Просмотр содержимого документа
«Человек, власть и общество в годы войны. »
Тема: Человек, власть и общество в годы войны.
Хурматуллина Фания Султановна
I квалификационная категория
Республика Башкортостан,
Уфимский район,
МОБУ СОШ д. Дорогино.
Цели урока:
выявить истоки массового героизма на фронте и в тылу;
определить роль власти, партии и церкви в годы войны;
воспитать у обучающихся уважение к старшему поколению, которое принесло нам Великую Победу.
Задачи урока:
развить навыки работы с документами, дополнительной литературой, умение отбирать, оценивать, анализировать изучаемый материал;
умение общаться , отстаивать собственную позицию.
Оборудование урока: карта «Вторая мировая война», компьютер, выставка книг о войне, документы.
Форма урока: семинар.
Клянемся мы памятью павших,
Клянемся мы счастьем детей
Россию любимую нашу
Беречь больше жизни своей.
С.Щипачев
План изучения нового материала:
1.Человек на войне и в тылу.
2.Создание слаженного военного хозяйства.
3.Роль КПСС в войне.
4.Власть и церковь.
5.Нацистский геноцид в СССР, странах Европы.
6.Движение Сопротивления, его участники, герои.
Проблемное задание: в чем истоки массового героизма советских людей на фронте и в тылу.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Сегодня мы поговорим о некоторых аспектах Второй мировой и Великой Отечественной войн. Ведь эта война была самой разрушительной, самой продолжительной и тяжелой, требовала неимоверных человеческих усилий. Мы должны понять как удалось людям той поры одержать победу над фашизмом, выявить истоки массового героизма советских людей на фронте и в тылу.
Вопрос 1.
Работа с документами №1, №2 и №3.(Приказ № 227).
1.Какая цель стояла в этой войне перед немецким солдатом?
2.Какая цель стояла в этой войне перед советским солдатом?
3.В чем сходства и отличия?
4.Когда и при каких обстоятельствах появился приказ №227?
5.Перечислите основные меры , которыми И.В.Сталин намеревался исправить положение на фронте?
6.Насколько они, по вашему мнению , отвечали сложившейся обстановке и были необходимы?
7.Как приказ повлиял на дальнейшее развитие событий ?Можно ли говорить о решающей роли приказа в победах под Сталинградом и Курском?
8.приведите примеры массового героизма советских людей на фронте и в тылу?
ВЫВОД: для советских людей эта война была Отечественной, они боролись за свободу и независимость своей Родины, за своих матерей, жен, детей.
Чтобы разгромить врага , они должны были беспощадно истреблять всеми возможными способами: кто-то на фронте, кто-то в тылу.
Вопрос 2.
1.Что делалось советским руководством для того, чтобы создать слаженное военное хозяйство?
2.Что вы знаете о судьбе эвакуированных предприятий на территории нашей республики?
Вопрос 3.
1.Покажите руководящую и объединяющую роль КПСС во время Великой Отечественной войны. Какой вклад несли в победу партийные организации?
ВЫВОД: партийные организации на фронте и в тылу вели работу по укреплению морального духа бойцов , повышению уровня их подготовки. В годы ВОВ в партию вступило 4 миллиона человек.
Вопрос 4.
1.Как складывались взаимоотношения власти и церкви в годы ВОВ? Как церковь помогала фронту?
ВЫВОД: смягчилось отношение атеистического руководства страны к церкви, усилилась тяга населения страны к вере, она спасала и поддерживала многих людей, было восстановлено патриаршество и т.д..
Вопрос 5.
1.Что такое геноцид? Расскажите о нацистском геноциде в СССР. Покажите на карте места массового истребления советских людей.
2.Расскажите о нацистском геноциде в странах Европы. Покажите на карте места массовых истреблений людей.
Вопрос 6.
1.Что такое оккупационный режим? Какой там устанавливался порядок?
2.Когда началась партизанская борьба на оккупированной территории СССР? Кто руководил?
3 Что такое движение Сопротивления ? Кто участвовал и в каких странах? Участвовали ли представители нашей республики в движении Сопротивления?
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:Я уверена, что ваша подготовка к сегодняшнему уроку и его проведение дали вам возможность соприкоснуться с той далекой историей нашей Родины, о которой мы не имеем прав забывать. Я думаю, вы посмотрите на малочисленных сегодня ветеранов с глубоким уважением, в полной мере оцените их вклад в Великую Победу.
Документ №1.
Памятка советского бойца
За наших матерей, жен, детей! За нашу честь, свободу и любимую Родину! Вперед на полный разгром фашистских захватчиков! Вперед на Запад! Там ждут нас советские люди, временно оказавшиеся под ярмом фашистов. Там ждет нас решающая победа над немецко-фашистскими .захватчиками.
Не давайте фашистам покоя ни днем , ни ночью! Изматывайте их физически и морально. Беспощадно уничтожайте их везде и всюду.
Сила армии – в дисциплине. Крепкая воинская дисциплина – залог победы в бою. Будьте дисциплинированными бойцами. Помните, что приказ командира - закон.
Документ №2
Памятка немецкого солдата.
Помни и выполняй: нет нервов, сердца и жалости – ты сделан из немецкого железа. После войны ты обретешь новую душу, ясное сердце – для детей твоих, для жены, для Великой Германии, а сейчас ты действуй решительно, без колебаний.
У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, мальчик или девочка. Убивай, этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься навек.
Ни одна мировая сила не устоит перед германским напором. Мы поставим на колени весь мир. Германец – абсолютный хозяин мира. Ты будешь решать судьбы Англии, России, Америки. Ты –германец, как подобает германцу, уничтожай все живое, сопротивляющееся на твоем пути, думай всегда о возвышенном – о фюрере, и ты победишь. Тебя не возьмет ни пуля, ни штык. Завтра перед тобой на коленях будет стоять весь мир.