План-конспект урока по МХК для 11-ого класса.
«Идеальное государство и новый человек в советском искусстве
1930-х г».
Цель урока:
формирование представлений у школьников о советском искусстве 1930-х г., образ «идеального государства» и «нового человека» в соцреализме, развитие навыков анализа представленных произведений, развитие навыка творческой работы в группе.
Задачи урока:
- научить различать изученные произведения,
- расширить представления учащихся о роли советского искусства в жизни человека и государства,
- сформировать навыки анализа и сравнения произведений,
- стимулировать учащихся на взаимодействие во время творческой работы.
Используемое оборудование и материалы:
компьютеры, проектор, музыкальные колонки, наушники, мультимедиапрезентация.
Используемые учебники и учебные пособия:
учебник МХК Г.И. Даниловой 11 класс.
Форма урока:
комбинированный медиаурок с применением интерактивных технологий.
План урока:
Организационный момент – 1 – 2 мин.
Актуализация знаний – 5 – 7 мин.
Основная часть, работа в группах – 20 мин.
Подведение итогов урока. – 7– 15 мин.
Ход урока:
I. Организационный момент:
Приветствие учащихся и проверка готовности их к уроку.
II. Вступительная беседа:
По полюсу гордо шагает,
Меняет движение рек,
Высокие горы сдвигает -
Советский простой человек!
Этими строчками из песни Василия Ивановича Лебедева-Кумача мне бы хотелось начать наш урок. Сегодня перед нами стоит непростая задача: познакомиться с советским искусством 30-х годов.
Но прежде, чем приступить к изучению нового материала, давайте попытаемся вспомнить, а что же представляет из себя советское государство этого периода?
Итак, 30-е годы – это?
Откуда же у нас все эти знания?
(История, литература…)
Какие литературные произведения рассказали нам об этой противоречивой эпохе?
(Владимир Федорович Тендряков «Хлеб для собаки» - рассказ, написанный в конце 60-х годов прошлого столетия, увидел свет только в 1988 году, уже после смерти автора.
Сергей Донатович Довлатов «Наши» - 1983 г.
Андрей Платонович Платонов «Котлован» - повесть написана в 1930 г, не была опубликована при жизни автора, до публикации в СССР в 1987 году распространялась самиздатом.
Евгений Иванович Замятин «Мы» (1920 г.) - роман, известный читателям Америки и Европы, вернулся на родину только в 1988 году.)
Но так представляем себе эпоху 30-х годов мы, жители XXI века, а теперь давайте перенесемся в прошлое (на 85 лет назад), и попытаемся взглянуть на это время глазами большинства людей, жителей советского государства.
Для этого обратимся к искусству кинематографии.
Показ видеоролика.
Какие эмоции вы испытали, просматривая видеофрагменты из фильмов, популярных в 30 – 40 гг.?
Хотелось ли бы вам жить в таком государстве и почему?
Давайте зафиксируем на доске, какой образ государства у нас возник?
(Светлое, молодое, все в едином порыве, счастливое время…)
Кто же был главным героем идеального государства?
(Человек)
Давайте попытаемся сформулировать тему урока.
«Идеальное государство и новый человек в советском искусстве 1930-х г».
Запишем ее в тетрадь.
А теперь обратимся к поэзии того времени. Перед вами на столах тексты песен эпохи 30-х годов.
Ваша задача выделить качества советского человека, а также эпитетами охарактеризовать идеальное государство.
Страна какая? Человек какой?
А теперь обратимся еще к одному виду искусства, к живописи.
Что изображено, на картинах, которые лежат перед вами?
Мы знаем, что сегодня живопись представлена многими направлениями и теченьями. Что мы можем сказать о методе, используемом советскими художниками?
Как вы думаете, почему именно соцреализм?
Перед вами стоит непростая задача: отобрать, на каких картинах художник изобразил идеальное советское государство, а какие могут дополнить портретную характеристику советского человека новыми качествами?
Кто же он, новый герой советского государства?
Колхозник.
Рабочий.
Спортсмен.
Герой.
Летчик.
Пионер.
Стахановец.
Новое время, новое государство, новый герой…
Человек простой и стойкий, строитель коммунизма и социализма в отдельно взятой стране…
Это подтверждают фильмы, стихи и плакаты.
Возникли ли какие-то трудности при работе с произведениями художников?
А куда вы отнесли портреты, на которых изображен Иосиф Виссарионович Сталин?
ПЕСНЯ «ПАРТИЯ НАШ РУЛЕВОЙ»!
Государство – это не только отдельно взятые граждане это единый механизм.
Вождь – Государство – Контроль – Единая линия партии!
Как подтверждается эта мысль?
Награды, Нормы, отряды.
ТОТАЛИТАРИЗМ!
ИСКУССТВО ОБСЛУЖИВАЛО ГОСУДАРСТВО.
УДАЛОСЬ ЛИ ГОСУДАРСТВУ ПОЛНОСТЬЮ ПОДЧИНИТЬ СЕБЕ ИСКУССТВО? (ЭССЕ).
VIII. Домашнее задание.
- Идея молодого строящегося государства и культ личности Сталина.
- Вера в социалистические идеалы: верность делу партии и правительства, патриотизм, ненависть к классовым врагам, культовая любовь к вождям пролетариата, трудовая дисциплина, законопослушность и интернационализм.
- Новые традиции: светлое будущее и коммунистическое равенство.
- Идеологизация духовной жизни общества.
- Установка на тотальный разрыв с прошлым, на возвеличивание массы, коллектива.
- Идеологические кампании, постоянный поиск врагов и их разоблачения поддерживали в обществе атмосферу страха.
- Но ИНАКОМЫСЛИЕ все же имело место быть!
- В последнее время читающей публике стали широко известны «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Окаянные дни» И. Бунина, дневники М. Пришвина и И. Павлова.
- Протест против духовного гнета звучит в произведениях Е. Замятина, А. Платонова, М. Булгакова, поэтов Н. Клюева, С. Клычкова, О. Мандельштама.
Искусство – есть объективная жизнь.
Посредством искусства происходят истинные преобразования человеческой жизни.
Раннесоветское искусство воссоздавало новую реальность, отличную от действительности.
Художественный метод – соцреализм.
Развитие массового агитационного искусства.