Урок по истории 9 класс.
Тема: Героизм в годы войны.
Цели урока:
Образовательная: 1. Закрепить в понимании учащихся знания о войне 1941-1945 гг. СССР с Германией, как войне справедливой, Отечественной.
2. Выявить причины и истоки массового героизма советских людей в годы войны на конкретном примере, обороны Москвы.
3. Показать учащимся значение защиты столицы - Москвы
осенью 1941 года для дальнейшего хода войны.
4.Закрепить умения пользования компьютером и программами при составлении презентаций.
Развивающая: 1. Развитие умений высказывать свое мнение, выделять существенное,
слушать оппонента.
2. Обобщать, делать выводы на основе полученных данных.
3. Видеть связи между прошлым и современностью.
4. Развитие культуры речи.
Воспитательная: 1. Воспитание чувства гордости за свою страну, ее людей и историю.
2. Воспитание уважения к погибшим героям, отстоявшим
независимость нашей Родины в годы Великой Отечественной войне.
3. Воспитание уважения к современным воинам – героям, которые с
честью, по-солдатски, исполняют свой долг в современных
конфликтах.
План урока: 1. Мозговая атака. ( Ассоциации детей со словами Герой и Подвиг).
2. Текст, с использованием ключевых слов , состоящий из двух частей.
3. Инсерт. (работа с текстом в группах).
4. Размышление и закрепление знаний.
5 . Домашнее задание. (Создание презентаций учащимися).
Оформление урока. 1. Выставка книг о великой отечественной войне.
2. Презентация учителя « Битва за Москву»
3. Карта «Великая Отечественная война»
4. Портрет Г. К. Жукова.
5. Карточки с вопросами группам. (3 группы).
Ход урока:
I. Мозговая атака: (слова и вопросы по ходу урока высвечиваются на интерактивном экране, чтобы они были перед глазами у детей.)
Учитель: Какие ассоциации у вас возникают со словами Герой Героизм Подвиг?
(Учащиеся высказывают свои предположения, учитель фиксирует их на экране, для наглядности, чтобы ответы не повторялись.)
Учитель: В какие периоды истории больше всего примеров проявления героизма?
Ответ: Человек оказывается в ситуации между жизнью и смертью, когда от него зависит его жизнь, жизнь друга, жизни сотен людей, поэтому совершаются подвиги.
Учитель: Какими качествами должен обладать человек, чтобы он смог совершить героический поступок?
Ответ: Доброта, бескорыстие, любовь к людям, любовь к своей стране и т.д.
Текст, с использованием ключевых слов.
Учитель: Пред вами текст. Как вы думаете, о чем в нем говорится? (высказываются предположения учащихся). Вы поделены на 3 группы. Читая текст, первая группа будет искать в этом тексте факты, которые им уже знакомы, вторая группа – факты, которые им не знакомы, а третья группа – что их удивило, и какие вопросы у них возникли.
( Учащиеся читая текст, маркируют его определенными знаками, им уже известными : знакомое - +; незнакомое - V; что удивило -!; вопрос -?)
Чтение текста.
Поразительные успехи немецких войск и пугающие неудачи Красной Армии в первые недели войны сблизили всех советских людей, понимавших, что именно сейчас решается судьба Отечества: с победой германии рухнет не просто Советская власть или сталинский режим, а будет уничтожена Россия. Война еще раз продемонстрировала удивительный талант русских: раскрывать все свои лучшие качества, способности. Свой потенциал именно в экстремальных условиях. Первые недели войны покрыли немеркнущей славой имена многих известных и неизвестных героев. Одной из самых трагических и героических страниц войны – это битва за Москву.
Немцы рвались к Москве, их танковые соединения подошли на 120-130км. К Москве, а в некоторых местах 30-40км. По плану немцев « Тайфун» на месте нашей столицы должно быть большое озеро. Оборону Москвы возглавил Г.К. Жуков. « Чудо – маршал» - так назовут его впоследствии историки, так как где он – там Победа. Он не проиграл ни одного сражения, которым руководил (Москва, Сталинград, Ленинград, Берлин и т.д.)
По его приказу население города под ежедневными бомбежками спешно рыли окопы вокруг столицы, возводили проволочные заграждения, устанавливали противотанковые сооружения. ( боле 450 тыс.чел.) В городе введено осадное положение, формировались полки и дивизии народного ополчения. На подступах к Москве были взорваны мосты, установлены минные поля. На улицах города сооружались баррикады. Чтобы обмануть немецких летчиков, бомбивших Москву, советские военные специалисты предложили сделать неузнаваемыми с воздуха важнейшие объекты столицы. На кремлевской стене нарисовали дома и деревья. Появились дома из фанеры и полотна с нарисованными окнами дверьми на красной площади. Не блестели золотом купола Кремля, их покрыли зеленой краской , а стены черными и зелеными полосами. На крышах домов, парках, скверах поставили сотни зенитных установок для уничтожения самолетов противника. Заводы не прекращали работать ни днем, ни ночью, выпуская оружие и танки, у станков наряду с мужчинами вставали женщины и подростки. Все в едином порыве встали на защиту своего города, а вся страна «затаив дыхание» следила за судьбой Москвы.
Ожесточенные бои шли в воздухе и на земле. Самоотверженно действовали артиллеристы, летчики, силы ПВО, пехотинцы и народные ополченцы. Под Москвой летчик–истребитель В. Талалихин совершил первый в истории ночной воздушный таран, летчик А. Катрич – первый высотный таран. Расчет зенитной пушки сержанта Г Шадунца вступил в 28 км. от столицы в единоборство с 23 танками и уничтожил 6 из них. Тула стала щитом на пути танкового корпуса Гудериана и остановила его. На подступах к Москве сражалась дивизия генерала Панфилова. Именно ей был дан приказ не пропустить немцев по Волоколамскому шоссе. Группа из 28 истребителей танков заняла позицию у железнодорожного разъезда Дубосеково в 118км. от Москвы. Прильнули солдаты к окопам, ждут боя. Вот показались немецкие автоматчики, прямо на них идут. Подпустили их поближе и начали уничтожать, почти половину потерял враг, но не прорвался через позиции. Тогда решили немцы стереть с лица земли окопы, раздавив советских солдат танками. К бойцам пробрался политрук Василий Клочков. По его команде солдаты обрушили на противника огонь из противотанковых ружей, пошли в ход бутылки с зажигательной смесью.14 танков подбили герои-панфиловцы. Остальные повернули обратно. Не успели солдаты отдохнуть, а на них уже движется новая лавина из 30 танков. Все ближе вражеские машины, все сильнее лязг гусениц и зловещий рокот моторов. Солдаты приготовились к обороне. Встал тут Клочков, и, обращаясь к ним, сказал: « Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!» И вступили солдаты в бой. Один за другим загорались немецкие танки. Но пули, осколки снарядов и пуль не щадили и наших героев. Все меньше и меньше оставалось их в живых. Связкой гранат подорвал фашистский танк политрук Клочков, но и сам погиб от вражеской пули. Из 28 героев, в живых остался только один. Но врага не пропустили к Москве. В честь героев на Волоколамском шоссе стоит памятник 28-героям –панфиловцам. Вечная им слава! Благодаря этим парням враг не прорвался к Москве.
Героическая оборона Москвы позволила перегруппировать воинские части, подтянуть подкрепления из Сибири и 5-6 декабря начать контрнаступление войск силами Западного, Калининского и Юго-Западного фронтов. Для измотанного в беспрерывных боях противника удар оказался неожиданным. Враг не выдержал ряда сильных ударов и, бросая технику и вооружение, неся огромные потери. Стал поспешно отходить. С середины декабря контрнаступление советских войск охватило огромный фронт - свыше тысячи километров. Результатом его явилось освобождение 11 тысяч населенных пунктов, в том числе областных центров - Калинина и Калуги. Немцы были отброшены от Москвы на 100 -350 км . Германия потерпела первое серьезное поражение во второй мировой войне. Развеян миф о непобедимости немецких войск. Япония отложила вступление в войну против СССР на дальнем востоке, чем очень облегчила положение нашей страны. Гитлеровская стратегия «молниеносной войны» потерпела полный крах.
IV. Работа в группах. ( учащиеся работают по своим заданиям с текстом, затем каждая группа высказывается : ( что уже было известно, что нового узнали, что поразило или удивило и какие вопросы возникли).
Для большей наглядности учитель демонстрирует видео материалы по данным событиям. Слайды отражающие наиболее важную информацию по данной теме урока, на которую бы учитель хотел обратить особое внимание ребят ( презентация учителя).
Учитель также может задать вопросы: 1. Какие подвиги советских людей в первые дни войны вы знаете?
2. Почему война называется Отечественной?
V. Размышление и закрепление знаний.
Ученики отвечают на вопросы, предложенные учителем каждой группе.
Вопрос первой группе. В 1812 году во время Отечественной войны с французами М.И. Кутузов принял решение оставить Москву , чтобы сохранить армию и Россию. Почему же в 1941 году Москву сдавать было нельзя, почему обороне Москвы уделялось такое большое значение?
Вопрос второй группе.
В Москве и во многих городах нашей страны есть памятник Неизвестному солдату и всегда около него живые цветы, и горит огонь? Как вы думаете, почему памятник именно неизвестному солдату и почему горит огонь?
Вопрос третьей группе.
После освобождение СССР, Красная Армия освободила страны Европы и дошла до Берлина. При освобождении погибло много советских солдат, там им были поставлены памятники. Сейчас эти памятники разрушают, а воинов называют оккупантами. Правильно ли это и к чему это может привести?
Посовещавшись в группах, учащиеся отвечают на предложенные вопросы, вопросы могут быть и другие в зависимости от уровня подготовки и активности класса. ( Во время ответа каждой группы их вопрос подается на большой экран с помощью компьютера и ребята из других групп видят эти вопросы и могут высказать свое мнение по данному вопросу)
VI. Подведение итогов.
После ответов, учитель подводит итоги урока, ставит оценки за работу на уроке . аргументируя их, оценки желательно поставить всем ученикам.
Учитель задает домашнее задание, с учетом уровня подготовки ученика: составить презентации по основным событиям Великой Отечественной войны. (каждому дается отдельное задание, слабые ученики прикрепляются к более сильным и презентация выполняется в паре или тройке, задание дается на две недели, на следующий же урок учащиеся составляют хронологическую таблицу по событиям войны.)
«РАСПАКОВКА УРОКА»
СТАДИЯ ВЫЗОВА: Проходит мозговая атака, во время которой учащиеся высказывают свои ассоциации, знания, отвечают на вопросы учителя, настраиваясь мысленно на тему и проблемы урока.
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ. Учащиеся работают с текстом, который подобран с учетом психолого-педагогической характеристики класса. ( Учащиеся, читая текст, маркируют его определенными знаками, им уже известными : знакомое - +; незнакомое - V; что удивило -!; вопрос -?). Учитель внимательно слушает выступления акцентируя внимания на тех или иных фактах текста.
Также на этом этапе учитель демонстрирует свою презентацию, для большей наглядности, так как у детей наиболее развита зрительная память , а также, чтобы обратить внимание ребят на наиболее важные для них моменты. Ребята высказываются по заданию группе и дополняют выступления других групп.
СТАДИЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ. Учащиеся отвечают на вопросы, получают домашнее задание на следующий урок, а также пожелания и комментарии учителя для подготовки будущих презентаций.
САМОАНАЛИЗ УРОКА.
Урок разработан для 9 класса, по теме: «Героизм в годы Великой отечественной войны.» Тип урока: изучение нового материала.
Урок занимает важное место в системе уроков по теме : « СССР в годы Великой Отечественной войны». Тема имеет большое значение для воспитания патриотизма и понимания значимости обороны Москвы для всего дальнейшего исхода Великой Отечественной войны и судьбы страны в целом.
Данный урок разработан для класса имеющего навыки работы по методике ВОР. Форма работы – групповая. Состав групп дифференцированный, но в каждой группе есть лидеры, которые могут сформировать группу и объединить вокруг себя других детей. Эти дети смогут дать достаточно аргументированные ответы. Учащиеся, которые не способны аргументировать свою точку зрения будут прислушиваться к мнению выступающих. И в ходе урока, даже самые слабые (как показывает практика), смогут высказать свое мнение.
Триединая цель (см. цели урока). Намеченные цели будут достигнуты в том случае, если урок будет проведен по намеченному плану и в соответствии с методикой ВОР и оптимальностью использования компьютерных технологий. По данной методике я работаю семь лет и, исходя из своего опыта, могу сказать, что цели урока реально выполнимы.
Отбор содержания, форм и методов обучения проводился в соответствии с возможностями класса, целями урока, методами ВОР и компьютерными технологиями. Главный этап урока, это осмысление материала (см. распаковку урока). Этап размышления работает на будущие уроки.
Время на уроке распределено рационально. Стадия вызова – 5 минут, осмысление - 25 минут, размышление – 15 минут. На этапе вызов учащиеся готовятся учителем для восприятия и понимания нового материала. Этап осмысления своим началом уходит в основной этап урока и является, как бы его продолжением.
Дидактические материалы отобраны в соответствии с целями урока и методикой ВОР и компьютерными технологиями.
Оценка на уроке проводится таким образом, чтобы снабдить учителя информацией для организации обучения и стимулировать учащихся к познанию. Учитель комментирует каждую поставленную оценку урока и старается поставить ее каждому ученику. Ученики заранее знают, что на таких уроках поощряется активность, собственная точка зрения. Коррекция знаний учащихся происходит тогда, когда учитель, выполняя роль активного слушателя, подводит итоги выступления группы, демонстрирует презентацию, акцентируя внимания на важных моментах.
Учитель поощряет учащихся к выражению собственных идей и их защите, создает возможности для применения этих идей. Способствует взаимодействию учащихся и учителя на основе доверия, терпимости и взаимного уважения, создает такую атмосферу обучения, при которой не остается безучастных учеников.
В перспективе я планирую продолжить деятельность по развитию критического мышления учащихся с использованием компьютерных технологий как в среднем, так и в старшем звене.
Психолого-педагогическая характеристика 9 класса.
9 класс- класс общеобразовательный.
В классе 18 человек- 10 мальчиков и 8 девочек. Средний возраст ребят -14,5 лет.
Дети проживают в нескольких населенных пунктах: д. Ясенцы, д. Кишемское,
д. Коровино, д. Рыбино. Большинство ребят класса проживают в полных семьях, но есть дети и из неполных, малообеспеченных, но сравнительно благополучных семей.
Историю в этом классе преподаю пятый год.
На «5» занимаются 4(22%) человека; на «5» и «4» стабильно занимаются 6 человек (33%); 5 (28%) человек занимаются на «4» и «3» и 3 человека занимаются на «3» (17%). Этот класс отличает положительная мотивация к учебе, здоровая соревновательность. Учащиеся класса по развитию мыслительных процессов имеют не одинаковые способности к обучению и их условно можно разделить на 3 уровня развития: высокий, средний и низкий.
Первая группа 10 (56%) человек характеризуется стабильно высокими учебными возможностями. Они имеют хорошую подготовку, владеют неплохой аналитико-синтетической умственной деятельностью и проявляют самостоятельность в обучении. Отличаются настойчивостью в достижении поставленных целей. Определяющими, у этой группы ребят выступают познавательные мотивы, наряду с социальными и эмоциональными. Они быстро включаются в работу, у них достаточно высокая концентрация и устойчивость внимания, они также могут быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, характеризуются высокой работоспособностью. У этой группы ребят неплохо о развиты все виды памяти. Мышление логическое, наглядно-образное.
В работе ребята используют полученные ранее знания и отработанные приемы. С удовольствием выполняют сложные и творческие задания, при этом, зачастую выдвигая свои варианты и гипотезы, составляют собственные схемы и предлагают варианты решения проблем. Учебный материал усваивают легко, сравнивают, анализируют, обобщают, устанавливают причинно-следственные связи, делают собственные выводы. Дают, в основном, полные ответы, хорошо развита монологическая речь, могут грамотно и аргументировано вести споры.
Среди этой группы ярко выделяются лидеры-мальчики (4 человека), которые интересуются историей и могут объединить вокруг себя других, а это немаловажно в групповой работе, которая, в основном, используется в методике ВОР.
Вторая группа 5 (28%) человек характеризуется средними учебными возможностями. Они имеют неплохую предшествующую подготовку, но не владеют такой, какой хотелось бы аналитико-синтетической умственной деятельностью и не проявляют должной самостоятельности в учении, Особо не отличаются настойчивостью в достижении учебных целей. У них наряду с эмоциональными и социальными, присутствуют и познавательные мотивы. Эта группа ребят сравнительно быстро включается в работу, но концентрация и устойчивость внимания средние, поэтому работают и переключаются на другие виды деятельности не всегда быстро, устают, допускают ошибки. У них неплохо развита механическая память, хорошо заучивают правила, воспроизводят изученный материал, но не редко пользуются рациональными приемами в овладении знаниями.
Мышление практическое, репродуктивное, наглядно-образное. Ребята используют отработанные приемы, хорошо выполняют упражнения по образцу. Усложненные и творческие задания даются им не без труда. Учебный материал усваивают, но не сразу. Необходимо неоднократное повторение нужных выводов и рассуждений. Они с внешней помощью могут выделять признаки, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять причинно-следственные связи. Умеют работать с учебником, отвечать на вопросы и давать ответы, но нуждаются при ответах в наводящих вопросах. Третья группа 3 (17%) человек не обладает твердыми необходимыми знаниями и навыками в организации своей учебной деятельности. Это дети с низкой работоспособностью, подвижны, неусидчивы, быстро утомляются, не способны к волевому усилию. Периодами у них появляется положительное отношение к учебе, но, в целом, они не имеют устойчивых интересов и склонностей. Мотивы учебной деятельности – узкие социальные и мотивы прессом. Внимание этой группы ребят непроизвольное, рассеянное, концентрация его невысокая, медленно переключаются с одного вида деятельности на другой. Недостаточно развита зрительная и слуховая память, и она кратковременная. При работе с ними требуется частое повторение, объяснение и комментирование. Эти ребята нуждаются в постоянном внимании, в индивидуальной помощи со стороны учителя и сильных учащихся.
Отношение класса с учителями определяются как уважительные и доверительные, но сохраняющие автономность.
В классе сложились доброжелательные отношения друг к другу, но не исключающие конфликтные ситуации.
Много еще приходится работать над формированием устойчивого самоконтроля и самооценки. Согласно шкалы самооценки уровня тревожности класс можно отнести к классу умеренной тревожности.
Муниципальное образовательное учреждение
Ясенецкая средняя общеобразовательная школа
Урок по истории 9 класс.
Тема: Героизм в годы войны.
Подготовила: учитель истории
Лукоянова И.М.
2008 г.
Муниципальное образовательное учреждение
Ясенецкая средняя общеобразовательная школа
Урок по истории 10 класс.
Тема: «Оценка деятельности Петра I».
Подготовила: учитель истории
Лукоянова И.М.
2008 г.
Муниципальное образовательное учреждение
Ясенецкая средняя общеобразовательная школа
Доклад:
Тема: Развитие навыков критического
мышления с использованием
компьютерных технологий.
Подготовила: учитель истории
Лукоянова И.М.
2008 г.