1- познакомить учащихся с теориями происхождения славян, процессом формирования этнической общности; социальным строем, хозяйственной деятельностью;
2 – проследить связи славян с другими народами;
3 – развивать умения анализировать факты и события, работать с различными источниками информации, делать собственные выводы, работать с исторической картой;
4 – воспитывать у учащихся осознание того, что они граждане Европы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1- познакомить учащихся с теориями происхождения славян, процессом формирования этнической общности; социальным строем, хозяйственной деятельностью;
2 – проследить связи славян с другими народами;
3 – развивать умения анализировать факты и события, работать с различными источниками информации, делать собственные выводы, работать с исторической картой;
4 – воспитывать у учащихся осознание того, что они граждане Европы.
Тип урока: урок изучения нового материала
Основные понятия и термины:
славяне;
этнос; - этногенез;
племя; - соседская община;
религия; - язычество;
подсечная система земледелия;
перелог; - двуполье;
бортничество
Основные даты:
II-I тыс. до н. э.- появление славян
II в. до н. э. – I в. н. э.- зарубинецкая культура
II в. – сер. V в. – черняховская культура
1899г. – В. Хвойка открыл зарубинецкую культуру
1900-1901 – В. Хвойка открыл черняховскую культуру
Оборудование: учебник, карта «Народы и племена II в. до н. э. – I1/2 III в. н. э.» (атлас, стр.4, карта № 3) II ½ III – V вв.» (атлас, стр.5, карта № 4), карточки-даты, иллюстрации «Системы земледелия у славян», учебная картина «Славянский поселок», «История в художественно-исторических образах» п/р В. Шестакова. М.: Просвещение: 1985
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Репродуктивная беседа по вопросам:
Какой древний народ является нашими предками?
К какой языковой семье народов принадлежат русские, украинцы? (индоевропейской)
III. Изучение нового материала
Сообщение темы и задач урока
Объяснение учителя.
Славяне – большая группа европейских народов, объединенных Работа надпонятием
близостью языка и общим происхождением.
Их насчитывается приблизительно 277 млн. человек. Они проживают в Восточной, Западной, Центральной Европе и образуют
ветви
восточные южные западные
- русские; - болгары; - поляки;
- украинцы; - сербы; - чехи;
- белорусы; - хорваты; - словаки;
- словенцы; - лужичане;
- македонцы;
- боснийцы
- черногорцы
Мы с вами относимся к восточным славянам. Славянские языки относятся к индоевропейской языковой группе. На исторической арене карточка-дата
славяне появились на рубеже II-I тыс. до н. э., что подтверждают
археологические находки. Название родственных народов «славяне» впервые упоминается в произведениях византийского историка Прокопия Кесарийского «Война с готами» и императора Византии Маврикия Стратега «Тактика и стратегия» или «Стратегикон».
Проблема происхождения славян является одной из наиболее дискуссионных в исторической науке. Существуют разные теории:
1. Прародина славян – течение реки Дуная. Учитель показы-
2. Это междуречье Вислы и Одера. вает эти районы
3. Это междуречье Днепра и Вислы. на карте
4. Большинство украинских исследователей считает, что
славяне сначала появились на территории, ограниченной на:
р.Припятью Схему учащиеся
записывают в тет-
Средней З. С. В. Средним ради
Вислой и Славяне Днепром
Карпатами Ю.
Среднее течение Днестра и Южного Буга
Работа с картой: назовите соседей славян.
Балты,
финны
С.В.
Германцы, З. Славяне
кельты
Ю.
Сарматы,
готы, фракийцы
Изложение учителя:
Историки утверждают, что славяне автохтонные (местные) жители Восточой и Западной Европы.
Во II ½ II тыс. до н.э. – I тыс. до н. э. шло отделение славян от индоевропейской общности, т.е., объединение праславян. В I тыс. до н. э. –
I тыс. н. э. – письменные упоминания о славянах содержатся в произведениях античных авторов: римского историка и географа Плиния Старшего, римского историка Корнелия Тацита, греческого астронома Клавдия Работа над поня-
Птолемея. Они называют славян венедами ( венетами ). тием:
Венеды- славянские племена, которые жили на рубеже нашей
эры между Одером и Днепром и возле Карпат.
Археологическим соответствием венедам является зарубинецкая
культура. (II в. до н. э.-I в. н. э.), от села Зарубинцы Черкасской Портрет
области. Ее открыл археолог В. Хвойка в 1899 г. В. Хвойка
Эта культура охватывала территорию Среднего Поднепровья и S= Полесья
(р. Припять) приблизительно 500 тыс.км2 .
Ее представители занимались:
- земледелием; - скотоводством;
- охотой; - рыболовством;
- ремеслом; - торговлей (с греческими городами-государствами,
сарматами).
При раскопках их поселений были обнаружены: железные топоры и наконечники копий, стрел; серпы, зернотерки, пряслица, глиняная посуда. Всего на территории Украины обнаружено более 100 поселений этого периода. От зарубинецкой культуры ведут свое начало украинцы. Именно с этих пор прослеживается поступательный процесс формирования Работа над поня-
украинского этноса – сообщества людей, для которого ха- тием:учебник,
рактерна родственность территории, языка, культуры. стр.40
Этногенез – развитие народа.
Давайте попробуем сравнить развитие цветка и народа.
2. Эвристическая беседа:
а) как вырастает цветок? (маленькое зернышко попадает в землю). Возможно, и народ – это одно или несколько зернышек.
б) что же происходит дальше? (капельки воды, солнечный свет, тепло способствуют тому, что зернышко прорастает, появляется сначала стебелек, листочки, и наконец, сам цветок). Но цветы могут быть разными: по форме, по цвету. От чего это зависит?
в) А теперь давайте выясним, откуда происходит народ. Вы уже знаете, что зернышко попадает в землю, а народ поселяется на определенной территории, приспосабливается к условиям жизни и считает эту землю своим собственным домом. Увеличивается количество людей на этой территории, и мы говорим, что это уже народ.
Разные бывают цветы, разные и народы, потому что они развивались из разных зернышек – семян. Но мы знаем, что славяне имеют 3 ветви: восточные, южные и западные. Представьте, что это – лепестки цветка. Что общего у лепестков и цветка? (стебель, корень, листья) .
Так и ветви славян имеют: общее происхождение, черты культуры, быта, язык.
г) А что происходит, когда цветок гибнет? И погибает ли он вообще? (новое семя попадает в землю, и все повторяется снова: вырастают дети-цветы, очень похожие на свою мать). Так и народ. Существует, пока живы люди, которые помнят о своих предках. Вот почему все мы чем-то похожи на своих предков – славян.
Изложение учителя:
Во II в. зарубинецкую культуру сменила черняховская культура карточка-дата
(от с. Черняховка Киевской области) (II – сер. V в.), открытая
В. Хвойка в 1900-1901 гг.
Она занимала S = Верхнего Побужья, Поднестровья, правобереж- Работа с картой
Эти племена достигли высшего развития, чему способствовали плодородные земли лесостепи, влияние городов-государств Северного Причерноморья. Но нашествие гуннов в конце IV – сер. V вв. привело в упадок эту развитую культуру.
4. Закрепление (займи личную позицию: дискуссия на противоречивую тему):
приведите аргументы в защиту или опровержение версий о том, что племена зарубинецкой и черняховской культур являются праславянскими
“Согласен” “Не согласен”
5. Работа с учебником: параграф 5, п.2, стр.41
Задание: прочитайте пункт, расскажите об общественной организации славян, их религиозных верованиях.
Закрепление ранее
Род (старейшина) изученных понятий:
Община – несколько родов
Схему учащиеся запи-
сывают в тетради
Племя – (вождь) – это 10-15 общин
Общие: S, язык, обычаи, борьба с врагами.
Усовершенствование орудий труда
Повышение производительности труда
Появление излишков
Появление частной собственности
Эксплуатация (пленников обращали в рабов)
Имущественное неравенство
Религия – вера людей в богов и другие сверхъестествен- Закрепление
ные силы. понятий:
Язычество- поклонение множеству богов, система рели-
гиозных верований, обрядов, праздников у славян до принятия христианства.
Дополнение учителя:
Главные боги у славян:
Велес - бог скотоводства Учащиеся записы-
Даждьбог - Солнца вают в тетради
Сварог - бог вселенной, Огня
Перун - грома
Стрибог - ветра
Лада - Согласия и любви
Семаргл - подземного мира
Прокопий Кесарийский отмечал: «Они поклоняются рекам и нимфам, и разным другим демонам, приносят жертвы им всем и при помощи этих жертв стараются задобрить богов, занимаются колдовством.
Они верят в загробную жизнь, о чем свидетельствуют их похоронные обряды.
Курган
Учитель зачиты-
В степи, на равнине открытой, вает стихотворение
Курган одинокий стоит; «Курган» (история
Под ним богатырь знаменитый в худ.образах
В минувшие веки зарыт. стр.30-31) В честь витязя тризну свершали,
Дружина дралася три дня,
Жрецы ему разом заклали
Всех жен и любимца коня.
Когда же его схоронили
И шум на могиле затих,
Певцы ему славу сулили,
На гуслях гремя золотых…
И вот миновалися годы,
Столетия вслед протекли,
Народы сменили народы,
Лицо изменилось земли.
Курган же с высокой главою,
Где витязь могучий зарыт,
Еще не сравнялся с землею,
По-прежнему гордо стоит…
(Толстой А.К. Собр. соч. в 4-х томах)
М.,1980. т.1. с.135.
Развитие духовной культуры и верований славян было тесно связано с их хозяйственной деятельностью. Важное место в их жизни занимали многочисленные обрядовые праздники (начало полевых работ, Ивана Купала, сбор урожая, Масленица). Свадьбы сопровождались песнями, танцами, хороводами, похоронные обряды – плачами, причитаниями (возможно проинсценировать фрагмент обряда Масленицы).
6. Закрепление:
а) О появлении у славян частной собственности свидетельствуют археологические находки:
- клады; - монеты;
- ключи; - кошели (калиты);
- топоры; - глиняная посуда; - кости животных.
б) К славянским божествам относятся:
- Даждьбог;
- Стрибог;
- Гефест;
- Арес;
- Велес;
- Сварог;
- Лада.
7. Работа с учебной картиной:
«Славянский поселок» наглядность: «Системы
- Какие занятия славян изображены на картине? земледелия у славян».
1) земледелие: мотыжное (с помощью простейших) Учитель показывает
орудий труда иллюстрации:- борона-
пашенное подсечная система суковатка;
(рало, плуг, перелог стр.42 - деревянная соха;
тягловая сила) работа над понятием двуполье двузубая соха с сошни-
животных стр.42 (одно засевали, а второе) ком;
по паром - серпы;
- зернотерки.
2) скотоводство;
3) рыболовство;
4) охота;
5) торговля.
- Какие занятия на картине не изобразил художник?
6) ремесло
7) бортничество
- Как вы думаете, что покупали, а что продавали славяне?
Славяне: продавали Сев. Причерноморье, Римские
Зерно, мед, провинции
торговля
воск, меха, вино, украшения, монеты,
шкуры, рабов изделия из стекла
8. Работа с картой:
по каким рекам велась торговля? (Днепр, Днестр);
кто еще мог быть торговыми партнерами славян? (балты, финны…)
9. Закрепление изученного материала (работа в парах):
назовите основное занятие славян? Какие виды земледелия вам известны?
Какие еще виды хозяйственной деятельности у них были развиты?
С какими народами славяне поддерживали связи?
IV. Итоги урока:
Учитель отмечает, что славяне издавна расселились в Европе. Они занимались земледелием, скотоводством, ремеслом, торговлей, промыслами. У них возникает частная собственность и имущественное неравенство. Религиозные верования были представлены язычеством.
В источниках имеются, хотя и скупые, описания внешности славян. Упомянутый уже византиец Прокопий сообщал, что у славян «один язык» , «неотличаются они друг от друга и по внешнему виду». «Все эти люди, - писал он,- высокого роста и очень сильные. Цвет лица у них не совсем белый, волосы не русые и не переходят в черные, а рыжеватые и к тому же – у всех…». Современник также отмечал, что славяне «живут в ветхих избах». По характеру они были свободолюбивые и не давали и не давали никому себя покорить.
Вот такими были наши предки – славяне.
Оценивание работы учащихся на уроке
V. Домашнее задание:
1 – работать с параграфом 5, стр.40-43
2 – составить кроссворд по теме урока (15 слов);
3 – проблемное задание:
докажите, что славяне имели высший уровень духовной культуры. Как вы думаете, что мы потеряем, если не будем знать историю, верования и традиции наших предков?
4 – подготовить рассказ – реконструкцию на тему: «Жизнь древних славян».
5 – сделайте сравнительный анализ хозяйственной и общественной жизни Зарубинецкой и Черняховской культуры.