kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Этнография. Русский народный костюм

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разрабртка урока по теме "Русский народный костюм". Может быть использована как на уроках искусства, так и на уроках истории в 6-7 классах. Содержит презентацию, дидактический и методический материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ОДЕЖДА» и «КОСТЮМ»

Одежда является составной частью материальной и духовной культуры общества. С одной стороны, это материальные ценности, созданные человеческим трудом и удовлетворяющие определенные потребности, с другой —-это произведения декоративно-прикладного искусства, эстетически преобразующие облик человека.

Вместе с архитектурными сооружениями, предметами труда и быта одежда отражает развитие производительных сил исторического периода, климатические условия страны, национальные особенности жизни народа и его представления о красоте.

Понятия «одежда» и «костюм» во многом сходны, но имеют существенные отличия.

Одежда включает в себя различные виды покровов человеческого тела: белье, платье, чулочно-носочные изделия, обувь, головные уборы.

Связанные единством назначения и использования, дополненные аксессуарами, украшениями, прической, гримом, эти предметы составляют костюм. Именно костюм является выразителем социальной и индивидуальной характеристики человека, его возраста, пола, характера, эстетического вкуса. Безраздельно сливаясь с физическим обликом человека, костюм формирует его в соответствии с общественным эстетическим и нравственным идеалом.

КОСТЮМ XXIV ВЕКОВ (КИЕВ, НОВГОРОД)

Одежда древних славян испытывала влияние костюма скифов как в ассортименте (рубаха и штаны), так и в форме и в применяемых украшениях (браслеты, бусы, серьги, колты — височные подвески). Однако в древнерусском костюме преобладала не распашная, а глухая накладная одежда с грудным разрезом даже в тёплых меховых свитах.

В середине IX в. с принятием христианства на Руси ее связи с Византией стали особенно тесными. В костюме князя и его дружинников во многом повторялись византийские формы.

О бытовой одежде Киевской Руси дают представление фрески Софийского собора в Киеве, рукописные сборники, так называемые лицевые книги, иконопись. В них наряду со святыми изображались князь и члены его семьи, горожане, а также другие бытовые фигуры. *

мужской костюм

Красочный рисунок из рукописи «Изборник Святослава» (1073 г.) изображает семью князя Святослава Ярославича. На князе кафтан киевский, или свита, зеленого цвета с красной каймой по низу и золотыми зарукавьями, синий плащ-корзно, отороченный золотой каймой, на красной подкладке. На голове — круглая шапка с меховым околышем и наушниками, на ногах — зеленые сафьяновые сапоги.

Плащ-корзно был драпирующейся одеждой византийского типа, который носила только феодальная княжеская верхушка. Парадной княжеской одеждой были и туники из дорогих византийских паволок с длинными рукавами и боковыми разрезами внизу.

Шапки начиная с XI в. были неотъемлемой частью русского мужского костюма и у знати, и у бедноты. Крестьяне носили круглые колпаки из войлока, грубого сукна с узкой меховой опушкой, люди состоятельные — из тонкого сукна или бархата, знать — бархатные или парчовые с украшениями из серебра, золота, драгоценных камней и с меховым околышем.

С переносом общественно-политической жизни Древней Руси на север, в Новгород и Владимир, корзно заменяется новгородской шубой — распашным прямым изделием из яркой шелковой или бархатной ткани с отложным воротником и длинными вшивными рукавами, которые играют больше декоративную, чем функциональную роль, так как шубу носили внакидку. Такие шубы мы видим на иконе «Молящиеся новгородцы».

Нижней одеждой знати и основной у крестьян с древнейших времен были рубахи и порты (рис. 135). Крестьянскую рубаху шили из холста, пестряди с подкладкой на груди и спине, которую пришивали красными нитками. Цельнокроеный рукав для свободы движения имел ластовицу из красной ткани. Так как ткань была узкой (30— 60 см), рубаху выкраивали из нескольких частей. Все швы подчеркивались декоративно красными кантами. Рубаху носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром. В особых случаях к рубахе надевали зарукавья и съемные круглые воротники-ожерелья. Цвет основной ткани был разнообразный, но всегда яркий. Порты, или штаны, из холщовой ткани; неширокие, суженные книзу, до щиколотки, завязывались на талии шнурком — гашником. Поверх них состоятельные люди носили еще верхние шелковые или суконные штаны, иногда на подкладке. Внизу штаны заправляли в сапоги из цветной кожи или в онучи (куски ткани, которыми обертывали ноги), а сверху надевали лапти, привязывая к ноге специальными завязками — оборами. Обязательной принадлежностью древнерусского костюма были рукавицы и сумка — калита, которую привязывали к поясу. Русские воины поверх одежды надевали короткую кольчужную рубашку с разрезами по бокам и короткими рукавами, а на голову — шолом с бармицей.

ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

Женская рубаха была длинной, до ступней, с длинными, собранными в низках рукавами и разрезом, из горловины застегивающимся на пуговицу. По горловине, разрезу, низкам рукавов ее украшали вышивкой или обшивали полосой отделочной ткани. Рубашку шили из белого полотна или цветного шелка и носили с поясом.

Поверх рубахи надевали поневу — юбку, состоящую из трех несшитых прямоугольных полотнищ, укрепленных на поясном ремешке, который образовывал напуск рубашки. Понева была короче рубашки, и спереди ее полы расходились. Тканью для понев чаще всего была пестрядь с клетчатым, ромбовидным узором.

Верхней одеждой была запона — накладная одежда типа нарамника из полотна, не сшитая по бокам. Запона также была короче рубахи. Ее носили с поясом и скалывали внизу.

Нагрудник — более короткая верхняя одежда с широкими короткими рукавами украшалась по низу, горловине и рукавам. Ее также носили поверх рубахи.

В женском костюме феодальной знати кроме рубашки были византийские формы одежды: туники, далматики, драпирующиеся плащи.

Верхней женской одеждой были свиты с более широкими, чем в мужских, рукавами, из которых виднелись украшенные зарукавья сорочки.

Головные уборы играли в женском костюме, как и в мужском, большую роль. Девушки носили распущенные длинные волосы или косу, заплетенную плоско, низко на затылке. Прическа была украшена шелковой вышитой лентой, деревянным или кожаным обручем с высокой зубчатой передней частью. Повязка называлась чело кичное, обруч — венец. К ним прикрепляли височные кольца и налобные металлические украшения. Замужние женщины закрывали волосы повойником из тонкой ткани или шелковой сетки. Повойник состоял из дна и околыша, который туго завязывался сзади. Поверх повойника носили полотняный или шелковый убрус белого или красного цвета. Убрус имел форму прямоугольника длиной 2 м и шириной 40—50 см. Один конец его расшивался цветным шелковым узором и свисал на плечо. Другим обвязывали голову и скалывали под подбородком. Убрус мог иметь и треугольную форму, тогда оба конца скалывались под подбородком. Сверху знатные женщины надевали еще шапку с меховой оторочкой.

Женская обувь, как и мужская, представлена у князей и бояр мягкими сапогами без каблуков из цветной кожи с вышитыми носочной и нижней частями, у крестьян — лаптями с онучами.

КОСТЮМ XVXVII ВЕКОВ (МОСКВА)

Эпоха Московской Руси — героический период в истории нашей Родины, период расцвета национальной культуры и искусства. Он всегда привлекал к себе внимание талантливых художников и писателей более поздних времен. Тщательно изучая эту эпоху, они оставили замечательные произведения с образами старины (Репин, Суриков, Васнецов, Головин, Билибин, Рябушкин, Коровин, А. К. Толстой и др.).

Костюм Московской Руси XVXVII вв. сохраняет основные части костюма Киевской Руси (рубахи, порты); большую длину одежды, неотрезной крой; манеру ношения и отделку.

Однако появляется и целый ряд новых особенностей, отличающих костюм Московской Руси от костюма Киевской Руси. Наиболее характерные среди них следующие:

1) появление распашной одежды, которая застегивалась у женщин до низа, а у мужчин — только до пояса. Вначале это была застежка встык на навесные петли, затем образуется заход верхней правой полы на левую. Эта застежка налево осталась специфической особенностью национальной русской одежды. Такое ее расположение объясняют удобством для русского воина действовать саблей и защищаться от врага;

2) значительное расширение ассортимента одежды знати, его социальное расслоение. Появляются виды одежды с декоративными нефункциональными деталями (откидные рукава, каркасные воротники,), которые носила только феодальная знать: охабни, ферязи, терлики, летники, телогреи. Классовое расслоение проявляется и в использовании дорогих тканей отделки, украшений, количестве одновременно надеваемых одежд;

3) увеличение объема и длины одежды, значительное расширение ее внизу (до 2—6 м);

4) дальнейшее развитие декоративности путем использования тканей, вышивки, украшений, яркой косметики.

В связи с тем что одежда наглухо закрывала тело, особую роль среди ювелирных украшений играют не столько навесные, сколько закрепленные на одежде — вышивка золотом, серебром, жемчугом; петлицы из золоченой тесьмы или шнура длиной 12—15 см, пуговицы из серебра, золота, драгоценных камней, цветной эмали. Все виды украшений были плоскими, объемной орнаментации (оборки, рюши, банты) костюм Московской Руси не имел.

мужской костюм

Рубаха и порты, оставшиеся основой костюма Московской Руси, не претерпевали существенных изменений. В рубахе разрез горловины переместился с середины влево, появляется рубашка-косоворотка. Длина ее стала меньше. Появились различные по назначению рубахи, например горничные, которые носили в горнице.

Поверх рубахи надевали зипун — распашную одежду полуприлегающего, расширенного книзу силуэта с застежкой встык. Длина его была от середины коленей и выше. Рукав узкий до запястья. Пройма была прямой, рукав не имел оката.

Кафтан, надевавшийся поверх зипуна, различался не только отделкой, но и конструктивным решением. Некоторые кафтаны (обычный, домашний, выходной) были прямого, расширенного книзу силуэта и неотрезные по линии талии. Другие (польский, терлик) были прилегающего силуэта с отрезной линией талии, с широкой сборчатой нижней частью. Длина кафтанов варьировалась от коленей до щиколоток. Для декоративного решения кафтанов использовали дорогие узорчатые ткани, отделку петлицами на груди и по боковым разрезам; металлические, деревянные, плетеные из шнура и жемчужные пуговицы; высокий богато расшитый воротник-козырь, окантовку борта, горловины, низа изделия и низа рукавов разноцветной с золотом и серебром тесьмой или галуном.

Характерной мужской одеждой этого периода была также шуба — распашное изделие объемного, расширенного книзу силуэта с длинными широкими рукавами и отложным меховым воротником. Верх шубы обычно покрывали тканью (атласом, парчой, бархатом, сукном), подкладкой служил мех соболя, горностая, куницы, лисицы, песца, зайца, белки, а также овчины. Шубу застегивали на шнуры. Иногда рукава на уровне локтя имели прорез для продевания рук, при этом оставшаяся нижняя часть рукавов свободно свисала.

В суровых климатических условиях северных областей Руси шубу носили все. Однако бояре и дворяне в некоторых случаях надевали шубу и летом и не снимали ее даже в помещении как признак своего достоинства.

Такие формы костюма, как ферязь и охабень, появились в одежде дворян и бояр как выражение их сословной принадлежности и имущественного положения. Форма деталей и манера ношения этих видов кафтана подчеркивали полную неприспособленность их владельцев к какому-либо труду. Дорогую шелковую или бархатную ферязь длиной до пола на подкладке из дорогого меха надевали только на правый рукав, собирая его длину многочисленными сборками. Левый рукав свисал до самого пола.

Охабень из атласа, бархата, парчи имел четырехугольный откидной воротник, который доходил до половины спины, и длинные узкие рукава, которые завязывались сзади.

О том, насколько красочным и декоративным был русский костюм, свидетельствует описание костюма князя Вяземского в романе А. К. Толстого «Князь Серебряный»: «На князе был белый атласный кафтан. Из-за низко вырезанного ворота виднелось жемчужное ожерелье рубахи. Жемчужные запястья плотно стягивали у кистей широкие рукава кафтана, небрежно подпоясанного малиновым шелковым кушаком с выпущенной в два конца золотой бахромой, с заткнутыми по бокам узорными перчатками. Бархатные малиновые штаны заправлены были в желтые сафьянные сапоги с серебряными скобами на каблуках, с голенищами, шитыми жемчугом и спущенными в частых складках до половины икр. Поверх кафтана надет был внакидку шелковый легкий опашень золотистого цвета, застегнутый на груди двойной алмазной запоной. Голову князя покрывала белая парчовая мурмолка с гибким алмазным пером»*. Немалую роль играли в костюме пояса и кушаки из кожи, шелка, парчи, бархата, простой веревки, вышитые золотом, жемчугом, драгоценными камнями, металлическими бляхами, галуном. Часто к поясам подвешивали украшения и небольшую сумку-кошелек калиту. Благодаря разной манере ношения пояса подчеркивали прямо противоположные качества фигуры. Надетые на уровне талии «добрыми молодцами» и воинами, они подчеркивали стройность фигуры; спущенные на линию бедер с большим напуском верхней части одежды, пояса акцентировали полноту, дородность, высоко ценимые в эстетических представлениях боярства.

женский костюм

Исключительно красочным и живописным был женский костюм Московской Руси. В конструктивном его решении было много общих черт с мужским костюмом, хотя предпочтение отдавалось глухому накладному типу одежды. Конструктивная основа женской одежды состояла из полочек и спинки, вырезанных из прямых кусков ткани, расширенных книзу за счет клиньев. Ширина женской одежды внизу, как и мужской, могла доходить до 6 м. Линия проймы была прямая, рукав не имел оката и мог по-разному оформляться внизу в различных видах одежды.

Нижней (а у крестьянок и верхней) одеждой по-прежнему служила рубаха из хлопчатобумажной или шелковой ткани, прямая, собранная по горловине, с узким длинным рукавом. Поверх рубахи надевали сарафан. Шили его из холста, шелка или парчи. По центру переда сарафан украшали вертикальной полосой с позументами или рядом медных оловянных пуговиц. Он держался на узких коротких плечевых лямках и подпоясывался под грудью.

Наряду с сарафанами в женском костюме Московской Руси продолжали носить старинные запону, нагрудник, поневу, передник. Короткой верхней распашной одеждой была душегрея, которая, так же как и сарафан, держалась на плечевых лямках. Полочки душегреи были прямые, спинка заложена трубчатыми защипами, - вверху имела фигурный вырез мысом, к которому пришивались лямки.

Душегрею надевали поверх сарафана и рубахи, шили из дорогих узорчатых тканей и обшивали по краю декоративной каймой. Будучи самобытной национальной одеждой, душегрея возвращалась в моду более поздних времен.

Художники XIX и XX вв. часто изображали женщин в этой живописной красочной одежде.

Верхней накладной одеждой, которую носили в основном состоятельные женщины, был летник — глухая одежда прямого покроя, расширенная за счет боковых клиньев до 4 м внизу. Особенностью летника были широкие колоколообразные рукава, сшитые от проймы только до локтя. Далее они свободно свисали до пола остроугольными полотнищами ткани. Внизу их украшали вошвами — треугольными кусками атласа или бархата, расшитыми золотом, жемчугом, металлическими бляхами, шелком. Такие же вошвы пришивали к вороту и спускали на грудь.

Летник украшали также бобровым ожерельем-воротником. Мех для ожерелий подкрашивали обычно в черный цвет, чтобы подчеркнуть белизну и румянец лица.

Разновидностью летника была накладная шубка, которая отличалась от него покроем рукава. Рукава шубки были длинные и узкие. По линии проймы делался прорез для продевания рук.

Телогрея по силуэту, форме деталей, тканям напоминала шубку, но являлась распашной одеждой с пуговицами или завязками (рис. 150. Рябушкин: «Семья купца в XVII веке»).

Так же как в Киевской Руси, головной убор продолжает быть композиционным центром костюма. Чело кичное и венец украшают жемчужные пряди с подвесками — рясы вдоль щек, поднизь — на лоб. В косу девушки вплетали золотые, серебряные, жемчужные нити, цветные шнурки, треугольные украшенные накосники в конце косы. У замужних женщин получил широкое распространение головной убор кика, носимый

поверх повойника и состоящий из обруча, чехла — «сороки» и назатыльника. Деревянный или кожаный обтянутый тканью обруч имел различную форму: полумесяца, подковы, лопаты. К нему прикрепляли чехол — «сороку» и назатыльник, которые делались из дорогой, украшенной вышивкой ткани. Кику могли носить под убрусом или сверху него.

Самым нарядным головным убором был кокошник, цельный, украшенный жемчугом, с очень высокой передней частью. Иногда к нему прикрепляли покрывало из дорогой узорной ткани. В холодное время года женщины носили меховые шапки горлатные или колпаки с околышем.

Для знатной барыни или дворянки считалось неприличным появиться без густого слоя белил и румян, густо начерненных бровей и ресниц. Немецкий историк и путешественник Олеарий в своем «Описании путешествия в Московию» рассказывает, что боярыня Черкесская отказалась белиться и румяниться, так как имела очень красивый естественный цвет' лица. Жены других бояр были возмущены этим и уговаривали ее не пренебрегать народными обычаями.

Наиболее распространенными украшениями костюма были ожерелья, серьги, перстни, браслеты, булавки.

Женщины носили кожаные, сафьяновые, бархатные, атласные сапоги и башмаки. До XVII в. обувь была без каблуков, затем появляется высокий каблук.

Неповторимую красоту старинного русского женского костюма, поиски национального образа и его эстетическое осмысление мы находим в произведениях изобразительного искусства (Рябушкин: «Русские женщины XVII столетия», «Семья купца XVII века», «Московская девушка XVII века», Суриков: «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», Репин: «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» и многие другие) и художественной литературы. В романе «Князь Серебряный» А. К. Толстой описывает костюм Елены — жены боярина Морозова: «На ней был голубой аксамитный летник с яхонтовыми пуговицами. Широкие кисейные рукава, собранные в мелкие складки, перехватывались повыше локтя алмазными запястьями или зарукавниками. Такие же серьги висели по самые плечи; голову покрывал кокошник с жемчужными наклонами, а сафьяновые сапожки блестели золотой нашивкой».

КОСТЮМ ЦАРЯ И ДУХОВЕНСТВА. ЗОЛОТНОЕ ШИТЬЕ

Костюм царя и царицы отличался от одежды знати только в особо торжественных случаях. Тогда он состоял из царского платно. — распашной длинной одежды, очень расширенной книзу, с широкими короткими рукавами. Линия застежки встык, борта, низ платна и низ рукавов обшивались декоративной полосой. Сверху надевался круглый широкий воротник — барма и головной убор — тулья конусообразной формы с меховым околышем.

Царские облачения настолько живописны, ярки и богаты, что в описаниях иностранцев их сравнивали с «солнцем, убранным звездами».

Одежда духовенства по силуэту и покрою от светской не отличалась. Основными видами ее были подрясник типа кафтана и верхняя ряса типа шубы. Зимой духовники носили шубу. Головным убором служил белый или черный (в зависимости от сана) клобук типа капюшона или мягкая шляпа.

Необыкновенная роскошь, пышность, богатство костюма русского двора и церкви создавались многими средствами: дорогой тканью, богато орнаментированной и украшенной, использованием драгоценных камней и металлов, пышных объемов, силуэта, деталей. Среди этих средств — древнерусское художественное орнаментальное шитье золотными нитями и драгоценными материалами.

Золотное шитье выполнялось волочеными, прядеными нитями, битью (тонкая полоска золота или серебра), канителью (тонкая золотая проволока, скрученная в виде спирали). Металлическая нить накладывалась на ткань и прикреплялась мелкими стежками шелковой или льняной ниткой в цвет или по контрасту с золотом. Фоном были бархат, шелк,

кисея. Талантливые русские мастерицы-золотошвеи делали шов «вприкреп» необыкновенно выразительным, дополняя его жемчугом, драгоценными камнями, самоцветами, блестками.

Орнаментальные композиции золотного шитья включают в себя растительные мотивы, изображение птиц, зверей,

фантастических животных, стилизованные женские фигуры.

Для каждого центра золотошвейного мастерства имелись излюбленные формы цветущих кустов в вазонах в виде букетов или пышного дерева. Орнамент располагался свободным узором или сплошь закрывал фон.



Просмотр содержимого документа
«План урока русский костюм»

Тема урока: «Русский народный костюм».


Образовательные задачи:

- обеспечить в ходе урока усвоение новой темы, ознакомить учащихся с русским народным костюмом и его отдельными элементами,

- обеспечить формирование умения работать с иллюстративным материалом,

- обеспечить обобщение изученного материала и закрепление знаний по теме.

Развивающие задачи:

- развитие умения применять новые знания на практике,

- формирование умения сравнивать, анализировать и обобщать свои знания по теме.

Воспитательные задачи:

- воспитание осознанной потребности в знаниях,

- совершенствование учебных умений, навыков, развитие любви к предмету и к народной культуре.

Тип урока:

Продолжение изучения материала.

Место данного урока в теме:

предпоследний урок в данной теме.

Метод:

комбинированный (словесно - наглядно - практический).


Структура урока.

I. Организационный момент. Постановка задачи.

1. Актуальность темы.

2. Постановка задачи.

3. Навыки и умения, необходимые для успешной работы на уроке.

4. Инструктаж правил работы.


II. Изучение нового материала по плану:

1. Актуализация знаний.

- Как и на чем пряли? Какие бывают веретена? Что такое прясло?

- Как ткали? Какие бывают ткацкие станки? Что такое кросна, навой, челнок, основа, уток?

- Какие названия тканей вы знаете? Как и чем окрашивали ткани и нити?

2. Немного об одежде славян

Мы знаем, что «встречают по одежке». У древних славян одежда могла рассказать из какого человек рода, женат ли он, имеет ли детей. И даже в 19 веке по одежде крестьянки можно было сказать из какой она губернии.

Детская одежда древних славян была одинаковой для мальчиков и для девочек и состояла из длинной полотняной рубахи. Детскую одежду обычно шили из старой одежды родителей, не от скупости, а чтобы уберечь ребенка от порчи и сглаза. На одежду маленьких детей нашивали бубенчики – символ бога грозы Перуна. Это позволяло присматривать за ребенком и отпугнуть нечисть. Право на взрослую одежду получали только после обряда инициации.

3. Женская одежда

Рубаха (сорочка) – нательная одежда, которую носили и мужчины, и женщины всех слоев населения. Мужская рубаха была до колена длинной, а женская походила до полу. Носили рубаху подпоясавшись («распоясался»).

Рубаха, прилегавшая к телу, шилась с магическими предосторожностями, требовалось обезопасить все отверстия: ворот, подол и рукава украшали вышивкой с языческой символикой.

Отрез ворота бывал прямой (по середине груди) или косой (справа или слева) – тогда рубаха называлась «косоворотка».

Застегивали ворот на пуговицу (бронзовую, медную, костяную, деревянную). Рукава рубах были длинными, широкими у запястья и завязывались тесьмой. В праздничных женских рубахах тесемки на рукавах заменялись застегивающимися браслетами – обручьями.

Женщины носили тканые или вязанные пояса, мужчины – ременные. Мужчины и женщины привешивали к поясам множество предметов: ножи в ножнах, ключи (связка ключей на поясе – символ хозяйки), игольник, мешочек для мелочи – «карман» (пришивать его к одежде стали позже), кошель – калиту.

Понева – набедренная одежда, которую получали девушки, достигшие возраста невест. Шилась понева из полушерстяной ткани с клетчатым рисунком – пестряди.

Древнейшие поневы представляли собой три несшитых полотнища, скрепленные пояском на талии. Затем их стали сшивать, оставляя один разрез спереди или сбоку. Поневы были длинные, как рубаха, при работе их углы подгибали и засовывали за пояс.

Распашные поневы назывались «разнополками», а сшитые – глухими. Поневу украшали вышивкой, соответствующей возрасту и положению женщины. Самые нарядные носили девушки и молодицы, пожилые женщины – украшенные скромной тесьмой по краю, вдовы – с белой вышивкой. По клеткам поневы можно было угадать губернию, уезд и даже деревню, откуда приехала крестьянка.

Поверх рубахи надевали сарафан (ферязь, шушун), появившийся в 14 веке под влиянием скандинавской одежды. Он держался на узких плечевых лямках и подпоясывался под грудью. По центру переда сарафан украшали вертикальной полосой с позументами или рядами медных или оловянных пуговиц.

Короткой верхней распашной одеждой была душегрея, которая держалась на плечевых лямках. Душегрею надевали поверх сарафана или рубахи, шили из дорогих узорчатых тканей и обшивали по краю каймой. Исконно русская, нарядная душегрея не раз возвращалась в моду.

Очень красивы были женские головные уборы – кокошники, рогатые кики, венцы. Незамужние девушки заплетали косу, замужние женщины покрывали голову платком-убрусом или повойником.


4. Мужская одежда

Мужской костюм был тоже очень нарядным.

Мужчины не заправляли рубаху в штаны, а носили на выпуск и подпоясывали поясом или цветным шнуром, крестьяне – простой веревкой. Штаны назывались порты или гащи. Они шились из холщевой ткани, были неширокие, суженные книзу, до щиколоток, завязывались на талии шнуркам – гашником («держать в загашнике»). «Штаны» слово тюркское, а «брюки» - немецкое, вошло в обиход при Петре I. Внизу порты заправлялись в сапоги из цветной кожи или онучи – куски ткани, которыми обертывали ноги, а сверху одевали лапти, привязывая специальными завязками – оборами.

Поверх рубахи одевали зипун, тулуп или шубу. Верх шубы покрывался тканью (парчой, атласом, бархатом), подкладкой служил мех соболя, горностая, куницы, лисицы, песца, зайца, белки. Шубу застегивали на шнуры. Иногда рукава на уровне локтя имели прорезь для продевания рук, при этом оставшаяся часть рукава свободно свисала. Шубу носили все, однако бояре и дворяне в некоторых случаях надевали шубу и летом, и не снимали ее даже в помещении как признак своего достоинства.

Знатные люди носили свиту (кафтан), высокие горлатые шапки и сафьяновые сапоги.

Князья следовали византийской моде в одежде. Они носили ризы (наподобие туник) из дорогих византийских паволок. Сейчас ризой называется облачение священнослужителя. Плащ-корзно часто носили на одном плече, а на голове – круглую шапку с меховой опушкой.

Маленьких княжичей одевали как взрослых князей в миниатюре. Над княжичами обряды инициации совершались раньше, ведь в случае гибели отца маленькому сыну предстояло занять трон.


III. Проверка усвоения темы (вопросы по теме).

- Какие названия предметов одежды вы узнали?

- Что носили женщины?

- Что носили мужчины?

- Как одевались знатные и богатые люди?

- Что вам запомнилось, показалось наиболее красивым?


IV. Заключение, выводы.

Ученые узнают о том, какую одежду носили на Руси, из чего ее шили и как украшали по археологическим находкам, по рисункам и изображениям, дошедшим до нас, а также по этнографическим источникам, сохранившимся в деревнях в бабушкиных сундуках, так как народная мода не менялась веками.


V. Краткий инструктаж по домашнему заданию. Подведение итогов работы учащихся, объявление оценок.

На дом: проработка конспекта, найти иллюстрации и информацию о русском народном костюме.

Просмотр содержимого документа
«Список литературы»

Список литературы



1. Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986


2. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991


3. Забылин М.Н. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия, - М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1997


4. Семенова М.С. Мы – славяне! – СПб.: Азбука-Терра, 1997


5. Каминская Н. М. История костюма: Учеб. пособие для техникумов. — 2-е изд., перераб. — М.: Легпромбытиздат, 1986.


Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование»

Тематическое планирование. Этнография. 7 класс.


Тема урока

Часы

1

Введение в этнографию

1 час

2

Религия славян: языческие боги

1 час

3

Религия славян: духи и суеверия

1 час

4

Род и семья

1 час

5

Жизнь человека от рождения до смерти

1 час

6

Жилище

1 час

7

Поселение

1 час

8

Прядение и ткачество

1 час

9

Русский костюм. Женская одежда

1 час

10

Русский костюм. Мужская одежда

1 час

11

Оружие и украшения

1 час

12

Повторение: жизнь и быт славян

1 час

13

Святки

1 час

14

Масленица

1 час

15

Пасха

1 час

16

Иван Купало

1 час

17

Русальная неделя

1 час

18

Ярило

1 час

19

Рождение и крещение

1 час

20

Обряды, связанные с погребением

1 час

21

Свадебные обряды

1 час

22

Повторение: праздники

1 час

23

Колдуны и чернокнижники на Руси

1 час

24

Заговоры на каждый день

1 час

25

Народные приметы

1 час

26

Пословицы и поговорки

1 час

27

Былины и сказки

1 час

28

Народная медицина

1 час

29

Домоводство

1 час

30

Мастера-ремесленники

1 час

31

Кузница и мельница

1 час

32

Музыка и музыкальные инструменты

1 час

33

Песни и танцы

1 час

34

Повторение: что знали и умели наши предки

1 час


Просмотр содержимого презентации
«Этнография»

Этнография  Русский народный костюм  7 класс   Ташбулатова Елена Вадимовна учитель истории гимназия № 125 Советский район г. Казани

Этнография Русский народный костюм 7 класс

Ташбулатова Елена Вадимовна

учитель истории

гимназия № 125

Советский район г. Казани

Женский костюм был призван подчеркнуть красоту Девушки заплетали косу, украшая ее шелковой вышитой лентой

Женский костюм был призван подчеркнуть красоту

Девушки заплетали косу, украшая ее шелковой вышитой лентой

Замужние женщины прикрывали волосы  повойником  из тонкой ткани. Поверх повойника носили полотняный или шелковый  убрус , который скалывали под подбородком. Сверху знатные женщины надевали шапку с меховой оторочкой

Замужние женщины прикрывали волосы повойником из тонкой ткани. Поверх повойника носили полотняный или шелковый убрус , который скалывали под подбородком.

Сверху знатные женщины надевали шапку с меховой оторочкой

Женская  рубаха  была длинной , до ступней, с длинными, собранными в низках рукавами и разрезом. По горловине, разрезу, низкам рукавов ее украшали вышивкой. Рубаху шили из белого полотна или цветного шелка

Женская рубаха была длинной , до ступней, с длинными, собранными в низках рукавами и разрезом. По горловине, разрезу, низкам рукавов ее украшали вышивкой. Рубаху шили из белого полотна или цветного шелка

Поверх рубахи надевали сарафан (ферязь, шушун), вошедший в моду под влиянием скандинавской одежды. Шили его из холста, шелка или парчи. Он держался на узких коротких плечевых лямках и подпоясывался под грудью

Поверх рубахи надевали сарафан (ферязь, шушун), вошедший в моду под влиянием скандинавской одежды. Шили его из холста, шелка или парчи. Он держался на узких коротких плечевых лямках и подпоясывался под грудью

По центру переда сарафан украшали вертикальной полосой с позументами или рядами медных или оловянных пуговиц Красивый женский головной убор – кокошник Косы украшали  накосники

По центру переда сарафан украшали вертикальной полосой с позументами или рядами медных или оловянных пуговиц

Красивый женский головной убор – кокошник

Косы украшали накосники

Короткой верхней распашной одеждой была душегрея , которая держалась на плечевых лямках. Душегрею надевали поверх сарафана или рубахи, шили из дорогих узорчатых тканей и обшивали по краю каймой.

Короткой верхней распашной одеждой была душегрея , которая держалась на плечевых лямках. Душегрею надевали поверх сарафана или рубахи, шили из дорогих узорчатых тканей и обшивали по краю каймой.

Женские головные уборы: двурогая  кика, чело и венец

Женские головные уборы: двурогая кика, чело и венец

Поверх рубахи носили поневу – юбку, состоящую из трех несшитых прямоугольных полотнищ, укрепленных на поясном ремешке. Понева была короче рубашки, а ее полы расходились. Тканью для понев была пестрядь с клетчатым и ромбовидным узором

Поверх рубахи носили поневу – юбку, состоящую из трех несшитых прямоугольных полотнищ, укрепленных на поясном ремешке. Понева была короче рубашки, а ее полы расходились. Тканью для понев была пестрядь с клетчатым и ромбовидным узором

Не менее нарядным был мужской костюм

Не менее нарядным был мужской костюм

Следуя византийской моде, князья носили богатые шелковые облачения - ризы На голове носили круглую шапку с меховым околышем

Следуя византийской моде, князья носили богатые шелковые облачения - ризы

На голове носили круглую шапку с меховым околышем

Плащ-корзно  был драпирующей одеждой византийского типа, который носила только феодально-княжеская верхушка.

Плащ-корзно был драпирующей одеждой византийского типа, который носила только феодально-княжеская верхушка.

Знатные люди носили свиту (кафтан), высокие горлатые шапки и сафьяновые сапоги

Знатные люди носили свиту (кафтан), высокие горлатые шапки и сафьяновые сапоги

Шуба  распашное изделие объемного, расширенного книзу силуэта с отложным меховым воротником. Верх шубы покрывался тканью (парчой, атласом, бархатом), подкладкой служил мех соболя, горностая, куницы, лисицы, песца, зайца, белки. Шубу застегивали на шнуры. Иногда рукава на уровне локтя имели прорезь для продевания рук, при этом оставшаяся часть рукава свободно свисала. Шубу носили все, однако бояре и дворяне в некоторых случаях надевали шубу и летом, и не снимали ее даже в помещении как признак своего достоинства.

Шуба распашное изделие объемного, расширенного книзу силуэта с отложным меховым воротником. Верх шубы покрывался тканью (парчой, атласом, бархатом), подкладкой служил мех соболя, горностая, куницы, лисицы, песца, зайца, белки. Шубу застегивали на шнуры. Иногда рукава на уровне локтя имели прорезь для продевания рук, при этом оставшаяся часть рукава свободно свисала.

Шубу носили все, однако бояре и дворяне в некоторых случаях надевали шубу и летом, и не снимали ее даже в помещении как признак своего достоинства.

Внизу штаны заправлялись в сапоги из цветной кожи или онучи – Куски ткани, которыми обертывали ноги, а сверху одевали лапти , привязывая специальными завязками - оборами Порты , или штаны, из холщевой ткани, неширокие, суженные книзу, до щиколоток, завязывались на талии шнуркам – гашником . Крестьянскую рубаху шили их холста с подкладкой на груди и спине. Рубаху носили на выпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром Поверх рубахи надевали зипун  — распашную одежду полуприлегающего, расширенного книзу силуэта. Длина его была от середины коленей и выше.

Внизу штаны заправлялись в сапоги из цветной кожи или онучи – Куски ткани, которыми обертывали ноги, а сверху одевали лапти , привязывая специальными завязками - оборами

Порты , или штаны, из холщевой ткани, неширокие, суженные книзу, до щиколоток, завязывались на талии шнуркам – гашником .

Крестьянскую рубаху шили их холста с подкладкой на груди и спине. Рубаху носили на выпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром

Поверх рубахи надевали зипун распашную одежду полуприлегающего, расширенного книзу силуэта. Длина его была от середины коленей и выше.

Мужские и женские головные уборы

Мужские и женские головные уборы

Приложение

Приложение

п о л о т е н ц а р у с с с к и е

п

о

л

о

т

е

н

ц

а

р

у

с

с

с

к

и

е

Русское вышитое полотенце. Рязань Михайловское кружево

Русское вышитое полотенце. Рязань Михайловское кружево

Русское полотенце

Русское полотенце

Русское вышитое полотенце. Вологда

Русское вышитое полотенце. Вологда


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Этнография. Русский народный костюм

Автор: Ташбулатова Елена Вадимовна

Дата: 09.11.2016

Номер свидетельства: 357000

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Внеклассное мероприятие по трудовому обучению «Традиционные костюмы народов Прикамья » "
    ["seo_title"] => string(95) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-trudovomu-obuchieniiu-traditsionnyie-kostiumy-narodov-prikam-ia"
    ["file_id"] => string(6) "247396"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446554415"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Урок народного творчества "Кукла - скатка" "
    ["seo_title"] => string(41) "urok-narodnogho-tvorchiestva-kukla-skatka"
    ["file_id"] => string(6) "121132"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413894076"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "«В.И.Даль – хранитель сокровищ русского языка» Классный час"
    ["seo_title"] => string(53) "vidalkhranitielsokrovishchrusskoghoiazykaklassnyichas"
    ["file_id"] => string(6) "300106"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456666518"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "«В.И.Даль – хранитель сокровищ русского языка» Классный час"
    ["seo_title"] => string(54) "vidalkhranitielsokrovishchrusskoghoiazykaklassnyichas1"
    ["file_id"] => string(6) "300107"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456666531"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Внеклассное мероприятие "Праздник светлой Пасхи" "
    ["seo_title"] => string(53) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-prazdnik-svietloi-paskhi"
    ["file_id"] => string(6) "120294"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413684938"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства