kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Движение декабристов».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок представлен в  форме урока игры «исторический суда». Ученики самостоятельно подготавливают материал в зависимости от того какую роль они играю на данном уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Движение декабристов».»

.2008 Урок - истории класс - 8

учитель - Сираева Айгуль Газинуровна

j

Тема урока: «Движение декабристов».

Класс 8

Форма проведения урока - исторический суд . ,

i

Цели урока:

-углубитьранее изученный материал о движение декабристов;

  • выявить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций, значение восстания на Сенатской площади;

-развить навыки работы с документами, их анализа, учить выделять \ главное, разрешать проблемы, определять и объяснять понятия; -развивать навыки работы в парах на основе товарищества, добросовестности, толерантности, дисциплинированности;

  • учить доказывать и опровергать, на примерах спорах о характере декабрьского восстания.

Зрительный ряд: l.Ha доске написан проблемный вопрос урока .

2.Оформленный стенд с портретами казненных декабристов.

  1. Иллюстрации картин К.Кольмана « Восстание на Сенатской площади», Д. Кардовского « Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825г.».

  2. План восстания.

  3. Использование компьютера - показ слайдов с портретами декабристов.

План урока; 1. Организационный момент,

  1. Основная часть урока.

  1. Подведение итогов.

  2. Закрепление.

  3. Домашние задание.

Новые термины и даты: декабристы. Союз спасения (1816-1817)

Союз благоденствия(1818-1820), Северное и Южное общество(1821-1825), восстание декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г., государственный переворот.

Предварительная подготовка: отдельные учащиеся готовят выступления:

  1. доказывающие вину декабристов как государственных преступников посягнувших на законную власть,

  2. защищающие декабристов как борцов за реформирование российского общества,

  3. свидетельские выступления современников декабрьского восстания.

\

Оборудование: компьютер, учебник, документы.

j

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель: На сегодняшнем уроке мы закрепляем ранее изученную тему: « Движение декабристов». Урок мы проведем в виде судебного заседания. Судебное заседание буду вести я - в роле судьи. Также у нас приглашены: прокурор, адвокат, подсудимые, свидетели. Пожалуйста, представьтесь. Учащиеся представляются.

  1. Основная часть урока.

Главный вопрос, который мы рассматриваем на сегодняшнем заседание

I

представлен на доске. Прочитайте его.

Учащиеся оглашают проблемный вопрос:

Борцы за реформы российского общества

на основе идей просвещения.

Декабристы

Государственные преступники, посягнувшие нэ законную власть императора.

*

Учитель (судья): Слово для рассмотрения проблемы представляется

прокурору.

i

Прокурор: излагаю суть дела: группа заговорщиков с целью свержения существующего порядка в 1816-1825 гг. организовало тайные общества .14 декабря 1825года ими была сделана попытка переворота, целью которого было свержение существующего порядка, а именно путем вооруженного переворота отстранение от власти законного наследника престола Николая Павловича Романова.

Учитель (судья): Спасибо, слово предоставляется адвокату. Адвокат: Моими подзащитными является группа дворян, получившие в истории название - декабристы. Мы готовы доказать, что наши

з

деяния не носили пагубное наследие. Для этого позвольте вас ознакомить с причинами, которые моих подзащитных побудили к данным действиям:

во - первых они всегда целью ставили уничтожение крепостного права. Если взять за пример идеи Просвещения, то в них говориться о равенстве всех людей. Все люди равны по рождению и не кто не имеет права господствать над кем-то, унижать его, эксплуатировать. А то, что

I

общество разделено на тех, у кого есть власть и эксплуатироваемых, то это следствие договора между людьми, об этом говорил ещё - представитель французского просвещения Монтескье. Раз это является следствием принятого договора по доброй воли, и его следствием становиться зло в виде эксплуатации одних другими, то этот договор надо пересмотреть. Об этом так же говорилось и во времена Великой Французской революции XVII! века. И в конституции США. Россия тоже- должна пойти по этому пути и отменить крепостное право. Которое является во - первых безнравственным, так как одни живут за счет эксплуатации одни другими, во вторых крепостное право является тормозом для развития сельского хозяйства и промышленности Российского государства. Как это можно доказать:

  • в сельском хозяйстве помещики пользуются бесплатным трудом крепостных крестьян, из-за этого они не пользуется такими достижениями как: механические сеялки, не внедряют использование удобрений. Это отрицательно сказывается и на качество и на

•Г

количество урожая.

  • В промышленности: в это время Европа переживает промышленный * бум: строятся железные дороги, мануфактуры постепенно сменяются

заводами и фабриками. В России промышленность не развивается, так как отсутствует рабочие руки.

Все выше сказанное можно назвать первой причиной.

Второй причиной можно назвать: изменение государственный порядок. Это вызвано тем, что само государство не дает развиваться государству: в основе существования России лежит крепостное устройство. Александр i предпринимал попытки принять проекты по отмене крепостного права, но не решился. Значит, нужно предпринять другие меры для изменения государственного порядка.

Учитель (судья): Спасибо, у обвинения есть возражения?

Прокурор: Да, конечно. Выше приведенные причины лишь свидетельствуют о подготовки государственного переворота. Так как это был порядок, по которому в России жили с XV века. Порядок, признанный людьми, значит законный, а любое деяние против закона это преступление.

Учитель (судья): Спасибо, слово представляется обвиняемому. Обвиняемый: в ходе заграничных походов 1813-1814 годов мы побывали в Европе, где нет крепостного порядка, и развитие этих стран на много ушло вперед.

Учитель (судья): Спасибо, у сторон имеются свидетели?

Прокурор: у нас имеется свидетель Фонвизин.

Учитель (судья): Приглашается свидетель Фонвизин.

Свидетель Фонвизин: Великие события Отечественной войны, оставя в душе глубокие впечатления, производили во мне какие - то беспокойное желание деятельности. Захотелось что - то изменить в России.

v

Учитель (судья): Спасибо, мы с вами разобрались в причинах. Перейдем ко второму пункту : к подготовки восстания. Слово представляется прокурору.

Учитель (судья): Спасибо, разрешите продолжить.

В 1816 г было создано общество « Союз спасения », в 1818 г « Союз

благоденствия », в 1821 г« Северное общество » и « Южное

.. if общество». Все эти организации ставили целью уничтожение

существующего порядка. Они действовали тайно , тогда как действие

таких обществ запрещено законом. Разрешите пригласить свидетеля,

*

который является участником этих тайных обществ.

Учитель (судья): Приглашается свидетель участник тайного общества. Свидетель: В1818 году я был участником Союза благоденствия, кроме меня в не приняли участие ещё более 200 человек. Во главе общества были Никита и Михаил Муравьевы. Существовал устав « Зеленая книга», где были зафиксированы цели: это лишь распространение среди населения идей Просвещения.

Учитель (судья): Спасибо, вы можете опознать Никиту и Михаила Муравьевых, среди портретов представлены на компьютере.

Адвокат: позвольте возразить! Здесь не говориться об уничтожение власти.

Прокурор: существует доказательство, что ставилась цель уничтожение власти!

Учитель (судья): пожалуйста, обвинение может продолжить! Прокурор: Спасибо! позвольте продолжить. 3 1821 году, как уже было сказано, возникли тайные общества Северное и Южное

общество, которые и по численности'и по организованности были больше. У них существовали программы: у Северного общества «Конституция » автор Никита Муравьев, у Южного - «русская, правда » Павла'Пестеля. Позвольте вас познакомить с текстами данных документов.

Учитель (судья): работа в парах: познакомьтесь с текстами документов, обратите внимание, что говориться в документах по вопросам устройства государственной власти, о земле, о правах граждан.

  • Какой из документов носит более демократический характер?

Работа учащихся с текстами (приложение №1,2)

Учащиеся выделяют из документов отношения их авторов к вопросу о государственной власти, о земле, о правах граждан. («Русская правда» П. Пестеля: Россия после революции должна стать единой республикой, в которой власть на 10 лет передавалась Временному правительству. Затем законодательная власть переходит к избранному всеобщем голосованием Народному вече, а исполнительная Державной думе назначенной Вече. Упраздняемся деление общества на сословия, провозглашается равенство всех граждан, свобода слова, крепостные крестьяне получали свободу и бесплатно наделялись землей из государственного фонда. Конституция Н. Муравьева: Россия становиться федерацией, которой управляет державное вече. Исполнительная власть принадлежит императору. Все граждане страны объявлялись равными перед законом. Крепостное право отменяется, причем помещики должны предоставлять каждому по две десятины земли.) Прокурор: здесь четко говориться ор изменение государственного порядка!

Учитель (судья): хорошо, обвиняемый как вы объясните данный пункт!

Обвиняемый: в этих документах лишь рассматривается возможные

б

пути развития России, Мы считаем, что это справедливо. Люди должны жить в свободном обществе, где власть должна выбираться.

Учитель (судья): хорошо, обвинение желает продолжить?

Прокурор: У нас также имеются доказательства того, что готовилось убийство Александра !. Позвольте пригласить свидетеля.

Прокурор: Приглашается свидетель со стороны обвинения.

Свидетель: штабс-капитан Иван Якушин рассчитывал застрелить Александра I, когда тот будет выходить из Успенского собора после службы, а затем убить себя из второго пистолета, с тем чтобы убийство было схоже с честной дуэлью.

Адвокат: это лишь доказательства того, что в обществе изменяется отношение к императору, который не мог провести либеральные реформы.

Судья: мы отошли от проблемой интересующий нас. Пожалуйста, вернитесь в рамки изучаемого нами вопроса. Обвинение вы можете продолжить.

Прокурор: позвольте пригласить свидетеля, который может рассказать о деятельности тайных организаций.

Судья: приглашается свидетель.

Свидетель: В данный период я работал тайным агентом полиции.

Нам было известно, что в Санкт-Петербурге и на Украине существуют тайные организации, О данном инциденте было известно и самому Александру I.Который сказал, что он им не судья и сжег списки. В ноябре 1825 года Александр I внезапно скончался Таганроге. Власть должна была перейти к брату - Великому князю Константину, но он отказался от власти в пользу младшего брата Великого князя Николая. Этой сложившийся путаницей решили воспользоваться декабристы. И захватить власть.

Учитель (судья): Спасибо, обвинение вы можете продолжить! Прокурор: позвольте пригласить свидетеля, который может рассказать

о подготовки восстания.

Судья: приглашается свидетель.

Свидетель: в данный период я был участником Северного общества. Для нас кончина Александра I стала сигналу к началу активных действий. В период междуцарствования мы постоянно собирались на квартире К, Ф. Рылеева, где разрабатывали план действий. По

которому решено было вывести на Сенатскую площадь 6 гвардейских: Московский, Измайловский, Егерский, Финляндский, лейб- гренадерский и гвардейский морской экипаж. Для руководством восстанием назначили диктатора, им сбыл, назначен С. П. Трубецкой. В ходе восстания планировалось взять Зимний дворец и арестовать царскую семью, это возлагалось на П. Г. Каховского. Для достижения успеха решили захватить банк. Почтамт. Предполагалось, что Сенат, еще не принесший присягу Николаю Павловичу, должен будет подписать и огласить «Манифест к русскому народу». Согласно этому документу, составленному накануне восстания Трубецким, в России отменялась неограниченная власть монарха, и вводились гражданские права и свободы.

Адвокат: Данный план не был приведен в силу. Об этом нам расскажет мой подзащитный.

Обвиняемый: Данный план не был приведен в сил. Среди руководителей восстания начались разногласия. Якубович, который испытал сильное волнение из-за возможного кровопролития,

4

отказался вести гвардейских офицеров к Зимнему дворцу для ликвидации Николая Павловича. Каховский не захотел выступать в роли цареубийцы. Ссылаясь на то, что он «готов собой жертвовать отечеству, но ступенькой Рылееву или кому другому к возвышению не лягу». Трубецкой, узнав из достоверных источников, что Сенат присягнул Николаю в 7 часов 20 минут 14 декабря, не явился на Сенатскую площадь. Есть предположение, что он выходил из своего дома, расположенного рядом с Сенатской площадью, издалека смотрел на декабристское каре, но так и не решился возглавить восстание,

Прокурор: Но восстание зсё-таки произошло. Декабрист Каховский

4

выстрелил , и смертельно ранил представителя власти генерал- губернатора Милорадовича. Так же вы виноваты в том, что неповинных людей. У нас имеется свидетель.

Судья: приглашается свидетель.

Свидетель: Мы с мужиками услышали, что на Сенатской площади что- то происходит, стоят солдаты. Мы думали, что они пришли защищать императора Константина. Мы стали помогать им: кидали камни, бревна. Потом началась стрельба, крови было очень много.

Судья: обвиняемый, что вы можете сказать по данному свидетельству? Обвиняемый: Мы считали, что крестьянство не было готово, чтобы помощь нам и понять нас

Адвокат: Власти тоже виновны в больших жертвах. Мы можем пригласить свидетеля.

Судья: приглашается свидетель.

Свидетель: Я являлся солдатом Семеновского полка, к 4 часам дня нас согнали на Сенатскую площадь. Нас насчитывалось около 12 тысяч человек. Николай приказал подтянуть к площади 36 орудий. Раздалась команда стрелять: « Пальба орудьями по порядку », но мы не стреляли.

  • Почему не стреляет? - закричал офицер.

  • Так ведь они такие же, как и мы! Мы отказались ведь это наши братья. Но нас вынудили стрелять.

Судья: спасибо. Как я понимаю, восстание на этом закончилось? Прокурор: Нет, вы ошибаетесь .29 декабря1825 года на Украине \ Южное общество также предприняло попытку восстания Черниговского полка, Вы позволите пригласить свидетеля?

Судья: приглашается свидетель.

Свидетель: В данный период я являлся солдатом Черниговского полками, был свидетелем того, как С. И. Муравьев-Апостол с 970 солдатами и 8 офицерами ходил по заснеженным полям Украинц, надеясь на присоединение к нему других воинских частей. Однако эта надежда не оправдалась. Военному командованию удалось изолировать Черниговский полк. Одновременно к району восстания

*

стягивались верные правительству войска. В результате восстание также было подавлено.

Судья: спасибо. У сторон ещё имеются свидетели?

Прокурор: Нет, больше свидетелей не представлено.

Адвокат: Нет, больше свидетелей не представлено.

3 Закрепление.

Судья: приглашается сторона обвинения для окончательного подведения итогов.

Прокурор: Были созданы тайные общества: в 1816 году Союз спасения, 1818году Союз благоденствия, 1821 году Северное и Южное общества. Среди членов Северного и Южного обществ были арестовано 121

человек. Пять самых активных участников, а именно: Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Михаил Бестужев- Рюмин, Сергей Муравьев _Апостол, Петр Каховский были приговорены к смертной казни, Я считаю, что этот приговор справедлив, так как ими была сделана попытка государственного переворота.

Судья: приглашается сторона защиты для окончательного подведения итогов. }

Адвокат: Позвольте возразить, насчет доводов обвинения. Обвиняемые имели дворянское происхождение, получили хорошее образование, были очень молоды, и, наверно, они понимали, что их действия противозаконны, но в тоже время они понимали, что встают на борьбу с таким злом, как крепостное право и изменить это можно, только изменив существующий строй. Несмотря на то, что пятеро декабристов по приговору были казнены ,17- отправлены на пожизненную каторгу ,40-на каторжные работы, я прошу, чтобы в нашей памяти они остались борцами за свободу и Героями своего времени.

4. Подведение итогов.

Судья: всем спасибо за работу. Я попрошу вас оставить ваши роли и высказать своё мнение: кто же они декабристы?

Учащиеся высказывают своим мысли.

Учитель: История часто ставит оценки: кого-то осуждает, кого-то 5 оправдывает. Декабристы же стали кумирами для многих поколений, их действия называют подвигом, который неоднократно воспевался и в

литературе, и в поэзии, и в кино. Их можно, без сомнения, назвать

i

Героями своего времени.

5. Домашние задание.

До/УЮШНие ЗОданив по уровням сложности

  1. уровень—Параграф 6 по учебнику Д. Д. Данилова, В. А. Клоков Российская история XIX-XX века, М, ВАЛ АС,2005

  2. уровень - сообщение по теме «Жены декабристов»

ю

5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
«Движение декабристов».

Автор: Сираева Айгуль Газинуровна

Дата: 25.11.2016

Номер свидетельства: 362579

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) ""Движение декабристов" презентация на урок "
    ["seo_title"] => string(48) "dvizhieniie-diekabristov-priezientatsiia-na-urok"
    ["file_id"] => string(6) "178346"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424803578"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "План-конспект урока истории 8 класс по теме "Династический кризис. Восстание декабристов 1825 год". "
    ["seo_title"] => string(103) "plan-konspiekt-uroka-istorii-8-klass-po-tiemie-dinastichieskii-krizis-vosstaniie-diekabristov-1825-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "146078"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419075251"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Библиотечный час к 190летию восстания декабристов "
    ["seo_title"] => string(56) "bibliotiechnyi-chas-k-190lietiiu-vosstaniia-diekabristov"
    ["file_id"] => string(6) "155477"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421277912"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Урок на тему: "Династический кризис 1825 года.Выступление декабристов". "
    ["seo_title"] => string(74) "urok-na-tiemu-dinastichieskii-krizis-1825-ghoda-vystuplieniie-diekabristov"
    ["file_id"] => string(6) "203769"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429541578"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "ВОССТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ 1825 ГОД"
    ["seo_title"] => string(32) "vosstaniie-diekabristov-1825-god"
    ["file_id"] => string(6) "289675"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454851000"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства