Духовная жизнь СССР в 30-е годы. Урок истории. 9 класс.
Духовная жизнь СССР в 30-е годы. Урок истории. 9 класс.
Цели урока.Образовательные:
составить представление о сущности советской модели тоталитаризма, сложившейся в 30-е годы ХХ века, определить истоки массовой поддержки тоталитарного режима в СССР и его последствия для экономической, политической и духовной жизни страны;
определить общие тенденции развития культуры в 30-е годы XX века;
познакомиться с деятелями культуры30-х годов, результатом их творчества;
Просмотр содержимого документа
«Духовная жизнь СССР в 30-е годы. Урок истории. 9 класс. »
«Духовная жизнь СССР в 30-е годы».
Цели урока.Образовательные:
составить представление о сущности советской модели тоталитаризма, сложившейся в 30-е годы ХХ века, определить истоки массовой поддержки тоталитарного режима в СССР и его последствия для экономической, политической и духовной жизни страны;
определить общие тенденции развития культуры в 30-е годы XX века;
познакомиться с деятелями культуры30-х годов, результатом их творчества;
формировать навык изложения собственной позиции, развивать навыки монологической речи, ведения диалога, беседы;
способствовать развитию исторического мышления,
закрепить навык системного анализа.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к истории государства, умения понимать и принимать свою историю, учиться на ошибках прошлого.
1.Опрос Д/З + актуализация темы
Историческая разминка. Блиц-опрос ( 5 вопросов на «5») Вопросы задают ученики.
Работа у доски (3 ученика отвечают письменно) а) Историческая лента событий б) Понятия в) Лица в истории
С.М.Киров
А.И.Бухарин
Л.Д.Троцкий
5 декабря 1936
В.И.Ленин
Декабрь1929
Репрессии
РМ.Н. Тухачевский
1928-1932
Культ личности
1933-1937
Коллективизация
21.01.1924
Индустриализация
Раскулачивание
Беседа с классом
Вступительное слово учителя: Мы с вами уже несколько уроков обсуждаем жизнь советского общества в 30-е годы XX века и выяснили, что в этот период в СССР утверждается тоталитаризм, т.е. контроль государства над всеми сферами жизни общества.
Какие сферы жизни общества вам известны? ( из обществознания)
Какие главные процессы в этот период происходили в экономике страны?________________(индустриализация, коллективизация)
Чем характеризовалась политическая сторона жизни общества?______________________(сращивание партийного и государственного аппарата, установление культа личности И.В.Сталина, репрессии, контроль партии…)
Сегодня речь пойдет о духовной сфере жизни советского общества. Мы увидим, как годы так называемой «культурной революции»
Урок пройдет в форме семинарского занятия, на котором вы поделитесь своими сведениями, которые подготовили дома.
2. Новый материал:
Учитель: Итак, 30-е годы прошлого века вошли в историю нашей страны как период «культурной революции».
Первый вопрос семинара: В чем заключается суть понятия «культурная революция»?
2. Какие изменения происходили в сфере образования?
Работа с учебником. Анализ информации (с.192) Слайд 7
( пристальное внимание уделялось истории (она рассматривалась как летопись классовй борьбы угнетенных с эксплуататорами), в 1938г.выходит «Краткий курс истории ВКП(б)»,в котором определялась единственная концепция истории страны
Ученик: сообщение о «Кратком курсе истории ВКП(б)»_____________________Слайд 9
3. Каковы достижения науки в этот период? Слайд 8
Ученик: сообщение «Научные достижения»
(все науки носили политический характер, генетика признавалась буржуазной наукой)
Учитель: Как мы видим, наука развивалась под строгим контролем государства, причем только в тех направлениях, которые были нужны государству. (записать этот вывод)
Даже люди свободных профессий подчинялись партийной цензуре. Советское искусство было обязано следовать одному художественному направлению - социалистическом у реализму.
«Литература и искусство»Презентация, подготовленная учеником. (Коннова Н.)
Портреты деятелей не подписаны, учащиеся пытаются их узнать ( межпредметная связь)
4. В чем суть принципа социалистического реализма?
(в сознании людей размывались границы между желанным будущим и жестоким настоящим, настроениями людей можно было управлять, порождая трудовой энтузиазм и гнев к врагам народа, всенародную любовь к вождю и готовность к подвигам)
Давайте теперь выясним воздействие этого принципа на развитие музыкального искусства
5.Какие процессы происходили в области музыкального искусства?
(созданы коллективы впоследствии прославившие советскую музыкальную культуру: квартет им. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр, оркестр Государственной филармонии, творили Прокофьев, Хачатурян, Кабалевский, Дунаевский и пр.
Пресечены любые новаторские поиски в оперной, симфонической, камерной музыке: критиковали Шостаковича за оперу «Леди Макбет Мценского уезда» и балет «Светлый ручей».)
(самая демократическая ветвь музыкального творчества; огромное влияние на современников: мажорная, бодрая музыка, простые стихи, прославляющие Родину, Сталина, труд.)
Обучающиеся слушают отрывки песен: Н.Богословского и Б.Ласкина «Стахановское племя», Н.Остроградского и Ф. Шкулева «Мы-кузнецы!»
Как, вы, думаете пафос этих песен соответствовал реалиям жизни…
«Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек…
Молодым – везде у нас дорога,
Старикам – везде у нас почет».
Учитель: В. И. Ленин еще в 20-е годы сказал «Из всех искусств важнейшим для нас является кино». Почему он так сказал?
6. Какова была социальная функция кинематографа в 30-е годы?
(самый массовый вид искусства; события 20-30-хгг. отражались в сознании людей не только через собственный опыт, но и через любимые кинокартины; зритель, не умевший читать, не способный глубоко анализировать события, воспринимал окружающую жизнь как «великую иллюзию», творимую на экране…
Вспомните фильмы тех лет.
7. Определите, какие общие процессы происходили в 30-е годы в области просвещения, науки и культуры
(активное приобщение людей к культуре и искусству за счет увеличения числа театров, кинотеатров, филармоний, за счет распространения художественной самодеятельности
(если остается время можно составить кроссворд в 5 слов, если времени не достаточно-это может стать домашним заданием)
Форма семинарского занятия выбрана не случайно: в 9 классе обучающиеся должны быть знакомы с формами обучения в старшей школе, самостоятельный поиск информации по заданной теме и самостоятельная работа с учебником способствует лучшему запоминанию и более глубокому проникновению в суть темы, а также повышают интерес к обучению.
Д/З №26, п. ответ на вопрос: Какие особенности духовного облика советских людей 30-х годов отражены поэтом Ю. Левитанским «Сомнений дух над нами не витал»