kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение технологии "Критическое мышление" при обучении студентов колледжа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные условия развития казахстанского общества ставят перед системой образования новые цели. Наиболее важной из них является формирование свободной и активной личности, способной принимать обдуманные, взвешенные решения. Сегодня республика нуждается в специалистах, умеющих творчески мыслить, владеющих новейшими технологиями, способными инициировать и реализовывать проекты на международном уровне. Развитие рационального, критического мышления — одна из общепризнанных в зарубежной педагогике образовательных целей на протяжении десятилетий. Как уже известно, в настоящее время интеллектуальное развитие человека определяется не объемом знаний, сведений, удерживаемых в памяти, объемом научной информации, а готовностью человека к отбору необходимых знаний путем критического анализа, осмысления информации и умением самостоятельно принимать решение. Сложившаяся социальная ситуация качественно по-новому поставила проблему формирования критического мышления обучающихся, потребовала педагогического переосмысления содержания этого понятия.

Как же определить критическое мышление?

 Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное.

Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение технологии "Критическое мышление" при обучении студентов колледжа »

Жетписбаев Дархан Балгабаевич

Учитель истории

Автодорожного колледжа г. Актобе



Критическое мышление есть мышление самостоятельное

Современные условия развития казахстанского общества ставят перед системой образования новые цели. Наиболее важной из них является формирование свободной и активной личности, способной принимать обдуманные, взвешенные решения. Сегодня республика нуждается в специалистах, умеющих творчески мыслить, владеющих новейшими технологиями, способными инициировать и реализовывать проекты на международном уровне. Развитие рационального, критического мышления — одна из общепризнанных в зарубежной педагогике образовательных целей на протяжении десятилетий. Как уже известно, в настоящее время интеллектуальное развитие человека определяется не объемом знаний, сведений, удерживаемых в памяти, объемом научной информации, а готовностью человека к отбору необходимых знаний путем критического анализа, осмысления информации и умением самостоятельно принимать решение. Сложившаяся социальная ситуация качественно по-новому поставила проблему формирования критического мышления обучающихся, потребовала педагогического переосмысления содержания этого понятия.

Как же определить критическое мышление?

Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное.

Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.

Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные.

Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением – это словно подтверждает нашу правоту. Критически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-то точку зрения. Самостоятельность, таким образом, есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления.

Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Как иногда говорят, “трудно думать с пустой головой”. Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору “сырья” – фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций. Однако и преподавательская работа не сводится к одному только обучению критическому мышлению: мы учим своих подопечных воспринимать самые сложные понятия и удерживать в памяти самые разнообразные сведения.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Человеческие существа любопытны по своей природе. Мы замечаем что-то новое – и хотим узнать, что это такое.

 Любопытство, таким образом, есть неотъемлемое свойство всего живого. Мы с вами больше привыкли наблюдать это свойство у малышей, чем у старшеклассников и студентов – увы, зачастую таково воздействие школьного образования на детские умы.

Однако подлинный познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей.

При подготовке к занятиям учитель должен определить круг стоящих перед учениками проблем, а в дальнейшем, когда ученики будут к этому готовы, помочь им сформулировать эти проблемы самостоятельно. Благодаря критическому мышлению учение из рутинной “школярской” работы превращается в целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой ученики проделывают реальную интеллектуальную работу и приходят к решению реальных жизненных проблем. Собирая данные, анализируя тексты, сопоставляя альтернативные точки зрения и используя возможности коллективного обсуждения, они ищут и находят ответы на волнующие их вопросы.

В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.

Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.

Всякая аргументация содержит в себе три основных элемента. Центром аргументации, главным ее содержанием является утверждение (называемое также тезисом, основной идеей или положением). Утверждение поддерживается рядом доводов. Каждый из доводов, в свою очередь, подкрепляется доказательствами. В качестве доказательств могут использоваться статистические данные, выдержки из текста, личный опыт и вообще все, что говорит в пользу данной аргументации и может быть признано другими участниками обсуждения.

Под всеми названными элементами аргументации – утверждением, доводами и доказательствами – лежит элемент четвертый: основание.

Основание – это некая общая посылка, точка отсчета которая является общей для оратора или писателя и его аудитории и которая дает обоснование всей аргументации. К примеру, автор заявляет, что уличные художники вправе помещать свои граффити по общественных зданиях (утверждение), поскольку эти рисунки выражают их личные убеждения (довод) и порой представляют собой художественную ценность (еще один довод). Затем автор приводит доказательства – допустим, выдержку из Конституции страны о

праве на свободу слова или цитату из работы политического философа, который утверждает, что каждый человек имеет право на самовыражение. Кроме того, автор может привести примеры граффити, имеющие художественную ценность.

Основанием или посылкой выстроенной им аргументации служит идея о свободе слова как особо важном праве человека.

Формирование критического мышления студентов мы рассматриваем как осознанное целенаправленное взаимодействие преподавателей и студентов, в процессе которого раскрывается потенциал способностей студентов: формируются умения анализировать информацию с позиции логики, ставить новые вопросы, принимать независимые продуманные решения, выносить обоснованные оценки и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям и проблемам; умения занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и обосновать ее, выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.

Модель формирования критического мышления студентов в образовательном процессе технического вуза, структурными компонентами которой являются: цель (формирование критического мышления студентов), этапы: установочный, мотивационный, операциональный, результативный и уровни сформированности критического мышления: элементарный, допустимый, оптимальный, творческий; задачи, которые преподаватель решает на каждом этапе (диагностика сформированное™ критического мышления студентов; создание условий для формирования критического мышления студентов; создание условий для дальнейшего развития критического мышления студентов; анализ и коррекция уровней сформированности критического мышления студентов) и функции преподавателей по его формированию (диагностическая, формирующая, развивающая, сопровождающая); формы, методы и приемы (диалог, анализ ситуаций, тренинги, моделирование, ролевая игра с неизвестным финалом, научно-исследовательская деятельность студентов, составление кластера, написание эссе, «пометки на полях», составление маркировочной таблицы ЗУХ; «светофор», лекция со стопами, «ТиТ» - толстые и тонкие вопросы, «схематизация»); результат - сформированность критического мышления студентов.

Критерии и показатели сформированности критического мышления студентов - будущих инженеров:

- системность мышления (способность выделять существенные связи, строить целостный образ проблемной ситуации); показатели: умения -устанавливать причинно-следственные связи и отношения, структурировать и классифицировать информацию выделять и соотносить различные аспекты анализа и его результатов; качества личности - организованность;

- нестандартность мышления (способность развивать собственные нестандартные интеллектуальные схемы при работе с новой информацией и проблемами); показатели: умения - предлагать неочевидные подходы к анализу проблемы и способы решения, рассматривать проблему с новых, нетрадиционных сторон; качества личности - креативность;

- гибкость мышления (способность адаптировать интеллектуальные схемы при работе с новой информацией в зависимости от развития ситуации); показатели: легко изменять способы и подходы к решению в соответствии с необходимыми решениями и требованиями, легко адаптироваться в изменившейся ситуации); качества личности - мобильность;

- самостоятельность мышления (способность к выходу за пределы поставленных задач, рационально оценивая реальную ситуацию); показатели: умения - принимать самостоятельные решения, исходя из реальных условий, брать на себя право формулирования целей в сложных неочевидных ситуациях, ситуациях неопределенности; качества личности - ответственность;

- рефлексивность мышления (способность к анализу собственной деятельности, поиску новых способов понимания ситуаций и инструментов решения проблем); показатели: умения - выявлять проблему, фиксировать несогласованности в различной информации и ситуациях, формулировать продуктивные противоречия, оценивать собственный мыслительный процесс; качества личности - саморегуляция.

Обучение критическому мышлению – это лишь часть многогранной работы преподавателя.

Мыслить критически можно в любом возрасте: не только у студентов, но даже у первоклассников накоплено для этого достаточно жизненного опыта и знаний. Разумеется, мыслительные способности

Совершенствуются при обучении, но даже малыши способны думать критически и вполне самостоятельно (все, у кого есть дети, прекрасно это знают). В своей познавательной деятельности ученики и учителя, писатели и ученые подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Применение технологии "Критическое мышление" при обучении студентов колледжа

Автор: Жетписбаев Дархан Балгабаевич

Дата: 15.03.2015

Номер свидетельства: 187056

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Компетентностный подход во внеурочной деятельности студентов  колледжа"
    ["seo_title"] => string(73) "kompietientnostnyipodkhodvovnieurochnoidieiatielnostistudientovkolliedzha"
    ["file_id"] => string(6) "320973"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461179793"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Самостоятельная работа как способ развития и воспитания студентов (опыт работы преподавателей цикла ОПД)"
    ["seo_title"] => string(99) "samostoiatielnaiarabotakaksposobrazvitiiaivospitaniiastudientovopytrabotypriepodavatielieitsiklaopd"
    ["file_id"] => string(6) "299913"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456635823"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства