Этот урок – урок практикум, в ходе урока фиксируются полученные знания, в таблицу, на рабочих листах. Работа по терминам, датам, в ходе работы по документам, получится родословная. Обращаю внимание учеников на внутренний смысл родословной, на скрытый подтекст этой эпохи. А далее закрепляем знания по тестам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дворцовые перевороты »
Каждый человек оставляет следы в истории. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго остаться в памяти людей.
Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставит как можно больше следов в истории.
А теперь улыбнулись друг другу, и мысленно пожелали успехов и себе, своим товарищам, а также жюри.
Итак мы переносимся к 25 января 1725 года. За окном зимний Петербург и у себя в спальне умирает Петр1. Решается вопрос. Петербург мрачный город, город ожиданий, ожиданий чего? Рядом вся семья, военные и гражданские чины. И все чего-то ждут. У него были и наследники.
Чтобы узнать, что они ждали, мы зачитаем документ (слайд №1). (читает ученик).
Что это за документ и когда он подписан?(указ о престолонаследии 1722год).
Этот документ Петр1 подписал когда сын Алексей сбежал за границу, нарушив обещания. Отец его судил, его казнили. А после этого обычай передачи престола по наследству был отменен. Петр1 создал грандиозную государственную машину. А после этого указа любой мог управлять государством, кого назначит государь.
Этим он заложил возможность развития, каких событий, как вы думаете. (дворцовые перевороты)
Значит, сегодня мы поговорим о дворцовых переворотах. Это тема нашего урока, запишите. (слайд №2)
Этот урок – урок практикум, т.е. в ходе урока мы с вами будем фиксировать полученные знания, в таблицу, на рабочих листах. Посмотрите на слайд, .(слайд №3) такая же форма таблицы лежит у вас на партах. Также будем работать по терминам, датам, в ходе работы по документам, у нас получится родословная. Я хочу попросить вас, чтобы вы обратили внимание на внутренний смысл родословной, на скрытый подтекст этой эпохи. А далее закрепим знания по тестам.
-Как вы думаете, кто был главной силой дворцовых переворотов?
Главная сила дворцовых переворотов гвардия. Они могли сплотиться за и против кого-то. Могли поддержать того или иного претендента на престол. Т.е. основная опора в ходе дворцовых переворотов была гвардия.
Как вы думаете, почему стали возможны дворцовые перевороты.. (ответы записываются на слайд №4) Ваши мнения запишем на слайдах (ответы: указ о престолонаследии, усиление роли гвардии в государственных делах, фавориты, которые нашли для себя успешную возможность получить власть и др )
А что означает дворцовые перевороты. (термин)
Тут кротко или строго
Царило много лиц.
Царей не очень много
А более цариц. А.К. Толстой.
Действительно, Царей не очень много, а более цариц…
И вот сейчас мы зачитаем высказывание советского историка Буганова о царице.(читает ученик).(слайд №5 Екатерина)
О ком идет речь?( ответ Екатерина1) занесите ее имя в таблицу, в каком году она правила?.(1725-1727) обратите внимание, императрицей стала женщина.
А что создали для руководства страной? (Верховный тайный совет) (термин)
А кто ей помог свершить дворцовый переворот? (гвардия)
В чьих руках была реальная власть? (Меньшикова) (слайд №6)
(Работа с учебником) Откройте учебник стр. 218. 5 –е предложение сверху со слов «Князья Долгорукие…» прочитает ____________о ком речь? (Петр2) Вот его портрет.(слайд №7) а теперь на престоле мальчик.
. В каком году он правил?(1727-1730) сколько ему лет было? (12). и и в этом возрасте устраивал пьяные кутежи, а в 15 лет он умер. Значит не только императору, но и вам нельзя употреблять спиртное, курить. Сейчас модно вести ЗОЖ. У нас в районе проводится КВН по тематике «Мы за ЗОЖ».
Следующий документ зачитает _______________Что это за документ?(Кондиция) (термин) Кто ее подписал?(Анна Иоанновна) Вот ее портрет .(слайд №8). В каком году она правила (1730-1740). Как она вступила на престол может кто-то расскажет (рассказ ученика).
Работа по карте (слайд №9 ) посмотрите на карту вот здесь расположена Курляндия, в западной части северной Латвии в Прибалтике.
А ведь она приехала не править, а царствовать, кто был фактически правителем? (Бирон) слайд №10).кем он был для нее (фаворитом) (термин) это время назвали Бироновщина (термин)
В это время в Башкортостане также шли неразберихи, народ был недовольным и поднимался на восстания. Например, восстания Карасакала 1740-х годах.
Кто был следующим правителем? (Иоанн VI Антонович) (слайд №11) вот его портрет. В каких годах он правит? (1740-1741)(запишите)
Анна Иоанновна завещала престол внучатому племяннику. Ему было всего лишь несколько месяцев от роду, при нем назначили регентом Бирона . Что означает слово регент(термин)
Зачитаем слова Ключевского (слайд №12) о ком речь? (Елизавета Петровна) слайд №13) Запишите в таблицу. В каких годах правила?(1741-1761)
Буквально на руках гвардейцы внесли на трон новую императрицу. Опять помогли вступить на престол гвардейцы. Ее фаворитом был Шувалов Иван Иванович. (слайд №14)
В Башкортостане продолжались восстания теперь уже под предводительством Батырши 1755-х годах.
Читаю сама. Современный исследователь А.С. Мыльников пишет «Несколько месяцев пребывания у власти с наибольшей полнотой выявили противоречивость характера ….., его не только слабые и вызывающие сожаление, но и сильные привлекательные стороны. Почти все современники … отмечали такие черты характера императора, как жажда деятельности, неутомимость, доброта и доверчивость….Но наряду с этим они же писали о его вспыльчивости, гневливости, поспешности, отсутствии политической гибкости».
О ком идет речь? (Петр III) ).(слайд №15) В каких годах он правил? (1761-1762), запишите. В душе он оставался ребенком, часто играл в солдатиках, устраивал суд над крысами. он был поклонником Прусского короля Фридриха 2. в армии были введены прусские порядки.
Теперь посмотрите на слайд (слайд №16) кто это? (Екатерина 2) годы правления? ( 1762-1796) дворянство объединились вокруг нее. Ей присягнула гвардия, опять повторяется картина, императрице женщине помогла вступить на престол гвардия.
18 век начинался с правления Петра Великого - реформатора.
Заканчивается эпоха дворцовых переворотов с вступления на престол Екатерины2. Женщины сильной духом и сильный реформатор.
Башкиры Екатерину 2 называли эбей батша. Во время ее правления за собой башкир поднял на восстание Салават Юлаев.
(ФИЗМИНУТКА)
А теперь восстановим силы. И немного отдохнем. Для этого улыбнемся друг другу, улыбнемся соседу, жюри. Потому что улыбка повышает настроение, улучшает самочувствие. Когда человек улыбается в организме выделяется особые вещества. Благотворно влияющие на весь организм. А теперь потянемся, так как всем хочется, выравниваем позвоночник, плечи распрямляем. Теперь встали руки вытянули в сторону и сделали небольшие вращательные упражнения руками. Упражнение способствует кровообращению, лимфообращению, что очень хорошо для организма. Сели, правильно садимся и продолжаем урок.
А теперь, давайте проследим на слайде ваши ответы, которые давали в начале урока. (слайд №4) значит, что является причинами дворцовых переворотов? что можно исключить, а что добавить?.
(слайд №16) Теперь вам такая загадка: обратим внимание на полученную родословную, здесь, как я уже говорила, кроется внутренний смысл сегодняшнего урока. Какой же скрытый подтекст сегодняшнего урока? (ответ сменялись правители по- очереди женщина - мужчина, ребенок, что подтверждает слова о котором я говорила в начале урока. Петр1 создал машину, которым мог управлять любой, даже ребенок. Начинал правление сильный реформатор, закончила также не мене сильный реформатор)
У вас должна получиться вот такая заполненная таблица на рабочих листах. (слайд №18-20) Оцените результаты.
Решим тесты, которые бывают на ЕГЭ. Кому непонятно поднимите руки, я подойду.
Теперь поменяйтесь и проверти. Ответы на слайдах. (слайд № 21)
Сегодня самые активные ученики получили по три оценки за участие, за таблицу, за тест. Оценки поставьте в дневник.
Д/З(слайд №22)
1 группе написать эссе по теме:
«Тут кротко или строго
Царило много лиц.
Царей не очень много
А более цариц».А.К. Толстой.
2 группе составить кроссворд по теме: «Дворцовые перевороты».
3 группе составить 5 вопросов по теме: «Дворцовые перевороты».
Итак сегодня на уроке мы закрепили, повторили и выяснили каковы были причины дворцовых переворотов. Основные причины 1. Это указ о престолонаследии, 2. Усиление роли гвардии, 3. Фавориты, которые нашли возможность получить власть.