kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Советский тыл в годы Великой Отечественной войны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа о труженниках тыла ВОВ. Раскрывается проблема населениятыла.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Советский тыл в годы Великой Отечественной войны»

Содержание

  1. Введение

  2. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны

&1. Советское общество в годы ВОВ

&2. Быт Советского тыла в годы ВОВ

&3. Трудовой фронт Тамбовского края

&4. Самоотверженный труд женщин и детей в годы ВОВ

&5. Война и дети

&6. Вклад моих земляков в Победу


  1. Заключение

  2. Список использованной литературы


























ВВЕДЕНИЕ

Патриотизм - это не значит

только одна любовь к своей Родине.

Это гораздо больше…

Это сознание своей неотъемлемости от Родины и

неотъемлемое переживание с ней

её счастливых и несчастных дней.

А.Н. Толстой


Прошло несколько десятилетий после Победы. За это время поднялось не одно поколение, для которого Великая Отечественная война – страница истории. Мальчишки, росшие без отцов, теперь сами отцы и деды.

Очень важно в условиях мира, благополучия, беззаботности, чтобы все знали, чем была для людей Земли наша битва с фашизмом, каких усилий, мужества, великих жертв стоила она народу. Это наш долг перед теми, кого уже нет с нами. И особенно перед теми, чья жизнь только начинается. Ибо они - наше продолжение, наша нравственная чистота.

Сороковые , роковые…

Весенние и фронтовые,

где извещения похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку…

Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,

Свинцовые. Пороховые…

Война гуляет по России, А мы такие молодые!

Вспомним, как это было…


Нет ни одного человека, которого бы не коснулись события Второй Мировой войны – там, где не были слышны выстрелы, господствовал голод и разруха, матери теряли сыновей, а жены – мужей. В тылу войны все работали на победу, цеха ни на секунду не останавливались, люди не спали сутками, только чтобы внести свой вклад в будущую победу. И наверное только благодаря этому самоотверженному рвению советского народа наши войска все-таки разгромили немцев, дали достойный отпор.

Основой данной работы является рассмотрение вопроса о советском тыле в годы войн, а также в том, чтобы детально продемонстрировать весь неоценимый вклад тыла в разгром фашистских войск. Поразительные успехи немецких войск и пугающие неудачи Красной Армии в первые недели войны сблизили всех советских людей, понимавших, что именно сейчас решается судьба Отечества: с победой Германии рухнет не просто советская власть или сталинский режим, будет уничтожена Россия. Поведение немецких войск на оккупированных территориях, отношение их к мирному населению не оставляли никакого выбора — надо сражаться с врагом всеми способами и обязательно победить. Общее настроение сблизило советских людей, сделало их похожими на единую семью. Новое чувство личной сопричастности и ответственности за судьбу страны позволило людям вырваться из рамок, установленных для них сталинской системой, отводившей им роль «винтиков», безмолвных исполнителей. И власть была вынуждена дать возможность развернуться народной инициативе, умело эксплуатируя ее. Во время войны ярко проявилась выработанная тысячелетним российским опытом способность нашего народа переносить жесточайшие социальные перегрузки. Война еще раз продемонстрировала удивительный «талант» россиян: раскрывать все свои лучшие качества, способности, свой потенциал именно в экстремальных условиях. Все эти народные чувства и настроения проявились не только в массовом героизме советских солдат на фронте, но и в тылу. С «фронтовой меркой» стали подходить к результатам своего труда и ко всему образу жизни. Лозунги «В тылу, как на фронте!», «Все для фронта, все для победы!» стали императивами. Терялся интерес и уважение к работе и деятельности, которые не были связаны с фронтом, делом обороны. Поток добровольцев не иссякал всю войну. Десятки тысяч женщин, подростков, людей пожилого возраста встали к станкам, освоили тракторы, комбайны, автомобили взамен ушедших на фронт мужей, отцов и сыновей.

Актуальность работы

День Победы занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране. На уроках истории, литературы и классных часах учащиеся изучают историю нашей Родины. Немало времени уделяют изучению материала, связанного с Великой Отечественной войной. Изучение темы «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны», наиболее актуально в наше время. Люди, которые живут рядом с нами, их судьбы, жизнь в довоенные и военные годы… Вот, что ценно. Этим было продиктовано желание изучить информационные источники, биографии, архивные материалы о Советских тружениках тыла в годы Великой Отечественной войны.

Научное значение работы заключается в исследовании и анализе условий жизни и работы в военные годы людей, проживающих рядом с нами, что позволит оценить их вклад в победу над фашизмом.

Цель работы: доказать через изучение литературы, через воспоминания свидетелей военных лет, что судьба каждого человека есть отражение судьбы страны, что каждый труженик тыла «ковал» победу.

Для достижения цели были поставлены задачи:

1. Изучить материалы об условиях жизни тружеников тыла в годы войны, а также жителей тыла Тамбовской области.

2. Показать, как отразилась война на судьбах тружеников тыла, узнать, какую цену заплатил каждый из них, приближая Победу.

Данная работа включает в себя следующую структуру: содержание, где отражены основные разделы работы, введение, основная часть, состоящая из 6 параграфов, заключение и список использованной литературы.

СОВЕТСКИЙ ТЫЛ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

&1. Советское общество в годы ВОВ

Советское общество в период войны было неоднозначным.  Нападение Германии коренным образом изменило жизнь советских людей. В первые дни войны еще не все осознали реальность возникшей угрозы: люди верили в довоенные лозунги и обещания властей в короткий срок разбить любого агрессора на его же земле. Однако по мере расширения оккупированной врагом территории настроения и ожидания менялись. Люди остро осознали, что решается судьба не только советской власти, но и самой страны. Массовый террор немецких войск, беспощадное отношение к мирному населению нагляднее любой агитации говорили людям о том, что речь может идти лишь о том, чтобы остановить агрессора или погибнуть. [2]
Сумели почувствовать эти настроения и власти. Так, И.В. Сталин, выступая 3 июля 1941 г. по радио, говорил о многом. Но на десятилетия в памяти миллионов советских людей остались слова его обращения: "Братья и сестры!" Они не только подчеркивали единство власти и народа, но и еще отчетливее помогли осознать каждому человеку смертельную опасность, нависшую над страной. Люди перестали осознавать себя лишь "винтиками" государственной системы, демонстрируя чудеса героизма, стойкости и выносливости в деле защиты своей Родины.
Начальный период войны вновь показал, что наш многонациональный народ в час смертельной опасности способен забыть многие обиды и ошибки властей, мобилизовать ясе свои силы и проявить лучшие качества. Эти чувства и настроения стали главной предпосылкой массового героизма советских людей на фронте и в тылу.
 Угроза захвата немцами развитых промышленных районов страны диктовала необходимость вывезти наиболее ценное оборудование. Началась грандиозная по своему размаху эвакуация на восток заводов и фабрик, имущества колхозов и МТС, скота. Предстояло в короткий срок, под налетами вражеской авиации, эвакуировать тысячи предприятий и миллионы людей. Такой практики еще не знала мировая история. [3]

«Товарищи! Граждане! Братья и сёстры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои! Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, продолжается… Враг жесток и неумолим. Он ставит своей целью захват наших земель, разрушение национальной культуры и национальной государственности народов Советского Союза, их онемечивание, превращение в рабов… Дело идёт, таким образом, о жизни и смерти народов СССР… Нужно, чтобы советские люди поняли это и перестали быть беззаботными, чтобы они мобилизовали себя и перестроили свою работу на новый, военный лад, всё подчинив интересам фронта и задачам организации разгрома врага…» (И.В.Сталин)

Целью этой всенародной Отечественной войны является не только ликвидация опасности, нависшая над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма».

Сталин называет войну, которую развязали фашисты, всенародной, Отечественной. Обращаясь к народу со словами «Братья и сестры!», Иосиф Виссарионович говорит об общей для всех беде, которая нависла над Советским Союзом. Чувство единства многонационального народа и власти в час смертельной опасности позволило забыть многие обиды и ошибки властей и мобилизовать все силы и проявить свои лучшие качества. Эти чувства и настроения стали главной предпосылкой массового героизма советских людей на фронте и в тылу.

& 2. Быт Советского тыла в годы великой Отечественной войны.

В годы войны произошла заметная эволюция власти и общества в СССР. Власть сменила акценты, приглушив на время коммунистическую риторику и усилив патриотическое воспитание населения.

В стремлении укрепить антигитлеровскую коалицию Сталин пошел даже на роспуск Коминтерна в 1943 году и "реабилитацию" Русской православной церкви. Все это заметно расширяло социальную базу власти, вело к общенациональному объединению. Вместе с тем репрессивные действия властей против народов, представители которых сотрудничали с немецкими войсками и оккупационной администрацией, не могли способствовать достижению этой цели. [7]

Советское общество в годы войны также изменилось. В первые дни войны воспитанные на довоенной пропаганде быстрой победы "малой кровью на чужой территории" население ожидало стремительного наступления Красной Армии и разгрома немцев. Поражения РККА в первые месяцы войны стали потрясением для миллионов. Прежние настроения для многих сменились паникой, а для некоторых – желанием сотрудничать с оказавшимся более сильным врагом. Для большинства же советских людей и для властей страны лейтмотивом поведения в эти дни стало стремление мобилизовать все усилия и ресурсы на разгром врага.[7]

Война создала смертельную угрозу всему нашему народу и каждому человеку в отдельности. Она вызвала огромный морально-политический подъем, энтузиазм и личную заинтересованность большинства людей в победе над врагом и быстрейшем окончании войны. Это стало основой массового героизма на фронте и трудового подвига в тылу.

В стране изменился прежний трудовой режим. C 26 июня 1941 года для рабочих и служащих вводились обязательные сверхурочные работы, рабочий день для взрослых увеличился до 11 часов при шестидневной рабочей неделе, отпуска были отменены. Хотя эти мероприятия и позволили примерно на одну треть повысить нагрузку производственных мощностей без увеличения численности рабочих и служащих, дефицит рабочих рук все - же нарастал. На производство привлекались конторские служащие, домохозяйки, учащиеся. Были ужесточены санкции для нарушителей трудовой дисциплины. Самовольный уход с предприятий карался сроком заключения от пяти до восьми лет.[7]

В первые недели и месяцы войны экономическая ситуация в стране резко ухудшилась. Враг оккупировал многие важнейшие промышленные и сельскохозяйственные районы, нанес неисчислимый урон народному хозяйству. Самыми трудными были последние два месяца 1941 г. Если в третьем квартале 1941 г. было выпущено 6600 самолетов, то в четвертом — только 3177. В ноябре объем промышленного производства уменьшился в 2,1 раза. Сократилось поступление на фронт некоторых видов самой необходимой боевой техники, вооружения и особенно боеприпасов. Трудно измерить всю величину подвига, совершенного в годы войны крестьянством. Из деревень на фронт ушла значительная часть мужчин (их удельный вес снизился среди сельского населения с 21% в 1939 г. до 8,3% в 1945 г.). Основной производительной силой на селе стали женщины, подростки и старики. [7]

Даже в ведущих зерновых районах объем работ, выполняемых с помощью живого тягла, весной 1942 г. составил более 50%. Пахали на коровах. Необычно возросла доля ручного труда - сев осуществлялся наполовину вручную.

Государственные заготовки выросли до 44% от валового сбора по зерну, 32% - по картофелю. Отчисления в пользу государства увеличивались за счет фондов потребления, сокращавшихся из года в год.

За время войны население страны дало в долг государству более 100 млрд. рублей и на 13 млрд. приобрело лотерейных билетов. Кроме того, 24 млрд. рублей поступило в фонд обороны. Доля крестьянства составила при этом не менее 70 млрд. рублей. Личное потребление крестьян резко сократилось. В сельской местности продовольственные карточки не вводились. Хлеб и другие продукты питания отпускались по спискам. Но и эта форма распределения применялась не везде из-за дефицита продуктов. Существовала предельная годовая норма отпуска промышленных товаров на одного человека: хлопчатобумажных тканей - 6 м, шерстяных - 3 м, обуви - одна пара. Поскольку спрос населения на обувь не удовлетворялся, то начиная с 1943 г. широкое распростра-нение получило изготовление лаптей. Только в 1944 г. их выработано 740 млн. пар. В 1941-1945 гг. 70-76 % колхозов на один трудодень выдавали не более 1 кг зерна, 40 -45 % хозяйств - до 1 рубля; вообще не выдавали зерна крестьянам 3-4 % колхозов, денег - 25-31% хозяйств. «Крестьянин получал от колхозного производства лишь 20 г зерна и 100 г картофеля в день - это стакан зерна и одна картофелина. Нередко случалось, что к маю - июню не оставалось и картошки. Тогда в пищу шли свекольный лист, крапива, лебеда, щавель».[7]

Активизации трудовой деятельности крестьянства способствовало постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 г. «О повышении для колхозников обязательного минимума трудодней». Каждый член колхоза должен был отработать не менее 100-150 трудодней. Впервые вводился обязательный минимум для подростков, которым стали выдавать трудовые книжки. Колхозники, не выработавшие установ-ленного минимума, считались выбывшими из колхоза и лишались приусадебного участка. За невыработку трудодней трудоспособные колхозники могли предаваться суду и наказываться исправительно-трудовыми работами в самих колхозах на срок до 6 месяцев.

В 1943 г. не выработали минимума трудодней 13% трудоспособных колхозников, в 1944 г. - 11%. Исключено из колхозов - 8% и 3% соответственно. Осенью 1941 г. ЦК ВКП (б) принял постановление о создании политотделов при МТС и совхозах. В их задачу входило улучшение дисциплины и организации труда, подбор и подготовка новых кадров, обеспечение своевременного выполнения колхозами, совхозами и МТС планов сельхозработ. Несмотря на все трудности, сельское хозяйство обеспечило снабжение Красной Армии и населения продовольствием, а промышленности – сырьем. Говоря о трудовых свершениях и проявленном в тылу массовом героизме, не следует забывать, что война подорвала здоровье миллионов людей. В материальном отношении народ жил очень трудно. Плохо устроенный быт, недоедание, отсутствие медицинского обслуживания стали нормой жизни.

Доля фонда потребления в национальном доходе в 1942 г. - 56%, в 1943 г. - 49%. Доходы государства в 1942 г. - 165 млрд. рублей, расходы - 183, в том числе на оборону - 108, на народное хозяйство - 32, на социально - культурное развитие - 30 млрд. рублей. При неизменной довоенной зарплате рыночные и государственные цены (руб. за 1 кг) стали следующими: мука соответственно 80 и 2,4; говядина - 155 и 12; молоко - 44 и 2. Не предпринимая особых мер для улучшения снабжения населения продовольствием, власть усиливала карательную политику. [7]

В январе 1943 г. специальная директива ГКО предлагала рассматривать как экономический саботаж даже продуктовую посылку, обмен одежды на хлеб, сахар, спички, покупку в запас муки и др. Вновь, как и в конце 20-х годов, в ход пошла 107-я статья Уголовного кодекса (спекуляция). Страну захлестнула волна фальсифицированных дел, гнавшая в лагеря дополнительную рабочую силу.

К примеру. В Омске суд приговорил М. Ф. Рогожина к пяти годам лагерей «за создание запасов продовольствия» в виде... мешка муки, нескольких килограммов масла и меда (август 1941 г.). В Читинской области на рынке две женщины меняли табак на хлеб. Получили по пять лет (1942 г.) На Полтавщине вдова - солдатка вместе с соседками собрала на заброшенном колхозном поле полмешка мерзлых бураков. Была наказана двумя годами тюрьмы. В связи с отменой отпусков, введением обязательных сверхурочных работ и увеличением рабочего дня до 12-14 часов. Несмотря на то, что с лета 1941 г. наркомы получили еще больше прав по использованию рабочей силы, более чем на три четверти эта «сила» состояла из женщин, подростков и детей. Взрослые мужчины имели по сто и больше процентов выработки. А что мог «сделать» мальчик 13 лет, под которого ставили ящик, чтобы он дотягивался до станка?..[2]

Снабжение городского населения осуществлялось по карточкам. Раньше всех они были введены в Москве (17 июля 1941 г.) и на следующий день в Ленинграде.

Нормирование затем постепенно распространилось на другие города. Средняя норма снабжения для рабочих составляла 600 г хлеба в день, 1800 г мяса, 400 г жиров, 1800 г крупы и макарон, 600 г сахара в месяц (за грубые нарушения трудовой дисциплины нормы выдачи хлеба уменьшались). Минимальная норма снабжения для иждивенцев составляла соответственно 400, 500, 200, 600 и 400 г., но не всегда удавалось обеспечить население продовольствием даже по установленным нормам.

В критической обстановке; как это было зимой - весной 1942 г. в Ленинграде, минимальная норма отпуска хлеба снижалась до 125 г., люди тысячами погибали от голода.


& 3. Трудовой фронт Тамбовского края.


Нападение Германии коренным образом изменило жизнь советских людей. В первые дни войны еще не все осознали реальность возникшей угрозы: люди верили в довоенные лозунги и обещания властей в короткий срок разбить любого агрессора на его же земле. Однако по мере расширения оккупированной врагом территории настроения и ожидания менялись. Люди остро осознали, что решается судьба не только советской власти, но и самой страны. Массовый террор со стороны немецких войск, жестокость, беспощадное отношение к мирному населению нагляднее любой агитации говорили людям о том, что речь может идти лишь о том, чтобы остановить агрессора или погибнуть. [4]

22 июня... Когда смотришь на листок календаря с этим числом, невольно вспоминается уже далекий 1941 год, быть может, самый трагический, но и самый героический не только в Советской, но и многовековой истории нашего Отечества. Кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель родных, людей, героическое сопротивление и горестный плен, самоотверженный, до изнеможения труд в тылу и, наконец, первая победа над страшным врагом - все это было в 1941 году. Тяжелые годы 1941-1945 гг. Весь народ - и стар, и млад, встал на защиту своей Родины.

Во всех уголках нашей страны шла перестройка экономики на военный лад, всюду изыскивали, мобилизовывали средства и ресурсы для оказания помощи фронту. Собирал силы и Тамбовский край...

В ходе войны перед тружениками всей страны и также нашего Тамбовского края вставали все новые и новые задачи, требовавшие дополнительных усилий и материальных средств: оказание помощи районам, освобожденным от оккупации, забота о семьях фронтовиков, о детях, оставшихся без родителей, сбор денег и вещей в фонд обороны страны, героический труд на заводах, полях области.

Советские люди хорошо понимали, что фронту нужны огромные людские и материальные ресурсы. Поэтому каждый стремился работать за двоих, невзирая ни на какие трудности. Инициатива и творчество рабочих и инженерно- технических работников были направлены на совершенствование производственных и технологических процессов, увеличение выпуска продукции при минимальных затратах труда, материалов и денежных средств.

В годы войны трудящиеся Тамбовского края внесли в фонд помощи семьям фронтовиков и инвалидов войны более 18 миллионов рублей; 101,5 тысяч пар обуви; 142 тысячи комплектов одежды; более 590 тысяч пудов продовольствия; собрали сотни тысяч рублей на строительство танковых колонн и авиационных эскадрилий; отправили на фронт 253 вагона с подарками. Кроме того, патриотический почин тамбовского крестьянства по сбору личных трудовых сбережений на строительство боевой техники для Красной Армии вошел в историю Великой Отечественной войны как выдающийся подвиг.

Истоки этого движения следует искать в многовековой русской истории. Далеко не случайно, что почин по массовому сбору денежных средств на вооружение возник на Тамбовской земле. В архивных документах мы встречаем большое количество примеров, свидетельствующих о патриотическом настроении наших земляков, которые выступали с множеством инициатив по оказанию всесторонней помощи фронту.

В сборе средств одинаково активно участвовали все категории населения: мужчины и женщины, старики и молодежь. Каждый вносил столько, сколько мог.

Всего за годы войны в фонд обороны от Тамбовской области поступило около 214472680 рублей. По состоянию на 25 января 1943 года в Тамбовскую областную контору Госбанка СССР на строительство авиаэскадрилий поступило от районов области – 49085000 рублей, от городов Тамбов, Мичуринск, Моршанск, Котовск на строительство авиаэскадрилий 1230000 рублей, на строительство бронепоездов 1950000 рублей (в том числе от г. Тамбова – 610 тыс., г.Мичуринска – 630 тыс., г.Моршанска – 645 тыс., г.Котовска – 70 тыс.). Наибольшая сумма средств поступила от Избердеевского района – 2918000 руб., Мичуринского – 2328000 руб., Токаревского – 2002000 руб., Староюрьевского – 1897000 руб., Ржаксинского – 1883000 руб., Ракшинского – 1797000 руб.

Патриотический почин тамбовских колхозников перерос в общесоюзное массовое движение по сбору личных сбережений граждан в фонд Красной Армии. 6 апреля 1943 года в «Тамбовской правде» было опубликовано сообщение «От Совета Народных Комиссаров СССР». В сообщении говорилось, что патриотический почин колхозников и колхозниц Тамбовской области вызвал широчайший отклик в массах населения нашей страны.


&4. Самоотверженный труд женщин и детей в годы войны.
«Война - дело мужское…». Однако в ХХ столетии участие женщин в войне, причём не только в качестве медицинского персонала, но и с оружием в руках, становится реальностью. Особенно массовым это явление стало в период Второй мировой. Они были готовы к подвигу, но не были готовы к армии, и то, с чем им пришлось столкнуться на войне, оказалось для них неожиданностью. Гражданскому человеку всегда трудно перестроиться "на военный лад", женщине – особенно. Армейская дисциплина, солдатская форма на много размеров больше, мужское окружение, тяжёлые физические нагрузки – всё это явилось нелёгким испытанием. Но это была именно та "будничная вещественность войны, о которой они, когда просились на фронт, не подозревали". Потом был и сам фронт – со смертью и кровью, с ежеминутной опасностью и "вечно преследующим, но скрываемым страхом". Говоря о героических делах народа в годы войны, хочется сказать и о трудовых подвигах женщин. В первые дни войны, преодолевая огромные трудности, они заменили своих мужей, отцов и братьев, осваивали их специальности. Их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись истории нашей Родины.

В те тяжелые, трудные годы отменялись очередные отпуска, стали обязательными сверхурочные работы, на транспорте была введена воинская дисциплина, а в колхозах повышен минимум трудодней.

Женщины, самые хрупкие существа на земле, встали на защиту своей Родины, своих детей и их будущего. Им приходилось выполнять непосильную работу в годы войны.

Из воспоминаний Клавдии Михайловны Семеновой, уроженки с.Лаврово Мордовского района: «Тяжело приходилось в годы войны: лошадей в колхозе не хватало, пахали и сеяли на быках и коровах. А быки, как известно, очень своенравные животные, поэтому управляться с ними женщинам и ребятишкам было нелегко. Все работы выполнялись вручную. Злаковые культуры вязали в снопы, которые укладывали в крестцы, а потом отвозили к скирдам и там укладывали. Молотили тоже вручную. А это очень тяжёлый труд. Поскольку семян в колхозе не хватало, женщины ходили за ними за шестнадцать километров и приносили на себе по пятнадцать килограммов зерна. Они осознавали, что надо посеять хоть сколько-нибудь для будущего урожая. Мать работала в колхозе конюхом - убирала оставшихся в колхозе лошадей. А что делать, если мужчин в селе не осталось?..»

Женщины овладели и такими профессиями, которые прежде были под силу лишь мужчинам: в 1939 г. только в металлообрабатывающей промышленности около 50 тыс. женщин работали токарями, 40 тыс.- слесарями, 24 тыс. - фрезеровщицами, 14 тыс. – инструментальщицами.

Советские женщины заняли видное место и в рядах интеллигенции. В 1934 г. женщины составляли 10% инженерно-технического персонала промышленности СССР, а в химической промышленности они составили 22,5%. В швейной промышленности они составляли 1/4 часть инженеров и техников. Из воспоминаний Нины Михайловны Роговой (Мичуринский район): «С юных лет в полной мере познала все тяготы крестьянского труда. Окончив в 1941 году семь классов, начала работать в колхозе. В войну пахали на волах, сеяли, пололи просо и свёклу, косили, вязали снопы, молотили, веяли…»

& 5. Война и дети…

Рядом со старшими братьями и сестрами трудились и самые юные граждане нашей страны - пионеры и школьники, их посылали туда, где нужна была помощь старшим.

Война и дети... Трудно представить что-то более несовместимое. Какое сердце не обожжет память огненных лет, ставших суровым испытанием для миллионов советских ребят, которым нынче уже за шестьдесят! Война разом оборвала их звонкие песни. Черной молнией пронеслась она по пионерским лагерям, дачам, дворам и околицам - всюду солнечное утро 22 июня предвещавшее новый радостный день летних каникул, было омрачено тревожным горном: «Война!»

Уходили на фронт отцы, старшие братья. Рвались и мальчишки в бой, осаждая военкоматы. От мирных, привычных забот не осталось и следа. Срочно перестраивали работу заводы, фабрики, колхозы, все учреждения. «Все для фронта! Все для победы!» - этот лозунг военного времени требовал огромной работы, полной отдачи сил от каждого.

В напряженной борьбе за хлеб первого военного года активное участие приняли свыше 200 тысяч пионеров и школьников края. Около миллиона трудодней выработали вместе со своими учителями учащиеся старших классов. В те трудные дни колхозы и совхозы были во многом обязаны юным патриотам - школьникам.

Всего десять лет от роду было Марии Анисимовне Алехиной, когда началась война. Вспоминает, как тяжело и помногу работали школьники в поле - собирали колоски, обмолачивали зерно, пололи, вязали снопы.

Анна Андреевна Талызина встретила войну в тринадцатилетнем возрасте. Её семья жила в то время в Мичуринске. Отца призвали на фронт, а дома с мамой оставались пять девочек, среди которых Аня была самой старшей, а самой маленькой из сестёр было всего несколько месяцев от роду. Несмотря на детский возраст, на долю Ани и её ровесников выпал вполне взрослый и по тяжести, и по нормам труд. Помимо полевых работ занимались заготовкой кормов для коровы, которая была в военное время единственной и бесценной кормилицей семьи. Поэтому в голове ответственной и до срока повзрослевшей девочки даже мысли не возникало о том, чтобы как-то увильнуть или воспротивиться каждодневной рутинной работе. Она безропотно взваливала на спину огромные мешки с травой и сеном, из-за которых её саму было едва видно.

Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. И по истине «гулливеровскими» были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки. Тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна…

Тысячи... Язык цифр лаконичен и бесстрастен. Но именно цифры наиболее убедительно рассказывают о том, как много было сделано юной школьной армией в трудный для Родины год. В 1942 году пионеры и школьники края вновь оказали большую помощь в уборке урожая. На сельскохозяйственных работах было занято 193 тысячи учащихся. Вместе с учителями они выработали около двух миллионов трудодней, заработали 800 тысяч рублей.

Дети войны. Все они были родными для фронта. Дети войны верили в победу и, как могли, приближали ее. Родина, теряя в смертельной схватке с врагом их отцов, верила в светлое, счастливое будущее своего юного поколения.



&6. Вклад моих земляков в победу.

Война не обошла стороной и Мичуринск. Это были трудные, тяжелые годы изнурительного труда, ожидания. Все мужчины ушли на фронт. По утрам, увязая в сугробах, спешили люди на работу, лишь к вечеру протаптывались тропинки-траншеи, которые за ночь снова заметало снегом. Ветераны того времени единодушно отмечают небывалый трудовой энтузиазм, безотказность, высокую ответственность людей за порученное дело.

В нашем городе есть люди, которые во время Великой Отечественной войны защищали нашу Родину от врагов и трудились в тылу. В разном возрасте они встретили и переживали войну. Мне хотелось бы рассказать о таких из них, моих земляках, Попове Валерии Ивановиче и Кретинине Николае Васильевиче.

Наш народ проявил героизм и стойкость, преодолел все горести и тяготы военных лет. Победа досталась народу дорогой ценой…Мы никогда не забудем погибших, память о них свята. И бесконечно благодарим ветеранов Великой Отечественной войны. Именно они, рискуя своей жизнью, беспощадно разгромили фашистов. Слава и тем , кто работал в тылу, приближая час Победы. В этих рядах были и работники нашего колледжа.

Попов Валерий Иванович, родился 28 сентября 1931 года в городе Тамбове в семье служащего. В 1940 году поступил в первый класс Краснооктябрьской начальной школы Хоботовского района Тамбовской области, которую окончил в 1944 году. В этом же году поступил в железнодорожную школу №47 в 5 класс, где в 1947 году закончил 7 классов. В 1948 году поступил в Мичуринский техникум пищевой промышленности на отделение механизации сельского хозяйства, в 1951 году закончил его и получил специальность техника-механика. По направлению начал работать в совхозе «Агроном» Краснодарского края бригадиром тракторной бригады. Работал участковым механиком в Хоботовской МТС. В 1952 году был призван в ряды Советской армии, где окончил школу офицеров запаса, ему было присвоено звание младшего техника-лейтенанта. В 1954 году уволен запас. По прибытию домой поступил на работу в Хоботовскую МТС на должность разъездного механика, затем был переведён инженером по сельскохозяйственным машинам, инженером по нормированию труда. В 1959 году после реорганизации МТС был переведён в Мичуринскую РТС на должность инженера по Ростехнадзору. В 1965 году поступил на работу на завод имени Ленина в лабораторию инженером. В 1968 году уволился с завода и поступил на работу в СПТУ-3 преподавателем, затем заместителем директора по учебно-производительной работе. С 1995 года работает в промышленно-технологическом колледже мастером производственного обучения. В данный момент находится на пенсии и работает слесарем – инструментальщиком. Имеет звание «Ветерана труда», награждён юбилейными медалями «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Из воспоминаний Валерия Ивановича: «…Война застала в колхозе «Красный Октябрь» Хоботовского района, видел, как его бомбили, рыл окопы. В 1943 году помогал маме выполнять норму выработки задания по прополке сельхоз культур от сорняков, а также во время уборки зерновых культур собирал и укладывал снопы в копны…»

Кретинин Николай Васильевич, родился 14 декабря 1928 года в селе Жидиловке Хоботовского района Тамбовской области в семье крестьянина. С 8 лет он пошёл учиться в школу. С 1943 по 1946 г.г. помогал по хозяйству своим престарелым родителям. С 1950 года начал работать в городе Мичуринске, в «Россельстрой», где проработал по 1953 год. В 1954 году поступил работать в наш колледж, где работает и по настоящее время. В 1944 и 1945 годах работал на сельхоз работах: бороновал землю, пас коров, свиней, лошадей, подвозил с поля для обмолота, отвозил вязки от молотилки для скирдования во время молотьбы. Чтобы прокормиться, собирал колоски, лебеду, картошку.

Из воспоминаний Николая Васильевича: «…Война меня застала учащимся в школе в младших классах. Помню обращение к народу И.В. Сталина о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз. Начался сплошной призыв мужчин и женщин для отправления на фронт для защиты Родины. Остались только старики и женщины с детьми. Был лозунг: «Всё для фронта! Всё для Победы!» Не было ни одной семьи, чтобы не приняли участия в военных действиях. Шло время, приближалась уборка урожая. Вся тяжесть легла на женщин, стариков и детей. Мы, ученики младших классов, непосредственно принимали участие в уборке урожая. Собирали колоски после уборки комбайном, сортировали, сушили зерно, убирали в хранилище, убирали картошку, работали все каникулы, включая сентябрь. Время было тяжелое, за работу денег не платили, а писали трудодни, на которые выдавали зерно, но, как правило, его не хватало и до нового года. Я помню, как с соседских деревень приходили женщины – нанимались копать огород за то, что найдут там мороженую картошку. Большинство людей жили впроголодь. Помню, учился в 6 классе, когда смастерил мельницу для зерна производительностью 3 ведра в час. За эксплуатацию мельницы давали баночку муки, примерно 2-3 кг. Когда учился в 7 классе прошёл курсы трактористов. После окончания 7 класса работал на тракторе – пахал землю. На тракторе вместо солярного двигателя был установлен бункер, который топился дровами и маленькими чурбачками…»

Таким образом, можно говорить о том, что тамбовчане проявили в годы Великой Отечественной войны истинный героизм, как на бранном поле, так и в тылу. Вклад Тамбовщины в обеспечение Победы над фашистскими захватчиками огромен. Подвиг наших земляков не сотрется в нашей памяти. И не только потому, что в каждой семье есть кто-то, кто завоевывал Победу своим потом и своей кровью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Советский тыл был монолитным и прочным на протяжении всей войны. Он обеспечил Вооруженные Силы всем необходимым для полного разгрома германского агрессора и завоевания великой Победы.

Родина высоко оценила подвиги тружеников тыла: 199 из них было присвоено звание Героя Социалистического Труда, более 204 тысяч награждены орденами и медалями. Специально учрежденной медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» награждено 16 миллионов рабочих, колхозников, представителей интеллигенции.

9 Мая 1945 года всеобщим торжеством советского народа была отмечена его великая Победа над фашистской Германией.

Сразу же после окончания войны десятки тысяч тружеников промышленности, сельского хозяйства, культуры края были удостоены памятной медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война - ожесточенная схватка советского народа со злейшим врагом человечества - германским фашизмом. Советские люди напрягли все силы для спасения Родины и ее независимости и добились Победы. Но эта Победа была завоевана ценой огромных жертв.

Сколько матерей не дождались своих сыновей! Сколько жён не дождались своих мужей! Сколько сирот осталось на нашей Земле!.. То было тяжелое для нашей Родины время.

Путь к Победе был тяжелым и долгим. Она досталась ценой огромных жертв и материальных потерь. Во имя Победы погибло 20 миллионов наших соотечественников. Советский народ проявил массовый героизм на фронте и в тылу.

Я понял, что последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их преданиях, в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям и внукам, они в их воспоминаниях. Война живет в памяти всего народа.

Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед будущим. Мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве нашего народа. Бороться за мир - обязанность живущих на земле, поэтому одной из важнейших тем нашего времени является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне. Воевавшие за независимость страны, за счастье и мир на земле, память о вас будет вечна.

Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться.

Я хотел рассказать моим сверстникам о том, как проявлялась любовь к Родине, стойкость в испытаниях у тружеников тыла в те далекие военные годы, лучшие качества человека: патриотизм, чувство долга, ответственность, самоотверженность.

В результате своей работы я пришел к следующим выводам:

1. Труженики тыла Тамбовской области внесли весомый вклад в победу над фашизмом.

2. Их большая часть - женщины, старики и дети с 10-летнего возраста.

3. Их самоотверженный труд - прекрасный пример для молодежи.

4. Страшную цену заплатили труженики тыла, как и весь народ за победу в Великой Отечественной войне.

5. Память о героях войны и самоотверженных тружениках тыла бессмертна.

6. Долг моего поколения – все сделать для процветания нашего любимого края, дорогой отчизны.

Победа Советского народа в Великой Отечественной войне имела всемирно-историческое значение. Были защищены социалистические завоевания. Советский народ внёс решающий вклад в разгром гитлеровской Германии. Сражалась вся страна – сражался фронт, сражался тыл, которые полностью выполнили стоявшую перед ними задачу. Победа СССР в войне с фашизмом явилась убедительной демонстрацией возможностей планово управляемого социалистического народного хозяйства. Его регулирование обеспечило максимальную мобилизацию и наиболее рациональное использование всех видов ресурсов в интересах фронта. Эти преимущества были помножены на существовавшие в обществе единство политических и экономических интересов, высокую сознательность и патриотизм.

Путь к победе был тяжелым и долгим. Она досталась ценой огромных жертв и материальных потерь. Во имя победы погибло 20 миллионов наших соотечественников. Советский народ проявил массовый героизм на фронте и в тылу. Вклад тружеников тыла в победу также был значительным, о чём свидетельствуют архивные материалы и летопись.







Список использованной литературы


  1. Белов, П. Вопросы экономики и современной войне. М. 1991. стр. 20.

  2. Верт , Н.  История Советского государства. 1900-1991. М., 1992

  3. Великая отечественная война 1941-1945 г.г. /Под ред. Киряна М.И. М., 1990

  4. Великая Отечественная война. События. Люди. Документы. Краткий исторический справочник. М.: 1990

  5. Вопросы истории, № 12, Декабрь 1955, C. 138-145 (c)

  6. Общедоступный электронный банк документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 г.г.»]

  7. Россия и мир., М.: «Владос», 1994, Т.2

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.literary.ru/literary.ru.

  2. http://shkola.lv/index.php?mode=lsntheme&themeid=166&subid=61































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Советский тыл в годы Великой Отечественной войны

Автор: Петрищева Наталия Петровна

Дата: 17.02.2017

Номер свидетельства: 392929

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Литературно-музыкальная композиция "Советская культура периода Великой Отечественной войны""
    ["seo_title"] => string(101) "litieraturno-muzykal-naia-kompozitsiia-sovietskaia-kul-tura-pierioda-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "319698"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1460919137"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Воспитательный  час «Касимовские речники в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.» "
    ["seo_title"] => string(99) "vospitatiel-nyi-chas-kasimovskiie-riechniki-v-ghody-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny-1941-1945-ghgh"
    ["file_id"] => string(6) "145144"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418841770"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Какое участие принимали животные в годы Великой Отечественной войны "
    ["seo_title"] => string(78) "kakoie-uchastiie-prinimali-zhivotnyie-v-ghody-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "201136"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428993658"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Устный журнал "Наш край в годы Великой Отечественной войны" "
    ["seo_title"] => string(65) "ustnyi-zhurnal-nash-krai-v-ghody-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "107942"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403510339"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(263) "Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Кубанские казаки в годы Великой Отечественной войны""
    ["seo_title"] => string(157) "konspiekt-orghanizovannoi-obrazovatiel-noi-dieiatiel-nosti-v-podghotovitiel-noi-k-shkolie-ghruppie-kubanskiie-kazaki-v-ghody-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "249942"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446995919"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства