Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках истории
Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках истории
В условиях современного общества, которое переживает активный процесс цифровой трансформации, важной задачей для общеобразовательных организаций является управление развитием воспитательной системы. Цифровая трансформация оказывает значительное влияние на образование и требует изменений в подходах к воспитанию и развитию учащихся. В данной статье будут рассмотрены основные аспекты управления развитием воспитательной системы общеобразовательной организации в условиях цифровой трансформации, а также предложены практические рекомендации для эффективной реализации этого процесса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках истории»
УДК 371.333
Управление развитием воспитательной системы общеобразовательной организации в условиях цифровой трансформации
Managing the development of the educational system of a general education organization in the context of digital transformation
Ефремова-Шершукова Н.А.
Summary:В условиях современного общества, которое переживает активный процесс цифровой трансформации, важной задачей для общеобразовательных организаций является управление развитием воспитательной системы. Цифровая трансформация оказывает значительное влияние на образование и требует изменений в подходах к воспитанию и развитию учащихся. В данной статье будут рассмотрены основные аспекты управления развитием воспитательной системы общеобразовательной организации в условиях цифровой трансформации, а также предложены практические рекомендации для эффективной реализации этого процесса.
Цифровая трансформация – это процесс проникновения цифровых технологий во все сферы общества, включая образование. Современные учащиеся активно используют цифровые устройства и интернет, что требует от общеобразовательных организаций адаптации и развития новых воспитательных стратегий.
Образование сталкивается с серьезными проблемами: ожидается, что оно предоставит детям и подросткам компетенции, которые им понадобятся в будущем, для рассмотрения неформальных способов обучения и применения цифровых технологий и современных педагогических методов для решения этих проблем [1, с. 393].
В современном мире цифровых технологий и информационного общества развитие воспитательной системы общеобразовательных учреждений становится одной из основных задач, стоящих перед образовательными организациями.
В условиях быстрого развития информационных технологий и цифрового общества, воспитательная система общеобразовательных учреждений сталкивается с необходимостью адаптации и приспособления к новым требованиям и возможностям. Цифровая трансформация оказывает значительное влияние на образовательный процесс и воспитание учащихся, требуя новых подходов и стратегий управления развитием воспитательной системы.
Цифровизация подразумевает проникновение информационных технологий во все сферы общественной жизни, в том числе в образование. Образовательные учреждения должны адаптироваться к новым реалиям, внедрять цифровые технологии в учебный процесс и воспитательную работу. Вместе с тем, необходимо осознавать, что цифровые инструменты не заменяют педагога и его роль в воспитании. Они становятся лишь средством для более эффективного и качественного осуществления воспитательной работы.
Трансформация воспитательных педагогических инструментов и подходов проявляется в появлении новых образцов и моделей, которые повышают эффективность самоактуализации субъектов воспитательно-образовательного процесса [2, с. 151].
Управление развитием воспитательной системы в условиях цифровой трансформации представляет собой сложный процесс, включающий в себя определение целей и задач, разработку стратегии развития, организацию работы педагогов и взаимодействие с родителями и учащимися. Также важным аспектом является анализ эффективности и результативности проводимой воспитательной работы, регулярное самоорганизующееся управление, исследование опыта и его рефлексия, развитие контроля и оценки качества воспитательной деятельности.
Цифровые технологии вносят значительные изменения в образовательный процесс. Включение компьютеров, интерактивных досок, онлайн-ресурсов и других средств обучения позволяет учащимся получать доступ к информации и развивать навыки самостоятельного поиска и анализа. Однако использование цифровых технологий требует не только соответствующей инфраструктуры, но и компетентности педагогов в их использовании.
Педагоги должны быть готовы к использованию цифровых технологий в своей работе, а также способны оценить и выбрать эффективные образовательные ресурсы. Для этого необходимо предоставлять педагогам возможности для профессионального развития и повышения своей компетентности в области цифрового образования.
Руководство общеобразовательной организации играет важную роль в управлении развитием воспитательной системы. Он должен создать условия для успешного внедрения цифровых технологий, обеспечивать поддержку и мотивацию педагогов, а также осуществлять контроль и оценку результатов внедрения цифрового образования.
В условиях развития информационных технологий появляется актуальная потребность в овладении обучаемыми навыками в работе с ними, а также внедрении новых моделей образования. Использование в образовательном процессе инновационных информационных технологий, позволяет формировать и развивать IT грамотность, а впоследствии IT компетентность обучающихся, оказывать на них целенаправленное воспитательное воздействие [3, с. 80].
Успешное управление развитием воспитательной системы в условиях цифровой трансформации также зависит от сотрудничества с родителями. Родители играют важную роль в поддержке и мотивации учащихся в использовании цифровых технологий, а также в участии в образовательном процессе. Общеобразовательным организациям следует активно вовлекать родителей в цифровую воспитательную практику, проводить с ними консультации и образовательные мероприятия.
В управлении развитием воспитательной системы следует уделять особое внимание этическим и безопасным аспектам использования цифровых технологий. Важно обеспечить защиту личных данных учащихся, обучать их основам этического поведения в интернете, а также проводить профилактику и обучение вопросам кибербезопасности.
Преимущества цифровой трансформации в воспитательной системе: управление развитием воспитательной системы в условиях цифровой трансформации имеет ряд преимуществ. Это включает более доступный доступ к образовательным ресурсам и информации, индивидуальную адаптацию образовательного процесса, повышение мотивации учащихся и развитие их критического мышления, а также расширение возможностей для сотрудничества и обмена опытом.
Управление развитием воспитательной системы в условиях цифровой трансформации также представляет новые вызовы и перспективы. Многообразие цифровых технологий и постоянные изменения в их развитии требуют от педагогов гибкости и адаптивности. Однако цифровая трансформация также предоставляет огромные возможности для инноваций, персонализации образования и обогащения учебного процесса.
В условиях цифровой трансформации основными аспектами управления развитием воспитательной системы общеобразовательной организации являются:
1. Интеграция цифровых технологий и образовательных программ. Управление развитием воспитательной системы должно включать внедрение цифровых технологий в образовательный процесс. Это может включать использование интерактивных онлайн-платформ для обучения, электронных учебников, вебинаров, электронных журналов и других цифровых инструментов.
2. Подготовка и развитие педагогов. Управление развитием воспитательной системы должно включать подготовку и развитие педагогов в области цифровых технологий. Обучение педагогов использованию цифровых инструментов и технологий должно быть осуществлено через систему профессионального развития, обучающие курсы, семинары и другие формы образования.
3. Содействие доступности цифровых технологий для всех участников образовательного процесса. Управление развитием воспитательной системы должно включать предоставление доступа к цифровым технологиям и оборудованию для участников образовательного процесса, включая учащихся, педагогов и родителей.
4. Мониторинг и оценка эффективности цифровых технологий. Управление развитием воспитательной системы должно включать мониторинг и оценку эффективности использования цифровых технологий в образовательном процессе.
5. Развитие цифровой культуры и этики. Управление развитием воспитательной системы должно включать развитие цифровой культуры и этики среди участников образовательного процесса.
6. Планирование и адаптация образовательного процесса к изменяющимся условиям. Управление развитием воспитательной системы должно включать планирование и адаптацию образовательного процесса, чтобы соответствовать быстро меняющимся условиям цифровой трансформации.
Рекомендации для эффективного управления развитием воспитательной системы:
Разработка долгосрочной стратегии развития воспитательной системы с учетом цифровой трансформации.
Обеспечение доступа к современным цифровым технологиям и ресурсам для обучающихся и педагогов.
Организация систематического обучения педагогов по вопросам использования цифровых технологий в воспитательной деятельности.
Создание условий для педагогического сотрудничества и обмена опытом в области цифровой воспитательной практики.
Анализ и оценка эффективности использования цифровых технологий в воспитательной системе.
Управление развитием воспитательной системы общеобразовательной организации в условиях цифровой трансформации является сложным, но необходимым процессом. Оно включает в себя адаптацию воспитательной практики к цифровым технологиям, развитие цифровой грамотности педагогов, активную роль руководства и мониторинг эффективности. Реализация эффективного управления развитием воспитательной системы позволит общеобразовательным организациям успешно адаптироваться к изменениям, обеспечивать качественное образование и эффективно формировать навыки и компетенции, учащихся в эпоху цифровой трансформации.
Список источников
Джамалдинова М.А., Джамалдинов М.А. Организация системы воспитательной работы в условиях всеобщей цифровизации образования // Совершенствование науки в наши дни: междисциплинарные аспекты. Материалы XLIV Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2022. С. 393.
Калинкина Н.Б. Трансформация воспитательной деятельности школы в условиях цифровизации // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 1-1. С. 151.
Вахнина В.В., Васильева В.А. Особенности влияния цифровой трансформации образования на воспитание подрастающего поколения. Материалы Международной конференции: XI социально-педагогических Калабалинских чтений, Москва, 26 января 2022 г. / под ред. Л.В. Мардахаева. - М.: Перспектива, 2022. – с. 80.