kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Греческая колонизация (конспект урока истории). 5 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Основным приоритетом развития образования сегодня становится его личностно ориентированная направленность. Технология развития критического мышления — один из способов превратить учение в личностно ориентированное. Критическое мышление — это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Каждый стоит перед проблемой выбора информации. Необходимы умения не только овладеть ею, но и критически оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точности и ценности. Данная разработка урока преследует цель: показать,как на практике реализуются элементы технологии критического мышления на уроках истории. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока Греческая колонизация 5 класс.»

УРОК ИСТОРИИ НА ТЕМУ: «Великая греческая колонизация. VIII - VI вв. до н.э.». (слайд 1) Цели урока: 1. На основе изучение фактического материала по теме, добиться усвоения учащимися причин и значения греческой колонизации; расширения представлений о жизни колоний; усвоения новых терминов и понятий (метрополия, Эллада, эллины). 2.Продолжить формирование умения использовать текст исторического источника при изучении новой темы; совершенствование умений и навыков работы с исторической картой. 3.Способствовать формированию адекватной самооценки, развивать навыки и умения информационной компетентности. Тип урока: комбинированный урок

Оборудование урока:

1.Текст фрагмента исторического источника ( Фукидид «История») 2. Презентация “Основание греческих колоний”

3.Рабочий лист с заданиями для контроля знаний и самооценки для каждого ученика.

4.Мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку. Сообщение цели и задач урока.

II. Этап контроля знаний. Выполнение заданий по теме «Древняя Спарта»: (Рабочий лист. Задание №1)

1) Найдите ошибки в текстах.

Вариант №1

А) Спартанцы уважали любой вид труда. Самым распространенным занятием в Спарте было земледелие. Подготовка умелых, знающих основы хозяйствования на земле граждан – вот главная задача воспитания в этом полисе.

Б) Спартанцы славились своим красноречием. Они любили долгие познавательные беседы. Вот почему этот полис славился своими талантливыми ораторами и учеными.

Вариант №2

А) Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы обычно любовались её крепостными стенами, великолепными храмами, огромным театром и прекрасными статуями.

Б) Спартанские юноши славились тем, что писали грамотно, без единой ошибки, много читали. По уровню образования спартанцы превосходили всех остальных греков.

III. Этап изучения новых знаний. Звучит музыка греческого танца «Сиртаки». План урока. 1. Причины древнегреческой колонизации. 2. Основные направления колонизации, основание колоний. 3.Жизнь жителей греческих колоний. Отношения с соседями. 4. Что дала грекам колонизация. А) Актуализация знаний. Учитель: Краски природы Древней Греции восхитительны, красивы её зеленые долины, кристальные озера и голубые заливы. Климат в Греции мягкий, теплый. На побережье летняя жара смягчена морским бризом. Благодаря прекрасному солнечному средиземноморскому климату, на этой земле по имени Эллада выращиваются сотни видов фруктов, овощей, съедобных кореньев, зелени и трав исключительных вкусовых качеств. Каждая семья могла выращивать у себя в саду или на маленьком участке земли возле дома разные овощи (помидоры, сладкий перец, баклажаны, кабачки, капусту, морковь, зеленый салат и др.) и садовые фрукты, для приготовления блюд или употребления их в свежем виде. На фруктовых деревьях растут яблоки, апельсины, лимоны, груши. Короткой прогулки в поле будет вполне достаточно, чтобы собрать букет из диких трав (одуванчика, дикой горчицы, щавеля и др.), ароматные травы и дикие грибы, обеспечивающие прочную основу для здорового питания, богатого растительной клетчаткой и витаминами. На столе греков было вдоволь морепродуктов, рыбы. Здесь получили развитие ремесла (металлургия, изготовление шерстяных тканей, гончарство, каменное строительство, кораблестроение). В жизни древних греков море играло громадную роль. Близость моря способствовало развитию мореплавания, добыче соли из морской воды, морской торговле. В Греции было много полезных ископаемых: руды – железная, медная и серебряная; большие запасы хорошей глины и разнообразные породы камня. Но вот один из древнегреческих кораблей сейчас отойдет от пристани и находящиеся на нем люди, возможно, никогда больше не увидят родную землю, оливковые рощи и виноградники. (слайды 2-10).

Б) Постановка проблемы. Тысячи греков уезжали за моря, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Почему? Что толкало их в путь, заставляло бросать родной дом и переселяться в дальние неведомые страны? Кто и по каким причинам покидал Грецию. “В VIII –VI веках до н.э., когда в Греции возникали полисы, тысячи людей уезжали за море, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Этот период называют Великой греческой колонизацией – временем, когда греки активно осваивали новые земли и основали Учитель предлагает учащимся вспомнить, что такое колония, и какой народ Древнего Востока основывал свои колонии, с какой целью. – ФИНИКИЙЦЫ (Современное слово «колония» происходит от римского слова «заселять» и означает «земли, организованно заселённые людьми — выходцами из других стран».)Далее учитель обращается к учащимся с вопросом: “Как вы думаете, зачем греки создали множество колоний?”

В) Предположения учащихся: (слайд 14)

1) колонии нужны были для того, чтобы развивать торговлю (этот ответ основан на знаниях учащихся о финикийских колониях);

2) греки основывали свои колонии, чтобы завоевать другие народы.

Изучение нового материала


Г) Работа с письменным историческим источником.1. Причины основания греческих колоний.

Из «Истории» Фукидида I.В Аттике же при скудости ее почвы очень долго не было гражданских междоусобиц, и в этой стране всегда жило одно и то же население. ...самые могущественные изгнанники из всей Эллады стекались в Афины, где они чувствовали себя в безопасности. Получая права гражданства, эти пришельцы настолько увеличили уже с древних времен население города, что афиняне впоследствии высылали поселения даже в Ионию , поскольку сама Аттика была недостаточно обширна, чтобы вместить такое множество народа…эллины стали высылать колонии в заморские страны. Так афиняне заселили Ионию и множество островов, Италию же и Сицилию – большей частью пелопоннесцы, так же как и некоторые области в остальной Элладе. Все эти поселения были основаны уже после Троянской войны.

1.Фукидид – древнегреческий историк из Афин

2 .Эллада – название Греции: так ее называли греки

3. Иония – западное побережье Малой Азии

Детям раздается фрагмент исторического текста и задаётся вопрос:

Какой тип источника (письменный)? Кто автор текста (Фукидид)

Учитель предлагает учащимся проверить вышеназванные гипотезы, озвученные детьми. Пятиклассники работают с текстом I фрагмента исторического источника и текстом учебника (с.144-145, п.1) и выявляют причины основания греческих колоний. Называя причины, учащиеся подтверждают ответ цитатами из источника (например, обращают внимание на “скудость почв в Аттике”, на рост населения в Афинах и Греции в целом и делают выводы о том, что земли и хлеба всем не хватало, возникала угроза голода, отмечают и другие причины, названные в тексте учебника).

Д) Формирование совместного вывода о причинах греческой колонизации (слайды 16-17).

Греция — каменистая бесхлебная страна, край пастухов и рыбаков. Плодородных долин было мало. Перенаселение грозило ей голодом. Спасаясь от голода, Греция искала новых земель для заселения.

Учащимся задаётся вопрос: Подумайте, кто и по каким причинам покидал Грецию

Демос – бедняки

Изгнанники – аристократы и вожди демоса

Купцы

Результат обсуждения этого вопроса отражается на экране.

2. В каких местах греки основывали свои колонии.

Данный вопрос изучается при помощи презентации (слайд 23).

Учитель демонстрирует анимированную карту и предлагает учащимся определить, в каких направлениях и где греки основывали свои колонии.

(Учащийся показывает колонии на Чёрном море (Оливия, Херсонес) В Италии (Тарент), на Сицилии (Сиракузы, Мессина), в Северной Африке (Кирена, Навкратис).

У греческой колонизации было три направления. Первое — на запад: там были заселены берега Южной Италии и Сицилии (где вырос город Сиракузы), а передовые поселения продвинулись еще дальше. Второе — на север: через Мраморное море в Черное море и по его берегам, вплоть до Ольвии, Херсонеса, Керчи и Риони. Третье — на юг: через Средиземное море, в Кирену и окрестные места.

Е) Визуальное представление о колонии греков (слайд 24). Рассмотрев ее, учащиеся отмечают, что в городе на возвышенном месте возводили храм, город тесно застроен домами и имеет гавань, куда пристают корабли. Далее учитель обращает внимание учащихся на текст II фрагмента исторического источника и спрашивает, как древнегреческий историк описывает греческую колонию, почему она строилась на берегу моря и укреплялась стенами (для удобства торговли и в целях защиты от внешней опасности).

Учащийся делает мини - сообщение о жизни колоний.

II. Фрагмент. Фукидид

В прибрежной зоне Черного моря, которое греки назвали Понт Эвксинский, колонисты сначала освоили южные и западные берега. Затем переселенцы достигли Восточного и Северного Причерноморья, с которыми они были знакомы еще до колонизации. Греки посещали эти места с торговыми целями и создавали здесь сначала временные, а потом постоянные торговые пункты – эмпории. Они основывали свои поселения в местах проживания коренных племен и начинали торговать с ними. Северное Причерноморье манило греков продуктами сельского хозяйства (прежде всего хлеб). Интерес греков вызывали ценные породы рыб. Важными товарами в обменной торговле могли стать соль и лес. С другой стороны, местному населению колонисты продавали изделия греческого ремесленного производства, дорогие вина, оливковое масло и другие товары. Торговые суда греков шли от одной гавани к другой, не далеко от берега. Такой способ плавания назывался каботажный. Освоение берегов Черного моря осуществлялось с запада на восток. Таким путем они достигли Боспора Киммерийского (ныне Керченский пролив), соединявшего Черное и Азовское моря. Среди греческих колоний на берегах Черного и Азовского морей самыми крупными были: Пантикапей (Керчь), Горгиппия (Анапа), Фанагория, Ольвия, Тирамба (район Темрюка), Киммерик (на Тамани), Баты и другие. Всего около 300 городов-колоний. Города, основанные в последнее время, когда мореплавание сделалось более безопасным, а денежные средства возросли, строились на самом побережье, укреплялись стенами и занимали предпочтительно перешейки (ради торговых удобств и для защиты от вражеских соседей).

Работа с иллюстрацией. Вопросы к иллюстрации:

1. Где происходит действие картины? – на берегу моря, скорее всего это колония. Гавань куда пристают корабли.

2. Что мы видим на первом плане – два греческих корабля – один военный, второй торговый. Сравните военный и торговый корабль. Для чего, с какой целью строились эти корабли. Сравните их размер и форму. Было ли различие в скорости и движении. Греки называли одни свои корабли – «многоместные» и «крутобокие», а другие – «многовесельные» и «быстролетные».

К каким из кораблей, изображенных на рисунках, можно отнести первые эпитеты, а к каким – вторые? Как использовались те и другие корабли?

Торговый корабль – для перевозки товаров, он вместительнее военного. Военный корабль благодаря обтекаемой форме, большому числу гребцов обладал боль шей скоростью, подвижностью, способностью крепким поворотам.

3. Как защищён город?

Стенами и отрядом воинов. О чём это говорит, какие могли быть отношения с соседними племенами у колонистов?

4. Что доказывает, что это греческое поселение? – Храм на холме.

5. Обратите внимание, как тесно расположены дома друг к другу.

Учитель: Новые города были независимы от старых, греки поддерживали тесные связи с ними. Это было отношение взрослых детей к родителям: независимое, но с почтением. Государство, основавшее колонию, так и называлось по-гречески: «метрополия», то есть «город-мать».

( на выбор учителя и исходя из темпа урока можно выбрать любую историю или опустить её).

Отправляясь в путь, переселенцы обращались к дельфийскому Аполлону за советом, куда ехать, зажигали факел от священного огня «города-матери», садились на суда с женами и детьми и плыли к чужим берегам. Там договорами или силой отбирали у местных племен кусок прибрежной земли, ставили храмы, возводили дома и засевали поля.

Иногда целые города бросали старые места и переправлялись на новые. Когда персы осадили ионийский город Фокею, то фокейцы всем народом сели на корабли, бросили в море кусок железа, сказали: «Когда это железо всплывет из моря, тогда и мы вернемся под власть персов!» — и отплыли в западные моря. Потомок аргонавтов Батт с острова Феры был заикою. Он отправился в Дельфы спросить, как ему избавиться от заикания. Оракул сказал: «Выведи поселение в Ливию». Батт удивился, потому что спрашивал он совсем не об этом, но послушался оракула. Греки высадились на песчаном ливийском берегу, и Батт вышел в степь вознести молитву Аполлону. Вдруг он услышал страшное рычание: перед ним стоял лев. Батт взмолился к Аполлону, чтобы бог охранил его, безоружного, и от потрясения молитва слетела с его губ внятная и незаикающаяся. Так Батт избавился от недуга, а в Ливии была основана Кирена. 3. Развитие торговли. Изучение вопроса строится на основе беседы с учащимися. Учитель сообщает, что греки-колонисты стремились наладить тесные торговые отношения с местным населением. Далее учитель предлагает пятиклассникам подумать и ответить, что продавали и что покупали греческие купцы. Новые города росли и богатели. Из колоний везли в Грецию зерно, металлы, рабов, из Греции в колонии — вино, оливковое масло, изделия кузнецов и гончаров. Учитель: Греческие города в Италии величали себя «Великой Грецией», и о привольной жизни в них рассказывались чудеса. В Таренте было больше праздников в году, чем будней; тарентинцы говорили: «Мы одни живем по-настоящему, а все другие лишь учатся». В сицилийском Акраганте дома и обеды были так роскошны, что философ Эмпедокл сказал: «Здешние люди строятся так, словно им жить вечно, а едят так, словно им завтра умереть». А в Сибарисе были такие богачи, которые спали на розовых лепестках и еще жаловались, что им жестко. Слово «сибарит» с тех пор стало означать лентяя и неженку:

Червонцев я себе повытаскаю груду —

Так завтра же богат я буду

И заживу, как сибарит.

(И. А. Крылов, «Бедный богач»)

4. Отношения греков-колонистов с местным населением. Греки и скифы (этот пункт можно оставить на самостоятельное изучение учащихся) В свою новую жизнь греки переносили все то, чего они достигли ранее, все то, что лежало в основе их культуры: язык, письменность, мифы, религиозные обряды, праздники. И все, что окружало их, – архитектура, устройство жилища, мебель, предметы, украшения – было родом из Греции. ВЫВОЗИЛИ: хлеб, ценные породы рыб, скот, меха, рабы, соль, лес. ПРИВОЗИЛИ: драгоценные металлы, мрамор для построек, керамические изделия, предметы искусства, вино, оливковое масло, дорогие ткани.

Города защищались каменными оборонительными стенами. Мощеные улицы делили город на кварталы. В центральной части располагались торговые площади, храмы, общественные здания.

Дома греков были каменными. Представления о греческой мебели нам дают рисунки на вазах, рельефные изображения. Одежда тоже была греческого образца. Гречанки пользовались привозными ароматическими маслами, которые хранились в стеклянных или глиняных сосудах - лекифах. В одном из погребений Фанагории найдены три такие сосуда: в виде сирены, сфинкса и Афродиты в раковине.

Разнообразные украшения привозились и изготавливались местными мастерами. В погребениях Фанагории, Гермонассы, Горгиппии были найдены серьги, перстни, ожерелья, фибулы. Посуду и в будни и в праздники использовали чернолаковую. На них изображали сюжеты из мифов, военные, бытовые сцены. Дома освещали светильниками. Торговые связи способствовали распространению произведений искусства. Большим успехом пользовалась мраморная скульптура. Главными божествами был Апполон – покровитель колонистов. Поклонялись и другим олимпийским богам: Зевсу, Гермесу, Дионису, Афине. Культура греков оставила свой отпечаток на протяжении всего исторического развития этого региона до наших дней. Археологами найдены многочисленные предметы быта, посуда, украшения, статуэтки, остатки греческих архитектурных построек во многих городах Таманского полуострова. Все они собраны в краеведческих музеях и их можно посмотреть и в наши дни. Вопросы:

1. Что легло в основу культуры греческих колоний?

2. Как выглядели города и дома греков?

3. Что из предметов, найденных археологами, могло принадлежать женщинам?

4. Какую посуду использовали переселенцы? Что на ней изображалось?

5. Каким божествам поклонялись греки?

6. Какой отпечаток оставила греческая культура на культуру этого региона?

Данный вопрос рассматривается на основе чтения текста учебника (с.146-148), иллюстрируется слайдом 15.

Важно, чтобы учащиеся пришли к пониманию:

• во-первых, как строились отношения греков-колонистов с местным населением (в частности со скифами);

• во-вторых, что греки, покинув свою родину и поселившись в чужой стране, сохраняли свои обычаи, язык, веру в богов, политическое устройство.

5. Значение греческой колонизации.

Учитель задает вопросы: “Что дала колонизация грекам? Чему она способствовала? Колонизация разобщила или объединила греков?” В ходе ответов учащихся учитель корректирует и дополняет их. Выводы отражаются на слайде 16 (колонизация расширила знания греков о других народах, заставила самих греков осознать себя единым народом, отличающимся от других, греки стали назвать себя эллинами, а родную страну – Элладой, в результате развития колоний успешно развиваются торговля и ремесло, растут и богатеют города).

В заключение занятия учитель интересуется, подтвердились ли предположения учащихся, сделанные в начале урока. Дети отмечают, что, прежде всего колонии нужны были для развития торговли и ремесла, поэтому грекам выгоднее было дружить с местным населением, а не воевать. Дети отвечают на вопрос урока: почему колонизацию греков мы называем «Великой», а основание колоний финикийцами нет?

IV) Подведение итогов урока: ответы на вопросы (слайд 35). Учащиеся также закрепляют полученные знания при помощи выполнения теста (с последующей самопроверкой. Тест для самопроверки учащихся

1. Греки покидали Родину и основывали свои поселения из-за:

а) увеличения притока рабов в полисы Греции

б) угрозы голода

в) вторжения племен дорийцев с севера.

2. Где греки основывали свои колонии?

а) в глубине чужих территорий

б) во внутренних районах Балканского полуострова

в) на побережье Средиземного и Черного морей.

3. Товары, которые греки везли в колонии, - это:

а) оливковое масло, вино, оружие

б) рабы, зерно, оливковое масло

в) зерно, мед, шкуры животных.

4. Греческие колонии:

а) подчинялись метрополиям

б) превращались в самостоятельные государства

в) входили в состав государств, на территории которых были основаны.

5. Греки, жившие в разных концах побережья Средиземного и Черного морей:

а) порывали связь с Родиной

б) забывали родной язык и перенимали культуру местных народов

в) говорили на родном языке и называли себя эллинами.

V. Подведение итогов урока и рефлексия. В конце урока выставляются оценки и учащиеся заполняют лист самооценки

Приложение. Лист самооценки ученика(цы) _____________________________________________________

Критерии Отлично Хорошо Могло быть и лучше

1. Я активно работал(а) весь урок

2. Я старался(лась) отвечать на вопросы учителя и делать выводы

3. Я внимательно слушал(а) своих одноклассников

4. Я выполнил(а) задания в рабочей тетради

5. Я справился(лась) с тестом по теме урока

Лист заполняется самостоятельно каждым учеником путем проставления знаками «+» или «٧» в соответствующих графах таблицы.

V. Домашнее задание: §25, п. 3 – пересказ, отвечать на вопросы 1, 2, стр. 139.


Приложение

Русские собственные имена, восходящие к греческим корням.

1) Александр, «алекс» - защитник и «андрос» - мужчина.

2) Алексей, «Алекс» означает «защищать».

3) Анатолием древние греки называли жителя Анатолии (древнее название Малой Азии, находящейся на востоке от Греции). «Анатоле» в переводе с греческого означает «восток».

4) Андрей – «Андро» означает «мужчина».

5) Артем означает «невредимый, безупречного здоровья».

6) Афанасий – «бессмертный».

7) Василий – царский, царственный.

8) Геннадий – «геннадис» означает «благородный, родовитый».

9) Георгий – «георгос» означает «земледелец».

10) Григорий – означает бодрствующий, неспящий.

11) Денис – произошло от древнегреческого имени Дионисиос. В мифологи Древней Греции Дионис – бог природы и вина.

12) Дмитрий – связано с именем Деметры из древней мифологии. Это богиня земли и плодородия.

13) Евгений – означает благородный.

14) Егор – видоизмененная форма имени Георгий, означающего «земледелец»

15) Кирилл – уменьшительное от Кир – господин, владыка, по другим данным от греческого слова «солнце».

16) Леонид – происходит от древнегреческого имени Леонидас, которое образовано из двух слов «Леон» и «идея», означающее буквально «сын льва».

17) Никита – «победитель»

18) Николай - от древнегреческого имени Николос, которое переводится как «победитель народов»

19) Петр – «Петра», означает «утес», «каменная глыба»

20) Степан – «стефанос», означает «венок»

21) Федор – Божий дар.

22) Филипп – любящий лошадей.

23) Александра – защитница людей.

24) Ангелина – означает «ангельская»

25) Анфиса – цветущая.

26) Варвара – означает «дикарка», варварка.

27) Галина – «Галине», спокойствие, безмятежность.

28) Диана – «динамис» - сила.

29) Евгения – благородная.

30) Екатерина – «катариос», означает чистая, непорочная.

31) Зинаида – рожденная Зевсом.

32) Зоя – жизнь.

33) Ирина – мир, покой.

34) Лариса – от древнегреческого города Лариса.

35) Майя – богиня весны.

36) Нина – от греческого слова «Нинос» - так называли основателя Ассирийского государства, такое же название носила столица Ассирии.

37) Полина – от имени Аполлинария, происходит от имени от древнегреческого бога солнца Аполлона.

38) Раиса – покорная, уступчивая, легкая

39) Софья – означает мудрость.

40) Татьяна – устроительница, учредительница.




Дополнительный материал к теме. Как правило, к таким отъездам люди готовились заблаговременно: намечали маршрут, запасались пищей и всем необходимым для дальнего странствования. Остальные горожане оказывали помощь отъезжающим, так как были заинтересованы в избавлении от всех голодных и недовольных. Они помогали снаряжать корабль, снабжали запасом пищи и воды, выделяли охрану на случай нападения пиратов. Оказывая такую помощь, горожане рассчитывали на установление с ними торговых связей в будущем. Греческие моряки во время плавания пользовались морскими картами — лоциями. Их вырезали на медных листах или рисовали на хорошо обработанной телячьей коже — пергаменте. К карте побережья прилагался текст с описанием берегов, островов, которые встречались на пути, больших и малых рек. Местные племена и их поселения перечислялись в том порядке, в каком их видел мореход, когда плыл вдоль берега. На кораблях плыли 100—200 переселенцев из одного города. Они везли с собой домашний скот, сельскохозяйственный инвентарь, семена, оружие, а также землю своей родины и огонь. По дороге их подстерегало много опасностей: бури, болезни, голод и холод, пираты. Плыть старались вдоль берега. Древнегреческий историк Геродот сообщает, с какой скоростью двигались греческие корабли. Средняя скорость корабля составляла 9—10 км/час .В прибрежной зоне Черного моря, которое греки назвали Понт Эвксинский, колонисты сначала освоили южные и западные берега. Затем переселенцы достигли Восточного и Северного Причерноморья, с которыми они были знакомы еще до колонизации. Греки посещали эти места с торговыми целями и создавали здесь сначала временные, а потом постоянные торговые пункты – эмпории. Греки основывали свои поселения в местах проживания коренных племен и начинали торговать с ними. Северное Причерноморье манило греков продуктами сельского хозяйства (хлеба прежде всего). Интерес греков вызывали ценные породы рыб. Важными товарами в обменной торговле могли стать соль и лес. С другой стороны, местному населению колонисты продавали изделия греческого ремесленного производства, дорогие вина, оливковое масло и другие товары. Торговые суда греков шли от одной гавани к другой, не далеко от берега. Такой способ плавания назывался каботажный. Освоение берегов Черного моря осуществлялось с запада на восток. Таким путем они достигли Боспора Киммерийского (ныне Керченский пролив), соединявшего Черное и Азовское моря. Среди греческих колоний на берегах Черного и Азовского морей самыми крупными были: Пантикапей (Керчь), Горгиппия (Анапа), Фанагория, Ольвия, Тирамба (район Темрюка), Киммерик (на Тамани), Баты и другие. Всего около 300 городов-колоний.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Греческая колонизация (конспект урока истории). 5 класс.

Автор: Савченко Наталья Анатольевна

Дата: 06.12.2014

Номер свидетельства: 140081

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока на тему "Внешняя политика Екатерины II""
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekturokanatiemuvnieshniaiapolitikaiekatierinyii"
    ["file_id"] => string(6) "313689"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459522672"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока на тему "Герои поэм Гомера""
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt_uroka_na_tiemu_gieroi_poem_gomiera"
    ["file_id"] => string(6) "353821"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477921772"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока географии "Такая загадочная Африка""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekturokaghieoghrafiitakaiazaghadochnaiaafrika"
    ["file_id"] => string(6) "279840"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453295034"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства