Рабочая тетрадь по дисциплине История разработана в соответствии с требованиями государственного образовательногРабочая тетрадь по дисциплине История разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
Основное содержание рабочей тетради – работа с атласами.
Цель составления:
1. Развитие компетенций у студентов
2. Отработка навыка работы с атласами
3. Систематизация знаний по курсу истории.
При составлении рабочей тетради учитывались требования к итоговой аттестации студентов, поэтому в заданиях добавлены тестовые вопросы категории А, В, С единого государственного экзамена, применимые для конкретной темы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«КРАСНОЯРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по дисциплине
История
Разработала
преподаватель истории
и обществознания
Непомнящая О.В.
Рассмотрено
на заседании
методической комиссии общеобразовательного цикла
Пр. №___от ______________
Методист ___________А.А. Приподаева
Красноярск 2015
Пояснительная записка.
Рабочая тетрадь по дисциплине История разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
Основное содержание рабочей тетради – работа с атласами.
Цель составления:
Развитие компетенций у студентов
Отработка навыка работы с атласами
Систематизация знаний по курсу истории.
При составлении рабочей тетради учитывались требования к итоговой аттестации студентов, поэтому в заданиях добавлены тестовые вопросы категории А, В, С единого государственного экзамена, применимые для конкретной темы.
Тема: «Образование древнерусского государства»
Задания.
1. Перечислите не менее пяти названий племен древних славян (1балл).
2. Назовите основную водную артерию, которая проходит по территории Русского государства и по которой проходил знаменитый торговый путь
(1 балл).
3. Напишите название этого торгового пути (1 балл).
4. Вспомните из курса истории, с какой целью и с каким результатом князь Олег осуществил в 882г. поход на Киев (2 балла).
5. «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица,
стали воевать друг с другом. И сказали себе: “Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву”». И пошли за море к варягам, к руси. Сказали русь, чуди, славяне, кривичи и весь мир «Земля наша велика, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой. Синеус, на Белоозеро, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась русская земля. Выполните следующие задания:1. О каком событии в истории российской государственности идет речь в приведенном фрагменте? (1 балл) Укажите его год по современному летоисчислению (1 балл). Каковы были последствия описываемого события (1 балл).
Критерии оценки:
5 (отлично) – 8 баллов
4 (хорошо) – 7-5 баллов
3 (удовлетворительно) – 4-3 балла
2 (неудовлетворительно) – 2 и менее баллов
Тема: «Внешняя политика князя Игоря»
Задания.
1. С какими народами граничило русское государство на юге (2 балла)
2. Перечислите места, страны, куда ходил походом князь Игорь (4 балла)
3. Какие виды войск существовали в дружине Игоря (2 балла)
4. Вспомните из курса истории, с какой целью осуществлял походы на Византию Князь Игорь (2 балла).
5. Какой метод сбора дани был введен Игорем? В какое время года он осуществлялся? (2 балла)
6. Восстание древлян в 945г. было вызвано (1 балл)
А) межплеменной рознью древлян и вятичей
Б) попыткой князя Игоря вторично взять дань с древлян
В) нежеланием древлян принимать христианство
Г) нежеланием древлян принять участие в походах князя Святослава
7. Как в Древнерусском государстве назывался объезд князем с дружиной подвластных земель плативших дань (1балл)
А) оброк Б) полюдье В) выход Г) ясак
8.Из договора князя Игоря с греками 945г.
«В год 6453 прислали Роман, и Константин, и Стефан послов к Игорю восстановить прежний мир… И привели русских послов, и велели им говорить и записывать речи тех и других на хартию: Если кто из русских замыслит разрушить эту дружбу, то крещенные из них да примут за то месть от Бога Вседержателя, и осуждение на погибель» вечную, а некрещеные да не примутпомощи от Бога и от Перуна, да не защитятся они щитами своими и иным своим оружием, и да будут они рабами навеки в будущей жизни. А великий князь русский и бояре его пусть посылают в Греческую землю к великим царям Греческим корабли, сколько хотят, с послами и с купцами, как это установлено для них. Если убежит раб от Руси, то раба следует поймать, поскольку русь пришла в страну нашего царства, если раб бежал от святого мамы; если же убежавшего не обнаружат, то пусть наши христиане дадут присягу Руси по своей вере, а не христиане по своему закону, пусть тогда русь берет на нас (греках) цену рабу, как установлено прежде, по 2 шелковых за раба…»
С1. Назовите хронологические рамки периода княжения Игоря (1балл). Какова была цель договора 945г. (1 балл)? Каков был характер условий договора для Руси (1балл)?
С2. Какое наказание предполагалось в документе за нарушение его условий? Назовите не менее двух положений. (2балла).
С3. Какие можно сделать выводы по тексту договора об экономическом развитии Руси с использованием знания курса отечественной истории.? Укажите не менее двух выводов (2 балла)
Критерии оценки
5 (отлично) – 21 балл
4 (хорошо) – 20-15 баллов
3 (удовлетворительно) – 14-10 баллов
2 (неудовлетворительно) – 9 и менее баллов
Тема: «Внешняя политика князя Святослава
Задания.
1. Куда ходил походами князь Святослав? (1 балл)
2. Перечислите народы, обложенные данью князем Святославом (2 балла)
3. Перечислите народы и полководцев, которые осуществляли походы на Русь во время правления кн. Святослава (3 балла).
4. В результате походов князя Святослава на хазарский каганат (1балл).
А) перестал существовать как самостоятельное государство
Б) был присоединен к Киеву
В) попал в зависимость от Византии
Г) подвергся насильственной христианизации.
5. В Х в. Князь Святослав Игоревич разгромил (1 баллов).
А) Византийскую империю Б) Золотую орду
В) Хазарский каганат Г) Половцев
6. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и укажите князя, с которым связаны описываемые события (1 балл).
В лето 971… и собрались греки против (князя) 100 тысяч (воинов) и не дали дани. И пошёл князь на греков, а те вышли против Руси. Увидев это, русь убоялась большого множества воинов. И сказал князь «Уже нам некуда деться, воле или неволей должны мы стать против, да не посрамим землю Русскую , но ляжем костьми здесь, либо мертвые сраму не знают, если же побежим, то примем позор»
А) Игорь
Б) Святослав
В) Владимир Мономах
Г) Ярослав Мудрый
7. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите деятеля, о котором идет речь (1балл).
«Ещё при жизни матери, оставив на попечение Ольги Киевское княжество, (князь) совершил первые свои блестящие походы. Он пошёл на Оку и подчинил вятичей, которые тогда платили дань хазарам; затем обратился на хазар и разгромил хазарское царство, взяв главные города хазар… Наконец, (князь) проник на Волгу, разорил землю камских болгар и взял их город Болгар. Словом, (он) победил и разорил всех восточных соседей Руси, входивших в систему Хазарской державы. Главной силой в Причерноморье становилась теперь Русь»
А) Рюрик Б) Олег В) Владимир Г) Святослав
Критерии оценки
5 (отлично) – 10 баллов
4 (хорошо) – 9 – 7 баллов
3 (удовлетворительно) – 6-3 балла
2 (неудовлетворительно) – 2 и менее баллов
Тема «Внешняя политика первых русских князей в 10-начале 11 века»
Задания
1. Перечислите территории куда ходили походами Владимир Святославович, Ярослав Мудрый (2 балла).
2. Назовите год и князя, который нанёс сокрушительный удар печенегам под Киевом (2 балла).
3. Назовите территории входившие в русское государство в середине Х века, но находящиеся в некотором отдалении от него (2 балла).
4. К побережью каких морей имела выход Киевская Русь в Х веке (3 балла)
5. Ко времени княжения Ярослава Мудрого относится (1балл)
А) битва на р. Калка
Б) восстание древлян
В) ледовое побоище
Г) разгром печенегов под Киевом
6. Что из названного относится к последсвиям принятия русью христианства? (1 балл)
А) установление нового порядка взимания дани с подвластных Киеву земель
Б) упадок древнерусской культуры
В) усиление самостоятельности удельных княжеств
Г) курепление великокняжеской власти
7. Прочтите отрывок из сочинения Адама Олеария «Описание путешествия в Московию» и назовите имя князя, о котором идёт речь (1 балл).
«Великий князь … совершенно уничтожил идолопоклонство в своей стране и потребовал от своих поданных, что бы они приняли греческую веру. По русской летописи и другим источникам, гораздо достовернее, что это произошло около 988г., когда братья Василий и Константин были на востоке, а Оттон Ш – на западе императорами. Русский царь… около этого времени, после многих побед отнял у обоих этих братьев город, расположенный на понте и называемый херсонесом; потом же когда они подружились, (князь) получил в жены их сестру Анну и, приняв христианскую веру, вернул им означенный город обратно».
Назовите 5 крупнейших княжеств, которые образовались на территории Древней Руси после распада единого государства (1 балл).
Куда ходили походами русские князья, назовите даты, места и результаты сражений (3 балла).
Что означает в истории Древней Руси дата 1097. Назовите событие, город, где оно произошло, цель.(3 балла).
Съезд князей в г. Любече был созван с целью (1 балл)
А) принять русскую правду
Б) подготовиться к совместному походу против половцев
В) остановить междоусобные войны
Г) установить новый порядок сбора дани
Кто из названных князей Древней Руси прославился созданием «Поучений детям» и победой над половцами (1 балл)
А) Всеволод Большое Гнездо Б) Владимир Мономах
В) Юрий Долгорукий Г) Александр Невский
6. В каком веке Древнерусское государство окончательно распалось на удельные княжества, а Киев утратил роль единого Руси? (1балл)
А) IX
Б) XI
В) XII
Г) XVI
7. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, как называлась летопись, о которой говорится в документе.
«Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета художественной и культурной деятельности на руси. В Киеве и в других городах воздвигались новые каменные церкви, украшенные живописью…. К этому времени относится составление нашей первоначальной летописи » (1 балл)
А) «Апостол»
Б) «Русская правда»
В) «Изборник»
Г) «Повесть временных лет»
8. Общерусские походы против половцев в начале XII в. возглавлял князь (1 балл)
А) Дмитрий Донской
Б) Александр Невский
В) Владимир Мономах
Г) Андрей Боголюбский
Критерии оценки
5(отлично) – 12 баллов
4(хорошо) – 11-9 баллов
3(удовлетворительно) – 8-5 баллов
2(неудовлетворительно) – 4 и менее баллов
Тема: «Борьба Руси против внешних вторжений в 13 веке»
Задания.
Назовите князя, который дал отпор иноземным захватчикам на северо-западе страны. Какие битвы и с кем, когда он провел, и с каким результатом закончились битвы. (4 балла).
Где, когда и с каким результатом произошла первая стычка русских войск с татаро – монголами не на территории Руси (3 балла).
Кто, когда и под чьим командованием вторгся в пределы страны с востока
(3 балла).
Сколько было осуществлено походов и что явилось главным результатом этих походов (2 балла).
Назовите 5 городов, оказавших упорное сопротивление захватчикам
(5 баллов).
Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмене у Вороньего камня, и, приготовившись к бою пошёл против них. Войска сошлись на Чудском озере; было тех и других великое множество. Был же тут с Александром и брат его Андрей со множеством воинов отца своего, было у Александра и множество воинов храбрых, сильных, крепких. Все они наполнились воинским духом и были у них сердца подобны львиным. И они сказали: «Княже пришло время положить свои головы за тебя».
Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лед на замерзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что покрылся он кровью. И сам я слышал от очевидца бывшего там.
И обратились немцы в бегство и гнали их русские с боем как по воздуху, и не куда им было бежать, и били их 7 верст по льду Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере , потому что была весна. А другие убежали ранеными.
С1. В каком году происходила агрессия немецких рыцарей против русских земель, описанная в тексте. Чем завершилась битва на Чудском озере. Назовите не менее двух итогов (3 балла).
С2. Какие действия предпринял Александр Невский для отражения немецкой агрессии. Назовите не менее двух действий. (2 балла).
С3. Привлекая знания из курса истории назовите не менее трех положений раскрывающих историческое значение побед Александра Невского (3 балла)
Критерии оценки:
5 «отлично» - 25 баллов
4 «хорошо» - 24-15 баллов
3 «удовлетворительно» - 14-10 баллов
2 «неудовлетворительно» - 9 и менее баллов
Тема: «Москва – центр объединения русских земель. Куликовская битва»
Задания
Назовите битвы и года, в ходе которых русские войска одержали победу над татаро – монголами (2 балла).
Где, когда и с каким результатом произошла битва между русскими войсками и войсками хана Мамая (3 балла).
Перечислите ханов татаро – монголов осуществляющих набеги на русские земли в 14-15 веках (3 балла)
Где и когда произошло окончательное освобождение руси от татаро – монгольских ханов (2 балла) уси от татаро – монгольских ханов (.
Прочтите отрывок из Новгородской летописи и укажите, какое событие нашло отражение в этом отрывке:
«И начал тогда князь великий наступать. Гремят мечи булатные о шлемы хиновские. Поганые прикрыли головы свои руками своими. И вот поганые бросились вспять. Ветер рвет в стягах великого князя Дмитрия Ивановича, поганые спасаются бегством, а русские сыновья широкие поля кликом огородили и золоченными доспехами осветили. Уже встал тур на бой!» Тогда князь великий Дмитрий Иванович и брат его, князь Владимир Андреевич, полки поганых вспять повернули и начали их бить и сечь беспощадно, тоску на них навевая…» (1 балл)
А) Ледовое побоище
Б) Куликовская битва
В) Стояние на р. Угра
Г) Битва на р. Калка
6. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите московского князя, о котором идет речь.
«Нашествие со страхом ждала вся северная Русь. Рязанский князь, боясь за себя, «изменил», войдя в покорное соглашение с врагом. Другие крупные князья (суздальско – нижегородские, тверской) притаились, выжидая событий. Великий Новгород не спешил со своей помощью. Один московский князь, собрав свои силы, решился дать отпор Мамаю, и притом не на своём рубеже, а в диком поле, где он и заслонил собой не один свой удел, а всю Русь» (1 балл)
А) Иван Калита
Б) Иван III
В) Дмитрий Донской
В) Василий III
7. Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите исторического деятеля, к которому относится эта характеристика (1балл).
«Иоанн, рожденный и воспитанный данником степной Орды, сделался одним из знаменитейших государей в Европе, без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом, силою и хитростью восстанавливая свободу и целость России, губя царство Батыево, тесня Литву, сокрушая вольность новгородскую., захватывая уделы, расширяя владения московские».
А) Иван III
Б) Иван IV
В) Иван Калита
Г) Иван Красный
8. «Из повести о стоянии на Угре»
«… Князь великий поехал из Коломны на Москву к церквям Спаса и Пречистой Богородицы и к святым чудотворцам, прося помощи и защиты православному христианству, желая обсудить и обдумать э с отцом своим митрополитом Геронтием, и со своей матерью великой княгиней Марфой, и со своим дядей Михаилом Андреевичем, и со своим духовным отцом архиепископом Ростовским Вассианом, и со своими боярами – ибо все они тогда пребывали в осаде в Москве. И молили его великим молением, чтобы он крепко стоял за православное христианство…
Князь великий послушался их мольбы; взял благословение, пошёл на Угру и, придя, стал у Кременца с небольшим числом людей, а всех остальных людей отпустил на Угру…
Хан Ахмат же со всеми татарами пошёл по Литовской земле мимо Мценска, Любутска и Одоева и, придя, стал у Воротынска, ожидая, что король придёт к нему на помощь. Король же не пришёл к нему и сил своих не послал… Ахмат же пришёл к Угре со всеми силами, хотя перейти реку… И пришли татары, начали стрелять, а наши – в них наступали на войска князя Андрея, другие многие – на великого князя, а третьи внезапно напали на воевод. Наши поразили многих стрелами и из пищалей, а их стрелы падали между нашими и никого не задевали. И отбили их от берега. И много дней наступали, сражаясь, и не одолели, ждали, пока станет река…
Когда же река стала, тогда князь великий повелел своему сыну, великому князю, и брату своему князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами перейти к себе в Кременец, боясь наступления татар, - чтобы, соединившись, вступить в битву с противником… Вот тут – то и случилось чудо Пречистой: один от других бежали, и никто никого не преследовал.
Хан же бежал в Орду, и пришёл на него ногайский царь Иван, и орду взял, и его убил… И так избавил Бог и Пречистая Русскую землю…»
С1 Назовите год, к которому относятся описанные события, и имя великого князя, с которым оно связано (2 балла).
С2. Какое значение в отечественной истории имеют описанные события? С каким процессом в развитии государства они связаны? Назовите этот процесс (2 балла).
С3. Как автор повести относится к событиям, о которых рассказывает? Кого он поддерживает? Приведя два аргумента для обоснования своего мнения (2 балла)
Критерии оценки
5 (отлично) – 19 баллов
4 (хорошо) – 18 – 14 баллов
3 (удовлетворительно) – 13 – 8 баллов
2 (неудовлетворительно) – 7 и менее баллов
Тема: «Российское государство в 16 веке»
Задания.
Перечислите ханства, куда ходили походами русские войска в 16 веке (4 балла).
Назовите территории которые вошли в состав Российского государства во торой половине 16 века (3 балла)
Перечислите народности (не менее 5), которые вошли в российское государство во второй половине 16 века (5 баллов).
Какие укрепления устанавливались на границах Русского государства против набегов крымских татар (1 балл).
Когда и с каким результатом окончилась ливонская война, войска, какого государства (государств) одержало победу (3 балла).
Прочтите отрывок из записок иностранца о российском государстве и укажите, с именем какого государя связано описываемое событие.
«Челобитье же государь и великий князь архиепископов и епископов на том, чтобы ему своих изменников, которые измены ему, на тех опалу свою наложить, а иных казнить и всё имущество без остатка изъять; а учинить ему на своем государстве себе опричнину…» (1 балл)
А) Ивана III
Б) Бориса Годунова
В) Ивана IV
Г) Василия Шуйского
Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите о каком войске идёт речь.
«Иван IV впервые на руси, начал формировать новый тип войска – постоянного, и ядром этого войска послужили отряды пищальников. Они набирались из свободных людей и должны были служить всю жизнь, а военное их занятие становится наследственным. К 1584 году их число составляло примерно 12 тысяч, из них семь с половиной тысяч находились в Москве» (1 балл)
А) стрелецким
Б) полках «иноземного строя»
В) казачьем
Г) дворянском ополчении
8. «Кроме обычных сидений великого государя с боярами, бывали еще чрезвычайные совещания, на которые приглашались высшее духовенство и выборные из других сословий. Эти чрезвычайные бывали обыкновенно по вопросу: начинать или не начинать опасную, тяжелую войну, причем потребуется долгая и тяжкая служба ратных людей, с другой стороны, потребуются денежные пожертвования с тяглых людей; нужно призвать выборных или советных людей из тех и других, изо всех чинов, чтоб сказали свою мысль, и если скажут, что надобно начинать войну, то чтоб после не жаловались, сами наложили на себя тягость. Выборные, или советные люди, являлись из Москвы и областей, из разных чинов по два человека; из дворян и детей боярских больших городов по два человека, из меньших по человеку, из гостей по три человека, из гостиной и суконной сотен по два, из черных сотен и слобод и из городов, из посадов по человеку. Из крестьян выборных не было».
С.1 Назовите совещания, о которых идёт речь в документе (1 балл).
С.2 Перечислите категории населения, входившие в состав совещания (3 балла).
С.3 Найдите в тексте предложения, в которых говорится о сфере деятельности этого собрания (2 балла).
Критерии оценки
5 (отлично) – 24 балла
4 (хорошо) – 23 – 17 баллов
3 (удовлетворительно) – 16 – 10 баллов
2 (неудовлетворительно) – 9 и менее баллов
Тема: «Россия в смутное время»
Задания
Перечислите не менее трёх участников смутного времени (3 балла)
Назовите два города, которые попали в осаду в результате похода Лже Дмитрия I и два города, попавшие в осаду в результате похода Лже Дмитрия II (4 балла)
Назовите три города, оказавших наибольшее сопротивление врагам в Смутное время (3 балла).
Перечислите страны, осуществившие интервенцию на территорию России в смутное время (2 балла).
Кто командовал первым русским ополчением (2 балла).
Кто командовал вторым ополчением (2 балла).
Когда и каким органом был избран на царство первый представитель династии Романовых. Его имя. (3 балла).
Какие мирные договоры, когда и, с каким результатом, были подписаны после прихода к власти новой династии (2 балла)
Перечислите итоги смутного времени (положительные и отрицательные) (4 балла).
По Столбовскому договору 1617 Россия (1балл)
А) присоединила порт Нарву
Б) потеряла выход в Балтийское море
В) получила выход в Белое море
Г) стала союзником Речи Посполитой
Из речи Козьмы Минина перед нижегородцами.
«Мужие, братие, вы видите и ощущаете, в какой великой беде всё государство ныне находится и какой страх впредь, что легко можем в вечное рабство поляков, шведов или татар впасть. Через которое не токмо имения, но и живота своего многие уже лишились, и впредь на ипаче все обстоятельства к тому, паче же к утеснению и разорению предложит. А причина тому не иная, как от великой зависти и безумия, в начале междо главными государственными управители произошедшая злоба и ненависть, которые, забыв страх божий, верность к отечеству и свою честь и славу предков своих, един другого гоня, неприятелей отечества в помощь призвали чужестранных государей, тот польского, другой шведского. Иные же различных воров, чернецов, холопей, казаков и всяких бездельников царями и царевичами именовав, яко государям крест целуют. А может, кто ещё татарского или турецкого для своей токмо малой и скверной пользы избрать похочет…
Может кто сказать: что мы можем сделать, не имея ни денег, ни войска, и воеводы способного? Но я моё намерение скажу. Моё имение, всё, что есть, без остатка готов я отдать в пользу и сверх того, заложа дом мой, жену и детей, готов всё отдать в пользу и услугу отечества. И готов лучше со всею моею семьёю в крайней бедности умереть, нежели видеть отечество в поругании и от врагов в обладании…»
С1. Когда К.Минин выступил с данной речью? Как назывался исторический этап, охарактеризованный в тексте источника? (2 балла)
С2. Какую меру предложил Минин для исправления ситуации в государстве? Что предлагалось организовать и с какой целью? (3балла)
С3. В чём видит К.Минин причины ослабления государственности в России. С чем связана эта точка зрения? Укажите не менее трех положений. (3балла)
Критерии оценки:
5 (отлично) – 32 балла
4 (хорошо) – 31-20 баллов
3 (удовлетворительно) -19-14 баллов
2 (неудовлетворительно) – 13 и менее баллов
Внутреннее положение европейской части России в 17 веке
Задания
Назовите имя предводителя крестьянской войны второй половины 17 века
(1 балл).
Назовите город, который долгое время держал осаду восставших войск (1балл)
Какой правительственный орган, и в каком, году провозгласил присоединение Украины к России (2балла).
Кто возглавил борьбу украинского народа за воссоединение с Россией (1балл).
Перечислите командующих русскими войсками в борьбе с поляками в годы русско – польской войны (6 баллов).
Когда и где было подписано перемирие между Россией и Польшей (2 балла).
Каковы результаты русско – польской войны (2балла).
На протяжении трех четвертей 17 века основные внешнеполитические усилия России были сосредоточены на: (1балл)
А) восточном направлении
Б) западном направлении
В) северо-западном направлении
Г) южном направлении
9. Смоленская война относится к (1балл)
А) 1609 – 1611
Б) 1613
В) 1612
Г) 1632-1634
10. С.Разин потерпел поражение и был ранен при осаде (1балл)