kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ - ПРАКТИКУМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ « ИСТОРИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОГО И ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Рабочая тетрадь-практикум предназначена для студентов всех специальностей, изучающих курс «Истории Иркутской области». Задания рассчитаны на более прочное усвоение, повторение и закрепление знаний. Некоторые задания содержат дополнительную информацию, расширяющую кругозор студентов.

Включенные в тетрадь задания предусматривают разнообразные формы работы и могут быть использованы как на уроке, так и во внеурочное время.

В пособии представлены различные тесты, задачи, исторические источники,  проблемные вопросы,  и иные формы контроля знаний студентов.

Все задания  в методическом пособие соответствуют рабочей программе  и календарному тематическому плану преподавателя

 

Условные обозначения:

                          

 

Напишите ответ используя источник.

 

 

 

 

 Выполни задание на компьютере в любых доступных тебе программах

 

 

 

     Заполните таблицу, схему, кроссворд, семинар, викторина.

 

 

 

Отметь правильный ответ;  установи соответствие между понятиями и определением, соотнесите даты и события.

 

 

 

 

Выполни контрольную (промежуточную, рубежную, итоговую) работу

 

                      Раздел 1.  Наш край в древности.

«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало из

бытия и деятельности; завет предков потомству; дополнение изъяснения настоящего и пример

прошлого».      Н.М. Карамзин

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ - ПРАКТИКУМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ « ИСТОРИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОГО И ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПО »

Министерство образования Иркутской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Иркутской области

«Бодайбинский горный техникум»













РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ- ПРАКТИКУМ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

« ИСТОРИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ»

(для студентов всех специальностей, изучающих курс «История Иркутской области)

























Бодайбо, 2014 г




Одобрено П(Ц)К

Председатель П(Ц)К

__________Гнатюк В.Г


Согласовано:

Методист техникума

____________Высотина О.А





































Пояснительная записка

Рабочая тетрадь-практикум предназначена для студентов всех специальностей, изучающих курс «Истории Иркутской области». Задания рассчитаны на более прочное усвоение, повторение и закрепление знаний. Некоторые задания содержат дополнительную информацию, расширяющую кругозор студентов.

Включенные в тетрадь задания предусматривают разнообразные формы работы и могут быть использованы как на уроке, так и во внеурочное время.

В пособии представлены различные тесты, задачи, исторические источники, проблемные вопросы, и иные формы контроля знаний студентов.

Все задания в методическом пособие соответствуют рабочей программе и календарному тематическому плану преподавателя


Условные обозначения:


Напишите ответ используя источник.





Выполни задание на компьютере в любых доступных тебе программах




Заполните таблицу, схему, кроссворд, семинар, викторина.




Отметь правильный ответ; установи соответствие между понятиями и определением, соотнесите даты и события.





Выполни контрольную (промежуточную, рубежную, итоговую) работу


Раздел 1. Наш край в древности.

«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало из

бытия и деятельности; завет предков потомству; дополнение изъяснения настоящего и пример

прошлого». Н.М. Карамзин




Задание 1. Выбери правильный ответ используя карту.


Первые стоянки первобытных людей на территории нашей области были обнаружены археологами;


  1. М.М.Герасимовым и А.П.Окладниковым;

  2. М.М. Ломоносовым и Н.Карамзиным

  3. В.О. Ключевским и С. Соловьевым.






Задание 2. Выбери правильный ответ:


Первые стоянки первобытных людей были обнаружены на территории:


  1. на левом берегу Белой у селения Мальта в 1928 году;

  2. на правом берегу Ангары, у селения Нижняя Буреть в 1936 году;

  3. на берегах озера Байкал в 1935 году;

  4. берега реки Лена и ее притоки в 1938 году;




Заполните схему.

Занятия первобытных людей в период палеолита.


занятия
























Опишите по плану иллюстрацию.






План.

  1. Кто изображен на иллюстрации?

  2. Почему первобытные люди так выглядят?

  3. Как назывались жилища первобытных людей?

  4. Что можно сказать о занятии людей и орудиях труда?

  5. Вывод.















Задание 5. Расскажите о зарождавшемся искусстве у первобытных людей.


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задание 2. Выбери правильный ответ:



Религия первобытных людей Прибайкалья.


  1. Язычество;

  2. Христианство;

  3. Буддизм;

  4. Шаманизм;



Раздел 2. Коренное население Прибайкалья. (работа в классе)



Задание 1. Заполните таблицу используя учебник стр.20-29 и атлас.


Линия сравнения

курыканы

буряты

эвенки

тофалары

Территория









Занятия









Жилище









Одежда









Верования











Вывод: что общего и чем отличались коренные народы Прибайкалья.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 2. Коренное население Прибайкалья. (проверка домашнего задания).



Опишите один из коренных народов Прибайкалья используя план.


План ответа.

  1. место расселения народа.

  2. основное занятие.

  3. наличие ремесла.

  4. быт (одежда, жилище, пища)

  5. верования.






Почитайте документ и ответьтее на вопросы.


Из путевого дневника Эверта (Эберхарта) Исбранта Идеса о бурятах – коренных жителях Прибайкалья.


Этот край, вплоть до Байкальского озера орошаемый Ангарой, населен язычниками, называемыми бурята­ми (Buratti). В этой местности на холмах и долинах живет много бурят, которые весьма 'богаты рогатым скотом, длинношерстными быками и коровами. Все они имеют весьма низкие жилища, сколоченные из дерева и покрытые дерном. Вверху, на крыше, 'находится дымо­вое отверстие; огонь разводят они посредине жилища. Они не знают ничего о хлебопашестве или огородниче­стве. Их дома объединены в деревни, расположены обыкновенно около рек. Буряты не меняют своего ме­стожительства подобно тунгусам или другим народам. Вблизи от их домов стоят воткнутыми в землю стрелы, жерди и копья, к которым прикреплено несколько козлов и овец. Весною и осенью объединяются толпами до ста человек и отправляются верхами на охоту на оле­ней, диких коз и овец; эта охота называется ablavo. Ког­да они приезжают в то место, 'где они выслеживают дичь, разъезжаются они ио окрестности, чтобы удобнее настигнуть зверя и окружить его кольцом. Если они мо­гут достать до него своими стрелами, то каждый стре­ляет из своего лука, так что редкий зверь остается в живых, потому что каждый стрелок один за другим мо­жет сделать тридцать выстрелов. По окончании охоты каждый охотник выдергивает свои стрелы (из убитого зверя). Случается при этом, что в суматохе попадают в лошадей и некоторых из них убивают. С убитой дичи снимается шкура, мясо отделяется от костей и затем высушивается на солнце. Когда запас (мяса) кончен, они вновь отправляются на охоту...

Как мужчины, так и женщины высоки ростом, креп­кого телосложения и по-своему довольно красивы, ли­цом своим напоминая несколько китайских татар. Зи­мою и те и другие носят длинные халаты (Rocke) из овечьего меха и подпоясываются широким поясом, от­деланным железом. Они имеют род шапок, кото­рые они называют mala- chaven и которые зи­мою можно опустить на уши. Летом носят они одежду из сквер­ного красного сукна...

Девушки заплетают свои волосы во много косичек, которые стоят и торчат во все сторо­ны... Замужние жен­щины носят одну косу, свисающую сзади го­ловы и украшенную оловянными фигурами.

Когда кто-нибудь из них умирает, то они погребают в красиво разукрашенных одеж­дах с луком и стрела­ми. Их богослужение состоит единственно в том, что они несколько раз в году с преклонением головы воздают некоторые почести дохлым козлам и овцам, которые прикреплены перед их жилищами. То же самое делают они, обращаясь к солнцу и луне, склоняясь на колени с протянутыми руками и не произнося при этом ни слова...

Когда кто-либо из них должен принести клятву, то они отправляются на озеро Байкал, близь которого на­ходится гора, почитаемая ими священной. На этой горе приносят они свою клятву, кто же принесет ложно, тот, по их мнению, не сойдет живым вниз. На ней приносят они также в жертву убойный скот...



Вопросы к документу:

    1. О чем говорится в документе?

    2. Кто автор документа? Как автор описывает жизнь бурят в средневековье?

    3. Как автор описывает религиозные культы бурят?




























Раздел 3. Иркутская земля в средние века и образование Иркутского острога". Кроссворд на тему "Иркутская земля в средние века и образование Иркутского острога".



Объекты контроля:

  1. Присоединение «Брацкой землицы».

  2. Первые остроги на территории нашего края.

  3. Коренное население края: быт, занятия, верования.



 

Кликните на кроссворд для просмотра ответов



По горизонтали

1. Первый русский землепроходец во время колонизации Прибайкалья(фамилия)

3. Самый крупный, один из первых землевладельцев в ангаро-ленском крае

4. Как называется приток Оки, на берегах которого произошло самое большое сражение русских с бурятами

7. Народность, называемая до 30-х годов хх века карагасами

8. Коренные обитатели Восточного Прибайкалья

10. Центральная башня Иркутского острога

12. С приходом русских Иркутская земля была разделена на

13. Век, в котором появились первые орудия из металла

15. Символ Иркутской области, изображенный на гербе

16. Основное занятие эвенков

17. Люди, которые разыскивают слюду

18. Эпоха, совпавшая с окончанием ледникового периода

19. Первое название Иркутского острога

21. Съезд и праздник у тофалар

22. Именование жителей Предбайкалья, в переводе означающее “лесные народы”

 

По вертикали

1. Кто заложил Иркутский острог в 1661

2. Традиционные сапоги у эвенков

4. Самая многочисленная народность тюркского происхождения

5. Первый острог в 1630 году

6. Первое каменное строение в городе Иркутске

9. Основная форма религии бурятского народа

11. Первый монастырь на Иркутской земле

14. Первый воевода в Иркутском воеводстве

20. Глава всех тофов

21. Шуба, сшитая шерстью наружу у бурятского народа

 























Раздел 3. Земля Иркутская в XVIII веке. (проверка домашнего задания).


  1. Какое сословие играло главную роль в заселении края в XVIII веке?

а. крестьяне; в. буряты;

б. купцы г. казаки;

2. Численность населения края к концу XVIII века:

а. 150 т.ч; в. 102, 5 т.ч;

б. 170 т.ч; г. 102 т. ч,

3. Развитию хозяйства и торговли….

а. постройка Московского сухопутного тракта;

б. строительство железной дороги;

г. речной торговый путь;

4. Основной хлебной культурой в губернии была…

а. пшеница;

б. рожь;

в. ячмень;

5. Дайте определение:

Гоньба-это _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

6.В XVIII веке в губернии появляются мануфактуры:

а. суконная; в. винокуренный завод;

б. шелкоткацкая; г. все перечисленное;

7. Открытие Иркутской городской думы состоялось:

а. 1787г

б. 1780г

г. 1785г

8. Первая школа в Иркутске была открыта:

а. 1725

б. 1730

в. 1726

9. Заполните схему.


Проанализируйте описание Радищева А.Н об Иркутске конца XVIII века.

90-е годы XVIII века


«Иркутск есть город, который, особливо благодаря его обширной торговле, заслуживает внимания отменного. Он есть склад всего торгового дела сей губернии, исклю­чая те товары, что, не попадая в него, идут из Якутска прямо в Енисейск...

Иркутск, будучи теперь истинным центром сибир­ской торговли, будет распространяться паче и паче и, если можно проницать слабыми нашими взорами в бу­дущее, он по положению своему определен быть главою оильныя и обширныя области...

Из сравнения Тобольска с Иркутском открывается, что хотя все в последнем начиналось позднее, по край­ней мере полувеком, многое однако поровнялось и даже выпередило. Столь счастливое слияние надобно припи­сывать не разнице в широте, а собственно торговле кяхтинской...»

Вопросы:

  1. Каким Радищев видит Иркутск?

  2. В чем автор видит главное предназначение города?

3. В чем главное отличие Иркутска от других городов Сибири по мнению Радищева?




Вставьте пропущенные слова в тексте. И составьте по алгоритму портрет именитой личности XVIII века Иркутска, с использованием алгоритма.


В Маратовском предместье г. Иркутска, недалеко от моста через р. Ушаковку, в ограде бывшего Знаменского монастыря сто­ит высокий старинный памятник на могиле знаменитого морепла­вателя XVIII века………………………………., прозванного со­временниками «русским Колумбом». Надгробие было сделано русскими мастерами в Екатеринбурге, откуда доставлено в Иркутск в 1800 г. Выделяется стихотворная надпись, составленная известным рус­ским поэтом……………………………..:


«Колумб здесь росский погребен!

Преплыл моря, открыл страны безвестны,

И, зря, что все на свете тлен,


Стихотворная надпись на южной стороне памятника составлена поэтом …………………………….


Направил парус свой

Во океан небесный

Искать сокровищ торных неземных,

Сокровище благих...»




Как рассказать о политическом / государственном деятеле (алгоритм)

1. Социальное происхождение. Условия, в которых формировались характер, взгляды. Влияние среды или обстоятельств жизни на формирование личности.

2. Начало политической карьеры.

3. Интересы какой социальной группы или класса политический деятель выражал? В чем заключались особенности, исторические цели данной группы?

4. Личные качества. Насколько они подходили для достижения поставленной цели?

5. Средства и способы, которые он использовал для достижения политических целей. Насколько они соответствовали требованиям времени?

6. Каких результатов добился? Причины успеха (неудач).

7. Роль в истории. Влияние его деятельности на дальнейший ход событий.



Раздел 5. Отечественная война 1812 года и иркутская губерния.


1.Работа с документом. С помощью вопросов составьте ответ используя текст.


В Отечественной войне 1812 г. народы нашей страны совершили героический подвиг, разгромив наполеоновскую армию, вторгнувшуюся на территорию России.

Несмотря на отдаленность от центральной России, сибиряки приняли самое деятельное участие в разгроме наполеоновских полчищ. В ожесточенных схватках Бородинского боя участвовали Иркутский и Сибирский драгунские, Сибирский гренадерский, Тобольский и Селенгинский полки. Среди защитников батареи Раевского отличился наш земляк Михаил Емельянович Хари-тонов, родом из деревни Туруки, Усть-Кутского района. По дошедшим до нас сведениям, были награждены ме-далями, учрежденными в память 1812 г., многие иркутяне, в том числе Василий Никифорович Зарубин из деревни Бадарма, Карапчанской волости (Нижне -Илимский район), Алексей Дмитриевич Высоких, прапорщик Суздальского пехотного полка, из деревни Высоковской, Орлимгской волости (Усть-Кутский район).

Сибирские полки храбро сражались с неприятелем под Гжатском и Вязьмою, Малоярославцем и Смоленском, Гамбургом и Лейпцигом. Преследуя отступающего противника в составе русских армий, сибирские воинские части дошли до столицы Франции — Парижа. За боевые заслуги они были награждены знаменами, серебряными трубами и другими знаками отличия.

Патриотизм сибиряков в Отечественной войне 1812 г. выразился и в сборе денег для создания народных ополчений. Несмотря на то, что в Иркутской губернии три года, предшествовавших войне, были неурожайными, крестьяне продавали за бесценок скот и даже хлеб на корню и вносили пожертвования на разгром врага. Только в августе и сентябре 1812 г. граждане Иркутской губернии внесли в фонд обороны более 50 тыс. рублей, а за весь 1812 г.— более 170 тыс. рублей деньгами, золотом и серебром. В составлении фонда обороны активное участие принимало и бурятское население, вносившее, кроме денег, мясо, кожи, скот.

О патриотизме населения Иркутской губернии рассказывают многие документы, как, например, рапорты волостных правлений, извещавших губернские власти о том, что «...в доказательство преданнейшей любви к отечеству, призывающему ныне всех верных сынов своих на помощь против неприятельского нашествия, усугубили добровольные приношения, не щадя ничего возможного по уделению от избытков своих...»

Вопросы:

1.Как проявили себя жители Иркутской губернии, в войне 1812 года?

2.О чем свидетельствуют факты.




ВЕДОМОСТЬ О ПОЖЕРТВОВАНИЯХ НАСЕЛЕНИЯ НИЖНЕ-ИЛИМСКОЙ ВОЛОСТИ НА НУЖДЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 г.

Сентябрь 1812 г.

ВЕДОМОСТЬ учинена в Нижнеилимском волостном правлении о пожертвованиях денежных приношениях на предмет нового в государстве ополчения по Нижне Илимской волости с 28 августа по 1 октября месяца 1812 г.


Месяца и числа

Имена приносителей

Деньги, рубли

Куда деньги отосланы и у кого хранятся

Август 28



















3 сентября














9 сентября

С. Нижнеилимской волости

С. Нижнеилимской волости

Михаил Косточкин

Мещанин Тугупуло

Деревня Ярской, крестьянин Ефим Перфильев

Деревни Игнатьевской

Петр Черных

Деревни Заусаевой

Григорий Заусаев

Василий Погодаев

Кирсан Погодаев

Деревни Романовой

Сергей Романов

Иван Сидоров


В Карапчанских селениях

Николай Банщиков

Вдова Арина Банщикова

Деревни Бадарминской

Иван Федоров Зарубин

Никифор Зарубин

Алексей Зарубин

Григорий Зарубин

Михаил Зарубин



Деревни Ерновой

Николай Зарубин

Василий Васильев Зарубин

Пер Зарубин


Деревни Воробьевой

Михаил Ступин

Гаврила Ступин

Иван Спиридонов Ступин






25

200


50


50

50


10

25

50


25

10




5

25




1

1

1

1

1




5

5


5



5

4

1

Из числа значащихся по сей ведомости пожертвованных разными людьми на ополчение новых в государстве войск денег тысяча пятьсот один рубль Волостным головою Бубновым собраны полностью и хранятся у него в правлении все сполна на лицо, а прочие сто рублей семьдесят копеек еще от пожертвователей не получены

ВСЕГО 1151 Р.70 КОП.


В списке 92 человека из существующих до сих пор деревень Нижнего Илима и примыкающего Приангарья. Сбор пожертвований шел повсеместно по губернии. Иркутское мещанское общество внесло 5075 руб., жители Подымахинской волости — 343 руб., кудинские буряты —600 руб., верхоленские — 800 руб. и т. д. Больше всего пожертвований поступало из скудных средств простых людей, а богатые купцы ограничивались внесением 5—10 рублей.

В 1812 г. многие иркутяне добровольно шли в рекруты.


1.Проанализируйте полученные данные.

2.Сделайте вывод о поведении жителей Иркутской губернии в годы Отечественной войны 1812 года.



Памятка для оценки устного ответа на уроке истории.

1.Внимательно выслушай ответ своего одноклассника.

2.Обрати внимание: по существу ли поставленного вопроса отвечал твой одноклассник.

3.Верно ли воспроизведены в ответе факты, даты нужных событий, названия географических объектов, имена и фамилии участников событий.

4.Если есть необходимость, дополни ответ одноклассника.

5.Сделан ли вывод в конце выступления.

6.Попробуй оценить ответ.

Оценка «пять» — материал изложен полно, дополнения не требуются. Речь грамотная.

Оценка «четыре» — в изложении материала допущены незначительные неточности. Речь хорошая.

Оценка «три» — в изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся).


Раздел 6.


Анализ исторических источников, ответы на вопросы к документу.

КРАЙ КАТОРГИ И ССЫЛКИ.


«Из вздохов заключенных рождают­ся бури, низвергающие дворцы».

Декабрист М. С. Лунин.


Еще в 1649 г. «Уложение» царя Алексея Михайлови­ча установило ссылку «на житье на Лену». Царизм от­правлял в Сибирь многих своих политических врагов. Одним из первых ссыльных в Восточной Сибири был мятежный фанатик, раскольник протопоп Аввакум, ко­торый в середине XVII в. сидел в Братском остроге. В 1792—1797 гг. в илимской ссылке находился первый русский революционер А. Н. Радищев.

Массовая политическая ссылка в Иркутскую губер­нию началась с XIX века. Кроме того, Иркутск был главным распределительным и пересылочным этапом для всех политических каторжан и ссыльных, следовав­ших в Восточную Сибирь (Якутию, Нерчи-нскую каторгу и др.).

Через Иркутскую губернию прошли декабристы, участники польских восстаний 1830—1831 гг. и 1863— 1864 гг., петрашевцы, революционные демократы (Н. Г. Чернышевский, М. И. Михайлов, В. А. Обручев и др.), революционеры 70—80-х годов (В. Обнорский, П. Алексеев, И. Мышкин, Г. Лопатин, Д. Рогачев, П. Войнаральский и др.), первые марксисты (Н. Е. Фе­досеев, Л. Б. Красин, М. И. Бруснев и др.), почти вся старая большевистская гвардия, участники массового революционного движения в России.

В начале XX в. только в Восточной Сибири жило более 100 тыс.-ссыльных разных категорий. В. И. Ленин писал: «Все тюрьмы переполнены борцами за сво­боду...»

Политическая каторга в нашем крае началась с XIX в. Осенью 1826 г. в Усольский солеваренный завод и на винокуренные заводы, расположенные недалеко от Иркутска, прибыла первая группа декабристов: А. Яку­бович, Е. Оболенский, С. Волконский, С. Трубецкой, А.и П. Борисовы, А. Муравьев и др.

Мучительно тяжелым был каторжный путь. На ка­торжан надевали ручные и ножные кандалы и во избежание побегов приковывали друг к другу, и так шли. они от этапа к этапу, сопровождаемые охраной, к месту каторги, делая до 120 верст в неделю, невзирая на по­году и состояние здоровья. Измученные дальней доро­гой, по прибытии к месту назначения каторжане попа­дали в ужасные условия. Непосильный труд, подчас никому ненужный и рассчитанный только на то, чтобы «занять время и истратить напрасно силы арестантов». Розги, кнут и палки следовали за малейшее неповино­вение. Каторжанам брили половину головы, ставили клеймо на лице, позже на плече.

Политическую каторгу в Иркутской губернии (на Усольском и Усть-Кутском солеваренных заводах, Алек­сандровском винокуренном заводе, на строительстве Кругобайкальского тракта) отбывали польские револю­ционеры.

Одним из наиболее жестоких мест каторги в России стала с 1873 г. «воспетая» в песнях и печально знаме­нитая на всю Сибирь Александровская центрально-ка­торжная тюрьма (Александровский централ) и при ней пересыльная тюрьма, через которые прошли виднейшие деятели большевистской партии В. К- Курнатовский, Ф. Э. Дзержинский, Г. К. Орджоникидзе, В. |В. Куйбы­шев, М. В. Фрунзе и др. В Александровской централь­ной каторжной тюрьме в особо жестком режиме содер­жались политические каторжане, половину которых пос­ле революции 1905—1907 гг. составляли рабочие.

Политические ссыльные сыграли значительную роль в изучении края, вели культурно-просветительную рабо­ту среди местного населения. Политические ссыльные и каторжане в самых тяжелых условиях не прекращали своей революционной борьбы. Декабрист М. Лунин в с. Урике продолжал выступать против самодержавия. В 1866 г. польские повстанцы, отбывавшие каторгу на строительстве Кругобайкальского тракта, смело подня­ли восстание с целью добиться свободы. Борьба против тюремного режима и произвола царских сатрапов не прекращалась и в Александровском централе. В 1902 г. под руководством Ф. Э. Дзержинского в пересыльной тюрьме заключенные выступили против произвола тюремной администрации. В 1910 г. политические заклю­ченные во главе с С. Ф. Артемом (Сергеевым) организо­вали празднование 1 Мая.

В конце XIX века, находясь в иркутской ссылке, первые марксисты способствовали распространению идей марксизма в крае, создавали марксистские круж­ки. Л. Б. Красин выступил с пространной статьей, где одним из первых сделал марксистский анализ эко­номического развития Сибири в конце XIX века и его перспективах.

Политические ссыльные большевики, как писал В. И. Ленин, заявляли царскому правительству: «Ника­кие преследования, ни тюрьмы, ни ссылка, ни каторга, ни смерть не устрашат нас Пролетарские револю­ционеры, «переходя из тюрьмы в ссылку и из ссыл­ки в тюрьму», выковывали в себе «те свойства, кото­рые закаляли революционеров на долгие и долгие годы»2.

С революционной деятельностью ссыльных боль­шевиков связано возникновение иркутской партий­ной организации, революционное движение в крае, ус­тановление Советской власти. Осенью 1905 г. в сос­таве Иркутского комитета РСДРП работал ученик и соратник В. И. Ленина И. В. Бабушкин. В рядах иркутской большевистской организации находился виднейший деятель Коммунистической партии П. П. Постышев.

Князь Сергей Петрович Трубецкой Никита Михайлович Муравьев



Вопросы к документу:

  1. Почему именно Сибирь становится местом каторги и ссылки?

  2. В чем вы видите прогрессивность этого явления?

  3. Какой вклад ссыльные и каторжане внесли в развитие нашего края?








Раздел 7. Развитие культуры в Восточной Сибири в XIX веке.


Контрольная работа по разделу «Развитие культуры в Восточной Сибири в XIX веке».





Как называются памятники в Ируктске посвященные декабристам.


1. Это дом декабриста…………………………………, получившего право поселения в городе Иркутске после отбытия каторги.



2 Кому возведен памятник в городе Иркутске?

.




3. Часовня в Петровском заводе на могиле ……………, жены декабриста.


4. В 1819 году Александр I назначил генерал-губернатором Сибири;

А. М..Сперанского

Б. А.Аракчеева;

В.С.Волконского;


5.Вставьте пропущенные слова, используя

« По предложению ……………….. Сибирь была разделена на два генерал-губернаторства - ………………………….. и ………………………… В Восточно-Сибирское ……………….. вошли ………………………………… и ………………………. Губернии, Якутская область и три особых управления – Охотское, ………………………………и Троицко – Савское. Иркутск стал административным центром от Енисея до Восточного океана.


  1. Сперанского;

  2. Восточно-Сибирское;

  3. Западно-Сибирское;

  4. Енисейская, Иркутская;

  5. Камчатско-Приморское;


  1. Установите соответствие.

Название учебного заведения: Год основания:

А. воскресное приходское училище. 1. 1817 г

Б. Нижнее-Илимское училище 2. 1814 г

В. Киренское училище 3. 1805 г

Г. Нижнеудинское училище 4. 1821 г


А

Б

В

Г







Раздел 8. Развитие экономики в Иркутской губернии в XIX веке. (работа в классе).


Составить с помощью учебника стр. 61 §14 и стр. 89-106 §20-23 сравнительную таблицу.


Вопросы для сравнения

Сельское хозяйство

Хозяйство коренного населения

Промышленность.

Торговля и купечество.


Первая половина XIX

века.









Вторая половина XIX

века.
















Сделайте вывод о развитии экономики в Иркутской губернии в XIX веке.

  1. Какие изменения произошли в сельском хозяйстве? Какие факторы повлияли на изменения?

  2. Составьте диаграмму о социальном расслоении крестьянства во второй половине XIX века.







100%







  1. Какое влияние оказала железная дорога на развитие экономики губернии?

  2. Какие отрасли экономики преобладали и почему?





Раздел 9. Общественная жизнь в Иркутской губернии в XIX веке. (работа в классе).

Защита рефератов с презентацией (групповая работа).

Темы рефератов:

Михаил Васильевич Загоскин;

Всеволод Иванович Вагин.


Требования к написанию рефератов по истории

Реферат – это изложение сущности какого-либо вопроса.

Тему реферата обычно выбирает сам учащийся из списка , предложенного учителем.

Учитель помогает ученику в подборе необходимой для написания реферата литературы, а также в формулировании темы реферата.

В теме реферата должна быть заключена конкретная, достаточно узкая историческая проблема. Эта тема, проблема должна быть актуальной, значимой, а также достаточно интересной.

Реферат – это исследование конкретной проблемы. Поэтому для раскрытия темы реферата необходимо исследовать несколько источников (например, две или более монографий историков – специалистов по данной проблематике и имеющие различные точки зрения на эту проблему).

В реферате необходимо правильно, точно приводить цитаты и делать необходимые ссылки на источники этой информации, этих цитат в конце страницы.

Определённую ценность в реферате представляют приведённые по тексту таблицы, сводные таблицы, сравнительные таблицы, схемы, картосхемы, иллюстрации, портреты и т.д.

В конце реферата должно быть сделано обобщение, заключение, выводы.

Высоко оценивается концептуальность изложения. Автор реферата должен достаточно аккуратно показать своё видение, своё отношение к

данной проблеме или своё отношение к различным точкам зрения по этой проблеме.

К реферату прилагается список использованной литературы. В качестве литературы для написания реферата используются не учебники, а специальная литература, монографии.

Список литературы должен быть оформлен грамотно, в алфавитном порядке расположения авторов, с полными выходными данными использованных книг, журналов и т.д.



Критерий оценки сообщения учащихся

  1. Содержательность: глубина, полнота и конкретность освещения темы (проблемы).

  2. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность,

обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.

  1. Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли своё отношение.

  2. Риторика (богатство речи): лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путём использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.п.; правильность и чистота речи; владение исторической терминологией.


Раздел 10. Культура Иркутской губернии в XIX веке.

Исторический диктант

  1. в 1860 году 20 учениц переступили порог нового ……………… .

  2. в 1874 году это училище было преобразовано в …………………………… .

  3. немногим раньше в Иркутске было открыто духовное …………………..

  4. в 1874 году в Иркутске было открыто училище …………………………..

  5. в 1872 году была открыта …………… семинария.

  6. в конце XIX века Иркутской губернии действовало ………………. Учебных заведений.

  7. много сделал для развития просвещения губернии историк и писатель ………………..

  8. вернулся в родной город после окончания Петербургского педагогического университета и занимался научно-краеведческой деятельностью ………………………………………….

  9. в 1851 году было отрыто ……………….. научное общество.

  10. в 1871 году была открыта …………………………. Лаборатория, оборудование для нее было привезено из Англии.

  11. в ……….. была открыта бесплатная библиотека - читальная.

  12. автор произведения «Дочь купца Жолобова», «Камчадалка»





Раздел 11. Экономика России в начале XX века. ( практическая работа с атласом и контурной картой.)

Развитие промышленности и сельского хозяйства. (атлас и контурная карта нарисованная обучающимся)





Семинар на тему: «Рабочее движение в Иркутской губернии 1905-1907 гг»; « Ленский расстрел 1912 год».


Вопросы к семинару.

  1. Каким было положение рабочих на предприятиях губернии в начале XX века?

  2. Каковы были основные требования рабочих?

  3. В чем проявлялась деятельность Иркутской организации РСДРП перед революцией 1905 года и ходе революции.

  4. Подготовить доклады о видных деятелей организации РСДРП в Иркутске ( И.С.Якутов; М.К.Ветошкин; Т.М.Руденко).

  5. Как развивались события в Иркутской губернии в 1905 году ( рассказ сопроводить презентацией).

  6. Подготовить сообщение с презентацией об одной из политических партий принимавших активное участие в революционных событиях 1905-1907 годах.

  7. Какую позицию заняло коренное население губернии по отношению к революционным событиям в стране?

  8. Рассказать о событиях которые произошло на Ленских приисках в 1912 году по плану:

А. причины стачек. Когда он началась.

Б. Как развивались события? Когда и чем они завершились?

В.Какой отклик нашли события на Лене во всей стране?


Работа с документами: анализ источника о возникновении Социал- Демократической организации (1901-1907 гг).


ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ В ИРКУТСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПЕРИОД ПЕРВОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ (1901 — 1907 гг.)

Нарастающая волна массового революционного дви­жения -в Российской империи перекинулась за Урал и к началу XX в. достигла Восточной Сибири. Этому спо­собствовало строительство Сибирской железнодорож­ной магистрали, рост промышленных предприятий, а в связи с этим и рост численности рабочего класса.

Пребывание в ссылке в конце XIX в. на территории Иркутской губернии видных марксистов М. И. Бруснева, Н. Е. Федосеева, Л. Б. Красина и др. не прошло бес­следно для развития общественной мысли и распро­странения учения научного коммунизма среди местного населения. Одним из первых марксистских кружков в Иркутске был кружок И. Галина, .возникший в 1898 г. с участием политических ссыльных.

В 1901 г. в Иркутске возник комитет РСДРП, вхо­дивший в состав Сибирского Союза — комитета РСДРП, заявившего, что он стоит на позиции ленинской газеты «Искра».

Видными деятелями Иркутского комитета РСДРП были И. В. Бабушкин, А. И. Попов-Коновалов, А. А. Ширямов, М. К. Ветошкин, И. С. Якутов, Д. П. Феденев и др. В связи с деятельностью Иркутско­го комитета РСДРП усилилась открытая борьба тру­дящихся против буржуазии. В 1901 г. бастовали горняки бодайбинских приисков, в 1902 г. — рабочие Иркутского депо, в I904 г. — черемховские шахтёры и рабочие Иннокентьевского депо. Произошло столкновение гор­няков бодайбинского приискового района со стражни­ками и последние бежали.

Иркутский комитет РСДРП в отчете за 1903— 1904 гг. сообщал: «За отчетный год не было никакого движения, которое бы прошло и началось помимо влия­ния комитета. Распространение литературы и листовок, устройство подпольных типографий, сбор средств, орга­низация побегов политических ссыльных и каторжан, подготовка профессиональных революционеров, органи­зация забастовок, народных дружин — вот далеко не полный перечень деятельности Иркутского комитета РСДРП и его ячеек в Черемхово, Тайшете, Нижнеудинске, Зиме, Тулуне.

Тяготы русско-японской войны легли тяжким бреме­нем на трудящиеся массы страны, но особенно напря­женное положение создалось вблизи театра военных действий — в Восточной Сибири.

Революционное движение на территории Иркутской губернии в период первой русской революции достигло широкого размаха. К наиболее ярким событиям в годы первой русской революции относятся: апрельская демон­страция в Иркутске в 1905 г. по случаю протеста против суда над «романовцами», августовская и октябрьская забастовки железнодорожников, горняков Черембаоса, телеграфистов Иркутска, казаков и солдат Иркутского гарнизона, волнения среди крестьянского населения, протестующего против поборов, эксплуатации, сурово­сти царских судов, бесправия.

Революционное движение было жестоко подавлено карателями Меллер-Закомельского и Ренненкампфа, жертвой которых пали И. В. Бабушкин, А. И. Попов- Коновалов и многие другие, но, умирая, они знали, «что дело, которому они отдали всю свою жизнь, не умрет, что его будут делать десятки, сотни тысяч, миллионы других рук»


Вопросы к документу:

      1. О чем говорится в документе?

      2. Какие события затрагиваются?

      3. Какой можно сделать вывод на основе документа, о социал-демократической организации и ее деятельности в Иркутске.





Работа с документами: анализ источника о Ленских событиях 1912 года.



ЛЕНСКИЕ СОБЫТИЯ 1912 г. — ПРЕДВЕСТНИК РЕВОЛЮЦИОННОЙ БУРИ

Новый мощный революционный подъем в России после поражения первой русской революции 1905— 1907 гг. связан с событиями на Ленских золотых при­исках.

Золото в бассейне реки Витима и его притоков было найдено в сороковых годах прошлого столетия. В 1869 г. иркутскими купцами Басниным и Катышевцевым было основано Ленское паевое золотопромышленное товари­щество, которое существовало до 1882 г. Затем оно рас­палось, и часть паев приобрели петербургский банкир Гинцбург и «Торговый дом В. Мейер и К0». В 1896 г. паевое товарищество было реорганизовано в Ленское акционерное золотопромышленное товарищество «Лензото», ставшее монопольным владельцем почти всех приисков Лено-Витимской системы, в ту пору основного района в России по добыче золота.

  1. июня 1908 г. на основе этого общества было учреждено смешанное русско-английское акционерное общество «Лензото», в котором основными держателя­ми акций были крупные русские и английские капита­листы, члены царской семьи и члены правительства.

Ленские золотые прииски являлись одним из самых значительных золотопромышленных районов России.

До революции около 24% от всей массы золота, добы­того в России, дала Золотая Лена.

29 февраля (13 марта) 1912 г. забастовали рабочие Андреевского прииска в знак протеста против грубых обсчетов, обмеров выработанных забоев, безобразных жилищных условий и жестокого обращения со стороны администрации. Забастовка охватила весь Бодайбин­ский приисковый район. В ней, под руководством боль­шевистского стачечного комитета, приняли участие ты­сячи рабочих. Несмотря на расстрел бастующих 4(17) апреля, маневры царизма и посылку специальной комиссии — «посланника царя» сенатора Манухина, ра­бочие отказались приступить к работе. Они коллектив­но уволились и выехали с приискового района. В ответ на Ленский расстрел в Иркутской губернии бастовали черемховские шахтеры, рабочие пароходных компаний на Ангаре и Лене, иркутские печатники, пекари и др.

В забастовках негодования против кровавой распра­вы по всей России приняло участие более полумиллио­на трудящихся. Гневные протесты выразили рабочие Парижа, Лондона и многих других городов и стран.

В. И. Ленин писал о Ленских событиях: «Ленский расстрел явился поводом к переходу революционного настроения масс в революционный подъем масс».

63. ТРЕБОВАНИЯ БАСТУЮЩИХ РАБОЧИХ «ЛЕНЗОТО», ВЫРАБОТАННЫЕ 3 МАРТА И ПРИНЯТЫЕ ОБЩИМ СОБРАНИЕМ

Собранием рабочих Ленского золотопромышленного товарищества Утесистого, Андреевского, Васильевского, Пророко-Ильинского, Александровского, Надеждинского и Феодосиевского приисков от 3 марта 1912 г. поста­новлено: прекратить работы до тех пор, пока не будут удовлетворены требования всех рабочих.

Время забастовки должно писаться как рабочее время, т. е. поденно.

Время забастовки не должно ставиться в вину заба­стовавшим, так как эта последняя вызвана насущней­шей необходимостью неудовлетворительных вопросов, которые ставятся в голову требований.

Наши требования:

Во все время забастовки продовольствие по кухне должно выдаваться по обыкновению.

1.Продовольствие с кухни должно выдаваться на равных условиях со служащими. Все продукты на кух­не должны выдаваться в присутствии уполномоченных, которые назначаются рабочими того района, в котором предстоит выписка. Мясо должно делиться на два сор­та. Квас должен быть в летнее время за счет Лензото. Хлеб ржаной должен быть сеяный. Картофель должен быть обязательно. Капуста должна быть тоже обяза­тельной ввиду того, что она предохраняет от цинги.

2.Расширение квартир с достаточным количеством воздуха, с бесплатным освещением. Холостым одна ком­ната на двоих и семейному одна комната... Отдельные помещения—прачечная и сушилка.

3.а) рабочие, нанявшиеся по профессии, не должны посылаться в ту область труда, где не требуются их профессиональные знания, а также и горнорабочим должны установить очередную сменяемость работ; б) ни один рабочий не должен увольняться в зимнее время. Увольнения должны быть летом, и притом дол­жен быть выдан бесплатный проезд с семьей до Жигалово; в) если же администрация увольняет рабочего, то должна рассчитать по закону.

6.а) 8-часовой рабочий день. Предпраздничные дни по 7 часов, воскресные и двунадесятые праздники работать необязательно — считать эти дни льготными. Если же в эти дни производится работа, то должно с 6 часов утра и до 1 часу дня, а писать их за полтора дня; б) неурочное время должно оплачиваться: за пер­вые два часа — три часа, а за последующие часы за каждый час — два часа.

7.Существующая такса должна быть увеличена пропорционально оплате: до 2 руб. — 30%, до 2 руб. 50 коп. —20% и свыше— 10%. Для горнорабочих от­рядные работы не .принудительны, а по взаимному со­глашению. Всем без исключения рабочим и мастеровым добавить жалованье по 30%.

а) каждый день должен вывешиваться табель с отметкой проработанного дня, а также и по окончании месяца в табеле должен быть подсчет за целый месяц; б) горнорабочим должны выдаваться ежедневно ярлы­ки на выработку.

  1. Уплата заработка должна производиться ежеме­сячно и полностью в конторе мастерской и на стану, причем получатель должен расписываться в табеле в сумме, которую он получил.

  2. Выписка но амбару для мастеровых должна про­изводиться тремя днями раньше горнорабочих.

  3. Отмена штрафов.

  4. Выделить полнейшую автономию вахтовых, ко­торые должны подчиняться только механической адми­нистрации, чтобы служащие горнорабочих не вмешива­лись в дела злектропаровых машин. Трехсменная вахта по 8 часов в сутки.

  5. Всем рабочим и мастеровым не должна сбав­ляться поденная плата. Рабочим, командированным на дальнее расстояние, должен платиться полуторный оклад.

  6. По первому требованию больного должна явить­ся медицинская помощь. Болезнь рабочего по вине Лен­ского товарищества оплачивается полностью платой и болезнь вообще—полднем до дня выздоровления. Обя­зательная выдача удостоверений больным.

  7. Чтобы администрация не увольняла по личным капризам, а делала это с ведома рабочей комиссии.

  8. Непринужденность женского труда.

  9. Вежливое обращение администрации. Рабочих не называть на «ты», а на «вы».

  10. Устранение административных лиц:

а) Утесистого прииска: Якова Синцова, смотрителя шахты;

б) Андреевского прииска: смотрителя Горелова;

в) Пророко-Ильинокого: управляющего Кобылянского, смотрителя Иевлева, служащего Бегузарова;

г) Александровского прииска: смотрителя Костина, Казакова, братьев Кузнецовых, Шабеко, инженера Са­вельева, станового Анельгольм и служащих Токарева, Коморникова, Пестякова;

д) Надеждинского прииска: заведующего мастер­ской А. Демут;

е) Феодосиевокого прииска: станового Станкинае, инженера Бромирского, смотрителей Киржанович, П. Русакова, кассира конторы, обходного Бормина, Штейнера, плотничного мастера Макарова и Горшу­нова.

  1. За время забастовки никто не должен постра­дать.

О гарантии выборных

  1. Чтобы делегатам от всех забастовавших приисков было представлено право на время переговоров пользо­ваться бесплатным проездом по железной дороге от ст. Феодосиевская до ст. Бодайбо, а равно и на лошадях.

  2. Чтобы управление Лензото снеслось бы с местной полицией о гарантии свободы делегатам.

  3. Чтобы на время забастовки выборным был предо­ставлен Народный дом.

  4. Чтобы административной властью не назначались на работы отдельные лица, предварительно не испросив разрешение у делегатов.

Мы хотим, чтобы забастовка носила миролюбивый характер, а поэтому заявляем: если будут применены карательные меры к нашим уполномоченным, тогда мы снимем всех рабочих с работ.


Вопросы к документу:

1. Используя документ и полученные ранние знания расскажите о события произошедших на Ленских приисках.






Иркутская губерния в годы аграрной реформы П.А.Столыпина, культура Иркутской губернии в начале XX века (проверочная работа).


  1. Какую цель преследовало правительство П.А.Столыпина, переселяя крестьян в Сибирь?

  2. Как переселенцы ехали на новые земли?

  3. Какое влияние оказали переселенцы на экономику сибирской деревни?

  4. Почему казачество можно отнести к крестьянскому населению?

  5. Какие изменения происходили в образовании в Иркутской губернии в начале XX века. Что нового появилось, с какими проблемами столкнулась губернская общественность в решении вопросов обучения и воспитания молодежи?

  6. Когда в Иркутске появилось кино? Какие были кинотеатры?

  7. Какие изменения произошли в культурной жизни Иркутска в начале XX века.






Иркутская губерния в годы первой мировой войны (проверочная работа)


1.Как повлияла первая мировая война на экономику Иркутской губернии?

2. Каковы были причины обострения классовой борьбы в Иркутской губернии? Против кого выступали рабочие?

3. В чем причина голодных бунтов? В чем на ваш взгляд была их опасность?

4. Оцените социально-политическую обстановку в Иркутской губернии накануне 1917 года.



Раздел 12. Революция и гражданская война. (подготовка докладов с презентацией и выступление на уроке)


Памятка

Для подготовки сообщения, доклада


  1. Определите тему выступления, сформулировав его основную мысль, подберите литературу по данному вопросу. Получите консультацию педагога.

  2. Внимательно прочитайте источник (книгу, статью, документ), в котором наиболее полно раскрыт вопрос . Составьте план выступления на основе этого источника.

  3. Изучая дополнительную литературу, справочные издания, делайте выписки на отдельных листах, с указанием их темы – так вы облегчите себе дальнейшее использование материала.

  4. Закончив подготовительную работу, приступите к оформлению выступления:

  • уточните его план, учитывая дополнительные материалы;

  • составьте подробный, развёрнутый план сообщения, указывая в скобках фактический материал (порядковый номер выписки), на который будете ссылаться. Получите консультацию педагога;

  • помните, что основным правилом любого исследования является строгая доказательность фактов и выводов;

  • помните, что у слушателей должно остаться чёткое представление о том, в чём вы хотели их убедить, поэтому завершайте выступление краткими выводами.

  1. Старайтесь не раз «проговорить» текст дома, чтобы привыкнуть к себе – оратору и точно проконтролировать отведённое вам время. Исполните выступление перед педагогом.

  2. Помните, что выступление ваше должно быть доступным, эмоциональным. Вы должны говорить «своим языком»

Критерий оценки сообщения учащихся

  1. Содержательность: глубина, полнота и конкретность освещения темы (проблемы).

  2. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность,

обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.

  1. Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли своё отношение.

  2. Риторика (богатство речи): лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путём использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.п.; правильность и чистота речи; владение исторической терминологией.


Темы докладов:

    1. Иркутск в 1917 году. Февральская революция.

    2. Большевики берут власть.

    3. В годы гражданской войны. Колчак в Иркутске.

    4. Гражданская война в Тайшетском районе.



Раздел 12. Иркутская земля в 1921-1941 г.г.


Восстановление хозяйства (проверочная работа).

  1. Когда советская власть окончательно установилась в Иркутской губернии?

  2. Как относилось население Прибайкалья к большевикам в эти годы?

  3. Какие общественные организации появляются в этот период в Прибайкалье?

  4. Каким было положение сельского хозяйства на иркутской земле после гражданской войны?

  5. Какие изменения внес Нэп в положение трудовых масс в губернии?



Индустриализация и коллективизация в Иркутской губернии (анализ источников).


Промышленное строительство в крае

103. СООБЩЕНИЕ ГАЗЕТЫ

Шахтеры идут в партию

31 января 1932 г.

В ленинские дни и к 17-й партконференции шахте­ры — ударники Черембасса подают заявление о вступ­лении в партию. За несколько дней на шахте № 7 по­дано 61 заявление в партию. Бригадами и ячейками прием оформлен.

Бригада Потрепалова дала в партию 25 лучших ударников, в этой бригаде в данное время только 2 бес­партийных— новых, пришедших из колхозов рабочих. Бригада Любимова дала в партию 15 ударников, брига­да Дорофеенко — 7 человек, бригада Власова — 13, бригада Воробьева—1.

«Восточно-Сибирская правда», 1932, 31 января.



104. ПИСЬМО СЕКРЕТАРЯ ЦК ВКП(б) П. П. ПОСТЫШЕВА РАБОЧИМ ИРКУТСКОЙ ЦЭС

27 января 1932 г.

Шлю большевистский привет рабочим, коммунистам и комсомольцам Иркутской ЦЭС. Благодарю за память обо мне.

Сам я часто вспоминал и вспоминаю иркутскую электростанцию, которая была в декабрьские дни граж­данской войны одной из большевистских крепостей. Из среды ее пролетариата вышли такие стойкие борцы, как Вохмины и другие товарищи. Некоторые из проле­тариев Иркутской ЦЭС героически погибли в период борьбы с юнкерами в декабрьские дни. Оставшиеся в живых вместе с молодежью строят великое дело социа­лизма.

Мой самый искренний, самый пламенный привет старикам-пролетариям, с которыми я работал в прошлые тяжелые годы.

С коммунистическим приветом П. Постышев.

«Восточно-Сибирская правда», 1932, 15 февраля


108. ИЗ АКТА ПРИЕМА И ПУСКА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ИРКУТСКОЙ ЧАЕПРЁССОВОЧНОЙ ФАБРИКИ

28 апреля 1933 г.

...Удельный вес кирпичных чаев в чайном балансе Союза составляет 40%. Черные кирпичные чаи прессо­вали и прессуются до сих пор способом предваритель­ной запарки чайной пыли в Ханькоу. Такой способ дает капиталистам возможность прессовать чайные кирпи­чи из всевозможных недоброкачественных чайных от­ходов.

В 1928 г. партия и правительство, придавая огром­ное экономическое значение кирпичному чаю, в целях обеспечения внутреннего рынка кирпичными чаями, улучшения 'качества последних, а также в целях сокра­щения расхода валюты предложили Центросоюзу орга­низовать прессовку чайной пыли внутри Союза.

12 февраля 1930 г. ...Президиум Центросоюза при­нял решение о переносе (строительстве) чаепрессовоч­ной фабрики в город Иркутск из Владивостока....

Согласно постановлению комиссии Совета Труда и Обороны от 3 июня 1930 г. строительство Иркутской чаепрессовочной фабрики было признано спешным и срок его окончания был намечен к 1 января 1931 г. Фактически строительные работы в основном были за­кончены к 1 августа 1931 г.

Основываясь на всем высказанном, комиссия счита­ет, что находящееся в настоящее время в эксплуатации оборудование может быть принято и допущено к даль­нейшей эксплуатации '.

Председатель приемочной комиссии Бауман.

Секретарь Нодельман.

ГАИО, ф. 866, ап. 2, д. 1.

1 Первые плитки чая сошли с прессов фабрики б июня 1932 г. в 22 часа 11 минут.


109. ИЗ ГОДОВОГО ОТЧЕТА О РАБОТЕ ТРЕСТА «ВОСТСИБУГОЛЬ» ЗА 1935 г.

...По Черемховскому руднику выполнили и перевы­полнили план все шахты, а именно



Шахты

План

(тонн)

Фактически

(тонн)

% к плану

Шахта № 5

170 000

212 205

124,8

Шахта № 5-бис

270 000

303 200

112,3

Шахта № 7

350 000

385 138

110,0

Шахта Касьяновская

340 000

362560

106,6

Шахта М. Артем

242 000

253 952

104,9

Шахта им. Кирова

750 000

757 460

101,0


В 1935 году перекрыли свою проектную мощность две шахты: № 5-бис и № 8. Годовой план по Черемхов­скому руднику был выполнен 11 декабря...

Инициатором развития стахановского движения в крае является Черемховский район...

В истекшем году во Всесоюзном конкурсе шахт при­нимали участие: шахта № 5-бис, № 8 и шахта им. Ки­рова. На первом месте по тресту идет шахта № 5-бис, которая участвовала во Всесоюзном 'конкурсе в 1934 го­ду и получила премию (10000 рублей). По тресту «Востсибуголь» к старым шахтам, т. е. вступившим в эксплуатацию до 1 октября 1928 тода, относится шахта № 5, вступившая в эксплуатацию в 1910 году, осталь­ные 8 шахт вступили в эксплуатацию после указанного срока...

ГАИО, ф. Р-73, on. 1', д. 24, л. 2.





110. ИЗ ДОКЛАДА ГЛАВНОГО ИНЖЕНЕРА ТРЕСТА «СОЮЗСЛЮДА» О ПОДГОТОВЛЕННОСТИ к ЭКСПЛУАТАЦИИ ИРКУТСКОЙ СЛЮДЯНОЙ ФАБРИКИ

30 ноября 1936 г.

Иркутская слюдяная фабрика, согласно... утверж­денному проекту, предназначена для обработки-обога­щения слюдяного сырья, поступающего в Иркутск с Майского месторождения. Утвержденный объем работ равен 466,6 тонны листовой слюды и 2000 тонн чешуйки. Фабрикат Иркутской фабрики согласно проекту для потребителей является полуфабрикатом, в полном смыс­ле этого слова, т. к. всеми потребителями дополнитель­но подвергается обработке (клейка, обточка, калибров­ка, щипка и т. д.).

Строительство фабрики начато в 1931 г. ... на прове­дение работ было отпущено 465 тысяч рублей... «П-рам- строй» 1 работы сосредоточил на надстройке помольно­го цеха и надстройке здания 'бывшей библиотеки, по улице Свердлова...

...Трестом «Союзслюда» был составлен новый проект на сумму 3 200 000 рублей, последний был утвержден Главком 19 апреля 1933 г.

В конце декабря 1933 г. «Комжилстроем» был сдан в эксплуатацию корпус бывшей библиотеки.

В 1934 г. с сентября месяца... строительство... продол­жалось до закрытия кредитов (январь 1936 г.) хозяй­ственным способом.

В настоящее время на фабрике 1150 работниц. Про­изводительности, предусмотренные проектом, выпол­няются. Технологический процесс работницами освоен.

ГАИО, ф. 2695, on. 1, д. 14, лл. 39—40.



111. ИЗ ИНФОРМАЦИИ ОБКОМА ВКП(б) В ЦК ВКП(б) «ОБ ИТОГАХ СОБРАНИЯ ПАРТИЙНОГО АКТИВА ИРКУТСКОЙ ПАРТИЙНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

13 марта 1941 г.

За три года третьей пятилетки прирост промышлен­ной продукции... -— 44 процента, составившие 568 млн. рублей капиталовложений в промышленность, введено в строй 12 предприятий союзного значения и 494 — район­ной промышленности и промкооперации, рост на 39 про­центов валовой продукции зерновых культур.

ПАИО, ф. 127, оп. 7, д. 559, л. 47.

Строительная организация.

Вопросы к документам:

  1. О чем идет речь в документах? Что доказывают данные в документе № 109?

  2. Как стахановское движение походило у нас в Иркутской области? Что это за движение?

  3. Назовите наиболее важные предприятия, которые были построены в годы первых пятилеток.

  4. Как вы понимаете, что такое индустриализация, и нужна ли она обществу?



Коллективизация сельского хозяйства

112. ИЗ ДОКЛАДА ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ИРКУТСКОГО ОКРУЖНОГО ЗЕМЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФУРСОВА НА II СЪЕЗДЕ КОЛХОЗОВ ИРКУТСКОГО ОКРУГА О РОСТЕ ПРОСТЕЙШИХ ТИПОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ

27 декабря 1927 г.

...При советском строе, особенно в последние годы, начинается усиленное развитие производственной сель­скохозяйственной кооперации в виде ряда специальных объединений.

Общая динамика численности этих объединений представляется в таком виде:




На 1 октяб­ря 1924 г.

На 1 октяб­ря 1925 г.

На 1 октяб­ря 1926 г.

На 1 октяб­ря 1927 г.

Число объеди­нений






18

48

124

243

В них членов

974

1574

3680

3585



Количество объединений возросло весьма значи­тельно.

До настоящего времени наибольшее распростране­ние получили простейшие объединения, которыми ко­оперированы лишь отдельные процессы сельскохозяй­ственного производства. Подтверждением этого являют­ся следующие данные:.


На 1 октября 1924

На 1 октября 1925

На 1 октября 1926

На 1 октября 1927

Число машинных товариществ

3

13

71

161


55

117

753

1787

Эти простейшие объединения составляют больше по­ловины общего числа производственных кооперативов, а по числу членов — только около одна треть

Количественный рост обусловливается стремлением бедняков и части средников завысить производитель­ность своего труда и улучшить свое хозяйство вообще, и необходимостью организованной экономической борь­бы бедняков с эксплуатацией их кулацкой верхуш­кой.

Количественное значение бедноты было невелико, но в 1927 г. социальный состав членов улучшается. Соци­альный состав 83 товариществ, организованных в пе­риод с 1 апреля по 1 октября 1927 г., таков: бедняков — 52,06%, середняков — 45,89%, зажиточных — 2,95% •

Животноводческие товарищества. На втором месте по количеству имеющихся в округе из числа простейших объединений (подсобно-производственного типа находят­ся животноводческие товарищества:


На 1 октября 1924

На 1 октября 1925

На 1 октября 1926

На 1 октября 1927

Бычинных

1

7

15

27

В них членов

13

145

491

676

Число этого вида объединений за указанный период увеличилось в 27 раз, а число членов в 51 раз.

Семеноводческие товарищества. Этот вид распро­странен крайне незначительно. Семеноводческих това­риществ насчитывается всего лишь 4 с 27 членами-учредителями.

Молочно-маслодельная кооперация. Это один из наи­более важных видов сельскохозяйственной кооперации в округе, но получил еще крайне незначительное рас­пространение. В период с 1924 ir. по 1927 г. число масло- артелей увеличилось с 2 до 11 с 1309 членами.

Особенно значительное увеличение числа колхозов (наблюдается) в последний год. Население колхозов в настоящее время состоит из 912 человек при 575 членах.

Социальный состав членов колхозов: 86,7% от обще­го числа членов—бедняки; средняков только 8,6% и зажиточных только 0,3%, членов партии и ВЛКСМ —

Так в документе.- бычинных

18,6% от общего числа членов, что свидетельствует об организации колхозов при значительном участии бес­партийной деревенской бедноты...

ГАИО, ф. 212, on. 1, д. 284, лл. 20—25. Незаверенная копия.

14. ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ БЮРО ИРКУТСКОГО

ОКРУЖКОМА ПАРТИИ «О МЕРАХ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

РЕШЕНИЙ ЦК ВКП(б) И СИБКРАЙКОМА О ТЕМПАХ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ КУЛАКА КАК КЛАССА»

8 февраля 1930 г.

...Важнейшей задачей и центром тяжести работы Иркутской парторганизации является—добиться уско­рения темпа развертывания колхозного движения, стремясь к полному вовлечению в колхозное строитель­ство основных масс батрачества, бедноты и средняков уже в течение весенней сельскохозяйственной кампании 1930 г.

На этой основе и в результате 'оплошной коллекти­визации сел и районов должна осуществляться практи­ка раскулачивания. Бюро о кружком а (ОК) указывает, что политика партии состоит не в голом раскулачива­нии, а в развитии колхозного движения, результа­том и частью которого должно являться раскулачи­вание.

Бюро ОК подчеркивает, что задачи сплошной кол­лективизации и ликвидации кулака как класса требуют усиленной систематической непримиримой борьбы с про­явлением право-оппортунистического уклона, являюще­гося главной опасностью, вскрывая и устраняя правые извращения в деле социалистической перестройки сель­ского хозяйства (недооценка роли Советов в колхозном строительстве, отказ сельских коммунистов от непосред­ственного личного участия в колхозном движении, от­дельных городских коммунистов от поездки для работы в деревню, допуск кулаков в колхозы, неиспользование средств и возможностей к ускорению темпов коллекти­визации), а также в деле ликвидации кулачества (не­умение или нежелание найти кулака, неумение или не­желание организовать батрачество или бедноту для вступления в колхозы и экспроприации кулачества и т. п.), вместе с тем парторганизация должна вести непримиримую борьбу со всякого рода левыми антисе- редняцкими загибами в деле коллективизации и ликви­дации кулачества. Попытки строить колхозы методами администрирования, методами принуждения, попытки подвести под экспроприацию хотя бы отдельных серед­няков должны встречать со стороны парторганизации самый решительный отпор и виновные в таких извраще­ниях должны привлекаться к судебной ответственности. Осуществление задачи оплошной коллективизации окру­га и ликвидации кулачества неизбежно обострит классо­вую борьбу в городе и дерев/не. Кулак, а за ним и нэп­ман будет отчаянно сопротивляться, он пустит в ход все средства классовой борьбы (убийство, поджог, провока­ция и т. д.). Поэтому необходима максимальная спло­ченность и напряжение сил всей парторганизации, одно­временная мобилизация вокруг выполнения этих задач широчайших слоев рабочего класса, батрачества, дере­венской бедноты и привлечение средняков к активному участию в разрешении этих задач, только при сплочен­ности партийной, комсомольской и всех других органи­заций, при повышении дисциплинированности и ответ­ственности каждого коммуниста, комсомольца, рабочего, бедняка, батрака, только при решительной перестройке всех методов и форм работы на боевые темпы и улуч­шение качества работы всех организаций будут более успешно разрешены эти задачи и осуществлена гене­ральная линия партии '.

ГАИО, ф. 218, да. 2, д. 91, лл. 11—18.

1 Далее в постановлении содержатся подробные указания о порядке проведения коллективизации и ликвидации кулачества как класса.


115. ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ БАНЩИКОВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА, КИРЕНСКОГО РАЙОНА, 1933 г.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КУЛАЦКОГО ХОЗЯЙСТВА А. А. ДМИТРИЕВА

с. Банщиково, 26 августа 1933 г.

Присутствует: членов сельсовета 8, ячейки ВКП(б)—3. Председатель Бобряков.

Секретарь Кузнецов.

Слушали: Утверждение кулацкого хозяйства Дмитрие­ва А. А.

Постановили: Хозяйство Дмитриева Александра Афа­насьевича считать явно кулацким, так как ранее Дмит­риев занимался скупкой и перепродажей (сельскохозяй­ственных продуктов), а также по 10 лет держал работ­ников. Заседание членов сельсовета постановляет:

Дмитриева Александра Афанасьевича обложить на­логом в индивидуальном порядке и лишить избира­тельных прав...

Председатель — Бобряков. Секретарь — Кузнецов.

ГАИО, ф. 600, ап. 5, д. 2, л. ... Подлинник. Рукопись.

116. ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛАЦКОГО ХОЗЯЙСТВА ДМИТРИЕВА АЛЕКСАНДРА АФАНАСЬЕВИЧА, с. БАНЩИКОВО, БАНЩИКОВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА, КИРЕНСКОГО РАЙОНА, ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО КРАЯ

26 августа 1933 г.

Дмитриев Александр Афанасьевич лишен избира­тельных прав Банщиковским сельсоветом 26 августа 1933 г. Лишение утверждено Киренским райисполкомом от 17 декабря 1933 г.

Дмитриев А. А. лишен (избирательных прав) по сле­дующим причинам: за систематическую, с 1915 г. по 1933 г. эксплуатацию наемной рабочей силы и скупку, перепродажу сельскохозяйственных продуктов.

С 1921 по 1923 год (в хозяйстве Дмитриева) жили батраки — Нерончин Борис Афанасьевич и Якунин) Семен — 2 года. С 1915 по 1925 г. жила Чудинова Анна Васильевна (прислуга). С 1924 по 1933 г. жила батрач­ка Дмитриева Прасковья Николаевна.

Экономика хозяйства:

Посева имел до 1930 г. 8 га, покосов 12 га, лошадей 5, коров 10, прочего (скота) до 18 (гол.).

Сельскохозяйственных машин: молотилка 1, веял­ка 1, сенокосилка 1.


Вопросы к документам:

  1. О чем идет речь в документах? Что такое коллективизация?

  2. Какими особенностями характеризовалась коллективизация в Прибайкалье?

  3. Какими методами сопровождалось создание колхозов?

  4. Кто такие кулаки? Что делала власть, чтобы заставить зажиточного крестьянина вступить в колхоз?

  5. Создание колхозной системы- это победа новых отношений в деревне или народная трагедия?



Гулаг на Иркутской земле в 1930- 1940 – е годы. (конференция).

Практическая часть: предварительная работа.

1. Провести дома в семье, с друзьями социологический опрос на тему: «Как репрессии коснулись моей семьи»

2. Напишите реферат с презентацией на тему: «Гулаг в Тайшетском районе№



Социологический опрос «Как репрессии коснулись моей семьи»

«Жизнь в Приангарье в 30-40 – е годы»

1.Какие важные события в вашей жизни и жизни вашей семьи связаны с периодом 30-40 годов.

2. Ощущали ли вы на положении своей семьи атмосферу 30-х годов?

3. Замечали ли вы в социальную напряженность в стране? Если да, то как?

4. Есть ли в вашей семье репрессированные? Вернулись ли они после амнистии в 50-е?

5. Как вы в целом оцениваете обстановку в стране в тот период.


Развитие культуры нашего края в начале XX века и в 20-40-е годы XX века.


Заполните сравнительную таблицу

Область культуры

Достижения

Образование




Научная жизнь




Литература




Радио




Печать




Кино




Театр



Художественная жизнь




Вывод:

Почему после гражданской войны началась борьба с неграмотностью?

Как можно оценить итого в области образования, профессиональной подготовке кадров и науки, которые были достигнуты в довоенные годы?

Какие учреждения занимались культурно-просветительской работой. С какой целью она проводилась среди населения? Какие формы культурно-просветительской деятельности сохранились до настоящего времени?


Наш край в годы Великой Отечественной войны.



Викторина «Герои Земли Иркутской»

  1. Кто первый из иркутян получил высокое звание Героя Советского Союза и за что?

  2. Назовите земляка героя боёв на Халкин - Голе. Какой он удостоен награды?

  3. Сколько Героев Советского Союза дала стране Иркутская земля?

  4. Назовите земляков, Героев Советского Союза, командиров гвардейских соединений.

  5. В каком году установлен в Иркутске мемориал, посвящённый воинам, погибшим в Великую Отечественную войну?

  6. Назовите земляка – дважды Героя Советского Союза, которому в Г. Иркутске установлен памятник. Когда произошло открытие памятника, кто его автор?

  7. Какая прославленная дивизия первой удостоилась награждения орденом Суворова 2 степени. Когда и за что?

  8. Назовите экипаж земляков, повторивших подвиг Гостелло.

  9. Назовите девушку Героя Советского Союза, память которой увековечена созданием в Иркутской области мемориального музея, где он находится?

  10. Кто из земляков повторил подвиг А. Матросова?

  11. Расскажите о героях войны нашего района.

  12. Какие предприятия были эвакуированы в нашу область в годы войны?

  13. Расскажите о патриотических делах иркутских школьников в годы войны.

Назовите иркутян – полных кавалеров ордена Славы.


Иркутская земля в 1961-1985 гг

Конференция на тему: Иркутская область в годы правления Л.И.Брежнева.


Практическая часть:

1. Провести дома в семье, с друзьями социологический опрос на тему: Жизнь при Брежневе.

2. Напишите эссе на тему «Жизнь иркутян при Брежневе».

Социологический опрос

«Жизнь при Брежневе»

1.Какие важные события в вашей жизни и жизни вашей семьи связаны с периодом правления Л.И. Брежнева?

2. Ощущали ли вы на положении своей семьи общий рост благосостояния советского народа?

3. Замечали ли вы в социально-экономическом положении страны кризисные явления? Если да, то какие? Как их объясняли?

4. Каково ваше отношение к «перестроечным процессам периода правления М.С.Горбачёва? Как восприняли выборы на альтернативной основе, проявление свободы слова в печати на телевидении?

5. Одобряете ли вы рыночные отношения, как тип экономических отношений?

6. Занимаетесь ли вы предпринимательской деятельностью? Если да, то, что мешает и способствует вашей деятельности?



Эссе на тему: Иркутская область в 1990-2000 годы.


Примерные темы эссе:


  1. Что преобладает в гидротехническом строительстве – польза или вред для человека и природы?

2. Гармония во взаимоотношениях человека и природы: возможно ли

такое состояние?

  1. Почему, на ваш взгляд, в нашем районе на выборах президента в 1996

Году лидировал В.В.Жириновский?
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гнатюк Марина Владимировна

Дата: 30.07.2014

Номер свидетельства: 110869


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства