Вводный урок по истории древнего мира в 5 классе
учителя истории МОБУ ООШ д.Тугузлы
МР Кигинский район Республика Башкортостан
Хабибьянова Руслана Аликовича.
Тема урока : Что изучает история ?
Цель урока: сформировать понятие «история как наука»; показать, для чего история необходима людям; познакомить с особенностями работы историков и важнейшими вопросами исторического познания: что произошло, где произошло, когда произошло; развивать умение работать с текстом учебника
Ход урока
I. Изучение нового материала.
План
1. История – наука о прошлом.
2. Как работают историки.
1. История – наука о прошлом.
- Вы впервые пришли на урок истории. Кто-то из вас уже успел прочитать рассказы, посмотреть фильмы на историческую тему. Но все это были отрывочные сведения. А теперь начинается изучение исторической науки. Эта работа продлится до окончания школы.
Каждый урок будет ставить новые вопросы, шаг за шагом мы будем раскрывать ценность истории. Но самое главное значение этой науки заключается в том, что она позволяет увидеть дела человека, понять, что он собой представляет.
- Рассмотрите иллюстрации в учебнике на с. 3, 4.
- Что общего между ними? (На всех иллюстрациях изображено то, что было в прошлом).
- Прочитайте в учебнике на с. 4 второй абзац. Найдите предложение, в котором содержится объяснение, что такое история.
Записать на доске (затем в тетрадь):
Наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом, называется историей.
- Обратите внимание на первое слово в предложении. Оно выделено жирным шрифтом. Наука – это то, что дает нам знания, опыт, поучает. Математика изучает числа и как с ними работать. Зоология изучает все, что связано с миром животных. Науки бывают самые разные. Со многими из них ученики познакомятся в школе.
Составление схемы
- Что дает человеку история?
Запись в тетрадь:
История помогает узнать о людях:
- как жили;
- чем занимались;
- к чему стремились
- какие горести и радости испытывали
Задание: определите по учебнику, из какого языка пришло к нам слово «история» (из греческого). Запишите его в тетрадь, указав значение и происхождение.
Запись в тетрадь: история (слово греческое) – рассказ о прошедшем, об узнанном.
2. Как работаю историки.
- Отцом истории называют Геродота.
- В конце учебника есть словарик. Определите, какие сведения о Геродоте содержатся в тексте словаря. (Словарь – первый помощник в изучении истории. Словари бывают самые разные, но все они помогают быстро узнать значение непонятного слова, его происхождение).
- Чтение учебника на стр. 5-6.
- Рассмотрите иллюстрации на стр. 5-6 учебника. Здесь изображены события прошлого.
- Эти исторические события происходили в разных местах. Ватерлоо – населенный пункт в Бельгии, южнее Брюсселя. Помпеи – город в Южной Италии у подножия вулкана Везувий. Куликово поле – между реками Непрядва, Дон, Красивая Меча (сейчас это Тульская область). Значит каждое событие имеет свое место и время.
- Что произошло, где произошло, когда произошло – это главные вопросы, с которых любой историк начинает изучать прошлое.
Но ответы на эти вопросы не достаточны историку. Перед ним встают новые вопросы: почему произошло событие, к каким последствиям оно привело и многие другие. Вопросы могут быть самые неожиданные, ответы на которые приходится искать долгие годы.
Запись в тетрадь:
Главные вопросы историка:
- что произошло
- где произошло
- когда произошло
II. Закрепление.
вопросы на стр. 6 учебника
Домашнее задание: записи в тетради
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«" Что изучает история? " вводный урок»
Вводный урок по истории древнего мира в 5 классе
учителя истории МОБУ ООШ д.Тугузлы
МР Кигинский район Республика Башкортостан
Хабибьянова Руслана Аликовича.
Тема урока : Что изучает история ?
Цель урока: сформировать понятие «история как наука»; показать, для чего история необходима людям; познакомить с особенностями работы историков и важнейшими вопросами исторического познания: что произошло, где произошло, когда произошло; развивать умение работать с текстом учебника
Ход урока
I. Изучение нового материала.
План
1. История – наука о прошлом.
2. Как работают историки.
1. История – наука о прошлом.
- Вы впервые пришли на урок истории. Кто-то из вас уже успел прочитать рассказы, посмотреть фильмы на историческую тему. Но все это были отрывочные сведения. А теперь начинается изучение исторической науки. Эта работа продлится до окончания школы.
Каждый урок будет ставить новые вопросы, шаг за шагом мы будем раскрывать ценность истории. Но самое главное значение этой науки заключается в том, что она позволяет увидеть дела человека, понять, что он собой представляет.
- Рассмотрите иллюстрации в учебнике на с. 3, 4.
- Что общего между ними? (На всех иллюстрациях изображено то, что было в прошлом).
- Прочитайте в учебнике на с. 4 второй абзац. Найдите предложение, в котором содержится объяснение, что такое история.
Записать на доске (затем в тетрадь):
Наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом, называется историей.
- Обратите внимание на первое слово в предложении. Оно выделено жирным шрифтом. Наука – это то, что дает нам знания, опыт, поучает. Математика изучает числа и как с ними работать. Зоология изучает все, что связано с миром животных. Науки бывают самые разные. Со многими из них ученики познакомятся в школе.
Составление схемы
История
Изучает прошлое
Изучает деятельность людей
Всегда связана с людьми
- Что дает человеку история?
Запись в тетрадь:
История помогает узнать о людях:
- как жили;
- чем занимались;
- к чему стремились
- какие горести и радости испытывали
Задание: определите по учебнику, из какого языка пришло к нам слово «история» (из греческого). Запишите его в тетрадь, указав значение и происхождение.
Запись в тетрадь: история (слово греческое) – рассказ о прошедшем, об узнанном.
2. Как работаю историки.
- Отцом истории называют Геродота.
- В конце учебника есть словарик. Определите, какие сведения о Геродоте содержатся в тексте словаря. (Словарь – первый помощник в изучении истории. Словари бывают самые разные, но все они помогают быстро узнать значение непонятного слова, его происхождение).
- Чтение учебника на стр. 5-6.
- Рассмотрите иллюстрации на стр. 5-6 учебника. Здесь изображены события прошлого.
- Эти исторические события происходили в разных местах. Ватерлоо – населенный пункт в Бельгии, южнее Брюсселя. Помпеи – город в Южной Италии у подножия вулкана Везувий. Куликово поле – между реками Непрядва, Дон, Красивая Меча (сейчас это Тульская область). Значит каждое событие имеет свое место и время.
- Что произошло, где произошло, когда произошло – это главные вопросы, с которых любой историк начинает изучать прошлое.
Но ответы на эти вопросы не достаточны историку. Перед ним встают новые вопросы: почему произошло событие, к каким последствиям оно привело и многие другие. Вопросы могут быть самые неожиданные, ответы на которые приходится искать долгие годы.