Просмотр содержимого документа
«Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания»
Что такое креативное мышление? (1 слайд)
Аналога в русском языке слову - креативное, пожалуй, нет, в буквальном переводе креативность означает "творческость". Это способность порождать необычные идеи, отклоняясь в мышлении от привычных схем, разрешать проблемные ситуации необычным способом. Психологи никак не могут прийти к единому определению термина креативность. Однако многие из них понимают под креативностью способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления (ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденций одинаково подходить к разным проблемам). Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.
Для развития креативного мышления на уроках русского языка можно использовать различные приёмы "усиления" орфограмм, приёмы для заучивания правил, упражнения на изобретательность запоминания, построение плана действий,
Ребята начинают развитие креатива с формирования простейших мыслительных навыков: умений ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения.
Изучение любой темы можно начинать с вопросов самих учащихся: "что я знаю" об этом и " чего не знаю".
Пишу на доске тему урока. Учащиеся получают задание поставить к этой теме вопросы, на которые они знают ответ. Одни учащиеся по очереди задают классу вопросы, другие отвечают на них. Когда все вопросы к тому, "что я знаю", исчерпаны, идут вопросы, на которые учащиеся не знают ответа, а хотели бы узнать. Эти вопросы звучат без ответа. Эти вопросы записываю на доске.
Чего мы добились? Конечно, пробуждения интереса к данной теме, к поискам правильного ответа, к включению учащихся в процесс поиска верной идеи еще до основного исследования. Ученики делают попытки предварительной систематизации материала, высказывают свои идеи в интересной . Способ решения любой задачи индивидуален для каждого ученика. И в данной работе учтены индивидуальные возможности творчества, поиска правильного ответа, систематизации знаний. Учащиеся свободны в поиске решений заданной проблемы, а для нас важны ВСЕ их предположения, ведь именно они, эти прогнозы, заставили детей размышлять по данному вопросу до того, как они приступили к его изучению.
Также мне хочется привести несколько примеров заданий для развития креативного мышления, которые я иногда использую на уроках.
1. Этимологический диктант: (2 слайд)дается толкование слова сквозь призму его нынешнего значения, уч-ся должны узнать слово и записать его, используя этимологические знания. Пример: рядовой в армии, происхождение которого связано с итальянской монетой «сольдо» - СОЛДАТ; слово, которое произошло от французского слова «баг» - пакет – БАГАЖ и т.д.
2. Антидиктант:(3 слайд) учащиеся (по группам) должны в одном и том же диктанте допустить ошибки, связанные с каким – то определенным написанием, дать для исправления друг другу и оценить. При этом нельзя допускать ошибки, связанные с другим написанием (группам дать задание, связанные с разными орфограммами). Интересно, что у каждой группы должны получиться разные тексты.
3. «Слова по схемам»(3 слайд) подобрать как можно больше слов с определенной морфемой (на время, кто больше). Основная трудность в том, чтобы определить, есть ли в слове такая морфема или ее нет. Пример: нужно подобрать как можно больше слов с суффиксом – арь (но тут нужно обратить внимание, что в слове «лекарь» он есть. А в слове « фонарь» его нет)
4. «Гибриды»(4 слайд) из двух известных высказываний, пословиц, афоризмов создать одно с новым, оригинальным смыслом. Пример: 1. Семь раз отмерь, один раз отрежь. 2 Скучен день до вечера, коли делать нечего. «Гибрид»: Семь раз отмерь, коли делать нечего.
5. «Почему не говорят?»:(5слайд) задание построено на отождествлении значения слова и его внешнего облика. Нужно увидеть в слове «спрятанное» словосочетание. А можно вначале, для ознакомления с этим творческим заданием, дать вариант «Почему не говорят?». А уч-ся сами должны найти слово – антонимичное тождество.
Почему не говорят
грабитель севера
тот изменяет
Карлы есть
Потому что говорят
вор – юга
та – верна
Клар - нет
6. «Аббревиатуры»(6 слайд) задание можно использовать для подведения итогов при изучении какой – то темы. Необходимо дать определение какому – то понятию, основываясь на его самых важных признаках и «зашифровать» его в аббревиатуру. Затем дать аббревиатуры для «расшифровки» друг другу и подвести итоги, у кого получилась самая интересная и точная аббревиатура. Задание к тому же развивает мнемонический навык. Пример: тема «Причастие» - аббревиатура РГИП (ребенок глагола и прилагательного); тема «Правописание приставок на З-С» - ЗОПС (зависит от последующей согласной)
7. «Намёки»:(7слайд) задание можно использовать для проверочной работы при изучении какой – то темы (лучше всего на уроках литературы,); учитель предлагает уч-ся первую букву загаданного слова и намек на него – другое слово, которое он считает некоторым образом связанным с первым. Называемые слова могут вместе встречаться в жизни, быть связаны общим сюжетом. Ограничения должны быть минимальны. Можно начать с общих заданий, которые проверят общий уровень эрудиции. С – 300 (спартанцев, сражение при Фермопилах); Ш – 1001 (Шахерезада); Е – яблоко (Ева или Елена Троянская)
8. «Венок сравнений»:(8 слайд) оптимально задание при закреплении понятия, характеристики героя, явления и т.д. Уч-ся выбирают какое – либо слово, называющее предмет, явление или действие. Затем все по очереди начинают сравнивать его с чем – либо, называя при этом основание для сравнения. Задача – привести убедительное сравнение, повторяться нельзя. Пример: РЕКА – похожа на ленту (длинная и блестящая), на время (течет, нельзя остановить), на деревья (засыпает зимой подо льдом)
9. «Классификация»:(9 слайд) задание можно использовать для подведения итогов при изучении какой – то темы. Уч-ся сами должны предложить критерии классификации для каких – то уже изученных понятий, правил, литературных героев и т.д. Причем эти критерии могут быть самые разные. Пример: классификация изученных частей речи (склоняемые – несклоняемые, изменяемые – неизменяемые, имеющие категорию лица – не имеющие категории лица и т.д.; классификация литературных героев (патриоты – предатели, богатые – бедные, сильные духом – слабовольные и т.д.)
10.В рифмы мы играем – слова запоминаем.(10 слайд)
Лампу старую включИт,
Сядет в кресло и молчит.
УглубИть как «полюбить»,
ОблегчИть – смотри «лечить».
По слову охОта запомни свято ты.
ВорОта, ломОта, зевОта, сирОты.
В словах на –ИЯ и на –ЕНИЕ особенное ударение:
Оно падает на –ИЯ лишь в словах ассиметрИя, симметрИя, тиранИя.
Допускается на –ИЯ также в слове индустрИя и еще – кулинарИя.
Хочу запомнить очень я словечко упрОчение.
Еще знаю точно я, что сосредотОчение.
В творческий процесс я включаю и этап обучения изложению на уроках
русского языка. Изложение – работа творческая. Сейчас это первая часть (часть А)
ГИА в 9 классе. С одной стороны, оно предусматривает не дословное, а
самостоятельное, свободное воспроизведение прочитанных учителем текстов, а с
другой стороны, оно дает ученику четкую сюжетную и лексическую канву, которая
помогает скомпоновать связный рассказ.
Я использую разные виды изложений: обучающие и контрольные, подробные и
сжатые, выборочные и творческие, с элементами описания и с грамматическими
заданиями – и все они представляют огромное поле деятельности для учащихся.
Большое внимание на уроках изложения уделяю лингвистическому анализу
текста: определение темы, идеи, микротем, основной мысли высказывания, стиля и
типа речи, определение способов связи предложений, наблюдение над
функционированием языковых ( изобразительно-выразительных) средств языка.
Подобная работа не только развивает творческие способности учащихся, но и
успешно готовит их к ЕГЭ и ГИА ( задание 25 ЕГЭ предусматривает знание
изобразительно-выразительных средств языка)
На уроках литературы развиваем литературное творчество
Литературное творчество есть возможность познания ребенка через эмоциональную наполненность и образность его художественной речи.
– Еще одним примером могут стать ответы учеников на проблемный вопрос одного из уроков: «С чего начинается процесс оскудения человеческой души?»( уроки по произведениям Гоголя «Портрет» и «Шинель»)
«Душа человека оскудевает, когда он пытается достичь желаемого любой ценой, он охладевает к тем, кто позволяет ему добиться цели»; «Притворство и равнодушие – вот начало оскудения души…»; «Желание быть таким как все, не ударить в грязь лицом может разъедать человеческую душу…»; «Яркая обертка, выставленная напоказ, внутри – пустота и пошлость – вот что толкает человека на путь духовного опустошения»; «Человек пуст, но он не только не осознает своей пустоты, он пытается показаться кем-то важным»; «Душа человека оскверняется, когда он главной целью ставит обогащение…»
Закончить своё выступление хотелось бы такими словами:
Благодарен будет труд учителя, избравшего себе в союзники ученика. Ведь личность ребёнка формируется в реальных отношениях и поступках, в той атмосфере, которая царит вокруг него. И развитию творческих начал личности будет способствовать сотрудничество учителя и ученика. Ведь особенностью ребёнка младшего школьного возраста является чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. На уроке может царить радость сотворчества, если дать каждому почувствовать, что он способен, что у него есть своя "искорка божья".