«Древнерусское государство при Владимире. Принятие христианства»
«Древнерусское государство при Владимире. Принятие христианства»
- определить основные направления политики князя Владимира, показать значение его деятельности для укрепления государства на Руси.
- в ходе работы на созданием образа князя Владимира сформировать у учащихся целостное представление о периоде становления российского государства;
- показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси.
- способствовать развитию познавательных умений: проводить поиск необходимой информации в различных источниках, сравнивать их данные, называть характерные черты исторических событий и явлений, объяснить смысл важнейших понятий, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов, определять и объяснять своё отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.
Историческая проблема:
Неоднозначна личность князя Владимира. Он запятнал себя убийством Рогволода и его сыновей, которые никогда не были его врагами. Он изнасиловал дочь Рогнеду и заставил её быть его женой. Он вероломно уничтожил собственного брата. Он предал своих боевых товарищей – варягов, оказавших ему помощь в захвате власти. Он отличался многожёнством: летопись говорит о пяти, так сказать, законных и невероятном количестве наложниц князя. Его грехи можно ещё долго было бы перечислять.
Но вот, что любопытно: в памяти народной он остался князем Владимиром Красное Солнышко. Почему?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Древнерусское государство при Владимире. Принятие христианства»»
Тема урока: «Древнерусское государство при Владимире. Принятие христианства».
Цели и задачи урока:
- определить основные направления политики князя Владимира, показать значение его деятельности для укрепления государства на Руси.
- в ходе работы на созданием образа князя Владимира сформировать у учащихся целостное представление о периоде становления российского государства;
- показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси.
- способствовать развитию познавательных умений: проводить поиск необходимой информации в различных источниках, сравнивать их данные, называть характерные черты исторических событий и явлений, объяснить смысл важнейших понятий, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов, определять и объяснять своё отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.
Историческая проблема:
Неоднозначна личность князя Владимира. Он запятнал себя убийством Рогволода и его сыновей, которые никогда не были его врагами. Он изнасиловал дочь Рогнеду и заставил её быть его женой. Он вероломно уничтожил собственного брата. Он предал своих боевых товарищей – варягов, оказавших ему помощь в захвате власти. Он отличался многожёнством: летопись говорит о пяти, так сказать, законных и невероятном количестве наложниц князя. Его грехи можно ещё долго было бы перечислять.
Но вот, что любопытно: в памяти народной он остался князем Владимиром Красное Солнышко. Почему?
ХОД УРОКА.
1.Вступительное слово учителя.
Владимир Красное Солнышко…. Славный воитель, защитник Русской земли, могущественный князь, которому служат доблестные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович…. К основу этого былинного образа легла народная память о Владимире, сыне князя Святослава. Путь его к великокняжескому престолу был нелёгок, третий сын Святослава, он по своему положению в княжеской семье не был равноправен с братьями, ибо матерью его была рабыня Малуша.
2.Работа в группах.
Класс делится на три группы, каждая группа получает рабочий лист с заданиями.
Работа с информацией, представленной в учебнике и энциклопедиях.
ГРУППА 1. Правление Владимира можно разделить на два этапа – языческий, до принятия христианства и христианский, после принятия христианства. В «языческий период» летописи пишут о Владимире как о человеке жестоком и безнравственном. Почему?
Подтвердите это историческими фактами. Проанализируйте следующие события:
- проанализируйте биографические данные князя Владимира.
- захват Владимиром Киевского престола.
- внутренняя политика князя Владимира.
ГРУППА 2.Владимир был великим полководцем, но он не был завоевателем. Почему?
- определите направления военных походов князя Владимира.
- какова цель этих походов.
- результаты и итоги внешней политики Владимира
ГРУППА 3 .Принятие Владимиром христианства.
В чём значение принятия христианства для Руси?
После крещения Владимира русские летописи почти ничего не сообщают о нём, хотя он ещё правил добрую четверть век. Отчего такая немилость?
15 июля 1015 г. Владимир скончался. «Узнав об этом, сошлись люди без числа и плакали по нему. И положили его в гроб мраморный, похоронили тело его, блаженного князя, с плачем.» - гласит русская летопись.
Назовите позитивные стороны деятельности князя Владимира.
Итоги урока.
Значение принятия христианства.
Принятие христианства способствовало:
- укреплению государственной власти;
- распространению христианской морали ( «не убий», «возлюби ближнего, как самого себя») и христианских норм поведения - равенства всех перед богом, помощи бедным др.;
- приобщению к византийской (греческой) культуре;
- появлению на Руси славянской письменности;
- укреплению международных связей Руси.
Почему князь Владимир воспет в народных былинах?
Крупнейший русский историк С. М. Соловьёв дал следующую оценку его ратным трудам: «деятельность Владимира, как она высказывается в преданиях, отличается от деятельности его предшественников. Он часто ведёт войну, но он ведёт её для того, чтобы подчинить Руси снова те племена, которые воспользовались удалением отца его, усобицами братьев и перестали платить дань: так воюет он с радимичами, вятичами, хорватами. Он пользуется опытом отцовским, советам старика дяди и отказывается от завоевания народов, далёких, сильных своей гражданственностью.. Главная черта деятельности Владимира состоит в защите Русской земли, в постоянной борьбе со степными варварами. Святослав заслужил упрёк, что для чужой земли покинул свою, которую едва было не овладели варвары; Владимир, наоборот, стоял всегда сам настороже против этих варваров и устроил сторожевую линию из ряда городков или укреплений по близким к степи рекам. Понятно, какое впечатление на народ должна была произвести такая разница между отцом и сыном».
Русь при Владимире.
Важнейшей политической задачей Владимира было укрепление единства Русской земли. Владимир покончил со всеми местными княжениями и поставил там наместникаками своих сыновей, которые проводили политику отца, следили за сбором дани для княжеской казны, обеспечивали порядок и покой русских людей, защищали родную землю от врагов Где какому сыну княжить, сколько дани взимать с той или иной земли – всё это определял князь киевский, князь всея Руси.
Внешняя политика Руси при князе Владимире.
1.Поход против Дунайской Болгарии. Заключение мира.
2.Западное направление:
-борьба с Польшей, завоевание Червена и Перемышля
г.-походы против вятичей.
983г.- Владимир покорил литовское племя ятвягов
984г.- поход на радимичей
985г. – обложил данью Хазарию.
988г.- покорил земли Таманского государства.
Вывод: При князе Владимире сложилось Древнерусское государство с единой территорией, системой власти, единой верой и православной культурой.