kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сравнительный анализ мифов бурят и древних славян

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сознание любого народа на Земле мифологично. То есть человек пытается объяснить себе окружающий мир и себя самого. Повторяющиеся или похожие факты жизни приводят его к обобщениям. Случайные, незначительные детали отбрасываются народным сознанием, отбирается только значимое и устойчивое. Складывается народная мифология, в которой проявляются общие для человечества черты, каждый народ вносит в собственную мифологию те особенности, которые определяют его жизнь: природные и климатические условия, сложившиеся общественные отношения.

  Мифы – это произведения, созданные фантазией народа, в которых передаются представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях.

  Слово «миф» греческое слово (mythos), означающее «слово», «предание», «сказание».

  Мифы создавались как правдивые рассказы о том, что действительно было, с точки зрения древнего человека.

  В древности человека всегда интересовало, как появился мир, как и почему появился он сам? Почему день сменяется ночью, а лето – зимой?

  Своя мифология есть у любого народа – своя разветвленная система богов, отвечающих за природные явления, свои герои, так же как и своя история.

   В мифологии древних славян и бурят существуют общие сюжеты и образы, хотя, конечно, имеются и различия.

Обоснование выбора темы: Являясь современным жителем Идинской долины,  представителем одного из Готольских родов, невольно задумываешься: «Кем были наши предки, во что верили, как представляли себе мир и свое место в этом мире?»

  Актуальность выбранной темы очевидна. Вопросы, волновавшие древних людей, волнуют и нас, людей современных. Это вопросы происхождения мира, человека; вопросы добра и зла, вопросы возможностей человека. Поэтому и интересны мифы древних народов. Они рассказывают нам, как жили, во что верили наши далекие предки, как объясняли и понимали мир.

   Цель данной работы: Изучить и сравнить  мифы бурят и древних славян.

  Задачи: 1) рассмотреть мифы о сотворении мира, тотемные мифы бурят и славян, найти в них общее и различное.

2) выяснить, культ каких животных существовал у бурят и славян.

 Объектом настоящего исследования являются мифы.

  Предметом исследования являются представления, степень знания о ранних верованиях бурят и древних славян.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сравнительный анализ мифов бурят и древних славян»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ново-Идинская средняя общеобразовательная школа»












Исследовательская работа:

«Сравнительный анализ мифов бурят и древних славян»






Выполнил: Скворцова Ева

учащаяся 11 класса.

Руководитель: Ибрагимова О.В.

учитель истории и обществознания.


















Новая Ида 2015

Содержание:


Введение ---------------------------------------------------------------------------------3-4



Глава 1. Древние мифы о сотворении мира ---------------------------------------5-7



Глава 2. Тотемные мифы и предания о возникновении родов


и племён ----------------------------------------------------------------------------------8-9



Глава 3. Культ животных у древних славян и бурят---------------------------10-11



Заключение ------------------------------------------------------------------------------12



Список использованной литературы ---------------------------------------------- 13



Приложение























3

Введение


Сознание любого народа на Земле мифологично. То есть человек пытается объяснить себе окружающий мир и себя самого. Повторяющиеся или похожие факты жизни приводят его к обобщениям. Случайные, незначительные детали отбрасываются народным сознанием, отбирается только значимое и устойчивое. Складывается народная мифология, в которой проявляются общие для человечества черты, каждый народ вносит в собственную мифологию те особенности, которые определяют его жизнь: природные и климатические условия, сложившиеся общественные отношения.

Мифы – это произведения, созданные фантазией народа, в которых передаются представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях.

Слово «миф» греческое слово (mythos), означающее «слово», «предание», «сказание».

Мифы создавались как правдивые рассказы о том, что действительно было, с точки зрения древнего человека.

В древности человека всегда интересовало, как появился мир, как и почему появился он сам? Почему день сменяется ночью, а лето – зимой?

Своя мифология есть у любого народа – своя разветвленная система богов, отвечающих за природные явления, свои герои, так же как и своя история.

В мифологии древних славян и бурят существуют общие сюжеты и образы, хотя, конечно, имеются и различия.

Обоснование выбора темы: Являясь современным жителем Идинской долины, представителем одного из Готольских родов, невольно задумываешься: «Кем были наши предки, во что верили, как представляли себе мир и свое место в этом мире?»

Актуальность выбранной темы очевидна. Вопросы, волновавшие древних людей, волнуют и нас, людей современных. Это вопросы происхождения мира, человека; вопросы добра и зла, вопросы возможностей человека. Поэтому и интересны мифы древних народов. Они рассказывают нам, как жили, во что верили наши далекие предки, как объясняли и понимали мир.

Цель данной работы: Изучить и сравнить мифы бурят и древних славян.

Задачи: 1) рассмотреть мифы о сотворении мира, тотемные мифы бурят и славян, найти в них общее и различное.

2) выяснить, культ каких животных существовал у бурят и славян.

Объектом настоящего исследования являются мифы.

Предметом исследования являются представления, степень знания о ранних верованиях бурят и древних славян.

Историография: В работе использовался фактический материал об отдельных сторонах религии бурят и славян, который содержится в статьях и публикациях М.Н.Хангалова, П.П.Баторова, Г.Р.Галдановой, И.К.Пименовой, С.Г.Пушкарева и других этнографов.

4

Названные авторы благодаря отличному знанию бурятского и славянского фольклора собрали наиболее близкие к действительности факты о религии бурят и славян.

Работы М.Н.Хангалова представляют несомненный интерес в изучении данной темы. Многие его работы целиком посвящены изучению бурятского фольклора.

В монографии «Доламаистские верования бурят» Г.Р.Галдановой, особое внимание уделяется происхождению различных культов: солнца, огня, земли, животных.

Изучению богатейшего народно - поэтического творчества бурят всю свою жизнь посвятил С.П.Балдаев – старейший бурятский фольклорист и этнограф.

В работе С.Г.Пушкарева «Обзор русской истории» представлена история русского народа, основанная на исторических источниках – летописях.

В исследовании также использовались мифы, предания, сказки. Например, предания бурят о собственном происхождении, появлении тотемных животных содержатся в мифах и преданиях: «Эхирит и Булагат», «Буха-ноён» и другие.

























5

Глава 1. Древние мифы о сотворении мира


Многие древние народы объясняли мир, в котором они жили, как результат действия богов. Они поклонялись силам природы. Древние люди были тесно связаны с миром природы, зависели от нее.

Религиозные верования древних славян и бурят представляли собой, с одной стороны, поклонение явлениям природы, с другой – культ предков. Вообще вся природа представлялась одушевленной или населенной множеством мелких духов.

Одними из самых древних духовных творений древних людей являются мифы. В них причудливо сочетались фантастические представления о мире, природе и человеке с реальными практическими явлениями и идеалами людей далёкого прошлого.

Для сравнения можно взять мифы о сотворении мира. Что их объединяет и в чем разница? Вначале был хаос. Хаос – беспорядочная материя, неорганизованная стихия, из которой образовалось впоследствии все существующее.

Славянский «Народный миф о солнце» - в этом мифе объясняется происхождение мира, смена времен года, появление на земле огня. Объясняет миф и появление на земле растений и животных – растения, животные и человек – дети Матери-Сырой-Земли и бога солнца Отца-Ярилы. Миф объясняет происхождение всего живого любовью: «И все жило, и все любило, и все пело хвалебные песни Отцу-Яриле и Матери-Сырой-Земле».

Начало славянского мифа о Солнце: «Мертва была Земля – ни света, ни тепла, ни звуков, никакого движения». Миф объясняет, как из ничего зародился мир: земля и небо, боги и демоны, люди и животные. Здесь говорится, почему все живые существа на земле – братья и в равной степени достойны божественной любви; почему одиночество порождает страх и почему одинокий человек не знает радости.

В славянском мифе бог – Отец-Ярило отличает человека от всех живых существ. Ум у человека появился от удара по голове «золотой вожжой – яркой молнией». Ярило отличает человека, своего любимого сына, светом разума, вещим словом, крылатой речью. Ярило ударяет «любимого сына» вожжой-молнией – Отец-Ярило строг, но это человеку на пользу.

Ярило – бог зерна, умирающего в земле, чтобы возродиться колосом, - был одновременно и прекрасным, и жестоким. Язычникам он представлялся юношей на белом коне, в белой одежде, в венке из полевых цветов, со снопом ржи в одной руке и отрубленной человеческой головой – в другой. Корень его имени – «яр» - встречается в словах, связанных с идеей плодородия и расцвета жизни: яровая пшеница; ярочка – молодая овца; но тот же корень означает гнев, пыл: яростный, ярый – сердитый или пылкий; ярый огонь. Яриле как богу смерти и воскрешения приносились в жертву молодая овца, кровью которой окропляли пашню, дабы сделать урожай более обильным.

6

Объясняется появление огня. Огонь послал Земле Ярило, чтобы не замерзло все живое зимой. В славянском мифе значение огня, тепла очень велико, оно противопоставляется мраку и стуже. Чествование огня праздниками говорит о значении его животворящего тепла. [ Народный миф о Солнце, с.14-15]

У земли, у ветра, у дождя, у солнца спрашивали совета славяне. И со всеми они находили общий язык, всех умели уважать. Верили славяне, что Солнце все видит: и хорошие поступки и плохие. Доброго человека Солнце обогреет, а злого огненным светом опалит, Ярилом - солнцем злодею явится.

Мифы о начале мира у бурят противоречивы. Широко распространена следующая версия: в начале был хаос, в котором во мраке бродила Великая Мать-богиня – Эхэ бурхан. Решила она разъединить небо и землю, сделала дикую утку, та нырнула в воду и принесла в клюве грязь. Из этой грязи Эхэ бурхан слепила землю-матушку Ульгень, затем сотворила на ней растения и животных. От Солнца Эхэ бурхан родила дочь – добрую Манзан Гурмэ, от которой позже родились все западные божества. От Месяца Эхэ бурхан родила вторую дочь – злую Маяс Хаара, от которой пошли все восточные небожители. Первые люди появились на земле тоже благодаря Эхэ бурхан. На стороне заката солнца она создала женское начало, на стороне восхода – мужское. Они встретились, соединились, и родились первые мужчина и женщина – Паханг и Туя.

Второй вариант включает миф о сотворении мира еще две предшествующие Эхэ бурхан величины – верхнюю и нижнюю плоскости. На нижней плоскости находились четыре счастья. Из одного из них образовалось море, из второго – золотая ива, из третьего – человеческая форма, из четвертого – огонь. Из человеческой формы произошла Эхэ бурхан. Из корня золотой ивы она сделала себе сына Бударга и друга для него – мифическую птицу Анхата Шубун, в море она создала мифическую рыбу Абарга Загахан, из огня она сделала солнце.

В одном из вариантов о сотворении мира бурятской мифологии вначале была одна вода и сотворивший себя сам бог-творец (в вариантах богиня). Бог увидел птицу ангир, плывущую по воде, и попросил ее достать со дна моря комочек земли или глины. Из красной глины Бог слепил первых людей, из камней сделал им кости, из воды – кровь. [Детская энциклопедия «Аванта+, с.40-43]

Древние космогонические мифы бурят гласят: все в мире имеет свое начало, море появилось из лужи, рыбы из маленьких рыбок, большие деревья из побегов, реки из ручейков, небеса из тонких просвечивающих плевр.

Огонь и вода – те стихии, сталкиваться с которыми приходилось всем людям на земле, это породило всеобщность представлений о них.

Буряты почитали огонь, солнце, луну и звезды. Наиболее древним из всех культовых обычаев был культ огня (он появился в каменном веке). Буряты считали огонь хранителем дома, символом чистоты и здоровья.


7

У бурят существует термин «утган» - «удаган», означающий «шаманка». Функции «утган» - оберегать огонь, совершать обряды, связанные с почитанием огня.

Славяне верили, что огонь очищает человека. При огне нельзя говорить неправду или произносить плохие слова.

У древних славян и бурят существовал культ природы и культ предков. Все природное: реки, озера, леса, горы, степи, животные – священно.

Буряты, так же, как и славяне, проявляют по отношению к ним свою любовь, восхищение, благодарность, просьбу, они готовы делиться всем, чем обладают, поэтому угощают, одаривают, ублажают.

Высшими божествами у бурят являлись Вечное синее небо – создатель всего бытия, и Земля, дающая форму предметам и дарующая благосостояние. Обожествление Земли выражалось в почитании различных мест: рек, гор, озер, лесов и т.д. У каждого был эжин (хозяин), которому надо поклоняться и приносить жертвы.

Все славянские племена очень любили родную землю, ведь она кормила их хорошим урожаем, угощала лесными дарами, дарила покой и защиту их домам. Славяне даже придумали «именины земли». В этот день землю не разрешалось распахивать и убирать. Каждый славянин клал щепотку земли себе на голову и благодарил землю-матушку. Если кому-то приходилось уезжать на чужбину, он брал с собой горсть родимой земли, чтобы ее добрая сила оберегала от злой напасти.

Прежде чем строить дом или распахивать поле, славяне спрашивали у земли разрешения.

Славяне поклонялись всему, что росло на земле – деревьям, травам, цветам. С деревьями разговаривали, доверяли им свои тайны. На деревьях оставляли расшитые полотенца, ленты, одежду. В священных рощах молились и судили сородичей. Старые, могучие деревья запрещалось рубить. Они считались «покровителями» окрестностей.
















8

Глава 2. Тотемные мифы и предания о возникновении родов

и племён.


Тотемный миф является одним из самых древних практически во всех мифологических системах.

В шаманских культах бурят тотемистические представления сохраняются до сегодняшнего дня.

Легенды и предания первоначально тоже носили мифический характер.

Тотемно-генеалогический цикл о возникновении племён и родов у бурят представлен мифами о быке Буха-нойон бабае, прародителе племени Булагатов, о девице-лебеде, вышедшей замуж за Хоридоя, от которых пошли хоринские буряты, о пёстром налиме, отце Эхиритов и т.д.

Слово тотемизм происходит от «от-отем», что на языке североамериканских индейцев оджибве означает «его род». Тотемизм – это система религиозных представлений о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом – мифическим предком, чаще всего каким – либо животным или растением. К тотему относились как к доброму и заботливому предку и покровителю, который оберегает людей – своих родственников – от голода, холода, болезней и смерти. Первоначально тотемом считались только настоящее животное, птица, насекомое или растение. Затем достаточно было его более или менее реалистического изображения, а позже тотем мог обозначаться любым символом, словом или звуком.

Тотемами обладали кланы, роды. Люди, связанные тотемом, воспринимали друг друга или соответствующее животное, растение как родственников по «плоти» или «коже»: все члены такой общности были «одной плоти», «одной кожи», «одной крови», одной «хорошей кости» - у древних бурят. [Хангалов, 1960, с.377-378].

Каждое племя бурят имело своего тотема, т.е. чтимое животное, рыбу или птицу, с которыми оно связывало своё происхождение.

В бурятских мифах о чудесном рождении целый ряд основных тем и мотивов повторяется с различными вариациями, но главным персонажем неизменно остаётся Буха-нойон бабай (Бык господин батюшка). Это первопредок, отец бурятских племён булагат, эхирит и хори. Он изображается существом с двойными, зооморфными признаками и с лёгкостью меняет своё обличье, превращаясь из тёмно-сивого быка в прекрасного юношу.

Согласно одному из вариантов, Бохо Муя, сын Заян Саган тэнгри (западный тэнгри), повздорил с Бохо Тэли, сыном Хамхир Богдо тэнгри (восточный тэнгри). Для разрешения спора они спустились на землю и превратились соответственно в Буха-нойон бабая и в пёстрого быка Тарлан Эрээ буха. Стали гоняться друг за другом вокруг Байкала. Затем встретились в Тункинской долине во владениях Тайжи-хана и начали биться (бодаться). Дочь Тайжи-хана прогнала их, чтобы не затоптали пастбище, но забеременела от мычания или взгляда Буха-нойон бабая. Она поведала ему о

9

своём горе. Тогда Буха-нойон бабай таинственным образом вынул из её чрева близнецов, посадил их на спину и переплыл через Байкал на северную сторону. На берегу, первого младенца, не

посчитав своим, он положил в щель берега, второго мальчика, собственного сына, уложил, запеленав, в железную люльку и стал растить его. От него берёт начало бурятский род.

Другое предание гласит, что на северной стороне Байкала проживали десять дворов племени хотогут с шаманкой Хусыхан и Асуйхан.

У шаманок не было детей. Однажды они в горах увидели Буха-нойон бабая в образе пёстроголубого быка. На груди его висела железная люлька с ребёнком.

Принеся определённую жертву Буха-нойон бабаю, Асуйхан и Хусыхан взяли у него мальчика и дали ему имя Булагат. Этот мальчик часто играл на берегу Байкала и в это время из воды выходили на берег мальчик с сестрёнкой, и они вместе играли целыми днями. Узнав об этом, шаманки попросили Булагата угостить этих детей кушаньем и тарасуном (молочной водкой). Мальчики напились тарасуна, опьянели и уснули. Тем временем подошли к ним шаманки, взяли спящих мальчиков и привели домой. А девочка, хотя и не пила тарасуна, не успела разбудить спящего брата, чтобы вместе уйти и бросилась в воду, превратилась в нерпу.

Пойманный на берегу, её брат был усыновлён шаманками и получил имя Эхирит. От этих мальчиков произошли племена Булагатов и Эхиритов. [Небесная дева Лебедь, 1992]

Очень интересен момент, связанный с рождением ребёнка, а точнее то, почему новорождённого положили в железную люльку. По представлениям бурят, сивый бык подарил им кузнечное искусство, и, скорее всего, железная люлька ребёнка здесь видится как подарок высшего существа.

Небесный бык у племени Булагатов, а позже и у многих других племён, является тотемным животным, а значит, играет большую роль в жизни бурят.
















10


Глава 3. Культ животных у древних славян и бурят

Тотемизм послужил одним из главных источников возникновения культа животных. Формы этого культа разнообразны: прямое поклонение животным, вера в их особую связь с миром духов и богов, посвящение животных божествам.

Считается, что животные слышат и понимают человеческую речь, могут превращаться в людей или когда-то были людьми.

Буряты, по сообщению М.Н.Хангалова, [Хангалов, 1960, с.390-392], «обожали» в качестве «родоначальников племени» быка, лебедя, орла, волка, налима.

Лебедь, как и орёл, по воззрениям бурят, имеет своего эжина (хозяина), и кто застрелит лебедя, тот умрёт. Буряты считали большим преступлением убивать лебедей, есть их мясо. Такого эжина имеет ещё ворон. Ворона нельзя убивать всегда. Наконец, есть сведения, что имеет своего эжина также и черный журавль, тоже «священная птица» бурят. Если убить журавля, то дух покровитель его будет преследовать убийцу. Когда над юртой бурята летит лебедь или орёл, то буряты плескали вверх молоко или вино – в жертву пролетающей птице.

Различные варианты легенды о прародительнице Лебеди широко известны у бурят. Например, хоринские буряты рассказывают, что одна из девяти небесных дев – лебедей становится женой Хориодоя. У них появляются дети. Когда они подросли, жена – лебедь сказала: «Человек Неба должен жить на небе, человек Земли – на земле», - и, превратившись в лебедя, вылетела через дымник юрты. Но, в какое – то мгновение, муж успел дотронуться до её лапок, поэтому осквернённая прикосновением человека Земли, лебедь не смогла вернуться на небо. Так и осталась птицей.

С тех пор, пролетая над человеком, лебедь обязательно кричит: «Мэндээ», как бы приветствуя, спрашивая: «Здоровы ли вы?» И люди, увидев лебедей, тоже должны были крикнуть в ответ: «Мэндээ».

У славян лебедь считался хранителем супружеской верности.

Тотемные черты присущи культу орла у бурят. В легенде, записанной П.П.Баторовым, также говорится, что изначально орёл был человеком.

Те группы бурят, которые почитали орла как своего прародителя, называли его «Величественная птица». Полагали, что орёл понимает человеческую речь и за непочтительное отношение к нему жестоко мстит, и что человек, убивший или ранивший орла, непременно и сам вскоре умрёт. [Баторов, 1926, с.23].

Еж приносит буряту счастье в суде, почему бурят везет с собою в суд ежа и верит, что с ним находится главный защитник, которого никто не может ни обвинить, ни засудить. [Бурятские сказания, с.67]

У древних славян тоже были священные птицы и животные, такие же, как у бурят.

11

Из птиц славяне, почитали черного ворона. Они считали, что бог грома и молнии Перун эту птицу за дерзость и дурной характер огнем опалил, вот она и почернела. Ворон – очень умная птица, он умеет подражать крику других птиц и даже человеческому голосу. Славяне называли ворона вещей, угадывающей будущее, птицей. С древности ворона люди уважали и немного боялись. [История Руси великой от начала веков, с.17].

Славяне почитали также журавля. Издавна на Руси убить журавля считалось грехом. В неволе журавли обнаруживают большую привязанность к человеку, а также значительное развитие умственных способностей. В курятниках они следят за порядком, разнимают дерущихся птиц; они пасут также скот не хуже собаки и защищают вверенное им стадо. [История России с древнейших времен до к. XVI века, с.32]

Славяне очень высоко ценили голубя. За тысячи километров голуби несли вести о торговых и хозяйственных делах, о жизни и событиях в других странах, о здоровье и чувствах близких людей, послания содержали просьбы и наставления. И все вести голуби доставляли за считанные часы прямо в руки адресату.

Другим культом у бурят является культ волка. Родовые подразделения шоно (волк) встречаются у бурят – эхиритов, булагатов и окинских. Столь же популярны у бурят легенды о мальчике, вскормленном волчицей, которая стала прародительницей бурят шоно. Считалось, что люди рода шоно обладали способностью излечивать животных, пострадавших от нападения волка. Поэтому туда, где находилось раненное волком животное, приглашали человека из рода шоно. [Галданова, 1976, с.58].

Культ медведя был присущ многим древним народам. Сходные представления и легенды о медведе встречаются у охотников.

У бурят существует легенда, согласно которой медведь раньше был человеком. Однажды друг этого человека из зависти сжег его одежду, когда он, превратившись в медведя, ушел в тайгу охотиться. Поэтому он не смог снова стать человеком и остался навсегда в облике медведя.

Славяне почитали медведя за его силу, называли «Бер», «могучий дядя».

Если медведя убивали в берлоге, то сначала обращались к нему с просьбой утихомириться, не гневаться за то, что медведя убили в берлоге. Или же притворно спрашивали убитого медведя: «Хозяин тайги, отчего Вы споткнулись? Почему Вы лежите так неподвижно? Что случилось? Вы, наверно, о камень споткнулись?» [О некоторых образах животных в фольклоре, с.19]

Культ животных проявляется в запрете убивать определённых зверей и есть их мясо. О культе животных у того или иного народа свидетельствуют предания об умирающем и воскресающем звере, вера в духов – хозяев животных и обряды, посвящённые им.

Наши предки жили в ладу, в согласии с природой. Они понимали, что зайцы, белки, медведи, птицы, рыбы, деревья, травы, да и сам человек – это единый мир света, добра, понимания, мир человеческой истории.

12

Заключение


Древние мифы – это огромный пласт культурного развития всего человечества. Без знания мифов невозможно понять сюжеты картин повседневной жизни древних людей.

Наши далекие предки – и славяне, и буряты представляли силы природы в виде живых существ, которые могли помогать человеку, а если их рассердить, то творили зло.

Изучив и сравнив мифы древних славян и бурят, мы пришли к следующим выводам:

1. В мифах о сотворении мира и в бурятской и славянской мифологии вначале был один хаос (беспорядок), а затем дается объяснение, как появилась вода, суша, растения, животные, человек.

2. У этих древних народов существуют общие образы божеств - почитание Огня и Солнца, Земли – матери.

3. Тотемизм являлся одной из главных форм верований у этих народов. Следы его сохранились в преданиях бурят и славян: почитание медведя, волка, лебедя, журавля, некоторых рыб, а также мифы о животных и птицах.

4. В культе животных обнаружились общие «священные» животные у бурят и древних славян. Это медведь, лебедь, черный журавль, ворон и другие.

Эти древние народы осознавали, что человек является частью природы, находясь в кровном родстве с нею.

В те далекие времена мир для человека был живым и полным тайн. Наши предки никогда не оставались одни, потому что, где бы они не находились, их всегда сопровождали добрые и строгие боги, шумные и незаметные духи.

Таким образом, выявив четкие параллели в мифологии у древних славян и бурят, можно сказать, что мифология этих народов является составной частью мифологии народов мира, достоянием всей мировой цивилизации, и нужно изучать и знать ее.















13



Список использованной литературы:


1. Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят. – ч.1: Булагаты и Эхириты.- Улан-Удэ, 1976.

2. Галданова Г.Р. Доламаистские верования бурят.- Новосибирск, 1987.

3. Детская энциклопедия «Аванта+», 2000


4. «Народный миф о Солнце» из романа П.И.Мельникова – Печерского «В лесах», 1998


4. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. – Ставрополь «Кавказский край», 1993.


5. Пименова И.К. История Руси великой от начала веков. – М, «Эксмо – Пресс», 2000


6. Тармаханов Е.Е., Дамешек Л.М., Санжиева Т.Е. История Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, Улан-Удэ, 2003


7. Хангалов М.Н. Материалы для изучения шаманства в Сибири.- Улан-Удэ, 1958.





























Приложение:
























Бык – тотем племени булагатов.

Буха-нойон-Бабай – первопредок бурятского народа.












Журавль – священная птица бурят и древних славян.

Убить черного журавля считалось большим грехом.









Орел – «Величественная» птица у бурят.


В бурятской мифологии орел считается птицей-шаманом. Орла называли большой птицей, остерегались говорить о нем вслух.

До сих пор сохраняются пережитки трепетного отношения к орлу.





Медведь – тотемное животное бурят и славян.

Существует легенда, согласно которой медведь раньше был человеком, обладавшим колдовской силой.








ЁЖ – «Главный защитник» бурята в суде, которого никто не может ни обвинить, ни засудить.

















Волк – прародитель бурят рода «шоно».


Считалось, что люди рода «шоно» обладали способностью излечивать животных, пострадавших от нападения волка.


Нападение волков на стадо считалось хорошей приметой, знаменующей умножение скота, обогащение.






Тезисы к исследовательской работе: «Сравнительный анализ мифов бурят и древних славян»


Сознание любого народа на Земле мифологично. То есть человек пытается объяснить себе окружающий мир и себя самого. Повторяющиеся или похожие факты жизни приводят его к обобщениям. Случайные, незначительные детали отбрасываются народным сознанием, отбирается только значимое и устойчивое. Складывается народная мифология, в которой проявляются общие для человечества черты, каждый народ вносит в собственную мифологию те особенности, которые определяют его жизнь: природные и климатические условия, сложившиеся общественные отношения.

Мифы – это произведения, созданные фантазией народа, в которых передаются представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях.

Слово «миф» греческое слово (mythos), означающее «слово», «предание», «сказание».

Мифы создавались как правдивые рассказы о том, что действительно было, с точки зрения древнего человека.

В древности человека всегда интересовало, как появился мир, как и почему появился он сам? Почему день сменяется ночью, а лето – зимой?

Своя мифология есть у любого народа – своя разветвленная система богов, отвечающих за природные явления, свои герои, так же как и своя история.

В мифологии древних славян и бурят существуют общие сюжеты и образы, хотя, конечно, имеются и различия.

Обоснование выбора темы: Являясь современным жителем Идинской долины, представителем одного из Готольских родов, невольно задумываешься: «Кем были наши предки, во что верили, как представляли себе мир и свое место в этом мире?»

Актуальность выбранной темы очевидна. Вопросы, волновавшие древних людей, волнуют и нас, людей современных. Это вопросы происхождения мира, человека; вопросы добра и зла, вопросы возможностей человека. Поэтому и интересны мифы древних народов. Они рассказывают нам, как жили, во что верили наши далекие предки, как объясняли и понимали мир.

Цель данной работы: Изучить и сравнить мифы бурят и древних славян.

Задачи: 1) рассмотреть мифы о сотворении мира, тотемные мифы бурят и славян, найти в них общее и различное.

2) выяснить, культ каких животных существовал у бурят и славян.

Объектом настоящего исследования являются мифы.

Предметом исследования являются представления, степень знания о ранних верованиях бурят и древних славян.

Историография: В работе использовался фактический материал об отдельных сторонах религии бурят и славян, который содержится в статьях и публикациях М.Н.Хангалова, П.П.Баторова, Г.Р.Галдановой, И.К.Пименовой, С.Г.Пушкарева и других этнографов.

Названные авторы благодаря отличному знанию бурятского и славянского фольклора собрали наиболее близкие к действительности факты о религии бурят и славян.

Работы М.Н.Хангалова представляют несомненный интерес в изучении данной темы. Многие его работы целиком посвящены изучению бурятского фольклора.

В монографии «Доламаистские верования бурят» Г.Р.Галдановой, особое внимание уделяется происхождению различных культов: солнца, огня, земли, животных.

Изучению богатейшего народно - поэтического творчества бурят всю свою жизнь посвятил С.П.Балдаев – старейший бурятский фольклорист и этнограф.

В работе С.Г.Пушкарева «Обзор русской истории» представлена история русского народа, основанная на исторических источниках – летописях.

В исследовании также использовались мифы, предания, сказки. Например, предания бурят о собственном происхождении, появлении тотемных животных содержатся в мифах и преданиях: «Эхирит и Булагат», «Буха-ноён» и другие.

Религиозные верования древних славян и бурят представляли собой, с одной стороны, поклонение явлениям природы, с другой – культ предков. Вообще вся природа представлялась одушевленной или населенной множеством мелких духов.

Одними из самых древних духовных творений древних людей являются мифы. В них причудливо сочетались фантастические представления о мире, природе и человеке с реальными практическими явлениями и идеалами людей далёкого прошлого.

Изучив и сравнив мифы древних славян и бурят, мы пришли к следующим выводам:

1. В мифах о сотворении мира и в бурятской и славянской мифологии вначале был один хаос (беспорядок), а затем дается объяснение, как появилась вода, суша, растения, животные, человек.

2. У этих древних народов существуют общие образы божеств - почитание Огня и Солнца, Земли – матери.

3. Тотемизм являлся одной из главных форм верований у этих народов. Следы его сохранились в преданиях бурят и славян: почитание медведя, волка, лебедя, журавля, некоторых рыб, а также мифы о животных и птицах.

4. В культе животных обнаружились общие «священные» животные у бурят и древних славян. Это медведь, лебедь, черный журавль, ворон и другие.

Эти древние народы осознавали, что человек является частью природы, находясь в кровном родстве с нею.

В те далекие времена мир для человека был живым и полным тайн. Наши предки никогда не оставались одни, потому что, где бы они не находились, их всегда сопровождали добрые и строгие боги, шумные и незаметные духи.

Таким образом, выявив четкие параллели в мифологии у древних славян и бурят, можно сказать, что мифология этих народов является составной частью мифологии народов мира, достоянием всей мировой цивилизации, и нужно изучать и знать ее.

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Сравнительный анализ мифов бурят и древних славян

Автор: Ибрагимова Оксана Вячеславовна

Дата: 21.01.2016

Номер свидетельства: 280390


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства