Просмотр содержимого документа
««Применение современных педагогических технологий на уроках истории»»
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА№146 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Доклад
«Применение современных педагогических технологий
на уроках истории»
Подготовила:
учитель истории
Захарова Ю.И.
Донецк 2019
Содержание
Введение
Глава 1. Современные педагогические технологии в образовании
1.1 Понятие «педагогическая технология»
1.2 Классификации педагогических технологий
1.3 Требования к организации педагогического технологического процесса в обучении
Глава 2. Современные технологии на уроках истории
2.1 Применения педагогических технологий в процессе преподавания истории в общеобразовательных школах
2.2 Использование педагогических технологий на уроках истории
Заключение
Список литературы
Введение В современной педагогике существует множество технологий обучения. Все они схожи в одном: каждая технология основана на определенной педагогической концепции. Именно концепция определяет направленность, структурные составляющие и предполагаемый результат педагогического процесса. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. В этой связи необходимо учитывать те новые цели и задачи, которые определяют направление развития современной системы исторического образования.
Проблема современных педагогических технологий получила широкое освещение в научной литературе. Новые педагогические разработки все чаще находят применение в образовательном процессе. Однако до сих пор не теряют своей актуальности высокоэффективные педагогические системы Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Д. Локка, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. В 1970-1980-е гг. новые педагогические системы создали Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др.
Цель работы - теоретический обзор современных педагогических технологий, используемых на уроках истории в школе.
Задачи:
1. Раскрыть сущностные характеристики понятия "педагогическая технология".
2. Рассмотреть классификации педагогических технологий;
3. Проанализировать современные педагогические технологии.
4. Выявить условия требования к организации технологического процесса в обучении.
Объект - педагогические технологии.
Предмет - условия применения педагогических технологий в образовательном процессе.
Глава 1. Современные педагогические технологии1.1 Понятие «педагогическая технология» В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. [5, с.158] В толковом словаре технология рассматривается как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Б. Т Лихачёв считает, что педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. По мнению В.П. Беспалько, педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса. И.П. Волков высказывает мысль о том, что педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения. В.М. Шепель приходит к выводу, что технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния. По М. Чошанову технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы. В.М. Монахов представляет педагогическую технологию как модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя ЮНЕСКО считает педагогическую технологию системным методом создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования. М.В. Кларин говорит о педагогической технологии, как о системной совокупности и порядке функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. [2, с.14] На современном этапе развития педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных источников. Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами. 1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; 2) процессуально-описательным: алгоритм процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; 3) процессуально-действенным: осуществление педагогического процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. [7, с.15] 1.2 Классификации педагогических технологий Многообразие типологий педагогических технологий обусловлено различными критериями их выделения:
По уровню применения (общепедагогические, частно-методические и локальные ); По философской основе ( материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские и др.); По ведущему фактору психического развития (биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические); По позиции и отношению к ребенку (авторитарные, дидактоцентрические, личностно-ориентированные, гуманно-личностные, технологии сотрудничества); По категории обучающихся (массовая, продвинутого уровня, гимназического, лицейского образования и др). [2, c.11] По типу организации и управления познавательной деятельностью (разомкнутая, цикличная, рассеянная, индивидуальная, наконец, автоматизированная); По способу-методу-средству (догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, диалоговые, коммуникативные, игровые, творческие, программированного, проблемного, развивающего и др.).
Из всего многообразия эффективными являются те технологии, в которых используется язык естественного общения (И.А. Колесникова) людей, а человек выступает как основной информационный знак. Технология не отменяет ни методику, ни педагогическую теорию. Педагогическая теория анализирует такие вопросы, как выработка цели воспитания, отбор содержания образования, определения сущности законов и закономерностей, принципов, форм и движущих сил учебно-воспитательного процесса. Методика, детализирует общие вопросы с учетом специфики конкретного предмета. Технология же разрабатывает определенные принципы и правила реализации конкретных задач, конструирует учебный процесс и строго задает определенную последовательность процедур, шагов, направленных на достижение гарантированного результата. Условно говоря, методика дает ответ на вопрос "Что и как можно сделать для достижения тех или иных педагогических целей?", а технология - на вопрос "Что и как необходимо сделать, чтобы добиться конкретных результатов обучения и воспитания?". [8,c.4] 1.3 Требования к организации педагогического технологического процесса в обучении Педагогическая технология в максимальной степени связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят: а) концептуальная основа; б) содержательная часть обучения:
цели обучения - общие и конкретные; содержание учебного материала;
в) процессуальная часть - технологический процесс:
организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности школьников; методы и формы работы учителя; деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса. [7, c.23]
Глава 2. Современные технологии на уроках истории2.1 Применение педагогических технологий в процессе преподавания истории вобщеобразовательных школах Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием новых педагогических технологий, позволяющих значительно повысить эффективность обучения. Чтобы узнать педагогические технологии, необходимо познакомиться с ними, изучить их. Примеры новых педагогических технологий, применяемых на уроках истории: Игровые технологии. Игра на уроке истории - активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой "оживают" и "действуют" люди - участники исторической драмы. Главная цель такого занятия - это создание игрового состояния - специфического эмоционального отношения субъекта к исторической действительности. Понятно, что такая трудная задача требует от ученика мобилизации всех знаний и умений, побуждает осваивать все новые и новые знания и углублять их, расширяет его кругозор. Виды игр:
Деловая игра моделирует ситуацию более поздней эпохи по сравнению с исторической обстановкой, ученик получает в ней роль только нашего современника или потомка, изучающего исторические события (археолога, писателя, журналиста); игра-обсуждение, в процессе которой воссоздается воображаемая ситуация современности со спором, дискуссией (диспуты, круглые столы журналистов, телемосты и киностудии и др.). В своей обучающей основе такая игра очень близка к дискуссионной деятельности, ибо целиком строится на учебном диалоге. игра-исследование, которая строится также на воображаемой ситуации современности, изучающей прошлое, но в отличие от предыдущей формы основана на индивидуальных действиях "героя", который пишет очерк, письмо, школьный учебник, фрагмент книги, газетную статью, научный доклад о том или ином историческом событии. Ретроспективная игра, в ходе которой моделируется ситуация, ставящая учащихся в позицию очевидцев и участников событий в прошлом, каждый ученик получает роль представителя определенной общественной группы или даже исторической личности. Главным признаком игры такого типа является "эффект присутствия" - "так могло быть".
Игра находит широкое применение в учебно-воспитательном процессе. Данная технология привлекает учащихся, они активно принимают участие в учебном процессе и также способствует более быстрому усвоению и закреплению материала. Технология обучения диалогу. Технология представлена работой в парах, где ученики по выделенному абзацу учебного текста по очереди спрашивают друг друга. После вопроса следует ответ, который должен обязательно заканчиваться вопросительным предложением, обращенным к своему напарнику (упражнение "диалоговая змейка”) Учеников следует научить искусству задавать разные вопросы по поводу одной и той же информации. [1, с.30] Технология критического мышления. Цель технологии: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только при изучении учебных предметов, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные явления). Технология хороша тем, что ребята учатся адаптироваться к меняющимся условиям, общаться, работать в диалоге, получать знания самостоятельно, брать на себя ответственность. Включает в себя 3 фазы: вызов, осмысление, рефлексия. Каждой стадии урока соответствуют определенные технологические приемы: бортовой журнал, взаимообучение, трехчастный дневник, зигзаг, инсерт, кластер, шляпы мышления, чтение со стопами, синквейн., толстые и тонкие вопросы, портфолио (папка творческих работ ученика или группы учащихся, одна из форм проведения письменной рефлексии). [1, с.33] Технология проблемного обучения. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает содержанием предмета. Как создать такую ситуацию:
Можно использовать факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью. Можно создать ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями. Можно создать ситуацию несоответствия, когда жизненный опыт учащихся противоречит научным данным, предъявленным в условии задачи.
Использование проблемного подхода в обучении, позволяет достигать определенных результатов:
активизация мыслительной деятельности (умение анализировать, сравнивать, обобщать); формирование положительной мотивации к изучению предметов, познавательного интереса; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
2.2 Использование педагогических технологий на уроках истории Применение различных современных педагогических технологий. 6 класс. Тема «Возникновение и устройство Римской республики». Наиболее продуктивной для урока является эвристическая беседа (учитель путем постановки перед учащимися определенных вопросов и совместных с ними логических рассуждений подводит их к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых явлений, процессов, правил и т.п.). При этом, учитель побуждает учащихся воспроизводить и использовать имеющиеся у них теоретические и практические познания, производственный опыт, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения. [10; c.42] Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, что в значительной степени способствует осмыслению к систематизации знаний и опыта учащихся, положительно влияет на развитие мышления учащихся, прежде всего творческого мышления. В данном методе важно добиться полного внимания учащихся, не перебивать их и внимательно выслушивать, а затем предлагать продолжить. Сильные стороны данной технологи: 1) Экономия времени на уроке; 2) оперативное повторение изученного материала; 3) применение в классах с разным уровнем подготовки; 4) активизация познавательной активности учащихся. 6 класс. Тема «Восточный поход Александра Македонского». Технология развивающего обучения. Наиболее продуктивной является работа с рабочими тетрадями по предмету. В тетрадях предусмотрен широкий спектр развивающих заданий:
шифрограммы; кроссворды; логические задания; контурные карты; работа с документами, составление схем и таблиц, пакеты с ошибками; составление рассказов и сказок; работа с датами и понятиями; задачи на соотнесение событий, дат, имен; решение логических и практических задач. [3; с.21]
Использование рабочих тетрадей в комплексе с учебно-методическими материалами дает высокие положительные результаты:
разнообразие в применяемых методах, приемах и формах обучения; повышение качества усвоения материала; способствует тому, что у учеников накапливаются оценки; учебной деятельностью занят каждый учащийся; повышается интерес к предмету за счёт нестандартных и разноплановых заданий среди учащихся возрастает; экономится учебное время; развивается логика, мышление, устная и письменная речь.
6 класс. Тема «Города-государства Древней Греции». Игровые технологии. Игра позволяет учащимся в непринужденной форме усвоить необходимый материал. [4; с 28] Игровая технология всегда даёт положительный эффект, так как:
позволяет вовлечь всех учащихся класса в процесс обучения; создает образное восприятие учащимися исторических событий; позволяет учащимся раскрепоститься психологически; помогает учащимся лучше запомнить учебный материал.
8 класс. Тема «Реформы Петра I». Технология проблемного обучения. Данная технология активизирует учащихся, развивает их логическое мышление. Перед учащимися ставится проблема ( проблемный вопрос, график, чертеж, рисунок, сравнительные таблицы и др. ).[9; с 54] Проблемными являются те вопросы, которые вызывают у учащихся интеллектуальные затруднения, и в тоже время посильные для самостоятельного нахождения ответа. Формулировка вопроса логически должна быть связана не только с новыми, но и прежними знаниями ученика. Также в рамках данной технологии необходимо привлекать учащихся к работе с учебником. Для проблемного обучения важно научить ученика самостоятельно работать с учебником, вырабатывая навыки умения осмысленного чтения. Используя такие приемы работы выделить главную мысль параграфа, составить план, ответить на вопросы, составить вопросы к тексту, постановка вопросов к себе и поиск ответов. [6; с.67] Следуя рекомендациям А.В. Хуторского урок необходимо разделить на четыре этапа: 1) постановка проблемного вопроса или создание проблемной ситуации; 2) выдвижение гипотезы по решению проблемной ситуации; 3) поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, осмысление проблемы, обобщение материала; 4) дискуссия. Аргументированные выступления, синтез гипотез, обобщение, выводы. [2; с.42] В решении проблемы можно выделить несколько способов: 1. Проблему решает педагог (сам ставит проблему и сам ее решает, излагая материал урок). 2. Беседа, учитель ставит перед учениками проблему и предлагает совместно найти решение. 3. Работа в малых группах. Класс делится на несколько групп и каждая группа после недолгого обсуждения, предлагает свой вариант решения проблемы. С помощью таких способов, каждый учащийся будет вовлечён в поиск разрешения проблемной ситуации. Во всех классах практически на всех уроках целесообразно использовать современные информационные технологии. [3; с 9] Информационно-коммуникационные технологии способны:
повысить уровень наглядности на уроке; стимулировать познавательный интерес к истории; придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер; способствовать обновлению содержательной стороны предмета; индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников; учителю, применяющему ИКТ на уроках легче установить контакт с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными ПК; использование компьютера на уроках истории, позволяет готовить к жизни всесторонне развитого человека, востребованную в обществе личность.
Данная технология способствует привлечению и удержанию внимания учащихся, лучшему запоминанию с урока материала и дальнейшем его воспроизведению учащимися. Заключение Современные педагогические технологии направлены на ученика, его развитие. Для выбора технологии требуется перестроить традиционно сложившийся стереотип деятельности учителя: понять, принять, признать ученика как субъекта процесса обучения и подобрать технологии образовательных знаний, учитывая особенности класса и возраст, тему и наличие дидактической обеспеченности обучения, не забывая о предполагаемом результате. Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенций. Именно современные технологии способны сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность. Лишь творчески работающий учитель, может воспитать творчески работающего ученика. Список литературы
1. Ажунова А.З. Современный урок истории в школе // Преподавание истории в школе. - 2011. - №8.
2. Борытко, Н.М. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; Под ред.Н.М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. - 59 с.
3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. - М.: ВЛАДОС, 1999.
6. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. - М., 1999.
7. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 144 с. (Серия "Энциклопедия образовательных технологий").
8. Сидоров С.В. Педагогика (педагогические технологии): Методиче-ские материалы для подготовки студентов к семинарским занятиям. - Шадринск, 2005. - 32 с.
9. Хуторской, А.В. Эвристическое обучение / А.В. Хуторской. - М.: Просвещение, 1998.345 с.
10. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред.В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.
11. http://www.allbest.ru/ Педагогические технологии на уроках истории. Курсовая работа.
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(304) "Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерные технологии на уроках истории как педагогическая проблема повышения эффективности урока"
["seo_title"] => string(185) "obiasnitiel-no-illiustrativnyi-mietod-obuchieniia-s-ispol-zovaniiem-komp-iutiernyie-tiekhnologhii-na-urokakh-istorii-kak-piedaghoghichieskaia-probliema-povyshieniia-effiektivnosti-uroka"
["file_id"] => string(6) "252208"
["category_seo"] => string(8) "istoriya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1447343468"
}
}