kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль краеведения в учебной и внеучебной работе

Нажмите, чтобы узнать подробности

~Вашему вниманию представлен отчёт руководителя методического объединения учителей истории и географии МБОУ СОШ № 16 Агаевой Е.Н. на педагогическом совете по теме «Роль краеведения в учебной и внеурочной работе». В выступлении представлен опыт работы учителей по внедрению регионального компонента, использования на практике имеющихся учебных пособий, электронных версий

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль краеведения в учебной и внеучебной работе »

Вашему вниманию представлен отчёт руководителя методического объединения учителей истории и географии МБОУ СОШ № 16 Агаевой Е.Н. на педагогическом совете по теме «Роль краеведения в учебной и внеурочной работе». В выступлении представлен опыт работы учителей по внедрению регионального компонента, использования на практике имеющихся учебных пособий, электронных версий.


Роль краеведения в учебной и внеурочной работе в последнее время неуклонно возрастает. Важным условием развития краеведения являются современные социально-политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растёт роль «провинции», когда возрастает интерес молодёжи к историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности. За последние годы значительно расширилось поле просвещения. Изучаются различные стороны жизни края. Ныне можно обратиться к ранее запретным темам. Одним из ключевых направлений исследований и учебных занятий становится изучение конкретных исторических судеб, в первую очередь, близких людей — земляков и членов семьи. Шире стали использовать архивные документы, в том числе документы в прошлом закрытых фондов, материалы разного рода «спецхранов», музеев и библиотек. Появилась возможность слушать и записывать воспоминания и рассказ тех, кто многие годы вынужден был молчать.


Когда речь идёт о краеведении в школе, следует различать уровни познавательной краеведческой работы:


  • Получение учащимися готовых знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и СМИ.

  • Самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся, когда они в процессе учебного исследования делают открытия для себя, т.е. Фактически переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни. Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы музеев, ресурсы Интернета.

  • Изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных учёных-исследователей.


Задачами краеведческой работы являются:

  • Воспитание познавательного интереса.

  • Создание положительной мотивации к обучению и повышению образования

  • Формирование глубоких, прочных знаний, добытых самостоятельно.

  • Развитие интеллекта

  • Овладение (на начальном уровне)методами научного познания.

  • Развитие познавательной активности и самостоятельности.


Учитель исполняет роль координатора.


За последние годы в помощь учителю разработаны учебные пособия, электронные версии. В учебно-методический комплекс для краеведческой работы входят следующие пособия: (слайд 2)


слайд 3

1. Древняя история Дальнего Востока. Учебное пособие для 6 класса. Авторы: Н.А. Ивенкова, И.П. Силина.

2. История Дальнего Востока. Эпоха средневековья (5-первая половина 17 века). Учебное пособие для 6-7 классов. Авторы: А.Л. Анисимов, Ю.М. Васильев, А.Ю Завалишин.

3. История Дальнего Востока России в новое и новейшее время (середина 17-20 век). Учебное пособие для 8-9 классов. Авторы: А.Л. Анисимов, В.Н. Копытько, Ю.В. Пикалов, Ю.Н. Ципкин.


Слайд 4


4.. Учебное пособие для 6 класса. Мой край. Авторы: Махинов А.Н., Паневина Г.Н.

5. Физическая география Хабаровского края. Учебное пособие для уч-ся 8-х классов.

Авторы: Паневина Г.Н, Махинов А.Н



Слайд 5,6


6.Интерактивный практикум-бедекер по истории Дальнего Востока в эпоху средневековья (5-первая половина 17 века). Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений и студентов исторических факультетов вузов Дальнего Востока. Авторы: Стрелова О.Ю., Васильев Ю.М.

7. Внешняя политика СССР на дальнем Востоке в первой половине ХХ века. 1920-е, 1930-е,1940-е годы. Электронное пособие по истории для учащихся общеобразовательных учреждений и студентов исторических факультетов вузов Дальнего Востока. Автор: Стрелова О.Ю.

8.Интерактивный атлас. Азиатско-Тихоокеанский регион: история, география, экономика. Авторы: Климина Е.М., Паневина Г.Н, Остроухов А.В.


Слайд 7,8


8. Географический атлас. Хабаровск.

9. Атлас хабаровского края.

10. Атлас. Люби и знай свой край.


Слайд 9,10


11.Мультимедийное пособие для школьников. Хабаровский краеведческий музей имени Н.И. Гродекова. Музей истории развития образования.

12.Мультимедийное учебное пособие для школьников. Дальневосточный художественный музей.

13.Электронное пособие «Военно-исторический музей КДВО. История славы и доблести». Виртуальные экскурсии по музеям Хабаровского края.

14.Интерактивный атлас. Физическая география Хабаровского края. Авторы: Паневина Г.Н., Махинов А.Н.



Данные пособия можно применять как на уроке, так и во внеурочной деятельности.


Отдельным курсом история края не изучается. Требования при планировании и проведении уроков предполагают обязательное внедрение регионального компонента. В 6, 7, классах по программе на региональный компонент выделяется по 3 часа. В 8-9 и 10-11 классах краеведение изучаем путём вкрапления. Времени на это, естественно, не хватает. И тем не менее, при изучении вопросов, связанных с нашим регионом, у учащихся есть возможность воспользоваться имеющимися учебными пособиями для самостоятельной подготовки сообщений, которые задаются учителем. Учитель применяет электронные пособия. Например, очень помогает при изучении темы «Внешняя политика СССР на Дальнем Востоке в первой половине ХХ века» электронное пособие с одноимённым названием. Особенностью данного пособия является целостное изложение политики СССР на Дальнем Востоке 1920-1945 гг в контексте мировой и Отечественной истории. Его можно применять как на уроках по истории России, так и всеобщей истории. И, конечно же, во внеурочной деятельности. В нём содержится официальные документы, воспоминания, карты, фотографии, видеофильмы. Например, при изучении событий войны с Японией 1945 г. есть возможность просмотра документального фильма о тяжелейших условиях ведения войны в условиях гор и пустынь, яростном сопротивлении японцев, можно увидеть фотографии, документы о зверствах японцев. Пособие предлагает познакомиться с документами Токийского и Хабаровского военных трибуналов над военными японскими преступниками.


По географии в 6 классе ведётся география края как учебный предмет (34 часа). Здесь учитель использует атлас Хабаровского края, учебник. К учебнику создан и Интерактивный атлас «Физическая география», который содержит дополнительный материал в виде карт Хабаровского края, фотографий, видеофильмов.

На уроках в старших классах используется Интерактивный атлас. Азиатско-Тихоокеанский регион: история, география, экономика.


Большое внимание краеведению стараемся уделять во внеурочной работе. В ходе предметных недель проводим викторины, конкурсы рисунков, конференции, для подготовки к которым учащимся приходиться самостоятельно добывать знания из различных источников. Школьники учатся навыкам исследовательской работы.

Так, при проведении предметных недель все мероприятия посвящены истории края. Например, победе в Великой Отечественной войне, истории образования Хабаровского края: беседы (11), конференция «Великое движение на Восток» (12,13,14), конкурс рисунков «Мифы народов Дальнего Востока» (15), экологическая сказка (17).


В течение последних 10 лет в городе Управлением образования проводится научно-практическая конференция «Судьба человека в российской истории ХХ века» (18-20).

Несколько последних лет такие конференции проводятся и в нашей школе. Уч-ся 7-11 классов выступают с докладами по темам (21): «Мои земляки — участники войны», «Моя семья в годы войны» и т.д. Слайд 22 — 24. При подготовке таких тем идёт работами с документами архивов, газетными статьями, используются различные ресурсы, в том числе Интернет, т.е. дети овладевают навыками исследовательской работы. Впоследствии выполненные работы применяет на уроках, классных часах. Лучшие работы направляем на городскую конференцию


Выводы и предложения.


  • Продолжить создание информационной базы для изучения краеведения

  • Формировать методическую копилку

  • Шире использовать региональный компонент во внеурочной деятельности

  • Активизировать роль школьного музея

  • Привлекать учащихся к активной поисковой краеведческой работе

  • Практически применять собранные материалы на уроках и во внеклассной работе







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Роль краеведения в учебной и внеучебной работе

Автор: Агаева Екатерина Николаевна

Дата: 22.11.2014

Номер свидетельства: 133961

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Роль краеведения в учебной и внеучебной работе (презентация) "
    ["seo_title"] => string(71) "rol-kraieviedieniia-v-uchiebnoi-i-vnieuchiebnoi-rabotie-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "133967"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416636651"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа "Иркутсковедение. Любимый город" "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-irkutskoviedieniie-liubimyi-ghorod"
    ["file_id"] => string(6) "107992"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403526620"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Доклад на тему: "Формирование системы здоровьесбережения детей  в условиях ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(89) "doklad-na-tiemu-formirovaniie-sistiemy-zdorov-iesbieriezhieniia-dietiei-v-usloviiakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "111017"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406903937"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(290) "ПРОГРАММА  «Гражданское и патриотическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО»   2013 – 2016 г. "
    ["seo_title"] => string(171) "programma-grazhdanskoie-i-patriotichieskoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov-v-ramkakh-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-sootvietstvii-s-triebovaniiami-fgos-noo-2013-2016-gh"
    ["file_id"] => string(6) "226112"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440072868"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства