kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Древние германцы и Римская империя»

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Цель урока: познакомиться с образом жизни и занятиями германцев; выяснить, как завоевания германцев изменили их образ жизни, что привело к возникновению различных государств.

            Основные понятия и термины: германцы, варвар,  родовая община, соседская община, племя, племенные союзы, знать, герцоги, гунны, великое переселение народов, вандалы.

               Персоналии: вождь гуннов – Аттила

                Даты: 395 г. – деление Римской империи на Западную и Восточную;

                          455 г. – захват Рима вандалами;

                           476 г. Падение Западной Римской империи, начало истории Средних веков.

           Оборудование: карта: «Народы и их передвижение в Европе в 4-7 вв.», атлас «История средних веков», карта №1

 Ход урока

  1. Проверка домашнего задания
  2. Изучение нового материала.

План изучения нового материала

  1. Древние германцы:

А) занятия;              б) порядки;                     в) формирование знати.

2. Конец Западной Римской империи. Великое переселение народов.

  1. Древние германцы (занятия;  порядки; формирование знати).

→ Давайте вспомним из истории Древнего мира, какую территорию занимали германцы в древности? Кто сможет показать её на карте?

→В каких отношениях находились германцы с Римской империей?

→ Как называли германцев римляне?

Варвар – грубый, жестокий, невежественный человек. Придумали это слово древние греки. Древние греки, воспринимали чужеземную речь как непонятное бормотание («бар-бар»), варами называли всех иностранцев. Римляне, которых греки тоже считали варварами (ведь они говорили на латыни), легко перенесли это слово в свой язык. Так появилось это название «Барбар», под которым подразумевался человек некультурный, не получивший римского или греческого образования, свирепый и дикий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Древние германцы и Римская империя»»

«Древние германцы и Римская империя»

           Цель урока: познакомиться с образом жизни и занятиями германцев; выяснить, как завоевания германцев изменили их образ жизни, что привело к возникновению различных государств.

            Основные понятия и термины: германцы, варвар,  родовая община, соседская община, племя, племенные союзы, знать, герцоги, гунны, великое переселение народов, вандалы.

               Персоналии: вождь гуннов – Аттила

                Даты: 395 г. – деление Римской империи на Западную и Восточную;

                          455 г. – захват Рима вандалами;

                           476 г. Падение Западной Римской империи, начало истории Средних веков.

           Оборудование: карта: «Народы и их передвижение в Европе в 4-7 вв.», атлас «История средних веков», карта №1

 Ход урока

  1. Проверка домашнего задания

  2. Изучение нового материала.

План изучения нового материала

  1. Древние германцы:

А) занятия;              б) порядки;                     в) формирование знати.

2. Конец Западной Римской империи. Великое переселение народов.

  1. Древние германцы (занятия;  порядки; формирование знати).

→ Давайте вспомним из истории Древнего мира, какую территорию занимали германцы в древности? Кто сможет показать её на карте?

→В каких отношениях находились германцы с Римской империей?

→ Как называли германцев римляне?

Варвар – грубый, жестокий, невежественный человек. Придумали это слово древние греки. Древние греки, воспринимали чужеземную речь как непонятное бормотание («бар-бар»), варами называли всех иностранцев. Римляне, которых греки тоже считали варварами (ведь они говорили на латыни), легко перенесли это слово в свой язык. Так появилось это название «Барбар», под которым подразумевался человек некультурный, не получивший римского или греческого образования, свирепый и дикий.

        Греческие и римские путешественники сильно удивлялись, когда оказывались в северных краях. Они не понимали, как люди могут жить в таких трудных природных условиях. Древние германцы в начале н.э. занимали территорию от Одера до Рейна и от Дуная до Балтийского моря. Земли, которые занимали германцы, были покрыты густыми лесами. Реки несущие свои воды в Северное море часто выходили из берегов и затапливали окрестности. Дремучие дебри и топкие болота скрывали плодородные равнины, поляны,  и луга, по опушкам которых селились германцы.

      Германцы не строили городов. Да и деревни их были мало похожи на привычные нам поселения. Семьи предпочитали жить в отдалении друг от друга, в обнесённых изгородями домах, окруженных преградой из посевов и пастбищ. Выращивали рожь, ячмень, пшеницу, овес. Любили, чтобы в доме было много скота. Охотились. Из болотных руд добывали железо, необходимое для изготовления орудий труда и оружия.  Несколько семей образовывали род. Из родов складывались племена, которые в 3-4 веках объединялись в племенные союзы.

РОД (Несколько семей)→ПЛЕМЯ (несколько родов)→ПЛЕМЕННОЙ СОЮЗ    Используя карту приведите примеры таких союзов :(бургунды, англы, вандалы и др.)

        Германское общество было обществом свободных. Все люди в племени были равны, не было ни бедных, ни богатых. Тем, кто попал в беду, помогал весь род; тот, кто хорошо поохотился, был обязан делиться добычей с родственниками. Рабов было немного, и обращались с ними сравнительно мягко. Каждый свободный мужчина имел оружие. При необходимости любой германец оставлял мирный труд и  шел воевать. Важнейшие вопросы жизни племени решались на народном собрании. Приходили с копьями и щитами, шумели и бранились. Только жрецы могли призвать к молчанию.

  → Кого называли жрецами?

И тогда говорили старейшины и вожди, стараясь красноречием убедить собравшихся в своей правоте. Если мнение нравилось, поднимали вверх копья. Выражали несогласие шумным ропотом и неодобрительными криками. Приказывать в мирное время не мог даже вождь.  НО ЖИЗНЬ ПОСТЕПЕННО МЕНЯЛАСЬ.

Вождь, знать,                Общество свободных не было обществом равных. В                      

дружина.                 положении германцев были большие различия. Свободные войны-земледльцы составляли основную массу племени. Их  значение было велико, но главную роль играла, все-таки, знать. Знать – первые люди племени.

          Племя избирало вождя,   → Кто мог стать вождем? (доблестный, смелый, искусный в военном деле). Это были старейшины родов и военные вожди племен – герцоги, «ведущие за собой войска» Но вождем мог оказаться и юноша, не успевший ничем прославиться. Почему? (Знатность и заслуги отца обеспечивали ему это звание). К концу 4-5 вв. власть вождя стала наследственной.  Старейшин теперь выбирали из знатных семей. Верной опорой вождя была его дружина. Многочисленная, бесстрашная, преданная, она давала ему и силу, и почет, и славу. Вождь, уступавший в храбрости дружине, покрывал себя позором. Дружинника, вернувшегося из боя, в котором погиб вождь, считали трусом и «человеком без чести и совести».  Война – вот главное занятие дружины. Германцы любили сражаться в пешем строю, постепенно осваивали конные походы.  Лучше проливать кровь в жарких сражениях, чем в поте лица добывать хлеб насущный. Не зная чем заниматься в мирное время,  они всегда просили вождя о новых походах и славных победах.

           Война приносила не только славу. Из походов возвращались с богатой  добычей. Больше всего драгоценностей, оружия, боевых коней получали вождь и старейшины. Дружине также доставалось немало трофеев. Победы удачливого вождя внушали страх и уважение.

      Пока Римская империя была сильной, германцы отваживались только на приграничные набеги. В 3 в. Н.э. Римская империя утрачивает свое могущество, т.к. её коснулись смуты.  Не хватало средств на содержание охраны приграничных районов империи.

      Разрозненные племена объединялись в союзы племен (франки, вандалы, лангобарды и т.д.). Германцы, видя, что имперские провинции не могут себя защищать, стали целыми семьями селиться по восточным окраинам  Западной Римской провинции.

      В Риме шла борьба за власть. В интригах против соперников слабые правители стали использовать варворов-переселенцев. Очень скоро армия Рима стала по составу варварской.

       Вывод: после расселения на завоёванной территории Римской империи родовая община стала превращаться в соседскую.

      2. Конец Западной Римской империи (Великое переселение народов).

             С конца 4 в. от набегов на империю. германцы перешли к завоеваниям. Желая захватить плодородные земли и военную добычу, они целыми племенами снимались с родных мест и отправлялись в далекие походы. Впереди шли мужчины-войны, за ними двигались повозки с домашним скарбом, женщины, дети и немногие рабы, позади гнали стада скота. Так начиналось ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, которое продолжалось 400 лет.  

                Попробуем разобраться в его причинах. Что заставило огромные массы людей (десятки и сотни тысяч человек) бросить ставшими родные места и устремиться в неизвестность?

ИСПОЛЬЗУЯ УЧЕБНИК СТР.15 П.5 ВЫПИСАТЬ ПРИЧИНЫ ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ.  КОММЕНТАРИЙ:

             Работа с картой:  Толчком к переселению послужило вторжение из глубин Азии кочевников – гуннов. Гунны вынудили уйти на юго-запад вестготов и славян, потом они потревожили другие германские племена. Равновесие нарушилось. Племена двигались по направлению к Римской империи.

            Но дело не только в нашествии гуннов. Изменения происходили и в жизни германцев. Население росло. Часть его вынуждено было уходить на новые земли.

              Не забудьте и о германской знати. Вожди, дружина, старейшины всегда жили военными набегами. Добыча их росла, но им хотелось больше. Германцы знали о богатствах Римской империи, нужно было только придти и взять.

→Что же Рим? Что мешало ему оставить тех, кого он столетиями называл «варварами? ( Империя переживала кризис: восстания рабов, 395 г. Распад империи на Западную и Восточную, сокращение торговли и т.д.) Империя была очень слаба.

Что же послужило толчком к переселению народов?

1) натиск гуннов;

2) Увеличение численности германцев;

3) Желание знати захватить добычу и плодородные земли

4) слабость Рима

    В 451 г., собрав огромное войско, многоплеменное и многоязычное, Аттила – вождь гуннов, переправился через Рейн и двинулся по Галлии. Римляне и германцы, сражавшиеся на стороне римлян смогли собрать войска и оказать сопротивление. Страшная угроза была на время отодвинута. Империя ослабела и уже не могла оказывать сопротивления.

     В 455 г. Одно из германских племён – вандалы – захватили Рим и подвергли его ограблению и разрушению. В огне пожаров погибло много памятников архитектуры и искусства. Кроме Рима были разрушены многие города, многие превратились в деревни, на века были забыты ремёсла, разрушились порты, опустели дорогу, сократилась торговля.

         Окончательной датой падения Западной римской империи считается 476 г. Когда один из вождей варваров сверг последнего Римского императора. Эта дата считается датой окончания истории Древнего мира и началом истории Средних веков.

     К концу 6 в. германцы расселились на  всей территории Западной римской империи, на которой устроили свои государства.

Работа с картой: Назовите территории, захваченные германскими племенами?

- На захваченных землях германскими племенами создаются государства:

                                           Вандалами – в Северной Африке;

                                            Вестготами – в Испании

                                            Остготами – в Италии

                                             Англами и саксами – на острове Британия

                                             Франками – в Галлии.

ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ(4-7 вв.) – ЭПОХА МАССОВЫХ ПЕРЕДВИЖЕНИЙ ПЛЕМЁН, ПРИВЕДШИХ К  ГИБЕЛИ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ И ОБРАЗОВАНИИ НА ЕЁ ТЕРРИТОРИИ ГЕРМАНСКИХ КОРОЛЕВСТВ.

Вывод по уроку: Мы сегодня узнали о германцах, которые в 4-6 веках участвовали в великом переселении народов, в результате которого Западная римская империя перестала существовать, а на её месте образовались новые государства. Со времён Великого переселения народов и началась в Европе история средних веков.

Д/З

Вопросы для контроля:

1) Кто такие варвары? Где они жили?

2) Расскажите об образе жизни германцев

3) Чем занимались германцы?

4) Какую роль в жизни германцев играла семья? Род? Племя?

5) Как происходило управление племенем?

6) Как у германцев появилась знать?

7) Что такое Великое переселение народов?

8) Когда и почему началось Великое переселение народов?

9) Чем закончилось Великое переселение народов?

10) Покажите на карте территории, где расселились и образовали свои государства германцы.

Словарь урока:

 Германцы – племена, жившие  между реками Одер и Рейн и от Дуная до Балтийского моря.

родовая община -  группа родственников

племя – объединение родов, имеющие общее происхождение, обычаи, язык.

 племенные союзы – временное или постоянное объединение нескольких десятков или сотен племён.

Народное собрание – собрание вооруженных свободных мужчин, на котором решались важные вопросы его жизни.

 Знать – в германском обществе это вождь и старейшины, обладавшие большой властью и преимуществом.

Дружина – отряд преданных вождю воинов, его главная военная сила.

Герцоги – первые люди племени, «ведущие за собой войска»

Гунны – кочевники из Центральной Азии

Великое переселение народов – ЭПОХА МАССОВЫХ ПЕРЕДВИЖЕНИЙ ПЛЕМЁН, ПРИВЕДШИХ К  ГИБЕЛИ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ И ОБРАЗОВАНИИ НА ЕЁ ТЕРРИТОРИИ ГЕРМАНСКИХ КОРОЛЕВСТВ.

Вандалы – одно из германских племен участвующих в разграблении Рима

варвар -   так римляне и греки  называли  некультурных,  не получивших образование людей

готы – группа германских племён в 3 веке живших в северном Причерноморье, делились на:

- остготов;

- вестготов

            Гай Юлий Цезарь

                о германцах

         Публий Корнелий Тацит

                       о германцах

Всё это вместе взятое {преобладание мясо-молочных продуктов питания}, а также свойства пищи, ежедневные военные упражнения, свободный образ жизни, в силу которого они, не приучились с самого детства ни к повиновению, ни к порядку, ничего не делают против своей воли – всё это укрепляет их силы и порождает людей столь огромного роста

                   

У них у  всех одинаковый внешний вид, насколько это возможно в таком большом количестве людей; свирепые тёмно-голубые глаза, золотистого цвета волосы, большое тело, но сильное только при нападении, а для напряженной деятельности и трудов недостаточно выносливое; жажды и зноя они вовсе не могут перенести.

ЗАДАНИЯ:

1. Используя сведения Цезаря и Тацита, составьте описание внешнего облика германцев.

2. На какие его особенности римляне обращали внимание в первую очередь?

Вопросы по теме «Древние германцы и Римская империя»

1. Первые сведения о древних германцах были получены около:

а) 100 года н.э.;       б) 110 года н.э.;      в) 10 года н. э.;           г)  120 года н.э.

 2. О жизни древних германцев мы  узнаем из записок?:

а) Цезаря;                     б) Аристотеля;        в) Геродота;              г) Тацита

 

3. В первые века н.э.  германцы занимали территорию от?:

а) Одера до Вислы;                    б)  Эльбы до Одера;

в) Одера до Рейна;                      г) Эльбы до Дуная

4. Издревле главным занятием германцев было:

а) земледелие;               б) скотоводство;

в) ремесло                      г) ремесло и торговля

5. Как назывался союз близких родов?:

а) община;                            б) родовая община;

в) племенной союз;              г) племя

6. Дружина – это?:

а) постоянные отряды воинов;

б) дружные германские семьи;

в) все свободные мужчины, которые становились воинами

7. Высшая власть у германцев принадлежала?:

а)  вождю;                    б) вождю и старейшинам;

в) старейшинам;          г) народному собранию

8. Римский историк писал: «Знатность или высшие заслуги отцов доставляют звание вождя юношам». Это говорит о том, что:

а) власть начинает передаваться по наследству;

б) передача власти определялась на народном собрании;

в: вопрос власти решался жрецами;

г) происходило выделение знати

9. Дополните фразу:  С конца …… века от набегов на Римскую империю германцы перешли к завоеваниям.

а) 7;              б) 8              в) 9             г) 10

10. Что такое Великое переселение народов?

11. Толчком к переселению послужило вторжение из глубин Азии кочевников?:

а) османов;     б) сельджуков;       в) арабов;            г) гуннов

12. Современники прозвали его «бичом Божьим» потому что он опустошил пол Европы. О ком идет речь?:

а) Аларих;                     б) Аттила

в) Стилихон                   г) Теодорих

13. В 455 г. одно из германских племён захватило Рим и подвергло его двухдневному ограблению и разрушению. О каком племени идёт речь?:

а) вандалы;             б) вестготы;             в) остготы;                    г) франки

14. Какой год считается датой окончания истории Древнего мира и началом истории Средних веков?:

а) 477;           б) 451          в) 455                   г) 476              д) 478




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Древние германцы и Римская империя»

Автор: Исаев Саид магомедович

Дата: 18.02.2021

Номер свидетельства: 573547

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "«Древние германцы и Римская империя»"
    ["seo_title"] => string(39) "drevnie_germantsy_i_rimskaia_imperiia_1"
    ["file_id"] => string(6) "582540"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1622771634"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Соседи Римской империи в первые века нашей эры"
    ["seo_title"] => string(46) "sosiedirimskoiimpieriivpiervyieviekanashieiery"
    ["file_id"] => string(6) "321266"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1461248186"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Презентация "Древние германцы" "
    ["seo_title"] => string(37) "priezientatsiia-drievniie-ghiermantsy"
    ["file_id"] => string(6) "228099"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441110498"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "Древние германцы "
    ["seo_title"] => string(21) "drievniie-ghiermantsy"
    ["file_id"] => string(6) "230105"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441986279"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "конспект урока 6 класс "Древние германцы и Римская империя""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt_uroka_6_klass_drievniie_ghiermantsy_i_rimskaia_impieriia"
    ["file_id"] => string(6) "354395"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478044288"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства