Создать условия для формирования знаний о причинах экономических реформ, проведенных П.А. Столыпиным; сущности этих реформ; экономических, политических и социальных последствиях этих реформ для России.
Формировать умение работать с текстом, как источником новых знаний.
Формировать умение анализировать, сравнивать, рассуждать, умение оценивать свою деятельность.
Формировать коммуникативные навыки работы в группе: умение слушать другую точку зрения, высказывать свою, аргументировать ее, работать в команде.
Создать условия для формирования чувства уважения к историческому прошлому своей страны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экономические реформы А.П. Столыпина»
Конспект проведения урока «История» в 9 классе
МБОУ СОШ №6 г. Шарьи Костромской области
Часнык Надежды Александровны
Тема: «Экономические реформы П.А. Столыпина».
Основные цели:
Создать условия для формирования знаний о причинах экономических реформ, проведенных П.А. Столыпиным; сущности этих реформ; экономических, политических и социальных последствиях этих реформ для России.
Формировать умение работать с текстом, как источником новых знаний.
Формировать умение анализировать, сравнивать, рассуждать, умение оценивать свою деятельность.
Формировать коммуникативные навыки работы в группе: умение слушать другую точку зрения, высказывать свою, аргументировать ее, работать в команде.
Создать условия для формирования чувства уважения к историческому прошлому своей страны.
Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)
Основные понятия: реформа, модернизация, социальные, экономические и политические реформы, артель, отруб, хутор, кооператив.
Важнейшие даты:
1862-1911 гг. – годы жизни П.А. Столыпина
24 августа 1906 г. – публикация правительственной программы
9 ноября 1906 г. – указ о разрушении общины
Оборудование урока:
Учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной и М.Ю.Брандта
«История России 20 – начала 21 века»
ДМК (карточки с заданиями по группам, рабочие листы к уроку открытия нового знания, исторические документы: краткая биографическая справка, выдержка из указа 9 ноября 1906 г., цифровые данные о первых результатах аграрной реформы)
Историческая карта «Российская империя конца 19 – начала 20 века»
Эпиграф «Вам, господа, нужны великие потрясения, мне – великая Россия»
Портрет П.А. Столыпина
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности.
-Здравствуйте, ребята, начинаем урок истории. Вспомните, что мы изучали на прошлом уроке? (Первую российскую революцию 1905 – 1907 гг.)
-В годы первой российской революции, переломные годы для России появилось много крупных политических деятелей, оставивших яркий след в истории. Сегодня на уроке мы познакомимся с деятельностью одного из них. Это П.А. Столыпин. В 2012 году исполняется 150 лет со дня рождения этого великого русского реформатора. Его деятельность имела неоднозначную оценку и современников, и потомков.
-Учитель обращает внимание детей на эпиграф к уроку. Это из его выступления на одном из заседаний Госуд. Думы. А его оппоненты с его фамилией связывают такие нарицательные понятия, как «столыпинский галстук», «столыпинский вагон».
-Сегодня на уроке вы познакомитесь с его деятельностью. Вы будете открывать новые знания.
-Как мы будем это делать? (Определим, что не знаем, и самостоятельно откроем новые знания).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
-Повторение проводится в виде фронтальной и парной работе.
-Заполнить таблицу «Основные причины революции в России»
Экономические
причины
Политические
причины
Социальные
причины
-В чем заключались особенности программных установок и тактики монархических партий?
-Как относилось к черносотенному движению царское правительство?
-Каковы различия в программах кадетов и октябристов?
-Почему Всероссийскую октябрьскую стачку и Декабрьское восстание в Москве считают высшей точкой революции?
-Каковы итоги и значение первой революции в России?
-Каковы основные действия правительства по отношению к революции? (1)подавлять ее и 2)проводить реформы)
-Назовите экономические реформы, проводимые правительством в годы революции, и заполните таблицу:
Политические реформы
Экономические реформы
(это лучше заполнить фронтально)
Заполняют
-Графа таблицы с политическими реформами заполняется без затруднений (?) А слабые – может возникнуть затруднение
- Кто не может заполнить таблицу полностью?
- Что вы не можете?
- У кого есть ответ? Вы уверены в правильности своего ответа?
- Что у вас произошло? (Возникло затруднение)
- В чем затруднение? (Мы не можем записать в чем заключается сущность экономических реформ).
3. Выявление места и причины затруднения.
-На какой вопрос вы должны были ответить? (В чем заключается сущность экономических реформ?)
-Почему вы не смогли ответить на вопрос? (Мы не знаем, в чем заключается сущность экономических реформ П.А. Столыпина).
4. Построение проекта выхода из затруднений.
-Великий русский реформатор П.А. Столыпин принадлежал к числу тех госуд. деятелей, которые понимали: «Там, где правительство побеждало революцию, оно успевало не исключительно физической силою, а тем, что опираясь на силу, само становилось во главе реформ ».
-Отсюда определите: Какова цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать в чем заключаются экономические реформы П.А. Столыпина).
Фиксация темы урока на доске.
- Какими средствами для достижения цели вы будете пользоваться? (Учебник, наши знания об экономическом развитии России конца 19 – начала 20 вв., исторические документы, рабочие листы).
-Какими способами вы будете достигать цели урока? (Изучать источники информации, анализировать биографическую справку о П.А. Столыпине, анализировать цифровые данные о развитии с/хозяйства до реформы и после).
- Парам, группам раздаются задания.
Задания для работы в парах (возможен дифференцированный подход)
Задание 1.
Проанализировать документ «Из указа 9 ноября 1906 г.» ответив на вопросы:
-Какой порядок выхода из общины был предусмотрен Указом?
-Легко ли было крестьянам выйти из общин?
Задание 2.
-В чем причины и сущность переселенческой политики?
Задание 3.
-Составить сравнительную таблицу «Последствия аграрной реформы в России»
с/хозяйство до реформы
с/хозяйство после реформы
(Каждая пара получает рабочий лист)
-Ребята, познакомьтесь с заданиями и сформулируйте шаги, необходимые для реализации поставленной цели.
5.Реализация построенного проекта.
-Класс работает самостоятельно. Всем предлагается поработать с определенными страницами учебника, документами.
-Затем идет обсуждение и выполнение задания в парах, заполняются рабочие листы.
6.Первичное закрепление во внешней речи.
Задание: Понятийный диктант
Модернизация-
Артель-
Отруб-
Хутор-
Кооператив-
-Ответы учащимися проговариваются. Происходит обсуждение выполненного задания. Формулируются точные определения ключевых понятий.
-Вы достигли поставленной цели?
-Вы справились с затруднением?
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-Ребята, а теперь каждый поработает самостоятельно. У каждого из вас есть карточка с таблицей «Итоги Столыпинской аграрной реформы».
-Выпишите в первую колонку факты, показывающие «Что удалось сделать в ходе реформ».
Во вторую – «Что не удалось сделать в период реформы».
Учащиеся работают самостоятельно, проводят самопроверку с эталоном (на доске – сжатый текст).
-После самопроверки проводится рефлексия: фиксируются места ошибок и определяются причины возникших затруднений, ошибки исправляются.
8.Включение в систему знаний и повторение.
-Русский писатель, госуд. деятель В.В. Шульгин (твердый сторонник Столыпина) писал, что аграрная реформа проходила в России под лозунгом «Все для народа – вопреки народу».
-Объясните эту характеристику. Согласны ли вы с ней?
-Что из задуманного Столыпиным нашло свое отражение в последующих периодах истории Отечества?
9.Рефлексия учебной деятельности.
-Ребята, давайте подведем итоги урока
-Какова была цель урока?
-Мы достигли поставленной цели?
-Что этому способствовало?
-Что каждый для себя открыл сегодня на уроке?
-А сейчас, я попрошу оценить свою деятельность на уроке (линейка самооценки)
Определение уровней: высокий, достаточный, критический.