Страничка истории улуса, района, села…
По различным историческим причинам точное время появления калмыков в низовьях Волги с большей точностью, чем 1610 (плюс-минус 10 лет), установить невозможно. Но все известные ученые, знатоки истории Азии и калмыков, Такие как Н.И. Веселовский, Н.Я. Бичурин, П.С. Паллас и другие считают, что это произошло где-то до 1620 года. В историческом понимании, относительно калмыков, низовья Волги конкретно означают территорию (по современному состоянию) от с.Черный Яр до Замьян и чуть дальше. Именно здесь произошло в те далекие времена формирование калмыцкого народа из числа «дервен ойратов» (торгуты, хошуды, зγнгары, дербеты), т.е. это были четыре наиболее крупные этнические группы ойратов, пришедшие из далекой Джунгарии. Здесь можно сразу отметить тот факт, что местность, на которой находится Цаган Аман и вообще Юстинский район, расположена как бы посередине (даже в центре) указанной выше территории, этот и другие факторы предопределили исторически основную роль Цаган Амана и Багацохуровского улуса (Юстинский район) в формировании нации, а в последствии и в образовании национально-территориальной государственности калмыцкого народа на берегах Волги.
По некоторым архивным данным предполагается, что в эти места впервые пришли передовые отряды тайши Лаузана (сын Хо-Орлюка). Торгуты его племени впервые и перешли на правый берег Волги примерно в «шестидесяти верстах ниже с.Черный Яр» (по Бичурину Н.Я.), что почти точно соответствует территории вокруг современного Цаган Амана. В формировании калмыцкого народа, образовании Багацохуровского улуса и с.Цаган Аман сыграл важную роль один из наиболее известных предводителей калмыков внук Хо-Орлюка Аюка-хан. Вообще образование калмыцкого ханства сначала в низовьях Волги, затем и в пределах европейской России, было делом Аюки-Хана. Однако личными владениями Аюки-хана были территории племен «Цоохр торгутов и хошудов» (территории современных Юстинского и Яшкульского районов и земель «вокруг Шамбая» по обеим сторонам Волги и в степь). На этой территории по разным данным находилось от 50 до 90 тысяч кибиток калмыков, что могло составлять не менее 200 тысяч душ. Аюка-хан, по закону и обычаю калмыков, перед смертью разделил свое владение между сыновьями Чакоджапом, Санджапом и Гунжепом. И именно улус под названием «Цоохр» торһд (һазр) достался Гунжепу. А вот после смерти Гунжепа этот улус был разделен на Ики-Цоохр и Баһ-Цоохр улусы, произошло это плюс-минус десять лет вокруг 1700 года.
Точно известно, что Багацохуровский улус в 1710 году, к тому времени уже образованный, был передан во владение сыну Гунжепа – Дондук-Омбо (Дондг Омб Хан), который в 1737 году стал калмыцким ханом. Таким образом, есть все основания считать, что Багацохуровский улус, как территориальное подразделение, образовался в пределах 1700 года и что этой датой имели право считать 1698 год. Впрочем, разница в 10 лет в ту или другую сторону для 300-летней истории вообще значения не имеет. Кроме того, Багацохуровский улус стал основной базой, как отмечалось выше, образования калмыцкой государственности – Ханства, а из потомков Дондук-Омбо происходит затем целая плеяда известных в России людей из рода Дондуковых – Корсаковых, впоследствии русских дворян.
Юстинский район географически расположен на территории Багацохуровского улуса. Точнее сам Багацохуровский улус, после многих исторических перипетий стал называться сначала Юстинским улусом, а затем и Юстинским районом. В 1770 годах Багацохуровский улус был передан в ведение Астраханского губернаторства. После ухода Убуш-хана из России в пределах Багацохуровского улуса осталось около3 086 семей (кибиток) калмыков, к которым Астраханский губернатор Бекетов добавил еще 1950 семей других торгутов, оставшихся от Убуш-хана, что составляло 5 036 семей или около двадцати с небольшим тысяч душ населения. И именно этот состав населения, надо полагать, концентрировался по левобережью р.Волги между селами Черный Яр и Енотаевка, с выходами на правый берег для выпаса скота и т.д. Это и есть приблизительное место современного Цаган Амана.
Впервые поселение Цаган Аман упоминается в документе: «О земле Цаган Аман именуемой…» в 1818 году. Из этого документа явствует, что урочище Цаган Аман начинает свою историю с 1798 года, когда Орчи лам начал воздвигать здесь хурульные постройки (примерно в районе современного Цаган Булг или как прежде называлось это поселение - Сγмəн Булң, но не Семен Булук» и т.д.) И.Борисенко связывает это название с ериком «Цаган Аман», другие – с протоком «Цаганок и т.д. Однако «урочище» Цаган Аман как поселение началось несколько выше, чуть дальше участка лесхоза. Цаган Аман является первым и старейшим оседлым калмыцким поселением не только на Волге, но и вообще в истории Калмыкии.
Багацохуровский улус, пройдя через многие десятилетия исторических событий, дошел до 1920- годов. Постановлением Президиума ВЦИК «О новом административном делении Калмавтономной области» от 14 февраля 1923 года подтверждается существование Багацохуровского улуса, в состав которого входили: Зюнявский, Баруновский и Эрдниевский аймаки. Но Постановлением 4-го Пленума Калмоблисполкома «О районировании области от 27 января 1930 года Багацохуровский улус был расчленен и передан частично в состав Сарпинского частично в Приволжский район с центром в пос.Джакуевка. 4 февраля 1938 года Постановлением Президиума ЦИК Калм. АССР Багацохуровский улус восстановлен, но уже под названием Юстинский улус (район). На этом основании имеем право считать, что в 2008 году Юстинскому району исполнилось 70 лет.
П.Горипов.
«Авангард» № 32 (5646)
16 апреля 1996 года.
Цаган Аман мой поселок родной…
Поселок Цаган Аман расположен на берегу Волги между Волгоградом и Астраханью, является административным центром Юстинского района РК. Название села Цаган Аман в переводе означает «священная бухта» и по народному преданию именно здесь впервые ойраты (предки калмыков) в 30-е годы 17 века переправились на правый берег Волги и обосновались в степях Нижнего Поволжья. В очерке Х.Сян-Белгина «Белый Берег» сказано: «Быть тому берегу счастливым, если так пожелал сам народ» - гласит старая калмыцкая пословица. Видно, мудрый человек, глубоко веривший в это изречение, назвал когда-то землю, распростертую вширь и вдаль по волжскому берегу Цаган Аманом, что означает «Белые ворота», «белый берег».
Территория, примыкавшая к берегам Волги вблизи Цаган Амана и далее по побережью Волги, издавна принадлежала калмыкам Багацохуровского улуса калмыцкого ханства (до 1770г.). Известно, что Багацохуровский улус принадлежал хану Дондук-Омбо, внуку Аюки, крестившихся и принявших титул князей Дондуклвых, а Икицохуровский улус (современный Яшкульский район) – его младшему брату Бакширге. После смерти Дондук-Омбо (21 марта 1741г.) царское правительство закрепило за женой Джан и ее потомством Багацохуровский улус и назначило жалованье по 500 рублей и по тысяче четвертей муки в год.
Княжна Дондукова с разрешения Екатерины II поселилась в Енотаевке и вступила в управление Багацохуровским улусом. После откочевки калмыков из России Екатерина II 19 октября 1771г. издала Указ «О ликвидации калмыцкого ханства». Отныне все тайши, кочевавшие в приволжских степях, становились совершенно независимыми друг от друга и должны были управлять своими улусами самостоятельно, но под бдительным присмотром русских властей. Управление переходило по наследству от отца к сыну, а при отсутствии прямых наследников улус переходил в казенное ведомство.
Князь Алексей Дондуков в 1781г. умер бездетным. Правительство пожаловало его брату Ионе 3 000 душ в Могилевской губернии и оба улуса – Багацохуровский и Эрнженов-Кекий. В конце 18 века Багацохуровский Орчи-Лама купил большой участок в урочище Цаган Аман у коллежского ассесора М.Везелеева. Это подтверждается документом о земле Цаган Аман: «Орчи-лама, пекшийся о благе и пользе народной, с согласия улуса купил на общественные деньги у коллежского профессора В.Везелеева на имя умершего владельца Маира Тюменя землю, именуюмую Цаган Аман, на владение которой документы были переданы Ламе, почему он из хурульной суммы на той земле и соорудил молитвенный и ламинский дома для спокойного в зимнее время молебна главного их улусного хурула и для убежища бедных калмыков. В 1798г. Орчи-лама воздвиг в урочище Цаган Амана большую деревянную кумирню и несколько позже 1806г. две малые кумирки. Это были первые оседлые хурулы в калмыцкой степи. В последствии гелюнги построили на общественные деньги еще одно деревянное здание хурула и 14 домов для жилья. В 1850г. насчитывалось 14 стационарных хурула и 43 дома. Таким образом, в 1789г. возникло поселение Цаган Аман, население которого составляли калмыки – шабанеры, хувараки (духовенство) Багацохуровского улуса, прописанные к Цаганаманскому буддийскому храму-первенцу, оседлому хурулу в калмыцкой степи.
Численность калмыцкого духовенства Багацохуровского улуса: гецум – 49;
бакши – 1; гелюнги – 43; манджики – 44; всего 167 человек. Позже численность населения возрастет за счет беднейших групп населения: калмыков-отходников, которые нанимались здесь батраками и обслуживали духовенство. В частности пасли скот, косили сено.
В документе «О земле Цаган Аман» от 27 июля 1818г. за № 116 говорится, что после смерти Орчи-ламы долгое время урочище Цаган Аман находилось в споре между Середжабом Тюменем и племянником Орчи-ламы Гинден Дагбо Гецуль. Во второй половине 19 века Багацохуровский улус зимовал на левом берегу Волги против станицы Копановской и Ветлянки.
Цаган Аман является первым и старейшим оседлым калмыцким поселением, не только на Волге, но и в Калмыкии.
Возникновение Цаган Амана как поселка начинается с 1922 года. В материалах Пленума Багацохуровского ЦИК, состоявшегося в 1923 году, есть информация о том, что «около 2 500 кибиток (семей) соглашаются перейти к оседлому образу жизни. Тогда в Багацохуровском улусе возникло 3 поселка: один в урочище Харн-Амане, вокруг аймачного управления и местной школы, другой – в Цаган Амане на берегу Волги, третий – в урочище Юста. Эти поселки были мелкие, довольно разбросанные, как правило, состояли из 10-20 домов. В 1925 году образован Цаганаманский сельский совет.
На 1 января 1929г. в улусе существовали 4 сельских Совета: Барунский, Зюневский, Цаганаманский и Эрдниевский. 22-26 января 1930г. 4-ый объединительный Пленум обкома ВКП(б) на областной контрольной комиссии рассмотрел и одобрил проект нового административно-территориального деления Калмыцкой автономной области, согласно которому Калмыкия вместо прежних 9 улусов была разделена на 5 крупных районов. Президиум ВЦИК 30 марта 1930г. упразднил Багацохуровский улус, передав Зюневский, Цаганаманский, Эрдниевский сельские Советы в состав вновь образованного Приволжского улуса.
На базе поселка Цаган Аман в 1929-1930гг. был образован колхоз «Трудовой калмык», председателем которого работал Очиров Хартин, парторгом – Сангаджиев Сергей, председателем сельского Совета – Пушкаев Монтун. В колхозе была построена мельница, работала кузница. Хозяйство в то время было многоотраслевым: было развито животноводство, сажали бахчевые культуры, сеяли зерновые, выращивали хлопок. Но больше всего сажали рожь, т.к. она давала обильный урожай. Все работы в колхозе выполнялись вручную. Землю пахали на быках, запряженных в плуги, были 1-2 машины.
К концу 30-х годов колхоз окреп, колхозники получали по 12 кг зерна на трудодень.
Колхоз «Трудовой калмык» все больше развивался. Из года в год повышалась продуктивность скота. В годы первой пятилетки в колхозе была проведена большая работа по племеноводству, увеличению молочной продукции.
Домов было мало, около 10. Люди в то время в основном жили в землянках; состоятельными считались те, кто имел деревянные дома. Верующие имели возможность проводить религиозные обряды, т.к. по рассказам старожилов можно сделать вывод, что на левом берегу Волги в Сюмин Булунге действовали два хурула. Издавна хурулы были деревянные и очень высокие. Здания были окрашены в зеленый и белый цвет.
В результате выполнения первого и второго пятилетних планов Калмыцкая АССР превратилась в республику с развитой экономикой: развивались сельское хозяйство, промышленность, открывались учреждения образования и культуры. Вскоре после принятия Конституции Калмыцкой АССР встал вопрос о разукреплении имеющихся в республике 7 улусов.
В 1938г. Постановлением Правительства РСФСР было образовано 6 новых улусов: среди них Юстинский за счет Приволжского улуса. Центром Юстинского улуса стал поселок Юста. Постановлением Президиума ВЦИК от 10 декабря 1935г. Цаганаманский сельский Совет был переименован в «Отхоновский» в честь военного комиссара Багацохуровского улуса, активного участника борьбы за установление советской власти Ходжи Отхонова. Его именем названа одна из улиц райцентра.
Рабочие и колхозники самоотверженно трудились на полях и фермах, ежегодно наращивали темпы прироста сельскохозяйственной продукции. Однако мирный созидательный труд людей был прерван нападением фашистской Германией на нашу страну. В дерективах ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР от 29 июня 1941г. была отдана программа перестройки на военный лад всей жизни страны. На строительстве оборонительных сооружений и стратегической железной дороге Кизляр-Астрахань работало около 25 тысяч жителей нашей республики и задействовано несколько тысяч подвод. В результате летнего наступления немецко-фашистских войск и отхода частей Красной Армии через Дон к Волге и на Кавказ, Ростовская область, часть Сталинградской, Краснодарский и Орджоникидовский края подвергались оккупации немецко-фашистскими войсками. В этот тяжелый момент трудящиеся Калмыцкой АССР под руководством партийных и советских организаций в срочном порядке навели переправу через Волгу для эвакуации скота. Переправы были наведены в Цаган Амане и ближайших пунктах. Немцы стремились помешать переправе. Поскольку раз на день налетала вражеская авиация. Животные, выдерживающие перегон в условиях недостатка воды, были очень слабыми. Поэтому часть слабого поголовья была оставлена в Цаган Амане. Из западных районов республики было эвакуировано в восточные районы 25 000 человек. Большое количество скота, сырья, оборудования и др. имущество было переправлено через Волгу. Труженики колхоза «Трудовой калмык» трудились с небывалой энергией. На фронт отправляли до грамма не только то, что было выращено на колхозных полях, но и продукты из малых подсобных хозяйств. О том, как сами питались, можно судить по тому, что в колхозных столовых приходилось по 20 грамм пшена на порцию.
Юстинский район поставил на строительство дороги 400 человек и 200 подвод. В годы ВОВ колхоз «Трудовой калмык» (Юстинцы) досрочно и полностью выполнил свои обязательства перед государством по поставке на фронт мяса, масла, хлеба, яиц и других продуктов питания, на 98 % выполнили поставку шерсти. Так же поставляли на фронт теплую одежду, обувь, денежные средства. В декабре 1943г. калмыцкая АССР была упразднена, калмыки были депортированы в восточные районы страны. Юстинский улус с 1944г. был передан в административное подчинение Никольского и Енотаевского районов Астраханской области. В Никольский район вошли территории Барунского, Отхоновского (Цаганаманского), Присарпинского, Татальского, Юстинского сельских Советов. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 ноября 1952г. Цаган Аман был переименован в п.Бурунный Астраханской области.
Возрождение поселка начинается в связи с восстановлением автономии калмыцкого народа и возвращением калмыков в родные степи. Решением Калмыцкого областного Совета депутатов трудящихся от 22 марта 1957г. центр Юстинского района был перенесен из п.Юста в п.Бурунный.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 августа 1961г. п.Бурунный был переименован в п.Цаган Аман. Указом Президиума Верховного Совета Калмыцкой АССР от 7 декабря 1965г. п.Цаган Аман отнесен к категории рабочих поселков.
Оседлое поселение «Цаган Аман», которое возникло на землях Багацохуровского улуса, ныне является посёлком Цаган Аман, центром Юстинского района Калмыкии.
Александра Араева
«Авангард» № 59 (6912)
16 августа 2008г.
Этнонимия калмыков.
Предки калмыцкого народа – ойраты. Этимологией этого этнонима занимались еще до революции. Объясняли его как «ближний, союзник», исходя из монгольского «айро» - «близко». Дорджи Банзаров утверждает, что «ойрат» происходит вовсе не от «ойро», а составлен из слов «ой-арат», который соответствует Рашид-ад-дину «ойн ирген» и турецкому «агачери», что означает «лесной народ». (Банзаров Д. Собр. соч. М., 1955,с.182). Издатели сочинений Д. Банзарова считают, что его этимология явно неудовлетворительна. Слово «ойрат» в современном калмыцком языке звучит «өрдо» - «близкий». Вполне возможно, что этот термин происходит от слова «өрхн» - «близко». Нам неизвестно, как оно произносилось на старомонгольском языке. Не отражало ли оно сложный этнический состав ойратов? Нам приходилось высказывать мнение, что ойраты и другие этнические переживали накануне выступления Чингис-хана период племенных союзов, тогда в состав ойратов могли входить родственные ойратам племена: цоросы, шарнуты, батуты, багуты, зэты и другие, имена которых неизвестны ни авторам «Сокровенного сказания»», ни Рашид-ад-дину. Слово «өрд» дошло до нас в искаженном виде. Мы оставим анализ этимологии слова языковедам.
Историкам известно, что ойраты – это одно из монгольских племен, обитавших в 11-12 вв. на землях, прилегающих к озеру Байкал…
В конце 14-начале 15 вв. Монгольская империя, расположенная на огромной территории, простиравшейся от Байкала на севере до Великой Китайской стены и пустыни Гоби на юге, от Китая на востоке до верховья Иртыша и гор Тянь-Шаня на западе, распалась окончательно на отдельные, независимые друг от друга, экономически самостоятельные княжества. Ханский престол стал объектом борьбы между феодальными кликами, свергавшими друг друга с трона. Именно в этот период на историческую арену выступают ойраты, владыкой которых стал Мунко-Тэмур. После его смерти Ойратская земля была поделена между его тремя приемниками – Махмудом, Тайпином и Бату-Болодом. В результате этого она распалась на Восточную и Западную, между их правителями шла ожесточенная борьба за предводительство в Монголии за выход к китайским рынкам. Ойратские князья вышли из подчинения всемонгольскому хану. По-видимому, в этот период вокруг ойратов объединились монгольские племена – чонос, кереиты, меркиты, таджиуты, турхауты, абга, абганеры, тюркоязычные племена сохады, горноалтайцы – теленгиды, тувинцы – цаатаны, тярячины (тарачины) уйгурского происхождения. Само название «ойраты» было, как отмечалось выше, словом собирательным («өрдэ» - близкий)1.
Но среди них наиболее влиятельными и сильными в политическом и организационном отношении были ойраты, сплотившие вокруг себя все названные выше племена. Их успеху способствовало то, что во главе ойратов стоял Тогон, сын Махмуда, считавшийся первым министром при монгольском Дайсун-хане. Энергичный правитель ойратов разгромил многочисленных феодальных князей Восточной Монголии. После смерти в 1439г. Тогона первым министром при Дайсун-хане стал сын Тогона, Эсен (1434-1455гг), при котором ойратские войска взяли в плен самого китайского императора Ин-цзуна. Ойратам достались огромные трофеи. Эсен стал полновластным и единственным правителем. После гибели Эсена западная часть Монголии превратилась в формально удельное, фактически независимое государство, в котором, как отмечалось выше, ойраты стали господствующей силой, политическим ядром ойратского союза «Дөрвөн Өөрд» (дербен ойрат) – «четырех близких»… Таким образом, слово «ойрат» стало общим именем всех западно-монгольских племен, объединившихся в «дербен өрд». Под именем ойратов они стали ойратской народностью.
Общность ойратского племенного союза начала складываться еще с 12-13 вв., о чем можно судить из сообщения Рашид-ад-дина… В тот век государем и вождем этого племени был Кутука-беки. Из этого следует, что ойраты спаслись от истребления, в отличие от других монгольских племен, оказавших более сильное сопротивление. Сохранению целостности и экономического благополучия способствовало, несомненно, их обитание на окраине монгольского мира. Как отмечалось выше, ойраты, передвигаясь на запад в поисках пастбищ для многочисленного скота, к концу 14-начале 15 вв. заняли всю Западную Монголию. На этой территории начала складываться ойратская народность, обладавшая единым языком, единой культурой и экономической общностью, в пределах, допускаемых феодальным характером хозяйства…
В дореволюционной Калмыкии бытовал термин «зюнгар». Это имя носили два аймака – один из них входил в Икицохуровский улус, а другой был расположен на Дону. Осколки зюнгаров обитали в Эркетеновском улусе. Это наименование уводит нас в далекое прошлое калмыцкого народа, предки которого были известны на своей прежней родине под именем зюнгары (джунгары). Н.Я. Бичурин писал, что джунгарами западных монголов или калмыков называют по стране, т.е. по месту расположения. Известный специалист по истории Джунгарского ханства И.Я. Златкин пишет, что «слово «джунгар» никогда не было этнонимом, оно во все времена означало левую сторону, левую руку. Этим словом называли левое крыло войск Чингис-хана; в дальнейшем каждое монгольское владение имело свой «джунгар», свою «левую руку» (История Джунгарского ханства. 1635-1758. 2-е изд. М., 1983. с.21). Видимо, в названиях зюнгаровских аймаков сохранилась эта вековая традиция.
(По У.Эрдниеву.)
В.Г. Емельяненко, Ц.Н. Аюшова
О родном крае. Книга для чтения 5-9 классы.-
Элиста: АПП «Джангар», 1999 – 232с.
Калмыки.
(Волжские в Астраханской губернии)
…Калмык способен верить чудесному и охотник до сказок. Иногда дня по три сряду слушает предания о подвигах сказочных героев, которых очень любит. Рассказчики водятся мастера своего дела и сопровождают, где следует, пением, музыкой, телодвижением, где нужно – подражанием голосу животных. Герои бывают ростом в несколько верст, махом меча поражают целые тысячи, конями перескакивают моря и горы. Более всех других нравится баснословная повесть «Джангар».
Замечательный всякий случай рождает у калмыков песню. Взамен рифм строки начинаются с одинаковых букв и звуков. Предметы их: подвиги наездников, достоинства коней, любовные приключения, странствия, где были, что ели, что делал их хозяин. Часто является наклонность к иронии и оригинальная острота…
Пляска у калмыков под отрывистую музыку сильна и не только в движении тела, но даже в движении мускулов, в кривляниях и огибаниях, движениях судорожных до исступления. Напевы песен, напротив, протяжные необыкновенно, унылы сильно, однозвучны, кажется, как будто выражается грусть. Переходы к гортанным звукам. Инструменты балалайка и ятха (род гуслей о 7 медных струнах)…
Нравом калмык гостеприимен. В обращении ровен…
Не мстителен. Отчасти любопытен, легковерен, непостоянен и всегда привязан к степям и кочевью, которых ни за какие не променяет…
По Н.В.Гоголю
В.Г. Емельяненко, Ц.Н. Аюшова
О родном крае. Книга для чтения 5-9 классы.-
Элиста: АПП «Джангар», 1999 – 232с.
История добровольного вхождения калмыков
в состав Российского государства.
Жизни свои острию копья предадим,
Страсти свои державе родной посвятим.
Да отрешимся от зависти, от похвальбы,
От затаенной вражды, от измен, от алчбы.
Груди свои обнажим и вынем сердца
И за народ отдадим свою кровь до конца.
«Джангар.
Процесс добровольного принятия калмыками российского подданства начался в первой половине XVII века. С тех пор история Калмыкии неразрывно связана с историей России.
Калмыки – народ монгольского происхождения. Следовательно, начальный период их истории тесно связан с историей монгольского народа и уходит своими корнями в глубокую древность.
Первые исторические сведения о калмыках относятся к XIII веку, когда предки нынешних калмыков с другими родственными им племенами кочевали в обширных степях Центральной Азии в Джунгарии.
Переломным моментом в средневековой истории калмыцкого народа является XIII век. Процесс феодализации, начавшийся у монгольских племен, а следовательно и у калмыков, в XI-XII вв., к концу XIII века достиг настолько высокого уровня, что монгольская феодальная знать «…держала в своих руках все орудия производства кочевого натурального хозяйства…» и определенно начала проявлять тенденции к сепаратизму.
Феодальные войны и усобицы, принявшие особенно ожесточенный характер после 1368 года, когда народные массы Китая свергли Юанскую династию монгольских феодалов, привели к тому, что «…монгольская империя распалась… на отдельные независимые части…» - западную и восточную.
В западной части Монголии, прародине нынешних калмыков, как и в восточной, образовался ряд крупных и мелких феодальных владений, которые даже в период господства Дае-хана (1479-1543гг.), временно восстановившего центральную власть на всей территории Монголии, не прекращали междоусобной борьбы.
Однако экономические и политические интересы молодого класса феодалов, а также интересы обороны от внешних врагов настоятельно требовали объединения сил. В такой обстановке в конце XIV- первой четверти XV вв. в западной части Монголии образовался ряд крупных феодальных объединений – ханств.
Но, как говорит известный исследователь истории калмыков Ю.Лыткин, «хотя ойратские владельцы и соединялись вместе ввиду общей опасности, грозящей извне, но лишь только она миновала, начиналась между ними домашняя война, руководителями которой были хошоутовский Байбагас-хан и Зюнгарский Харахула».
Стремление сохранить экономическую и политическую самостоятельность, а также расширить пастбищные территории, с одной стороны, непрекращающиеся набеги казахских феодалов с запада и монгольских феодалов с севера, с другой, - все это привело к тому, что уже во второй половине XVI в. Глава дербетовских калмыков Далай Батыр и торгоутовский владелец Хо-Орлюк покинули своих соплеменников и с подвластными им калмыками откочевали из Джунгарии.
Хо-Орлюк, уйдя из Джунгарии, занял огромное пространство по верхним течениям рек: Тобола, Эмбы (согласно И.Бичурину) и Оби, Иртыша, Тобола (согласно Е.Чонову, И.К. Костенкову).
Время ухода Хо-Орлюка и Далай Батыра также различными авторами определяется не одинаково.
К.Костенко говорит, что Хо-Орлюк отделился от основной массы ойратов в 1621 году. И. Бичурин, не определяя точной даты, разлучает Хо-Орлюка с Джунгарией в самом начале XVII века. А между тем нельзя согласиться с вышеприведенными утверждениями этих авторов. И первый и второй допускают значительную неточность.
Русские источники – Строгановская и Есиповская летописи – совершенно определенно говорят о калмыках как соседях русских владений в Западной Сибири уже во второй половине XVI в. При этом указываются точно и места их кочевий. Так, в Есиповской летописи под 1581 годом читаем: «Оттоле же Тура река идет внутрь Сибирские страны; по ней же жительствуют люди Калмыки, Татаровя. Река же Тура вниде в реку Иртыш, сия же река Иртыш вниде своим устьем в великую реку Обь. По сих же реках жительствуют мнози язици: Татаровя, Калмыки, Мунгалы, Пегая орда, остяки и Самоядь и прочие язици».
Таким образом, с полным основанием можно говорить, что калмыки уже в начале 80-х годов XVI века кочевали по рекам Туре, Тоболу, Иртышу и Оби и вошли в непосредственное соприкосновение с русскими первопоселенцами Западной Сибири.
Были ли это калмыки Хо-Орлюка или Далай Батыра, безоговорочно утверждать нельзя, так как нет точных документальных данных. Но по всей вероятности это были они. В пользу этого говорят следующие факты.
Во-первых, конец 60-х – начало 70-х годов XVI в. – это время, когда междоусобная борьба калмыков, а главное набеги извне, достигают наибольших размеров и реальная угроза потери экономической и политической самостоятельности становится вполне ощутимой. В создавшейся обстановке единственная возможность сохранения своих привилегий и для Хо-Орлюка, и для Далай Батыра, и других тайш (великий наставник, от китайского тайши) была в уходе из Джунгарии и поисках более спокойного места.
Во-вторых, отсутствие в более ранних русских источниках имен Далай Батыра, Хо-Орлюка и других тайш дербетовских и торгоутовских калмыков еще не означает, что их не было в местах, близко примыкавших к русским владениям.
Официальные связи с калмыками, кочевавшими по рекам Иртышу, Камышлау, Оби и другим местам, начались, когда была основана крепость Тара, что относится к 1594 году.
До 1594 года и даже до 1606 года русские источники говорят о калмыках в общем плане, как о соседях русских владений.
В-третьих, изучая русские источники этого периода, нетрудно установить, что до 1606 года отношения между русскими и калмыками были натянутыми, а порой прямо враждебными.
И только начиная с 1606 года, в связи с наступлением халхасских феодалов под предводительством Шолой Убаши хунтайджи (по русским источникам Алтын-хана) и Казахской орды, калмыцкие тайши идут на сближение с русскими, видя в этом единственную возможность сохранения своей экономической и политической самостоятельности. Русское правительство в сложившейся в то время конкретной внешнеполитической ситуации также было заинтересовано в урегулировании отношений с калмыками.
В 1606 году после обращения Хо-Орлюка к русским властям с просьбой разрешить ему с улусными людьми кочевать по рекам Камышлау и Иртышу, а также посылать в Тару своих торговых людей, тарский воевода С.И. Гагарин получил из Москвы официальное распоряжение начать переговоры с калмыками с целью склонить их в русское подданство. С 1606 г. интерес русских властей к калмыкам приобретает определенный характер, а сообщения русских источников о них становятся более конкретными, появляются имена тайш, названия племен и другие детали.
Вышеприведенные соображения позволяют нам датировать время прихода дербетовских и торгоутовских калмыков не 1604 годом, как об этом говорят С.К. Богоявленский и другие авторы, а значительно более ранним сроком.
Покинув Джунгарию, Хо-Орлюк вначале кочевал с дербетовским тайшей Далай Батыром, но уже в 1604 году, забрав подвластных ему калмыков, вместе с Кусуганом-тайшей ушел кочевать по Иртышу.
В сентябре 1606 года Хо-Орлюк посылает своих представителей в Тару. В переговорах с тарским воеводою С.И. Гагариным Хо-Орлюковы люди просили разрешить торгоутовским калмыкам кочевать по рекам Камышлау и Иртышу, а также вести свободную торговлю в городе Таре с русскими и подвластными русскому правительству ясачными людьми.
Просьба Хо-Орлюка разрешить калмыкам-торгоутам кочевать по рекам Камышлау и Иртышу не означает, что калмыки раньше не кочевали в этих местах. Вызвана она была тем, что русское правительство к этому времени официально объявило эти места своими владениями и начало строить остроги. Против организованной, несравненно лучше вооруженной силы калмыки ничего не могли сделать. Кроме того, перспектива экономических связей с русскими поселенцами при наличии вражды с казахскими феодалами и Алтын-ханом сулила калмыкам большие выгоды.
На запрос тарского воеводы Москва ответила, что просьбу калмыков можно удовлетворить только при условии, если они станут подданными русского государя. Хо-Орлюк не принял предложение русского государя, переговоры были прерваны.
Подобный исход удачно начатого дела не удовлетворил русское правительство, Москва не хотела ссор с калмыками. Смута внутри страны, интервенция польских феодалов и без того ставили русское государство в весьма тяжелое положение.
В начале января 1607г. тарским воеводою С.И. Гагариным была получена из Москвы Царская грамота, в которой повелевалось послать «…служилых людей в калмыцкие улусы для приведения к шерти (присяга, клятва) калмыцких тайшей.
27 января 1607г. воеводой С.И. Гагариным к дербетовским калмыкам были посланы ясачные татары во главе с князем Енобаем, с задачей уговорить тайш и их улусных людей, чтобы они «были под царскою высокою укою». 16 июня 1607г. в г.Тару прибыло ответное посольство от дербетовских калмыков в составе 20 человек, возглавляемое «большим тайшою Кугонаем Тубиевым».
Во время переговоров Кугонай Тубиев сообщил, что Дербетов улус состоит из 120 тысяч человек, управляется пятью большими тайшами «во главе с Далаем, а всего тайш 49».
Переговоры посольства дербетовских калмыков с воеводою С.И. Гагариным кончились тем, что Кугонай Тубиев дал шерть за всех 49 тайш и их улусных людей «оприч Орлюка-тайши да Карсугана-тайши», которые отошли от Дербетова улуса еще в 1604г. и кочевали вверх по Иртышу.
Предавая большое значение дотигнутому соглашению, русское правительство пригласило больших калмыцких тайш Дербетова улуса в Москву. В начале 1608г. посольство отбыло из улусов, а 7 февраля с большим почетом было принято в Москве.
В связи с возобновлением набегов Алтын-хана и Казахской Орды 21 сентября 1608г. в Тару снова прибыло посольство от дербетовских тайш, среди них был представитель от торгоутовских калмыков, сын Хо-Орлюка Шевчей.
Послы просили разрешить калмыкам кочевать на землях московского государя «вверх по Иртышу, к соленым озерам и по Камышлау» и защитить их от набегов Казахской орды и Алтын-хана, для чего построить на р. Оми острог.
Просьба калмыков была удовлетворена. Летом 1608г. Хо-Орлюк посылает от себя в сибирский город Тару боярам и воеводам послов «… бить челом, чтобы русские ратные люди с ним не воевали и чтобы ему быть под высокою царскою рукою», а также оказать помощь в борьбе с Алтын-ханом и казахскими феодалами. Из донесения тарского воеводы царю В.И. Шуйскому мы узнаем, что шерть от Хо-Орлюка и подвластных ему тайш была принята на месте, строжайше было запрещено «воевать их нашим служилым людям… и велели им кочевать на нашей земле безо всякой боязни».
Таким образом, 1608-1609гг. знаменательны в истории калмыцкого народа; именно в эти годы было положено начало вхождению калмыков в состав Русского государства.
По условиям подданства русские ратные люди обязаны были оказывать помощь калмыкам в случае нападения на них Алтын-хана и казахских феодалов, между тем внешнеполитическая обстановка русского государства в это время была такова, что оно не могло начинать войну на Востоке, а поэтому теснимые Алтын-ханом, восточномонгольскими племенами и казахскими феодалами, калмыки подались на запад, потеснив Большую Ногайскую орду, кочевавшую на обширном пространстве от реки Яика (Урала) до Волги.
В 1613г. калмыки впервые появились на правом берегу Яика. Однако уход калмыков в силу указанных причин из-под сибирских городков ни в коей мере не означало нарушение основ складывавшейся дружбы русского и калмыцкого народов (ушла только часть калмыков-торгоутов в поисках новых кочевий). Оказавшись в чрезвычайно тяжелом положении, калмыки прекрасно понимали, что союз с Россией для них намного лучше, чем рабская зависимость от Алтын-хана или казахских феодалов.
Подданство русскому государству давало калмыкам ряд несравненных преимуществ.
Во-первых, калмыки входили в близкий контакт с русским народом, экономическое, политическое и культурное развитие которого стояло несравненно выше, чем у народов мунгальского царства Алтын-хана и казахской орды.
Во-вторых, принимая подданство России, калмыки получали моральную, а при необходимости и военную поддержку от русского народа.
В-третьих, вступая в подданство России, калмыки получили право кочевать в пограничных с русским государством степных пространствах, контролируемых в какой-то степени русскими властями.
В-четвертых, подданнические отношения с Россией создавали условия для широкой торговли калмыков с русским государством, которой усиленно добивались калмыцкие вожди при любых переговорах.
В-пятых, принимая русского подданство, калмыки фактически оставались свободными, так как зависимость их от Москвы выражалась в уплате весьма умеренной дани, размер которой нередко определяли сами калмыки.
Вся же внутренняя жизнь, да и в значительной степени внешние отношения, были вне контроля московского правительства.
Русское правительство в свою очередь было заинтересовано в восстановлении нормальных отношений с калмыками.
Во-первых, в случае нормализации отношений калмыки становились надежной охраной грани русского государства от набегов крымских татар и кочевников из глубин Азии.
Во-вторых, принимая в подданство калмыков, русское правительство по взаимному обязательству в случае нападения на Россию получало в любое время, без всяких затрат надежное пополнение своих вооруженных сил ловкими, стремительными и бесстрашными воинами – калмыками.
В-третьих, с нормализацией отношений устанавливались прочные экономические связи, что позволяло Русскому государству получать крайне необходимые для крестьянского хозяйства России, особенно на ее окраинах, рабочий и продуктивный скот, а также продукты животноводства.
Исходя из общих интересов русское правительство в 1616г. из Тобольска посылает к калмыкам своих уполномоченных казака Ивана Куницына и литвина Томилу Петрова.
Во время переговоров с русскими послами калмыцкий Батыр-тайши от имени всех тайш выразил желание «быть под высокою царскою рукой» и служить царю «со всяким радением».
В марте 1618г.в Москву вместе с Томилой Петровым и Иваном Куницыном прибыли послы от Далай-Батыра Буга и Кодон с просьбой принять калмыков в подданство.
14 апреля 1618г. была подписана жалованная грамота царя Михаила Федоровича о прием в подданство России Батыра-тайшу с подвластными ему людьми. Грамота обязывала Далай-Батыра «…со всею калмыцкою ордою служить на непослушников наших, куда вам наше царское повеление будет, со своими ратными людьми.. ходить».
Правительство царя Михаила Федоровича брало на себя в свою очередь защиту калмыков от недругов и разрешало им повольную и беспошлинную торговлю в сибирских городах.
В Москве Томила Петров сообщил, что «начальный тайша у всей калмыцкой земли Богатур – Далай-тайша, и называют его всею калмыцкой землею царем, а сам он себя царем не пишет… А думчие ближние тайши Чокур да Орлюк-тайша».
Таким образом, в 1616г. Хо-Орлюк с торгоутами был под властью Далай-Батыра и состоял при нем, по словам Томилы Петрова, советником на правах ближнего тайши.
Однако и этому объединению не суждено было долго просуществовать.
Летом 1623г. Хо-Орлюк порвал с Далай Батыром и, судя по материалам С.К. Богоявленского, кочевал вплоть до 1630г. сначала в двух верстах от г.Тары, а затем с согласия русских властей по Иртышу, южнее реки Оми, в то время как основная масса калмыков-торгоутов, находилась около уфимских властей.
Время, проведенное калмыками-торгоутами на Иртыше, - это период собирания и накопления сил, которые так нужны были Хо-Орлюку для сохранения своей независимости и проведения самостоятельной политики.
Находясь на Иртыше Хо-Орлюк всегда помнил о благодатных местах для кочевья, раскинувшихся между реками Эмбой, Яиком и Волгой. Взоры калмыков уже давно привлекали эти обширные степные пространства.
В конце 1630г. покой ногайских улусов снова был нарушен стремительным и дерзким налетом калмыков, но на этот раз калмыки также внезапно исчезли, как и пришли.
Новый приход калмыков-торгоутов порядком напугал татар Большой Ногайской орды.
Но, как показали дальнейшие события, паника была напрасной. Хо-Орлюк оставил в покое ногаев и расположился кочевать между Ишимом и Тоболом, а его старший сын Дайшин остановился на яицких вершинах, по истокам рек Яика, Иргиза и Тобола.
Три года кочевал Хо-Орлюк со своими улусами на новых местах. Весной 1633г он снова предпринимает поход за Яик.
К концу лета 1633г. калмыки-торгоуты окончательно утвердились на Яике. Причем, на Яике, расположился со своими улусами старший сын Хо-Орлюка Дайчин, а сам Хо-Орлюк остановился со своими улусами на реке Эмби. С этого года начинается период борьбы калмыков-торгоутов за обладание степными пространствами Поволжья.
Борьба эта была длительной и упорной. К середине 30-х годов XVII века калмыки-торгоуты по сути дела уже занимали значительное пространство междуречья Яика и Волги, а отдельные разведывательные отряды даже выходили на левый луговой берег Волги.
Однако выход калмыков на Волгу в то время не отвечал интересам русского правительства.
Во-первых, были ущемлены интересы татар Большой Ногайской орды, принявшей подданство России еще при Иване IV. Перейдя на правый берег Волги и углубившись в крымские степи, калмыки могли стать легкой добычей, а затем и военной силой для крымского хана в борьбе с Русским государством, что, разумеется, не отвечало интересам русского правительства.
Во-вторых, с уходом калмыков-торгоутов за Яик на Запад, становилась открытой слабо укрепленная юго-восточная граница России.
Поэтому правительство царя Михаила Федоровича, а затем отчасти и правительство Алексея Михайловича стремились держать калмыков в прежних границах.
На протяжении длительного периода московское правительство в своих грамотах на имя астраханского воеводы настоятельно рекомендовало «понуждать калмыков» покинуть ногайские степи, простирающиеся на левом берегу р.Волги, и уйти на прежние «дальние кочевья по р.Эмбе и иным рекам».
Безусловно, подобные действия правительства и особенно местных чиновников порождали взаимную отчужденность и недоверие, иногда выливавшиеся в серьезные недоразумения, кончавшиеся вооруженными столкновениями.
Но так продолжаться долго не могло.
В конце 50-х – начале 60-х гг. XVII наступает перелом в отношении русского правительства к калмыкам.
Правительство царя Алексея Михайловича на деле убедилось, что калмыки являются серьезной силой в охране южных и юго-восточных рубежей Русского государства.
Кроме того, начиная на западе войну с Польшей за освобождение Украины и Беларуссии, а затем и со Швецией, русское правительство стремилось укрепить южные и юго-восточные границы государства. Оно надеялось (и как мы видим, надежды эти оправдались) привлечь калмыков для охраны южных и юго-восточных границ России. Да и сама обстановка была благоприятной для нормализации взаимоотношений.
В 1649г. преемник Хо-Орлюка тайша Дайчин посылает к царю Алексей Михайловичу послов, которые от его имени просили русское правительство принять Дайчина с подвластным ему народом в подданство России, чтобы «быть им под царского величества высокою рукою на вечном послушании и государевыми людьми в миру». При этом Дайчин просил царя, чтобы он строго наказывал тех русских людей, которые «дурно какое учинять калмыкам или лошади и животину учнуть отгонять», а также выдать ему для погребения по своему обряду урну с прахом отца Хо-Орлюка, погибшего в 1644г. в битве с объединенными силами кабардинцев и ногайских мурз, когда шел на помощь Даян-Ерке, осадившему Терский городок. Просьба Дайчина была удовлетворена.
Шертная запись 1649г воостановила временно нарушенное подданство калмыков, перекочевавших в Приуралье и Поволжье. 1649г. кладет начало новому периоду во взаимоотношениях между калмыками и русским правительством.
Т.И. Беликов
«Калмыки в борьбе за независимость нашей Родины»
(XVII – начало XIX вв.)
Калмгосиздат,1965г.
14