Просмотр содержимого документа
«"Патриотическое воспитание средствами казачества"»
Здорово дневале! СЕГОДНЯ У НАС С ВАМИ ОЧЕРЕДНОЕ ЗАНЯТИЕ ВСЕОБУЧА ПО ИСТОРИИ КАЗАЧЕСТВА
ПЕРВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ О ТРАДИЦИЯХ КАЗАЧЕСТВА
ВТОРОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В КАЗАЧЬИХ СЕМЬЯХ
Сегодня мы будем говорить о Донском казачестве, о его культуре, обычаях, традициях.
Так, в энциклопедиях, справочниках отмечается, что казачество, как одна из социальных групп населения России представляло собой военное сословие в дореволюционной России XVIII – начала XX вв. Но зародилось оно значительно ранее, ещё в XIV – XVII вв.
Говоря о культурной специфике донских казаков, следует отметить, что их культура была частью общерусской традиции, но, в то же время, обладала целым рядом особенностей
Известно, что до 1920 года Ростовская Область относилась к области Войскового Донского, и казаки составляли большую ее часть населения.
Казачий фольклор – предания, сказки, пословицы, поговорки, былины, песни. Он богат на суровые военные и походные песни. Казачье народное творчество - это мудрость, накопленная веками.
Особенность донского фольклора заключается в тесной связи с обрядностью, с религией и с явлениями жизни: рождением, крещением, свадьбой, проводами, обрядами погребения. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность – это все литературное богатство донского фольклора.
Донской казак – это устойчивое понятие фольклора, которое связывалось с былинными богатырями. Первыми казаками были Илья Муромец - матерый казак, Алеша Попович, Добрыня Никитич – Дончак. Первоначально слово казак употреблялось в смысле «храбрец», «лихач». Однако в песнях конца ХVIII-XIX в.в. оно неразрывно связывается с понятием «донцы». Появляются различные его оттенки: «казаки лихие», «храбрые казаки», «донцы природные, на все пригодные»
Символы атаманской власти (Булава, насека, бунчук)
Бунчук – символ казачьей вольницы. Древко с позолоченным шаром на конце. Из шара выпускались конские хвосты или хвост волка. Его выносили перед выходом атамана. Пожалован императрицей Елизаветой Петровной.
Насека – знак атаманской власти. Жезл из крепкого дерева. На нее атаман опирался.
Булава – знак атаманской власти. Из ореховой палки, на конце серебряный шар с позолотой, рукоять отделана серебром. традиционные виды оружия казаков.(Шашка, пика, нагайка)
Дважды территорию Ростовской области пересекает Дон - одна из крупнейших рек России.
Особое отношение у казаков с рекой Дон,
Провожали и встречали казака глотком чистой воды
Высшим грехом считалось у казаков плюнуть в реку, уважительное отношение к Дону воспитывалось с ранних лет.
Отличительной особенностью донских казачьих сказок является отсутствие «волшебной силы», помогающей герою. В донских сказках всегда воплощается мечта народа о свободной и счастливой жизни.
С трепетом и уважением относились казаки к своему оружию. Оружие казака всегда находилось на самом видном месте, являлось наградой за доблесть. Например, «Шашка-саморубка».
Казачьи сказки в то же время учили жить своим умом, сочувствовать людям. Особо зорко следили, чтобы ребенок не заражен был завистью. У казаков считалось, что зависть есть ненависть. Завистники – это люди, которые не чуждаются ни воровства, ни ножа, ни топора.
Помимо героических сказок - быличек в казачьем фольклоре много сказок на бытовые темы. Они полны юмора и искрятся весельем.
язык их отличается: здесь множество специфических казачьих выражений, особый ритм и мелодичность речи. Великолепно говорится об обычаях и нравах казаков. Здесь и сватовство, и обычай товарищества, очень верно описываются гульбища казаков, отражаются их веселый нрав, смекалку, находчивость, острословие, юмор. Надо отметить особое религиозное воспитание казаков.
В отличие от русских, казачьи сказки не имеют рифмованной концовки. Например, «Стали жить-поживать, да добра наживать». В них концовка скорее напоминает оконченное повествование. Например, «Заиграли тут песню и праздник запраздничали».
Главный герой сказок - обычно простой казак, который отличается храбростью
Сюжеты казачьих сказок можно систематизировать в несколько групп.
Первая - это сказки, где герой борется с нечистой силой («Огненный змей»).
Вторая - сюжеты, связанные с освобождением из плена или от колдовства невесты или жениха («Горе-Злосчастие»).
Третья - это сказки о чудесном помощнике («Лебедь»).
Четвертая - о чудесном предмете, который помогает герою достичь цели («Оборотень», «Султанская дочь»).
Особое внимание при рассмотрении казачьих сказок нужно уделить языку этих произведений.
Сказки отличаются стилизованным языком, который передает особенности казачьей речи.
В них мы встречам присуще казачьему фольклору особые диалектные слова, которые придают повествованию особый колорит, делают его красочным и эмоциональным
Встречаются характерные для фольклора присказки: «живут по чести по совести», «молодо-зелено», «звали-величали», «какого роду племени», «судьба-злодейка».
В заключении всегда есть место для поучительного слова, которое является выражением моральных убеждений. Такое заключение имеет назидательный характер, выражает стремление рассказчика передать мудрость предков новому поколению.
В казачьих сказках отразился окружающий мир особенности быта, нравов, обычаев казаков, моральные нормы, написанные нравственные законы, а то есть основные заповеди казачьего общества,большое значение предается семейному воспитанию казаков. Это воспитание трудолюбия, стремление к честной воинской службе, порядочности, добру, благожелательности. В казачьих сказках герои учат различать, добро и зло, отличать истинную правду от ложной, героическое от трусости.
Старшее поколение внушало сыновьям, внукам необходимость распознавать настрой человека. Они говорили: «Бойтесь козла спереди, коня сзади, а человека со всех сторон. А чтобы узнать человека, не глядите ему в лицо, а заглядывайте в сердце».
Казачьи сказки формировали способности правильно оценивать жизненную ситуацию.
Вот такие разные были казачьи сказки. Из века в век прославляли они казачью удаль и корили жадность.
В современном обществе идет возрождение казачества, для обучающихся очень интересен факт возрождения казачьих кадетских корпусов и это послужило развитию казачьего образования. Эти учебные заведения пользуются большой популярностью в октябре 1991 года в Новочеркасске открылся Донской Императора Александра III казачий кадетский корпус.
В 1995 году в Ростове-на-Дону был открыт Второй Донской императора Николая II кадетский корпус. Он быстро заслужил признание за счёт высокого уровня преподавания и специалистов, которые в нем работали.
В 2001 году было издано постановление «О создании сети кадетских корпусов в Ростовской области», рядом с нашим районом находится Белокалитвинский Матвея Платова кадетский корпус
Уровень предметной и дополнительной подготовки в кадетских корпусах высок – более половины выпускников поступают в военные училища. Кроме общеобразовательных предметов кадеты изучают военную историю, основы военного дела и рукопашного боя, занимаются различными видами спорта, учащимся преподают бальные танцы.
Сегодня Вы узнали много нового и интересного из истории Донского казачества. Вы на одно мгновение окунулись в прошлые века, прикоснулись к жизни наших предков и узнали, какие законы и традиции соблюдали, чем дорожили. Так же узнали интересные факты из истории нашей родной земли.