Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования (базовый уровень) с учетом требования федерального компонента государственного стандарта общего образования и с учетом авторской программы М.В. Пономарев (Программа планирование учебного материала. История Средних веков 6 классы. Автор – составитель М.В. Пономарев – М.: «Дрофа», 2013).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза Ефима Афанасьевича Жданова» г. Колпашево
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу История Средних веков
для 6 класса
68 часов / 2 часа в неделю
базовый уровень
Составитель: Лящовская Дилором Аминджановна, учитель истории
Учитель: Куксенко Елена Олеговна, учитель истории и обществознания
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования (базовый уровень) с учетом требования федерального компонента государственного стандарта общего образования и с учетом авторской программы М.В. Пономарев (Программа планирование учебного материала. История Средних веков 6 классы. Автор – составитель М.В. Пономарев – М.: «Дрофа», 2013) .
Программы для общеобразовательных учреждений. История Средних веков 6 класс. Составитель М.В. Пономарев. – М.: «Дрофа», 2013. История России 6 класс. Составитель Е.В.Пчелов. – М.: «Русское слово», 2007-2008 .
Учебник «История Средних веков 6 кл.», составитель М.В. Пономарев. – М.: «Дрофа», 2013. « История России 6 кл.», составитель Е.В. Пчелов. – М.: «Русское слово», 2015 .
2020– 2021 учебный год
Пояснительная записка
1. Общая характеристика учебного предмета.
Курс всеобщей истории и Российской истории периода Средневековья рассчитан на 70 часов. Указанные в стандарте цели изучения истории сформулированы в виде линий развития личности средствами предмета. В текст программы включен весь обязательный минимум содержания государственного стандарта. Отличительной особенностью программы является её интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Цель изучения всеобщей истории – это формирование общей картины исторического развития человечества. Получение учениками представлений об общих для всех или ведущих, определяющих процессах, явлениях и понятиях. Цель уроков отечественной истории – детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание её противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Соответственно изучение зарубежной истории помогает нам понять место России в общем потоке истории человечества, осознать наши особенности и то, что нас сближает с другими
Изучать историю необходимо, потому что она хранит память о прошлом, о его успехах и ошибках. На этих ошибках надо учиться, чтобы не повторять их. Нужно помнить о достижениях прошлого, чтобы не пришлось вновь искать уже однажды найденные ответы на вопросы. Мир истории предстаёт перед нами в образе случайных событий, неповторимых человеческих судеб, мозаикой человеческих сообществ и государств, разбросанных на огромных пространствах земной поверхности, возникавших и исчезавших на протяжении тысячелетий. Именно поэтому проблема понимания, осмысления, анализа исторического процесса является чрезвычайно сложной, её решение даёт ключ к объяснению тех процессов, которые происходили в историческом прошлом. Подходов к его изучению в истории существовало и существует немало.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
- формировать историческое мышление – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, уметь выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности;
- овладевать умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
-изучать основные сферы деятельности человека, особенности развития цивилизаций и формаций.
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Овладеть исторической картиной мира: Объяснять разнообразие современного мира, связывая различные факты и понятия средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
Сформировать открытое историческое мышление: Рассматривать в развитии общественные процессы становления и изменения средневековых обществ, выделять истоки современных общественных явлений в средневековых событиях и поступках людей средневековой эпохи.
Сформировать нравственное самоопределение личности: Учиться делать и объяснять нравственный выбор в ситуациях оценки событий и явлений эпохи Средневековья.
Сформировать гражданско-патриотическое самоопределение личности: Учиться делать и объяснять культурный и гражданско-патриотический выбор в ситуациях оценки событий и явлений эпохи Средних веков.
Место предмета в Федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение истории на ступени основного общего образования в 6 классе отводится не менее 68 часов из расчета 2 ч. в неделю.
Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов. В рабочей программе предусмотрено 8 контрольных работ: «Западная Европа на заре Средневековья», «Западная Европа в 11-15 вв.: от расцвета к закату Средневековья», «Народы и государства Азии и Америки в Средние века», «Древняя Русь в 9-12 вв.», «Русские земли в 12 – начале 13 вв.», «Объединение русских земель вокруг Москвы», «Создание Московского царства», итоговая контрольная работа.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе преподавания истории в основной школе, работы над формированием у учащихся, перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
Осмысления работы с различными источниками информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета); формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных терминов;
решения познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
анализа современных общественных явлений и событий.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать », «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». Последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.
Рабочая учебная программа курса разработана на основе Примерной программы основного общего образования (базовый уровень) с учетом требования федерального компонента государственного стандарта общего образования и с учетом авторской программы история Средних веков 6 класс. ( Автор – составитель М.М. Понамарев. – М.: «Дрофа», 2012) .
Тематическое планирование составлено с УМК на основе государственной программы по истории для общеобразовательных учреждений.
Целью изучения курса истории вVI классах является знакомство с историей средних веков, различными подходами к его изучению, а также формирование познавательно деятельности учащихся.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки публичного выступления, овладевают навыками аргументации собственного мнения, осваивают методы анализа различных исторических событий.
2. Содержание учебной дисциплины
История Средних веков. История России, 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Содержание курса истории Средних веков 6 класс включает в себя следующие темы:
Западная Европа на заре Средневековья – 7 часов
Восточнохристианский мир и мир ислама – 4 часа
Западноевропейское общество в 11-15 вв. – 4 часа
Международные отношения в Средние века – 4 часов
Западная Европа в 11-15 вв.: от расцвета к закату Средневековья – 5 часов
Народы и государства Азии и Америки в Средние века – 4 часа
Содержание курса историиРоссии 6 класс включает в себя следующие темы:
Древние жители нашей Родины – 4 часа
Древняя Русь в 9-12 вв – 8 часов
Русские земли в 12 – начале 13 вв. - 5 часов
Русь между Западом и Востоком – 4 часов
Объединение русских земель вокруг Москвы – 6 часов
Создание Московского царства– 13 часов
История Средних веков
Тема 1. Западная Европа на заре Средневековья(7 ч., из них контрольная работа 1 час)
Варварские вторжения имели важнейшее значение для истории Европы. Результатом их было падение рабовладельческой Римской империи на Западе. Политическая карта Европы изменилась: на территории, прежде занятой Западной Римской империей, к концу V — началу VI века появились варварские королевства, в которых создавались условия, необходимые для развития новых общественных отношений».
Тема 2. Восточнохристианский мир и мир ислама (4ч.)
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя
Тема 3. Западноевропейское общество в 11-15 вв. (4ч.)
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Тема 4. Международные отношения в Средние века (4ч.)
Кризис европейского сословного общества в XIV–XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Табориты и умеренные. Ян Жижка. Польша в XIV – XV вв. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Грюнвальд
Тема 5. Западная Европа в 11-15 вв.: от расцвета к закату Средневековья(5 ч., из них контрольная работа 1 час)
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV–XV вв.
Тема 6. Народы и государства Азии и Америки в Средние века(4 ч., из них контрольная работа 1 час)
Завоевания сельджуков и османов. Османская империя. Османские завоевания на Балканах. Падение Византии. Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония. Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана). Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
История России
Тема 1. Древние жители нашей Родины(4ч.)
Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования.
Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности. Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)
Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.
Тема 2. Древняя Русь в 9-12 вв. (8 ч., из них контрольная работа 1 час)
Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
Тема 3. Русские земли в 12 – начале 13 вв. (5 ч., из них контрольная работа 1 час)
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).
Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Культура Руси в домонгольское время.
Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития
древнерусской культуры.
Тема 4. Русь между Западом и Востоком (4 ч.)
Борьба в внешней агрессией в XIII в. Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.
Тема 5. Объединение русских земель вокруг Москвы (6 ч., из них контрольная работа 1 час)
Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII – середина XV вв.)
Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение.
Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
Тема 6. Создание Московского царства (13 ч., из них контрольная работа 2 часа)
Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI вв.
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики. Русская культура второй половины XIII-XV вв.
Учебно-тематическое планирование
История Средних веков
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Кол-во уроков
Конт.
работа
1
Западная Европа на заре Средневековья
6
5
1
2
Восточнохристианский мир и мир ислама
4
4
3
Западноевропейское общество в 11-15 вв.
4
4
4
Международные отношения в Средние века
4
4
5
Западная Европа в 11-15 вв.: от расцвета к закату Средневековья
4
3
1
6
Народы и государства Азии и Америки в Средние века
3
2
1
Итого:
25
22
3
История России
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Кол-во уроков
Контр.работа
1
Древние жители нашей Родины
4
4
2
Древняя Русь в 9-12 вв
7
6
1
3
Русские земли в 12 – начале 13 вв
4
3
1
4
Русь между Западом и Востоком
4
4
5
Объединение русских земель вокруг Москвы
5
4
1
6
Создание Московского царства
11
9
2
Итого:
35
30
5
Требования к уровню подготовки пятиклассников
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать / понимать:
Понятие «цивилизация», сферы жизни человека, взаимосвязь человека и природы;
Исторические формации, их особенности;
Роль исторических деятелей в развитии общественных отношений;
Роль образования, науки, религии в жизни средневековых людей.
уметь:
Характеризовать основные исторические события, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
Анализировать актуальную информацию об исторических объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных исторических явлений и историческими терминами и понятиями;
Объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных исторических объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших исторических дат, роль исторических деятелей).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для формулировки на основе приобретённых исторических знаний собственных суждений и приведение аргументов по определённым историческим проблемам;
успешного выполнения типичных исторических ролей; сознательного взаимодействия с различными источниками информации;
совершенствование познавательной деятельности.
Критерии и нормы оценки знаний умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний
1. Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он:
при ответе обнаруживает осознанное усвоение изученного учебного материала и умеет им самостоятельно пользоваться;
Оценка «4» ставится обучающемуся, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но:
обучающийся допускает отдельные неточности в формулировках;
не всегда может аргументировано отвечать на дополнительные вопросы;
При этом ученик легко исправляет эти недочеты сам при указании на них учителем.
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он показывает осознанное усвоение более половины изученных вопросов, допускает ошибки при использовании терминологии, но исправляет их с помощью учителя.
Оценка «2» ставится обучающемуся, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с усвоением учебного материала даже с помощью учителя.
Оценка «1» ставится обучающемуся в том случае, и он обнаруживает полное незнание программного материала или не приступает к его выполнению.
2. Письменная проверка знаний, умений и навыков
При проверке письменных работ по истории следует обращать внимание на умение работать с учебной и дополнительной литературой, на соотношение фактов и событий, знание тематической терминологии.
3.Тест. Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий Оценка "4" ставится за 80% правильно выполненных заданий Оценка "3"ставится за 60% правильно выполненных заданий Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Информационно – коммуникативные средства:
Уроки истории 6 классы. Москва издательство «Глобус»
Тематическое планирование истории 6 классы. Издательство «Учитель»
2. Наглядные пособия:
Портреты великих исторических деятелей.
3. Технические средства обучения:
Компьютер.
Видеопроектор.
4. Специализированная мебель:
Компьютерный стол
Учебно – методическое обеспечение:
1. КиМ Отечественная История До 19 века Энциклопедия по истории России.
2. Поурочные разработки к учебникам. Пособия для учителя. (Данилов А. А., Косулина Л. Г.История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. Поурочные разработки.
3. Тематический контроль по истории Средних веков. 6 класс. Манданова Е.С
4.Рабочая тетрадь по истории Средних веков. 6 класс. Петрова Н.Г
5.Схемы по Всеобщей истории. 6 класс. Агафонов С.В История Средних веков. Книга для учителя. 6 класс. Петрова Н.Г.
6.История Средних веков. Программа курса. 6 класс. Бойцов М.А., Петрова Н.Г
7. Пономарев М.В., Абрамов А.В., Тырин С.В Поурочное планирование к учебнику «История Средних веков», 6 класс,
9. О.Г. Набатова «Конспекты уроков для учителя истории 6-7 класс»
10.М.Т. Студеникин «Методика преподавания истории в школе»,М-Владос, 2000 г.
11. Игры и занимательные задания по истории, М-Дрофа, 2003 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по Истории Средних веков
Класс 6
Учитель Куксенко Елена Олеговна
Количество часов на первое полугодие: 32 ч.
второе полугодие: 36 ч.
Всего 68 часов, I четв. - 2 ч/неделя, II-IV четв.- 2 ч/неделя
Плановых контрольных уроков 7, административных контрольных работ 1час.
Планирование составлено на основе учебника «История Средних веков 6 кл.», составительМ.В. Пономарев. – М.: «Дрофа», 2013. «История России 6 кл.», составитель Е.В. Пчелов. – М.: «Русское слово», 2015.
2018 – 2019 учебный год
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИСТОРИЯ 6 КЛАСС ФГОС ООО.
68 часов, 2 часа в неделю.
№
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Корректировка
6б
6в
6б
6в
Тема 1. Западная Европа на заре Средневековья (7 часов)
1
Начало эпохи Средних веков
1
2
Варварские королевства в 5-8вв.
1
3
Империя Карла Великого
1
4
Распад империи Карла Великого
1
5
Новая волна завоеваний
1
6
Культура Средневековья
1
7
Контрольная работа «Западная Европа на заре Средневековья»
1
Тема 2. Восточно-христианский мир и мир ислама (4 часа)
8
Византийская империя: между Европой и Азией
1
9
Южно-славянское государства в 6-11вв.
1
10
Возникновение ислама
1
11
Завоевания арабов и создание Арабского халифата
1
Тема 3. Западноевропейское общество в II-IVвв. (4 часа)
12
Феодальное общество
1
13
Средневековая церковь и духовенство
1
14
Рыцарство
1
15
Третье сословие: крестьянство горожане
1
Тема 4. Международные отношения в Средние века (4 часа)
16
Крестовые походы
1
17
Реконкиста. Государства Пиренейского полуострова
1
18
Балканы и Малая Азия в 13-14вв.
1
19
Гибель Византии и создание Османской империи
1
Тема 5. Западная Европа в II-IV вв.: от расцвета к закату Средневековья (5 часов)
20
Англия и Франция в 11-13вв.
1
21
Столетняя война и торжество королевской власти в Англии и во Франции
1
22
Германия и Священная Римская империя в10-15вв.
1
23
Государства западных славян. Итальянские государства в 11-15вв
1
24
Контрольная работа «Западная Европа в 11-15 вв.: от расцвета к закату Средневековья»
1
Тема 6 Народы и государства Азии и Америки в Средние века (4 часа)
25
Монголы и их завоевания
1
26
Китай и Япония в Средние века
1
27
Средневековая Индия. Государства доколумбовой Америки
1
28
Контрольная работа «Народы и государства Азии и Америки в Средние века»
1
История России 6 класс
№
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Корректировка
6б
6в
6б
6в
Тема 1. Древние жители нашей родины (4 часа)
1
Первобытная эпоха
1
2
На окраинах античного мира
1
3
Кочевые племена на территории России IV -V века
1
4
Восточные племена в VI- VII веках.
1
Тема 2. Древняя Русь в IX-XII вв. (8 часов)
5
Образование Древнерусского государства
1
6
Русские князья времен язычества
1
7
Князь Владимир и крещение Руси
1
8
Киевская Русь при Ярославе Мудром
1
9
Преемники Ярослава Мудрого и борьба за Киевский престол
1
10
Общественный строй Древней Руси
1
11
Православная церковь в Киевской Руси. Культура Киевской Руси
1
12
Контрольная работа «Древняя Русь в IX – XII вв.»
1
Тема 3. Русские земли в XII- начале XIII в. (5 часов)
13
Удельный период русской истории
1
14
Южная Русь. Юго - Западная Русь
1
15
Новгородское государство
1
16
Владимиро - Суздальская Русь
1
17
Контрольная работа «Русские земли в XII – начале XIII в.»
1
Тема 4. Русь между Западом и Востоком (4 часа)
18
Монгольское нашествие на Русь
1
19
Натиск с Запада
1
20
Русские земли под властью Золотой Орды
1
21
Великое княжество Литовское и русские земли
1
Тема 5. Объединение русских земель вокруг Москвы (6 часов)
22
Возвышение Москвы
1
23
Москва на подъеме
1
24
Кризис Московской Руси
1
25
Русская Православная церковь во второй половине XII - середине XV в.
1
26
Русская культура во второй половине XII - середине XV в.
1
27
Контрольная работа «Объединение русских земель вокруг Москвы»
1
Тема 6. Создание Московского царства (13 часов)
28
Объединение русских земель вокруг Москвы
1
29
Конец удельной эпохи
1
30
От Великого княжества - к царству
1
31
Иван Грозный - первый русский царь
1
32
Внешняя политика России при Иване Грозном
1
33
Опричное лихолетье
1
34
Русская Православная церковь в конце XV - XVI в.
1
35
Русская культура в конце XV - XVI в.
1
36
Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации
1
37
История России с древнейших времен до конца XVIв.
1
38
Контрольная работа «Создание Московского царства»
1
39-40
Итоговое повторение
2
Список литературы.
1. Поурочные разработки к учебникам. Пособия для учителя. (Данилов А. А., Косулина Л. Г.История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. Поурочные разработки.
2. Тематический контроль по истории Средних веков. 6 класс. Манданова Е.С
3.Рабочая тетрадь по истории Средних веков. 6 класс. Петрова Н.Г
4.Схемы по Всеобщей истории. 6 класс. Агафонов С.В История Средних веков. Книга для учителя. 6 класс. Петрова Н.Г.
5.История Средних веков. Программа курса. 6 класс. Бойцов М.А., Петрова Н.Г
6. Пономарев М.В., Абрамов А.В., Тырин С.В Поурочное планирование к учебнику «История Средних веков», 6 класс,
7. О.Г. Набатова «Конспекты уроков для учителя истории 6-7 класс»
8.М.Т. Студеникин «Методика преподавания истории в школе»,М-Владос, 2000 г.
9. Игры и занимательные задания по истории, М-Дрофа, 2003 г.