Конспект урока состомт из целей урока, задачей, развивательного, воспитательного характера, средства обучения, типа урока, хода урока, организационного момента, повторение домашнего задания, фронтальный опрос, работа по карточкам верно ли что., определите 4 лишнего, изучение новой темы, жизнь и политическая деятельность, подведение урока, рефлексия, анализ урока
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
История Казахстана 5 класс. Тема урока: «Хан Абылай».
Цель урока:Дать представление о хане Абылае как одного из великих казахских ханов, выдающегося государственного деятеля и дипломата. Раскрыть основные этапы его жизни.
Задачи:
Систематизировать знания учащихся по истории Казахстана.
Продолжить формирование умений учащихся логически мыслить, обобщать, выбирать главное, делать выводы, находить причинно-следственные связи, высказывать свою точку зрения, работать с исторической картой.
На примере личности Абылая продолжать воспитывать в детях патриотизм; любовь к Родине; чувство уважения к тем людям, которые отдали жизнь во имя Родины.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
Артыкбаев, Абиль, Сайданбекова. Рассказы по истории Казахстана для 5 класса.- Алматы, 2006.Учебник для средней школы.
Рабочие тетради.
Карта: Территория Казахстана в 18 в.
Портрет «Абылай».
Мой Казахстан. Книга для детей.- Алматы, 2006 .
ТИП УРОКА: комбинированный.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (сообщение темы, целей урока).
2.Повторение домашнего задания:
Фронтальный опрос.
Назовите последствия джунгарского нашествия на казахские земли.
Причины присоединения Младшего жуза к России?
Какие цели преследовал хан Абулхаир, присоединив Казахское ханство
к России?
Какую цель преследовала Россия в отношении Казахстана?
Дайте историческую характеристику хана Абулхаира.
Работа с карточками. См. приложение.
Задание: «Верно ли что…».
Читается утверждение, учащиеся должен выбрать верно ли это утверждение или нет.
«+»-да,
«-»- нет
Например: Абулхаир- хан Старшего жуза. «-»- нет.
10 правильных ответов- «5».
7 правильных ответов – «4».
Менее 7 правильных ответов – «3».
Тархан – это звание, которое присваивалось рядовому кочевнику.(-)
Курултай – это собрание всех представителей казахских родов и племен. (+)
Абулхаир – хан Старшего жуза . (–)
1730 год – это год, когда Императрица Анна Иоанновна подписала грамоту о вступлении Младшего жуза в российское подданство. (+)
Абулхаир – это инициатор принятия покровительства со стороны России. (+)
Единство народа мешает отражению натиска врага. (–)
Булантинское сражение – это сражение, в котором джунгары потерпели поражение. (+)
Подвиг – это несмелый поступок. (–)
«Калмак кырган» – это место радости калмаков. (–)
Задание.
Определите 4 лишнего в ряду личностей (терминов) и объясните признак, по которому они сгруппированы:
Баян , Абулхаир, Есет, Малайсары. (Лишний – Абулхаир, остальные являлись батырами)
Бий, батыр, хан, курултай. (Лишний – курултай, остальные являются социальными слоями в обществе)
Тауке, Абулхаир, Кайып, Богенбай. (Лишний – Богенбай, остальные ханы)
3. Изучение новой темы.
Жизнь и политическая деятельность Абылай хана.Абылай хан (Абильмансур)- один из великих казахских ханов, выдающийся государственный деятель, полководец и: диплома. Он родился в городе Туркестан в 1711 году в семье правителя города. Отец Абылая -Уали был убит в одном из сражений с джунгарами. Тогда погибла вся семья Абильмансура, и только остался жив. Его спас мудрый наставник, преданный слуга правителя Ораз.
Долгое время он скрывал свое ханское происхождение. Он пас стада верблюдов уйсуна Толе би, поэтому его прозвали Сабалак - «мальчик в разодранной одежде, с растрепанными волосами». Так прозвал его Толе би. Однако мудрый би заметил, что Сабалак не простого происхождения. С этого времени у него стали проявляться задатки будущего лидера. Он резко выделялся уже в юности мужеством, умом, целеустремленностью. В 22 года Сабалак познакомился с батыром Богенбаем, который приехал проведать Толе би. Богенбай был человеком, который всегда умел увидеть лучшее в людях. Богенбай при виде Сабалака сказал:
Вижу в блеск в глазах твоих, малыш,
По нраву явно ты ханской крови,
Весной, когда на калмаков пойдем войной
Помощь твоя нам придется кстати!
С этими словами он дал юноше свое благословление и подарил своего коня. Впервые имя Сабалак стало известно в 1730 году после битвы с джунгарами. По восточным обычаям перед битвой сильнейшие из двух войск выходили на поединок. Казахские воины два раза потерпели поражение. В этот момент Сабалак изъявил желание сразиться с калмакским батыром Шарышем и победил его. После этого он поскакал на врага, выкрикивая клич «Абылай!». После этого удачного сражения о происхождении Абылая стало известно всем. Казахский хан Абулмамбет предложил ему принять ханский титул. Однако официально Абылай был возведен в ханы лишь в 1771 году после смерти Абулмамбета. Абылай - мудрый политик своего времени, бесстрашный батыр, одаренный дипломат. Он получил мусульманское образование и был умелым правителем. Абылай для упрочения ханской власти постоянно опирался на авторитетных и талантливых людей своего времени, например, на жырау Бухара, Умбетея, Таттыкару, батыров: Кабанбая, Богенбая, Малайсары, биев: Толе, Казыбека, Айтеке. Абылай хан вел дальновидную внутреннюю и внешнюю политику Казахстана, тем самым превратив свое ханство в сильное и единое государство. При нем казахи возродили свой национальный дух. Абылай умер в Туркестане в 1781 году, его тело покоится в мавзолее Кожа Ахмета Йассауи.
4. Закрепление материала.
1. Каково происхождение Абылай хана?
2. Расскажите историю превращения Абильмансура в Сабалака.
3. Как Сабалак стал Абылаем?
4. Используя дополнительный материал, приведите примеры выдающейся деятельности хана Абылая на государственном и дипломатическом поприще.
5. Кто из видных казахских деятелей помогал хану Абылая в управлении страной?
Д/з: параграф 34.
Написать мини – сочинение «В чем бы я хотел быть похож на хана Абылая…?»
Приложение.
Тема: Казахстан и Россия. Присоединение Казахстана к России.
Карточка №1. Фамилия и имя:_______________
1. В каком году русская царица Анна Иоанновна подписала грамоту о принятии Младшего жуза в российское подданство?
а) в 1718 году; б) в 1731 году; в) в 1715 году; г) 1726 году
2. Кто из казахских ханов первым принял присягу Российской империи?
а) Тауке хан; б) Кайып хан; в) Абулхаир хан; г) Абылай хан
3. В Булантинской битве джунгары потерпели поражение, после этого это место прозвали в народе как:
а) «Калмак кырган» (место гибели калмаков); б) место стонов и рыданий врага; в) кровь и слезы врага; г) слава героям
Тема: Казахстан и Россия. Присоединение Казахстана к России.
Карточка №2. Фамилия и имя:_______________
1. Кто являлся инициатором принятия покровительства со стороны России?