kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по краеведению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по краеведению, разработана для учащихся 5 класса, используется во внеурочной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по краеведению»

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №4 с. Яжелбицы»

Валдайского района, Новгородской области





Рекомендована Утверждаю

педагогическим советом директор школы:

протокол №___от _________ ______Н.В.Авдышо







Рабочая программа

дополнительного образования детей

« Краеведение»





Программа рассчитана на учащихся 11-12 лет

Срок реализации программы: 1 год







Автор: Быстрова С.В.,

учитель истории

МАОУ СОШ №4





с. Яжелбицы

2016


Информационная карта

  1. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №4 с. Яжелбицы» Валдайского района, Новгородской области.

  2. Рабочая программа дополнительного образования детей Краеведение».

  3. Быстрова С.В, учитель истории.

  4. Сведения о программе:

    1. Нормативная база: Закон РФ « Об образовании», Положение об учреждениях дополнительного образования, Устав МАОУ» СШ №4 с. Яжелбицы» Валдайского района Новгородской области.

    2. Область применения: дополнительное образование детей

    3. Направленность: туристско-краеведческая.

    4. Тип программы: модифицированная

    5. Вид программы: образовательная

    6. Возраст обучающихся: 11-12 лет

    7. Продолжительность обучения: 1 год


Пояснительная записка.

Данная программа имеет туристско-краеведческую направленность.

Человек богат своим прошлым, своей памятью, своей историей. Только тот будет истинным гражданином своего государства, кто знает, хранит и приумножает ее. Адаптированная образовательная программа «краеведение» рассчитана на то, чтобы обучающиеся изучили и познали свою историю- историю своего края. Изучение истории своего края помогает привить детям любовь и уважение к своему населенному пункту, людям, живущим в нем.

Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой родины – деревни Семеновщина и города Валдая, как части России. Она помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы обучающихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения и навыки.

Актуальность программы внеурочной деятельности по историческому краеведению обусловлена следующими факторами:

  • недостаточно разработано методических пособий для проведения внеурочных занятий по истории и краеведению города Валдая;

  • не имеется методических разработок по истории д. Семеновщина;

  • не систематизирована работа по изучению истории, культуры, обычаев и традиций своей малой родины ;

  • изменения последних лет в социально - экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем, имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого.

Программа адаптирована к условиям образовательного процесса общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению истории малой Родины, собран краеведческий материал (документы, воспоминания, предметы материальной культуры), ведётся летопись села и школы.

Цель: углубление и систематизация знаний учащихся по истории родного края.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать у учащихся представления об историческом прошлом и настоящем своего края; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие края, страны;

  • формировать умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его.

Развивающие:

  • развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу;

  • расширять исторический кругозор учащихся.

Воспитательные:

  • способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям села и города;

  • воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;

  • содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

Возрастная категория учащихся, на которых ориентированы занятия: программа рассчитана на проведение занятий с детьми 11-12 лет (5-6 классы). Группа разнополая, разновозрастная. Дети 11-12 лет характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов, обладают первоначальными историческими знаниями.

Сроки реализации и режим занятий. Программа рассчитана на 68 часов в год , ( по числу учебных недель) , в неделю проводится 2 часа , 1 занятие продолжается 40 минут. При проведении встреч с интересными людьми и экскурсий, несколько занятий объединяются в одно с увеличением количества часов.

Формы занятий:

лекция, экскурсия, игра-викторина, конференция, беседа, сообщение, круглый стол, презентация, диспут, ролевая игра.

В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных), предметных, позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

  • познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

  • эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

  • различать способ и результат действия;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

  • оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников , сведениями Интернета;

  • осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

  • выражать речь в устной и письменной форме;

  • проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

При достижении предметных результатов у школьника будут сформированы следующие учебные действия:

Информационные

  • Знание истории своего села и города, исторических предпосылок их возникновения.

  • Знание исторических и памятных мест в родном городе, районе.

  • Знание основных направлений производств города.

  • Знание продукции предприятий города, ее распространения в регионе, стране, мире. Представление об исторических и культурных ценностях края.

  • Знание художественных промыслов и народных ремесел района.

Знание о замечательных людях города, его почетных гражданах.

Исследовательские

  • Умение выделять объект исследования.

  • Умение обрабатывать, оформлять и хранить полученную информацию.

  • Умение работать с архивными материалами.

  • Начальные умения брать интервью и собирать воспоминания жителей города, бывших работников предприятий, выпускников школы.

  • Умение анализировать и сравнивать фактические и статистические данные разных исторических периодов.

  • Умение изучать народные традиции, промыслы и находить им практическое применение.

  1. Практические
    ●Умение общаться с одноклассниками, другими обучающимися, с учителями, родителями.

●Получение практических умений сбора и оформления материала.


Результативность изучения программы определяется на основе выполнения каждым учащимся следующих работ:

●составление викторин, кроссвордов, ребусов и др. занимательных заданий по истории своего края;

●создание и защита собственного проекта;

●создание презентаций по изученной теме;

●подготовка сообщения по теме.

Формы подведения итогов реализации программы :

  • выставка творческих работ « Деревня моя»;

  • Фотовыставка « Посещение окрестных деревень»;

  • Участие в различных конкурсах по краеведению;

  • Отчет краеведов о результатах работы на собрании родителей и учащихся в конце учебного года .

Педагогические технологии:

  • Технология коллективной творческой деятельности;

  • Коммуникативные образовательные технологии;

  • Технология коллективного совместного обучения;

  • Технология проектного обучения;

  • Игровые технологии.

Формы контроля освоения программы:

    • Выставка творческих работ учащихся;

    • Анкетирование ;

    • Викторина ;

    • Подготовка презентаций, сообщений;

    • Итоговая зачетная работа (проект).

Структура программы.


  1. Историческое прошлое д. Семеновщина.

  2. Историческое прошлое окрестных деревень.

  3. Подведем итоги.

  4. История города Валдая.

  5. Музеи родного города, исторические и памятные места Валдая.

  6. Достопримечательности Валдайского района.

  7. Подготовка индивидуальных и коллективных работ.

  8. Итоговое зачетное занятие « Наши проекты»


Методическое обеспечение программы.


- наличие кабинета для занятий, оснащенного мебелью , географическими картами города и Валдайского района,

- имеется методическая, художественная и научная литература по теме изучения,

- наличие связей с учреждениями образования и культуры,

- привлечение к работе узких специалистов (музейные работники, работники архива),

- возможность подготовить и показать мультимедийные презентации по темам,

- выход в интернет.




Учебно-тематический план

реализации программы дополнительного образования детей «Краеведение»


Тема

Кол-во

часов

теория

пра

ктика

Формы проведения

1

Историческое прошлое д. Семеновщина

12

10

2

Беседа, лекция, экскурсия , семинар, конференция,

работа с литературой

2

Историческое прошлое окрестных деревень.

18

-

18

Беседа, встреча с интересными людьми обзорная экскурсия, сбор материала, интервью.

3

Подведем итоги.

4

2

2

Работа в группах, оформление материала, викторина.

4

История города Валдая.

14

14

-

Работа с картами, лекция, беседа, презентация, ролевая игра, круглый стол, диспут.

5

Музеи родного города, исторические и памятные места Валдая

13

-

13

Беседа, встреча с интересными людьми, интервью, сбор материала.

6

Достопримечательности Валдайского района.

3

3

-

Презентация, сообщение

7

Подготовка индивидуальных и коллективных работ.

2

-

2

Индивидуальная работа- консультации, работа с литературой, подготовка презентаций, выпуск фотоматериалов.

8

Итоговое зачетное занятие « Наши проекты»

2

-

2

Защита проектов. Обсуждение работ.


ИТОГО

68

29

39






Содержание

программы дополнительного образования детей

«Краеведение»

Тема1.Историческое прошлое д. Семеновщина. ( 12 часов)

Знакомство с программой «Краеведение»: целями, задачами курса, формами проведения. Что такое краеведение. Обзорная экскурсия. Основание деревни. История деревни с 19 века по начало 21 века.

Тема 2. Историческое прошлое окрестных деревень (18 часов).

Экскурсии в д. Язвищи, д. Копейник, д. Яблонка, д. Любница. Посещение старожилов и сбор информации о прошлом населенных пунктов. Посещение краеведческого музея в с. Яжелбицы, знакомство с историей села.

Тема 3. Подведем итоги. (4 часа).

Беседа. Работа с литературой и другими документами. Оформление дневника краеведов, альбома по истории деревни. Проведение игры-викторины.

Тема 4. История города Валдая (14 часов).

Определение ФГП города. Изучение социально-экономического и культурного развития города с 15 века по настоящее время.

Тема 5.Музеи родного города, исторические и памятные места Валдая . (13 часов).

Экскурсии и знакомство с экспозициями музея уездного города и музея колоколов. Посещение Музейного колокольного центра. Знакомство с историческими и памятными местами города. Посещение Иверского монастыря.

Знакомство и встреча с интересными людьми нашего города. Сбор материала о знаменитых людях города.

Тема 6. Достопримечательности Валдайского района. ( 3 часа)

Заочные экскурсии по памятным и историческим местам района. Ознакомление с историей храмов, местонахождением святых источников, памятных знаков, описание памятников, связанных с важными историческими событиями.

Тема 7. Подготовка индивидуальных и коллективных работ ( 2 часа). Работа с литературой, обсуждение собранного материала.

По заранее выбранной теме проводится сбор информации и готовится зачетная работа в виде проекта: газеты, альбома, презентации и др. Оказывается помощь в выборе темы и сборе материала.

Тема 8. Итоговое зачетное занятие « Наши проекты» (2 часа).

Проводится защита проектов, обсуждение работ с обучающимися. Работы сдаются по необходимости в школьный музей, краеведческий музей с. Яжелбицы. Материалы предлагаются для использования на уроках учителям-предметникам, а также классным руководителям для проведения внеклассной работы.







Тематическое планирование

образовательной программы

«Краеведение»


№ занятия

Тема

Количество часов

1

Введение. Знакомство с целями, задачами курса, формами проведения, планами на год.

1

2

Что понимается под термином «краеведение». Отрасли краеведения.

1

3-4

Общий обзор истории села.


2

5-6

Основание деревни в 1495 году. Топонимы окрестностей.

2

7

Социально – экономическое развитие села в 19 веке.


1

8

Семеновщина в начале 20 века ( до октября 1917 года)

1

9

Семёновщина в 30 – 40 годы 20 века


1

10

Семёновщина в годы Великой Отечественной войны


1

11

Послевоенное развитие деревни (50 – 60 годы)


1

12

Семёновщина в конце 20 века- начале 21 века.


1

13-16

Посещения старожилов в д. Язвищи: сбор материала

4

17-19

Посещение старожилов в д. Копейник


3

20-22

Посещение старожилов в д. Яблонка.


3

23-26

Посещение краеведческого музея в с. Яжелбицы ( школа №4 )

4

27-30

Посещение д. Любница ( история села, история создания ц. Пресвятой Богородице в честь иконы Нечаянной Радости)

4

31-32

Оформление материала по теме « Историческое прошлое д. Семеновщина и окрестных деревень»

2

33-34

Итоговое занятие. Игра, викторина «Деревня моя».

2




35

Физико-географическое положение г. Валдая


1

36

Валдай в 15-17 веках.


1

37

Валдай в 18-начале 19 века.


1

38

Социально-экономическое развитие города в 19 веке.


1

39

Культура Валдая в 19 веке.


1

40

Социально-экономическое развитие Валдая в 1 половине 20 века.

1

41

Валдай в годы Великой Отечественной войны. Труженики тыла.

1

42

Партизанское движение


1

43

Герои – валдайцы, защищавшие Родину на фронтах


1

44

Послевоенное развитие Валдая


1

45

Валдай –центр туризма.


1

46

Валдайский национальный парк.


1

47

Экономика города.


1

48

Культура и образование.


1

49-51

Посещение музея колоколов и Музейного колокольного центра.

3

52-54

Посещение музея уездного города .


3

55-56

Памятные и исторические места г. Валдая.


2

57-61

Посещение Иверского монастыря.


5

62-64

Исторические и памятные места Валдайского района.


3

65-66

Оформление материала.


2

67-68

Итоговое занятие « Наши проекты»


2




Литература


1. Альманах « Страна по имени Валдай», 2004 год

2. В.И. Барашкова « Бытоописание земли Новгородской», 2001 год

3. П.М. Золин « Сто новгородских сел» , Новгород, 1991 год

4. Э.Г. Истомина « Валдай», Лениздат, 1988 год

5. Истомина « Иверское чудо», Лениздат, 1982 год

6. Исследовательские работы учащихся по истории д. Семеновщина

7. Г.П. Смолицкая « Занимательная топонимика» М. П., 1990 год

8.Сборник стихов « С высот былинного Валдая», М., 2002 год

9.Валерий Пороховников « Герои земли Новгородской», «Печатный двор», Великий Новгород, 2010 год.

11. Валерий Пороховников « Белые пятна» Валдайских высот», Великий Новгород, 2013.

12. .Александр Симаков « Демянский плацдарм», «Печатный двор», Великий Новгород, 2012 год.

13. Интернет –ресурсы.




























































































































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по краеведению

Автор: Быстрова Светлана Васильевна

Дата: 21.09.2016

Номер свидетельства: 344945

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Рабочая программа краеведческого кружка «Юный исследователь» "
    ["seo_title"] => string(69) "rabochaia-proghramma-kraieviedchieskogho-kruzhka-iunyi-issliedovatiel"
    ["file_id"] => string(6) "242486"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445462637"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "рабочая программа  5 класс Крымоведение "
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia-proghramma-5-klass-krymoviedieniie"
    ["file_id"] => string(6) "226417"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440253129"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Рабочая программа по географическому краеведению (Саратовская область)  6 класс "
    ["seo_title"] => string(88) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafichieskomu-kraieviedieniiu-saratovskaia-oblast-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "133723"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416572232"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Рабочая  программа  по  историческому краеведению для учащихся 5 класса "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-istorichieskomu-kraieviedieniiu-dlia-uchashchikhsia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "130480"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415903323"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-kraieviedieniiu-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "224089"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438451537"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства