3.Формирование новых знаний, умений и навыков учащихся: План изучения нового материала: 1.Казахско- джунгарские войны 2.Освободительная борьба казахского народа против джунгарского нашествия 3.Последствия и значение нашествия против джунгар ???Когда возникло джунгарское ханство? Какова главная стратегическая цель джунгар? В 20-е годы 18 века Джунгарское ханство упрочило свой военный потенциал, готовясь к захватничсеким войнам Поводится сравнение вооружения и сил армий джунгар и казахов (работа с учебником с.11) В чем преимущества джунгарской армии?(наличие артиллерии, большая численность армии, методы ведения боя) По ходу урока заполняется таблица «Основные даты» В 1722 году скончался китайский богдыхан Канси, который успешно воевал с джунгарами, это развязало руки джунгарам, чтобыобрушить всю свою мощь на казахов Работа с документом №1 из книги «Кочевники» том 2 «Обстановка в Казахском ханстве» вопросы: 1.Какие процессы проходили в казахском государстве накануне нашествия? 2.Какие слабые стороны были у казахов, которые мешали успешной борьбе с джунгарами? 1723г-джунгары начинается агрессия Джунгарского ханства работа с документом №2 «Вторжение джунгар» вопросы: 1.Какую тактику использовали джунгары? 2.В чем сущность этой тактики? 3.Каковы основные направления вторжения джунгар?(работа с картой) 4.Какое время года выбрали джунгары для наступления и почему? Работа с документом 3 «Годы Великого бедствия» 1.Почему нашествия джунгар называли «Великим бедствием»? 2.Как джунгары относились к местному населению? Сколько времени потребовалось им, чтобы выйти к северотуркестанским городам? 4.Как спасались казахи от нападений джунгар? Работа с документом №4 «Последствия джунгарского нашествия» 1.В какой поэме отражено нашествие джунгар? 2.Каковы размеры бедствий джунгарского нашествия? 3.Почему эти годы названы «Великим бедствием»? Только беда заставила казахов задуматься над тем, что только объединившись, можно достичь победы. Начиная с 1726 года начались успешные действия объединенных сил казахов против джунгар. Раньше они действовали разрозненно, собираясь в отряды по родовым признакам, а с середины 20-х годов казахские батыры стали действовать сообща, координируя свои действия. сАмыми известнвми и кровопролитными битвами были: 1726г- в среднем течении Сарысу, при впадении в нее реки Буланты одержана крупная победа над джунгарами (рассказ ученика, работа с картой- опережающее задание)Эта победа дала возможность поверить в свои силы казахским ополченцам, совершить поворот в сознании народа опрежающее задание- сообщение ученика 1729г- весна – это самое кровопролитное сражение- Анракайская битва, на юзе озера Балхаш, это место получило в народе название «место стонов и рыданий врага»- казахское ополчение заранее заняло более выгодное положение, театр военных действий занимал 200 км. Сражение проходило на границе горных, степных и полупустнынных районов. В случае разгрома джунгары вынуждены были отступить по пустынной дороге до истока реки Или. Сражением руководил Абулхаир. Битва началась с поединка. . От джунгар вышел талантливы военноначальник, мастер рукопашных боев, Шарыш. А от казахов- 20-летний Сабалак(псевдоним хана Аблая). Победил Сабалак. Но в результате этих побед угроза со стороны джунгар сохранялась. Вскоре вновь выявились разногласия, поставив под угрозу независимость казахских жузов. Нужен был сильный союзник. |