kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние групповой работы на повышение качества знаний

Нажмите, чтобы узнать подробности

О влиянии групповых методов работы на качество знания учащихся. В сравнении с традиционными методами обучения.

Просмотр содержимого документа
«Влияние групповой работы на повышение качества знаний»

Коммунальное государственное учреждение «Экономический лицей»












Тема: Влияние групповой работы на повышение качества знаний












Автор: Балыкбаев Максат Муканович,

учитель истории




















2019 год

Содержание

Введение 3

  1. Глава 1 4

  2. Глава 2. Эксперимент 6

Заключение 7

Список использованной литературы 8



Введение

В Послании Президента Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» говорится о том, что «учебные программы необходимо нацелить на развитие способностей критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации» [1].

Цель исследования:

  • выявить влияние групповых форм работ на повышение качества знаний учащихся

  • Разработать приемы и методы применения групповой работы способствующих повышению качества знания учащихся

Задачи:

  • Описать теоретические основы применения групповых работ

  • Выявить и изучить литературу по применению групповых форм обучения

  • Определить степень сформированности и уровень умения работать в группах

  • Показать пути и способы практического применения групповых работ

  • Разработать и апробировать комплекс мероприятий для повышения качества знаний посредством групповых форм работ на уроках

  • Экспериментально проверить эффективность применения групповых форм работ для повышения качества знаний

Во все времена образование являлось основным стержнем человечества, вечным двигателем прогресса, и сейчас, в новых условиях, когда весь мир почувствовал необходимость очередной модернизации, глобальной, основной проблемой высветились именно проблемы образования [4]. Старая, традиционная система ставила своей целью усвоение и повторение знании, опыта предыдущего поколения, то современное мировое образование во главу угла выдвигает тезис-воспитание личности способной самостоятельно находить обрабатывать, применять и самое главное анализировать информацию. За время работы я имел возможность ознакомиться со многими современными эффективными методами и приемами организации учебного процесса. Вспоминая свой опыт работы, могу утверждать, что некоторые из них были использованы мною и раньше. Применение на уроках ИКТ, метод защиты проектов, индивидуальные, групповые и коллективные задания, особенно, если они содержат элементы игры и проводятся в соревновательной форме дают хороший результат, повышают усвоение материала, придают уверенности, способствуют становлению и укрепляют взаимоотношения в классе, воспитывают взаимовыручку и чувство локтя. Вряд ли кто останется равнодушным, когда у детей радостно блестят глаза, а завзятый «троечник» берется за сложную тему, от которой многие отказались и успешно с ней справляется, а исследовательский научный проект у двоих учащихся получает признание в виде республиканской грамоты…

Формирование универсальных учебных действий учащегося обеспечивается в результате деятельности учащихся в условиях выбора, сопровождаемой учителем средствами индивидуально-ориентированных технологий. Поэтому, внедрение новых технологий, групповых форм обучения становится актуальным. В этих условиях большую роль приобретает коммуникативная деятельность учителя и его умение взаимодействовать с учащимися. Коммуникация обеспечивает совместную деятельность, предполагает обмен информацией, но и помогает достижению целей: установить контакт, кооперацию и межличностное восприятие, понимание партнера. Проблема качества образования сегодня вызывает много споров. Борьба за качество образования становится ведущей в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет решение этой задачи по-разному. Что вкладывается в это понятие, каких результатов мы ожидаем? Качество образования сводится к качеству обучения. Именно обученность учащихся, вне зависимости от подходов является критерием образования.






Глава №1

На сегодняшний день в образовании Республики Казахстан происходит кардинальная перестройка, внедрение активных методов обучения, применение которых предполагает, самостоятельное развитие функциональной грамотности, привитие коммуникативных навыков общения, и творчески подход к решению задач.

Целью образования в рамках обновления является выявление творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья, но что немаловажно-помочь раскрыться духовным силам ребенка. И наша главная задача как учителя не только доступно все рассказать и показать, но в первую очередь научить ученика мыслить, привитие навыков практического действия. Новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения призваны привить такие качества личности, как умение анализировать, сравнивать, умение дать адекватную оценку и самооценку, чувство ответственности, самостоятельность, способность к творчеству и постоянную готовность к сотрудничеству. В образовательной программе курсов повышения квалификации педагогических кадров, я прочитал определение: «Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала». Активные методы обучения подразделяются на методы начала урока, выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, организации самостоятельной работы, релаксации, подведения итогов. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока. Активное обучение подразумевает ряд подходов к преподаванию и учению, которые требуют от учащихся большего участия, чем пассивное слушание учителя. Эти подходы иллюстрируют идею о том, что обучение больше происходит в деятельности, нежели предваряет ее. [2]

Я сам в этом учебном году впервые столкнулся с данной проблемой, раньше не приходилось работать по новым технологиям и в тоже время имел возможность наблюдать, как учащиеся 51-53 групп начинают свое обучение в условиях обновленного обучения, ведь не секрет, что не все учащиеся были знакомы с групповыми формами работы. Были проблемы со стороны отдельных учащихся и родителей, в первую очередь из-за их непонимания современных форм, приёмов и методов обучения. И нам предстояло вместе искать пути для нахождения путей коммуникации. Степень сформированности понимания групповых форм и уровень умения работать, владения навыками был разный, а у большинства отсутствовал. Но в то же время интерес к предмету история, как к новинке был очень высок. В этих условиях, решил использовать коммуникативные качества групповых форм обучения:

- планирование своей деятельности на уроке как сотрудничество учителя и учащихся, четкое определение целей и функций участников групп, поиск путей взаимодействия.

- учился сам и учил учащихся работать в группе –коррекции, оценке действии партнера или партнеров, контролировать, но не опекать.

- учить проявлять инициативу в поиске и сборе информации.

- уметь достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами работы группы.

- старался на первых порах использовать такие формы групповых работ, где ребята могли проявить свои способности- рисовали, писали рассказы.

- работа в группе учит умению представлять и сообщать в письменной и устной форме общую позицию, составлять кластеры и постеры, вести дискуссии и аргументировать защиту своей позиции.

- умению устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать достижению успеха.

В процессе урока мне как учителю - новичку регулярно приходилось подбирать вид активных методов обучения для сообщения нового материала обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволяли мне ориентироваться, представить учащимся основные направления движения для самостоятельной деятельности с новым материалом. Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка». Выбранные методы просты и эффективны, я считал, что их использование должно способствовать адаптации учащихся и привести к повышению качества знании.



























Глава 2. Эксперимент

Для проверки предположения был проведен эксперимент, в котором приняли участие учащиеся 51-53 групп, в течении февраля и марта 2019 года. Целью данного исследования являлось изучение влияния активных методов обучения и групповых форм работы на повышение качества знания учащихся, на их успеваемость; сравнение результатов учащихся получающих обучение по классической системе и по обновленной программе; сбор и обработка материала для использования, в дальнейшем, в образовательных, воспитательных и учебных целях.

Суть эксперимента или наблюдения состоял в том, что учащиеся 51 и 52 получали знания по Истории Казахстана с применением обновленных приемов, с использованием активных методов обучения; лицеисты 53ч группы получали знания по старой методике преподавания, с объяснением и заучиванием. Он проводился в реальных привычных условиях для обучающих, что позволило замаскировать содержание и сути эксперимента, с участием всей группы, без нарушения естественного хода учебно-воспитательного процесса, во время обычных уроков. Эксперимент-наблюдение было непродолжительным, кратковременным - он охватил непродолжительный период в течении нескольких уроков и проведение оценки его результатов.

Во время выполнения задания Суммативного оценивания за раздел и Суммативного оценивания за четверть проводилось наблюдение, в ходе которого было подтверждено ранее замеченное утверждение (во время выполнения формативного оценивания), что учащиеся обучающиеся по новой технологии затрачивали меньшее время на выполнение задания, чем учащиеся обучающиеся по старой, традиционной методике. Таким образом лицеисты 51 и 53 групп демонстрировали более быстрое и точное выделение самое главное и важное, их ответы краткостью и точностью и у них оставалось больше времени для проверки и исправления недостатков и неточностей.

У учащихся 53 группы было замечено более подробное и развернутое изложение материала, их ответы были наполнены деталями и описаниями, они затрачивали больше времени на обдумывание и в их действиях можно было наблюдать большее сомнение и волнение чем у представителей двух первых групп.

Таким образом, данное наблюдение позволяет сделать вывод, что активные методы обучения и групповые формы работы развивают у обучающихся такие качества как собранность, краткость и точность при ответе, умение определять главное, выявлять необходимые данные и использовать их для достижения результата, что конечно, приводит к росту качества знании.









Заключение

В заключении хотелось бы суммировать полученные данные и подвести итоги своего небольшого исследования. Современное образование находится постоянно в поиске, ищет новые приемы и методы в рамках обновленного содержания. Оно требует от учителя гибкости, способности постоянно внедрять новые формы преподавания, ориентированные на усвоение, самостоятельный поиск учащимися знании и привитие умении находить и правильно применить информацию. Поэтому, внедрение новых технологий, групповых форм обучения становится актуальным. В этих условиях большую значимость приобретает коммуникативная деятельность учителя и желание и умение взаимодействовать с учащимися. В условиях, когда впервые начинаешь работать с детьми, которые раньше не сталкивались с активными методами обучения коммуникация обеспечивает совместную деятельность, предполагает обмен информацией, но и помогает достижению целей: установить контакт, кооперацию и межличностное восприятие, понимание партнера.

Главную роль играет выбор таких видов групповой работы, которые были бы не сложны для выполнения, интересны для учащихся, поэтому я применял в группах 51-53 как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм», «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка» и другие во время которых учащиеся получали возможность проявлять творчество, сотрудничество.

Проведенный эксперимент - наблюдение позволил сделать вывод что действительно групповая работа прививает такие качества как умение выделить главное, активное мышление, способность кратко и точно высказать свое мнение, быстро принимать решение, и они затрачивали меньше времени на выполнение задании, и имели больше времени на проверку и корректирование ответов, следовательно, их показатели были выше. В тоже время учащиеся получавшие знания в традиционной форме демонстрировали подробное и развернутое изложение материала, их ответы были наполнены деталями и описаниями, они затрачивали больше времени на обдумывание и в их действиях можно было наблюдать большее сомнение и волнение чем у представителей двух первых групп и это влияло на их результат.

Теперь я могу утверждать, что действительно применение групповых форм работ оказывает влияние на повышение качества знании и способствует быстрому усвоению знании.















Список использованной литературы

1. http://www.kazpravda.kz/news/poslanie-prezidenta/poslanie-narodu-kazahstana-prezidenta-respubliki-kazahstan-n-a-nazarbaeva/ Послание Президента  Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность»7

2. Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров по предметам начальных классов в школах с русским языком обучения в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан. Руководство для учителя. Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015.

3. http://www.moi-universitet.ru/ образовательный портал «Мой университет»

4. http://www.your-mind.ru/lasta/uprazhnenie-pismo-samomu-sebe/ проект «Твой взгляд»

5. http://www.trepsy.net/razvit/stat.php?stat=392 Психологические упражнения для тренингов

6. http//www.edu54.ru Вернер П.Г.  Применение активных методов на уроках в начальной школе.

7. http//www.openclass.ru Шевелева В.С. Активные  методы обучения организации самостоятельной работы над темой.

8. http//tatianakhromov.ucoz.ru Хромова Т.Н. Активные методы обучения

7

7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Влияние групповой работы на повышение качества знаний

Автор: Балыкбаев Максат Муханович

Дата: 19.05.2019

Номер свидетельства: 511122

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Развитие учебной мотивации учащегося как средство повышения качества знаний "
    ["seo_title"] => string(92) "razvitiie-uchiebnoi-motivatsii-uchashchieghosia-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "191998"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427389616"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(282) "Отчёт В 1.2  Коучинг - сессия по теме: "Влияние критериального оценивания на повышение успеваемости и качества знаний учащихся (формативное и суммативное) " "
    ["seo_title"] => string(177) "otchiot-v-1-2-kouchingh-siessiia-po-tiemie-vliianiie-kritierial-nogho-otsienivaniia-na-povyshieniie-uspievaiemosti-i-kachiestva-znanii-uchashchikhsia-formativnoie-i-summativnoie"
    ["file_id"] => string(6) "152540"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420875885"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Доклад на тему: "Пути повышения функциональной грамотности учащихся по русскому языку ""
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_na_tiemu_puti_povyshieniia_funktsional_noi_ghramotnosti_uchashchikhsia_po"
    ["file_id"] => string(6) "397235"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1488456649"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"
    ["seo_title"] => string(156) "izuchieniieiosvoieniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiivobuchieniiinostrannomuiazykukaksriedstvorazvitiiakommunikativnykhnavykovuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "267748"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450452394"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "«Современные  информационно-образовательные технологии в преподавании курса «Биология» "
    ["seo_title"] => string(94) "sovriemiennyie-informatsionno-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-v-priepodavanii-kursa-biologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "101154"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402408971"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства