kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Духовная жизнь СССР в 30-е годы. Урок истории. 9 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока.                                                                                                                                              Образовательные:

  • составить представление о сущности советской модели тоталитаризма, сложившейся в 30-е годы ХХ века, определить истоки массовой поддержки тоталитарного режима в СССР и его последствия для экономической, политической и духовной жизни страны;
  • определить общие тенденции развития культуры в 30-е годы XX века;
  • познакомиться с деятелями культуры30-х годов, результатом их творчества;
  • усвоить хронологию событий периода.

 Развивающие:

  • закрепить навык установления причинно-следственных связей;
  • формировать навык изложения собственной позиции, развивать навыки монологической речи, ведения диалога, беседы;
  • способствовать развитию исторического мышления,
  • закрепить навык системного анализа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Духовная жизнь СССР в 30-е годы. Урок истории. 9 класс. »

«Духовная жизнь СССР в 30-е годы».

Цели урока. Образовательные:

  • составить представление о сущности советской модели тоталитаризма, сложившейся в 30-е годы ХХ века, определить истоки массовой поддержки тоталитарного режима в СССР и его последствия для экономической, политической и духовной жизни страны;

  • определить общие тенденции развития культуры в 30-е годы XX века;

  • познакомиться с деятелями культуры30-х годов, результатом их творчества;

  • усвоить хронологию событий периода.

Развивающие:

  • закрепить навык установления причинно-следственных связей;

  • формировать навык изложения собственной позиции, развивать навыки монологической речи, ведения диалога, беседы;

  • способствовать развитию исторического мышления,

  • закрепить навык системного анализа.

Воспитательные:

- воспитывать уважение к истории государства, умения понимать и принимать свою историю, учиться на ошибках прошлого.

1.Опрос Д/З + актуализация темы

Историческая разминка. Блиц-опрос ( 5 вопросов на «5») Вопросы задают ученики.

Работа у доски (3 ученика отвечают письменно) а) Историческая лента событий б) Понятия в) Лица в истории

С.М.Киров

А.И.Бухарин

Л.Д.Троцкий

5 декабря 1936

В.И.Ленин

Декабрь1929

Репрессии

РМ.Н. Тухачевский

1928-1932

Культ личности


1933-1937

Коллективизация


21.01.1924

Индустриализация



Раскулачивание





Беседа с классом

Вступительное слово учителя: Мы с вами уже несколько уроков обсуждаем жизнь советского общества в 30-е годы XX века и выяснили, что в этот период в СССР утверждается тоталитаризм, т.е. контроль государства над всеми сферами жизни общества.

Какие сферы жизни общества вам известны? ( из обществознания)

Какие главные процессы в этот период происходили в экономике страны?________________(индустриализация, коллективизация)

Чем характеризовалась политическая сторона жизни общества?______________________(сращивание партийного и государственного аппарата, установление культа личности И.В.Сталина, репрессии, контроль партии…)

Сегодня речь пойдет о духовной сфере жизни советского общества. Мы увидим, как годы так называемой «культурной революции»

Урок пройдет в форме семинарского занятия, на котором вы поделитесь своими сведениями, которые подготовили дома.

2. Новый материал:

Учитель: Итак, 30-е годы прошлого века вошли в историю нашей страны как период «культурной революции».

Первый вопрос семинара: В чем заключается суть понятия «культурная революция»?

________________________________________________(с.191-192) Слайд 4(записать)

Теперь поговорим об этом подробнее:

2. Какие изменения происходили в сфере образования?

Работа с учебником. Анализ информации (с.192) Слайд 7

( пристальное внимание уделялось истории (она рассматривалась как летопись классовй борьбы угнетенных с эксплуататорами), в 1938г.выходит «Краткий курс истории ВКП(б)»,в котором определялась единственная концепция истории страны

Ученик: сообщение о «Кратком курсе истории ВКП(б)»_____________________Слайд 9

3. Каковы достижения науки в этот период? Слайд 8

Ученик: сообщение «Научные достижения»

(все науки носили политический характер, генетика признавалась буржуазной наукой)

Учитель: Как мы видим, наука развивалась под строгим контролем государства, причем только в тех направлениях, которые были нужны государству. (записать этот вывод)

Даже люди свободных профессий подчинялись партийной цензуре. Советское искусство было обязано следовать одному художественному направлению - социалистическом у реализму.

«Литература и искусство» Презентация, подготовленная учеником. (Коннова Н.)

Портреты деятелей не подписаны, учащиеся пытаются их узнать ( межпредметная связь)

4. В чем суть принципа социалистического реализма?

_____________________________________________________ Слайд 10

Каково было воздействие этого принципа на развитие советского искусства?

______________________________________________________________

(в сознании людей размывались границы между желанным будущим и жестоким настоящим, настроениями людей можно было управлять, порождая трудовой энтузиазм и гнев к врагам народа, всенародную любовь к вождю и готовность к подвигам)

Давайте теперь выясним воздействие этого принципа на развитие музыкального искусства

5. Какие процессы происходили в области музыкального искусства?

____________________________________________________________ Слайд 11

(созданы коллективы впоследствии прославившие советскую музыкальную культуру: квартет им. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр, оркестр Государственной филармонии, творили Прокофьев, Хачатурян, Кабалевский, Дунаевский и пр.

Пресечены любые новаторские поиски в оперной, симфонической, камерной музыке: критиковали Шостаковича за оперу «Леди Макбет Мценского уезда» и балет «Светлый ручей».)

Чем именно можно объяснить взлет песенного жанра?

_______________________________________________________Слайд 12

(самая демократическая ветвь музыкального творчества; огромное влияние на современников: мажорная, бодрая музыка, простые стихи, прославляющие Родину, Сталина, труд.)

Обучающиеся слушают отрывки песен: Н.Богословского и Б.Ласкина «Стахановское племя», Н.Остроградского и Ф. Шкулева «Мы-кузнецы!»

Как, вы, думаете пафос этих песен соответствовал реалиям жизни…

«Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек…

Молодым – везде у нас дорога,

Старикам – везде у нас почет».

Учитель: В. И. Ленин еще в 20-е годы сказал «Из всех искусств важнейшим для нас является кино». Почему он так сказал?

6. Какова была социальная функция кинематографа в 30-е годы?

___________________________________________________________Слайд13

(самый массовый вид искусства; события 20-30-хгг. отражались в сознании людей не только через собственный опыт, но и через любимые кинокартины; зритель, не умевший читать, не способный глубоко анализировать события, воспринимал окружающую жизнь как «великую иллюзию», творимую на экране…

Вспомните фильмы тех лет.

7. Определите, какие общие процессы происходили в 30-е годы в области просвещения, науки и культуры

(активное приобщение людей к культуре и искусству за счет увеличения числа театров, кинотеатров, филармоний, за счет распространения художественной самодеятельности

__________________________________________________________________

Учитель: Образование, наука и культура были взяты под строгий контроль, испытывали идеологическое давление.

Чем это было обусловлено?

_____________________________________________________________________

(желанием партийных органов контролировать жизнь и деятельность каждого члена общества)

3. Вывод по уроку:

А теперь сделайте вывод о том,

Какой была духовная жизнь советского общества в 30-е годы в условиях тоталитаризма?

В чем вы видите достижения культурной революции в СССР?

____________________________________________________(с.192) Слайд 5

Т.о. мы можем записать вывод: важнейшей чертой «культурной революции» стало активное приобщение советских людей к искусству.

А каковы были недостатки «культурной революции»?_____________________________________________________ Слайд 6

______________________________________________________________________

(если остается время можно составить кроссворд в 5 слов, если времени не достаточно-это может стать домашним заданием)

Форма семинарского занятия выбрана не случайно: в 9 классе обучающиеся должны быть знакомы с формами обучения в старшей школе, самостоятельный поиск информации по заданной теме и самостоятельная работа с учебником способствует лучшему запоминанию и более глубокому проникновению в суть темы, а также повышают интерес к обучению.

Д/З №26, п. ответ на вопрос: Какие особенности духовного облика советских людей 30-х годов отражены поэтом Ю. Левитанским «Сомнений дух над нами не витал»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Духовная жизнь СССР в 30-е годы. Урок истории. 9 класс.

Автор: Гасинюкова Ирина Павловна

Дата: 14.12.2014

Номер свидетельства: 143844

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Урок по истории России 9 класс Тема: ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПОТЕРИ"
    ["seo_title"] => string(66) "urokpoistoriirossii9klasstiemadukhovnaiazhizndostizhieniiaipotieri"
    ["file_id"] => string(6) "302423"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457169645"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока по географии "Астана - столица РК" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-astana-stolitsa-rk"
    ["file_id"] => string(6) "162910"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422427371"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "«Идеальное государство и новый человек в советском искусстве  1930 - х годов»."
    ["seo_title"] => string(82) "idieal-noie-ghosudarstvo-i-novyi-chieloviek-v-sovietskom-iskusstvie-1930-kh-ghodov"
    ["file_id"] => string(6) "290098"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454922352"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "«Идеальное государство и новый человек в советском искусстве  1930 - х годов»."
    ["seo_title"] => string(84) "idieal-noie-ghosudarstvo-i-novyi-chieloviek-v-sovietskom-iskusstvie-1930-kh-ghodov-1"
    ["file_id"] => string(6) "290099"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454922360"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Урок внеклассного чтения по произведениям забайкальского писателя Бориса Макарова "Зерна надежды" "
    ["seo_title"] => string(109) "urok-vnieklassnogho-chtieniia-po-proizviedieniiam-zabaikal-skogho-pisatielia-borisa-makarova-zierna-nadiezhdy"
    ["file_id"] => string(6) "231314"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442468681"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства