В пятом классе ребята приступают к изучению истории Древнего мира. Очень важно уже на первых уроках привить интерес к изучению нового предмета. Необходимо увлечь ребят, пробудить желание изучать историю, открывать для себя новое. Первый вводный урок должен быть ярким, запоминающимся, интересным. Опора здесь на те знания, которые ребята получили в начальной школе. Использование презентации позволит выполнить поставленные задачи, поможет значительно расширить визуальный ряд предлагаемый учебником, сформировать этическое отношение к окружающему миру.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Введение. Что изучает история »
ЧТО ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ?
ПреподавательМАОУ ЛИЦЕЙ № 21
МИХАЙЛОВА НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА
ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ?
Что такое история?
История- наша общая память,
память человечества о своём прошлом.
наука, изучающая прошлое и настоящее человечества.
ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ?
Колыбелью зарождения истории считается Древняя Греция. Ее отцом - основоположником является знаменитый древнегреческий
историк и философ
Геродот
(V век д.н. э.).
Слово «история»
в переводе
с древне-греческого
означает
«расспрашивание,
исследование»
Богиня истории Клио
Ученые историки
Н. М.
Карамзин
М. В.
Ломоносов
В. О. Ключевский
С. М.
Соловьев
Всеобщая история
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Прошлое народов
всего мира
называется
Всемирной или Всеобщей историей
История Древнего мира– это первый этап Всемирной истории
Лента времени
РХ
20 - 21…
16 - 19
3 2 1 0 1 2 3 4 5
5 -15
Древний мир
Средние века
Новая история
Новая
история
Новейшая история
КАК ЖЕ МЫ УЗНАЕМ О ТОМ, ЧТО БЫЛО В ТАКОМ ДАЛЕКОМ ОТ НАС ПРОЩЛОМ?
Исторический источник-
это памятник истории, который даёт информацию о жизни людей в далёком прошлом .
Исторические
источники
ВЕЩЕСТВЕННЫЕ
ПИСЬМЕННЫЕ
Одни из этих источников появились давно. Другие, такие как кино- и видеофильмы, возникли недавно. Одни созданы при помощи техники, другие - вручную. Но все сберегают память о прошлом.
ЗАДАНИЕ:Определите к каким историческим источникам относятся эти изображения?
Музеи, архивы, библиотеки
Музей- это место, где хранят исторические источники, показывают всем желающим, изучают их.
В столицах разных государств есть большие музеи. Много их в Москве и Санкт-Петербурге.
Музеи, архивы, библиотеки
Музеи, архивы, библиотеки
Музеи, архивы, библиотеки
В каждой области есть областной краеведческий музей.
Есть музей и в нашем лицее.
Наш школьный музей не только краеведческий, но и музей боевой славы.
Музеи, архивы, библиотеки
В.М. Земскова-Короткова
Музеи, архивы, библиотеки
Музейные вещи называютэкспонатами.Экспонаты нуждаются в заботливом уходе. Если какая-то вещь начинает разрушаться, музейные работники восстанавливают ее. Такая работа называетсяреставрацией.
Музеи, архивы, библиотеки
Музейные экспонаты
Музеи, архивы, библиотеки
Многие ребята устраивают "домашние музеи", собираютколлекциистаринных монет, книг, конвертов или других вещей. Коллекционирование - очень полезное дело, но и здесь есть свои правила:
1.Сначала решите, что именно вы будете собирать. Не пытайтесь коллекционировать все старые вещи подряд, иначе просто запутаетесь.
2. Коллекции ценятся не по количеству, а по качеству собранного. Иной раз одна редкая вещь стоит сотни обычных.
3.Коллекция обогащает не кошелек владельца, а ум. Настоящий коллекционер, раздобыв редкостную вещь, обязательно узнает о ней все и расскажет другим.
Собиратель - это настоящий знаток, он может помочь всем, кто обратится за советом.
Музеи, архивы, библиотеки
Письменные документы тоже следует хранить в особых помещениях -архивах.Там поддерживают одинаковую температуру и влажность. Работники архивов следят за сохранностью письменных источников и берегут их, чтобы древние рукописи и книги не портились.
Музеи, архивы, библиотеки
Древние книги хранятся и в государственных библиотеках.
Вопросы и задания:
1. Что такое исторический источник? Какие источники вам известны?
2. Расскажите о работе музеев и архивов.
3. Для чего создаются школьные музеи? Есть ли музей в нашем лицее?
Человечество живет на Земле около трех миллионов лет. А письменностью пользуется только пять тысяч лет. Поэтому о самых древних временах из письменных источников ничего нельзя узнать. Здесь может помочь только изучение археологических источников.
Как древние вещи попали под толщу почвы? Как оказались на дне моря?
Археологические памятники в любом культурном обществе - всенародное богатство. Они охраняются законом.Запомните:за порчу археологических памятников наказываюткак за тяжелое преступление.Самовольные раскопки и присвоение найденных вещей строго запрещены. Проводить разведку и раскопки могут только те, кому выданы на это разрешения.
Археологические находки.
Как вы считаете, что здесь изображено?
Ученые археологи
А. В. Арциховский
А.П. Окладников
В. А. Городцов
2. Этнография
Слово «этнография» происходит от др.-греческих слов «этнос» - племя, народ и «граф» - описание.
Этнография- это наука, которая изучает бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения, расселения, культурно-историческое взаимоотношение.
Этнографы выезжают в экспедиции и там записывают народные песни, сказки, пословицы. Они также изучают танцы, узоры на одежде и коврах, посуду, жилье, изделия ремесленников и многое другое. Этнографов интересует, как старинные обычаи и народное искусство сбереглись до наших дней.
Некоторые племена Земли до сих пор живут, как и в глубокой древности: южноамериканские индейцы, эвенки, австралийцы, африканцы. Внимательно наблюдая за их жизнью, этнографы помогают историкам представить, как жили наши далекие предки.
Выдающийся русский этнограф прошлого векаН.Н.Миклухо-Маклайвсю жизнь посвятил изучению папуасских племен. "Добрым белым человеком с Луны" прозвали его папуасы.
Н. Н.
Миклухо-Маклай
Он написал большую книгу о том, как жители джунглей охотятся, трудятся в поле, строят хижины, справляют праздники. Н.Н. Миклухо-Маклай доказал, что отсталые племена, хотя и живут первобытной жизнью, но имеют богатую культуру, гостеприимны и честны.
Хижина
Миклухо-Маклая
3. Антропология
Люди не всегда выглядели так, как теперь. Наши предки были животными и за миллионы лет превратились в людей! При этом, конечно, они очень изменились.
Антропология- историческая наука, которая изучает, как и почему изменялись люди в прошлом и каков облик людей сейчас.
Останки людей могут рассказать очень многое. Особенно важны для ученых кости головы. Ученые даже научились восстанавливать по черепам лица давно умерших людей. Советский ученыйМ.М.Герасимовдолго и упорно изучал, как устроены скелеты и черепа. Он установил, что не бывает совершенно одинаковых скелетов.
Мужчина из финно – угорского
племени
Первобытные люди
Женщина из племени вятичей(Московская область). XI век
Кривич (Московская область). XII век
Андрей Боголюбский
Ярослав Мудрый
Иван Грозный
4. Нумизматика
Две тысячи семьсот лет назад в древнем мире впервые появились металлические деньги. На них изображали звезды, растения, оружие, животных. Но чаще всего на лицевой стороне находились имена и портреты правителей. В древнем Римском государстве деньги чеканили только в храме богини Монеты. Именно поэтому металлические деньги до сих пор называютсямонетами.Деньги - важнейший исторический источник. Их изучает особая наука -нумизматика.Монеты иногда чеканили в честь больших военных побед, важных событий.
Древние греческие монеты
Древние римские монеты
Древние русские монеты
Монета НиколаяI
Монеты СССР
5. Геральдика
В древнюю пору у многих знатных людей имелисьгербы- особые рисунки, рассказывавшие о знатности рода и о подвигах предков. Есть отрасль истории, которая изучает дошедшие до наших дней старинные гербы и печати и многое узнаёт об их владельцах. Это наука называетсягеральдика
Герб и флаг нашей Родины - СССР с 1947 по 1991 г.
Герб и флаг современной России
Для чего нужна история?
Прошлого забывать нельзя, надо передавать опыт и знания своим потомкам. Это и делает история. Она показывает, какие ошибки совершались в прошлом, и учит не повторять их в будущем.История учит правильно, грамотно рассуждать и понимать все, что творится в мире.
Человек, знающий историю, любит Родину и с уважением относится к народам.История воспитывает достойных людей, создателей лучшей жизни и ее защитников.
История открывает прекрасный мир искусства, учит понимать красоту старинных ваз, картин и скульптур.
История не стоит в стороне от жизни. Она учит людей, как добиться справедливости. Изучая прошлое, люди учатся понимать настоящее и улучшать будущее.
Для чего нужна история?
Значит, изучая прошлое, мы строим свое будущее, руководясь богатым опытом поколений, живших за много веков до нас. Не зря самые ревностные ценители истории, древние греки, называли ее«наставницей жизни».
Домашнее задание: Прочитать учебник стр. 6 и записи в тетради. Принесите исторические источники вашей семьи.