kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эпоха дворцовых переворотов

Нажмите, чтобы узнать подробности

При проведении данного урока учащиеся смогут выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую характеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами. На материале урока формируется историческое мировоззрение учащихся и воспитывается гуманистический подход к явлениям исторической действительности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эпоха дворцовых переворотов »

Конспект урока по истории России

(7-й класс)

по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной



Тема:

«Дворцовые перевороты»












Выполнила учитель истории

Морозова Елена Анатольевна

МБОУ Верхнеобливская ООШ

Ростовская область

Тацинский район

хутор Верхнеобливский










Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Цели:

  • образовательная: выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую характеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия.

  • развивающая: продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами; продолжить развивать у учащихся умения давать оценку поступкам исторических деятелей.

  • воспитательная:

на материале урока способствовать формированию исторического мировоззрения учащихся;

воспитать гуманистический подход к явлениям исторической действительности.


Основные понятия: Дворцовые перевороты, Верховный тайный совет, фаворит, кондиции, “бироновщина”, «Верховники», гвардия, регентство, секуляризация.


Оборудование: Генеалогическое древо Романовых, портреты правителей эпохи дворцовых переворотов, размноженный текст “Кондиций”, подписанных Анной Иоанновной.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

  3. Закрепление изученного материала.

  4. Итог урока.


  1. Вступительное слово учителя.

Проблемный вопрос:

  1. Как вы думаете, эпоха дворцовых переворотов - это случайный или закономерный период в российской истории?

  2. По ходу урока учащиеся самостоятельно заполняют таблицу «Дворцовые перевороты 1725-1762 гг». (приблизительный образец).

Кто правил

Время правления

Опора правителя

Екатерина I Алексеевна (Марта Скавронская), супруга, вдова Петра I.

Умерла от чахотки или приступа ревматизма.

29 января 1725 –

6 мая 1727 гг.

Семёновский и Преображенский Гвардейские полки, сподвижники Петра 1 (А.Д. Меншиков, П.А. Толстой), верховный тайный совет.

Пётр II Алексеевич, внук Петра I, умер от оспы.

7 мая 1727 –

18 января 1730 гг.

Гвардейские полки, придворная группировка князей Долгоруких, Верховный тайный совет.

Анна Иоанновна, герцогиня Курляндская (дочь царя Ивана V, брата Петра I), умерла своей смертью.

19 января 1730 –

14 октября 1740 гг.

Гвардейские полки, немецкое дворянство в главе с Бироном, А.И.Остерман, Б.К.Миних, Тайная канцелярия.

Иоанн VI Антонович, внучатый племянник Петра I.

Анна Леопольдовна, дочь племянницы Петра I, Екатерины.

1740 – 1741 гг.


Немецкое дворянство.

Елизавета Петровна, дочь Петра I, умерла своей смертью.

25 ноября 1741 –

25 декабря 1761

Гвардейские полки.

Петр III Федорович, внук Петра I, сын Анны Петровны, умер в Ропше 5 июля 1762 г.

26 декабря 1761 –

23 июля 1762 гг.

Низложен гвардейскими полками.

Не имел опоры.

Екатерина Алексеевна, супруга Петра III, принцесса София Августа Фредерика Ангхальт-Цербстская

1762 – 1796 гг.

Гвардейские полки, русское дворянство.


Рассказ учителя: Начало 18 века связано с деятельностью Петра I. Мы подробно рассмотрели его реформы в области экономики, органов государственного управления, армии и флота. А сегодня поговорим о тех событиях, которые произошли в России после смерти Петра Великого. Тема нашего урока “Эпоха дворцовых переворотов”. По ходу урока мы познакомимся с краткой характеристикой правителей данной эпохи, выясним причины дворцовых переворотов.

Беседа с классом.

Непосредственно с темой нашего урока связаны два события, произошедшие в последние годы правления Петра I. Давайте вспомним эти события.

- Что, вы знаете о “Деле царевича Алексея”? ( Дело царевича Алексея” побудило Петра изменить порядок наследования престола. В 1722 году он подписал указ)

- Каково содержание указа 1722 года о порядке наследования престола?


Рассказ учителя: Петр Великий скончался 28 января 1725 года. Умирал он тяжело, с мучительными болями. Подданные не посмели обеспокоить его вопросом о наследнике. Предание утверждает, что перед смертью Петр написал: “Отдайте все…”. Дальнейших слов нельзя было разобрать. Указ о праве императора назначать своего преемника не был использован. А династическая ситуация оказалась сложной…(обращаемся к генеалогическому древу Романовых). Правами на престол обладали внук умершего императора Петр (сын царевича Алексея), жена Екатерина и дочери Анна и Елизавета. Была еще родня по линии старшего брата Ивана, с которым Петр начинал царствовать в 1682 году. С 1725 года - момента смерти Петра I - в России начинается эпоха дворцовых переворотов. Длилась эпоха до воцарения на престоле в 1762 г. Екатерины II. За это время сменилось 6 монархов. Смена не всегда проходила мирным и законным путем.

Но основными претендентами оказались Екатерина Алексеевна, вдова Петра I (за ней стоял Меньшиков), и его внук, Петр Алексеевич (его на троне хотели видеть представители старинных боярских родов, которых возглавлял Д.М.Голицын), которому тогда было 9 лет. Меньшиков сумел лучше использовать сложившуюся ситуацию, и с помощью некоторых других приближенных Петра, после смерти императора, при поддержке гвардейских полков, возвел на престол Екатерину Алексеевну. Поскольку она не проявляла государственных способностей, фактически правителем страны стал Меньшиков. Этим избранием открывается эпоха дворцовых переворотов в России.

Запись в тетради: Дворцовые перевороты - смена власти, совершавшаяся узким кругом придворных и гвардейскими полками .

За 37 лет с 1725 по 1762 год пять раз при помощи оружия произошла смена правителей на троне. Начало этой эпохи положила смерть Петра I и последовавшая за ней борьба за власть различных группировок. А завершится эта эпоха воцарением на долгие 34 года императрицы Екатерины II.

Рассказ учителя. Итак, первая правительница эпохи дворцовых переворотов - Екатерина I. Наследовать императрице должен был Петр Алексеевич. Почему Екатерина согласилась предпочесть сына царевича Алексея дочерям? На Екатерину повлиял Меньшиков. Видя, что здоровье Екатерины I ухудшается, и она проживет недолго, князь решил породниться с царской семьей, рассчитывая выдать свою 16-летнюю дочь Марию замуж за Петра II.

В 1727 году начинается правление Петра II. После смерти Екатерины новым императором по ее завещанию стал внук Петра I - 12-летний Петр II. До его совершеннолетия Россией должен был управлять Верховный Тайный Совет. Передачей императорской власти в руки внука Петра I все надеялись примирить враждебные группировки. Петр II родился в 1715 году. С детских лет был круглым сиротой: мать умерла через 10 дней после его рождения, отец умер в тюрьме в 1718 году. Петр Великий совершенно не интересовался занятиями внука и не рассматривал его в качестве возможного наследника престола. Петр II серьезных занятий не терпел и проводил время в основном в играх, гуляниях и охоте. Борьба за влияние на молодого царя. В первое время малолетний император полностью подчинился влиянию Меншикова. Он был помолвлен с 16-летней дочерью Марией Меншиковой, а своему покровителю присвоил звание генералиссимуса. Но продолжалось это недолго. Петр II был обручен с княжной Екатериной Долгоруковой. При содействии князей Долгоруковых вскоре произошло стремительное низвержение любимца Петра I с недосягаемой, казалось, высоты. Он был лишен всех чинов, должностей и наград, имущество его конфисковано, а сам он сослан в глухой сибирский город Березов, в котором умер в 1729 году.

Избавившись от опасного соперника, Долгорукие поспешили упрочить свое положение при дворе. Сестра Ивана Долгорукого, Екатерина, была объявлена невестой Петра II. Но в январе 1730 г., незадолго до свадьбы с княжной Долгорукой, Петр II заболел оспой и умер. С ним пресеклась по мужской линии династия Романовых. Вопрос о престолонаследии должны были решить члены Верховного тайного совета. Внимание “верховников” было привлечено к дочерям царя Ивана Алексеевича - Екатерине и Анне. Выбор был сделан в пользу Анны - вдовы небогатого герцога Курляндского, которая жила в Митаве как провинциальная помещица, периодически выпрашивая деньги у русского правительства. Приглашая Анну Иоанновну на царствование, было решено ограничить власть монарха в пользу Верховного тайного совета. Анне были предложены “кондиции”, приняв которые она могла стать императрицей. (Запись в тетрадь определение понятия “Кондиции”).

Давайте познакомимся с этими условиями (раздаются на каждую парту).

Текст кондиций, подписанных Анной Иоанновной:

  • без усмотрения и согласия высокого совета никакого в делах государственных не подавать решения, следовательно: не объявлять войны и не заключать мира; никаких не налагать поборов и налогов; никого за преступления в оскорблении величества не осуждать к смерти в одной Тайной канцелярии и ни у единого дворянина не конфисковать имения без ясного доказательства на учиненное им вышеозначенное преступление; беспрекословно довольствоваться определяемым на содержание ее особы и придворного штата годовым доходом; казенных вотчин никому не дарить; не вступать в брак и не назначать наследника престола.

Рассказ учителя: Итак, в России была предпринята попытка ограничить абсолютную власть российского монарха. Анна подписала кондиции и поехала в Москву. Тем временем о “кондициях” стало известно при дворе. Против них выступила церковь и такая влиятельная сила как гвардия, дворянство. Когда Анна Иоанновна приехала в Москву, она получила от дворянства и гвардии челобитную, в которой они просили ее “принять самодержавство таково, каково Ваши достохвальные предки имели”. Анна разорвала кондиции. Верховный тайный совет был упразднен. Началось десятилетнее правление Анны Иоанновны. Долгорукие были арестованы и отправлены в ссылку в Березов, где незадолго до этого умер сосланный ими Меньшиков. В 1730 г. начинается правление Анны Иоанновны. О внешности и характере императрицы Анны Иоанновны сохранились разные отзывы, порой противоположные. Вместе с Анной из Курляндии прибыли многие прибалтийские немцы, занявшие важные посты в органах государственного управления. Самым влиятельным стал фаворит Анны - Э.И.Бирон. Современник писал о Бироне: “Характер Бирона был не из лучших: высокомерный, честолюбивый до крайности, грубый и даже нахальный, корыстный, во вражде непримиримый и каратель жестокий”. В.О.Ключевский дал характеристику периоду, получившему название “бироновщины”: “Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забрались на все доходные места в управлении”.

Осенью 1940 г. Анна Иоанновна заболела. Единственной её родственницей была племянница (дочь сестры) Анна Леопольдовна, которая была приближена ко двору. У Анны Леопольдовны родился сын, которого сразу же объявили наследником престола. В октябре 1940 года Анна Иоанновна умерла, назначив Бирона регентом при малолетнем императоре Иване Антоновиче. Но Бирону не удалось удержать власть. Его ненавидели русские и немцы, презирала гвардия. 9 ноября 1740 г. Бирон был арестован гвардейцами во главе с фельдмаршалом Минихом. Регентом при Иване Антоновиче стала Анна Леопольдовна. Её правление не было отмечено никакими важными решениями. Правительница ничем не интересовалась. В гвардии вновь стало формироваться настроение в пользу смены власти. Наиболее популярной кандидаткой на императорский престол была дочь Петра I и Екатерины I - Елизавета. В ночь на 25 ноября 1945 г. Елизавета явилась в казармы Преображенского полка и, призвала солдат послужить ей так же, как они служили её отцу. За женщиной вышли на трескучий мороз 300 гренадер.

А вот как пишут о Елизавете историки:

-Живая и веселая, мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин. …карта Европы лежала перед ней в её распоряжении, но она так редко на неё заглядывала, что до конца жизни была уверена в возможности проехать в Англию сухим путем. Время правления Елизаветы Петровны стало расцветом русской науки и искусства. При активном содействии фаворита Елизаветы И.И.Шувалова по инициативе и проекту М.В.Ломоносова был открыт в 1755 году Московский университет. Указ был подписан 25 января в Татьянин день, который отныне стал отмечаться как праздник студентов. Ломоносов первым из русских ученых стал профессором Академии наук. Было положено начало первому русскому театру Федора Волкова и Александра Сумарокова. Создана Академия художеств.

Елизавета объявила своим наследником племянника Петра Федоровича - сына Анны Петровны, внука Петра I. (обращаемся к генеалогическому древу) 25 декабря 1761 года императором России стал Петр III. Довелось ему царствовать всего 186 дней. 28 июня 1762 года Петр III был свергнут и арестован, а через неделю убит. На 34 года на престол вступила его жена Екатерина II.

Эпоха дворцовых переворотов закончилась.

Вопросы учащимся:

- Каковы же были причины дворцовых переворотов?

(Предполагаемые ответы учащихся)

Дворцовые перевороты были связаны с несколькими событиями.

1.Борьба дворянских группировок за власть. В ходе переворотов обострились противоречия между дворянскими группировками - новым дворянством, выдвинувшимся в годы Петра I, и родовой аристократией. Каждая группировка отстаивала свои интересы и привилегии.

2. Обострение проблемы престолонаследия в связи с указом 1722 года, сломавшего традиционный механизм передачи власти от отца к сыну. Монарх получил право назначать наследника по своему усмотрению. Это привело к усилению борьбы за власть между придворными группировками.

3. Активная роль гвардии, которую Петр создал как привилегированную опору самодержавия. Гвардия стала реальной силой, на которую могли опираться монархи и претенденты на трон.


III. Закрепление изученного материала.

1). Тест. Назвать о каком правителе идет речь?

1. “Царь - высокий мужчина с прекрасным лицом, хорошо сложен, с большой быстротой ума, в ответах скор и определенен, жаль только, что ему не достает полной светской утонченности. Он показал нам руки и дал нам ощупать, как они загрубели от работ” - так выглядел в глазах иностранцев: Алексей Михайлович, Петр I, Петр II, Петр III.

2. “Лишь подписав кондиции”, могла стать Российской императрицей: Екатерина I, Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна, Елизавета Петровна.

3. Курляндский дворянин, отличавшийся высокомерностью, грубостью, игравший при дворе императрицы Анны Иоанновны главную роль. Его имя стало нарицательным, им иногда называют весь период 1730-1740 гг. : К.Фридрих, А.И.Остерман, Э.И.Бирон, А.П.Волынский.

4. С призыва к солдатам в казармах Преображенского полка служить ей, как её отцу началось ее 20-летнее царствование: Анны Леопольдовны, Елизаветы Петровны, Екатерины II, Анны Иоанновны.

2). Расположите правителей в порядке их царствования: Анна Иоанновна, Екатерина I, Петр II, Иван VI, Петр III, Петр I, Елизавета Петровна.

3). Ответить на вопросы:

  • В чем заключались намерения знати в правлении Екатерины I? ( Царствовала Екатерина, но фактическим правителем был ее первый министр Светлейший князь А. Меньшиков.)

  • Что такое кондиции и кто их выдвинул, зачем? Какие последствия они могли иметь для политической жизни России? ( Верховники пытались ограничить царскую власть. Главной задачей было сменить самодержавный строй правлением олигархии.)

  • Какие изменения в обстановке в России произошли в период правления Елизаветы I по сравнению с периодом правления Анны Иоанновны?

  • Как изменилась система государственного управления? Позитивны ли данные изменения?

  • Как изменилось положение дворянского сословия? Было ли оно действительно «благородным» в том смысле, который мы вкладываем в данное понятие?

  • Можно ли говорить об усилении крепостной зависимости в данный период?

  • Кто из приемников Петра Великого продолжил его политику?

  • Кого мы можем назвать временщиками?

  • Что общего между правителями в эту эпоху? (Правителями были дальние и близкие родственники Петра I. Поддержка правителя: Гвардейские полки, немецкое и русское дворянство.)

  • Кто из правителей был «чужд» России и по своим эгоистическим склонностям не достоин власти?

4). Проблемное задание:

Почему период после смерти Федора Ивановича называется смутой, а период после смерти Петра I — дворцовыми переворотами? (Все они царской крови и каждый из них мог претендовать на престол).


4) Итог урока.

Как вы думаете, эпоха дворцовых переворотов — это случайный или закономерный период в российской истории? (Случайность. Ведь прецедента не было. Ни в эпоху Московской Руси, ни в допетровской России не известно случаев покушения на государя и стремления свергнуть его с престола со стороны подданных. Даже Ивана грозного после всех его зверств никто не пытался свергнуть. Изменилось отношение к личности монарха и его власти. В 16 — 17 веках личность монарха и происхождение его власти считали божественным, установленным навсегда. Покушение на царя являлось величайшим святотатством. В 18 веке подобное представление уже не играло значительной роли в общественном сознании, особенно в сознании просвещенной аристократии и столичной гвардии).

Подводя итог урока, следует обратить внимание, что эпоха дворцовых переворотов характеризуется расширением и укреплением привилегий дворянства и упрочнением позиций помещиков. Усиливается крепостное право, продолжаются пожалования дворянам денег, земель, заводов, монополий. В целом, в эпоху дворцовых переворотов частая смена монархов не влияла на абсолютную сущность власти. Дворцовые перевороты не влекли за собой изменений политической, а тем более социальной системы общества и сводились к борьбе за власть различных дворянских группировок, преследовавших свои, чаще всего корыстные интересы. В то же время, конкретная политика каждого из шести монархов имела свои особенности, иногда важные для страны. В целом социально-экономическая стабилизация и внешнеполитические успехи, достигнутые в эпоху правления Елизаветы, создавали условия для более ускоренного развития и новым прорывам во внешней политике, которые произойдут при Екатерине II.


Домашнее задание: § 20-21, задания в рабочей тетради к УМК А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной.


Литература:

1. История России: с конца XVI до XVIII века: учебн. для 7 кл. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - М. «Просвещение», 2008.

2. История России. Конец XVI – XVIII вв. : поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 7класс/ авт.-сост. Н.Ю.Колесниченко. – Волгоград: Учитель, 2008.

3. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России: конец XVI – XVIII вв.. 7 класс. Рабочая тетрадь. - М. «Просвещение», 2014.

4. Эпоха Просвещение. часть 2 “От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ”. – М.: “Аванта +”, 2000. – 160с.


В ходе урока учащиеся должны разобраться в причинах дворцовых переворотов, усвоить последовательность сменяющихся на российском престоле императоров, что представляет для семиклассников определенную трудность. При планировании урока выбраны методы обучения: словесный (лекция с элементами диалога), наглядный (использование портретов, генеалогической схемы) и практический (заполнение таблицы, работа с документом). Все это позволит поддерживать внимание учащихся и их интерес к излагаемому материалу,




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Эпоха дворцовых переворотов

Автор: Морозова Елена Анатольевна

Дата: 15.12.2014

Номер свидетельства: 144030

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Эпоха дворцовых переворотов в России "
    ["seo_title"] => string(41) "epokha-dvortsovykh-pierievorotov-v-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "107219"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403185266"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "конспект урока по истории "Эпоха дворцовых переворотов" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-po-istorii-epokha-dvortsovykh-pierievorotov"
    ["file_id"] => string(6) "227892"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441003682"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Тест. Эпоха дворцовых переворотов"
    ["seo_title"] => string(38) "tiest_epokha_dvortsovykh_pierievorotov"
    ["file_id"] => string(6) "405360"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1490946942"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Тесты по истории России для 7 класса по теме: "Россия в эпоху Дворцовых переворотов""
    ["seo_title"] => string(91) "tiesty-po-istorii-rossii-dlia-7-klassa-po-tiemie-rossiia-v-epokhu-dvortsovykh-pierievorotov"
    ["file_id"] => string(6) "317247"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1460306199"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Эпоха дворцовых переворотов"
    ["seo_title"] => string(32) "epokha_dvortsovykh_perevorotov_1"
    ["file_id"] => string(6) "596539"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1640767588"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства