kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету история

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерес к предмету – это не просто стремление привить любовь к своему предмету. Ведь интерес к изучению предмета – это позитивный результат в его изучении. Это возможность через знание предмета осознать свою принадлежность к народу и его истории. Это формирование личностного отношения к истории страны и отдельным личностям

Роль учебного предмета «История», в рамках нового образовательного стандарта, определяется как подготовка учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых,    освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся   широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом    человечества. [1]

Знание истории является не столько продуктом образования (никакие усложнения повышения уровня трудности, теоретизация и т.д. не способны вызвать активность мышления и творчества), сколько продукт личного восприятия, переосмысления и преломления событий через призму современности и личного опыта ребёнка, т.е. критического мышления.

Речь идет о технологии личностно - ориентированного образования, где рассматривается использование знаний в качестве средства, инструмента, условия для адаптивного поведения школьника, для самостоятельного мышления, для самовыражения,  для саморазвития[2].

Очень важен аспект тождества учительских и ученических идеалов и ценностей жизни. По этой причине воспитательная задача основана на «скрытой позиции» учителя, который посредством результативности всех направлений своей деятельности создает условия для соотнесения мироотношения детей с собственным мироотношением. При этом сам учитель должен олицетворять идеалы и ценности человека. Быть выразителем идеалов и ценностей своего народа. В этом заключается, на мой взгляд, главная сложность данного метода, ибо учитель – это всегда образец и его образ деятельность на уроке, не должен отличаться от его образа жизни. Иначе доверие, которое возникает на уроке и авторитет превратится в ложь, и эффект приёма не будет достигнут.

Личностно- значимая тема представляет собой следующие блоки:

- актуализация (мотивация) – начало указывает на особую роль истории в интерпретации современной жизни, этноса, общества, человека и человечества, нравственных идеалов и проблем, их решений и поступков;

история – (как пример) понимание возникновения события (современной государственности) и позиций ее деятелей приводит к прошлому (к зарождению государственности в древнем Киеве, к раздробленности, собиранию, к объединению и централизации в Московском государстве);

- историческая персонификация – вскрывая сущность и смысл эпохи, определяем далее сущность и смысл поступков исторических персон, пережив их судьбы через собственную судьбу (важно учитывать и принцип оценивания истории с позиции её современников);

историческая имитация – незаменимую роль здесь играют факультативы и внеклассная работа - здесь мы пытаемся конструировать, моделировать, проектировать события истории как истоки и опыт для определения сущности и смысла настоящего;

рефлексия и самоактулизация – учим на основе прошлого понимать себя и свое место в реальном социуме, укрепляя еще одну ступень своего мироотношения.[3]

Новое поколение не интересуют даты как таковые, множественные исторические детали, обширная историческая терминология. Они нацелены на сущности и смыслы, на дух персон и эпох. Главный способ мышления – мозговой штурм (быстро набрасываем в начале урока в качестве мотивации варианты (гипотезы) решения проблемы и течение урока возвращаемся к ним и даём оценку). Главное пробудить в ученике желание вступить в дискуссию, пробудить в нем ощущение собственной значимости, помочь ему полюбить историю и как предмет и как ориентир в поиске смысла жизни вообще.

 

[1] http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2658

 

[2] Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе. Издательство: Феникс Год, 2007.

 

[3] Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе. Издательство: Феникс Год, 2007.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету история »

Министерство образования и науки РФ














Развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету история

(отдельные приемы методики преподавания истории в школе из опыта работы на основе учебного пособия Шогана В.В.)







подготовила:

учитель истории и обществознания

МКОУ «Хохольская СОШ»

Попова И.А.


















2014г

Интерес к предмету – это не просто стремление привить любовь к своему предмету. Ведь интерес к изучению предмета – это позитивный результат в его изучении. Это возможность через знание предмета осознать свою принадлежность к народу и его истории. Это формирование личностного отношения к истории страны и отдельным личностям

Роль учебного предмета «История», в рамках нового образовательного стандарта, определяется как подготовка учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых,    освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся   широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом    человечества. 1

Знание истории является не столько продуктом образования (никакие усложнения повышения уровня трудности, теоретизация и т.д. не способны вызвать активность мышления и творчества), сколько продукт личного восприятия, переосмысления и преломления событий через призму современности и личного опыта ребёнка, т.е. критического мышления.

Речь идет о технологии личностно - ориентированного образования, где рассматривается использование знаний в качестве средства, инструмента, условия для адаптивного поведения школьника, для самостоятельного мышления, для самовыражения, для саморазвития2.

Очень важен аспект тождества учительских и ученических идеалов и ценностей жизни. По этой причине воспитательная задача основана на «скрытой позиции» учителя, который посредством результативности всех направлений своей деятельности создает условия для соотнесения мироотношения детей с собственным мироотношением. При этом сам учитель должен олицетворять идеалы и ценности человека. Быть выразителем идеалов и ценностей своего народа. В этом заключается, на мой взгляд, главная сложность данного метода, ибо учитель – это всегда образец и его образ деятельность на уроке, не должен отличаться от его образа жизни. Иначе доверие, которое возникает на уроке и авторитет превратится в ложь, и эффект приёма не будет достигнут.

Личностно- значимая тема представляет собой следующие блоки:

- актуализация (мотивация) – начало указывает на особую роль истории в интерпретации современной жизни, этноса, общества, человека и человечества, нравственных идеалов и проблем, их решений и поступков;

история – (как пример) понимание возникновения события (современной государственности) и позиций ее деятелей приводит к прошлому (к зарождению государственности в древнем Киеве, к раздробленности, собиранию, к объединению и централизации в Московском государстве);

- историческая персонификация – вскрывая сущность и смысл эпохи, определяем далее сущность и смысл поступков исторических персон, пережив их судьбы через собственную судьбу (важно учитывать и принцип оценивания истории с позиции её современников);

историческая имитация – незаменимую роль здесь играют факультативы и внеклассная работа - здесь мы пытаемся конструировать, моделировать, проектировать события истории как истоки и опыт для определения сущности и смысла настоящего;

рефлексия и самоактулизация – учим на основе прошлого понимать себя и свое место в реальном социуме, укрепляя еще одну ступень своего мироотношения.3

Новое поколение не интересуют даты как таковые, множественные исторические детали, обширная историческая терминология. Они нацелены на сущности и смыслы, на дух персон и эпох. Главный способ мышления – мозговой штурм (быстро набрасываем в начале урока в качестве мотивации варианты (гипотезы) решения проблемы и течение урока возвращаемся к ним и даём оценку). Главное пробудить в ученике желание вступить в дискуссию, пробудить в нем ощущение собственной значимости, помочь ему полюбить историю и как предмет и как ориентир в поиске смысла жизни вообще.

В каждом из блоков личностно - значимой темы функционирует пять этапов урока (по Шогану В.В.):

- образ;

- историческое мышление;

- настроение;

- самостоятельное действие;

- рефлексия (актуализации и выводов).

Между тем каждое отдельное средство, карта, картинка, рассказ, игра, музыка, направлено на достижение поставленной цели.

Весь комплекс человеческих ощущений: слух, зрение, осязание, активность - вместе реагируют на соответствующие им компоненты среды: слово, наглядность, игра, музыка.

В этом смысле принцип комплексности представлен следующим правилом:

1. Средства должны выступать в комплексной связке: слово, наглядность, действие.

2. В зависимости от возрастного восприятия школьниками использование средств приобретает характер поочередного доминирования. Это могут быть доминирующее слово и сопровождающая его наглядность (презентацией) с ее словесной конкретизацией, усиленной мимикой и жестами, голосовыми акцентами, и, наконец, это может быть гармоничное взаимопроникновение слова, наглядности и действия.

Пример:

На фоне песни А. Александрова «Вставай страна огромная» появляется плакат «Родина- мать зовет». Музыка становится тише – звучат стихи Р. Рождественского.

На земле безжалостно маленькой

Жил да был человек маленький,

 Получал он зарплату маленькую

И маленький у него был портфель.

Но однажды, прекрасным утром

Постучалась к нему в окошко

Небольшая, казалось, война.

Автомат ему выдали маленький,

Каску ему выдали маленькую

И маленькую по размеру шинель.

Но когда он упал не красиво, не правильно,

В атакующем крике вывернув рот,

То на всей Земле не хватило мрамора,

Чтобы высечь парня в полный рост.

Историческая эпоха в одно мгновение становиться ближе и многограннее.

Один из методов, пробуждающих действительную мыслительную активность - метод интеллектуально- исторического образа (по Шогану В.В.):

Этап 1 – целостный интригующий образ. Учитель показывает слайд, на котором выделены слова Феофан Прокоповича, которые он сказал во время похорон Петра I и подвел итоги его правления. «Что се есть? До чего мы дожили, о россияне? Что видим? Что делаем? Петра Великого погребаем! Он оставил нас, но не нищих и убогих: безмерное богатство силы и славы при нас есть. Какову он Россию свою сделал, такова и будет; сделал добрым любимою, любима и будет; сделал врагам страшную, страшная и будет; сделал на весь мир славною, славная и быть не перестанет. Оставил нам духовные, гражданские и воинские исправления».

Второе высказывание В.О.Ключевского о Петре I «Вся преобразовательская его деятельность направлялась мыслью о необходимости и всемогуществе властного принуждения; он надеялся только силой навязать народу недостающие ему блага…Горе грозило тому, кто хоть тайно, хоть во хмелю задумался бы: „К добру ли ведёт нас царь, и не напрасны ли эти муки, не приведут ли они к мукам злейшим на многие сотни лет?“ Но думать, даже чувствовать что-либо, кроме покорности было воспрещено».

Учитель предлагает ученикам в течение урока обсудить предложенные высказывания, тему которых они должны сами сформулировать. Сюжетная интрига представляет собой развитие структуры содержательного повествования конфликта между положительным и отрицательным, жизнью и смертью, виной и невиновностью, трусостью и самопожертвованием.

Этап 2 – интрига воспоминания. Перед обсуждением сформулированной проблемы. Они вспоминают особенности правления, уже разделяя их на положительные и отрицательные.

Этап 3-интрига нового мышления.

Изучение нового материала.

Этап 4 – интрига для творческого самостоятельного разрешения конфликта. Ученики не смотря на наличие непоследовательности реформ Петра и жёсткость его политики приходят к пониманию величия его дел и их результатов.

В теме: «Сталинская модернизация России 1929-1938г.» вводится деталь, которую можно рассмотреть с двух ракурсов: это обычная пачка «Беломорканал», она настолько актуальна, что вызывает даже улыбку класса. Однако, повернувшись своей исторической стороной и тем самым прикасаясь к вечному движению поколений, она поражает ужасом человеческого варварства. Ведь на пачке изображена карта самых страшных гулаговских точек: канал им. Москвы, Беломорканал, Волго-Донской канал…

Далее мы сравниваем причины и сущности человеческих страданий, безумие власти и горе целого народа как явление, не имеющее времени.

На третьем этапе. Где создаются условия для переживания, предлагается предложить пережить судьбу Л. Гумилева как собственную судьбу. Это выглядит так.

Учитель: «Сегодня папиросы, а вчера – смерть десятка тысяч невинных людей, горе которых воспето в строчках Анны Ахматовой:

Звезды смерти сияли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных «марусь».

Здесь школьник переживает неразрывную связь своей жизни с жизнью своего народа. Он, так же как и современники Гулага, ненавидит безумие тоталитаризма и вместе с поэтом оплакивает невинно убиенных, ненавидит насилие и рабство в себе.

Осталось только на четвертом этапе микромодуля высказать детское отношение к пережитому смыслу жизни и к смыслу изучаемой эпохи. Это может быть миниатюрное сочинение, изображение своего чувства в цвете.4

Подобный вариант возможен при рассмотрении темы «Блокада Ленинграда». Зачин всему уроку может дать маленький кусок чёрного хлеба (норма в блокадном Ленинграде), усилить эффект исторического погружения, а следовательно включить критическое мышление следует симфонией №7 Д. Шостакович, написанной в блокадном Ленинграде и проекцией листков дневника Тани Савичевой. Используя все эти образы в комплексе учитель достигает максимального результата погружения в историческую действительность, переосмысления события, преломления их через призму своего восприятия, а также срабатывает приём ассоциативного мышления и материал прочно запоминается учеником.

Так, обратившись к детскому сознанию из истории, мы обращаем детей к состояниям самоанализа и, следовательно, реализуем рефлексию.

При таком соотношении действий прошлого и настоящего история приобретает статус полезного для современной жизни предмета, а жизнь получает ретроспективное основание для человечества. Эти ми достигается метапредметность, настолько важная на сегодняшний момент.

.















Литература и источники.

  1. http://vospitatel.edu54.ru/node/50643

  2. http://zabaykalsk.ru/topic/74-%D0%B2%D1%8B%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B5%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BE-%D0%BF/

  3. http://annuaire-fr.narod.ru/bibliotheque/Mezin-book/Glava-4.html

  4. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2658

  5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. Практическое пособие для учителей. М., 2000.

  6.  Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе. Издательство: Феникс Год, 2007.



1 http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2658



2 Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе. Издательство: Феникс Год, 2007.



3 Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе. Издательство: Феникс Год, 2007.




4 Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе. Издательство: Феникс Год, 2007.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету история

Автор: Попова Инга Александровна

Дата: 16.06.2014

Номер свидетельства: 105811

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "" Морской бой" - интеллектуальная игра по истории России для учащихся 7 классов"
    ["seo_title"] => string(80) "morskoi_boi_intielliektual_naia_ighra_po_istorii_rossii_dlia_uchashchikhsia_7_kl"
    ["file_id"] => string(6) "376066"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1483728802"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Методическая разработка "Из истории русской деревянной избы" (в рамках авторской программы "Народная культура и традиции") "
    ["seo_title"] => string(127) "mietodichieskaia-razrabotka-iz-istorii-russkoi-dierieviannoi-izby-v-ramkakh-avtorskoi-proghrammy-narodnaia-kul-tura-i-traditsii"
    ["file_id"] => string(6) "184047"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425991088"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Методическая разработка "Из истории русской избы" (В рамках авторской программы "Народная культура и традиции") "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-iz-istorii-russkoi-izby-v-ramkakh-avtorskoi-proghrammy-narodnaia-kul-tura-i-traditsii"
    ["file_id"] => string(6) "184057"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425992239"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Проектная деятельность на уроках истории"
    ["seo_title"] => string(45) "proiektnaia_dieiatiel_nost_na_urokakh_istorii"
    ["file_id"] => string(6) "408509"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1491932057"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Проблемы преподавания истории и обществознания с позиций межкультурного диалога "
    ["seo_title"] => string(92) "probliemy-priepodavaniia-istorii-i-obshchiestvoznaniia-s-pozitsii-miezhkul-turnogho-dialogha"
    ["file_id"] => string(6) "141396"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418118528"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства