Историческое краеведение – это не самостоятельный предмет школьного обучения, а принцип обучения и воспитания на местном материале. Краеведческая работа проводится на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе. Краеведение стало важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у учащихся научного мировоззрения, нравственного воспитания личности и убежденности. Привлечение краеведческого материала на уроках истории служит решению общих задач обучения и воспитания учащихся, стоящих перед российской школой на современном этапе. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, поговорить с ними, покопаться в подшивках старых газет. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за её историю и культуру. Тогда изменится само отношение к своей деревне, возникнет необходимость бережного обращения с ней, как с уникальным местом, без которого Россия была бы, несомненно, беднее.
Как всё начиналось. Несколько лет назад администрация школы предложила мне стать руководителем школьного музея. Музей тогда не имел какой-то определённой направленности, и основное внимание было уделено сбору краеведческого материала по разным темам. Ребята активно стали заниматься этой работой. Они «выискивали», где только возможно, старинные вещи, принадлежавшие их родственникам. И уже вскоре музей пополнился такими экспонатами, как резные шкатулки, берестяные туеса, самовары, утюги, тканые полотенца и другие предметы крестьянского обихода. Далее мы стали заниматься сбором материала о земляке – Герое Советского Союза Д.А. Жукове. Учащиеся беседовали с родными героя, оформили альбом с его биографией. Но наибольший интерес вызвало у ребят моё предложение заняться организацией и проведением праздников из цикла «Возрождаем традиции старины». Тогда простое руководство музеем переросло в краеведческий кружок «Исток». Работа кружка имела несколько направлений:
организация встреч с интересными людьми села;
сбор материала для РКМ;
организация экскурсий в районный краеведческий музей;
проведение праздников «Возрождаем традиции старины»
Мы вместе разрабатывали сценарии, готовили декорации, костюмы и необходимый реквизит. За короткое время было проведено 3 праздника: «Праздник Покрова», «Рождественские посиделки» и «Пасха». Ребята настолько ярко проявляли свои сценические возможности, что данные мероприятия проходили с большим успехом. Мы выступали перед учащимися, родительскими собраниями, а «Рождественские посиделки» стали ещё и итоговым мероприятием при моей аттестации на 1-ую квалификационную категорию. При подготовке и проведении каждого из мероприятий было задействовано до 50-ти учащихся. За большую работу музею было присвоено звание «школьный исторический музей».
Так случилось, что экспозиции школьного музея были переданы в Районный краеведческий музей (РКМ), и краеведческий кружок «Исток» стал заниматься формированием архивов устной истории, т.е созданием документов в результате бесед, опроса непосредственных участников и очевидцев различных исторических событий.
Краеведческий подход позволяет вести учащихся от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений к глубоким выводам и обобщениям исторической науки, т.е. организовывать процесс познания наиболее естественным и доступным путем.
Использование краеведческого материала на уроках истории открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия, создания творческих работ. Это пробуждает у школьников глубокий интерес к истории края, страны, вызывает жажду знаний. На занятиях кружка ребята занимаются изучением истории села, готовятся к мероприятиям, выполняют творческие работы. Именно на занятиях кружка были подготовлены работы: «История села Петропавловского», «Культура и быт русского крестьянства XIX века», «Наши земляки – участники Сталинградской и Курской битв», «Афганистан – наша память и боль» и др.
Краеведческая работа помогает школьникам устанавливать многообразные связи с местным населением, стимулирует их участие в общественно - полезной деятельности. На местном материале раскрывается участие земляков в важнейших исторических событиях, показывается хозяйственное, экономическое и культурное значение края в развитии нашего государства, в укреплении его могущества, что способствует патриотическому воспитанию молодежи. Местный материал очень важен при установлении связи исторического прошлого с современностью, в процессе познания общественных отношений, в раскрытии понятий о русском народе и его образе жизни, в изучении науки и техники, экономики и культуры. Краеведение создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применение в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников и самостоятельной работы школьников. Одной из страниц работы краеведческого кружка «исток» стало составление истории организаций района. Завершена работа по теме «История развития Районного потребительского союза». После длительного сбора материала и его чернового оформления в краеведческом музее состоялась встреча бывших работников Райпотребсоюза. Целью этой встречи было - выявление недостающих звеньев в истории организации. Затем следовала работа по оформлению материала, работа с фотографиями и наградами, предоставленными работниками Райпотребсоюза.
Так же завершена работа по изучению развития здравоохранения в районе в послевоенные годы. Была проделана огромная работа в архиве района и больницы, налажена связь со многими работниками здравоохранения, живущими в других населённых пунктах края, проведено фотографирование всех медицинских работников и технического персонала ЦРБ. Презентация итогов работы состоялась на праздновании Дня медицинского работника в и получила высокую оценку Администрации района и ЦРБ.
Краеведческий материал обладает многофункциональностью, сочетая в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции. Краеведческая работа педагогически очень многогранна. Одновременно она может носить исследовательский и прикладной, общественно - полезный и образовательно-воспитательный характер. Краеведение многогранно по своему содержанию, так как в нем сочетаются история, география, природа и этнография, фольклор и топонимика. Краеведение помогает учащимся осмыслить идею исторического развития, понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге понять современность, выработать активную жизненную позицию, зрелое мировоззрение. Для занятий краеведением огромное значение имеет музей. Здесь дети могут соприкоснуться с древностью, своими руками потрогать экспонаты, поработать с документами. При очередном посещении музея, в день его юбилея, состоялась встреча ребят с участником открытия мемориала воинам-сибирякам в карельском селе Ругозеро Дмух С.И. Сергей Иванович привёз экспонаты, которые «видели» войну. Об этой встрече писала районная газета «Ударник», в которой ребята делились своими впечатлениями и переживаниями:
«Никогда бы не подумала, что через человека, незахороненного солдата, может прорасти берёза. Интересно было посмотреть на мыло, которым мылся солдат 65 лет назад»;
«Мы ходили в музей, нам показывали настоящие военные экспонаты: каску, осколки снарядов, патроны…Мне было очень интересно. Я представила войну, и мне стало страшно»;
«Мне очень понравилось в музее! Такие захватывающие экспонаты! Тот бой, очевидно, был очень страшным для наших земляков, а для многих из них – последним»
Одной из целей музея является его участие в учебно-образовательном процессе школы. Работая над темой самообразования «Роль краеведения в преподавании истории и воспитании школьников» я нередко провожу уроки в краеведческом музее с использованием краеведческого материала. Такие уроки способствуют пониманию учащимися значимости своей малой Родины в истории огромной страны, воспитывают у них патриотические качества, нравственные ценности, чувства причастности к своему народу, его истории, культуре. На основе краеведческого мной был разработан урок-экскурсия «Подвигу героев жить в веках» о герое-земляке Д.А.Жукове», имя которого носит наша школа.
Считаю, что краеведческая работа очень важна – она формирует правильное отношение учащихся к прошлому, показывая и доказывая, что история родного края – это история именно того места, которое мы называем Родиной. Как писал Чернышевский: «Человек, не знающий истории своего народа, не может считать себя образованным человеком». Поэтому, чтобы понять историю страны, необходимо «прикоснуться» к истории своего края, истории, которая рядом с нами.