kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему: "Династический кризис 1825 года.Выступление декабристов".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок будет проводиться в виде групповой работы с элементами игры. Класс разбиваем на группы, каждая из которых получает набор документов с заданием. По истечении 15 минут группы начинают отчитываться о проделанной работе (5 мин.) несколько учащихся получили предварительные задания подготовить краткие сообщения о наиболее известных декабристах.

Задача  урока: Выработать видение особенностей эпохи, структуры тайных обществ, положения сословий и значимости в осуществлении восстания

Соотнести с эпохой и зафиксировать в сознании даты, персоналии, события. Запомнить содержание терминов и понятий.

Научить выявлять причинно-следственные связи  и прогнозировать последствия

Провести исторический анализ документов и воспоминаний.

Дать алгоритм работы с документами, статистическими данными.

Раздача упреждающих заданий и материалов по теме. Проверка готовности. Определение принципа деления на группы. Подготовка пакета раздаточных материалов для каждой группы. Участие в интерактивной работе с группами. Контроль работы групп. Актуализирует тему, координирует работу учителей и класса, акцентирует внимание на ключевых вопросах темы, задает вопросы, резюмирует ответы, подводит итоги. Дать представление о времени и историческом значении  восстания декабристов   для дальнейшего развития страны. Развить аналитические навыки при работе с документами и художественными произведениями, позволяющие сравнивать, обобщать, определять и объяснять понятия, даты, термины Содействовать нравственному воспитанию и гражданскому образованию учащихся. Развивать творческий потенциал    учащихся, стимулировать их исследовательскую деятельность. Погружение в образное историческое пространство. Чтение произведений современников на фоне портретов деятелей той эпохи. Организация целенаправленного  поиска ответов на поставленные вопросы в предложенном комплекте документов. Апелляция к чувству сострадания, сравнение понимания нравственности и гражданственности представителями дворянского сословия. Организация учебного исследования по изучаемой теме. Краткие доклады о наиболее известных представителей движения декабристов. Изучают документы, выполняют задания, обмениваются информацией, по ходу заполняют таблицу. Отвечают на вопросы учителя и друг друга, дискутируют и полемизируют по обсуждаемым вопросам, по ходу урока заполняют таблицы, отвечают на тесты. 1 группа: «Зарождение декабристского движения». 2 группа: краткие доклады о наиболее известных представителей движения декабристов. 3 группа: Основные программные документы декабристов: «Конституция Н.Муравьева, «Русская правда» П. Пестеля

4 группа: «Следствие, суд, приговор» Как оценивает Николай I восстание декабристов? Согласны ли вы с этой  оценкой? Чем на ваш взгляд, она объясняется? Что в манифесте Николая I названо « главным предметом и первой целью умыслов» декабристов?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Династический кризис 1825 года.Выступление декабристов". »

«Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов» урок истории в виде групповой работы с элементами ролевой игры в 8 классе Пархоменко Людмила Валерьяновна Лотошное2011 История 8 класс Россия в первой половине XIX века9. Династический кризис 1825 г. выступление декабристов КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ УРОКА

В процессе групповой работы с элементами ролевой игры на уроке реконструируются условия, приведшие к восстанию представителей дворянства 14 декабря 1825 г., анализируются документы разного характера (воспоминания участников, программы), оцениваются интересы, цели и результаты восстания для дальнейшего развития России

ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО ТЕМЕ УРОКА

Русское Просвещение. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм

ПЕРЕЧЕНЬ СПОСОБНОСТЕЙ, ФОРМИРУЕМЫХ НА УРОКЕ (С КОНКРЕТНОЙ ПРИВЯЗКОЙ К УРОКУ)
Иметь представление

О месте, обстоятельствах, условиях и последствиях восстания декабристов

Знать/понимать

Хронологию восстания декабристов, основных участников, роль армии в его проведении, понятия и термины: династический кризис, декабристы, Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общество

Уметь
  • объяснять, в чем состояли предпосылки, цели и результаты восстания декабристов;
  • находить информацию о декабристах и самом восстании в одном или нескольких источниках;

  • сравнивать данные нескольких источников о восстании декабристов , выявляя сходство и различия, составлять описание и предъявлять результаты в различных формах;

  • различать и объяснять причины, повод и последствия восстания декабристов

Использовать
  • различные источники (учебник, документы, художественную литературу, живопись, энциклопедии, Интернет) для сбора информации о восстании декабристов;
  • существующие и самим обучающимся, созданные презентации, мультимедийные материалы по теме «Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.»



МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Литература

«Декабристы рассказывают» , «Записки, статьи, письма декабриста А.Д.Якушкина»,» Мемуары декабристов, Северное общество»,» Мемуары декабристов, Южное общество».

Искусство

Портреты: Александра I, Николая I, Н.М. Муравьева, С.П. Трубецкого, П.И. Пестеля, Н.И. Тургенева, Е.П. Оболенского, И.И. Пущина, К.Ф. Рылеева, М.П. Бестужева - Рюмина

Информатика Использование Интернета и компьютерных технологий при просмотре картин, отрывков из документов, поиска информации, презентации результатов исследования.
Психология Реконструкция менталитета дворян, решивших изменить политический строй в России XIX в. путем свержения самодержавия и введения Конституции,
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Наименование Цель использования
1 Компьютер, мультимедийный проектор, экран, CD Наглядность, быстрая портретов декабристов и иллюстраций, посвященных восстанию декабристов, выход в Интернет, поиск информации, презентация результатов работы.
ВИЗУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Наименование Цель использования
1 Портреты государственных деятелей и декабристов Образное восприятие эпохи, визуальная связь действующих лиц и их деяний, запоминание персоналий исторической эпохи.
РАЗДАТОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Наименование Цель использования
1 Карточки с текстами документов Умение работать с различными источниками, овладение элементами исторического анализа.
3 Карточки с заданиями для групповой работы Техническое задание на выполнение работы.
4 Карточки с тестами Текущий, рубежный и итоговый контроль усвоения.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ
Наименование Цель использования
1 Уметь анализировать иллюстративный материал, показывать какая часть населения не принимала участия в восстании
ТЕКСТЫ
Выходные данные текста Используемое содержание
1

Декабрист Иван Дмитриевич Якушкин: книга для учащихся. М., Просвещение, 1987


Из воспоминаний Н. Муравьева-Карского: «Как водится в молодые лета, мы судили о многом, и я, не ставя преград воображению своему, возбужденному чтени­ем Contrat Social («Общественный договор» - Н. С.) Руссо, мысленно начертывал себе всякие предположения в будущем. Думал и выдумал следующее: удалиться че­рез пять лет на какой-нибудь остров, населенный дикими, взять с собой надежных товарищей, образовать жителей острова и составить новую республику, для чего то­варищи мои обязывались быть мне помощниками».

2

Декабристы рассказывают. М., Молодая гвардия, 1975

Запись в студенческом дневнике Н. Тургенева о лекции профессора Л. А. Цветаева: «Цветаев говорил о преступлениях разного рода и между прочим сказал, что нигде в иных случаях не оказывают более призрения к простому народу, как у нас в России. (Хотя мне и больно, очень больно было слушать это, однако должно согласиться, что бедные простолюдины нигде так не притесняемы, как у нас.) Цве­таев приводил в пример, что многие молокососы (так говорил он), скачущие в каре­тах, позволяют (приказывают даже, прибавлю я) своим форейторам бить (ненака­занно, говорит Цветаев) бедных простолюдинов на улицах, несмотря на то, что по­лицейские чиновники стоят сами на улицах».

3

Мемуары декабристов, Северное общество. М., Издательство Московского университета, 1981


Из воспоминаний М. Муравьева-Апостола: « Мы были дети 1812 года. Принести в жертву все, даже самую жизнь, ради любви к отечеству было сердечным побуждением. Наши чувства были чужды эгоизма. Бог свидетель этому».

М. Фонвизин: «Великие события Отечественной войны, оставя в душе глубокие впечатления, произвели во мне какое-то беспокойное желание деятельности».

4

Декабрист Иван Дмитриевич Якушкин: книга для учащихся. М., Просвещение, 1987
























Декабристы рассказывают. М., Молодая гвардия, 1975
























Мемуары декабристов, Северное общество. М., Издательство Московского университета, 1981



























Мемуары декабристов, Южное общество. Под ред. И.В.Пороха и В.А.Федорова. М., Издательство Московского университета, 1982

Из «Записок» И. Д. Якушкина:

Война 1812 года пробудила народ русский к жизни и составляет важный период в его политическом существовании.

Пребывание целый год в Германии и потом несколько месяцев в Париже не мог­ло не изменить воззрения хоть сколько-нибудь мыслящей русской молодежи: при такой огромной обстановке каждый из нас сколько-нибудь вырос.

В 14-м году существование молодежи в Петербурге было томительно. В про­должение двух лет мы имели перед глазами великие события, решившие судьбы на­родов, и некоторым образом участвовали в них; теперь было невыносимо смотреть на пустую петербургскую жизнь и слушать болтовню стариков, выхваляющих все старое и порицающих всякое движение вперед. Мы ушли от них на 100 лет вперед.

Из записок И. Якушкина:

Крепостное же состояние у нас обозначалось на каждом шагу отвратительными своими последствиями. Беспрестанно доходили до меня слухи о неистовых поступ­ках помещиков, моих соседей. Ближайший из них - Жигалов, имевший всего 60 душ, разъезжал в коляске и имел огромную стаю гончих и борзых собак; зато кре­стьяне его умирали почти с голоду и часто, ушедши тайком с полевой работы, при­ходили ко мне и моим крестьянам просить милостыню.

Из показаний декабриста Я. М. Андреевича на следствии: Я роптал на бога и царя, и в сем ожесточении старался исследовать источник всего неистовства, коим терзают моих соотечественников, - еще в то время, когда не знал ни о каких обществах... Скажите, чего достойны сии воины, спасшие столицу и отечество от врага-грабителя, который попирал святыню? Так они, а никто другой спас Россию. И это был долг их, они клялись престолу и отечеству и твердо выпол­нили оную клятву. А такое ли возмездие получили за свою храбрость? Нет, увели­чилось после того еще более угнетение.

Из «Записок» А. И. Кошелева:

Смутно вспоминаю я о либеральных толках, бывших в 1818-1820 годах, особенно между военными, возвратившимися из Франции после событий 1812-1815 годов; но очень положительно и ясно сохранились в моей памяти жалобы на сла­бость императора Александра I в его отношениях к Меттерниху и Аракчееву. И ста­рики, и люди зрелого возраста, и в особенности молодежь - словом, чуть-чуть не все беспрестанно и без умолку осуждали действия правительства, и одни опасались ре­волюции, а другие пламенно ее желали и на нее полагали все надежды. Неудоволь­ствие было сильное и всеобщее.

П. И. Пестель о формировании своих революционных взглядов (из показа­ний на следствии):

Происшествия 1812, 13, 14 и 15 годов, равно как предшествовавших и по­следовавших времен, показали столько престолов низверженных, столько других постановленных, столько царств уничтоженных, столько новых учрежденных, столько царей изгнанных, столько возвратившихся или призванных, и столько опять изгнанных, столько революций совершенных, столько переворотов произведенных, что все сии происшествия ознакомили умы с революциями, с возможностями и удобностями оные производить. К тому же имеет каждый век свою отличительную черту. Нынешний ознаменовывается революционными мыслями. От одного конца Европы до другого видно одно и то же Дух преобразования заставляет, так ска­зать, везде умы клокотать Вот причины, полагаю я, которые породили револю­ционные мысли и правила и укоренили оные в умах.

Из показаний С. И. Муравьева-Апостола на следствии о революционных на­строениях в России и предпосылках создания декабристских тайных обществ:

Трехлетняя война, освободившая Европу от ига Наполеонова; последствия оной, введение представительного правления в некоторые Государства; сочинения поли­тические, беспрестанно являющиеся в сию эпоху и читаемые с жадностию молоде­жью; дух времени, наконец, обративший умы к наблюдению законов внутреннего устройства Государства, - вот источники революционных мнений в России. Моло­дые люди, занимавшиеся сими предметами, вскоре восчувствовали желание видеть в отечестве своем представительное устройство, сообщили друг другу свои мнения, со­единились единством желаний, - и вот зародыш Тайного общества политического.

Из «Конституции государственного завета» П. И. Пестеля:

4) Весь российский народ составляет одно сословие - гражданское, все ны­нешние сословия уничтожаются и сливаются в одно сословие - гражданское.

Правительство разделяется на верховную власть и государственное правление.

Верховная власть разделяется на законодательную и верховно исполни­
тельную. Первая поручается Народному Вечу, вторая -Державной думе. Сверх все­
го нужна еще власть блюстительная, дабы те две не выходили из своих пределов.

Народная веча состоит из народных представителей, выбранных народом на 5
лет. Каждый год пятая часть нисходит и заменяется новыми выборами. Народ­
ная веча есть одно целое Вся законодательная власть в ней обретается.
Никто не может распустить Народной вечи. Она представляет волю в государстве,
душу народа.


Державная дума состоит из 5 членов, народом выбранных на 5 лет. Ежегод­
но один из Думы выходит и заменяется другим выбором.

Верховный собор состоит из 120 членов, именуемых боярами. Бояре назна­
чаются на всю жизнь и не могут участвовать ни в законодательном ни в исполни­
тельном порядке. Народная веча препровождает к нему на утверждение свои
законы. Собор не рассуждает о сущности предметов, но смотрит на одни формы,
дабы во всем соблюдено законное

Из «Русской правды» П. И. Пестеля:

Россия есть государство единое и неразделимое. Государства бывают или неразделимые, или федеративные. Неразделимыми называются те, в коих в:е части или области, государство составляющие, одну общую Верховную Власть, один образ правления, одни законы имеют и признают и в коих ни одна область не имеет право частно для себя издавать законы и постановления.

Федеративными же называются те государства, в которых области, хотя и пря-знают общую над собой Верховную Власть и обязываются совокупно действовать во всех сношениях внешних, но при всем том право свое сохраняют законы делать и постановления издавать для собственного своего внутреннего гражданского и поли­тического образования и устраивать свое правление по частному своему усмотрг-нию.

Что же в особенности касается до России ...стоит только вспомнить, из каких разнородных частей сие огромное государство составлено. ... ежели сию разнород­ность еще более усилить через федеративное образование государства, то легко предвидеть можно, что сии разнородные области скоро от коренной России тогда отложатся А посему постановляется коренным законом Российского го­сударства, что всякая мысль о федеративном для него устройстве отвергается со­вершенно, яко пагубнейший вред и величайшее зло.

Вследствие всего здесь сказанного объявляется Российское государстно ...единым и неразделимым...

Все должны быть перед законом равны. Все люди в государстве имект одинаковое право на все выгоды, государством доставляемые, и все имеют равнье обязанности нести все тягости, нераздельные с государственным устроением. Из се­го явствует, что все люди в государстве должны непременно быть пред законом со­вершенно равны и что всякое постановление, нарушающее сие равенство всех перед законом, есть нестерпимое зловластие, долженствующее непременно быть уничто­женным.

Дворянство. Обладать другими людьми, как собственностью своею, про­давать, закладывать, дарить и наследовать людей наподобие вещей, употреблять их по собственному своему произволу без предварительного с ними соглашения и единственно для собственной своей пользы прибыли, выгоды, а иногда и прихоти, есть дело постыдное, противное человечеству, противное законам естественным, противное святой вере христианской, противное, наконец, заповедной воле всевыш­него И потому не может долее в России существовать позволение одному че­ловеку иметь и называть другого своим крепостным. Рабство должно быть реши­тельно уничтожено, и дворянство должно непременно отречься от гнусного пре­имущества обладать другими людьми.

Военные поселяне. Одна из первейших обязанностей Временного верхов­ного правления состоит в уничтожении военных поселений и в освобождении от ужасного сего ига всех селений, ныне к оным принадлежащих.

человек может только на земле жить и только от земли пропитание полу­чать; следовательно, земля есть собственность всего рода человеческого, и никто не должен быть от сего обладания ни прямым ни косвенным образом исключен. Законы политические должны утверждать и обеспечивать законы духовные и есте­ственные, а не нарушать оные. Наперед надо помышлять о доставлении всем людям необходимого для жития, а потом уже о приобретении изобилия.

средства (для этого - Н. С.) состоят в разделении земель на две поло­вины Одна половина получит наименование земли общественной, другая -земли частной. Земля общественная будет всему волостному обществу совокупно принадлежать и неприкосновенную его собственность составлять. Она ни продана, ни заложена быть не может. Она будет предначначена для доставления необходимо­го всем гражданам без изъятия и будет подлежать обладанию всех и каждого. Земли частные будут принадлежать казне или частным лицам, обладающим оными с пол­ною свободою и право имеющим делать из оной что им угодно. Сии земли, будучи предназначены для образования частной собственности, служить будут к доставле­нию изобилия.

Из «Конституции» Н. Муравьева

Вступление

Опыт всех народов и всех времен доказал, что власть самодержавная равно ги­бельна для правителей и для обществ: что она не согласна ни с правилами святой веры нашей, ни с началами здравого рассудка. Нельзя допустить основанием Прави­тельства произвол одного человека; невозможно согласиться, чтобы все права нахо­дились на одной стороне, а все обязанности на другой. Ставя себя выше зако­нов, государи забыли, что они в таком случае вне законов, вне человечества! ... Все народы европейские достигают законов и свободы. Более всех их народ Русской за­служивает и то и другое.

Но какой образ правления ему приличен? ... Федеральное или Союзное правле­ние одно разрешило сию задачу, удовлетворило всем условиям и согласило величие народа и свободу граждан.

О состоянии, личных правах и обязанностях русских

10. Все русские равны пред законом.

13. Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли Русской, становится свободным. Разделение между благородными и простолюдина­ми не принимается, поелику противно вере, по которой все люди братья, все рожде­ны благо по воле божьей, все рождены для блага и все просто люди.

23. Право собственности, заключающее в себе одни вещи, священно и неприкос­новенно.

24. Земли помещиков остаются за ними.

Военные поселения немедленно, уничтожаются.

Разделение людей на 14 классов отменяется. Названия и сословия одно­
дворцев, мещан, дворян, именитых граждан
заменяются все названием гражданина
или русского.

О народном вече

59. Народное вече, состоящее из Верховной думы и Палаты народных предста­вителей, облечено всею законодательною властию.

О власти, преимуществах народного веча и составлении законов 88. Всякий проект закона прочитается три раза в каждой палате.

Всякое предложение получившее согласие Думы и Палаты представителей,
должно еще быть представлено императору, чтобы получить силу закона. Если им­
ператор одобряет предложение, то подписывает оное; если не одобряет, то отсылает
с своими замечаниями в ту палату, в которую оно сначала поступило

Ежели император по прошествии 10 дней ... не возвратит представленного
ему проекта, то оный получает силу закона.

О верховной исполнительной власти

101. Император есть: верховный чиновник Российского правительства.

2) Он соединяет в особе своей всю исполнительную власть...

Из воспоминаний Н. В. Басаргина:

Мы так еще были молоды, что приговор наш к двадцатилетней каторжной работе в сибирских рудниках не сделал на нас большого впечатления. Правду ска­зать, он так был несообразен с нашею виновностью, представлял такое несправедливое к нам ожесточение, что как-то возвышал нас даже в собственных наших глазах. С другой стороны, он так отдалял нас от прошедшего, от прежнего быта, от всего, что было дорого нам в жизни, что необходимо вызвал в каждом из нас все силы нравственные, всю душевную твердость для перенесения с достоинством этого пе­рехода. Я теперь уверен, что если бы правительство вместо того, чтобы осудить нас так жестоко, употребило бы меру наказания более кроткую, оно бы лучше достигло своей цели, и мы бы больше почувствовали ее, даже, может быть, больше бы сожа­лели о той доле значения в обществе и преимуществе прежнего нашего положения, которое теряли. Лишив же нас всего и вдруг поставив на самую низкую, отвержен­ную ступень общественной лестницы, оно давало нам право смотреть на себя как на очистительные жертвы будущего преобразования России; одним словом, из самых простых и обыкновенных людей делало политических страдальцев за свои мнения, этим самым возбуждало всеобщее к нам участие, а на себя принимало роль ожесто­ченного, неумолимого гонителя.

Император Николай показал в нашем деле такое противу нас ожесточение, такое нечеловсколюбивое понятие о самодержавной власти, а вместе с тем и такое опасе­ние к либеральным идеям, ко всему, что имело тень оппозиции против правительст­ва, что можно было наперед предугадать всю последующую его политику, весь ход его царствования.

Мне кажется, что в неумеренной строгости, с которой он поступил с нами, у него была мысль восстановить в глазах подданных своих и особенно в высшем классе значение государя и его верховной власти, которая могла ослабнуть от случавшихся так часто заговоров в протекшее столетие русской жизни.

Из воспоминаний А. В. Поджио:

...возможно ли вообразить себе, сотня судей без допросов, без суда засудила бо­лее сотни молодых людей на самые позорные и лютые казни! Зачем нас свели, по­ставили лицом к лицу к этим судьям-истуканам, не подавшим ни одного не только голоса человеческого, но и малейшего признака хотя бы животного зверства! Про­питанные духом лучших учителей права, в особенности я, поклонник моего люби­мого Руссо могли ли мы не смутиться и в полном смысле слова не возмутиться при таком заявленном презрении к правам защиты всякого обвиненного!

И так суд не состоялся в виде даже русского законоведения: мы не были допро­шены, выслушаны, не требованы к оправданию, к защите, дозволенной, указанной законом. Верховный уголовный суд счел такой способ действия обременительным для людей, столь озабоченных государственными делами, и нашел гораздо удобнее положиться на указания Следственной комиссии и принять их в неизменное руково­дство. Вполне освещенные указаниями Комиссии, чересчур убежденные ее довода­ми и выводами, вперед направленные к непременному обвинению всех нас, судьи эти не могли и не должны были требовать от нас ни дополнений, ни объяснений, ни оправданий. Для них в этих тысячах показаний, вызванных под гнетом стольких ве­роломных и понудительных влияний, в этих показаниях, говорю я, столько ясности, столько юридической, строго разобранной истины, что следовало только подвести итоги приговоров и казней!

...приговоры так сходны были, как по содержанию, свойству и числу преступле­ний, сходны между собой, что трудно уяснить себе, каким образом преступники обозначались номерами и почему первый не сделался пятым или двенадцатым; так точно почему 12-й не зачислялся пятым или же первым?

По первоначальному приговору суда 36 человек были приговорены к смертной казни, 17 - к пожизненной каторге, 40 - к различным срокам ка­торжных работ. 5 декабристов, возглавлявших этот список, были приговорены к смертной казни четвертованием. Приговор был послан на утвержде­ние Николаю I, который смягчи/i наказание, уменьшил сроки, а для 31 под­судимого смертная казнь была заменена пожизненной каторгой. Наказание 5-ти декабристам, приговоренным к четвертованию, по приказу императора должен был установить сам суд. Четвертование было заменено повешеньем.

ПЕРСОНАЛИИ
Ф.И.О. Образ Необходимые данные
Александр I


Александр I Павлович (12 декабря1777, Санкт-Петербург — 19 ноября 1825, Таганрог) — император Всероссийский (с 11 марта 1801 года)
Николай I


Николай I Павлович (25 июня 1796, Царское Село — 18 февраля (2 марта) 1855, Петербург) — император Всероссийский с 14 декабря 1825 по 18 февраля 1855 года
Никита Михайлович Муравьёв


Никита Михайлович Муравьёв (19 .7.1796 — 10.04.1843 с. Урик Иркутской губ.) — один из главных идеологов движения декабристов

Сергей Петрович Трубецкой


Сергей Петрович Трубецкой (28 августа 1790, Нижний Новгород — 22 ноября 1860, Москва) — герой Отечественной войны 1812 года, один из наиболее известных декабристов.
Павел Иванович Пестель


Павел Иванович Пестель (24 июня 1793, Москва — 13 июля 1826, Санкт-Петербург) — руководитель Южного общества декабристов.
Евгений Петрович Оболенский


Евгений Петрович Оболенский , князь-декабрист (1796 - 1865). Состоял адъютантом при командующем пехотой гвардейского корпуса генерал-адъютанте Бистроме . В 1817 г. вступил в Союз Благоденствия и организовал, для привлечения новых членов, Вольное Общество
Иван Иванович Пу́щин


Иван Иванович Пу́щин (4  мая 1798(17980515), Москва — 3 апреля 1859) — декабрист
Кондратий Фёдорович Рылеев


Кондратий Фёдорович Рылеев (18 сентября 1795 года, Батово — 13  июля 1826 года, Петропавловская крепость) — русский поэт, общественный деятель, декабрист, один из пяти казнённых руководителей декабрьского восстания 1825 года
Михаил Павлович Бесту́жев-Рю́мин Михаил Павлович Бесту́жев-Рю́мин (23 мая 1801 или 1804, Кудрёшки, ныне Нижегородская область — 25 июля 1826, Санкт-Петербург) — декабрист; на момент восстания 14 декабря 1825 года был подпоручиком. Участник Южного общества. Один из руководителей Васильковской управы и восстания Черниговского полка. По приговору суда повешен вместе с другими руководителями декабристского движения 13 июля 1826 г. в Петропавловской крепости.
ХРОНОЛОГИЯ
Дата Содержание
1821 - 1822 Возникновение Северного и Южного обществ
19 ноября 1825 Смерть Александра I
13 декабря 1825 Николаю I присягнули Государственный совет и Сенат
14 декабря 1825 Восстание декабристов на Сенатской площади
29 декабря 1825 – 3 января 1826 Восстание Черниговского полка
13 июля 1826 Казнь К.Ф. Рылеева, П.И. Пестеля, С.И. Муравьева – Апостола, М.П. Бестужева – Рюмина, П.Г. Каховского
ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
Понятие/термин Содержание
Династический кризис

9 ноября 1825 г. умер император и самодержец всероссийский Александр I Благословенный. Его наследником был брат Константин Павлович, но Константин не хотел царствовать. Возник династический кризис, которым воспользовались тайные общества и подняли восстание.

Декабристы участники российского дворянского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х — первой половины 1820-х, организовавшие антиправительственное восстание в декабре 1825 и получившие название по месяцу восстания.
Северное общество декабристское общество, образовавшееся в Петербурге после роспуска «Союза благоденствия». Его члены подняли известное восстание 14 декабря 1825 года
Южное общество участники российского дворянского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х — первой половины 1820-х, организовавшие антиправительственное восстание в декабре 1825 и получившие название по месяцу восстания.
Союз благоденствия тайная организация декабристов в 1818-21. Основан в Москве на базе «Союза спасения».
ЦЕЛИ УРОКА
  • углубить ранее изученный материал о движении декабристов;
  • развивать навыки работы с документами, их анализа, учить выделять главное, решать проблемы, определять и объяснять понятия;

  • развивать навыки работы в группе на основе товарищества, добрососедства, толерантности, дисциплинированности

ЗАДАЧИ УРОКА
Область Задача Способ достижения Форма проверки
Представление Выработать видение особенностей эпохи, структуры тайных обществ, положения сословий и значимости в осуществлении восстания Работа с литературными и живописными произведениями. Эссе, художественное произведение, таблица, рефлексия.
Знание Соотнести с эпохой и зафиксировать в сознании даты, персоналии, события. Запомнить содержание терминов и понятий. Самостоятельная работа с текстом учебника. Хронологическая таблица, словарь терминов, рефлексия.
Понимание Научить выявлять причинно-следственные связи и прогнозировать последствия Сравнительный анализ источников, учебная исследовательская работа. Сравнительно-аналитическая таблица.
Умение Провести исторический анализ документов и воспоминаний. Анализ, метод учебной дискуссии. Историко-аналитическая справка по литературному произведению.
Применение Дать алгоритм работы с документами, статистическими данными. Работа в группах с источниками, интерактивное занятие. Презентация.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ (с указанием страниц)
Автор Название Издательство Место издания Год издания Нужные страницы
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России XIX век. Учебник для 8 класса. Просвещение Москва 2006 53 - 56
Декабрист Иван Дмитриевич Якушкин: книга для учащихся Просвещение Москва 1987 74
Декабристы рассказывают Молодая гвардия Москва 1975 23 -38
Мемуары декабристов, Северное общество Издательство Московского университета Москва 1981 13 -17
Под ред. И.В.Пороха и В.А.Федорова Мемуары декабристов, Южное общество Издательство Московского университета Москва 1982 33 -41
Энциклопедия для детей Аванта Москва 2003
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ (с указанием страниц)
Автор Название Издательство Место издания Год издания Нужные страницы
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России XIX век. Учебник для 8 класса Просвещение Москва 2006 53 - 56
Е.В. Колпакова, Н.В. Сумакова Поурочные разработки по истории России XIX ВАКО Москва 2005 64 -73


Декабристы рассказывают Молодая гвардия Москва 1975 23 -38
Декабрист Иван Дмитриевич Якушкин: книга для учащихся Просвещение Москва 1987 74
Мемуары декабристов, Северное общество Издательство Московского университета Москва 13 -17
Под ред. И.В.Пороха и В.А.Федорова Мемуары декабристов, Южное общество Издательство Московского университета Москва 33 -41
Энциклопедия для детей Аванта Москва
ХОД УРОКА АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ
Действия учителя Действия учащихся
Данный урок будет проводиться в виде групповой работы с элементами игры. Класс разбиваем на группы, каждая из которых получает набор документов с заданием. По истечении 15 минут группы начинают отчитываться о проделанной работе (5 мин.) несколько учащихся получили предварительные задания подготовить краткие сообщения о наиболее известных декабристах

1 группа: «Зарождение декабристского движения»

  • каковы были причины зарождения движения декабристов? Что повлияло на формирование взглядов будущих декабристов?

  • Как вы думаете, были ли взгляды будущих декабристов связаны с настроениями русского общества в целом можно ли назвать декабристов «горсткой беспочвенных мечтателей», оторванных от общества своего времени?





2 группа: краткие доклады о наиболее известных представителей движения декабристов

  • Как вы думаете, почему движение декабристов зародилось именно в дворянской среде


3 группа: Основные программные документы декабристов: «Конституция Н.Муравьева, «Русская правда» П. Пестеля








4 группа: «Следствие, суд, приговор»

Как оценивает Николай I восстание декабристов? Согласны ли вы с этой оценкой? Чем на ваш взгляд, она объясняется? Что в манифесте Николая I названо « главным предметом и первой целью умыслов» декабристов?

(см. справочно – информационные материалы)











Главными причинами движения декабристов являются:

  1. Война 1812 г. и связанный с нею мощный патриотический подъем, охвативший все русское общество;

  2. Заграничные походы русской армии 1813 – 1815 гг. и знакомство будущих декабристов с политическим устройством европейских государств;

  3. Чтение сочинений мыслителей эпохи Просвещения;

  4. Российская действительность (крепостное право, военные поселения);

  5. Революционные события в Западной Европе)



Ответ вытекает из причин движения декабристов



(см. справочно – информационные материалы)

В процессе работы с программами заполняют сравнительную таблицу, в которой отвечают на следующие вопросы:

  1. Государственное устройство России

  2. О собственности и землевладении

  3. Крепостное право и военные поселения



В манифесте сказано, что главной целью декабристов было цареубийство. Идея цареубийства, действительно, неоднократно возникала у декабристов. Однако она была средством достижения поставленных целей, среди которых главное – изменение политического, государственного устройства страны, введение представительного правления и отмена крепостного права

Подведение итогов. Закрепление изученного материала.
Проверка усвоения материала Тесты, задания.
ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ НА УРОК
Задача Способ решения Форма проверки
Дать представление о времени и историческом значении восстания декабристов для дальнейшего развития страны. Погружение в образное историческое пространство. Чтение произведений современников на фоне портретов деятелей той эпохи Фронтальная работа в классе. Рефлексия.
Развить аналитические навыки при работе с документами и художественными произведениями, позволяющие сравнивать, обобщать, определять и объяснять понятия, даты, термины Организация целенаправленного поиска ответов на поставленные вопросы в предложенном комплекте документов. Формы текущего контроля, исторический диктант, таблицы. Рефлексия.
Содействовать нравственному воспитанию и гражданскому образованию учащихся. Апелляция к чувству сострадания, сравнение понимания нравственности и гражданственности представителями дворянского сословия. Не подлежит проверке.
Развивать творческий потенциал учащихся, стимулировать их исследовательскую деятельность. Организация учебного исследования по изучаемой теме. Ученическая исследовательская работа.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ/РУКОВОДЯЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
Форма работы Действия учителя Действия учащихся
Индивидуальная Раздача упреждающих заданий и материалов по теме. Проверка готовности.

Краткие доклады о наиболее известных представителей движения декабристов

Групповая Определение принципа деления на группы. Подготовка пакета раздаточных материалов для каждой группы. Участие в интерактивной работе с группами. Контроль работы групп. Изучают документы, выполняют задания, обмениваются информацией, по ходу заполняют таблицу.
Фронтальная Актуализирует тему, координирует работу учителей и класса, акцентирует внимание на ключевых вопросах темы, задает вопросы, резюмирует ответы, подводит итоги. Отвечают на вопросы учителя и друг друга, дискутируют и полемизируют по обсуждаемым вопросам, по ходу урока заполняют таблицы, отвечают на тесты.
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПЕРСОНАЛИИ Контрольная форма в разделе Персоналии Форма для выдачи учащимся № 3 Последовательность портретов на карточках меняется
Ф.И.О. Образ Необходимые данные









ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ХРОНОЛОГИЯ Контрольная форма в разделе Хронология Форма для выдачи учащимся № 4
Дата Соедините дату и событие Содержание
19 января 1825 Возникновение Северного общества
1821 – 1822 Николаю I присягнули Государственный совет и Сенат
13 декабря 1825 Восстание декабристов на Сенатской площади
14 декабря 1825 Казнь К.Ф. Рылеева, П.И. Пестеля, С.И. Муравьева – Апостола, М.П. Бестужева – Рюмина, П.Г. Каховского
13 июля 1826 Смерть Александра I
29 декабря 1825 – 3 января 1826 Восстание Черниговского полка
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ Контрольная форма в разделе Понятия и термины Форма для выдачи учащимся № 5
Понятие/термин Содержание
Династический кризис
Декабристы
Северное общество
Южное общество
Союз благоденствия
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ Контрольная форма в разделе Понятия и термины Форма для выдачи учащимся № 6
Понятие/термин Содержание
9 ноября 1825 г. умер император и самодержец всероссийский Александр I Благословенный. Его наследником был брат Константин Павлович, но Константин не хотел царствовать. Возник династический кризис, которым воспользовались тайные общества и подняли восстание.
участники российского дворянского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х — первой половины 1820-х, организовавшие антиправительственное восстание в декабре 1825 и получившие название по месяцу восстания.
декабристское общество, образовавшееся в Петербурге после роспуска «Союза благоденствия». Его члены подняли известное восстание 14 декабря 1825 года
участники российского дворянского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х — первой половины 1820-х, организовавшие антиправительственное восстание в декабре 1825 и получившие название по месяцу восстания
тайная организация декабристов в 1818-21. Основан в Москве на базе «Союза спасения».
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ № 1 СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Документ 1

Из воспоминаний Н. Муравьева-Карского: «Как водится в молодые лета, мы судили о многом, и я, не ставя преград воображению своему, возбужденному чтени­ем Contrat Social («Общественный договор» - Н. С.) Руссо, мысленно начертывал себе всякие предположения в будущем. Думал и выдумал следующее: удалиться че­рез пять лет на какой-нибудь остров, населенный дикими, взять с собой надежных товарищей, образовать жителей острова и составить новую республику, для чего то­варищи мои обязывались быть мне помощниками».

Запись в студенческом дневнике Н. Тургенева о лекции профессора Л. А. Цветаева: «Цветаев говорил о преступлениях разного рода и между прочим сказал, что нигде в иных случаях не оказывают более призрения к простому народу, как у нас в России. (Хотя мне и больно, очень больно было слушать это, однако должно согласиться, что бедные простолюдины нигде так не притесняемы, как у нас.) Цве­таев приводил в пример, что многие молокососы (так говорил он), скачущие в каре­тах, позволяют (приказывают даже, прибавлю я) своим форейторам бить (ненака­занно, говорит Цветаев) бедных простолюдинов на улицах, несмотря на то, что по­лицейские чиновники стоят сами на улицах».

Документ 2

Из воспоминаний М. Муравьева-Апостола: « Мы были дети 1812 года. Принести в жертву все, даже самую жизнь, ради любви к отечеству было сердечным побуждением. Наши чувства были чужды эгоизма. Бог свидетель этому».

М. Фонвизин: «Великие события Отечественной войны, оставя в душе глубокие впечатления, произвели во мне какое-то беспокойное желание деятельности».

Из «Записок» И. Д. Якушкина:

Война 1812 года пробудила народ русский к жизни и составляет важный период в его политическом существовании.

Пребывание целый год в Германии и потом несколько месяцев в Париже не мог­ло не изменить воззрения хоть сколько-нибудь мыслящей русской молодежи: при такой огромной обстановке каждый из нас сколько-нибудь вырос.

В 14-м году существование молодежи в Петербурге было томительно. В про­должение двух лет мы имели перед глазами великие события, решившие судьбы на­родов, и некоторым образом участвовали в них; теперь было невыносимо смотреть на пустую петербургскую жизнь и слушать болтовню стариков, выхваляющих все старое и порицающих всякое движение вперед. Мы ушли от них на 100 лет вперед.

Документ 3

Из дневника Н. Тургенева:

Вчера, при закате солнца, приехал я в Тургенево. Я не нашел здесь веселых лиц ни на мужиках, ни на бабах, ни на девках.

Сегодня я был у обедни. Ничто меня не веселило, потому что я не замечал на крестьянах и на дворовых людях вида благоденствия. Я беспрестанно думаю об улучшении порядка, здесь существующего...

Разговаривая с крестьянами, я замечаю также, или мне так кажется, что смерт­ность между ними велика.

Жизнь нашего крестьянина весьма трудна. Три дня в неделю в течение всего го­да он работает на господина. Я иногда удивляюсь, и с некоторою жалостью, ограни­ченности познаний крестьян касательно всего, что происходит за околицею. Пусть подумают после сего о средствах распространения идей и вообще образованности.

Я начинаю не уставать, но отчаиваться в совершенном успехе моих наме­рений и желаний. Иногда невольно желаю и надеюсь на общее освобождение крепо­стных крестьян.

Из записок И. Якушкина:

Крепостное же состояние у нас обозначалось на каждом шагу отвратительными своими последствиями. Беспрестанно доходили до меня слухи о неистовых поступ­ках помещиков, моих соседей. Ближайший из них - Жигалов, имевший всего 60 душ, разъезжал в коляске и имел огромную стаю гончих и борзых собак; зато кре­стьяне его умирали почти с голоду и часто, ушедши тайком с полевой работы, при­ходили ко мне и моим крестьянам просить милостыню.

Из показаний декабриста Я. М. Андреевича на следствии: Я роптал на бога и царя, и в сем ожесточении старался исследовать источник всего неистовства, коим терзают моих соотечественников, - еще в то время, когда не знал ни о каких обществах... Скажите, чего достойны сии воины, спасшие столицу и отечество от врага-грабителя, который попирал святыню? Так они, а никто другой спас Россию. И это был долг их, они клялись престолу и отечеству и твердо выпол­нили оную клятву. А такое ли возмездие получили за свою храбрость? Нет, увели­чилось после того еще более угнетение.

Документ 4

Из «Записок» А. И. Кошелева:

Смутно вспоминаю я о либеральных толках, бывших в 1818-1820 годах, особенно между военными, возвратившимися из Франции после событий 1812-1815 годов; но очень положительно и ясно сохранились в моей памяти жалобы на сла­бость императора Александра I в его отношениях к Меттерниху и Аракчееву. И ста­рики, и люди зрелого возраста, и в особенности молодежь - словом, чуть-чуть не все беспрестанно и без умолку осуждали действия правительства, и одни опасались ре­волюции, а другие пламенно ее желали и на нее полагали все надежды. Неудоволь­ствие было сильное и всеобщее.

А. Бестужев - о России после 1812 года:

Солдаты роптали на истому ученьями, чисткою, караулами; офицеры - на ску­дость жалованья и непомерную строгость. Матросы - на черную работу, удвоенную по злоупотреблению, морские офицеры - на бездействие. Люди с дарованиями жа­ловались, что им заграждают дорогу по службе, требуя лишь безмолвной покорно­сти; ученые - на то, что им не дают учить, молодежь - на препятствия в учении. Словом, во всех углах виделись недовольные лица, на улицах пожимали плечами, везде шептались - все говорили: к чему это приведет? Все элементы были в броже­нии. Одно лишь правительство беззаботно дремало над вулканом; одни судебные места блаженствовали, ибо только для них в Россия была обетованною землею. Ли­хоимство их взошло до неслыханной степени бесстыдства...

Из показаний П. Каховского на следствии:

Мы не составлялись в обществе, но совершенно готовые в него лишь соединя­лись. Начало и корень общества должно искать в духе времени и положении, в котором мы находимся. Смело говорю, что из тысячи молодых людей не найдется и ста человек, которые бы не пылали страстью к свободе.

Документ 5

П. И. Пестель о формировании своих революционных взглядов (из показа­ний на следствии):

Происшествия 1812, 13, 14 и 15 годов, равно как предшествовавших и по­следовавших времен, показали столько престолов низверженных, столько других постановленных, столько царств уничтоженных, столько новых учрежденных, столько царей изгнанных, столько возвратившихся или призванных, и столько опять изгнанных, столько революций совершенных, столько переворотов произведенных, что все сии происшествия ознакомили умы с революциями, с возможностями и удобностями оные производить. К тому же имеет каждый век свою отличительную черту. Нынешний ознаменовывается революционными мыслями. От одного конца Европы до другого видно одно и то же Дух преобразования заставляет, так ска­зать, везде умы клокотать Вот причины, полагаю я, которые породили револю­ционные мысли и правила и укоренили оные в умах.

Из показаний С. И. Муравьева-Апостола на следствии о революционных на­строениях в России и предпосылках создания декабристских тайных обществ:

Трехлетняя война, освободившая Европу от ига Наполеонова; последствия оной, введение представительного правления в некоторые Государства; сочинения поли­тические, беспрестанно являющиеся в сию эпоху и читаемые с жадностию молоде­жью; дух времени, наконец, обративший умы к наблюдению законов внутреннего устройства Государства, - вот источники революционных мнений в России. Моло­дые люди, занимавшиеся сими предметами, вскоре восчувствовали желание видеть в отечестве своем представительное устройство, сообщили друг другу свои мнения, со­единились единством желаний, - и вот зародыш Тайного общества политического.

Основные программные документы декабристов: «Конституция» Н. Муравьева, «Русская Правда» П. Пестеля

Документ I

Из «Конституции государственного завета» П. И. Пестеля:

4) Весь российский народ составляет одно сословие - гражданское, все ны­нешние сословия уничтожаются и сливаются в одно сословие - гражданское.

Правительство разделяется на верховную власть и государственное правление.

Верховная власть разделяется на законодательную и верховно исполни­
тельную. Первая поручается Народному Вечу, вторая -Державной думе. Сверх все­
го нужна еще власть блюстительная, дабы те две не выходили из своих пределов.

Народная веча состоит из народных представителей, выбранных народом на 5
лет. Каждый год пятая часть нисходит и заменяется новыми выборами. Народ­
ная веча есть одно целое Вся законодательная власть в ней обретается.
Никто не может распустить Народной вечи. Она представляет волю в государстве,
душу народа.

Державная дума состоит из 5 членов, народом выбранных на 5 лет. Ежегод­
но один из Думы выходит и заменяется другим выбором.

Верховный собор состоит из 120 членов, именуемых боярами. Бояре назна­
чаются на всю жизнь и не могут участвовать ни в законодательном ни в исполни­
тельном порядке. Народная веча препровождает к нему на утверждение свои
законы. Собор не рассуждает о сущности предметов, но смотрит на одни формы,
дабы во всем соблюдено законное

Документ 2

Из «Русской правды» П. И. Пестеля:

Россия есть государство единое и неразделимое. Государства бывают или неразделимые, или федеративные. Неразделимыми называются те, в коих в:е части или области, государство составляющие, одну общую Верховную Власть, один образ правления, одни законы имеют и признают и в коих ни одна область не имеет право частно для себя издавать законы и постановления.

Федеративными же называются те государства, в которых области, хотя и пря-знают общую над собой Верховную Власть и обязываются совокупно действовать во всех сношениях внешних, но при всем том право свое сохраняют законы делать и постановления издавать для собственного своего внутреннего гражданского и поли­тического образования и устраивать свое правление по частному своему усмотрг-нию.

Что же в особенности касается до России ...стоит только вспомнить, из каких разнородных частей сие огромное государство составлено. ... ежели сию разнород­ность еще более усилить через федеративное образование государства, то легко предвидеть можно, что сии разнородные области скоро от коренной России тогда отложатся А посему постановляется коренным законом Российского го­сударства, что всякая мысль о федеративном для него устройстве отвергается со­вершенно, яко пагубнейший вред и величайшее зло.

Вследствие всего здесь сказанного объявляется Российское государстно ...единым и неразделимым...

Все должны быть перед законом равны. Все люди в государстве имект одинаковое право на все выгоды, государством доставляемые, и все имеют равнье обязанности нести все тягости, нераздельные с государственным устроением. Из се­го явствует, что все люди в государстве должны непременно быть пред законом со­вершенно равны и что всякое постановление, нарушающее сие равенство всех перед законом, есть нестерпимое зловластие, долженствующее непременно быть уничто­женным.

Дворянство. Обладать другими людьми, как собственностью своею, про­давать, закладывать, дарить и наследовать людей наподобие вещей, употреблять их по собственному своему произволу без предварительного с ними соглашения и единственно для собственной своей пользы прибыли, выгоды, а иногда и прихоти, есть дело постыдное, противное человечеству, противное законам естественным, противное святой вере христианской, противное, наконец, заповедной воле всевыш­него И потому не может долее в России существовать позволение одному че­ловеку иметь и называть другого своим крепостным. Рабство должно быть реши­тельно уничтожено, и дворянство должно непременно отречься от гнусного пре­имущества обладать другими людьми.

Военные поселяне. Одна из первейших обязанностей Временного верхов­ного правления состоит в уничтожении военных поселений и в освобождении от ужасного сего ига всех селений, ныне к оным принадлежащих.

человек может только на земле жить и только от земли пропитание полу­чать; следовательно, земля есть собственность всего рода человеческого, и никто не должен быть от сего обладания ни прямым ни косвенным образом исключен. Законы политические должны утверждать и обеспечивать законы духовные и есте­ственные, а не нарушать оные. Наперед надо помышлять о доставлении всем людям необходимого для жития, а потом уже о приобретении изобилия.

средства (для этого - Н. С.) состоят в разделении земель на две поло­вины Одна половина получит наименование земли общественной, другая -земли частной. Земля общественная будет всему волостному обществу совокупно принадлежать и неприкосновенную его собственность составлять. Она ни продана, ни заложена быть не может. Она будет предначначена для доставления необходимо­го всем гражданам без изъятия и будет подлежать обладанию всех и каждого. Земли частные будут принадлежать казне или частным лицам, обладающим оными с пол­ною свободою и право имеющим делать из оной что им угодно. Сии земли, будучи предназначены для образования частной собственности, служить будут к доставле­нию изобилия.

Документ 3. Из «Конституции» Н. Муравьева Вступление

Опыт всех народов и всех времен доказал, что власть самодержавная равно ги­бельна для правителей и для обществ: что она не согласна ни с правилами святой веры нашей, ни с началами здравого рассудка. Нельзя допустить основанием Прави­тельства произвол одного человека; невозможно согласиться, чтобы все права нахо­дились на одной стороне, а все обязанности на другой. Ставя себя выше зако­нов, государи забыли, что они в таком случае вне законов, вне человечества! ... Все народы европейские достигают законов и свободы. Более всех их народ Русской за­служивает и то и другое.

Но какой образ правления ему приличен? ... Федеральное или Союзное правле­ние одно разрешило сию задачу, удовлетворило всем условиям и согласило величие народа и свободу граждан.

О состоянии, личных правах и обязанностях русских

10. Все русские равны пред законом.

13. Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли Русской, становится свободным. Разделение между благородными и простолюдина­ми не принимается, поелику противно вере, по которой все люди братья, все рожде­ны благо по воле божьей, все рождены для блага и все просто люди.

23. Право собственности, заключающее в себе одни вещи, священно и неприкос­новенно.

24. Земли помещиков остаются за ними.

Военные поселения немедленно, уничтожаются.

Разделение людей на 14 классов отменяется. Названия и сословия одно­
дворцев, мещан, дворян, именитых граждан
заменяются все названием гражданина
или русского.

О народном вече

59. Народное вече, состоящее из Верховной думы и Палаты народных предста­вителей, облечено всею законодательною властию.

О власти, преимуществах народного веча и составлении законов 88. Всякий проект закона прочитается три раза в каждой палате.

Всякое предложение получившее согласие Думы и Палаты представителей,
должно еще быть представлено императору, чтобы получить силу закона. Если им­
ператор одобряет предложение, то подписывает оное; если не одобряет, то отсылает
с своими замечаниями в ту палату, в которую оно сначала поступило

Ежели император по прошествии 10 дней ... не возвратит представленного
ему проекта, то оный получает силу закона.

О верховной исполнительной власти

101. Император есть: верховный чиновник Российского правительства.

2) Он соединяет в особе своей всю исполнительную власть...

«Следствие, суд, приговор»

Документ 1

Из воспоминаний Н. В. Басаргина:

Мы так еще были молоды, что приговор наш к двадцатилетней каторжной работе в сибирских рудниках не сделал на нас большого впечатления. Правду ска­зать, он так был несообразен с нашею виновностью, представлял такое несправедливое к нам ожесточение, что как-то возвышал нас даже в собственных наших глазах. С другой стороны, он так отдалял нас от прошедшего, от прежнего быта, от всего, что было дорого нам в жизни, что необходимо вызвал в каждом из нас все силы нравственные, всю душевную твердость для перенесения с достоинством этого пе­рехода. Я теперь уверен, что если бы правительство вместо того, чтобы осудить нас так жестоко, употребило бы меру наказания более кроткую, оно бы лучше достигло своей цели, и мы бы больше почувствовали ее, даже, может быть, больше бы сожа­лели о той доле значения в обществе и преимуществе прежнего нашего положения, которое теряли. Лишив же нас всего и вдруг поставив на самую низкую, отвержен­ную ступень общественной лестницы, оно давало нам право смотреть на себя как на очистительные жертвы будущего преобразования России; одним словом, из самых простых и обыкновенных людей делало политических страдальцев за свои мнения, этим самым возбуждало всеобщее к нам участие, а на себя принимало роль ожесто­ченного, неумолимого гонителя.

Император Николай показал в нашем деле такое противу нас ожесточение, такое нечеловсколюбивое понятие о самодержавной власти, а вместе с тем и такое опасе­ние к либеральным идеям, ко всему, что имело тень оппозиции против правительст­ва, что можно было наперед предугадать всю последующую его политику, весь ход его царствования.

Мне кажется, что в неумеренной строгости, с которой он поступил с нами, у него была мысль восстановить в глазах подданных своих и особенно в высшем классе значение государя и его верховной власти, которая могла ослабнуть от случавшихся так часто заговоров в протекшее столетие русской жизни.

Документ 2

Из воспоминаний А. В. Поджио:

...возможно ли вообразить себе, сотня судей без допросов, без суда засудила бо­лее сотни молодых людей на самые позорные и лютые казни! Зачем нас свели, по­ставили лицом к лицу к этим судьям-истуканам, не подавшим ни одного не только голоса человеческого, но и малейшего признака хотя бы животного зверства! Про­питанные духом лучших учителей права, в особенности я, поклонник моего люби­мого Руссо могли ли мы не смутиться и в полном смысле слова не возмутиться при таком заявленном презрении к правам защиты всякого обвиненного!

И так суд не состоялся в виде даже русского законоведения: мы не были допро­шены, выслушаны, не требованы к оправданию, к защите, дозволенной, указанной законом. Верховный уголовный суд счел такой способ действия обременительным для людей, столь озабоченных государственными делами, и нашел гораздо удобнее положиться на указания Следственной комиссии и принять их в неизменное руково­дство. Вполне освещенные указаниями Комиссии, чересчур убежденные ее довода­ми и выводами, вперед направленные к непременному обвинению всех нас, судьи эти не могли и не должны были требовать от нас ни дополнений, ни объяснений, ни оправданий. Для них в этих тысячах показаний, вызванных под гнетом стольких ве­роломных и понудительных влияний, в этих показаниях, говорю я, столько ясности, столько юридической, строго разобранной истины, что следовало только подвести итоги приговоров и казней!

...приговоры так сходны были, как по содержанию, свойству и числу преступле­ний, сходны между собой, что трудно уяснить себе, каким образом преступники обозначались номерами и почему первый не сделался пятым или двенадцатым; так точно почему 12-й не зачислялся пятым или же первым?







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок на тему: "Династический кризис 1825 года.Выступление декабристов".

Автор: Пархоменко Людмила Валерьяновна

Дата: 20.04.2015

Номер свидетельства: 203769


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства