Древнерусское государство при Святославе и Владимире
Древнерусское государство при Святославе и Владимире
Цель урока: охарактеризовать сущность раннефеодальных отношений в Киевской Руси, выделить их особенности в сравнении с процессами в Западной Европе; оценить значение принятие христианства при князе Владимире для социально- политического развития государства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Древнерусское государство при Святославе и Владимире»
Учитель:Таранюкова Наталия Викторовна, учитель истории МБОУ СОШ № 1 имени А.В.Суворова, г.Усть-Лабинск Краснодарского края
Предмет: история
Класс: 10
Тема: Древнерусское государство при Святославе и Владимире
Тип урока: комбинированный
УМК: УМК по истории под ред. Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т.
Цель урока: охарактеризовать сущность раннефеодальных отношений в Киевской Руси, выделить их особенности в сравнении с процессами в Западной Европе; оценить значение принятие христианства при князе Владимире для социально- политического развития государства.
План урока:
1.Правление Святослава
2. Правление Владимира.
Крещение Руси.
Значение крещения Руси.
Основные понятия: усобица, печенеги, христианство, православие.
Важнейшие даты: 988 г. - принятие христианства на Руси.
Оборудование урока: карта «Киевская Русь. IX—XII вв.»
Ход урока:
I. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос по учебнику
Проверка таблицы
Работа с понятиями
II. Изучение нового материала
Укрепление Древнерусского государства при Святославе.
Причины первой усобицы на Руси:
Собираясь во второй поход в Болгарию, Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями: старшего - Ярополка - посадил в Киеве, второго - Олег а - в Древлянской земле, а младшего - Владимира - в Новгороде. В 972 г. Святослав умер, и скоро братья перессорились между собою и пошли друг на друга войной. Началась первая усобица на Руси.
Усобицы - войны между князьями за великокняжеский престол.
Правление Владимира.
Правление Владимира I ознаменовалось очень важным событием - крещением Руси. Оно кардинально изменило внутреннюю ситуацию в стране и на международной арене. Этому значимому событию и посвящен наш урок. В течение урока вы будете заполнять опорный конспект, схема его в дополнительных материалах.
Вам предстоит узнать, как наша Русь стала христианской. Определить причины принятия христианства на Руси и значения этого события в жизни страны. Выяснить роль личности в истории, как эта личность влияет на ход событий. Определить главные духовные ценности христианства, имеющие значения для вас.
4. Крещение Руси.
Постановка проблемного задания
В дополнительных материалах вы найдете высказывания историков о князе Владимире:
«Владимир имел широкую душу, которая, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа». С. М. Соловьёв.
«Был он (Владимир) в язычестве мстителем свирепым, гнусным воином, кровожадным и – всего ужаснее – братоубийцею…» Н.М. Карамзин
«Главное право его (Владимира) на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя великого принадлежит ему и за дела его государственные». Н.М. Карамзин.
- Почему жестокий, нравственно распущенный человек, убивший своего родного брата, стал святым? На этот вопрос вы должны ответить в конце урока.
Русь со всех сторон окружали страны, уже принявшие монотеистические религии. Русь, оставаясь языческой, сильно проигрывала в политическом и культурном плане. Но христианство уже проникло на Русь достаточно широко, и Владимир тоже задумался о выборе веры (Сообщение № 1).
Владимир многим был обязан язычникам, и он отблагодарил их, вознеся язычество на недосягаемую высоту. Но он вовсе не хотел далее делить власть с языческой верхушкой, с волхвами. Прочитав текст учебника стр. 60-61, попытайтесь выделить причины принятия христианства на Руси.
Задание для работы с текстом учебника стр. 60 - 61
разделить его на части;
найти границы между ними;
выделить главные мысли;
выписать предпосылки и причины принятия христианства.
Записи в тетрадях:
Предпосылки крещения Руси:
1. Интересы развивавшегося государства (централизация) требовали отказа от многобожия и введения монотеистической религии;
2. Этого требовали международные условия, т. к. почти весь европейский мир уже перешел к христианству;
3. Христианствос его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку, т. е. несло в себе огромную воспитательную функцию;
4. Приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, письменности, духовной жизни страны;
5. Усложнение социальной структуры общества на Руси требовало объяснения, новой идеологии, которую как раз и могло предоставить христианство.
Причины принятия христианства:
Язычество не регулировало отношения с властью, а толкало на противостояние;
В язычестве жрецы обладали большей властью, чем князья и дружна. А это в свою очередь мешало становлению единой княжеской власти;
К язычникам отрицательно относились в европейских странах, с которыми Русь вела дипломатические отношения;
Для создания государства необходима была единая объединяющая идея, которая соединила бы разрозненные племена славян;
Необходима была религия, обосновывающая единую власть князя в государстве.
III. Закрепление
Работа с учебником: на основе материала учебник записать важнейшие последствия крещения Руси:
1) Политические:
а) Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились.
б) Христианство стало государственной религией, связывало светскую и церковную власть и объединяло многоэтническое население в единое целое.
в) Династическое родство с византийскими императорами.
2) Культурные:
а) Создание церкви как института и церковной организации по византийскому образцу.
б) Вхождение русского государства и народа в круг византийской культуры, ценностей, искусства и т. д.
в) Возможность, в отличие от католицизма, ведения проповеди на родном для верующих языке.
г) Введение кириллической азбуки и начало литературы.
Запишите основные понятия в тетрадь:
Христианство - одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникла в I в. н. э. в Иудее. Имеет три основные направления: католицизм, православие, протестантизм. Общий признак, объединяющий христианские вероисповедания - вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира.
Православие - христианское вероучение, сложившееся в Византии как восточнохристианская церковь, в отличие от возникшего на Западе католицизма.
IV. Итог урока
Подводя итоги, можно сказать, что обращение в христианство повлияло не только на культурное развитие всей страны, но и на личность самого Владимира. С этого времени уходят в прошлое его безнравственная жизнь, жестокость. Он становится терпимым к людям, щедрым, милостивым. Это принесло Владимиру любовь и славу народа. В дальнейшем церковь почитала его как русского апостола – первокрестителя и объявила его святым. Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов дальнейшего исторического развития Руси.
Домашнее задание: § 4,5 повторить термины и записи в тетрадях.