Тема урока : Брестский мир
Тип урока: комбинированный
Целеполагание для учителя :
- сформировать представление о сложности заключения мирного договора
- показать главную цель большевиков-сохранение советской власти
- развивать умение работать с документами, картой, анализировать
- воспитывать политическую компетентность, умение рассматривать проблему с разных точек зрения, делать выводы
Целеполагание для ученика:
1.знать разные точки зрения на проблему заключения мира
2. уметь работать с историческими источниками, находить объекты на карте
3.понимать причины и последствия заключения мира
План проведения урока.
1.проверка домашнего задания
Разминка-дата, герой, событие.
. -тесты на компьютере
.- узнай историческую личность ( работа в паре)
Выставление оценок.
Объявление темы урока- Брестский мир .
Важнейшим вопросом, от которого зависела судьба революции, советского государства был вопрос о мире., о выходе из войны. До сих пор нет единого мнения по этому вопросу. Проблемное задание .Брест-это предательство национальных интересов или суровая необходимость?
План урока.
1.Борьба в большевистском руководстве по вопросу о мире
2. Подписание сепаратного мира с Германией
3 Последствия подписания мира.Распад коалиционного советского правительства
Физкультминутка
Вводная беседа
Какая война шла в тот период? Назовите ее даты.
Какие военные блоки участвовали?
Назовите 2 основных фронта.
Покажите территории, потерянные Россией к 1917г.
Как повлияла1 мировая война на внутриполитическую ситуацию в России?
( она явилась толчком к Февральской революции и свержению монархии, а также к падению Временного правительства)
Как решали вопрос о мире большевики, учитывая опыт Временного правительства?.
Когда был принят Декрет о мире? В чем его суть?
Были ли согласны союзники ? Почему?
Кто согласится и почему на подписание мира с Россией?
Не все было так просто. Несмотря на принятие Декрета о мире среди большевиков не было единого мнения о необходимости заключения мира.
Новый материал
1.Борьба в большевистском руководстве по вопросу о мире
Программный лозунг партии: лозунг о необходимости мировой революции и в то же время обещание населению мира -как совместить несовместимое?
Все это вызвало в лагере большевистских лидеров раскол и острейшую борьбу по вопросу о мире. Прослушайте фонограмму и ответьте на вопрос: какие точки зрения были у руководства ?
2.Подписание сепаратного мира с Германией
.Споры о мире или революционной войне продолжались, но перемирие в
ноябре было заключено и начались переговоры в г. Брест-Литовске. Карта.
Посмотрев фильм ( Россия-век XX), ответьте на вопрос: когда впервые встал вопрос о заключении мира с немцами, когда и чем закончились переговоры?.
3марта подписан мир Что значит «сепаратный» словарь стр.99
.На партах текст договора. Ответить на вопросы к документу. Маркером отметить ответы.
Ленин назвал этот мир похабным, позорным. Действительно Россия лишилась огромной территории.Показ на карте.
Выгодны ли были России условия мира? Почему Ленин яростно настаивал на его подписании? Можно ли назвать это предательством национальных интересов или это было суровой необходимостью? Вам может помочь документ на стр. 93.
3.Последствия подписания
Назовите экономические и социально-политические последствия мира.( работа с учебником). Выпишите их
- распад коалиционного правительства
- ухудшение экономического положения
- обострение отношений между городом и деревней ( введение продовольственной диктатуры
- страны Антанты начали интервенцию в Россию
- унизительные условия мира вызвали недовольство значительной части русского общества были одной из причин трагедии Гражданской войны.
Такую цену пришлось заплатить за сохранение советской власти. Мир был аннулирован в ноябре 1918г.
Закрепление
Брестский мир был заключен 3….19….
Советскую делегацию возглавил ………ий
За продолжение революционной войны выступал Н.И…….
Мир, заключенный с противником одним из государств без согласия своих союзников наз….
Формула. выдвинутая Троцким-«Ни, ни мира »
Домашнее за:стр.93-95 вопр3, 4
приложение к уроку
1.Насильственное присоединение всей или части территории другого государства называется
Сиякеанн
2.Нормативный акт государства или правительства, важный закон
Тердке
3.соглашение, достигнутое путем взаимных уступок
Смиепроомк
Напиши полное название
СНК
ВЦИК
ВРК
ВЧК
3. О каком событии идет речь? Когда оно было? Чем закончилось?
Из 715 депутатов более половины было эсерами, четвертую часть составляли большевики, обладавшие вместе с примкнувшими к ним левыми эсерами примерно третью голосов.На первое и единственное заседание успело приехать только 410депутатов.