Цель:познакомить учащихся с особенностями развития европейской экономики в XVI-XVII вв., ознакомить класс с новыми понятиями, относящимися к данной теме.
Тип урока: комбинированный.
Основной терминологический материал: рынок, монополия, биржа, банк, мануфактура, капитал.
Способы организации деятельности: объяснение учителя; выполнение проблемно-познавательных заданий по ходу разбора текста учебника.
I. Проверка домашнего задания.
Вопросы для опроса:
1. Каким образом абсолютизм способствовал оформлению централизованных государств?
2. Чем характеризуются взаимоотношения монархов и представительных органов при абсолютизме?
3. С какой целью короли провозглашали свою власть божественной?
А также проверить выполнение заданий №2 и №5 на с. 30.
II. Изучение нового материала.
1. Организационный момент
Приветствие учащихся
2. Мотивационно-целевой этап
- Сегодняшний наш урок- урок изучения нового материала, откройте учебник на стр. 40 прочитайте название параграфа и подумайте, о чем нам может рассказать его содержание?
- Какие события XV –XVI вв. могли повлиять на развитие экономики? Каким образом?
План урока:
1. Новое в торговле
2. Развитие мировой торговли
3. Биржи и банки
4. Мануфактура – предприятие нового типа
4. Рефлексия
5. Домашнее задание
Новые черты в развитии торговли в XVI - XVII вв.
Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию учебника на стр. 41:
Задание: Рассмотрим рисунок, представим себе городской рынок. Вопрос к классу:
- Что такое рынок? Какие ассоциации к слову «рынок» мы можем выделить?
- Уточняет определение термина:
Рынок – место, где сходятся интересы покупателей и продавцов. (Слайд №)
Задание: прочитать п.1 выписать в тетрадь новые черты в развитии торговли с.40-41 в XVI - XVII вв.
Рынки стали работать ежедневно
строились крытые рынки
торговля велась также в лавках, располагавшихся в первых этажах городских домов
практиковалась торговля вразнос
2. Развитие мировой торговли
После Великих Географических открытий центрами мировой торговли стали Нидерланды и Англия.
По словам англичан, в XVI в. «Антверпен поглотил торговлю других городов». (слайд №)
Ученики записывают в тетрадь:
Центрами мировой торговли стали Голландия и Англия.
Город Антверпен стал "воротами Европы".
Купцы объединялись в торговые компании: Ост-Индская и Московская компании в Англии.
Стали образовываться монополии.
Монополия- исключительное право на производство или продажу чего-либо.
Далее ученики знакомятся с извлечением из книги Ф. Броделя «Игры обмена»
«Заметим, что вся крупная торговля Амстердама была подчинена узким группкам крупных купцов, диктовавших цены на немалое число важных продуктов: китовый ус и китовый жир, сахар, итальянские шелка, благовония, медь, селитру. Практическим оружием этих монополий были огромные склады, более емкие, более дорогие, чем большие корабли. В них удавалось держать массу зерна, равную 10—12-кратной годовой потребности Соединенных провинций (1671 г.), сельдь или пряности, английские сукна или французское вино... шведскую мебель, табак из Мэриленда, венесуэльское какао, русскую пушнину и испанскую шерсть, прибалтийскую пеньку... Правило всегда было одно: закупить у производителя по низкой цене за наличные деньги, лучше уплатив вперед, поместить на склад и дожидаться повышения цены... Как только предвиделась война, сулящая высокие цены на становящиеся редкими чужеземные товары, амстердамские купцы до отказа набивали пять или шесть этажей своих складов...»
Вопросы: 1. Какие причины приводили к созданию монополий?
2. Как монополии влияли на формирование рыночных цен?
3. Биржи и банки
Задание: Прочитать текст учебника на страницах 43-44 и объяснить, что такое биржа.
Ответы учеников.
Ученики записывают в тетрадь:
Биржа - место, для заключения торговых сделок.
К XVII в. Почти каждый торговый город имел свою биржу. На бирже заключались сделки большим количеством товаров и денег, при этом товары предъявляли только в образцах, а деньги могли заменяться ценными бумагами – долговыми расписками.
Развитие в XVI-XVII вв. в европейских странах внутренней торговли, создание международных торговых компаний, банк, бирж свидетельствовало об успехах в развитии рыночного хозяйства.
Банки — предприятия, функцией которых является посредничество в платежах, расчетах и кредите.
4. Мануфактура — предприятие нового типа.
Дальнейшая работа посвящена ответу на проблемный вопрос "Почему возникновение мануфактурного производства является признаком рождения капитализма?"
1) Ученики устно отвечают на вопрос "Почему нужда в крупных предприятиях увеличивалась?". Для этого исследуют [читают] начало раздела "Мануфактура — предприятие нового типа" — с. 45
Предполагаемый ответ:
Увеличился спрос на изделия ремёсел;
средневековая цеховая система с её ограничениями стала помехой в развитии хозяйства.
Объяснение терминов «капитал» и «капитализм».
Капитал-средства, вкладываемые в производство с целью получения прибыли.
Капитализм- общество, основанное на частной собственности и рыночном хозяйстве.
Рассмотрим слайд на презентации ремесленной мастерской и мануфактуры и ответим на вопросы «Отличия мануфактуры от ремесленной мастерской». (Слайд№ )
(слайд № 8), дети сравнили свои ответы с текстом слайда.
Учитель задает вопросы классу:
1. Что такое мануфактура?
Мануфактура- предприятие, где существует
1. ручной труд
2. разделение труда
3. более крупное предприятие
Письменное задание: выписать в тетрадь типы мануфактур — с. 46, абзац 3
Ученики записывают в тетрадь:
рассеянная мануфактура - вначале каждый работник трудился у себя на дому
централизованная мануфактура- когда в одном здании работали наемные работники разных специальностей
- Почему мануфактура является предприятием нового типа?
Разделение труда повышает его производительность. Произведенные товары поступают на рынок.
Развитие мануфактур является признаком рождения капитализма — общества, основанного на частной собственности и рыночном хозяйстве.
Задание учащимся: прочитать извлечение из «Баллады о знаменитом суконщике Джеке из Ньюбери» стр.47-48 и ответить устно на вопросы.
- Какие изменения произошли в экономике благодаря духу предпринимательства?
III. Рефлексия.
Вопросы:
- Что вы узнали на уроке?
- С какими терминами познакомились
Домашнее задание:
Параграф 4, уметь ответить на вопрос какие изменения произошли в европейской экономике в XVI-XVII вв.
Выучить понятия
Составить рассказ по выбору «Покупатели и продавцы на рынке» или «Купцы на бирже» (по желанию)