Просмотр содержимого документа
«Героизм в годы Великой Отечественной войны. История России 9 класс»
Тема урока :«Героизм в годы Великой Отечественной войны»
(Московская битва)
9 класс общеобразовательной школы
Автор: Лукоянова Ирина Михайловна
Место работы: МБОУ Ясенецкая СОШ
Должность: учитель истории и обществознания
Пояснительная записка.
Урок по теме: «Героизм в годы Великой Отечественной войны» для 9 класса общеобразовательной школы. Урок разработан на основе программы «История России» А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, А.Ю.Морозов.- М. : «Просвещение», 2011г. 6-9 классы и учебника «История России XX –начало XXIвв.» А.А.Данилов, Л.Г. Косулина,.- М. : «Просвещение», 2011г. Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 часа в неделю.
Тема изучается в соответствии с тематическим планированием в 3 четверти в 4 разделе «Великая Отечественная война. 1941-1945гг.» и является мотивационной, так как формирует интерес обучающихся для изучения данного периода в стории не только в рамках учебника. Тема имеет так же и большое воспитательное значение. На изучение данной темы отведен 1 час из 4 часов из этого раздела.
На уроке используются презентация, источники, текст, проблемные задания и вопросы. Урок построен в соответствии с технологией развития навыков критического мышления (мозговая атака, инсерт, рефлексия, синквейн).
Распределение времени на уроке:
№ этапа
Название этапа урока
Время
1.
Фронтальный опрос по домашнему заданию.
5 минут
2.
Мозговая атака:
Проблемный вопрос? Работа с источниками.
10 минут
3.
Ассоциации. Работа с понятиями: Героизм Подвиг.
2 минуыт
4.
Текст, с использованием ключевых слов
Работа в группах.
15 минут
5.
Размышление и закрепление знаний
10 минут
6.
Подведение итогов. Домашнее задание
3 минуты
Цели урока:
Образовательная: 1. Закрепить в понимании учащихся знания о войне 1941-1945 гг. СССР с Германией, как войне справедливой, Отечественной.
2. Выявить причины и истоки массового героизма советских людей в годы войны на конкретном примере, обороны Москвы.
3. Показать учащимся значение защиты столицы - Москвы
осенью 1941 года для дальнейшего хода войны.
4.Закрепить умения пользования компьютером и программами при составлении презентаций.
Развивающая: 1. Развитие умений работать с текстом, высказывать свое мнение,
выделять существенное, слушать оппонента.
2. Обобщать, делать выводы на основе полученных данных.
3. Видеть связи между прошлым и современностью.
4. Развитие культуры речи.
Воспитательная: 1. Воспитание чувства гордости за свою страну, ее людей и историю.
2. Воспитание уважения к погибшим героям, отстоявшим
независимость нашей Родины в годы Великой Отечественной войне.
3. Воспитание уважения к современным воинам – героям, которые с
честью, по-солдатски, исполняют свой долг в современных
конфликтах.
План урока: 1. Повторение
2. Мозговая атака.
Проблемный вопрос
Ассоциации детей со словами Герой и Подвиг).
3. Текст, с использованием ключевых слов , состоящий из двух частей.
4. Инсерт. (работа с текстом в группах).
5. Размышление и закрепление знаний.
6. Домашнее задание. (презентации, синквейн)
Оформление урока. 1. Выставка книг о Великой Отечественной войне.
2. Презентация учителя
3. Карта «Великая Отечественная война»
4. Тексты группам
5. Карточки с вопросами группам. (3 группы).
Ход урока:
Фронтальный опрос по домашнему заданию. (задания, вопросы, слова по ходу урока высвечиваются на интерактивном экране, чтобы они были перед глазами у обучающихся.)
Когда был подписан договор о ненападении между Германией и СССР?
Что прилагалось к этому договору?
Когда началась Вторая Мировая война?
Какие территории были присоединены к СССР в сентябре 1939г?
Назовите дату советско-финляндской войны?
Какие цели преследовало советское руководство в этой войне?
Какие территории вошли в состав СССР в1940г.?
Какое это имело значение для СССР?
Когда и для чего был подписан план «Барбаросса»?
(Звучит музыка песни «Священная война»)
Учитель: 22 июня 1941г. в 4 часа утра без объявления войны Германия напала на Советский Союз согласно плану «Барбаросса». Началась Великая Отечественная война СССР и Германии, которая продолжалась 1418 дней и ночей и погибло в ней 27,5 млн. чел.
Мозговая атака:
Проблемный вопрос?
Почему первые месяцы войны оказались трагическими для советской армии?
Основываясь на с фрагментах воспоминаний о начале войны, собственных знаниях по истории, назовите причины. Работа с фрагментами текста, поиск информации по источнику.
«… 22 июня, когда областное руководство перехало туда , мы застали этот полк в таком состоянии: материальная часть находилась в г. Косово, бойцы же находились в лагерях под Барановичами (в 150 км. от Косово), боеприпасы отсутствовали.
Много боеприпасов и оружия погибло на складах при первых бомбежках самолетов, а в воинских частях боеприпасов и оружия не хватало.
Можно было привести много примеров, подтверждающих, что командование 4 Армии , несмотря на то, что оно находилось в пограничной области , не подготовилось к боевым действиям.
Вследствии этого состояния, с первых же дней военных действий в частях 4 Армии началась паника. Застигнутые внезапным нападением командиры растерялись…тысячи командиров, от майоров и полковников до младших командиров и бойцов обращались с бегство». ( Из записки секретаря Брестского обкома КП (б) Белоруссии М.Н Тупицына в ЦК ВКП(б) и ЦК КП(б) Белоруссии, 25 июня 1941г.)
«Бомбежка началась в четыре часа утра. Я проснулась от того, что ударилась головой о кровать – земля содрогалась от падающих бомб. Я побежала к родителям. Папа сказал: «Война началась. Надо убираться отсюда!» Мы не знали с кем началась война, мы не думали об этом, было просто очень страшно. Папа был военный, а потому он смог вызвать для нас машину, которая довезла нас железнодорожного вокзала. С собой взяли только одежду. О том, что война с Германией узнали где-то часов в 12 дня от встречных людей. У города Шауляй мы увидели большое количество раненых, носилки, медиков».
(Из воспоминаний 16 летней Алевтины Котик, июнь 1941г.)
«Сообщение о начале войны мы слушали из репродуктора на Доме обороны. Там толпилось много людей. Я не расстроилась, наоборот загордилась: мой отец будет защищать Родину. Ведь он у меня был военный. К тому же, они с мамой подали рапорт, чтобы их взяли на фронт (мама была медиком). Поэтому я должна была на зиму остаться учиться у бабушки с дедушкой, чему была очень рада. Но маму не взяли, а папу назначили начальником военного училища по подготовке младших офицеров. Вообще, люди не испугались. Да, женщины, конечно, расстроились, плакали. Все были уверены, что мы быстро победим немцев. Мужчины говорили: “Да немцы от нас драпать будут!” (Из воспоминаний 10 летней Нинель Карповой, июнь 1941г., Харьков)
«Я не помню начала войны. Но мне запомнился летний день, когда все суетились, бегали озабоченные, собирали детей и убегали с узлами … кто куда, кто убегал в лес, кто в погреба. Мы бежали по оврагу, а потом спрятались в окоп. В окопе было очень много детей и взрослых.
Это было в августе 1941 года. Как только немцы ворвались в деревню, они всё уничтожали. Поджигали дома, убивали всех, кто попадался на пути.
К вечеру немцы отступили и все, кто где остался жив, вышли на лужайку. В деревне догорали дома, по улицам валялись трупы убитых жителей. Крики, слёзы, вопли. Бабушку мы нашли около сгоревшего дома, в огороде, убитую и обгорелую».
(Из воспоминаний С.Е. Шитиковой, июнь 1941г., Белоруссия)
Ребята называют ответы:
внезапность удара, паника;
недооценка врага;
репрессии в армии накануне войны;
преувеличение значения пакта Молотова –Риббентропа 1939г.;
психологическая, боевая и тактическая неподготовленность армии к войне;
жестокость немцев
Учитель: Как же все-таки смогли остановить немецкую армию?
Учитель: Какие ассоциации у вас возникают со словами Герой Героизм Подвиг?
(Учащиеся высказывают свои предположения)
Учитель: В какие периоды истории больше всего примеров проявления героизма?
Ответ: Человек оказывается в ситуации между жизнью и смертью, когда от него зависит его жизнь, жизнь друга, жизни сотен людей, поэтому совершаются подвиги.
Учитель: Какими качествами должен обладать человек, чтобы он смог совершить героический поступок?
Ответ: Доброта, бескорыстие, любовь к людям, любовь к своей стране и т.д.
Текст, с использованием ключевых слов.
Учитель: Пред вами текст. Как вы думаете, о чем в нем говорится? (высказываются предположения учащихся). Вы поделены на 3 группы. Читая текст, первая группа будет искать в этом тексте факты, которые им уже знакомы, вторая группа – факты, которые им не знакомы, а третья группа – что их удивило, и какие вопросы у них возникли.
( Учащиеся читая текст, маркируют его определенными знаками, им уже известными : знакомое - +; незнакомое - V; что удивило -!; вопрос -?)
Чтение текста. Поразительные успехи немецких войск и пугающие неудачи Красной Армии в первые недели войны сблизили всех советских людей, понимавших, что именно сейчас решается судьба Отечества: с победой Германии рухнет не просто Советская власть или сталинский режим, а будет уничтожена Россия. Война еще раз продемонстрировала удивительный талант русских: раскрывать все свои лучшие качества, способности. Свой потенциал именно в экстремальных условиях. Первые недели войны покрыли немеркнущей славой имена многих известных и неизвестных героев. Одной из самых трагических и героических страниц войны – это битва за Москву.
Немцы рвались к Москве, их танковые соединения подошли на 120-130км. К Москве, а в некоторых местах 30-40км. По плану немцев « Тайфун» на месте нашей столицы должно быть большое озеро. Оборону Москвы возглавил Г.К. Жуков. « Чудо – маршал» - так назовут его впоследствии историки, так как где он – там Победа. Он не проиграл ни одного сражения, которым руководил (Москва, Сталинград, Ленинград, Берлин и т.д.)
По его приказу население города под ежедневными бомбежками спешно рыли окопы вокруг столицы, возводили проволочные заграждения, устанавливали противотанковые сооружения. ( боле 450 тыс.чел.) В городе введено осадное положение, формировались полки и дивизии народного ополчения. На подступах к Москве были взорваны мосты, установлены минные поля. На улицах города сооружались баррикады. Чтобы обмануть немецких летчиков, бомбивших Москву, советские военные специалисты предложили сделать неузнаваемыми с воздуха важнейшие объекты столицы. На кремлевской стене нарисовали дома и деревья. Появились дома из фанеры и полотна с нарисованными окнами дверьми на красной площади. Не блестели золотом купола Кремля, их покрыли зеленой краской , а стены черными и зелеными полосами. На крышах домов, парках, скверах поставили сотни зенитных установок для уничтожения самолетов противника. Заводы не прекращали работать ни днем, ни ночью, выпуская оружие и танки, у станков наряду с мужчинами вставали женщины и подростки. Все в едином порыве встали на защиту своего города, а вся страна «затаив дыхание» следила за судьбой Москвы.
Ожесточенные бои шли в воздухе и на земле. Самоотверженно действовали артиллеристы, летчики, силы ПВО, пехотинцы и народные ополченцы. Под Москвой летчик–истребитель В. Талалихин совершил первый в истории ночной воздушный таран, летчик А. Катрич – первый высотный таран. Расчет зенитной пушки сержанта Г Шадунца вступил в 28 км. от столицы в единоборство с 23 танками и уничтожил 6 из них. Тула стала щитом на пути танкового корпуса Гудериана и остановила его. На подступах к Москве сражалась дивизия генерала Панфилова. Именно ей был дан приказ не пропустить немцев по Волоколамскому шоссе. Группа из 28 истребителей танков заняла позицию у железнодорожного разъезда Дубосеково в 118км. от Москвы. Прильнули солдаты к окопам, ждут боя. Вот показались немецкие автоматчики, прямо на них идут. Подпустили их поближе и начали уничтожать, почти половину потерял враг, но не прорвался через позиции. Тогда решили немцы стереть с лица земли окопы, раздавив советских солдат танками. К бойцам пробрался политрук Василий Клочков. По его команде солдаты обрушили на противника огонь из противотанковых ружей, пошли в ход бутылки с зажигательной смесью.14 танков подбили герои-панфиловцы. Остальные повернули обратно. Не успели солдаты отдохнуть, а на них уже движется новая лавина из 30 танков. Все ближе вражеские машины, все сильнее лязг гусениц и зловещий рокот моторов. Солдаты приготовились к обороне. Встал тут Клочков, и, обращаясь к ним, сказал: « Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!» И вступили солдаты в бой. Один за другим загорались немецкие танки. Но пули, осколки снарядов и пуль не щадили и наших героев. Все меньше и меньше оставалось их в живых. Связкой гранат подорвал фашистский танк политрук Клочков, но и сам погиб от вражеской пули. Из 28 героев, в живых остался только один. Но врага не пропустили к Москве. В честь героев на Волоколамском шоссе стоит памятник 28-героям –панфиловцам. Вечная им слава! Благодаря этим парням враг не прорвался к Москве.
Героическая оборона Москвы позволила перегруппировать воинские части, подтянуть подкрепления из Сибири и 5-6 декабря начать контрнаступление войск силами Западного, Калининского и Юго-Западного фронтов. Для измотанного в беспрерывных боях противника удар оказался неожиданным. Враг не выдержал ряда сильных ударов и, бросая технику и вооружение, неся огромные потери. Стал поспешно отходить. С середины декабря контрнаступление советских войск охватило огромный фронт - свыше тысячи километров. Результатом его явилось освобождение 11 тысяч населенных пунктов, в том числе областных центров - Калинина и Калуги. Немцы были отброшены от Москвы на 100 -350 км . Германия потерпела первое серьезное поражение во второй мировой войне. Развеян миф о непобедимости немецких войск. Япония отложила вступление в войну против СССР на дальнем востоке, чем очень облегчила положение нашей страны. Гитлеровская стратегия «молниеносной войны» потерпела полный крах.
Работа в группах.( учащиеся работают по своим заданиям с текстом, затем каждая группа высказывается : ( что уже было известно, что нового узнали, что поразило или удивило и какие вопросы возникли).
По результатам работы в группах ребята отвечают.
Учитель также может задать вопросы:
Какое значение имела Московская битва?
Какие подвиги советских людей в первые дни войны вы знаете?
Почему война называется Отечественной?
Размышление и закрепление знаний.
Ученики отвечают на вопросы, предложенные учителем каждой группе.
Вопрос первой группе. В 1812 году во время Отечественной войны с французами М.И. Кутузов принял решение оставить Москву , чтобы сохранить армию и Россию. Почему же в 1941 году Москву сдавать было нельзя, почему обороне Москвы уделялось такое большое значение?
Вопрос второй группе.
В Москве и во многих городах нашей страны есть памятник Неизвестному солдату и всегда около него живые цветы, и горит огонь? Как вы думаете, почему памятник именно неизвестному солдату и почему горит огонь?
Вопрос третьей группе.
После освобождение СССР, Красная Армия освободила страны Европы и дошла до Берлина. При освобождении погибло много советских солдат, там им были поставлены памятники. Сейчас эти памятники разрушают, а воинов называют оккупантами. Правильно ли это и к чему это может привести?
Посовещавшись в группах, учащиеся отвечают на предложенные вопросы, вопросы могут быть и другие в зависимости от уровня подготовки и активности класса. ( Во время ответа каждой группы их вопрос подается на большой экран с помощью компьютера и ребята из других групп видят эти вопросы и могут высказать свое мнение по данному вопросу)
Подведение итогов.
После ответов, учитель подводит итоги урока, ставит оценки за работу на уроке, аргументируя их, оценки желательно поставить всем ученикам.
Учитель задает домашнее задание, с учетом уровня подготовки ученика: составить презентации по основным событиям Великой Отечественной войны; составить синквейн; параграф 29 учебника.
«Распаковка урока»
СТАДИЯ ВЫЗОВА: Повторение, проблемный вопрос, мозговая атака, во время которой учащиеся высказывают свои ассоциации, знания, отвечают на вопросы учителя, настраиваясь мысленно на тему и проблемы урока.
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ. Учащиеся работают с текстом, который подобран с учетом психолого-педагогической характеристикикласса. ( Учащиеся, читая текст, маркируют его определенными знаками, им уже известными : знакомое - +; незнакомое - V; что удивило -!; вопрос -?). Учитель внимательно слушает выступления акцентируя внимания на тех или иных фактах текста.
Также на этом этапе учитель демонстрирует свою презентацию, для большей наглядности, так как у детей наиболее развита зрительная память , а также, чтобы обратить внимание ребят на наиболее важные для них моменты. Ребята высказываются по заданию группе и дополняют выступления других групп.
СТАДИЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ. Учащиеся отвечают на вопросы, получают домашнее задание на следующий урок, а также пожелания и комментарии учителя для подготовки будущих презентаций.
Ожидаемые результаты: Личностные
Реализуется успешность деятельности ученика;
Происходит личностный рост ученика;
Формирование гражданской идентичности обучающегося;
Метапредметные
Формируются коммуникативная и социальная компетентности;
Формируется творческое и критическое мышление учащихся.
Предметные
Ученики более глубоко и полно понимают и усваивают исторические событияи понятия;
Происходит систематизация, обобщение знаний;
Самоанализ урока.
Литература и источники.
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России XX – начало XXI века- М.: Просвещение , 2011.
С. Т. Жуковский, И.Г. Жуковская История России XX век. М.: Просвещение , 2008.