kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Древние славяне

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала. 

Его цели:

1- познакомить учащихся с теориями происхождения славян, процессом формирования этнической общности; социальным строем, хозяйственной деятельностью;

2 – проследить связи славян с другими народами;

3 – развивать умения анализировать факты и события, работать с различными источниками информации, делать собственные выводы, работать с исторической картой;

4 – воспитывать у учащихся осознание того, что они граждане Европы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Древние славяне »

Тема: Древние славяне

Цели урока:

1- познакомить учащихся с теориями происхождения славян, процессом формирования этнической общности; социальным строем, хозяйственной деятельностью;

2 – проследить связи славян с другими народами;

3 – развивать умения анализировать факты и события, работать с различными источниками информации, делать собственные выводы, работать с исторической картой;

4 – воспитывать у учащихся осознание того, что они граждане Европы.

Тип урока: урок изучения нового материала

Основные понятия и термины:

    • славяне;

    • этнос; - этногенез;

    • племя; - соседская община;

    • религия; - язычество;

    • подсечная система земледелия;

    • перелог; - двуполье;

    • бортничество

Основные даты:

II-I тыс. до н. э.- появление славян

II в. до н. э. – I в. н. э.- зарубинецкая культура

II в. – сер. V в. – черняховская культура

1899г. – В. Хвойка открыл зарубинецкую культуру

1900-1901 – В. Хвойка открыл черняховскую культуру

Оборудование: учебник, карта «Народы и племена II в. до н. э. – I1/2 III в. н. э.» (атлас, стр.4, карта № 3) II ½ III – V вв.» (атлас, стр.5, карта № 4), карточки-даты, иллюстрации «Системы земледелия у славян», учебная картина «Славянский поселок», «История в художественно-исторических образах» п/р В. Шестакова. М.: Просвещение: 1985


Ход урока:

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Репродуктивная беседа по вопросам:

  1. Какой древний народ является нашими предками?

  2. К какой языковой семье народов принадлежат русские, украинцы? (индоевропейской)

III. Изучение нового материала

  1. Сообщение темы и задач урока

  2. Объяснение учителя.

Славяне большая группа европейских народов, объединенных Работа над понятием

близостью языка и общим происхождением.

Их насчитывается приблизительно 277 млн. человек. Они проживают в Восточной, Западной, Центральной Европе и образуют



    1. ветви





восточные южные западные

- русские; - болгары; - поляки;

- украинцы; - сербы; - чехи;

- белорусы; - хорваты; - словаки;

- словенцы; - лужичане;

- македонцы;

- боснийцы

- черногорцы

Мы с вами относимся к восточным славянам. Славянские языки относятся к индоевропейской языковой группе. На исторической арене карточка-дата

славяне появились на рубеже II-I тыс. до н. э., что подтверждают

археологические находки. Название родственных народов «славяне» впервые упоминается в произведениях византийского историка Прокопия Кесарийского «Война с готами» и императора Византии Маврикия Стратега «Тактика и стратегия» или «Стратегикон».

Проблема происхождения славян является одной из наиболее дискуссионных в исторической науке. Существуют разные теории:

1. Прародина славян – течение реки Дуная. Учитель показы-

2. Это междуречье Вислы и Одера. вает эти районы

3. Это междуречье Днепра и Вислы. на карте

4. Большинство украинских исследователей считает, что

славяне сначала появились на территории, ограниченной на:


р.Припятью Схему учащиеся

записывают в тет-

Средней З. С. В. Средним ради

Вислой и Славяне Днепром

Карпатами Ю.

Среднее течение Днестра и Южного Буга

Работа с картой: назовите соседей славян.

Балты,

финны

С.В.



Германцы, З. Славяне

кельты

Ю.

Сарматы,

готы, фракийцы

Изложение учителя:

Историки утверждают, что славяне автохтонные (местные) жители Восточой и Западной Европы.

Во II ½ II тыс. до н.э. – I тыс. до н. э. шло отделение славян от индоевропейской общности, т.е., объединение праславян. В I тыс. до н. э. –

I тыс. н. э. – письменные упоминания о славянах содержатся в произведениях античных авторов: римского историка и географа Плиния Старшего, римского историка Корнелия Тацита, греческого астронома Клавдия Работа над поня-

Птолемея. Они называют славян венедами ( венетами ). тием:

Венеды- славянские племена, которые жили на рубеже нашей

эры между Одером и Днепром и возле Карпат.

Археологическим соответствием венедам является зарубинецкая

культура. (II в. до н. э.-I в. н. э.), от села Зарубинцы Черкасской Портрет

области. Ее открыл археолог В. Хвойка в 1899 г. В. Хвойка

Эта культура охватывала территорию Среднего Поднепровья и S= Полесья

(р. Припять) приблизительно 500 тыс.км2 .

Ее представители занимались:

- земледелием; - скотоводством;

- охотой; - рыболовством;

- ремеслом; - торговлей (с греческими городами-государствами,

сарматами).

При раскопках их поселений были обнаружены: железные топоры и наконечники копий, стрел; серпы, зернотерки, пряслица, глиняная посуда. Всего на территории Украины обнаружено более 100 поселений этого периода. От зарубинецкой культуры ведут свое начало украинцы. Именно с этих пор прослеживается поступательный процесс формирования Работа над поня-

украинского этноса – сообщества людей, для которого ха- тием: учебник,

рактерна родственность территории, языка, культуры. стр.40

Этногенез – развитие народа.

Давайте попробуем сравнить развитие цветка и народа.

2. Эвристическая беседа:




а) как вырастает цветок? (маленькое зернышко попадает в землю). Возможно, и народ – это одно или несколько зернышек.

б) что же происходит дальше? (капельки воды, солнечный свет, тепло способствуют тому, что зернышко прорастает, появляется сначала стебелек, листочки, и наконец, сам цветок). Но цветы могут быть разными: по форме, по цвету. От чего это зависит?

в) А теперь давайте выясним, откуда происходит народ. Вы уже знаете, что зернышко попадает в землю, а народ поселяется на определенной территории, приспосабливается к условиям жизни и считает эту землю своим собственным домом. Увеличивается количество людей на этой территории, и мы говорим, что это уже народ.

Разные бывают цветы, разные и народы, потому что они развивались из разных зернышек – семян. Но мы знаем, что славяне имеют 3 ветви: восточные, южные и западные. Представьте, что это – лепестки цветка. Что общего у лепестков и цветка? (стебель, корень, листья) .

Так и ветви славян имеют: общее происхождение, черты культуры, быта, язык.

г) А что происходит, когда цветок гибнет? И погибает ли он вообще? (новое семя попадает в землю, и все повторяется снова: вырастают дети-цветы, очень похожие на свою мать). Так и народ. Существует, пока живы люди, которые помнят о своих предках. Вот почему все мы чем-то похожи на своих предков – славян.


  1. Изложение учителя:

Во II в. зарубинецкую культуру сменила черняховская культура карточка-дата

(от с. Черняховка Киевской области) (II – сер. V в.), открытая

В. Хвойка в 1900-1901 гг.

Она занимала S = Верхнего Побужья, Поднестровья, правобереж- Работа с картой

ное лесостепное Приднепровье

Жители занимались:

    • пашенным земледелием;

    • скотоводством;

    • ремеслом (гончары, плавили металл, делали стекло);

    • торговлей (со скифами, сарматами, греческими городами-колониями)

    • промыслами

Эти племена достигли высшего развития, чему способствовали плодородные земли лесостепи, влияние городов-государств Северного Причерноморья. Но нашествие гуннов в конце IV – сер. V вв. привело в упадок эту развитую культуру.


4. Закрепление (займи личную позицию: дискуссия на противоречивую тему):

    • приведите аргументы в защиту или опровержение версий о том, что племена зарубинецкой и черняховской культур являются праславянскими

“Согласен” “Не согласен”

5. Работа с учебником: параграф 5, п.2, стр.41

Задание: прочитайте пункт, расскажите об общественной организации славян, их религиозных верованиях.



Закрепление ранее

Род (старейшина) изученных понятий:





Община – несколько родов

Схему учащиеся запи-

сывают в тетради

Племя – (вождь) – это 10-15 общин

Общие: S, язык, обычаи, борьба с врагами.

Усовершенствование орудий труда



Повышение производительности труда





Появление излишков





Появление частной собственности





Эксплуатация (пленников обращали в рабов)



Имущественное неравенство

Религия – вера людей в богов и другие сверхъестествен- Закрепление

ные силы. понятий:

Язычество- поклонение множеству богов, система рели-

гиозных верований, обрядов, праздников у славян до принятия христианства.

Дополнение учителя:

Главные боги у славян:

Велес - бог скотоводства Учащиеся записы-

Даждьбог - Солнца вают в тетради

Сварог - бог вселенной, Огня

Перун - грома

Стрибог - ветра

Лада - Согласия и любви

Семаргл - подземного мира

Прокопий Кесарийский отмечал: «Они поклоняются рекам и нимфам, и разным другим демонам, приносят жертвы им всем и при помощи этих жертв стараются задобрить богов, занимаются колдовством.

Они верят в загробную жизнь, о чем свидетельствуют их похоронные обряды.



Курган

Учитель зачиты-

В степи, на равнине открытой, вает стихотворение

Курган одинокий стоит; «Курган» (история

Под ним богатырь знаменитый в худ.образах

В минувшие веки зарыт. стр.30-31) В честь витязя тризну свершали,

Дружина дралася три дня,

Жрецы ему разом заклали

Всех жен и любимца коня.

Когда же его схоронили

И шум на могиле затих,

Певцы ему славу сулили,

На гуслях гремя золотых…

И вот миновалися годы,

Столетия вслед протекли,

Народы сменили народы,

Лицо изменилось земли.

Курган же с высокой главою,

Где витязь могучий зарыт,

Еще не сравнялся с землею,

По-прежнему гордо стоит…

(Толстой А.К. Собр. соч. в 4-х томах)

М.,1980. т.1. с.135.

Развитие духовной культуры и верований славян было тесно связано с их хозяйственной деятельностью. Важное место в их жизни занимали многочисленные обрядовые праздники (начало полевых работ, Ивана Купала, сбор урожая, Масленица). Свадьбы сопровождались песнями, танцами, хороводами, похоронные обряды – плачами, причитаниями (возможно проинсценировать фрагмент обряда Масленицы).

6. Закрепление:

а) О появлении у славян частной собственности свидетельствуют археологические находки:

- клады; - монеты;

- ключи; - кошели (калиты);

- топоры; - глиняная посуда; - кости животных.

б) К славянским божествам относятся:

- Даждьбог;

- Стрибог;

- Гефест;

- Арес;

- Велес;

- Сварог;

- Лада.





7. Работа с учебной картиной:

«Славянский поселок» наглядность: «Системы

- Какие занятия славян изображены на картине? земледелия у славян».

1) земледелие: мотыжное (с помощью простейших) Учитель показывает

орудий труда иллюстрации:- борона-

пашенное подсечная система суковатка;

(рало, плуг, перелог стр.42 - деревянная соха;

тягловая сила) работа над понятием двуполье двузубая соха с сошни-

животных стр.42 (одно засевали, а второе) ком;

по паром - серпы;

- зернотерки.



2) скотоводство;

3) рыболовство;

4) охота;

5) торговля.

- Какие занятия на картине не изобразил художник?

6) ремесло

7) бортничество

- Как вы думаете, что покупали, а что продавали славяне?

Славяне: продавали Сев. Причерноморье, Римские

Зерно, мед, провинции

торговля

воск, меха, вино, украшения, монеты,

шкуры, рабов изделия из стекла

8. Работа с картой:

    • по каким рекам велась торговля? (Днепр, Днестр);

    • кто еще мог быть торговыми партнерами славян? (балты, финны…)

9. Закрепление изученного материала (работа в парах):

    • назовите основное занятие славян? Какие виды земледелия вам известны?

    • Какие еще виды хозяйственной деятельности у них были развиты?

    • С какими народами славяне поддерживали связи?

IV. Итоги урока:

Учитель отмечает, что славяне издавна расселились в Европе. Они занимались земледелием, скотоводством, ремеслом, торговлей, промыслами. У них возникает частная собственность и имущественное неравенство. Религиозные верования были представлены язычеством.

В источниках имеются, хотя и скупые, описания внешности славян. Упомянутый уже византиец Прокопий сообщал, что у славян «один язык» , «не отличаются они друг от друга и по внешнему виду». «Все эти люди, - писал он,- высокого роста и очень сильные. Цвет лица у них не совсем белый, волосы не русые и не переходят в черные, а рыжеватые и к тому же – у всех…». Современник также отмечал, что славяне «живут в ветхих избах». По характеру они были свободолюбивые и не давали и не давали никому себя покорить.

Вот такими были наши предки – славяне.

Оценивание работы учащихся на уроке

V. Домашнее задание:

1 – работать с параграфом 5, стр.40-43

2 – составить кроссворд по теме урока (15 слов);

3 – проблемное задание:

    • докажите, что славяне имели высший уровень духовной культуры. Как вы думаете, что мы потеряем, если не будем знать историю, верования и традиции наших предков?

4 – подготовить рассказ – реконструкцию на тему: «Жизнь древних славян».

5 – сделайте сравнительный анализ хозяйственной и общественной жизни Зарубинецкой и Черняховской культуры.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Древние славяне

Автор: Тур Лариса Ивановна

Дата: 28.09.2015

Номер свидетельства: 234444

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока окружающего мира на тему "Жизнь древних славян" (4 класс) с использованием ЭОР и ИКТ"
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-zhizn-drievnikh-slavian-4-klass-s-ispol-zovaniiem-eor-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "253196"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447530865"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Сравнительный анализ мифов бурят и древних славян"
    ["seo_title"] => string(47) "sravnitielnyianalizmifovburiatidrievnikhslavian"
    ["file_id"] => string(6) "280390"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453369838"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "История Презентация "Жизнь древних славян" 4 класс "
    ["seo_title"] => string(56) "istoriia-priezientatsiia-zhizn-drievnikh-slavian-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "126948"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415243818"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "«Жизнь древних славян» "
    ["seo_title"] => string(25) "zhizn-drievnikh-slavian-1"
    ["file_id"] => string(6) "230347"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442093661"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Как возникла религия древних славян"
    ["seo_title"] => string(41) "kak-voznikla-rielighiia-drievnikh-slavian"
    ["file_id"] => string(6) "255224"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447874907"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства