~Вашему вниманию представлен отчёт руководителя методического объединения учителей истории и географии МБОУ СОШ № 16 Агаевой Е.Н. на педагогическом совете по теме «Роль краеведения в учебной и внеурочной работе». В выступлении представлен опыт работы учителей по внедрению регионального компонента, использования на практике имеющихся учебных пособий, электронных версий
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль краеведения в учебной и внеучебной работе »
Вашему вниманию представлен отчёт руководителя методического объединения учителей истории и географии МБОУ СОШ № 16 Агаевой Е.Н. на педагогическом совете по теме «Роль краеведения в учебной и внеурочной работе». В выступлении представлен опыт работы учителей по внедрению регионального компонента, использования на практике имеющихся учебных пособий, электронных версий.
Роль краеведения в учебной и внеурочной работе в последнее время неуклонно возрастает. Важным условием развития краеведения являются современные социально-политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растёт роль «провинции», когда возрастает интерес молодёжи к историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности. За последние годы значительно расширилось поле просвещения. Изучаются различные стороны жизни края. Ныне можно обратиться к ранее запретным темам. Одним из ключевых направлений исследований и учебных занятий становится изучение конкретных исторических судеб, в первую очередь, близких людей — земляков и членов семьи. Шире стали использовать архивные документы, в том числе документы в прошлом закрытых фондов, материалы разного рода «спецхранов», музеев и библиотек. Появилась возможность слушать и записывать воспоминания и рассказ тех, кто многие годы вынужден был молчать.
Когда речь идёт о краеведении в школе, следует различать уровни познавательной краеведческой работы:
Получение учащимися готовых знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и СМИ.
Самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся, когда они в процессе учебного исследования делают открытия для себя, т.е. Фактически переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни. Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы музеев, ресурсы Интернета.
Изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных учёных-исследователей.
Задачами краеведческой работы являются:
Воспитание познавательного интереса.
Создание положительной мотивации к обучению и повышению образования
Формирование глубоких, прочных знаний, добытых самостоятельно.
Развитие интеллекта
Овладение (на начальном уровне)методами научного познания.
Развитие познавательной активности и самостоятельности.
Учитель исполняет роль координатора.
За последние годы в помощь учителю разработаны учебные пособия, электронные версии. В учебно-методический комплекс для краеведческой работы входят следующие пособия: (слайд 2)
слайд 3
1. Древняя история Дальнего Востока. Учебное пособие для 6 класса. Авторы: Н.А. Ивенкова, И.П. Силина.
2. История Дальнего Востока. Эпоха средневековья (5-первая половина 17 века). Учебное пособие для 6-7 классов. Авторы: А.Л. Анисимов, Ю.М. Васильев, А.Ю Завалишин.
3. История Дальнего Востока России в новое и новейшее время (середина 17-20 век). Учебное пособие для 8-9 классов. Авторы: А.Л. Анисимов, В.Н. Копытько, Ю.В. Пикалов, Ю.Н. Ципкин.
5. Физическая география Хабаровского края. Учебное пособие для уч-ся 8-х классов.
Авторы: Паневина Г.Н, Махинов А.Н
Слайд 5,6
6.Интерактивный практикум-бедекер по истории Дальнего Востока в эпоху средневековья (5-первая половина 17 века). Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений и студентов исторических факультетов вузов Дальнего Востока. Авторы: Стрелова О.Ю., Васильев Ю.М.
7. Внешняя политика СССР на дальнем Востоке в первой половине ХХ века. 1920-е, 1930-е,1940-е годы. Электронное пособие по истории для учащихся общеобразовательных учреждений и студентов исторических факультетов вузов Дальнего Востока. Автор: Стрелова О.Ю.
Данные пособия можно применять как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Отдельным курсом история края не изучается. Требования при планировании и проведении уроков предполагают обязательное внедрение регионального компонента. В 6, 7, классах по программе на региональный компонент выделяется по 3 часа. В 8-9 и 10-11 классах краеведение изучаем путём вкрапления. Времени на это, естественно, не хватает. И тем не менее, при изучении вопросов, связанных с нашим регионом, у учащихся есть возможность воспользоваться имеющимися учебными пособиями для самостоятельной подготовки сообщений, которые задаются учителем. Учитель применяет электронные пособия. Например, очень помогает при изучении темы «Внешняя политика СССР на Дальнем Востоке в первой половине ХХ века» электронное пособие с одноимённым названием. Особенностью данного пособия является целостное изложение политики СССР на Дальнем Востоке 1920-1945 гг в контексте мировой и Отечественной истории. Его можно применять как на уроках по истории России, так и всеобщей истории. И, конечно же, во внеурочной деятельности. В нём содержится официальные документы, воспоминания, карты, фотографии, видеофильмы. Например, при изучении событий войны с Японией 1945 г. есть возможность просмотра документального фильма о тяжелейших условиях ведения войны в условиях гор и пустынь, яростном сопротивлении японцев, можно увидеть фотографии, документы о зверствах японцев. Пособие предлагает познакомиться с документами Токийского и Хабаровского военных трибуналов над военными японскими преступниками.
По географии в 6 классе ведётся география края как учебный предмет (34 часа). Здесь учитель использует атлас Хабаровского края, учебник. К учебнику создан и Интерактивный атлас «Физическая география», который содержит дополнительный материал в виде карт Хабаровского края, фотографий, видеофильмов.
На уроках в старших классах используется Интерактивный атлас. Азиатско-Тихоокеанский регион: история, география, экономика.
Большое внимание краеведению стараемся уделять во внеурочной работе. В ходе предметных недель проводим викторины, конкурсы рисунков, конференции, для подготовки к которым учащимся приходиться самостоятельно добывать знания из различных источников. Школьники учатся навыкам исследовательской работы.
Так, при проведении предметных недель все мероприятия посвящены истории края. Например, победе в Великой Отечественной войне, истории образования Хабаровского края: беседы (11), конференция «Великое движение на Восток» (12,13,14), конкурс рисунков «Мифы народов Дальнего Востока» (15), экологическая сказка (17).
В течение последних 10 лет в городе Управлением образования проводится научно-практическая конференция «Судьба человека в российской истории ХХ века» (18-20).
Несколько последних лет такие конференции проводятся и в нашей школе. Уч-ся 7-11 классов выступают с докладами по темам (21): «Мои земляки — участники войны», «Моя семья в годы войны» и т.д. Слайд 22 — 24. При подготовке таких тем идёт работами с документами архивов, газетными статьями, используются различные ресурсы, в том числе Интернет, т.е. дети овладевают навыками исследовательской работы. Впоследствии выполненные работы применяет на уроках, классных часах. Лучшие работы направляем на городскую конференцию
Выводы и предложения.
Продолжить создание информационной базы для изучения краеведения
Формировать методическую копилку
Шире использовать региональный компонент во внеурочной деятельности
Активизировать роль школьного музея
Привлекать учащихся к активной поисковой краеведческой работе
Практически применять собранные материалы на уроках и во внеклассной работе