kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль краеведения в преподавании истории и воспитании школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представлена в виде статьи-размышления о роли  краеведческого материала в преподавании истории и воспитании школьников. Автор рассказывает о своей работе по руководству краеведческим кружком и мероприятиях, которые проводят ребята. Материал дополнен презентацией о работе краеведческого кружка "Исток"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль краеведения в преподавании истории и воспитании школьников»

Историческое краеведение – это не самостоятельный предмет школьного обучения, а принцип обучения и воспитания на местном материале. Краеведческая работа проводится на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе. Краеведение стало важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у учащихся научного мировоззрения, нравственного воспитания личности и убежденности. Привлечение краеведческого материала на уроках истории служит решению общих задач обучения и воспитания учащихся, стоящих перед российской школой на современном этапе. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, поговорить с ними, покопаться в подшивках старых газет. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за её историю и культуру. Тогда изменится само отношение к своей деревне, возникнет необходимость бережного обращения с ней, как с уникальным местом, без которого Россия была бы, несомненно, беднее.

Как всё начиналось. Несколько лет назад администрация школы предложила мне стать руководителем школьного музея. Музей тогда не имел какой-то определённой направленности, и основное внимание было уделено сбору краеведческого материала по разным темам. Ребята активно стали заниматься этой работой. Они «выискивали», где только возможно, старинные вещи, принадлежавшие их родственникам. И уже вскоре музей пополнился такими экспонатами, как резные шкатулки, берестяные туеса, самовары, утюги, тканые полотенца и другие предметы крестьянского обихода. Далее мы стали заниматься сбором материала о земляке – Герое Советского Союза Д.А. Жукове. Учащиеся беседовали с родными героя, оформили альбом с его биографией. Но наибольший интерес вызвало у ребят моё предложение заняться организацией и проведением праздников из цикла «Возрождаем традиции старины». Тогда простое руководство музеем переросло в краеведческий кружок «Исток». Работа кружка имела несколько направлений:

  • организация встреч с интересными людьми села;

  • сбор материала для РКМ;

  • организация экскурсий в районный краеведческий музей;

  • проведение праздников «Возрождаем традиции старины»

Мы вместе разрабатывали сценарии, готовили декорации, костюмы и необходимый реквизит. За короткое время было проведено 3 праздника: «Праздник Покрова», «Рождественские посиделки» и «Пасха». Ребята настолько ярко проявляли свои сценические возможности, что данные мероприятия проходили с большим успехом. Мы выступали перед учащимися, родительскими собраниями, а «Рождественские посиделки» стали ещё и итоговым мероприятием при моей аттестации на 1-ую квалификационную категорию. При подготовке и проведении каждого из мероприятий было задействовано до 50-ти учащихся. За большую работу музею было присвоено звание «школьный исторический музей».

Так случилось, что экспозиции школьного музея были переданы в Районный краеведческий музей (РКМ), и краеведческий кружок «Исток» стал заниматься формированием архивов устной истории, т.е созданием документов в результате бесед, опроса непосредственных участников и очевидцев различных исторических событий.

Краеведческий подход позволяет вести учащихся от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений к глубоким выводам и обобщениям исторической науки, т.е. организовывать процесс познания наиболее естественным и доступным путем.

Использование краеведческого материала на уроках истории открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия, создания творческих работ. Это пробуждает у школьников глубокий интерес к истории края, страны, вызывает жажду знаний. На занятиях кружка ребята занимаются изучением истории села, готовятся к мероприятиям, выполняют творческие работы. Именно на занятиях кружка были подготовлены работы: «История села Петропавловского», «Культура и быт русского крестьянства XIX века», «Наши земляки – участники Сталинградской и Курской битв», «Афганистан – наша память и боль» и др.

Краеведческая работа помогает школьникам устанавливать многообразные связи с местным населением, стимулирует их участие в общественно - полезной деятельности. На местном материале раскрывается участие земляков в важнейших исторических событиях, показывается хозяйственное, экономическое и культурное значение края в развитии нашего государства, в укреплении его могущества, что способствует патриотическому воспитанию молодежи. Местный материал очень важен при установлении связи исторического прошлого с современностью, в процессе познания общественных отношений, в раскрытии понятий о русском народе и его образе жизни, в изучении науки и техники, экономики и культуры. Краеведение создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применение в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников и самостоятельной работы школьников. Одной из страниц работы краеведческого кружка «исток» стало составление истории организаций района. Завершена работа по теме «История развития Районного потребительского союза». После длительного сбора материала и его чернового оформления в краеведческом музее состоялась встреча бывших работников Райпотребсоюза. Целью этой встречи было - выявление недостающих звеньев в истории организации. Затем следовала работа по оформлению материала, работа с фотографиями и наградами, предоставленными работниками Райпотребсоюза.

Так же завершена работа по изучению развития здравоохранения в районе в послевоенные годы. Была проделана огромная работа в архиве района и больницы, налажена связь со многими работниками здравоохранения, живущими в других населённых пунктах края, проведено фотографирование всех медицинских работников и технического персонала ЦРБ. Презентация итогов работы состоялась на праздновании Дня медицинского работника в и получила высокую оценку Администрации района и ЦРБ.
Краеведческий материал обладает многофункциональностью, сочетая в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции. Краеведческая работа педагогически очень многогранна. Одновременно она может носить исследовательский и прикладной, общественно - полезный и образовательно-воспитательный характер. Краеведение многогранно по своему содержанию, так как в нем сочетаются история, география, природа и этнография, фольклор и топонимика. Краеведение помогает учащимся осмыслить идею исторического развития, понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге понять современность, выработать активную жизненную позицию, зрелое мировоззрение. Для занятий краеведением огромное значение имеет музей. Здесь дети могут соприкоснуться с древностью, своими руками потрогать экспонаты, поработать с документами. При очередном посещении музея, в день его юбилея, состоялась встреча ребят с участником открытия мемориала воинам-сибирякам в карельском селе Ругозеро Дмух С.И. Сергей Иванович привёз экспонаты, которые «видели» войну. Об этой встрече писала районная газета «Ударник», в которой ребята делились своими впечатлениями и переживаниями:

«Никогда бы не подумала, что через человека, незахороненного солдата, может прорасти берёза. Интересно было посмотреть на мыло, которым мылся солдат 65 лет назад»;

«Мы ходили в музей, нам показывали настоящие военные экспонаты: каску, осколки снарядов, патроны…Мне было очень интересно. Я представила войну, и мне стало страшно»;

«Мне очень понравилось в музее! Такие захватывающие экспонаты! Тот бой, очевидно, был очень страшным для наших земляков, а для многих из них – последним»

Одной из целей музея является его участие в учебно-образовательном процессе школы. Работая над темой самообразования «Роль краеведения в преподавании истории и воспитании школьников» я нередко провожу уроки в краеведческом музее с использованием краеведческого материала. Такие уроки способствуют пониманию учащимися значимости своей малой Родины в истории огромной страны, воспитывают у них патриотические качества, нравственные ценности, чувства причастности к своему народу, его истории, культуре. На основе краеведческого мной был разработан урок-экскурсия «Подвигу героев жить в веках» о герое-земляке Д.А.Жукове», имя которого носит наша школа.

Считаю, что краеведческая работа очень важна – она формирует правильное отношение учащихся к прошлому, показывая и доказывая, что история родного края – это история именно того места, которое мы называем Родиной. Как писал Чернышевский: «Человек, не знающий истории своего народа, не может считать себя образованным человеком». Поэтому, чтобы понять историю страны, необходимо «прикоснуться» к истории своего края, истории, которая рядом с нами.



Просмотр содержимого презентации
«Роль краеведения в преподавании истории и воспитании школьников»

Бубнова Любовь Дмитриевна, учитель истории МБОУ «Петропавловская СОШ имени Героя Советского Союза Д.А.Жукова»

Бубнова Любовь Дмитриевна,

учитель истории МБОУ «Петропавловская СОШ имени Героя Советского Союза Д.А.Жукова»

Праздник Покрова

Праздник Покрова

Праздник Пасхи

Праздник Пасхи

Занятие краеведческого кружка в РКМ по теме «История русской куклы» Занятие краеведческого кружка в РКМ по теме «История русской куклы»

Занятие краеведческого кружка в РКМ по теме «История русской куклы»

Занятие краеведческого кружка в РКМ по теме «История русской куклы»

Работа по составлению истории Райпотребсоюза завершена!

Работа по составлению истории Райпотребсоюза завершена!

Бывшие работники Райпотребсоюза на встрече в музее

Бывшие работники Райпотребсоюза на встрече в музее

Ещё одна работа! На этот раз – история ЦРБ.

Ещё одна работа! На этот раз – история ЦРБ.

Участники краевого конкурса «Корнями дерево сильно»-  Синяков Вадим, Червонных Наталья, Лещенко Евгений, Шелегин Роман

Участники краевого конкурса «Корнями дерево сильно»-

Синяков Вадим, Червонных Наталья, Лещенко Евгений, Шелегин Роман

Подготовка экзаменационных рефератов с обязательным использованием краеведческого материала
  • Подготовка экзаменационных рефератов с обязательным использованием краеведческого материала
Отдел природы

Отдел природы

Быт крестьянства XIX века

Быт крестьянства XIX века

За ткацким станом

За ткацким станом

ЗАЛ ТРУДОВОЙ СЛАВЫ

ЗАЛ ТРУДОВОЙ СЛАВЫ

ИСТОРИЯ ПИОНЕРСКОЙ И КОМСОМОЛЬСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЙ РАЙОНА

ИСТОРИЯ ПИОНЕРСКОЙ И КОМСОМОЛЬСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЙ РАЙОНА

Встреча с Дмух С.И, побывавшем на месте гибели Сибирского маршевого батальона в Карелии

Встреча с Дмух С.И, побывавшем на месте гибели Сибирского маршевого батальона в Карелии

В ЗАЛЕ БОЕВОЙ СЛАВЫ

В ЗАЛЕ БОЕВОЙ СЛАВЫ

Директор музея Жданова В.Ф. проводит лекцию для учащихся о Сибирском маршевом батальоне, погибшем в Карелии в 1941г.

Директор музея Жданова В.Ф. проводит лекцию для учащихся о Сибирском маршевом батальоне, погибшем в Карелии в 1941г.

Учащиеся 6 класса на лекции «Этнографическое наследие»

Учащиеся 6 класса на лекции «Этнографическое наследие»

На уроке в музее по теме «Наш район в годы Великой Отечественной войны». 9 класс

На уроке в музее по теме «Наш район в годы Великой Отечественной войны». 9 класс

Сотрудничество с районной газетой «Ударник»

Сотрудничество с районной газетой «Ударник»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Роль краеведения в преподавании истории и воспитании школьников

Автор: Бубнова Любовь Дмитриевна

Дата: 23.12.2014

Номер свидетельства: 147022

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Презентация на тему: Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ"
    ["seo_title"] => string(88) "priezientatsiianatiemudukhovnonravstviennoievospitaniiemladshikhshkolnikovnaurokakhorkse"
    ["file_id"] => string(6) "305834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457991909"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Православное краеведение на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК) как источник формирования духовно-нравственного воспитания школьников."
    ["seo_title"] => string(80) "pravoslavnoie_kraieviedieniie_na_urokakh_orkse_modul_opk_kak_istochnik_formirova"
    ["file_id"] => string(6) "470697"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1527021677"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ"
    ["seo_title"] => string(128) "uchiebno-mietodichieskii-kompliekt-po-kraieviedieniiu-kak-sriedstvo-formirovaniia-lichnostnykh-i-mietapriedmietnykh-riezul-tatov"
    ["file_id"] => string(6) "269334"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450800127"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства