Просмотр содержимого документа
«Презентация "Современный урок истории в свете требований ФГОС"»
Игровые технологии как эффективныйинструментактивизации познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПОДГОТОВКА
К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Целесообразность применения игровых технологий
развитие и совершенствование познавательных, умственных способностей учащихся; получение научных сведений, возникновение интереса к учебному предмету, расширение кругозора, обогащение словарного запаса;
воспитание качеств творческой личности: инициативности, активности, настойчивости, целеустремлённости, умения находить решение в нестандартной ситуации;
формирование коммуникативных навыков, дискуссионной культуры учащихся, приобретение навыков публичных выступлений.
воссоздание социальных отношений между людьми в процессе игры
подготовка к социализации личности
Игровая деятельность предполагает различные формы организации учебного процесса:
- индивидуальная,
- фронтальная,
- парная,
- групповая.
Групповая работа (обучение в сотрудничестве) – это модель организации деятельности учащихся в составе малых групп, при которой все они вовлечены в совместную деятельность.
Результативность дидактических игр зависит
- от систематического их использования,
- от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Классификация игр по особенностям содержания и форм проведения:
«Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных» (определённые слова и т.д.);
«Подбери синонимы (антонимы) к слову (фразеологизму, пословице)»;
«Восстанови пословицы, части которых соединены неверно»;
«Найди пару»;
Переводчик»;
«Замени иноязычное слово русским»;
«Кто быстрее?»;
«Подбери синонимы (антонимы) к слову (фразеологизму, пословице)»;
«Кто больше?»;
«Объясни значение слова»;
«Прямое и переносное»;
«Аукцион»;
«Географические названия»;
«Имена собственные»;
«Угадай профессию»;
«Собираем родственников»;
«Алфавит»;
«Соберем букет»;
«Третий лишний»;
«Что перепутал художник?»;
«Угадай слово».
«Лингвистический диктант».
4. Словообразовательные игры:
«Какое слово задумано?»;
«Собери слово»;
«Разбери слово»;
«Найди лишнее слово»;
«Найди родственника»;
«Однокоренное слово или форма слова? »
«Чьё гнездо больше?» ;
«Мешок волшебника»;
«Восстановите словообразовательную цепочку».
5.Морфологические игры:
«Какая часть речи задумана?»
«Сколько значений?»;
«Употреби союз (предлог, частицу)»;
«Расшифруй задуманное слово» (по2л, элек3к и т.д.);
«Придумай слова, имеющие в составе цифры-числительные, местоимения».
6. Игровые задания, направленные на отработку синтаксических и пунктуационных норм:
«Простое или сложное?»;
«Угадай предложение по схеме»;
«Третий лишний» (найти предложение, не соответствующее определенному правилу/ словосочетание, иное по строению);
«Составь предложение (текст)»;
«Замени словосочетание синонимом»;
«Предложения-заместители»;
«Снежный ком»;
«С миру по нитке»;
«Пунктуационный марафон»;
7. Игры-головоломки, словесные игры
КРОССВОРДЫ
МЕТАГРАММЫ
ШАРАДЫ
ЧАЙНВОРДЫ
АНАГРАММЫ
ПАЛИНДРОМЫ
РЕБУСЫ
ЛОГОГРИФЫ
ЗАГАДКИ
Для осуществления обратной связи и контроля каждый ученик выполняет творческую работу, которая оценивается .
На дом учащиеся получают задания творческого характера: составить карточку, тест, диктант (20-25 слов, словосочетаний) по определённой теме, написать творческую работу (мини-сочинение, сказка, рассказ на заданную тему и т.д.), составить кроссворд, ребус, написать продолжение истории по началу или концовке (в прозе или стихах), создать рисунки из серии «Что перепутал художник?» и т.д.
Примеры творческих и игровых задания для учащихся по теме «Словообразование», «Морфемика».
Нарисуйте дерево, которое выросло из корня -лес- (-вод-, -трав- , -род- и др.).
Составьте карточку «Собери слово».
Составьте карточку «Разбери слово».
Сочините историю про суффиксы -ЕК и –ИК.
Представьте, что из языка пропали все суффиксы, слова даны в готовом виде, ничего образовывать не надо. Хотели ли бы вы, чтобы это произошло? Поразмышляйте на эту тему (устно или письменно).
Найдите слова с тремя приставками, корнями, суффиксами.
Докажите правильность мысли К.И. Чуковского: «Приставки придают речи столько богатейших оттенков». Образуйте от любого корня слова с приставками и выясните их лексическое значение.
Определите корни в словах придешь и прийти.
Восстановите словообразовательную цепочку:
вода … водичка
водяной … водянисто
водянистость
Придумайте своё задание «Восстановите словообразовательную цепочку».
Составьте словообразовательную цепочку слов с корнем -даль- (с корнем -дол-).
Уроки литературы в школе дают возможность для применения разнообразных видов игр .
Литературная викторина «Угадай героя (писателя, произведение)».
Игра «Литературное письмо». (Письмо от имени персонажа.)
Инсценировка произведений. (Урок по басням И.А.Крылова в 5 кл. «Немая» сцена в комедии Н.В. Гоголя в 8кл. «Два письма» по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в 9-10кл.)
Игра «Кто есть кто». (Демонстрируются портреты поэтов и писателей, литературных героев. Учащиеся преображаются в героев, произносят монологи от их имени..)
Урок-КВН. Урок в форме брейн-ринга. Урок-концерт. Урок-путешествие по литературным местам или маршруту героев.
Урок «Сказки собственного сочинения», «Сочинение стихов».
Конкурсы «Кто лучше прочитал по ролям» (исполнил роль), «Кто больше знает пословиц, поговорок…».
Место и роль игровых технологий в учебном процессе, сочетания элементов игры и учебы во многом зависят от понимания педагогом функций «педагогической» игры, его личного видения ее роли и места в педагогическом процессе.
Использование игровых технологий обеспечивает формирование положительной мотивации, развитие коммуникативной компетенции, повышение познавательной и творческой активности учеников. И следствием работы являются успехи в обучении, успешная подготовка к итоговой аттестации.
. 2.О человеке, не имеющем домпостоянно меняющем место своего жительства (перен.).