kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить обучающихся с личностью Александра II. Раскрыть причины отмены  крепостного право.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861г.»


Предмет: история

Класс: 9

Дата: 15.02.2023г.

Тема: Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Цель урока: познакомить учащихся с личностью Александра II; раскрыть причины отмены крепостного права; рассмотреть содержание и сущность крестьянской реформы 1861 г.; оценить роль и значение крестьянской реформы 1861 г. в истории России.

Вспомнить:

особенности промышленного переворота в Европе и в России; годы правления Николая I, что такое крепостное право; предпосылки отмены крепостного права в России.

Узнать:

значение понятий: выкупные платежи, временнообязанное состояние, отрезки, прирезки, мировые посредники, уставные грамоты; годы правления Александра II; причины содержание и сущность крестьянской реформы 1861 г.

Научиться:

показывать на карте районы с прирезками и отрезками; оценивать роль значение крестьянской реформы 1861 г.

Задачи урока:

Обучающие (знания):

  • давать определения понятиям: крепостное право, выкупные платежи, временнообязанное состояние, отрезки, прирезки, мировые посредники, уставные грамоты;

  • называть причины отмены крепостного права в России;

  • знать основные положения крестьянской реформы 1861 г.

Развивающие (умения):

  • составлять биографические сообщения;

  • анализировать изученное;

  • анализировать исторические источники;

  • воспроизводить исторический материал;

  • сопоставлять фактические данные;

  • устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы;

  • анализировать изученное;

  • оценивать исторические события;

  • работать в группах;

  • работать с документом, выделять главное

  • работать с картой.

Воспитательные (отношения, ценности, внутренние установки):

  • пробуждение интереса к изучению прошлого своей страны;

  • определить свое отношение к событиям XIX века;

  • воспитание уважения к историческому прошлому своей страны.

Задачи урока были направлены на формирование следующих УУД:

Планируемые результаты:

Предметные: овладеть понятиями: крепостное право, выкупные платежи, временнообязанное состояние, отрезки, прирезки, мировые посредники, уставные грамоты; иметь представления о причинах отмены крепостного права; знать основные положения Крестьянской реформы 1861 г.

Метапредметные:

Познавательные: извлекать информацию из разных источников (текст учебника, документ, презентация); анализировать, выделять главное; определять понятия; обобщать, делать выводы; выделять причины и следствия;

Регулятивные: определять цель учебной деятельности; выдвигать версии; планировать деятельность в учебной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации; оценивать свою деятельность;

Коммуникативные: уметь работать индивидуально, коллективно, в группах; уметь выражать свои мысли с последовательностью, точностью; учитывать мнение друг друга; уметь контролировать друг друга, оказывать поддержку друг другу.

Личностные: оценивать исторические события, осознавать себя представителем исторически сложившегося сообщества, гражданином России; развивать сотрудничество; развивать интерес к истории как науке.

Формы обучения по способу организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в группах, работа в парах.

Форма обучения по способу организации занятия: урок

Методы обучения:

  1. по характеру познавательной деятельности:

объяснительно-иллюстративный: рассказ с демонстрацией наглядности;

частично-поисковый: учащиеся находят ответы на поставленные вопросы, извлекают информацию из разных источников;

исследовательский: самостоятельный творческий поиск информации, составление презентации;

  1. по уровню активности: активный: взаимодействие учитель-ученик, интерактивный; обратное взаимодействие учитель-ученик-учитель;

  2. по источнику знаний:

словесный: рассказ, беседа, работа с книгой;

наглядный: метод иллюстраций: картинки, наглядность;

метод демонстраций: видеоматериал, презентация;

практический: работа в группах, в парах, индивидуальные задания;

Приемы:

  • «Цитирование высказываний известных людей»;

  • «Отсроченная догадка»;

  • «Терминологический диктант»

  • «Блиц-опрос»

  • «Видеосюжет»;

  • «Кластер»;

  • «Вопросы к тексту»;

  • «Найди на карте» и др.

Межпредметные связи: всеобщая история, дитература, обществознание, география.

Технологии обучения: обучение в сотрудничестве, ИКТ технологии, развивающие технологии. обучение.

Основные понятия: крепостное право, выкупные платежи, временнообязанное состояние, отрезки, прирезки, мировые посредники, уставные грамоты.

Основные даты и события:

1855-1881 гг. – правление Александра II;

1857 г. – создание Секретного комитета (с 1858 г. Главный комитет);

1859 г. - создание Редакционных комиссий;

19 февраль 1861 г. – отмена крепостного права.

Персоналии: Александр II, К.К. Мердер, В.А. Жуковский, княгиня Елена Павловна, Н.А. Милютин Я.И. Ростовцев.

Средства обучения: учебник Н.М. Арсентьева История России, рабочие тетради, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, видеофрагменты из фильма «Романовы» (режиссер Максим Беспалый), иллюстрации исторических личностей, файл с рабочим материалом для работы в группах, документ «Положение о крестьянах вышедших из крепостной зависимости», карта «Крестьянская реформа 1861 г.» карточки для индивидуальной работы, листы самооценивания.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие друзья! Садитесь! С отличным настроением приветствую вас сегодня! Надеюсь у вас оно тоже отличное. Смотрим, все ли у нас готово к уроку. Сидим правильно, спину держим ровно. Итак, мы начинаем. Хочу начать наш урок словами немецкого политика Йозефа Геббельса:

«Отними у народа историю — и через поколение он превратиться в толпу, а еще через поколение им можно управлять как стадом».

Йозеф Геббельс

(Слайд 2)

Как вы понимаете эти слова, ребята? (Ответы детей)

Эти слова говорят о том, что прошлое и будущее человечества неразрывно связано историческим процессом, если человек не знает прошлого и не может его проанализировать, он не сможет понять ни свое настоящее, ни будущее.  Он как невежественный бык, привязанный за нос кольцом. Цепочка намоталась на колышек и теперь огромный бык стоит недвижим и не может сообразить причину своей остановки и муки. Не может понять, чтобы освободиться, ему надо двигаться назад.

Поэтому у нас сегодня есть уникальная возможность включиться в увлекательный процесс изучения и открытия истории.

  1. Этап мотивации к учебной деятельности.

Друзья, внимание на экран.

Просмотр видеофрагмента из фильма «Романовы» (режиссер Максим Беспалый)

1855 год на престол вступает новый император – Александр II. В день коронации он простил все недоимки подушной подати, возвратил из ссылки всех осужденных по делу о тайных обществах 1825 года и заговору М.В.Петрашевского. Но историческое имя Царь-Освободитель связано с иным событием.

(Слайд 3)

С каким же событием связано прозвище Александра II?

(Версии учащихся записываются на доске). К концу урока проверим правильность ваших версий.

Актуализация знаний

Ребята, хочу обратить ваше внимание на оценочные листы. (Слайд 4). После каждого вида работы вы должны поставить себе балл. А в конце урока, суммировав их, оценку. Критерии к каждому заданию, виду деятельности прилагаются. Ну что ж, приступим!

О чем мы говорили на прошлом уроке? (О Европейской индустриализации и предпосылках реформ в России) А сейчас я предлагаю вам написать Терминологический диктант!? Я буду читать значения понятий, вы будете их угадывать и записывать.

  1. Прием «Терминологический диктант» (Слайд 5)

  1. Массовый переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике, произошедший в ведущих государствах мира в XVIII—XIX веках. (Промышленный переворот)

  2. Общественный класс, владеющий капиталом и занятый предпринимательской деятельностью. (Буржуазия)

  3. Один из двух основных классов капиталистического общества, класс эксплуатируемых буржуазией наемных рабочих. (Пролетариат)

  4. Глобальный процесс миграции населения из сельской местности в городскую, что в итоге приводит к стремительному росту городов. (Урбанизация)

  5. Существовавшая, начиная с Киевской Руси XI века, система правоотношений, вытекавших из зависимости земледельца-крестьянина от помещика, владельца земли, населяемой и обрабатываемой крестьянином. (Крепостное право)

Самопроверка по эталону. (Слайд 5.1)

Ребята, вы хорошо справились, спасибо вам, вы все молодцы. Идем дальше.

  1. Прием «Блиц-опрос»

Когда в Европе начался промышленный переворот? (В середине XVIII века)

Когда наша страна вступила на путь промышленной революции? (Начиная с 1830-х годов)

Какими были особенности промышленного переворота в России? (Проходил в условиях сохранения крепостного права)

К чему вело сохранение крепостного права. (К экономическому военно-техническому отставанию России, восстаниям крестьян, падению авторитета России на мировой арене)

Предпринимались ли предшественниками Александра II попытки освободить крестьян? (Да, Павел I – указ о трехдневной барщине; Александр I – указ о вольных хлебопашцах; Николай I – указ об обязанных крестьянах) (Слайд 6)

  1. Этап выявления места и причины затруднения.

XIX век отличался особой остротой крестьянского вопроса. Крестьяне боролись за свое раскрепощение. Крепостное право стало невыносимым. Оно вело к отставанию страны, тормозило ее экономическое развитие, вело к восстаниям крестьян, явилось одной из причин поражения России в Крымской войне, а на западе воспринималось как нецивилизованность, отсталость. Неизбежность скорой отмены крепостного права была очевидна всем: правителям России, помещикам, деятелям культуры, литературы которые не раз затрагивали проблемы, связанные с крепостным правом в своих произведениях. Иногда это были лишь косвенные указания на ужасное положение крестьянства во власти помещиков, а иногда именно крепостное право служило главной темой литературного произведения. Но его отмена это было очень непростым делом, т.к. затрагивало интересы всех слоев общества. И решить проблему отмены крепостного права в Российской империи предстояло Александру II. (Слайд 7) Который, 30 марта 1856 г., произнеся речь перед представителями московского дворянства сказал: «сами вы знаете, что существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным. Лучше, если это произойдет сверху, нежели ждать, когда это свершится снизу». Как вы понимаете эти слова? («лучше отменить свыше, нежели снизу?») (свыше – с помощью реформ, снизу – революция)

Ребята, так, о чем же мы с вами будем говорить? Сформулируйте тему урока.

Тема урока: Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. (Слайд 8)

  1. Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации

Открываем параграф 16, стр. 84.

Целеполагание (Слайд 9)

Какими будут цели урока? На какие вопросы вы хотите получить ответы?

Цели урока:

  • познакомиться с личностью Александра II;

  • узнать причины отмены крепостного права в России;

  • рассмотреть содержание и сущность крестьянской реформы;

  • оценить значение реформы для истории России.

Давайте составим план урока

План урока. (Слайд 10)

  1. Новый император

  2. Причины отмены крепостного права

  3. Подготовка реформы

  4. Содержание и сущность реформы

  5. Значение реформы

Тема отмены крепостного права имеет важное значение в ходе изучения истории России, так как она оказала большое влияние на дальнейший ход истории, падение крепостного права - важнейшее поворотное событие в истории России, открывшее новый путь экономического и социального развития страны. Вся последующая история страны, вплоть до революции 1917 г., проходила под влиянием реформ 60-х -- начала 70-х годов XIX в. Также эта тема очень часто встречается в заданиях ОГЭ и ЕГЭ. И будет проверяться на контрольной работе.

  1. Реализация построенного проекта

Какие исторические источники в которых мы могли бы найти ответы у нас есть? (учебник, иллюстрации, исторические документы, презентация, можете назвать Интернет)

Не для кого из нас не секрет, как порой велика бывает роль личности в истории и как часто от личности история зависит…

19 февраля 1855г. на российский престол вступил старший сын Николая I – Александр II.

Каким же был Александр II? Какие черты личности императора позволили ему приступить к преобразовательной деятельности? Расскажет нам Джайнабизова Жарадат.

! Вспоминаем правила работы с компьютером

Какие черты личности императора позволили ему приступить к преобразованиям в стране? Для того, чтобы узнать, что произошло дальше предлагаю выполнить следующее задание (Слайд 11): вы будете работать в группах.

1 группа – Причины отмены крепостного права.

Сформулируйте основные причины отмены крепостного права

2 группаПодготовка реформы

Как шла подготовка реформы.

Кто участвовал в его разработке?

3 группаСодержание и сущность реформы

Когда была подписана крестьянская реформа?

Как назывались документы, подписанные Александром II?

Расскажите, основные положения реформы

4 группаЗначение реформы

Оцените значение реформы

Удовлетворяла ли реформа всех жителей страны?

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Подведение итогов работы в группах. Выступление групп. Рассказ каждой группы сопровождается слайдами презентации.

1 группа – Причины отмены крепостного права. (Слайд 12)

2 группаПодготовка реформы. (Слайд 13)

3 группаСодержание и сущность реформы. (Слайд 14-15)

4 группаЗначение реформы (Слайд 16

Друзья, вы все молодцы, спасибо за ваши ответы. Не забудьте поставить себе балл в оценочный лист.

Физминутка. (Слайд 17). В связи с тем, что мы работаем с интерактивной доской, давайте сделаем гимнастику для глаз. Зажмурьте глаза, откройте глаза. (5 раз)

  1. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

1. Индивидуальная работа. (Слайд 18) Соотнеси последствия крепостного права

ПОСЛЕДСТВИЯ КРЕПОСТНОГО ПРАВА


А. Личная свобода крестьян

Б. Временнообязанное состояние

В. Крестьяне не получили право собственности на землю, ее нельзя было продавать

Г. Крестьяне могли переходить в другие сословия

Д. Крестьяне получили право поступать в учебные заведения

Е. Высокий размер выкупа

Ж. Система отрезков земли, крестьяне теряли лучшие земли

З. Сохранение крестьянской общины и круговой поруки

К. Крестьянин выкупал землю по ценам на 25% выше рыночных

  1. положительные

2) отрицательные

(Слайд 19) Самопроверка по эталону: 122112222.

Не забываем поставить баллы себе в лист оценивания. Идем дальше, друзья.

А теперь мы с вами поработаем с картой. Откройте страницу 122 учебника

2. Работа с картой (в парах). Прием «Найди на карте» (Слайд 20)

Используя карту выясните, на каких территориях по результатам реформы 1861 г. были распространены отрезки, на каких прирезки. Напишите названия этих губерний

Этап включения в систему знаний

Итак, теперь возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока:

С каким же событием связано прозвище Александра II «Освободитель»? (Слайд 21)

(Ответы учащихся)

Посмотрим, насколько верными были ваши предположения

Крестьянская реформа 1861, несмотря ни на что, имела огромное значение для России. Теперь все россияне становились свободными. Было уничтожено право собственности на труд и личную свободу людей. Перед нашей страной открылась возможность развития новых хозяйственных отношений.

Александр II за эту историческую реформу получил почётное звание Царь-Освободитель.

  1. Промежуточный этап на котором формулируется домашнее задание (Слайд 22)

Обязательно для всех:

Параграф 16, стр.117-123, прочитать

Ответить на вопр. 1-8, выучить термины к параграфу.

По выбору:

  • подготовить сообщение «Крепостное право в русской литературе»;

  • составить кроссворд по данной теме;

  • одно из заданий рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

А сейчас вспомним, какие цели мы ставили перед собой? (Слайд 23) (Ответы учащихся)

Мы выполнили их?

Как именно мы их выполнили?

(Мы работали в группах, индивидуально, брали информацию из учебника, с исторических документов, из презентации, с иллюстраций)

Прием «Кластер» (Слайд 24)

А теперь напишите любые ваши ассоциации, связанные со словосочетанием «Крестьянская реформа 1861 г.»

Оценивание (Слайд 25)

Ребята, вы все хорошо работали на уроке, а теперь поставьте себе итоговую отметку и сдайте мне свои оценочные листы. По ним я поставлю вам оценки.

Всем спасибо за урок!

Можно похвалить лично наиболее активных учеников, и не очень, для последующей мотивации.

Если останется время. Завершить урок можно словами стихотворения Н.А. Некрасова «Элегия». В своем произведении «Элегия», автор задается вопросом: «стало ли крестьянам жить легче после отмены крепостного права?».

Я видел красный день: в России нет раба!

И слезы сладкие я пролил в умиленьи…

«Довольно ликовать в наивном увлеченьи, —

Шепнула Муза мне. — Пора идти вперед:

Народ освобожден, но счастлив ли народ?..»











Приложение 1. Лист Оценивания


ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Ф.И. уч-ся: ____________________________________________________________

Предмет: ________________ Класс: ________Дата: _________________________

ФОРМЫ, ВИДЫ РАБОТЫ (БАЛЛ)

КРИТЕРИИ

БАЛЛ

Терминологический диктант

1 б. за 1 ответ


Индивидуальная работа:

сам. работа, опрос

1 б. за 1 ответ


Работа в парах

1б. за 1 пр.отв.


Работа в группах

от 1 до 3 б.


ВСЕГО БАЛЛОВ



ОЦЕНКА





КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ



19-25 баллов - «5»

15-18 баллов - «4»

10-14 баллов - «3»

0-9 баллов - «2»





































Приложение 2. Документ. (для второй группы)


Для выработки общего проекта о крестьянах были учреждены редакционные комиссии.

В их состав вошли:

Яков Иванович Ростовцев  (состоял в «Северном обществе», доложил о готовящемся выступлении) «Никто из людей мыслящих, просвещённых и отечество своё любящих, — писал он, — не может быть против освобождения крестьян. Человек человеку принадлежать не должен. Человек не должен быть вещью» 
Николай Алексеевич Милютин (племянник П.Д.Киселева, ссылаясь на реформу, проведённую в Пруссии, освободить крестьян с земельными наделами за выкуп)
Юрий Федорович Самарин (славянофил, сторонник отмены крепостного права)

Владимир Александрович Черкасский: реформа должна также выполнить задачу обеспечения рабочей силой промышленного и товарного сельскохозяйственного производства)

17 февраля 1861г. Государственный совет принял проект реформы. Решающее значение сыграл голос императора. Через 2 дня, предварительно помолившись, Александр II утвердил все законодательные акты реформы, Хотя Манифест и другие документы реформы были подписаны 19 февраля, и было приурочено к шестой годовщине восшествия Александра II на престол. оглашение их было отсрочено на 2 недели.

- Опасаясь народных волнений, Высочайший Манифест был обнародован в Москве и Петербурге в прощеное воскресенье (канун Великого поста), 5 марта путем расклейки печатного текста и оглашения его в церквях.






























Приложение 2. Документы. (для третей группы)


Несмотря на все сложности и попытки консерваторов не допустить проведение реформы 19 февраля 1861 года Александр II подписал два важных документа:

1. Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта»;

2. «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

- «Положения» включали в себя около 20 законодательных актов, в которых подробно описана вся процедура освобождения.

Из документа (Манифест 19 февраля 1861 г.): 

В силу означенных новых положений крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей.

Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам за установленные повинности в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред Правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.

Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными.

Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников.

Особым положением о дворовых людях определяется для них переходное состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении двухлетнего срока от дня издания сего положения они получат полное освобождение и срочные льготы…

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861г.

Автор: Шабалина Марина Сергеевна

Дата: 18.04.2023

Номер свидетельства: 629826

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Тема: «Александр 2. Начало правления. Крестьянская реформа 1861 года»"
    ["seo_title"] => string(67) "tema_aleksandr_2_nachalo_pravleniia_krestianskaia_reforma_1861_goda"
    ["file_id"] => string(6) "555767"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1597405921"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Александр 2. Крестьянская реформа"
    ["seo_title"] => string(37) "alieksandr_2_kriest_ianskaia_rieforma"
    ["file_id"] => string(6) "379780"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1484509105"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Презнетация "Великие реформы 60-70-х гг. XIX в.и их влияние на жизнь вятской глубинки" "
    ["seo_title"] => string(98) "prieznietatsiia-vielikiie-rieformy-60-70-kh-ghgh-xix-v-i-ikh-vliianiie-na-zhizn-viatskoi-ghlubinki"
    ["file_id"] => string(6) "220389"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1434616068"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Начало правления Александра II, подготовка к реформе 1861г."
    ["seo_title"] => string(59) "nachalo_pravleniia_aleksandra_ii_podgotovka_k_reforme_1861g"
    ["file_id"] => string(6) "633976"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1687166947"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Россия в первой половине ХIХ века. "
    ["seo_title"] => string(39) "rossiia-v-piervoi-polovinie-khikh-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "134808"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416815702"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства