Просмотр содержимого документа
«Статья «Бережно память храня…»»
ГУ «Сычевская основная общеобразовательная школа Павлодарского района»
Статья «Бережно память храня…»
(из опыта работы по внедрению и реализации
программы краеведческой направленности
по истории Казахстана)
Учитель истории и географии первой категории
Туякпаев Даир Каирбекович
Бережно память храня…
В государственном стандарте образования меня как учителя истории вдохновляют слова о том, что учащиеся «должны знать историю родного края, уметь исследовать историю родного края и использовать эти материалы на уроках». Данные умения как составная часть функциональной грамотности может и должна формироваться в ходе уроков и факультативных курсов истории. В течение нескольких последних лет я веду факультативы по истории Казахстана по авторской программе, рецензированной ПГПИ.Так, задачу расширения и систематизации знаний учащихся на базе ранее сформированных понятий содержательных линий «История», «История Казахстана», в ходе изучения познания мира в начальных классах решает пропедевтический курс «В мир истории» в 5 классе. В целях прочного усвоения и развития знаний о своем родном крае, практических и интеллектуальных навыков и умений в рамках реализации поручений Президента Республики Казахстан попрограммной статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к обществу всеобщего труда» введен 1 час курса «Краеведение» в 7 классе. В 8 классе я веду работу с учащимися по вопросу подготовки к интеллектуальным турнирам, олимпиадам, подготовки проектов по истории страны по авторской программе «Исторические личности Казахстана». Таким образом, все три курса объединены в краеведческом направлении, на чем я и хотел бы остановиться.
Как я убедился за годы почти сороколетней деятельности учителя истории, формы и приёмы работы по краеведческой деятельности в учебно- воспитательном процессе могут быть разными. В своей практике я использую такие направления: научно-исследовательская, поисковая, туристическая, учебная и т.д.. Так, на уроках истории Казахстана в 6 классе при изучении тем: «История прошлого родного края», «Культура племён Северного Казахстана» я знакомлю учеников с результатами археологических раскопок павлодарских учёных в районе сёл Григорьевка, Кызылжар, Шидерты, Железинка и т.д.. Также использую в обучении краеведческий материал из периодической печати, например, новости Павлодарского Дома Географии. Прекрасный материал находим по учебнику Зайцевой Е.Д. и Мерц В.К. «Древнейшая история Павлодарского Прииртышья». Учащимся 8 класса по факультативному курсу «Исторические личности Казахстана» я предлагаю ознакомление с биографией наших знатных земляков: Жаяу Мусы, Машхур Жусупа Копеева Г.Потанина, К.И.Сатбаева. Хорошей традицией школы стала организация посещения учащимися историко- краеведческого музея, музеев имени Бухар-жырау, Васильева, Багаева. Дети имели возможность увидеть удивительные материалы прошлого и настоящего нашего края. Гостями школы были ветераны войны и труда, жители села Сычевка К.К.Кульков, П.М.Таушкин; кавалеры правительственных наград Т.М.Шевцова, Т.А.Мотовилова; бывшие выпускники: летчик-истребитель ВВС России С.Новиков, заслуженная учительница России Н.Артамонова и многие другие. Нынешнее поколение учащихся готовят доклады, сообщения, рефераты по результатам своей работы. Г.Жмуденко и В.Серебрякова проводили научно-исследовательскую работу по темам: «Бережно память храним» и «Без прошлого нет будущего». Они занимались исследованием краеведческого материала на примере родного села.
При проведении внеклассных мероприятий по истории я предлагаю для учащихся задания на знание истории и географии родного края. Например:
1. В каком году было основано село Сычёвка?
2. В каком году на карте республики появился Павлодарский район?
3. Кто из наших односельчан был удостоен правительственных наград?
4. Назовите фамилии Героев Советского Союза Павлодарской области.
В заключение предметной недели учащиеся могли проверить свою эрудиции при проведение интеллектуальных игр: «Твой звездный час», «Лидер 21 века», «Павлодарский серпантин» и т.д., в которых вариативность и сложность заданий подбирались с учетом уровня знаний школьников, их возрастных особенностей. На размышление детям предлагались такие варианты вопросов и ответов:
1. Правильно ли расставлены по времени образования следующие села?
а) Сычевка б) Ст. Черноярка в) Новочерноярка
2. Кому принадлежат эти строки: «Мой Павлодар - мой город ястребиный!»
а) В.Иванов б) А.Сорокин в) П.Васильев
3. В каком году был основан Коряковский форпост?
а) 1718 г. б) 1720 г. в) 1722 г.
Вот уже в течение нескольких лет в школе на базе кабинета истории действуют экспозиции краеведческого музея. Здесь можно увидеть национальное казахское блюдо из дерева, рубель, старинные утюги, керосиновую лампу, ручнуб каменнуб мельницу и т.д. Каждый экспонат - это живая память о наших предках, истории семьи и нашего родного села. Особое место в музее занимают экспонаты о войне: телеграмма с фронта, а по народному говоря «похоронка», копия обращения колхозников имени Ворошилова ко всем труженникам области от 12 июня 1942 года. Хранятся в музее газеты и журналы военного времени. Воспоминания наших односельчан – участников войны оформлены в отдельную папку. В результате поисковой работы были восстановлены данные двадцати четырех жителей села Сычевка, погибшим во время Великой Отечественной войны. В заключении была составлена «Книга памяти». 10 лет назад по инициативе бывшего директора школы Л.Т.Луб при поддержке всех односельчан, прежде всего учителей и детей, был разбит Сквер и возведен на народные деньги памятник георям- односельчанам. На мраморной плите обелиска выбиты эти фамилии. Обелиск был построен по проекту ученика Сычевской школы Р.Искакова, который победил п объявленном конкурсе на лучший памятник. А к 70-летию Великой Победы оформлена экспозиция, которая пополнилась воспоминаниями жителя нашего села А.Я. Булычева, узника фашистских концлагерей. Связывающей нитью поколений является творческая работа ученика 8 класса С.Булычева, который изготовил макет обелиска Славы. Этот экспонат он посвятил своему дедушке. В акции награждения героя памятной медалью от имени акима района А.В.Бабенко участвовали лучшие ученики, члены ДЮО «Жас улан». В текущем году начата работа над проектами с учащимися 8 класса.
Оценкой эффективной реализации работы краеведческой направленности учебно-воспитательного процесса могут быть строки из сочинения выпускницы школы Г.Жмуденко: «Я люблю своё родное село, свою школу такими, какие они есть. Ведь это моя маленькая Родина, частица моей души, об этом я никогда не забуду».