kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Патриотическое воспитание средствами казачества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

мероприятие для всеобщего развития, для изучения истории казачества

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Патриотическое воспитание средствами казачества"»

 Здорово дневале!
СЕГОДНЯ У НАС С ВАМИ ОЧЕРЕДНОЕ ЗАНЯТИЕ ВСЕОБУЧА ПО ИСТОРИИ КАЗАЧЕСТВА

ПЕРВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ О ТРАДИЦИЯХ КАЗАЧЕСТВА

ВТОРОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В КАЗАЧЬИХ СЕМЬЯХ


Сегодня мы будем говорить о Донском казачестве, о его культуре, обычаях, традициях.



Так, в энциклопедиях, справочниках отмечается, что казачество, как одна из социальных групп населения России представляло собой военное сословие в дореволюционной России XVIII – начала XX вв. Но зародилось оно значительно ранее, ещё в XIV – XVII вв.


Говоря о культурной специфике донских казаков, следует отметить, что их культура была частью общерусской традиции, но, в то же время, обладала целым рядом особенностей

Известно, что до 1920 года Ростовская Область относилась к области Войскового Донского, и казаки составляли большую ее часть населения.

Казачий фольклор – предания, сказки, пословицы, поговорки, былины, песни. Он богат на суровые военные и походные песни. Казачье народное творчество - это мудрость, накопленная веками.

Особенность донского фольклора заключается в тесной связи с обрядностью, с религией и с явлениями жизни: рождением, крещением, свадьбой, проводами, обрядами погребения. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность – это все литературное богатство донского фольклора.

Донской казак – это устойчивое понятие фольклора, которое связывалось с былинными богатырями. Первыми казаками были Илья Муромец - матерый казак, Алеша Попович, Добрыня Никитич – Дончак. Первоначально слово казак употреблялось в смысле «храбрец», «лихач». Однако в песнях конца ХVIII-XIX в.в. оно неразрывно связывается с понятием «донцы». Появляются различные его оттенки: «казаки лихие», «храбрые казаки», «донцы природные, на все пригодные»



Символы атаманской власти (Булава, насека, бунчук)

Бунчук – символ казачьей вольницы. Древко с позолоченным шаром на конце. Из шара выпускались конские хвосты или хвост волка. Его выносили перед выходом атамана. Пожалован императрицей Елизаветой Петровной.

Насека – знак атаманской власти. Жезл из крепкого дерева. На нее атаман опирался.

Булава – знак атаманской власти. Из ореховой палки, на конце серебряный шар с позолотой, рукоять отделана серебром.
традиционные виды оружия казаков.(Шашка, пика, нагайка)

Дважды территорию Ростовской области пересекает Дон - одна из крупнейших рек России.

Особое отношение у казаков с рекой Дон,

Провожали и встречали казака глотком чистой воды

Высшим грехом считалось у казаков плюнуть в реку, уважительное отношение к Дону воспитывалось с ранних лет.


Отличительной особенностью донских казачьих сказок является отсутствие «волшебной силы», помогающей герою. В донских сказках всегда воплощается мечта народа о свободной и счастливой жизни.

С трепетом и уважением относились казаки к своему оружию. Оружие казака всегда находилось на самом видном месте, являлось наградой за доблесть. Например, «Шашка-саморубка».


Казачьи сказки в то же время учили жить своим умом, сочувствовать людям. Особо зорко следили, чтобы ребенок не заражен был завистью. У казаков считалось, что зависть есть ненависть. Завистники – это люди, которые не чуждаются ни воровства, ни ножа, ни топора.

Помимо героических сказок - быличек в казачьем фольклоре много сказок на бытовые темы. Они полны юмора и искрятся весельем.

язык их отличается: здесь множество специфических казачьих выражений, особый ритм и мелодичность речи. Великолепно говорится об обычаях и нравах казаков. Здесь и сватовство, и обычай товарищества, очень верно описываются гульбища казаков, отражаются их веселый нрав, смекалку, находчивость, острословие, юмор. Надо отметить особое религиозное воспитание казаков.

В отличие от русских, казачьи сказки не имеют рифмованной концовки. Например, «Стали жить-поживать, да добра наживать». В них концовка скорее напоминает оконченное повествование. Например, «Заиграли тут песню и праздник запраздничали».

Главный герой сказок - обычно простой казак, который отличается храбростью

Сюжеты казачьих сказок можно систематизировать в несколько групп.

Первая - это сказки, где герой борется с нечистой силой («Огненный змей»).

Вторая - сюжеты, связанные с освобождением из плена или от колдовства невесты или жениха («Горе-Злосчастие»).

Третья - это сказки о чудесном помощнике («Лебедь»).

Четвертая - о чудесном предмете, который помогает герою достичь цели («Оборотень», «Султанская дочь»).

Особое внимание при рассмотрении казачьих сказок нужно уделить языку этих произведений.

Сказки отличаются стилизованным языком, который передает особенности казачьей речи.

В них мы встречам присуще казачьему фольклору особые диалектные слова, которые придают повествованию особый колорит, делают его красочным и эмоциональным

Встречаются характерные для фольклора присказки: «живут по чести по совести», «молодо-зелено», «звали-величали», «какого роду племени», «судьба-злодейка». 

В заключении всегда есть место для поучительного слова, которое является выражением моральных убеждений. Такое заключение имеет назидательный характер, выражает стремление рассказчика передать мудрость предков новому поколению.

В казачьих сказках отразился окружающий мир особенности быта, нравов, обычаев казаков, моральные нормы, написанные нравственные законы, а то есть основные заповеди казачьего общества,большое значение предается семейному воспитанию казаков. Это воспитание трудолюбия, стремление к честной воинской службе, порядочности, добру, благожелательности. В казачьих сказках герои учат различать, добро и зло, отличать истинную правду от ложной, героическое от трусости.

Старшее поколение внушало сыновьям, внукам необходимость распознавать настрой человека. Они говорили: «Бойтесь козла спереди, коня сзади, а человека со всех сторон. А чтобы узнать человека, не глядите ему в лицо, а заглядывайте в сердце».

Казачьи сказки формировали способности правильно оценивать жизненную ситуацию.

Вот такие разные были казачьи сказки. Из века в век прославляли они казачью удаль и корили жадность.







В современном обществе идет возрождение казачества, для обучающихся очень интересен факт возрождения казачьих кадетских корпусов и это послужило развитию казачьего образования. Эти учебные заведения пользуются большой популярностью в октябре 1991 года в Новочеркасске открылся Донской Императора Александра III казачий кадетский корпус.

В 1995 году в Ростове-на-Дону был открыт Второй Донской императора Николая II кадетский корпус. Он быстро заслужил признание за счёт высокого уровня преподавания и специалистов, которые в нем работали.

В 2001 году было издано постановление «О создании сети кадетских корпусов в Ростовской области», рядом с нашим районом находится Белокалитвинский Матвея Платова кадетский корпус

Уровень предметной и дополнительной подготовки в кадетских корпусах высок – более половины выпускников поступают в военные училища. Кроме общеобразовательных предметов кадеты изучают военную историю, основы военного дела и рукопашного боя, занимаются различными видами спорта, учащимся преподают бальные танцы.

Сегодня Вы узнали много нового и интересного из истории Донского казачества. Вы на одно мгновение окунулись в прошлые века, прикоснулись к жизни наших предков и узнали, какие законы и традиции соблюдали, чем дорожили. Так же узнали интересные факты из истории нашей родной земли.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Патриотическое воспитание средствами казачества"

Автор: Бирюкова Елена Анатольевна

Дата: 28.10.2025

Номер свидетельства: 676264

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) ""Патриотическое воспитание обучающихся средствами казачества""
    ["seo_title"] => string(68) "patrioticheskoe_vospitanie_obuchaiushchikhsia_sredstvami_kazachestva"
    ["file_id"] => string(6) "577878"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1618127645"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Воспитательная работа "Казак без веры не казак" "
    ["seo_title"] => string(50) "vospitatiel-naia-rabota-kazak-biez-viery-nie-kazak"
    ["file_id"] => string(6) "118446"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413135109"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Кубанские народные игры   с детьми дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(51) "kubanskiienarodnyieighrysdietmidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "263492"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449560386"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Тема: «Казачьи забавы»"
    ["seo_title"] => string(21) "tiema_kazach_i_zabavy"
    ["file_id"] => string(6) "431868"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1507721366"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства