Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовной нравственности учащихся
Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовной нравственности учащихся
Проблема духовно-нравственного развития школьников сегодня стоит в нашем обществе как никогда так остро.Все больше и больше людей приходят к пониманию того,что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний,даваемых традиционным образованием.Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования,никакая сумма наук сама по себе не в состооянии заменить любовь,веру,сострадание.Поэтому в состав нового Федерального государственного образовательного стандарта в (в ООП НОО) включена программа духовно-нравственного развития и воспитания школьников на основе традиций и ценностей,совместной деятельности школы,семьи и Церкви и других организаций.В инвариантную часть учебного плана начального общего образования включена новая предметная область с названием "Основы религиозных культур и светской этики". Реализация вышеназванных требований стандарта прямо связана с развитием изучения религиозных культур.Большинство педагогов,методистов,воспитателей,психологов.социологов-все,кто в той или иной степени участвуют в образовательном процессе-уверены в том.что в современной России подростающее поколение особенно нуждается в формировании нравственных ориентиров.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовной нравственности учащихся »
Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовной нравственности обучающихся
Проблема духовно-нравственного развития школьников сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. Поэтому в состав нового Федерального государственного образовательного стандарта (в ООП НОО) включена программа духовно-нравственного развития и воспитания школьников. В этой программе есть ряд положений, которые значимы для изучения основ разных культур и организации духовно-нравственного воспитания школьников на основе традиций и ценностей, совместной деятельности школы, семьи и Церкви и других организаций. В инвариантную часть учебного плана начального общего образования включена новая предметная область с названием «Основы религиозных культур и светской этики». Реализация вышеназванных требований стандарта прямо связана с развитием изучения религиозных культур.
Большинство педагогов, методистов, воспитателей, психологов, социологов – все, кто в той или иной степени участвует в образовательном процессе – уверены в том, что в современной России подрастающее поколение особенно нуждается в формировании нравственных ориентиров. Поэтому за последние годы появилось большое число научных исследований, посвященных проблемам развития духовного мира ребенка, воспитания отдельных нравственных качеств, тому или иному аспекту нравственного воспитания, духовно-нравственному воспитанию в целом. Во многих школах России сегодня эта задача решается через введение учебных курсов культурологической или духовно-нравственной направленности.
Так, в начальных классах нашей школы реализуются три курса:
-«Основы светской этики»
- «Основы православной культуры»
- «Основы мировых религиозных культур».
Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а взаимодополняют друг друга, что естественно, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия.
Введение данных курсов полностью обеспечено УМК, соответствующими выбранным модулям.
Если мы обратимся к тематике занятий, то увидим, что каждое из них направлено на формирование основ нравственности, толерантности, сострадания, милосердия и др.
«Основы светской этики»
Россия - наша Родина. Духовные ценности человечества. Культура. Религии. Не совсем обычный урок. Диалог о философии и этике. Мораль и нравственность. Что такое добродетель. Учения Аристотеля о добродетелях. Нравственные качества. Терпение и терпимость. Убеждения. Совесть. Долг. Нравственный выбор. Ответственность. Этика в воспитании самого себя. Справедливость. Нравственный закон. Десять заповедей. Любовь – основа жизни. Прощение. Древнегреческие мыслители о дружбе. Этика об отношении к другим людям и самому себе. Мысли и поступки. Слова и речь. Нравственные законы в современном мире.
«Основы мировых религиозных культур»
Духовные ценности человечества. Культура и религия. Не совсем обычный урок. Съезд в Астане. «Мы желаем каждому человеку мира». Древние верования и религиозные культуры. Рассказ Сэнди о верованиях коренного населения Австралии. Рассказ Алекса о верованиях коренного населения Америки. Акико рассказывает о мифологии и культуре Японии. Саша рассказывает о верованиях древних славян. Представление о Боге в иудаизме. Тора и заповеди. Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме. Представление о боге и мире в христианстве. Библия – священная книга христиан. Православие. Католицизм. Представление о Боге и мире в исламе. Коран и Сунна. Жизнь Будды. «Золотое правило нравственности».
«Основы православной культуры»
Культура и религия». «Человек и Бог в православии». «Православная молитва». «Библия и Евангелие». «Проповедь Христа». «Христос и Его крест». «Пасха». «Православное учение о человеке». «Совесть и раскаяние». «Заповеди». «Милосердие и сострадание». «Золотое правило этики». «Храм». «Икона». «Как христианство пришло на Русь». «Подвиг». «Заповеди блаженств». «Зачем творить добро?». «Чудо в жизни христианина». «Православие о Божием суде». «Таинство Причастия». «Монастырь». «Отношение христианина к природе». «Христианская семья». «Защита Отечества». «Христианин в труде».
В ходе подготовки к педагогическому совету учителями, преподающими курс ОРКСЭ, были проведены открытые уроки в 4-х классах.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, которые используют учителя, выступают следующие методы:
Метод дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового.
Исследовательский метод – метод, при котором учащиеся самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. Ребята с удовольствием готовятся к уроку, выполняют рисунки, подбирают примеры, сочиняют рассказы.
Метод проекта - это модель обучения, которая вовлекает ученика в процесс решения сложных проблем. Этот процесс завершается в реальном материале - продукте проекта.
На каждом уроке учителя стараются вносить элементы самостоятельного поиска, так создается проблемность в обучении – важное основание для активной мыслительной деятельности учеников. Особый интерес на уроке у детей вызывает форма работы в группах, конструирование церкви из деталей конструктора, собирание пазлов, изготовление открыток к христианским праздникам, составление кроссвордов, презентаций к урокам.
Успешно применяется всеми педагогами технология развития критического мышления, основные виды коммуникативной деятельности, технология проектной деятельности, активно используются ресурсы интерактивной доски, ресурсы интернет, различные творческие задания, головоломки, современные формы и приемы обучения.
Курс ОРКСЭ ведётся в школе только пять месяцев. Наверное, говорить о каких-либо результатах рано. Вместе с тем мы уже сейчас мы можем говорить о том, что уроки ОРКСЭ помогают формировать порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции России.