Развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету история
Развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету история
Интерес к предмету – это не просто стремление привить любовь к своему предмету. Ведь интерес к изучению предмета – это позитивный результат в его изучении. Это возможность через знание предмета осознать свою принадлежность к народу и его истории. Это формирование личностного отношения к истории страны и отдельным личностям
Роль учебного предмета «История», в рамках нового образовательного стандарта, определяется как подготовка учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. [1]
Знание истории является не столько продуктом образования (никакие усложнения повышения уровня трудности, теоретизация и т.д. не способны вызвать активность мышления и творчества), сколько продукт личного восприятия, переосмысления и преломления событий через призму современности и личного опыта ребёнка, т.е. критического мышления.
Речь идет о технологии личностно - ориентированного образования, где рассматривается использование знаний в качестве средства, инструмента, условия для адаптивного поведения школьника, для самостоятельного мышления, для самовыражения, для саморазвития[2].
Очень важен аспект тождества учительских и ученических идеалов и ценностей жизни. По этой причине воспитательная задача основана на «скрытой позиции» учителя, который посредством результативности всех направлений своей деятельности создает условия для соотнесения мироотношения детей с собственным мироотношением. При этом сам учитель должен олицетворять идеалы и ценности человека. Быть выразителем идеалов и ценностей своего народа. В этом заключается, на мой взгляд, главная сложность данного метода, ибо учитель – это всегда образец и его образ деятельность на уроке, не должен отличаться от его образа жизни. Иначе доверие, которое возникает на уроке и авторитет превратится в ложь, и эффект приёма не будет достигнут.
Личностно- значимая тема представляет собой следующие блоки:
- актуализация (мотивация) – начало указывает на особую роль истории в интерпретации современной жизни, этноса, общества, человека и человечества, нравственных идеалов и проблем, их решений и поступков;
- история – (как пример) понимание возникновения события (современной государственности) и позиций ее деятелей приводит к прошлому (к зарождению государственности в древнем Киеве, к раздробленности, собиранию, к объединению и централизации в Московском государстве);
- историческая персонификация – вскрывая сущность и смысл эпохи, определяем далее сущность и смысл поступков исторических персон, пережив их судьбы через собственную судьбу (важно учитывать и принцип оценивания истории с позиции её современников);
- историческая имитация – незаменимую роль здесь играют факультативы и внеклассная работа - здесь мы пытаемся конструировать, моделировать, проектировать события истории как истоки и опыт для определения сущности и смысла настоящего;
- рефлексия и самоактулизация – учим на основе прошлого понимать себя и свое место в реальном социуме, укрепляя еще одну ступень своего мироотношения.[3]
Новое поколение не интересуют даты как таковые, множественные исторические детали, обширная историческая терминология. Они нацелены на сущности и смыслы, на дух персон и эпох. Главный способ мышления – мозговой штурм (быстро набрасываем в начале урока в качестве мотивации варианты (гипотезы) решения проблемы и течение урока возвращаемся к ним и даём оценку). Главное пробудить в ученике желание вступить в дискуссию, пробудить в нем ощущение собственной значимости, помочь ему полюбить историю и как предмет и как ориентир в поиске смысла жизни вообще.
Просмотр содержимого документа
«Развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету история »
Министерство образования и науки РФ
Развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету история
(отдельные приемы методики преподавания истории в школе из опыта работы на основе учебного пособия Шогана В.В.)
подготовила:
учитель истории и обществознания
МКОУ «Хохольская СОШ»
Попова И.А.
2014г
Интерес к предмету – это не просто стремление привить любовь к своему предмету. Ведь интерес к изучению предмета – это позитивный результат в его изучении. Это возможность через знание предмета осознать свою принадлежность к народу и его истории. Это формирование личностного отношения к истории страны и отдельным личностям
Роль учебного предмета «История», в рамках нового образовательного стандарта, определяется как подготовка учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. 1
Знание истории является не столько продуктом образования (никакие усложнения повышения уровня трудности, теоретизация и т.д. не способны вызвать активность мышления и творчества), сколько продукт личного восприятия, переосмысления и преломления событий через призму современности и личного опыта ребёнка, т.е. критического мышления.
Речь идет о технологии личностно - ориентированного образования, где рассматривается использование знаний в качестве средства, инструмента, условия для адаптивного поведения школьника, для самостоятельного мышления, для самовыражения, для саморазвития2.
Очень важен аспект тождества учительских и ученических идеалов и ценностей жизни. По этой причине воспитательная задача основана на «скрытой позиции» учителя, который посредством результативности всех направлений своей деятельности создает условия для соотнесения мироотношения детей с собственным мироотношением. При этом сам учитель должен олицетворять идеалы и ценности человека. Быть выразителем идеалов и ценностей своего народа. В этом заключается, на мой взгляд, главная сложность данного метода, ибо учитель – это всегда образец и его образ деятельность на уроке, не должен отличаться от его образа жизни. Иначе доверие, которое возникает на уроке и авторитет превратится в ложь, и эффект приёма не будет достигнут.
Личностно- значимая тема представляет собой следующие блоки:
- актуализация (мотивация) – начало указывает на особую роль истории в интерпретации современной жизни, этноса, общества, человека и человечества, нравственных идеалов и проблем, их решений и поступков;
- история – (как пример) понимание возникновения события (современной государственности) и позиций ее деятелей приводит к прошлому (к зарождению государственности в древнем Киеве, к раздробленности, собиранию, к объединению и централизации в Московском государстве);
- историческая персонификация – вскрывая сущность и смысл эпохи, определяем далее сущность и смысл поступков исторических персон, пережив их судьбы через собственную судьбу (важно учитывать и принцип оценивания истории с позиции её современников);
- историческая имитация – незаменимую роль здесь играют факультативы и внеклассная работа - здесь мы пытаемся конструировать, моделировать, проектировать события истории как истоки и опыт для определения сущности и смысла настоящего;
- рефлексия и самоактулизация – учим на основе прошлого понимать себя и свое место в реальном социуме, укрепляя еще одну ступень своего мироотношения.3
Новое поколение не интересуют даты как таковые, множественные исторические детали, обширная историческая терминология. Они нацелены на сущности и смыслы, на дух персон и эпох. Главный способ мышления – мозговой штурм (быстро набрасываем в начале урока в качестве мотивации варианты (гипотезы) решения проблемы и течение урока возвращаемся к ним и даём оценку). Главное пробудить в ученике желание вступить в дискуссию, пробудить в нем ощущение собственной значимости, помочь ему полюбить историю и как предмет и как ориентир в поиске смысла жизни вообще.
В каждом из блоков личностно - значимой темы функционирует пять этапов урока (по Шогану В.В.):
- образ;
- историческое мышление;
- настроение;
- самостоятельное действие;
- рефлексия (актуализации и выводов).
Между тем каждое отдельное средство, карта, картинка, рассказ, игра, музыка, направлено на достижение поставленной цели.
Весь комплекс человеческих ощущений: слух, зрение, осязание, активность - вместе реагируют на соответствующие им компоненты среды: слово, наглядность, игра, музыка.
В этом смысле принцип комплексности представлен следующим правилом:
1. Средства должны выступать в комплексной связке: слово, наглядность, действие.
2. В зависимости от возрастного восприятия школьниками использование средств приобретает характер поочередного доминирования. Это могут быть доминирующее слово и сопровождающая его наглядность (презентацией) с ее словесной конкретизацией, усиленной мимикой и жестами, голосовыми акцентами, и, наконец, это может быть гармоничное взаимопроникновение слова, наглядности и действия.
Пример:
На фоне песни А. Александрова «Вставай страна огромная» появляется плакат «Родина- мать зовет». Музыка становится тише – звучат стихи Р. Рождественского.
На земле безжалостно маленькой
Жил да был человек маленький,
Получал он зарплату маленькую
И маленький у него был портфель.
Но однажды, прекрасным утром
Постучалась к нему в окошко
Небольшая, казалось, война.
Автомат ему выдали маленький,
Каску ему выдали маленькую
И маленькую по размеру шинель.
Но когда он упал не красиво, не правильно,
В атакующем крике вывернув рот,
То на всей Земле не хватило мрамора,
Чтобы высечь парня в полный рост.
Историческая эпоха в одно мгновение становиться ближе и многограннее.
Один из методов, пробуждающих действительную мыслительную активность - метод интеллектуально- исторического образа(по Шогану В.В.):
Этап 1 – целостный интригующий образ. Учитель показывает слайд, на котором выделены слова Феофан Прокоповича, которые он сказал во время похорон Петра I и подвел итоги его правления. «Что се есть? До чего мы дожили, о россияне? Что видим? Что делаем? Петра Великого погребаем! Он оставил нас, но не нищих и убогих: безмерное богатство силы и славы при нас есть. Какову он Россию свою сделал, такова и будет; сделал добрым любимою, любима и будет; сделал врагам страшную, страшная и будет; сделал на весь мир славною, славная и быть не перестанет. Оставил нам духовные, гражданские и воинские исправления».
Второе высказывание В.О.Ключевского о Петре I «Вся преобразовательская его деятельность направлялась мыслью о необходимости и всемогуществе властного принуждения; он надеялся только силой навязать народу недостающие ему блага…Горе грозило тому, кто хоть тайно, хоть во хмелю задумался бы: „К добру ли ведёт нас царь, и не напрасны ли эти муки, не приведут ли они к мукам злейшим на многие сотни лет?“ Но думать, даже чувствовать что-либо, кроме покорности было воспрещено».
Учитель предлагает ученикам в течение урока обсудить предложенные высказывания, тему которых они должны сами сформулировать. Сюжетная интрига представляет собой развитие структуры содержательного повествования конфликта между положительным и отрицательным, жизнью и смертью, виной и невиновностью, трусостью и самопожертвованием.
Этап 2 – интрига воспоминания. Перед обсуждением сформулированной проблемы. Они вспоминают особенности правления, уже разделяя их на положительные и отрицательные.
Этап 3-интрига нового мышления.
Изучение нового материала.
Этап 4 – интрига для творческого самостоятельного разрешения конфликта. Ученики не смотря на наличие непоследовательности реформ Петра и жёсткость его политики приходят к пониманию величия его дел и их результатов.
В теме: «Сталинская модернизация России 1929-1938г.» вводится деталь, которую можно рассмотреть с двух ракурсов: это обычная пачка «Беломорканал», она настолько актуальна, что вызывает даже улыбку класса. Однако, повернувшись своей исторической стороной и тем самым прикасаясь к вечному движению поколений, она поражает ужасом человеческого варварства. Ведь на пачке изображена карта самых страшных гулаговских точек: канал им. Москвы, Беломорканал, Волго-Донской канал…
Далее мы сравниваем причины и сущности человеческих страданий, безумие власти и горе целого народа как явление, не имеющее времени.
На третьем этапе. Где создаются условия для переживания, предлагается предложить пережить судьбу Л. Гумилева как собственную судьбу. Это выглядит так.
Учитель: «Сегодня папиросы, а вчера – смерть десятка тысяч невинных людей, горе которых воспето в строчках Анны Ахматовой:
Звезды смерти сияли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных «марусь».
Здесь школьник переживает неразрывную связь своей жизни с жизнью своего народа. Он, так же как и современники Гулага, ненавидит безумие тоталитаризма и вместе с поэтом оплакивает невинно убиенных, ненавидит насилие и рабство в себе.
Осталось только на четвертом этапе микромодуля высказать детское отношение к пережитому смыслу жизни и к смыслу изучаемой эпохи. Это может быть миниатюрное сочинение, изображение своего чувства в цвете.4
Подобный вариант возможен при рассмотрении темы «Блокада Ленинграда». Зачин всему уроку может дать маленький кусок чёрного хлеба (норма в блокадном Ленинграде), усилить эффект исторического погружения, а следовательно включить критическое мышление следует симфонией №7 Д. Шостакович, написанной в блокадном Ленинграде и проекцией листков дневника Тани Савичевой. Используя все эти образы в комплексе учитель достигает максимального результата погружения в историческую действительность, переосмысления события, преломления их через призму своего восприятия, а также срабатывает приём ассоциативного мышления и материал прочно запоминается учеником.
Так, обратившись к детскому сознанию из истории, мы обращаем детей к состояниям самоанализа и, следовательно, реализуем рефлексию.
При таком соотношении действий прошлого и настоящего история приобретает статус полезного для современной жизни предмета, а жизнь получает ретроспективное основание для человечества. Эти ми достигается метапредметность, настолько важная на сегодняшний момент.