви, упростить обряды, вести богослужение на чешском языке.

Проверка, после выводится слайд

- Какие 2 течения были в гуситском движении?

- Кто входил в состав умеренных? Чего они требовали?

- Какие слои населения входили в состав таборитов?

-Чего добивались они?

( Слайд 22 –заполненная таблица)

-Что было общего в целях?

-Кто действовал решительнее?

- Какое событие стало началом гуситского движения?

Итак, выступление в Праге стало началом гуситского движения.

(Запись даты)

1419-1434гг.- Гуситское движение.


б) Крестовые походы.


Учитель: Впервые вся страна стала против католической церкви. И церковь решила задушить освободительное движение в Чехии. Римским папой был объявлен крестовый поход против гуситов. В нем участвовали крестоносцы многих стран Европы, но в основном это немецкие рыцари. В 1430г. был первый поход. А всего их было 5. Все они закончились безуспешно. Более того , гуситы сами совершили ряд походов в Венгрию, в Польшу. В какие?

Карта на с.205 ( Слайд 23- Карта)

в) Войско гуситов.

( Слайд 24 - войско гуситов)

В чем секрет гуситских побед? Почему они побеждали в течение 15 лет?

Вы пока ничего не знаете о войске гуситов. Что вы могли бы сказать о войске, судя по картинке?

(Разные слои населения, вооружение разное, др)

Рассказ ученика о войске.

Задание: Прослушайте и ответьте. Почему войско гуситов одерживало победы?

(Проверка)

-высокий боевой дух

-хорошая дисциплина

-опытный организатор

-использование пушек.

- укрепление из повозок

(Слайды 25, 26 - Я.Жижка, лагерь таборитов)


6). Итоги и значение гуситского движения.

Учитель: Долгие войны ослабили страну. Между таборитами и умеренными не было единства. И когда папа римский признал новые церковные порядки в Чехии , умеренные выступили против таборитов и разбили их у местечка Липаны в 1434 году.

Борьба чешского народа не прошла бесследно.

Работа с учебником С.207, п.7

Задание :Выясните, каково было значение гуситских войн. Чего добились воевавшее?

(Проверка)

-среди части населения утвердилась гуситская церковь;

-крестьяне не платят десятину;

-большую роль в управлении страной играли чехи;

-утвердилась сословная монархия.

-временно ослабла феод .зависимость

( Слайд 27 –Итоги.)

4.Закрепление. (Задания на выбор)

1) Вопросы:

-Каковы причины движения?

-Кто участвовал в движении?

-Какие требования выдвигались восставшими?

-Итоги движения?

2) Кроссворд

5. Домашнее задание: П. 24. Тесты

-Как вы чувствовали себя на уроке?

-Какое у вас настроение?


( Слайд 28 .)


ВОПРОСЫ КРОССВОРДА

1. Они совершили 5 походов против гуситов. (Крестоносцы)

2.Империя, в которую входила Чехия. (Св. Римская)

3. Металл, из которого в Чехии чеканили монету. (Серебро)

4. Кем объявлен Я.Гус на церковном Соборе? (Еретик)

5. Одно из течений в гуситском движении. (Умеренные)

6 Организатор и руководитель гуситского войска. (Жижка)

7..Чешские феодалы. (Паны)

8. Город, у которого умеренные разбили таборитов. (Липаны)

9. Она вызывала недовольство всех чехов. (Церковь кат.)

10. Столица Чехии. (Прага)












2




1









3













4









5



















10



6


7


9








8




























Вопросы для сравнения


Табориты

Умеренные



Состав участников









Чего требовали?

К чему призывали?














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока на тему: Гуситское движение в Чехии.

Автор: Епихина Алла Викторовна

Дата: 20.02.2016

Номер свидетельства: 296299


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства