kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Гуситское движение в Чехии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен гуситскому движению в Чехии. Учитель использует прием театрализации документа, групповую технологию, работа с таблицами и документами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Гуситское движение в Чехии"»



УРОК ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ В 6 КЛАССЕ.

ТЕМА: ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ.

ЦЕЛЬ: установить связь между причинами и следствиями социального выступления в средневековой Европе; раскрыть историческое значение гуситского движения в Чехии.

ЗАДАЧИ:

  • Предметные: учащиеся научатся определять термины: гуситы, умеренные, табориты, сейм;

  • Получат возможность научиться: называть причины, по которым Ян Гус критиковал католическую церковь; анализировать причины побед гуситов и определять причины их поражения и итоги гуситского движения; представлять характеристики известных исторических личностей (Ян Гус, Ян Жижка); уметь сравнивать, сопоставлять.

  • Метапредметные: регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действий;

  • Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

  • Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

  • Личностные: проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость; эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им.



ПЛАН УРОКА

1.Чехия в 14 веке.

2. Жизнь и смерть Яна Гуса.

3. Гуситское движение в Чехии.

4. Ян Жижка.

5. Итоги и последствия гуситского движения.

ХОД УРОКА

  1. Повторение:

-Что вы узнали о Чехии в 13-14 вв.?

- Почему её называли «жемчужиной» Священной Римской империи?

2. Учитель: слайды по Чехии 1-7.

- Какое вы заметили противоречие по п.1. (Почему Чешское государство процветает, а чешское общество проявляет недовольство?)

- определите название нашей темы урока – стр.200 (Гуситское движение в Чехии).

3. Театрализация документа на стр.202. Действующие лица: Историк, Ян Гус, пан из Хлума, архиепископ Лондонский, епископ Журский, епископ Констанцский. Слайды: «Ян Гус», «Собор в Констанце»

Историк: Ян Гус – профессор Пражского университета, проповедник. Разработал грамматику чешского языка.

Архиепископ Пражский запретил Гусу выступать с проповедями, а затем отлучил его от церкви. Но Гус не дал себя запугать, он выступал перед крестьянами на юге Чехии.

Тогда папа Римский вызвал Гуса на Церковный собор. Гус понимал, что ему грозит гибель, и даже написал завещание, но всё же решил поехать на собор, чтобы отстоять свои взгляды.

В Констанце (румынский город) Гуса заковали в цепи, полгода держали в сырой и холодной темнице, подвергали пыткам в инквизиции. Затем состоялся суд.

В 1415 году Ян Гус был сожжён на костре. Он мужественно встретил мучительную казнь.

Ян Гус: Церковь не учит, а портит народ своим развратом, связанным с богатством. Так надо отнять у неё богатство! Преемники Христа должны быть бедны как апостолы. А они, наоборот, только о том и думают, как бы ещё увеличить свои богатства, для чего рассылают продавцов индульгенций и хищных монахов, которые устраивают никому неизвестные празднества, выдумывают чудеса и грабят бедный народ.

Даже последний грошик, который прячет бедная старушка, и тот умеет вытянуть недостойный священнослужитель. Как же не сказать после этого, что он хитрее и злее вора?

Я говорил и говорю, что чехи в королевстве Чешском по закону и по требованию природы должны быть первыми в должностях, так же как французы во Франции и немцы в своих землях, - чтобы чех умел управлять своими подданными…



2. Кардинал д,Альи: Замолчи! Мы достаточно тебя наслушались! Книги Яна Гуса нужно сжечь! А его самого – на костёр как еретика!



3. Пан из Хлума: Всё римское духовенство представляет собой презренную толпу кутил и глупцов. Именем своего короля и всех чехов, я клянусь в том, что чехи страшно отомстят в случае дальнейших терзаний или смерти Гуса. В крови папистов чешский гусь вымоет свои крылья. Жизнь и свободу Гусу!



4. Архиепископ Лондонский: Если бы у этого чеха было десять жизней, тогда я б взял их все у него: во-первых, за то, что он унижал наместника Христова (папу); во-вторых, за то, что он обнажил духовенство, не оставив ему и клочка, чтобы прикрыть свою наготу; в- третьих, за то, что он сбил с пути много народа. Между тем народу лучше ничего не знать и слепо верить. Пусть сгинет этот чех!



5.Епископ Журский: Подаю голос за свободу, честь и жизнь Яна Гуса. Какую пользу получите вы, если гусь будет испечён, а перья его крыльев распространят сильные бури во всех землях? Камень, который мы хотим бросить вверх, может упасть на наши головы.



6.Епископ Констанцкий: Если завтра не сожжём Гуса, то послезавтра народ сожжёт всех нас, здесь пребывающих. Он должен отречься от своего учения, если нет, то пусть он умрёт!



7.Ян Гус: Эти епископы уговаривают меня отречься! Не могу изменить своей совести. Если отрекусь от истины, как дерзну посмотреть в глаза народу, который я всегда учил говорить правду?

Я прибыл на собор с охранной грамотой его милости короля римского Сигизмунда. Вы же обещали мне, что со мной ничего не случится?!



8. Сигизмунд: Я обещал тебе, что с тобой ничего не случится по дороге в Констанцу, а обратной охранной грамоты я тебе не давал.



Учитель:

- Чьи интересы защищал Ян Гус? (народа)

- Кого подвергал критике в своих выступлениях? (духовенство, его жадность и продажность)

- Что обличал в проповедях? ( духовенство в отступничестве от провозглашённой в Евангелии бедности, осуждал роскошь и богатство панов)

- Какие требования выдвигал и к чему призывал народ? (учебник, стр. 201)

(реформа церкви, отмена платы за обряды, за богослужение на чешском языке, руководящие должности в руки чехов)

- Почему церковь боялась распространения взглядов Яна Гуса?

- Правильно ли поступил Ян Гус, отказавшись последовать совету друзей?

- Какие качества Яна Гуса привлекали его современников и потомков?

(преданность своим убеждениям, сила воли и характера, правдивость, ,храбрость, патриотизм).

Учитель: слайды: казнь Я. Гуса, восстание в Праге, табориты.

4. Делим класс на 3 группы: 1- изучить документ о положении крестьян и сформулировать причины социальных выступлений в Чехии (приложение 1); (слайд)

2 – заполнение таблицы «Табориты и умеренные»; (слайд)

3 группа – Почему побеждали гуситы? (слайд) Время – 5 минут.

5. Работа с группами:

1 группа – Причины социальных выступлений: (слайд)

- всеобщее недовольство засильем католической церкви;

- немецкое влияние в городском управлении;

- личная зависимость крестьян от панов;

- желание феодалов обогатиться.

2 группа – Табориты и умеренные:

Что сравнивать

Табориты

Умеренные

Какие слои населения входили?

Крестьяне, горожане, бедные рыцари

Зажиточные горожане, феодалы

Какие цели преследовали?

Реформа церкви и общества, уничтожение частной собственности, всех повинностей и налогов

Упразднить привилегии и землевладения церкви, упростить обряды, ввести богослужение на чешском языке

Вопрос к таблице – Против чего вели борьбу?

(умеренные – против церкви; табориты – против церкви и феодалов)

3 группа: Почему войска гуситов, состоявшие в основном из крестьян и ремесленников в течение 15 лет побеждали хорошо вооружённые армии противников? (слайды: Карта гуситских войн, Ян Жижка, укрепление таборитов) – стр. 204-206. (Приложение 2)

Причины побед:

- использование новых средств и способов борьбы;

- высокий моральный дух; - суровая дисциплина;

- хорошая организация; - талантливый полководец Ян Жижка.

6. Итоговые моменты:

- Почему умеренные одержали верх над таборитами?

- сравните требования чешского народа с результатами борьбы (учеб. с. 207)

- работа с текстом «Лови ошибку!» (приложение 3).

Д/з – параграф 24, задание 7_стр. 207 (Придумайте 5 вопросов к тексту параграфа, так, чтобы они начинались со слов «что», «Когда», «где». «почему», «как».





































Приложение 1

Положение крестьян в Чехии.



В отличие от других стран, подъём хозяйства в Чехии не привёл к освобождению крестьян от личной зависимости.

Чешские крестьяне, кроме феодальной подати, платили королевский налог и несли повинности в пользу государства. К началу 15 в. главной повинностью стал денежный оброк, но одновременно увеличивалась барщина. Крестьяне целиком зависели от произвола пана, который мог перевести крепостного на худший надел или превратить в безземельного дворового.

Почти в каждом феодальном замке был и свой суд, тюрьма и палачи. В 1402 году крестьянам было запрещено обращаться в королевский суд с жалобами на господ. Они были отданы во власть феодалов.



О войске таборитов. Приложение 2

Когда они шли в бой, то выстраивали повозки в два ряда, между которыми помещали пехотинцев; конников же они ставили снаружи перед повозками, не на далёком расстоянии от них.

Перед началом боя быстро окружали какую-либо намеченную часть неприятельского войска; после окружения повозки снова смыкались, и, таким образом, враги, стеснённые и зажатые между повозками, не имея возможности получить от других своих отрядов помощь и защиту, либо падали под ударами мечей пехотинцев, либо их поражали пулями и пиками мужчины и женщины на повозках.

Конники сражались перед повозками; если враги делали на них мощный натиск, они медленно отступали за свои повозки и оборонялись там, как в укреплённом стенами городе, и таким способом они выигрывали много битв и одерживали победу. Ведь соседние народы не знали этого способа ведения войны, а Чешская земля с её обширными ровными полями по природе своей давала достаточно возможностей выстраивать рядами телеги и повозки, пускаться с ними врассыпную по полю и вновь соединять их.



Лови ошибку! (Найди смысловые ошибки в тексте) Приложение 3



В 14 веке Чехия была слабой и неразвитой страной. В то время процветала только католическая церковь. Она была самым крупным собственником земли. Это была одна из причин недовольства народных масс.

Проповедник Ян Гус яростно обличал церковь в её грехах. За это он был сожжён в 1420 г. А народ поддержал обвинения церкви. Последователи Гуса начали вооружённую борьбу.

Папа Римский объявил крестовый поход во главе с Яном Жижкой на гуситов. Поэтому гуситы потерпели поражение. Последняя битва состоялась в 1430 году.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Гуситское движение в Чехии"

Автор: Карташова Наталья Ивановна

Дата: 12.01.2017

Номер свидетельства: 378302

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока на тему: Гуситское движение в Чехии."
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekturokanatiemugusitskoiedvizhieniievchiekhii"
    ["file_id"] => string(6) "296299"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455971791"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока по истории Средних веков"
    ["seo_title"] => string(40) "konspekt_uroka_po_istorii_srednikh_vekov"
    ["file_id"] => string(6) "585843"
    ["category_seo"] => string(21) "vseobshchaya-istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1629974273"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства