kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Феодальная раздробленность Западной Европы в 9-11 веках

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:познакомить с причинами феодальной раздробленности, задачами и особенностями государства в период раздробленности; показать связь между укреплением собственности феодалов на землю и переходом к ним функций государственной власти; способствовать выработке умения устанавливать взаимосвязи причин и следствий; дать представление о феодальной морали и обычаях, об историческом пути народов в IX-XI вв.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Феодальная раздробленность Западной Европы в 9-11 веках»

6 класс, 19.01

Тема урока «Феодальная раздробленность в Западной Европе в IX-XI веках».

Цели:познакомить с причинами феодальной раздробленности, задачами и особенностями государства в период раздробленности; показать связь между укреплением собственности феодалов на землю и переходом к ним функций государственной власти; способствовать выработке умения устанавливать взаимосвязи причин и следствий; дать представление о феодальной морали и обычаях, об историческом пути народов в IX-XI вв.

Планируемые результаты:

предметные:научиться овладевать целостными представлениями об историческом пути народов в IX-XI вв.; устанавливать причинно-следственные связи; рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации; анализировать и обобщать информацию; работать со схемами;

метапредметные УУД:самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (в паре); определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; формировать способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий;

личностные УУД:формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: схема «Феодальная лестница»; иллюстрации учебника;

Ход урока

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Как ваше самочувствие? Готовы ли вы к сегодняшнему уроку?

Улыбнулись мне! Улыбнулись друг другу! Ребята, я вам предлагаю загадать самое сокровенное желание и пусть оно у вас сбудется…

2.Актуализация опорных знаний

Беседа:

1.На предыдущем уроке мы изучали империю Карла Великого.

Вспомните, почему Карла прозвали Великим?

2.Какие территории завоевал Карл Великий?

(он присоединил большую часть Италии, часть Испании, саксов) Т.е. государство франков было сложено из множества мелких королевств.

3. Как вы считаете, согласны ли были народы на завоёванных территориях находиться в составе Франкского государства?

4. Почему?

(Действительно эти государства были присоединены насильно. Население завоёванных территорий принуждали принимать христианскую веру, за отказ их казнили, переселяли, но и это не помогало удержать власть в своих руках Карлу Великому.)

5.Почему Карл Великий был провозглашён императором,а Франкское государство империей?

6. В каком году Карл Великий провозглашён императором? (800г.)

7. А какие меры Карл Великий принял уже в последние годы своего правления

(он разделил территорию между своими сыновьями)

8. Какие последствия имело разделение империи между сыновьями?

(к войнам между сыновьями)

9. А как называются такие события, когда между сыновьями идёт война?

(междоусобные войны)

10. А к чему привели междоусобные войны? (к раздроблению)

11. Так к чему тогда приведут междоусобные войны во Франкском государстве?

(к феодальному раздроблению)

12. А на какие территории распалась империя Карла Великого?

(Франция, Германия, Италия)

13. В какой части Европы находились эти территории? (в Западной Европе)

14. А как называлось время, когда франкская империя была разделена на отдельные королевства? (феодальная раздробленность)

15. А в какой период она произошла? (9-11вв)

14. Так, о чём мы сегодня будем говорить? (О феодальной раздробленности)

Документы.

Отрывок из «Жалобы о распределении империи» Флора Лионского.

Франкская нация блистала в глазах всего мира… Но теперь, придя в упадок, эта великая держава утратила сразу и свой блеск, и название империи; Государство, ещё недавно единое, разделено на три части, и никого уже нельзя считать императором; Вместо государя маленькие правители; вместо государства-один только кусочек. Общее благо перестало существовать, всякий занимается собственными интересами: думают о чём угодно, одного лишь Бога забыли… Что же произошло с соседними народами на Дунае, на Рейне, на Роне, на Луаре и на По? Все они, издревле объединённые узами согласия, в настоящее время, когда союз разорван, будут раздираемые печальными раздорами… В то время как империя разрывается на клочья, люди веселятся и называют миром такой порядок вещей, который не обеспечивает ни одного из благ мира.

Итак, тема сегодняшнего урока

«Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI века».

3.Мотивационно-целевой этап

—Предположите, какие вопросы мы должны обсудить на уроке. Давайте мы попробуем продолжить предложения для того чтобы определить цели сегодняшнего урока.

Цели:

мы должны знать, что такое…(раздробление)

научиться находить….(причины)

научиться устанавливать причинно-следственные связи…

воспитывать в себе… (уважение к предшествующим поколениям)

(Ученики формулируют цели урока.)

План урока

1. Причины феодальной раздробленности.

2. Последствия и результат.

3.Сеньоры и вассалы

Формулирование проблемных вопросов урока.

Почему возникает феодальная раздробленность?

Был ли этот процесс закономерным?

4. Работа по теме урока

1. Причины феодальной раздробленности

И возникновение, и распад раннефеодального государства объясняются интересами формировавшегося в то время класса феодалов.

Ребята, а сейчас давайте определи причины раздробления. Для этого в своих парах обсудите документ, лежащий у вас на столах, и попробуйте выделить причины раздробления Западной Европы.

Приложение.

Почему государства Западной Европы были раздробленными? При натуральном хозяйстве не было и не могло быть прочных торговых связей между отдельными частями страны, не было связей даже между отдельными поместьями. В каждом поместье население жило своей обособленной жизнью и мало общалось с людьми из других мест. Почти всю жизнь люди проводили в своей деревне. Да им и незачем было куда-нибудь ходить: ведь всё необходимое производилось на месте.

Каждое феодальное владение было почти независимым государством. Феодал имел отряд воинов, собирал налоги с населения, творил над ним суд и расправу. Он мог сам объявлять войну другим феодалам и заключать с ними мир. Кому принадлежала земля, у того была и власть.

Крупные феодалы - герцоги и графы - мало считались с королём. Они утверждали, что король лишь «первый среди равных», то есть считали себя, не менее знатными, чем король. Многие крупные феодалы сами были не прочь захватить королевский трон.

Господство натурального хозяйства приводило к раздробленности государств Западной Европы. Королевская власть в IX - X вв. была очень слабой.


Причины феодальной раздробленности:-запись в тетради

- Установление собственности феодалов на землю

- Нужда феодалов в собственных силах для подчинения зависимых крестьян

- Господство натурального хозяйства

- Отсутствие хозяйственных связей между областями и народами, объединённых силой оружия

- Феодалы не нуждались в сильной центральной власти и перестали её поддерживать


Каковы особенности этого периода:

- слабость королевской власти

- независимость феодалов

- междоусобные войны


Распад Европы на отдельные части привел к грабежам и убийствам. Вот как описывали современники междоусобицы:

И граф пошёл на недругов походом,

Стал выжигать и грабить их феоды,

Их замки брать и сравнивать с землею,

Во прах сметать их стены и донжоны.

«Нет войны без пожаров и крови», — провозглашал поэт-рыцарь Бертран де Борн. Такие войны называются междоусобными.

—Как вы думаете, кто больше всего страдал от этих войн? (Ответы учеников.)


Последствия раздробленности

1.Положительные

2.Нейтральные

3.Отрицательные

4.подъем в хозяйстве;

5.успехи в развитии местной культуры.

6.слабость королевской власти;

7.независимость феодалов;

8.организация феодалов в виде феодальной лестницы.

9.междоусобные войны, гибель людей;

10.ослабление страны перед внешними врагами.

Беседа:

- Что мы можем отнести к позитивным и негативным последствиям раздробления Западной Европы?

Ребята, давайте обратимся к нашим вопросам, поставленных в начале урока:

- Почему возникает феодальная раздробленность? Был ли этот процесс закономерным?


2.Сеньоры и вассалы.

Самый крупный феодал раздавал часть земель с крестьянами мелким феодалам в награду за службу (феод), они же давали ему присягу верности. Он считался по отношению к этим феодалам сеньором (старшим), а феодалы, которые, как бы «держали» от него земли, становились его вассалами (подчиненными).


Работа с учебником с 34-35 выберите


Обязанности сеньоров

Обязанности вассалов

Давать вассалам в «держание» землю. Оказывать покровительство:

-вызволять из плена

-не допускать разорения

-защищать от нападений других феодалов

-защищать от восставших крестьян

-заботиться об осиротевших детях.

Выступать по приказу в поход.

Участвовать в суде сеньора.

Выкупать его из плена.

Помогать ему советом и деньгами.


Зачитываю Актуальное: В книге Жана Ибелина «Как надлежит вступать в вассальную зависимость от верховного сеньора…» говорится о том, что сеньор должен на церемонии облобызать вассала в уста в ознаменование его верности. В самой клятве так же неоднократно повторяется слово «верность». А сейчас это слово актуально? Когда мы его употребляем?

Интересный факт. Центральным моментом вассальных отношений является обязанность верности и любви вассала по отношению к сеньору. В идеале вассал служит не во имя денег, но во имя любви к сеньору.

Один и тот же феодал был сеньором более мелкого феодала и вассалом более крупного. Вассалы должны были подчиняться только своим сеньорам. Такой порядок закреплялся правилом: «Вассал моего вассала – не мой вассал».


Задание: в законах Германии первой половины XI в было сказано, что сеньор не может отнять у вассала феод без вины, а только по приговору равных, если будет доказано, что он нарушил обязанности вассала: покинул сеньора в бою, напал на сеньора или его замок, убил родственника сеньора.

- Сделайте выводы о том, какие отношения могли складываться между сеньорами и вассалами. (ученики выполняют задание).

3.Слабость королевской власти во Франции.

Власть последних королей из династии Каролингов во Франции существенно ослабела.

Интересный фактСовременники давали королям унизительные прозвища: Карл Толстый, Карл Простоватый, Людовик Заика, Людовик Ленивый.

Задание: работая с текстом п.4 §4, от имени одного из последних королей из династии Каролингов во Франции расскажите о своем положении. (Ученики выполняют задание, презентуют работу).


4.Образование Священной Римской Империи.

ИсторическоеВ Германии власть короля сначала была более сильной, чем во Франции. Единое государство необходимо было для защиты от внешних врагов. Очень частыми были нападения венгров с востока. В 955г немецкие и чешские войска во главе с германским королем Оттоном I наголову разгромили венгров в битве на юге Германии. В 962г, пользуясь раздробленностью Италии, Оттон I совершил поход на Рим, и папа провозгласил его императором. Кроме Германии под власть Оттона I попала часть Италии. Так Римская империя была восстановлена еще раз. До XIII в она была одним из наиболее сильных государств Европы.

Интересный факт. Император желал, чтобы его считали главой всех правителей Европы. Но реальная его власть была ограниченной. Даже германские герцоги постепенно добились независимости от него.


Закрепление

-Объясни правило: «Вассал моего вассала – не мой вассал».

VI. Рефлексия.

- что знали?

-Что нового узнали на уроке?

- с какими новыми терминами познакомились?

- какие выводы сделали?


Домашнее задание: §4, записи в тетрадях




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Феодальная раздробленность Западной Европы в 9-11 веках

Автор: Половинко Денис Русланович

Дата: 29.04.2021

Номер свидетельства: 579568

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Урок 4 Феодальная раздробленность Западной Европы в IX –XI веках"
    ["seo_title"] => string(63) "urok_4_feodalnaia_razdroblennost_zapadnoi_evropy_v_ix_xi_vekakh"
    ["file_id"] => string(6) "566053"
    ["category_seo"] => string(19) "vsemirnaya-istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1607446871"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Презентация по истории для 6 класса ФГОС "Феодальная раздробленность Западной Европы в IX - XI веках""
    ["seo_title"] => string(107) "priezientatsiia_po_istorii_dlia_6_klassa_fgos_fieodal_naia_razdrobliennost_zapadnoi_ievropy_v_ix_xi_viekakh"
    ["file_id"] => string(6) "345310"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1474568282"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Феодальная раздробленность в Западной Европе в IX – XI веках"
    ["seo_title"] => string(58) "feodalnaia_razdroblennost_v_zapadnoi_evrope_v_ix_xi_vekakh"
    ["file_id"] => string(6) "516652"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1562861626"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "«Западная Европа в 9 -11 веках. Англия в период раннего средневековья»"
    ["seo_title"] => string(69) "zapadnaia_evropa_v_9_11_vekakh_angliia_v_period_rannego_srednevekovia"
    ["file_id"] => string(6) "573550"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1613647682"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "«Западная Европа в 9 -11 веках. Англия в период раннего средневековья»"
    ["seo_title"] => string(71) "zapadnaia_evropa_v_9_11_vekakh_angliia_v_period_rannego_srednevekovia_1"
    ["file_id"] => string(6) "582542"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1622771757"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства