kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Абылай хан"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока состомт из целей урока, задачей, развивательного, воспитательного характера, средства обучения, типа урока, хода урока, организационного момента, повторение домашнего задания, фронтальный опрос, работа по карточкам верно ли что., определите 4 лишнего, изучение новой темы, жизнь и политическая деятельность, подведение урока, рефлексия, анализ урока
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Абылай хан"»

История Казахстана 5 класс. Тема урока: «Хан Абылай».

Цель урока: Дать представление о хане Абылае как одного из великих казахских ханов, выдающегося государственного деятеля и дипломата. Раскрыть основные этапы его жизни.

 Задачи:

  1. Систематизировать знания учащихся по истории Казахстана.

  2. Продолжить формирование умений учащихся логически мыслить, обобщать, выбирать главное, делать выводы, находить причинно-следственные связи, высказывать свою точку зрения, работать с исторической картой.

  3. На примере личности Абылая продолжать  воспитывать в детях патриотизм; любовь к Родине; чувство уважения к тем людям, которые отдали жизнь во имя Родины.

 СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

  • Артыкбаев, Абиль, Сайданбекова. Рассказы по истории Казахстана для 5 класса.- Алматы, 2006.Учебник для средней школы.

  • Рабочие тетради.

  • Карта: Территория Казахстана в 18 в.

  • Портрет «Абылай».

  • Мой Казахстан. Книга для детей.- Алматы, 2006 .

 ТИП УРОКА: комбинированный.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (сообщение темы, целей урока).

2.Повторение домашнего задания:

Фронтальный опрос.

  • Назовите последствия джунгарского нашествия на казахские земли.

  • Причины присоединения Младшего жуза к России?

  • Какие цели преследовал хан Абулхаир, присоединив Казахское ханство

  • к России?

  • Какую цель преследовала Россия в отношении Казахстана?

  • Дайте историческую характеристику хана Абулхаира.

Работа с карточками. См. приложение.

Задание: «Верно ли что…».

 Читается утверждение, учащиеся должен выбрать верно ли это утверждение или нет.

«+»-да,

«-»- нет

Например: Абулхаир- хан Старшего жуза. «-»- нет.

  • 10 правильных ответов- «5».

  • 7 правильных ответов – «4».

  • Менее 7 правильных ответов – «3».

 

    1. Тархан – это звание, которое присваивалось рядовому кочевнику.(-)

    2. Курултай – это собрание всех представителей казахских родов и племен. (+)

    3. Абулхаир – хан Старшего жуза . (–)

    4. 1730 год – это год, когда Императрица Анна Иоанновна подписала грамоту о вступлении Младшего жуза в российское подданство. (+)

    5. Абулхаир – это  инициатор принятия покровительства со стороны России. (+)

    6. Единство народа мешает отражению натиска врага. (–)

    7. Батыры – партизаны, сопротивляющиеся натиску джунгар. (–)

    8. Булантинское сражение – это сражение, в котором джунгары потерпели поражение. (+)

    9. Подвиг – это несмелый поступок. (–)

    10. «Калмак кырган» – это место радости калмаков. (–)

Задание.

Определите 4 лишнего в ряду личностей (терминов) и объясните признак, по которому они сгруппированы:

  • Баян , Абулхаир, Есет, Малайсары. (Лишний – Абулхаир, остальные являлись батырами)

  • Бий, батыр, хан, курултай. (Лишний – курултай, остальные являются социальными слоями в обществе)

  • Тауке, Абулхаир, Кайып, Богенбай. (Лишний – Богенбай, остальные ханы)

 

3. Изучение новой темы.

         Жизнь и политическая деятельность Абылай хана. Абылай хан (Абильмансур) - один из великих казахских ханов, выдающийся государственный деятель, полководец и: диплома. Он родился в городе Туркестан в 1711 году в семье правителя города. Отец Абылая -Уали был убит в одном из сражений с джунгарами. Тогда погибла вся семья Абильмансура, и только остался жив. Его спас мудрый наставник, преданный слуга правителя Ораз. 

   Долгое время он скрывал свое ханское происхождение. Он пас стада верблюдов уйсуна Толе би, поэтому его прозвали Сабалак - «мальчик в разодранной одежде, с растрепанными волосами». Так прозвал его Толе би. Однако мудрый би заметил, что Сабалак не простого происхождения. С этого времени у него стали проявляться задатки будущего лидера. Он резко выделялся уже в юности мужеством, умом, целеустремленностью. В 22 года Сабалак познакомился с батыром Богенбаем, который приехал проведать Толе би. Богенбай был человеком, который всегда умел увидеть лучшее в людях. Богенбай при виде Сабалака сказал:

 

Вижу в блеск в глазах твоих, малыш,

По нраву явно ты ханской крови,

Весной, когда на калмаков пойдем войной

Помощь твоя нам придется кстати!

  

     С этими словами он дал юноше свое благословление и подарил своего коня. Впервые имя Сабалак стало известно в 1730 году после битвы с джунгарами. По восточным обычаям перед битвой сильнейшие из двух войск выходили на поединок. Казахские воины два раза потерпели поражение. В этот момент Сабалак изъявил желание сразиться с калмакским батыром Шарышем и победил его. После этого он поскакал на врага, выкрикивая клич «Абылай!». После этого удачного сражения о происхождении Абылая стало известно всем. Казахский хан Абулмамбет предложил ему принять ханский титул. Однако официально Абылай был возведен в ханы лишь в 1771 году после смерти Абулмамбета. Абылай - мудрый политик своего времени, бесстрашный батыр, одаренный дипломат. Он получил мусульманское образование и был умелым правителем. Абылай для упрочения ханской власти постоянно опирался на авторитетных и талантливых людей своего времени, например, на жырау Бухара, Умбетея, Таттыкару, батыров: Кабанбая, Богенбая, Малайсары, биев: Толе, Казыбека, Айтеке. Абылай хан вел дальновидную внутреннюю и внешнюю политику Казахстана, тем самым превратив свое ханство в сильное и единое государство. При нем казахи возродили свой национальный дух. Абылай умер в Туркестане в 1781 году, его тело покоится в мавзолее Кожа Ахмета Йассауи.

 

4. Закрепление материала.

1.         Каково происхождение Абылай хана?

2.         Расскажите историю превращения Абильмансура в Сабалака.

3.         Как Сабалак стал Абылаем?

4.         Используя дополнительный материал, приведите примеры выдающейся деятельности хана Абылая на государственном и дипломатическом поприще.

5.         Кто из видных казахских деятелей помогал хану Абылая в управлении страной? 

 

Д/з: параграф 34.

Написать мини – сочинение «В чем бы я хотел быть похож на хана Абылая…?»

 

Приложение.

 

 Тема: Казахстан и Россия. Присоединение Казахстана к России.

Карточка №1. Фамилия и имя:_______________

1.  В каком году русская царица Анна Иоанновна подписала грамоту о принятии Младшего жуза в российское  подданство?

а) в 1718 году; б) в 1731 году; в) в 1715 году; г) 1726 году

2.  Кто из казахских ханов первым принял присягу Российской империи?

а) Тауке хан; б) Кайып хан; в) Абулхаир хан; г) Абылай хан

3.  В Булантинской битве джунгары потерпели поражение, после этого это место прозвали в народе как:

а)  «Калмак кырган» (место гибели калмаков); б) место стонов и рыданий врага; в) кровь и слезы врага; г) слава героям

 

Тема: Казахстан и Россия. Присоединение Казахстана к России.

Карточка №2. Фамилия и имя:_______________

1.  Кто являлся инициатором принятия покровительства со стороны России?

а) Кайып хан; б) Абулхаир; в) Толе би; г) Есет батыр

2.  В какой местности весной 1726 года собрались казахские бии и батыры на курултай (собрание)?

 а) в местности Анракай; б) в местности Ордабасы; в) в местности Буланты; г) близ города Петропавловска.

3. Используя присягу казахских правителей на верность, Россия под предлогом защиты казахов от внешней угрозы стала возводить:

а) крепости; б) укрепления; в) поселения; г) верно все перечисленное.

 

Тема: Казахстан и Россия. Присоединение Казахстана к России.

Карточка №3. Фамилия и имя:_______________

1.  Годы правления Абулхаир хана:

а) 1693-1748 гг.; б) 1718-1748 гг.; в) 1726-1748 гг.; г) нет правильного ответа

2.  Что такое курултай?

а) собрание всех представителей казахских родов и племен; б) национальный орнамент; в) приглашение на праздник; г) национальная казахская игра

3.  Кто стоял во главе посольства в Казахстан, которое было направлено для принятия присяги?

а) Рычков; б) Тевкелев; в) Меньшиков; г) Орлов

 

 

Тема: Казахстан и Россия. Присоединение Казахстана к России.

Карточка №4. Фамилия и имя:_______________

1. Кто из казахских ханов, по решению курултая 1726 года, возглавил казахское войско в борьбе против джунгар?

а) Абылай хан; б) Абулхаир хан; в) Богенбай батыр; г) Аз - Тауке

2.  В каком году произошла Булантинская битва?

 а) в 1726 году; б) в 1725 году; в) 1754 году; г)1730 году.

3. В начале 18 века со стороны какого государства  исходила наибольшая опасность казахскому народу?

а) Джунгарское ханство; б) Россия; в) Китай; г) Индия

 

 

 

Работа с "Лентой времени” (работа в парах)

    Каждой паре учащихся выдается раздаточный материал: "Лента времени” и карточки с датами по истории Казахстана.

1.1715 г. (умер хан Тауке)

2.1731 г. (принятие Младшего жуза в российское подданство)

3. 1718 г. (Абулхаир принял титул хана)

4. 1726 г. (Булантинская битва)

5.1693 г. (год рождения Абулхаира)

    Задание для учащихся: расположить карточки с датами на "Ленте времени” и рассказать о  событиях, которые соответствуют этим датам.

 

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Абылай хан"

Автор: Ажмуратова Татьяна Витальевна

Дата: 14.03.2016

Номер свидетельства: 305773

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Абылай хан т?сында?ы ?аза? ханды?ы. "
    ["seo_title"] => string(42) "abylai-khan-tu-syndag-y-k-azak-khandyg-y-1"
    ["file_id"] => string(6) "191927"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427384525"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект открытого урока по истории Казахстана в 5 классе по теме: "Абылай хан" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-istorii-kazakhstana-v-5-klassie-po-tiemie-abylai-khan"
    ["file_id"] => string(6) "162232"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422337864"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Абылай ханның күресі"
    ["seo_title"] => string(22) "abylai_khannyn_kuriesi"
    ["file_id"] => string(6) "410614"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1492702589"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Ашы? саба? "Абылай хан""
    ["seo_title"] => string(23) "ashyk-sabak-abylai-khan"
    ["file_id"] => string(6) "264246"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449674102"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Эссе: «Абылай хан – ерлік д?уіріні? ерен т?л?асы»"
    ["seo_title"] => string(51) "essie-abylai-khan-ierlik-d-uirinin-ierien-tu-lg-asy"
    ["file_id"] => string(6) "253251"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447569798"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства