Цель:выяснение роли духа предпринимательства в зарождении капитализма —общества, основанного на частной собственности и рыночном хозяйстве.
Тип урока: комбинированный.
Способы организации деятельности: объяснение учителя; выполнение проблемно-познавательных заданий по ходу разбора текста учебника.
I. Проверка домашнего задания.
Вопросы для опроса:
1. Каким образом абсолютизм способствовал оформлению централизованных государств?
2. Чем характеризуются взаимоотношения монархов и представительных органов при абсолютизме?
3. С какой целью короли провозглашали свою власть божественной?
А также проверить выполнение заданий №2 и №5 на с. 30.
II. Изучение нового материала.
1. Новые черты в развитии торговли в XVI - XVII вв.
Ученики выполняют познавательное задание:
1) Анализируют информацию раздела "Рост рынков" — с. 33 - 34 — и выписывают в тетрадь новые черты в развитии торговли в XVI - XVII вв. :
Ученики записывают в тетрадь:
Новые черты в развитии торговли:
Рынки стали работать ежедневно;
строились крытые рынки;
торговля велась также в лавках, располагавшихся в первых этажах городских домов;
практиковалась торговля вразнос.
2) Делают выписки из раздела "Развитие мировой торговли" — с. 34 - 37 — с целью характеристики развития мировой торговли.
Ученики записывают в тетрадь:
Развитие мировой торговли:
Центрами мировой торговли стали Голландия и Англия.
Город Антверпен стал "воротами Европы".
Купцы объединялись в торговые компании: Ост-Индская и Московская компании в Англии.
3) Самостоятельно и с помощью учителя записывают определения "биржа", "банки"— с. 37 - 38.
Ученики записывают в тетрадь:
Биржа — место, где могли встречаться для заключения сделок купцы, банкиры, заказчики и поставщики.
Банки — предприятия, функцией которых является посредничество в платежах, расчетах и кредите.
NB: ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!
2. Мануфактура — предприятие нового типа.
Дальнейшая работа посвящена ответу на проблемный вопрос "Почему возникновение мануфактурного производства является признаком рождения капитализма?"
1) Ученики устно отвечают на вопрос "Почему нужда в крупных предприятиях увеличивалась?". Для этого исследуют [читают] начало раздела "Мануфактура — предприятие нового типа" — с. 39.
Предполагаемый ответ:
Увеличился спрос на изделия ремёсел;
средневековая цеховая система с её ограничениями стала помехой в развитии хозяйства.
2) Письменное задание: выписать в тетрадь типы мануфактур — с. 39, абзац 6:
Ученики записывают в тетрадь:
Вначале каждый работник трудился у себя на дому — это рассеянная мануфактура;
когда в одном здании работали наемные работники разных специальностей — это централизованная мануфактура.
3) Письменно ответить на вопрос "Отличие мануфактуры от ремесленных мастерских " — с. 39, абзац 7, 8; с. 40, 1-е предложение:
Ученики записывают в тетрадь:
Отличие мануфактуры от ремесленных мастерских:
Разделение труда.
Величина мануфактуры — на ней трудились десятки, сотни наемных работников.
Далее учитель помогает ученикам записать определение мануфактуры — с. 40:
Мануфактура — это предприятие, основанное на ручном труде наёмных работников, где существует разделение труда на отдельные производственные операции.
Далее ученики записывают в тетрадь:
Разделение труда повышает его производительность. Произведенные товары поступают на рынок. =
Вывод:
Развитие мануфактур является признаком рождения капитализма — общества, основанного на частной собственности и рыночном хозяйстве.
III. Рефлексия.
Вопросы:
1. Какое влияние на развитие торговли оказал процесс создания купеческих компаний, банков и бирж?
2. Почему возникновение мануфактурного производства считается признаком рождения капитализма?
IV. Домашнее задание.
Выучить §4. Составить в тетради план ответа на вопрос "Развитие мануфактурного производства".