Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 5 класс ФГОС »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Нырья»
Кукморского муниципального района
Республики Татарстан
Рассмотрена на заседании
методического объединения и рекомендована к утверждению
Руководитель МО
____________Сергеев Н.А.
Протокол №____от___________
Согласована
Заместитель директора по учебной работе
___________Александрова М.М.
Утверждена
Директор школы
______________Данилов Н.Н.
Приказ №_____от _________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ»
5 КЛАСС (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
ПАВЛОВА МИХАИЛА ВАЛЕРЬЕВИЧА
на 2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «История» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Закон РФ «Об образовании» (в действующей редакции);
- ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом МО и Н РФ от 17 декабря 2010 г. №1897;
- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ с. Нырья» , 2013г.;
- Инструктивное письмо МОиН РТ «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин»;
- Положения о разработке рабочей программы МБОУ «СОШ с. Нырья»;
Данная программа рассчитана на 68 часов в год (по 2 часа в неделю).
Цель изучения:
- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
-освоение значимости периода древности, Античности в истории народов мира, их места в истории мировой цивилизации.
Задачи изучения:
- усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности,
-формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;
-показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества от первобытности к цивилизации;
историческими знаниями и применять их в различных ситуациях.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения курса «История Древнего мира» являются:
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.
Метапредметными результами изучения курса являются:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план );
способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметными результами изучения курса истории являются:
освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;
умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;
владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;
понимание вклада древних народов в мировую культуру.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Наименование разделов и тем
Количество
часов
1
Жизнь первобытных людей
8
2
Древний Восток
20
3
Древняя Греция
21
4
Древний Рим
19
Итого:
68
ТРЕБОВАНИЕ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
• применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
• характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.
3. Работа с историческими источниками:
• читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;
• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
4. Описание (реконструкция):
• рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;
• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.
5. Анализ, объяснение:
• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт ис-торика);
• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
• раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;
• сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия;
• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
• давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
• оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми .
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011
3. Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011
4. Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы - Наталья Шевченко, Алексей Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2014
5. История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2012
6. Арасланова О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина и др. - М.: ВАКО, 2008. – 284 с.
7. Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М.: Просвещение - 2007.
8. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 ч. / Г. И. Годер. - М.: Просвещение, 2011-12.
9. Книга для чтения по истории древнего мира / под ред. А. И. Немировского. - М., 1998;
10. Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие. – М, Творческий центр «Сфера», 2003.
11. Петрович В.Г. и др. Уроки истории в 5 классе – М.: Творческий центр, 2004
12. Брандт М.Ю. Тесты. История древнего мира. 5 класс – М.: Дрофа, 2005
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема урока
Формирование УУД
Дата проведения
Примечание
План.
Факт.
1
Введение . Что изучает история - проблема предназначения исторической науки. Источники знаний о прошлом (виды, проблема датировок и понимания).
П.: Раскрывать значение терминов история, исторический источник. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.
2.09
2
Древнейшие люди
П.: Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Сравнивать первобытного и современного человека.
Определять значение и роль общины в жизни человека
4.09
3
Первобытные охотники и собиратели.
П.: Исследовать на ист.карте географию расселения первобытных людей. Характеризовать новые способы охоты. Составить сравнительную таблицу «Родовая и соседская община». Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя.
9.09
4
Возникновение искусства и религиозных верований.
П.: Рассказывать о наскальной живописи, версиях ее происхождения.
Л.: Понимать свою самобытность и ценить культурное наследие разных религий.
11.09
5
Возникновение земледелия и скотоводства.
П.: Уметь рассказывать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.
16.09
6
Появление неравенства и знати.
Л.: Принятие ценностей группы или сообщества.
П.: Определение понятия ремесло, знать, причины возникновения неравенства и последствия данного процесса. Определять условия, делать выводы.
18.09
7
ПОУ по теме «Первобытное общество»
П.: Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов.
Л.: Уметь доказать свою позицию ( отличие мировоззрения первобытного человека от современного).
23.09
8
Счет лет в истории.История Отечества – часть всемирной истории.
П.: Осмысливать различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Уметь определять историческое время по ленте времени. Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счет времени. Развивать навыки счета в истории в разные эпохи.
25.09
9
Местоположение и природные условия Древнего Египта.
П.: определять влияние природно-климатических условий на жизнь и деятельность человека. Л.: Формировать отношение к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего в развитии мировой истории
30.09
10
Быт земледельцев и ремесленников.
К.: Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их.
Л.: Оценивать достижения культуры.
М.: Составить кроссворд
2.10
11
Жизнь египетского вельможи
П.: Основные категории населения, их положение. Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе.
М.: Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Обобщать и делать выводы.
К.: Работать в малых группах по определенному заданию.
7.10
12
Военные походы фараонов
П.: Причины, цели, направления военных походов, дату самых крупных военных походов, итоги военных походов. Иметь представление о внешнем облике и вооружении египетских воинов.
Л.: Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.
К.: Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке.
9.10
13
Религия древних египтян
П.: Определение понятий храмы, статуи богов, жрецы, основных богов, что считают в Египте чудом света, дату создания пирамиды Хеопса, назначение гробниц. Р.: Определять причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, работать с иллюстрациями, определять значение событий.
К.: Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа.
14.10
14
Искусство Древнего Египта
П.: Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов.
Рассказать о внутреннем устройстве пирамиды.
К.: Подготовить презентации по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями).
16.10
15
Письменность и знания древних египтян
П.: Определение понятий иероглиф. Р.: Определять основные вопросы темы, составлять план ответа. Л.: Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
21.10
16
ПОУ по теме:
« Древний Египет».
Страна большогоХапи
К.: составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).
Р.: анализировать достижения в земледелии.
Л.: Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца. Дать этическую оценку.
23.10
17
Древнее Двуречье.
П.: Определять влияние природно-климатических условий на жизнь и деятельность жителей государства. Прокомментировать письменность Двуречья и выделить ее особенные признаки.
Л.: Формировать отношение к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.
28.10
18
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
П.: знать хронологию правления Хаммурапи, определение понятия закон, основное содержание законов Хаммурапи, чьи интересы защищали данные законы.
Р.: Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть.
Л.: Формировать уважение прав и свобод человека.
30.10
19
Финикийские мореплаватели
П.: основные открытия и достижения финикийцев, определение понятия колония.
Л.: Формирование понимания культурного многообразия мира.
К.: Составить путь, по которому плавали финикийские купцы.
11.11
20
Библейские сказания.
П.: Назначение Библии при изучении истории, составные части содержания Библии, определение понятия Библия.
Л.: Формирование понимания культурного многообразия мира.
Объяснять, почему Библия- наиболее читаемая книга с древности и до наших дней
Р.: Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям.
13.11
21
Древнееврейское царство и его правители.
П.: Решать развивающие и проблемные задачи с использованием видеоресурсов.
Р.: Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи.
18.11
22
Ассирийская держава
П.: Определение понятий держава, условия возникновения данного типа государств, основные даты, связанные с историей Ассирийской державы.
К.: Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысления нового материала.
20.11
23
Персидская держава «царя царей»
П.: Основные даты истории создания Персидской державы.
К.: Работа в группах: пересказ легенд о персидских царях от лица разных персонажей.
25.11
24
Природа и люди Древней Индии
П.: Географическое положение Индии, основные занятия и образ жизни жителей, раскрыть содержание понятия – Буддизм. Л.: Формировать отношение к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.
Р.: Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру.
27.11
25
Индийские касты
Р.: Составлять простой план пунктов параграфа по выбору.
П.: Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы – хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма.
К.: Перечислить достижения древних индийцев в форме передачи «Записки путешественника».
2.12
26
Чему учил китайский мудрец Конфуций
П.: Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Определять и формулировать особенности китайской религии.
Л.: Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости. Соотносить этические нормы конфуцианства и христианства.
4.12
27
Первый властелин единого Китая
П.: Рассказывать об отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Выделять своеобразие древней китайской цивилизации.
Р.: Составлять кроссворды по тематике урока.
9.12
28
ПОУ по разделу: « Древний Восток».
П.: Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учетом просмотра фрагментов видеофильма.
Р.: Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой.
11.12
29
Греки и критяне
П.: Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря. Называть отличительные признаки критской культуры.
К.: Инсценировка мифа о Дедале и Икаре.
Л.: выявление нравственного аспекта поведения главных героев мифа.
16.12
30
Микены и Троя
П.: Выявлять отличия между микенской и критской культурами.
К.: Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. Работа с лентой времени: обозначать падение Вавилона, объединение ЦиньШихуаном Китая, Троянскую войну. Определять, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с другими.
18.12
31
Поэма Гомера «Илиада»
П.: личность Гомера, основное содержание поэм. Работать с первоисточниками, обобщать и делать выводы, определение понятия религия, причины возникновения религии и ее роль в жизни человека, работать с учебником, обобщать и делать выводы.
Л.: Характеризовать образы основных героев «Илиады».
23.12
32
Поэма Гомера «Одиссея»
К.: В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку.
П.: Выделять основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея.
Р.: Читать текст с пометками на полях: понятно или нет, известно или нет.
Л.: Оценить поступки героев. Что нравится, что нет.
25.12
33
Религия древних греков
П.: Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами.
Р.: Выполнять задания по техникам диалогов: « лесенка», «микрофон», «вертушка».
13.01
34
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
П.: Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятия ее населения. Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом.
Р.: Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским.
Работа с новыми терминами
( вставить пропущенные буквы).
15.01
35
Зарождение демократии в Афинах
П.: Знать определение понятий реформы, демократия, хронологию проведения реформ Солона, их значение. Р.: Развивать навыки работы с первоисточником, опорной схемой, умение определять историческое значение событий. Л.: Формировать уважение прав и свобод человека.
К.: Умение вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем.
20.01
36
Древняя Спарта
П.: Географическое положение образ жизни спартанцев. Уметь определять положительные и отрицательные моменты в образе жизни спартанцев.
Л.: Составлять кодекс моральных норм для спартанского юноши.
Р.: Уметь найти новые слова в тексте и составить к ним вопросы.
22.01
37
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей
П.: Определение понятия колония, значение колоний в жизни греческих полисов.
Комментировать наряд грека.
Л.: Принятие ценностей группы или сообщества.
27.01
38
Олимпийские игры в древности
П.: Знать хронологию первых Олимпийских игр.
Составлять развернутый план одной части параграфа.
Л.: Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени.
Р.: Соотносить известное с неизвестным об играх.
29.01
39
Победа греков над персами в Марафонской битве
П.: Причины греко-персидских войн, хронологию, итоги Марафонской битвы и ее значение.
К.: Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ о Марафонской битве.
Л.: Рассказывать о подвиге юноше, сообщившем грекам о победе в Марафоне, дать свою оценку его поступку.
3.02
40
Нашествие персидских войск на Элладу
П.: Причины Греко-персидских войны, хронологию Саламинской битвы, итоги войн.
К.: Инсценировать события одного из сражений.
Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ – о создании военного флота; - о Фермопильском сражении; - о Саламинской битве.
5.02
41
В гаванях афинского порта Пирей.
П.: Сравнивать военную и торговые гавани. Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека. Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. К.: Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ о гаванях.
Р.: Получать дополнительную информацию на основе иллюстраций к тексту.
10.02
42
В городе богини Афины
П.: Рассказывать о наиболее значимых частях Афин.
Л.: Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин.
Р.: Составить план виртуальной экскурсии по Акрополю.
К.: Составить кроссворд на самостоятельно выбранную тему ( в соответствии с темой урока).
12.02
43
В афинских школах и гимнасиях.
П.: Особенности образования в Древней Греции. Сравнивать, обобщать и делать выводы.
К.: Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям.
17.02
44
В театре Диониса
П.: Историю создания и развития театра в Древней Греции и вклад Греции в историю развития мировой культуры.
Л.: Оценивать роль современного театра для общества.
19.02
45
Афинская демократия при Перикле
П.: Определение понятия демократия, содержание реформ Перикла и их значение.
Л.: Формировать уважение прав и свобод человека.
Дать оценку деятельности Перикла поразвитии демократии в Афинах.
Р.: Строить предположение о том, что было, если бы у власти был другой стратег.
24.02
46
Города Эллады подчиняются Македонии
П.: Причины поражения греков в борьбе с Македонией, даты основных сражений.
Сравнивать политический курс Филиппа и Александра.
Р.: Объяснить смысл выражений «филиппика», «груженный золотом осел может взять непреступную крепость».
26.02
47
Поход Александра Македонского на Восток
П.: Хронологию основных событий, причины военных успехов Александра Македонского. Уметь составлять схему походов А. Македонского.
Л.: Оценивать поступки А. Македонского, его противников.
3.03
48
В Александрии Египетской
П.: Причины и хронологию распада державы Александра Македонского. Показать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы.
К.: Рассказывать об Александрии- центре эллинистического мира. Сравнить Александрию и Афины.
5.03
49
Проверочная работа по разделу: «Древняя Греция».
П.: Основное содержание, понятия, хронологию основных событий данной темы, характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии.
Р.: Уметь отделять известное от неизвестного.
10.03
50
Древнейший Рим
П.: Анализировать карту. Географическое положение Рима, природно-климатические условия, дату основания Рима. Делать сравнение, использовать информацию для получения знаний из различных источников.
Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима.
К.: Рассказывать легенды, связанные с историей Рима.
12.03
51
Завоевание Римом Италии
П.: Определение понятия республика, виды данной формы управления, основные даты событий.
Р.: Соотносить возникновение крылатых слов с событиями в истории Рима.
17.03
52
Устройство Римской республики
П.: Основные органы управления, их функции, способ формирования, определение понятия аристократическая республика
Л.: Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.
19.03
53
Карфаген – преграда на пути к Сицилии.
П.: Причины, хронологию основных событий, итоги войны, работать с опорной схемой, обобщать и делать выводы.
Л.: Характеризовать и оценивать цели, поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами.
24.03
54
Установление господства Рима во всем Восточном Средиземно-морье
П.: Причины, хронологию основных событий, итоги войны, работать с опорной схемой, обобщать и делать выводы.
Л.: Описание по рисунку триумф. Какие чувства вызвало бы у вас это зрелище, окажись вы в Др. Риме.
26.03
55
Рабство в Древнем Риме
П.: Определение понятия рабство, положение рабов.определять причинно-следственные связи.
К.: Умение работать в малых группах, сост. рассказ от имени рабов, выполнявших разные виды работ.
7.04
56
Земельный закон братьев Гракхов
П.: Причины проведения земельной реформы в Риме, основное содержание и значение реформы.
Л.: Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищенных римлян.
9.04
57
Восстание Спартака
П.: Причины, основные события, их хронологию, итоги восстания, лидер восстания.
Л.: Формировать уважение прав и свобод человека.
К.: Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса.
14.04
58
Единовластие Цезаря
П.: Определение понятия диктатор, хронологию установления единовластия Цезаря, причины гибели.
Л.: Анализировать поступки и действия Ю.Цезаря.
16.04
59
Установление империи
П.: Определение понятия империя, дату установление империи в Риме.
Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа.
Л.: Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть.
Р.: Объяснять причины завершение гражданских войн в Риме.
21.04
60
Соседи Римской империи
П.: Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи.
К.: Рассказывать о племенах- соседях Римской империи и их взаимоотношениях.
23.04
61
Рим при императоре Нероне
П.: Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в 1 в. н. э. Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме.
П.: Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об ист. деятелях и их поступках.
Л.: Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиций общечел. Ценностей.
Р.: Высказывать предположение о том, почему варварам удалось уничтожить Зап. Рим. Имп.
14.05
67
Промежуточная аттестация
19.05
68
Итоговое повторение
П.: Показывать на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст.
Л.: Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни, повседневности.
К.: Решать кроссворды, проблемные задания.
21.05
ПРИМЕРНОЕ ЗАДАНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ТЕСТ)
I вариант
1. Важнейшее занятие «человека умелого»
а) земледелие
б) собирательство
в) скотоводство
г) пчеловодство
2. Человеческий коллектив, пришедший на смену человеческому стаду
а) соседская община
б) родовая община
в) государство
г) объединение государств
3. На берегах какой реки образовалось государство Древний Египет?
а) Тигр б) Евфрат в) Нил г) Ганг
4. Как называется человек, который является «собственностью» своего господина?
а) крестьянин
б) вельможа
в) раб
г) фараон
5. В каком году Тутмос III совершил самые крупные завоевания?
а) 2600 г. до н.э.
б) 3000 г. до н.э.
в) 1500 г. н.э.
г) 1000 г. н.э.
6. Как называется письменность, существовавшая в Вавилонском царстве?
а) алфавит б) иероглифы в) клинопись г) черты и резы
7. Чьи интересы защищали законы царя Хаммурапи?
а) рабовладельцев
б) рабов
в) чужеземцев
г) рабов-должников
8. В какой стране были изобретены сахар, ткани из хлопка, шахматы?
а) Вавилон б) Китай в) Индия г) Финикия
9. На морях, с трех сторон омывающих Грецию, много островов. Самый большой из них?
а) Родос б) Итака в) Крит г) Кипр
10. Статую богини Афины создал
а) Фидий б) Мирон в) Поликлет г) Софокл
11. Марафонская битва была в
а) 509 г. до н. э.
б) 500 г. до н. э.
в) 490 г. до н. э.
г) 480 г. до н. э.
12. Какой маленький город отважился помочь Афинам во время первого вторжения персов в Грецию?
а) Спарта б) Платеи в) Коринф г) Милет
I.2
13. Главная площадь Афин
а) Акрополь б) Агора в) Керамик г) Форум
14. Храм Парфенон был посвящен богине
а) Нике б) Афине в) Афродите г) Гере
15. Саламинское сражение описал его участник, поэт
а) Эсхил б) Еврипид в) Софокл г) Геродот
16. Главным портом Афинского государства в V в. до н. э. был
а) Карфаген б) Милеет в) Пирей г) Платеи
17. Кто написал комедию «Птицы»?
а) Софокл
б) Аристофан
в) Эсхил
г) Еврепид
18. Как называется государство, в котором правит один человек?
а) республика
б) монархия
в) рабовладельческая демократия
г) принципат
19. Реформы Солона были проведены в
а) 770 г. до н. э.
б) 650 г. до н. э.
в) 594 г. до н. э.
г) 490 г. до н. э.
20. Старейшиной острова Итака был
а) Полифем
б) Алкиной
в) Одиссей
г) Эгей
21. Самостоятельные государства в Греции называли
а) колониями
б) полисами
в) городами
г) республиками
22. Когда началось восстание под руководством Спартака?
а) 65 г. до н. э.
б) 71 г. до н. э.
в) 74 г. до н. э.
г) 82 г. до н. э.
23. Что побудило Тиберия Гракха бороться за принятие земельного закона?
а) ослабление войска
б) усиление войска
в) страдания бедняков
г) разорение крестьян
24. Молодой римский полководец, выдвинувший смелый план нанесения удара по Карфагену?